<< Предыдущая

стр. 5
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней.
Этот вид пособия выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные Законом N 81-ФЗ и законами субъектов РФ.
Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется жене курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 14 000 рублей (без учета индексации).
Назначается и выплачивается данное пособие по месту жительства жены военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с законодательством субъекта РФ.
Для назначения рассматриваемого вида пособия представляются:
- заявление о назначении пособия;
- копия свидетельства о браке;
- справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет;
- справка из воинской части о прохождении мужем военной службы по призыву (с указанием срока службы).
Рассматриваемое пособие назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов, и выплачивается оно за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ.

14.7. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего,
проходящего военную службу по призыву

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют:
- мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в следующих случаях, если мать:
умерла, объявлена умершей;
лишена родительских прав, ограничена в родительских правах;
признана безвестно отсутствующей;
признана недееспособной (ограниченно дееспособной);
по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка;
отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
уклоняется от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов или отказалась взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и из других аналогичных учреждений.
В случае если уход за ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение рассматриваемого пособия предоставляется одному из них.
Указанное пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные Законом N 81-ФЗ и законами субъектов РФ.
Право на данный вид пособия не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.
Выплата ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляется:
- матери ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву;
- в случае, если пособие в соответствии с законодательством назначено другим лицам - со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву.
Выплата данного вида пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста 3 лет, но не позднее дня окончания военной службы по призыву отцом такого ребенка.
Рассматриваемое пособие выплачивается в размере 6000 рублей (без учета индексации) на каждого ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Указанное пособие назначается и выплачивается по месту жительства ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, органом, уполномоченным производить назначение и выплату рассматриваемого вида пособия в соответствии с законодательством субъекта РФ.
Для назначения ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, представляются:
- заявление о назначении пособия;
- копия свидетельства о рождении ребенка (детей);
- справка из воинской части о прохождении отцом ребенка военной службы по призыву (с указанием срока службы);
- в случае наличия соответствующих оснований - копия свидетельства о смерти матери, выписка из решения об установлении над ребенком (детьми) опеки, копия вступившего в силу решения суда, копия заключения учреждения здравоохранения.
Данный вид пособия назначается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов и выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ.

14.8. Компенсационные выплаты

При оформлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет женщинам предоставляется компенсационная выплата за счет средств работодателя. Ее также можно выплачивать лицу (отцу, бабушке и т.д.), которое фактически производит уход за ребенком, если мать вышла на работу.
Размер и порядок назначения и выплаты указанных компенсаций регламентированы Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110 и Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан".
Данные компенсационные выплаты выплачиваются: матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
На данный момент размер выплаты составляет 50 рублей. Выплачивать компенсацию начинают со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком и до момента достижения ребенком возраста 3 лет или до месяца выхода на работу (при досрочном выходе из отпуска).
Таким образом, сотрудница до достижения ребенку полутора лет будет получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком и компенсационную выплату (50 руб.), а с 1,5 лет до 3 лет - только компенсационную выплату (50 руб.).
Для назначения указанной компенсации необходимо представить в бухгалтерию организации:
- заявление;
- копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
- копию свидетельства о рождении ребенка.
Решение о назначении компенсации работодатель принимает в течение 10 дней с подачи документов, а выплата осуществляется в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком.
Ежемесячная компенсационная выплата назначается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска. При обращении за назначением ежемесячной компенсационной выплаты по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком она назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев со дня месяца, в котором подано заявление о назначении этой выплаты.
На основании ст. 165 ТК РФ данная компенсация является обязательной для выплаты работодателем за счет собственных средств.
На основании п. 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан эти выплаты осуществляются за счет средств работодателя, предназначенных для оплаты труда. В пределах установленных норм они уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль (ст. 255 НК РФ). Если же работодатель выплачивает большую сумму, чем установлено законом, то данную доплату отнести к расходам, уменьшающим прибыль, нельзя.
Выплаты в пределах норм не облагаются НДФЛ, единым социальным налогом, взносами в ПФР и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве. Если работодатель выплачивает компенсацию в большем размере, то на сумму превышения начисляются НДФЛ и взносы на социальное страхование, а ЕСН и взносы в ПФР - нет, если данная разница не учитывается для целей налогообложения прибыли (п. 3 ст. 236 НК РФ).
Работодатели, применяющие специальные режимы налогообложения, включают данную выплату в расходы на оплату труда. Однако налогоплательщики, применяющие ЕНВД и УСН с объектом налогообложения "доходы", не уменьшают единый налог на суммы компенсационных выплат. С сумм свыше 50 руб. работодатель должен начислить взносы на обязательное пенсионное страхование.

