<< Предыдущая

стр. 6
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

напряжения. Визуализация делается все более непринужденной и приятной.
Когда маленький ребенок сидит в окружении множества игрушек, он и не
думает играть со всеми ими сразу. Он берет одну игрушку и играет с ней
некоторое время, затем, когда ему стало достаточно, берет другую, кото-
рую, опять же, откладывает, чтобы поиграть с третьей, и так далее. У не-
го полно игрушек, но он не беспокоится на счет возможности поиграть со
всеми сразу. Он знает, что они здесь, но одной игрушки довольно, а когда
она наскучит, он может взять другую.
Медитация Ченрезига во многом аналогична. Сначала визуализируют лицо,
или одну руку, украшение, цвет, а когда уму надоело, переходят к другой
детали. Тогда ум чувствует большую легкость, наделенную свободой перед-
вижения, и лишенную веса, превышающего его способности. Это - очень хо-
роший метод овладения медитацией.
В противном случае, рискуют приступить к визуализации в беспокойстве
и с напряжением: "Я просто должен визуализировать не забывая ничего - ни
тела, ни цветов, ни атрибутов; пусть руки остаются на своем месте, равно
как и ноги, и сверх того, мне нельзя выпускать лицо из виду, когда я
размышляю о лотосе или четках..." Такая задача покажется совершенно оше-
ломляющий, вы будете полностью обескуражены еще даже не начав!
Предположим, что перед вами ставят множество задач, которые вы должны
выполнять одновременно. Вы не знаете за что взяться; начиная одно, вы
беспокоитесь о неспособности сделать другое. Вы думаете: "Я никогда не
справлюсь с этим. У меня нет времени, необходимого на все это. Это не-
возможно!" Вам будет не легко с таким чувством, будто вы взвалили непо-
мерную ношу на свои плечи. Но вам и не обязательно подступаться к меди-
тации с такой же тяжестью в уме.
Делая визуализацию, у нас имеется некоторая пластичность и способ-
ность решать, что мы можем или не можем сделать; ведь именно наш ум ду-
мает таким образом. И напротив, когда мы желаем получить совершенную ви-
зуализацию, а потом, не будучи способными достигнуть этого, мы восстаем
против самих себя или отчаиваемся, то это как и прежде наш ум создает
эти проблемы. Ум сам творит себе свободу или трудности в зависимости от
его подхода к вещам.
Надо обладать искусством верно направлять ум и знать, как непринуж-
денно и легко медитировать, на подобие того, как маленький ребенок игра-
ет с тем, что подходит ему в удобное ему время. Для него это не сложно и
его ничто не беспокоит. Мысли, которые обычно волнуют нас, могут быть
успокоены применением такого отношения. Если же, напротив, мы фиксируем-
ся на идее о том, что должны не забыть "это" и не пропустить "то", мы
лишь добавляем новых беспокойств к старым и новое напряжение с нашему
старому. Но не в этом цель медитации.
.
МЕТОДЫ МЕДИТАЦИИ

Медитация Ченрезига состоит из четырех частей:
- Вступление
- Фаза построения
- Фаза завершение
- Заключение


Вступление

Вступление к медитации включает две части: принятие прибедища и раз-
витие ума пробуждения. То и другое декламируется в одном и том же стихе,
который повторяют три раза:

САНГ ГЬЕЙ ЧУ ДАНГ ЦОК КЬИ ЧОК НАМ ЛА
ЧАНГ ЧУБ БАР ДУ ДАУ НИ КЬЯБ СУ ЧИ
ДАГ ГИ ДЖИН СОК ГЬИ ПЭЙ СО НАМ КЬИ
ДРО ЛА ПЕН ШИР САНГ ГЬЕЙ ДРУБ ПАР ШО

ї1Пока не достиг просветления, я принимаю прибежище
ї1В Будде, дхарме и возвышенной сангхе.
ї1Благодаря заслуге, зарождаемой практикой щедрости и других
ї1совершенств,
ї1Пусть я реализую пробуждение ради блага существ.

Первые две строки относятся к принятию прибежища; две следующие стро-
ки - к зарождению ума пробуждения.
ї1Принятие прибежищаї0 может совершаться двумя способами: без или с визу-
ализацией.
В первом случае, просто думают, что все будды и бодхисаттвы все время
присутствуют здесь и что мы отдаем себя их опеке.
Во втором случае, визуализация отличается от визуализации "дерева
прибежища", используемой в частности вї1 подготовительных практикахї0, когда
представляются сразу множество различных фигур: лам,ї1 йидамовї0, будд,
текстовї1 дхармыї0, представителей ї1сангхиї0, и защитников. Метод, применяемый
в медитации Ченрезига, называется "традицией драгоценности, которая со-
бирает все места прибежища в себе." Здесь визуализируется только Ченре-
зиг и мы отдаем себя его опеке. Думаем, что Ченрезиг соединяет в себе
источник ламы, линию лам, а также прочие места прибежища, будд, бодхи-
саттв,ї1 йидамовї0 и так далее.
В обоих случаях мы не принимаем прибежища лишь для себя, но представ-
ляем, что прибежище принимается вместе со всеми существами вселенной до
тех пор пока каждый не придет к пробуждению.
Второй аспект ї1развития ума пробужденияї0 подразумевает, что на пороге
медитации мы задаем своему уму правильное направление. Мы думаем: "Я де-
лаю эту практику, чтобы получить способность освободить всех живых су-
ществ от страданийї1 самсарыї0. После того как я достигну состояния Ченрези-
га, я буду постоянно работать на благо существ, как он теперь."


