ОГЛАВЛЕНИЕ

Home > Бизнес > Мировая Экономика > Большая приватизация

Большая приватизация
Начало большой приватизации положено Указом Президента России от 1 июля 1992 г. "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества". Поскольку малая приватизация уже продвинулась довольно далеко, вопрос о большой приватизации встал на передний план всего приватизационного процесса в России. Большая приватизация является главным рычагом необходимых изменений в структуре собственности в процессе производства, а следовательно, и в структуре самого производства. В конечном же счете успех рыночной реформы в России в огромной степени зависит от того, насколько быстро и масштабно будет создана смешанная многосекторная экономика и преодолен экономический кризис производства, доставшийся в наследство от "реального социализма" и усугубленный последующей трансформацией экономики и общества.
Важно учитывать также, что для промышленности России характерен высокий уровень концентрации и монополизации производства. Удельный вес крупных предприятий в общем числе предприятий по ряду отраслей составляет: в топливной энергетике - 28, черной металлургии - 24, цветной - 36, химической промышленности - 24%. Средняя численность занятых на таких предприятиях колеблется от 5,6 тыс. до 14 тыс. чел.
Известно также, что промышленность России сильно монополизирована. Более 600 предприятий производят от 35 до 100% общего выпуска отдельных видов продукции в стране. Так, производственное объединение "Коломенский завод" выпускает 100% магистральных тепловозов, объединение "Ленинградский металлургический завод" - 85% паровых турбин, Рязанский комбайновый завод - 100% картофелеуборочных комбайнов, Тихорецкий мясокомбинат - 100% мясных консервов для детей и т. д. Список предприятий-монополистов можно продолжить. Ясно одно: такого положения нет и не может быть ни в Западной Европе, ни в США, ни вообще в странах со зрелой рыночной экономикой.
В отличие от малой приватизации, где быстро создается не только собственник, но и рыночная среда, большая приватизация представляет собой часто очень долгий и болезненный процесс, и рыночная среда здесь формируется с трудом, и главным вопросом всей приватизации является инвестиционный процесс. Разрушить в этом секторе хозяйства централизованную систему материально-технического снабжения, государственных дотаций, государственного финансирования программ развития и модернизации можно довольно легко и быстро. А вот заменить все это столь же быстро рыночными горизонтальными связями невозможно. Поэтому процесс большой приватизации значительно более долог и труден и часто вызывает состояние депрессии у многих приватизируемых предприятий.
Личных сбережений на большую приватизацию хватить не может. Поэтому для вовлечения в нее значительного числа людей их наделяют специальными платежными средствами в виде акций и других ценных бумаг. Вся эта система уже давно существует на Западе, однако в России она еще только создается, практически товарный и денежный рынки существуют пока без адекватных им рынков капитала и труда.
Тем не менее, согласно опубликованным данным, 20%- крупных промышленных предприятий, подлежащих приватизации, уже к концу 1993 г. сменили форму собственности. Из 14,5 тыс. крупных промышленных предприятий 11 тыс. зарегистрированы как акционерные общества, 7 тыс. прошли через чековые аукционы. Однако конкретная практика проведения большой приватизации порождает много проблем. Рассмотрим лишь одну из них - проблему создания крупных финансово-промышленных групп (ФПГ).
Приватизация крупных промышленных предприятий может привести к дезинтеграции сложившихся технологических цепочек и, следовательно, к де индустриализации российской экономики. Дело в том, что Россия получила в наследство от бывшего СССР крупные монополизированные самодостаточные производственные комплексы с целостными организмами и высокой способностью к само обеспечению и самоорганизации. С ликвидацией министерств они сохранились в форме разнообразных концернов и ассоциаций, поддерживающих технологическую кооперацию и живучесть составляющих их предприятий. Эти комплексы (куда входят также исследовательские подразделения) по форме напоминают крупные корпорации капиталистических стран. Приватизация по отдельности входящих в эти объединения предприятий и их структурных подразделений способна лишь разорвать сложившиеся кооперационные связи и прекратить выпуск технологически сложной продукции. Поэтому принято решение рассматривать такие объединения как холдинги и трансформировать их в нормальные капиталистические корпорации. Иначе Россия просто потеряет авиа, космическую, судостроительную и приборостроительную, электротехническую, автомобильную и другие важнейшие отрасли машиностроения.
Решение непростое и вызывает много возражений, поскольку возможна консервация монополизма, присущего прошлой административной системе. Это решение зафиксировано в Указе Президента от 5 декабря 1993 г. "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации", предусматривающем приватизацию такого рода объединений.
Примером может служить группа "Уральские заводы", в которую входят 9 предприятий, банки, Центральный чековый инвестиционный фонд Удмуртской Республики, страховые компании и торговые дома. Индустриальный базис этой группы образуют 11 заводов: 6 машиностроительных и 5 приборостроительных. Другой пример - объединение "АвтоВАЗ", включающее специализированные предприятия по производству двигателей, кузовов, электрооборудования.
Подняться наверх : Назад : Далее






ОГЛАВЛЕНИЕ