14.9. Учет и налогообложение пособий

Начисление и выплату пособий в бухгалтерском учете рассмотрим на примере.

Пример 14.3.
Сотрудница организации ушла в отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет.
Согласно приказу руководителя ей назначили выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 5600 руб. и компенсационную выплату 50 руб. в месяц. Бухгалтер организации будет ежемесячно делать в учете следующие записи до достижения ребенком 1,5 лет:
Д-т 69-1, К-т 70 - 5600 руб. - начислено ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
Д-т 44, 26, К-т 70 - 50 руб. - начислено пособие работнице;
Д-т 70, К-т 50 - 5650 руб. - выданы пособия работнице.
Все перечисленные пособия (кроме ежемесячного пособия на ребенка и компенсационных выплат) работодатель выплачивает в счет причитающегося к уплате ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ. Помимо указанных, работодатель может выплачивать своим работникам и дополнительные суммы.
Рассмотрим налогообложение следующих видов пособий:
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет.
В пределах норм данные пособия не облагаются ЕСН, НДФЛ, взносами в ПФР и на страхование от несчастных случаев на производстве. При расчете налога на прибыль данные суммы также не учитываются.
Организации, применяющие специальные режимы налогообложения, все выплаченные пособия своим сотрудникам в пределах 1 МРОТ включают в расходы, уменьшающие налогооблагаемые доходы, а налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы" и ЕНВД, включают их в уменьшение исчисленного налога. На эти пособия не начисляются взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если заработная плата сотрудника превышает максимальный размер выплаты пособия, работодатель может производить доплату до фактического заработка. Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, а также премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Ст. 255 НК РФ определяет, что за отпуск по беременности и родам выплачиваются пособия по государственному социальному страхованию в установленном законами порядке. Так как данные пособия выплачиваются за счет ФСС РФ и основанием их выплаты являются выданные в установленном порядке листки нетрудоспособности, к доплате до фактического заработка при оплате отпуска по беременности и родам применяется п. 15 ст. 255 НК РФ. В соответствии с данной нормой к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ.
Однако размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по беременности и родам, исчисленного согласно трудовым договорам и законодательству РФ, может превышать максимальный размер пособия, установленный Законом N 180-ФЗ.
Согласно п. 15 ст. 255 НК РФ налогоплательщик имеет право отнести к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, расходы на доплату до фактического заработка в случае выплаты пособия по беременности и родам.
Доплата пособия по беременности и родам до размера среднего заработка в случае, если средний заработок превышает максимальный размер ежемесячного пособия, установленный законом, производится организацией за счет собственных средств и не рассматривается как государственное пособие.
Соответственно, суммы превышения доплаты до среднего заработка над размером пособия по беременности и родам, выплачиваемого из ФСС РФ, подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.
Сумма доплаты работнику разницы между суммой пособия по беременности и родам, установленного законом, которая возмещается ему из ФСС РФ и выплаченной в размере фактического заработка, подлежит обложению ЕСН в случае, если она отнесена к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Организации, применяющие специальные режимы налогообложения, при доплате до фактического заработка при выплате пособия по беременности и родам с сумм, превышающих максимальный размер пособий, начисляют на данную разницу взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

15. Особенности начисления и выплаты больничных
при различных режимах налогообложения

Пособие по беременности и родам выплачивается полностью за счет средств ФСС РФ, а вот порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности зависит от режима налогообложения, который применяет работодатель.