Фаза построения

Фаза построения начинается с создания образа божества. Визуализируют
как появляется полностью распустившемся лотос на высоте предплечья над
головой. Затем, поверх лотоса, появляется лунный диск, на котором верти-
кально стоит слог белого цвета, ХРИ. Из ХРИ возникает сияющее излучение,
которое распространяется во всех направлениях. Представляют, что свет,
идущий вверх - это подношение отправляемое буддам и бодхисаттвам, между
тем как свет, идущий вниз, - это поток сострадания, который облегчает
страдание обычных существ. Затем свет быстро возвращается обратно к сло-
гу ХРИ, который превращается в Ченрезига в том виде, как он описан в
тексте и представлен наї1 тхангкеї0.
Итак, поем:

ДАГ СОК КА КЬЯБ СЕМ ЧЕН ГЬИ
ЧИ ЦУ ПЭЙ КАР ДА ВЭЙ ТЕНГ
ХРИ ЛЕЙ ПА ЧО ЧЕН РЕЙ ЗИ
КАР САЛ О ЗЕР НГА ДЕН ТРО
ДЗЕЙ ДЗУМ ТУ ДЖЕ ЧЕН ГЬИ ЗИК
ЧАК ШИ ДОНГ ПО ТАЛ ДЖОР ДЗЕ
О НИ ШЕЛ ТРЕНГ ПЕ КАР НАМ
ДАР ДОНГ РИН ЧЕН ГЬЕН ГЬИ ТРЕ
РИ ДАК ПАК ПЭЙ ТО ЙОК СОЛ
О ПАК МЭЙ ПЕ У ГЬЕН ЧЕН
ШАП НЬИ ДОР ДЖЭЙ КЬИЛ ТРУНГ ШУГ
ДРИ МЭЙ ДА ВА КЬЯБ ТЕН ПА
КЬЯБ НЭЙ КУН ДУ НГО ВОР ГЬЮР

ї1Надо мной и всеми существами вселенной:
ї1Белый лотос и лунный диск.
ї1На них, буква ХРИ, из которой появляется благородный Ченрезиг.
ї1Его прозрачное и белое тело излучает пять разноцветных лучей;
ї1Он улыбается и смотрит на нас с состраданием.
ї1У него четыре руки, две центральные соединены,
ї1Из двух других, правая держит хрустальные четки,
ї1Левая, белый лотос.
ї1Шелка и драгоценности украшают его.
ї1Оленья шкура перекинута через плечо,
ї1Будда Безграничного Света увенчивает его голову.
ї1Он сидит в ваджрной позе,
ї1За его спиной - незапятнанный лунный диск.
ї1Он соединяет суть всех аспектов прибежища.

Обычно визуализацию делают в процессе пения текста. Однако, пока не
имеют навыка практики, можно делать сперва визуализацию, а текст петь
после, или же сперва петь текст, а затем делать визуализацию.
Далее, три раза декламируют короткое обращение восхваление, думая,
что выражают почтение вместе со всеми существами, качествам тела, речи и
ума Ченрезига. Поем три раза:

ДЖО ВО КЬОН ГЬИ МА ГУ КУ ДУ КАР
ДЗОК САНГ ГЬЭЙ КЬИ У ЛА ГЬЕН
ТУК ДЖЭЙ ЧЕН ГЬИ ДРО ЛА ЗИК
ЧЕН РЭЙ ЗИ ЛА ЧАК ЦАЛ ЛО

ї1Господь с белым телом, не запятнанный ни единым недостатком,
ї1Совершенный будда украшает твою голову.
ї1Ты глядишь на существ взором сострадания.
ї1Перед тобой, Ченрезиг, я кланяюсь.

Потом представляют, что Ченрезиг отвечает тем, что излучает, всем те-
лом, свет, распространяющийся во всех направлениях и очищающий все явле-
ния:
- вселенная становится Страной Блаженства;
- все существа становятся Ченрезигом;
- все звуки становятсяї1 мантройї0 Ченрезига;
- каждая активность ума становится умом Ченрезига, исконным сознанием.