15.1. Работодатель, применяющий общий режим налогообложения

Как уже неоднократно упоминалось, первые два дня утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, оплачивает работодатель за счет собственных средств. Указанные выплаты можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ).
ФСС России возмещает расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности в связи с болезнью или травмой сотрудника, начиная с третьего дня указанного периода.
Все остальные пособия оплачиваются отделением ФСС России с первого дня. Это касается пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых в случае:
- необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
- карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;
- осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
- долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения.
Сотруднику, у которого заработная плата выше установленного максимального размера пособия, не избежать потерь в заработке в случае временной нетрудоспособности. Поэтому работодатели могут доплачивать своим сотрудникам за дни временной нетрудоспособности, беременности и родов до фактического заработка за счет собственных средств.
Расходы, понесенные организацией на доплату до фактического заработка, можно будет учесть при расчете налога на прибыль в составе расходов на оплату труда на основании п. 15 ст. 255 НК РФ (письма Минфина России от 4 мая 2005 г. N 03-03-01-04/2/74, от 31 октября 2005 г. N 03-03-04/2/95), но только при условии, что прибавка прописана в коллективном или трудовом договоре. Об этом говорится в письме Минфина России от 15 июня 2004 г. N 03-02-05/4/19.
Сверхнормативные выплаты, которые не укладываются в пределы, установленные Законом N 255-ФЗ, не являются государственными пособиями. Фактически доплата до заработка является частью обычной заработной платы. На сумму доплаты требуется начисление ЕСН, взносов в Пенсионный фонд РФ и на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Можно пойти и другим путем: установить повышенный размер пособия не в трудовом или коллективном договоре, а в приказе руководителя, тогда сумма доплаты учитываться при расчете налога на прибыль не будет, но и начислять ЕСН и взносы в ПФР не придется (п. 3 ст. 236 НК РФ, ст. 10 Закона N 167-ФЗ).

15.2. Предприятия, применяющие специальные режимы
налогообложения

Для предприятий, перешедших на специальные режимы налогообложения (УСН и ЕНВД), существуют свои особенности в части расчетов с ФСС РФ. Они не являются плательщиками ЕСН и фактически лишаются возможности получать полноценную компенсацию начисленных социальных пособий.
Работодатели, применяющие специальные режимы налогообложения, освобождены от уплаты ЕСН. В то же время часть единого налога (уплачиваемого при УСН), ЕНВД и единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), перечисленных ими в бюджет, направляется в бюджет ФСС России.
Получается, что работодатели, применяющие специальные режимы налогообложения, также финансируют ФСС РФ. Хотя средства направляются туда не напрямую, а через Федеральное казначейство.
Поэтому все пособия по обязательному социальному страхованию выплачиваются полностью за счет средств ФСС России. Исключением из этого правила являются пособия по временной нетрудоспособности.
Выплата пособий по временной нетрудоспособности гражданам, которые работают в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, регулируется Законом N 190-ФЗ. Согласно данному нормативному акту за счет ФСС РФ организации, применяющие специальные налоговые режимы, могут выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеваниями) только в сумме, которая не превышает за полный календарный месяц одного МРОТ. Оставшуюся часть пособия организация должна оплатить за счет собственных средств.
Размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер данного пособия, установленный федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год. Это положение закреплено в п. 5 ст. 7 Закона N 255-ФЗ. Положения данного Закона не предусматривают исключений из установленной нормы о максимальном размере пособий по временной нетрудоспособности для отдельных категорий граждан. Ограничение максимальным размером применяется при выплате указанных пособий всем категориям работников.
Никто не запрещает выплатить организации за свой счет и сумму сверх этого лимита. Так разъяснил Минфин России в письме от 4 марта 2004 г. N 04-02-05/3/15 "О налогообложении пособий по временной нетрудоспособности". Однако сумма в пределах среднего заработка, превышающая максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, будет также считаться пособием, тогда как величина, превышающая средний заработок, уже будет просто выплатой в пользу работника.
Обратите внимание, что в районах и местностях, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, сумма пособия по временной нетрудоспособности, возмещаемая ФСС РФ, определяется, исходя из минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента. Об этом сказано в п. 1 Разъяснений Минтруда России от 18 апреля 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (утв. Постановлением Минтруда России и ФСС РФ от 18 апреля 2003 г. N 20/43).
И наконец, порядок выплаты пособий, установленный Законом N 255-ФЗ, когда первые два дня болезни сотрудника оплачиваются из средств работодателя, на "спецрежимников" не распространяется.
Эти правила относятся в полной мере и к индивидуальным предпринимателям, которые выступают в качестве работодателей.
Что касается пособий по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособия при усыновлении ребенка и т.д., то согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 190-ФЗ они выплачиваются в установленных федеральными законами размерах целиком за счет средств ФСС РФ.

Пример 15.1.
Организация работает по упрощенной системе налогообложения. Фирма платит единый налог с доходов. В декабре 2008 г. сотрудник организации был болен в течение 4 дней. Страховой стаж сотрудника составляет 10 лет. Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности ему выплатят в размере 100 процентов среднего заработка.
Сотрудник трудится на фирме с 2004 г. Расчетный период для определения размера пособия отработан им полностью - с декабря 2007 г. по ноябрь 2008 г. За расчетный период заработок сотрудника составил 187 540 руб., его средний дневной заработок будет такой:
187 540 руб. : 366 дн. = 512,4 руб.
Величина ежедневного пособия с учетом непрерывного трудового стажа равна той же сумме, т.е. размер пособия составит 2049,6 руб. (512,4 руб. x 4 дн.). При этом пособие в полной сумме будет выплачено за счет ФСС РФ, т.к. его размер не превышает минимальный размер оплаты труда (2300 руб. в месяц по состоянию на декабрь 2008 г.).

Работодатели, применяющие специальные режимы налогообложения, а также индивидуальные предприниматели имеют право на полную компенсацию расходов по государственному социальному страхованию, если добровольно уплачивают взносы на социальное страхование. Размер страхового тарифа - 3%, а налоговую базу нужно определять по правилам гл. 24 НК РФ для исчисления единого социального налога.
Уплата добровольных взносов начинается с месяца, когда подано заявление о регистрации. Так сказано в п. 4 Правил добровольной уплаты взносов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2003 г. N 144 (далее - Правила добровольной уплаты взносов). Примерная форма такого заявления приведена в приложении N 1 к письму ФСС РФ от 24 марта 2003 г. N 02-10/05-1795 "О реализации Постановления Правительства РФ от 5 марта 2003 г. N 144".
В случае, когда страхователь оплачивает пособие по временной нетрудоспособности, сумма, подлежащая перечислению в ФСС РФ, определяется как разность между суммой начисленных страховых взносов и расходами по оплате больничных. Если сумма расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности превышает сумму начисленных страховых взносов, ФСС РФ в общеустановленном порядке выделяет страхователю недостающие средства.
Регистрация организаций в органах ФСС РФ осуществляется с учетом особенностей, связанных с применением Правил добровольной уплаты взносов в соответствии с Порядком регистрации в качестве страхователей юридических лиц по местонахождению обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ. Этот документ утвержден Постановлением ФСС РФ от 23 марта 2004 г. N 27. В соответствии с п. 7 Правил добровольной уплаты взносов сумма, подлежащая перечислению в ФСС РФ, определяется следующим образом. Из суммы начисленных страховых взносов нужно вычесть расходы по оплате пособий по временной нетрудоспособности, а страховые взносы перечисляются ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. В том случае, когда сумма расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности превышает сумму начисленных страховых взносов, Фонд в общеустановленном порядке выделяет работодателю недостающие средства.
Когда плательщик добровольных взносов опаздывает с уплатой страховых взносов, ФСС РФ высылает в его адрес письменное уведомление с требованием погасить задолженность не позднее срока уплаты страховых взносов за следующий месяц. Форма уведомления приведена в приложении N 3 к письму N 02-10/05-1795. Если страхователь не погашает задолженность по страховым взносам в указанный срок, отделение Фонда принимает решение о прекращении отношений по их добровольной уплате. Делается это с того месяца, который следует за последним месяцем, за который уплачены взносы. Об этом письменно сообщают страхователю (п. 8 Правил добровольной уплаты взносов). Если такое случилось, вам, как и прежде, придется оплачивать работникам пособия по временной нетрудоспособности частично - за счет средств соцстраха, а остальную часть - за счет собственных средств. Об этом же сказано и в п. 2.8 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, которая утверждена Постановлением ФСС РФ от 9 марта 2004 г. N 22.
При переходе страхователя на обычный режим налогообложения он должен сообщить об этом в отделение ФСС РФ. В данной ситуации добровольная уплата взносов прекращается с начала месяца, в котором работодатель перешел к обычной системе налогообложения.
Рассмотрим расчет пособия по временной нетрудоспособности при применении специальных режимов налогообложения.