Одновременно мы становимся Ченрезигами.
Поем:

ДЭЙ ТАР ТСЭЙ ЧИК СОЛ ТАБ ПЭЙ
ПАВ ПЕ КУ ЛЭЙ О ЗЕР ТРУ
МА ДАК ЛЭЙ НАНГ ТРУЛ ШЭЙ ДЖАНГ
ЧИ НУ ДЭЙ ВА ЧЕН ГЬИ ШИНГ
НАНГ ЧУ КЬЯ ДРО ЛЮ НГАК СЕМ
ЧЕН РАЙ ЗИ ВАНГ КУ СУНГ ТУК
НАНГ ДРАК РИК ТОНГ ЙЕР МАЙ ГЬЮР

ї1Спев молитву не отвлекаясь, после этого
ї1Тело благородного Ченрезига излучает свет.
ї1Свет рассеивает кармически нечистые явления и ошибочное понимание.
ї1Внешний мир становится Страной Блаженства;
ї1Тело, речь и ум существ
ї1Становится Телом, Речью и Умом Господа Ченрезига.
ї1Явления, звуки и познание объединяются в пустоте.

Далее повторяют ї1мантруї0.
Повторениеї1 мантрыї0 ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ делается с различными визуализа-
циями, в ходе которых обычно представляют себя в форме Ченрезига. Но на-
чинающие, если они испытывают сложности, используя такой метод, могут
взамен визуализировать Ченрезига над своей головой или же в небе напро-
тив.
Здесь мы рассмотрим десять визуализаций, которые могут применяться
попеременно, причем не обязательно переходить от одной к другой. Нет не-
обходимости делать их непременно по порядку, и не следует считать данный
список исчерпывающим.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 1:
Концентрируйтесь на том, как выглядит Ченрезиг: либо на всем его теле
или же последовательно на различных элементах; например, на лице, потом
на руках, диадеме, ожерельях, браслетах, драгоценности, лотосе, четках,
ногах и так далее. Таким образом практикуют ментальное спокойствие (ї1ши
ї1нэйї0) одновременно развивая способность к визуализации.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 2:
Визуализируйте, что в сердце Ченрезига стоит вертикально буква ХРИ,
белого цвета, на лунном диске, лежащем в центре шестилепесткового лото-
са. Медитируют, удерживая ум покоящимся на ХРИ.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 3:
Используя предыдущую визуализацию в качестве базиса, добавляют шесть
слоговї1 мантрыї0. Они стоят вертикально на лепестках лотоса, обращены к ХРИ
в центре и идут в порядке слева направо, начиная от ОМ, расположенного
спереди. Каждй слог окрашен в собственный цвет:
- ОМ: в белый
- МА: в зеленый
- НИ: в желтый
- ПАД: в голубой
- МЕ: в красный
- ХУНГ: в черный.
Концентрируйтесь либо на всей визуализации, или же на каждом слоге
последовательно.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 4:
ХРИ в сердце непрерывно испускает сияющие лучи, которые трансформиру-
ются в красивые предметы, приятные звуки и запахи, или принимают вид
благоприятных символов или субстанций. Думают о том, что все это подно-
сится буддам и бодхисаттвам. Затем будды и бодхисаттвы обратно посылают
нам свою милость и благословение в форме того же света, который вливает-
ся в ХРИ.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 5:
Из сердца Ченрезига, исходит белый свет, который устремляется в ады,
усмиряет все страдание существ там, дает прохладу всем тем, кто горит,
тепло - тем, кто мерзнет, и превращает ады в чистую страну.
Затем тот же свет идет в мир голодных духов, смягчает их голод, уто-
ляет их жажду, и делает этот мир чистой страной.
Таким же образом думаем, что весь свет распространяется последова-
тельно по каждому из шести мировї1 самсарыї0. После адов и миров голодных
духов, в свою очередь освобождаются сферы животных, людей, полубогов и
богов от всего их страдания и тревожащих эмоций, которые причиняют его.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 6:
Она аналогична предыдущей визуализации, но более сложная. Визуализи-
руйте, что свет исходит из каждого из слоговї1 мантрыї0, стоящих на лепест-
ках лотоса в сердце. Свет имеет те же цвета, что и слоги. Соответствие
такое:
- ОМ, белый: мир богов
- МА, зеленый: мир полубогов
- НИ, желтый: мир людей
- ПАД, синий: мир животных
- МЕ, красный: мир голодных духов
- ХУНГ, черный: мир адов.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 7:
Если имеется некоторое постижение высочайшего видения (ї1лха тонгї0), ме-
дитируют, что тело Ченрезига лишено подлинной сущности. Оно пусто и од-
новременно - видимость, видимое, хотя и пустое, - вроде отражения в зер-
кале.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 8:
Практикуйте ментальное успокоение (ї1ши нэйї0) используя звук повторяемой
ї1мантрыї0 в качестве опоры. Не рассеиваясь, медитируют удерживая звучание и
свой ум нераздельными. Можно также думать, что все внешние звуки - это
ї1мантраї0 Ченрезига.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 9:
Медитируйте на то, что все звуки воспринимаются какї1 мантра.ї0 Они -
звучание и все же пусты, пусты, хотя одновременно и звучат.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 10:
Когда мы делаем медитацию для больного или умершего человека, думаем,
что свет исходит из сердца Ченрезига достигает этого человека, облегчает
его страдание, очищает от недостатков и кармических завес, и делает
счастливым.
В этом случае, можно визуализировать Ченрезига над своей головой или

<< Предыдущая

стр. 6
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>