Пример 15.2.
Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Сотрудник И.И. Иванов, имеющий непрерывный трудовой стаж 10 лет и 8 месяцев, болел с 31 августа по 2 сентября 2008 г. Организация не уплачивает страховые взносы в ФСС РФ. В августе работник пропустил по болезни 3 рабочих дня, в сентябре - 2. Предположим, что его среднедневной заработок составил 1000 руб.
Рассчитаем величину пособия, приходящегося на август:
1000 руб. x 3 дня = 3000 руб.
Размер пособия, исходя из среднего заработка, превышает минимальный размер оплаты труда. Следовательно, часть пособия в 2300 руб. будет выплачена за счет средств ФСС РФ, а 700 руб. должно быть выплачено за счет организации.

Иначе обстоит дело, если организация добровольно уплачивает взносы в размере 3% от налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ. В данном случае она получит полное возмещение пособия от ФСС РФ, и, как следствие, эти суммы не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу.
Однако предприятие не вправе учесть суммы взносов в составе своих расходов при расчете налоговой базы для единого налога, так как такой вид расходов не предусмотрен ст. 346.16 НК РФ.
Напомним, что к предприятиям, применяющим специальные режимы налогообложения, не относится действующее для иных организаций правило оплаты двух первых дней за свой счет. Начиная с первого дня ФСС РФ компенсирует определенную часть расходов работодателя.
А как и где получить пособие по временной нетрудоспособности заболевшему предпринимателю?
Сами индивидуальные предприниматели приобретают право на получение пособий за счет ФСС, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т.е. уплачивая за себя страховые взносы в ФСС РФ в течение шести месяцев. Тариф взноса - 3,5% налоговой базы.
Налоговая база определяется в соответствии с главой 24 НК РФ (ЕСН) для соответствующих категорий плательщиков.
Указанным лицам выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособий при усыновлении ребенка, единовременных пособий при рождении ребенка, ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет осуществляются полностью за счет средств Фонда в размерах и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию.
Пособия выплачиваются при наступлении документально подтвержденных страховых случаев в период уплаты страховых взносов в Фонд, но не ранее истечения шести месяцев их уплаты.
Застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с работодателями - физическими лицами (индивидуальными предпринимателями), применяющими специальные налоговые режимы (перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога), а также лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в соответствии с Законом N 190-ФЗ.

15.2.1. Работодатель, уплачивающий ЕНВД

Организации, применяющие специальные налоговые режимы, также вправе доплатить сотруднику до фактического заработка и включить указанные суммы в состав расходов на оплату труда.
Если организация переведена на уплату ЕНВД, квартальный платеж по этому налогу она может уменьшить, помимо страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, еще и на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за тот же налоговый период (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). Речь идет о сумме пособия по временной нетрудоспособности, выплаченной за счет собственных средств налогоплательщика. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50%.
Общая сумма пособия не может превышать 15 000 руб. за один календарный месяц. Эта сумма включает в себя и ту часть пособия, которая выплачивается за счет средств ФСС России.

15.2.2. Работодатель, перешедший на упрощенную систему
налогообложения

Порядок учета пособий по временной нетрудоспособности зависит от объекта налогообложения, который выбрал работодатель, перешедший на упрощенную систему налогообложения.
Если единый налог платится с доходов, сумма пособия по временной нетрудоспособности не отражается в книге учета доходов и расходов. В то же время величина единого налога, начисленного за отчетный период, уменьшается на сумму больничных, выплаченных за счет средств работодателя (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).
Помимо пособий по временной нетрудоспособности единый налог уменьшается на сумму страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд РФ. Сумма единого налога может быть уменьшена не более чем на 50%.
Если объектом налогообложения выбраны доходы за минусом расходов, сумма пособия, выплаченная за счет собственных средств, учитывается как расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Этот вид расходов определяется по правилам ст. 255 НК РФ.
Указанная сумма пособия отражается в книге учета доходов и расходов в день фактической выдачи из кассы суммы пособия.

15.2.3. Отражение начисления и выплаты больничных
в бюджетных учреждениях

За счет средств государственного социального страхования сотрудникам бюджетных учреждений выплачиваются:
- пособия по временной нетрудоспособности;
- пособия по беременности и родам;
- единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В случае смерти работника или члена его семьи за счет средств государственного социального страхования выплачивается пособие на погребение.
Средства государственного социального страхования используются также в установленном порядке на оплату санаторно-курортного лечения.
Порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам устанавливается также в соответствии со ст. 139 ТК РФ.
Начисление пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам проводится на основании среднего заработка, исчисление которого для назначения выплат по пособиям имеет свои особенности:
- размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа;
- пособие по беременности и родам выплачивается в размере среднего заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа;
- пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам ограничены максимальным размером.
Расчет среднего заработка выполняется в следующей последовательности:
- определяется расчетный период;
- определяются выплаты, входящие в расчет;
- рассчитывается средний заработок.
Расчетный период - это последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
В случае, если в последние 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам работник проработал фактически менее трех месяцев, исчисляемых в календарных днях с учетом работы у других работодателей (основание записи в трудовой книжке), пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам не может превышать за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.
При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
- за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
- работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
- работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
- работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
- работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
- работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ.
Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Порядок начисления пособий в связи с несчастным случаем или профзаболеванием. Пособие по временной нетрудоспособности в связи с указанным видом пособия выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности.
Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год. В случае смерти застрахованного, единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном указанной максимальной сумме.
В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер единовременной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
При расчете размера утраченного застрахованным заработка в результате наступления страхового случая учитываются все виды оплаты его труда как по месту его основной работы, так и по совместительству, на которые начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров учитываются, если с них предусматривалась уплата страховых взносов страховщику. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитываются выплаченные по указанным основаниям пособия.
Возмещение застрахованному утраченного заработка в части оплаты труда по гражданско-правовому договору, в соответствии с которым не предусмотрена обязанность уплаты работодателем страховых взносов страховщику, а также в части выплаты авторского гонорара, на который не начислены страховые взносы, осуществляется причинителем вреда.
Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
Ведение бюджетного учета операций при начислении пособий за счет средств ФСС РФ осуществляется на следующих счетах:
- 1 303 02 000 "Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ";
- 1 302 13 000 "Расчеты по пособиям социальному страхованию населения";
- 1 303 06 000 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
К счету 1 302 13 000 открываются следующие субсчета:
- субсчет 1 "Расчеты по пособиям социальному страхованию населения по временной нетрудоспособности";
- субсчет 2 "Расчеты по пособиям социальному страхованию населения по беременности и родам";
- субсчет 3 "Расчеты по пособиям социальному страхованию населения по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года" и т.д. по видам пособий.
Начисление пособий за счет государственного социального страхования отражается в бюджетном учете следующими записями (таблица 1).

Таблица 1

N
п/п
Содержание операции
Бухгалтерская запись
Дебет
Кредит
Счет бюджетного
учета, КОСГУ
(код счета 18-26)
Счет бюджетного
учета, КОСГУ
(код счета 18-26)
1
2
3
4
1
Начисление пособия по
временной нетрудоспособности
1 303 02 830
1 302 13 730
2
Начисление пособия по
беременности и родам
1 303 02 830
1 302 13 730
3
Начисление пособия в связи
с несчастным случаем на
производстве
1 303 06 830
1 302 13 730
4
Начисление пособия по уходу
за ребенком до достижения
им полутора лет
1 303 02 830
1 302 13 730
5
Начисление единовременного
пособия по случаю рождения
ребенка
1 303 02 830
1 302 13 730
6
Назначение выплаты по случаю
смерти
1 303 02 830
1 303 13 730
7
Назначение выплаты женщинам,
вставшим на учет в
медицинских учреждениях в
ранние сроки беременности

<< Предыдущая

стр. 5
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>