<< Предыдущая

стр. 22
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

КОНСИГНАЦИЯ (от лат. consuignatio - подпись, письменное подтверждение) - форма комиссионной продажи товаров. По договору К. продавец (консигнант) поставляет товар на склад торгового посредника (консигнатора), а последний обязан продать товар от своего имени и за счет консигнанта к определенному сроку. При этом право собственности на товар, поступивший на склад посредника, остается за продавцом до момента продажи товара. Договор К. обычно используют для сбыта товаров массового спроса. Не реализованный в срок товар возвращается консигнанту, если в договор К. не было включено условие о безвозвратности определенной части или всего товара. Расчеты между сторонами осуществляются по мере реализации. Понятие договора К. в гражданском законодательстве РФ отсутствует, хотя он широко применяется при экспортно-импортных поставках товаров.

КОНСИЛИАТОРЫ - см. Постглоссаторы.

КОНСОЛИДАЦИЯ (лат. consolidatio) - 1) один из видов систематизации законодательства. Цель К. - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. Консолидированными называются такие законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержание и не стремясь к единой логической конструкции. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Термин "К." преимущественно применяется в английском праве; на континенте соответствующую законодательную деятельность называют инкорпорацией; 2) в гражданском праве - прекращение права пользования вследствие его слияния с правом собственности (напр., собственник наследует узуфрукт; 3) в финансовом праве - одно из мероприятий по управлению государственным долгом; заключается в изменении сроков действия ранее выпущенных займов.

КОНСОЛИДАЦИЯ АКЦИЙ - по акционерному праву РФ операция акционерного общества, в результате которой две или более размещенных акции общества конвертируются в одну новую акцию той же категории (типа). При этом в устав общества вносятся соответствующие изменения относительно номинальной стоимости и количества объявленных акций. К.а. проводится по решению общего собрания акционеров.

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ -сводный бюджет, включающий бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней. Так, районные бюджеты (районов в городе) и городской образуют К.б. города; бюджеты сельсоветов, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района, и районный бюджет образуют К.б. района; бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области, и областной бюджет образуют К.б. области и т.д.

КОНСОРЦИАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ - см. Консорциум.

КОНСОРЦИУМ (от лат. consortium - соучастие, сообщество) - временное объединение (соглашение) самостоятельных предпринимательских структур для совместного размещения заказов, проведения производственных, кредитно-финансовых и маркетинговых операций крупного масштаба, осуществления глобальных проектов в промышленном строительстве, координации всей предпринимательской деятельности для получения выгодных заказов и их совместного исполнения. Оформляется консорциальным соглашением. Координация возлагается на лидера К., обычно наиболее крупную структуру. Лидер представляет интересы всех участников К., действует в пределах предоставленных ему полномочий и получает за это соответствующие отчисления по результатам совместной деятельности.

КОНСПИРАЦИЯ (лат. conspiratio - единодушие, согласие, заговор) - соблюдение, сохранение тайны какой-либо деятельности. По законодательству РФ - один из принципов деятельности Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ и некоторых других правоохранительных органов, а также оперативно-розыскной деятельности вообще, предполагающий их негласный (когда это необходимо) характер. Так, согласно ФЗ "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки РФ предоставлено право использования документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств.

КОНСТЕБЛЬ (англ. constable) - 1) низший полицейский чин в Великобритании и США; 2) в феодальной Англии - высший придворный чин, первоначально - "великий конюший".

КОНСТИТУАНТА (фр. constituant) - одно из названий учредительного собрания.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ - закрепление каких-либо положений в тексте конституции, придание им конституционной силы.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - 1) правление, реально ограниченное конституцией; политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления; 2) политико-правовая теория,обосновывающая необходимость установления конституционного строя.

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ТЕОРИЯ - в криминологии концепция о связи строения тела, типа телесной конституции человека с предрасположенностью к преступному поведению. Основоположник - немецкий психиатр Э. Кречмер.

КОНСТИТУЦИОННАЯ АССАМБЛЕЯ (фр. constituant) - одно из названий учредительного собрания.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА - одно из процессуальных средств защиты конституционных прав и свобод граждан. К.ж. допустима, если: закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде либо ином органе, применяющем закон. Конституционный Суд РФ, приняв к рассмотрению К.ж., уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не приостанавливает производство по делу; суд (иной орган) вправе сам приостановить производство до принятия решения по К.ж. По итогам ее рассмотрения Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений: а) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; б) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ. Во втором случае конкретное дело, где был применен такой закон, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ -режим неукоснительного соблюдения конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами соответствующих отношений.

КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ -в РФ в 1990-1993 гг. постоянно действующий орган Съезда народных депутатов РФ по подготовке проекта новой Конституции РФ. Образована постановлением первого Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июня 1990 г. (проект Конституции РФ, подготовленный К.к. и одобренный Верховным Советом РФ, был принят в первом чтении на шестом Съезде народных депутатов РФ 18 апреля 1992 г.). Фактически прекратила существование с роспуском Верховного Совета РФ в сентябре 1993 г.

КОНСТИТУЦИОННАЯ (ограниченная) МОНАРХИЯ - особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции. В современном мире К.м. существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ -особый вид социальной ответственности. Имеет сложный политико-правовой характер, наступает за конституционное правонарушение и выражается в особых негативных последствиях для его субъекта. Субъектами К.о. могут быть высшие должностные лица и органы государственной власти. Формами (санкциями) К.о. являются: отмена или приостановление антиконституционного акта, отрешение от должности (в порядке импичмента), признание выборов или результатов референдума недействительными, официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной (в т.ч. путем выражения вотума недоверия правительству), досрочное расформирование подотчетного органа.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ - см. Конституционное правосудие.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА - совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод,а также устанавливаемых обязанностей. Основными принципами К.-п.с.ч. в современных демократических государствах являются: неотъемлемость прав и свобод человека (см. Неотчуждаемость прав человека), свобода человека в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод, гарантированность прав и свобод, равноправие, единство и взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ - см. Конституционный обычай.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - в некоторых странах (напр., в Германии) обособленная совокупность норм (подотрасль) конституционного права, регулирующих производство дел в конституционных судах. Нормы К.-п. п. содержатся в законах о конституционном суде и его регламентах. В более широком смысле К.-п.п. охватывает и нормы парламентской процедуры.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - 1) основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство, т.е. территориальная организация государства; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В РФ и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется и термин "государственное право". Основными принципами К.п. РФ являются: республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. Основным источником К.п. в РФ является Конституция РФ. К.п. представляет собой также одну из правовых наук и учебных дисциплин; 2) субъективное право, закрепленное конституцией (право на образование, право на отдых и т.д.).

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ (деликт) - виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее его предписания (нормы) и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного проступка. Является основанием для конституционной ответственности.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ (конституционная юстиция) - деятельность судебных органов, состоящая в рассмотрении дел, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы, связанные с обеспечением соблюдения конституции государственными органами, прежде всего парламентом, и в принятии по ним решений, влекущих правовые последствия. Современное К.п. не сводится к проверке конституционности нормативных актов, а призвано обеспечивать верховенство конституции, защиту конституционных прав и свобод, соблюдение принципа разделения властей. К.п. - одна из основных форм конституционного контроля; осуществляется конституционными судами, верховными или любыми общими судами, а также квазисудебными органами (напр., конституционными советами). В РФ к органам К.п. помимо Конституционного Суда РФ относятся также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ - представительный орган РФ, обладающий полномочиями учредительной власти. Согласно ст. 135 Конституции РФ К.с. созывается в соответствии с федеральным конституционным законом в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ (соответственно "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции") будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. К ведению К.с. относятся: а) подтверждение неизменности Конституции РФ; б) разработка проекта новой Конституции РФ; в) принятие проекта новой Конституции России 2/3 голосов от общего числа членов К.с.; г) вынесение проекта новой Конституции России на всенародное голосование; д) установление порядка вступления в силу новой Конституции России. Состав и порядок работы К.с. определяются федеральным конституционным законом.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ - конференция представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций, созванная Президентом РФ в 1993 г. для завершения подготовки проекта новой Конституции РФ ("президентский" проект). Открылось в г. Москве 5 июня 1993 г. Первый этап деятельности К.с. завершился 12 июля 1993 г. подписанием доработанного и согласованного на нем проекта Конституции РФ. В октябре-ноябре 1993 г. проект прошел окончательную доработку в специальных органах К.с.: Общественной и Государственной палатах К.с., Комиссии конституционного арбитража К.с., после чего был вынесен Президентом РФ на референдум 12 декабря 1993 г.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ -в ряде стран (Великобритания, Новая Зеландия и др.) один из источников конституционного права, разновидность правового обычая. Представляет собой правила политической практики и считается обязательным. Установленные К.с. предписания не могут быть осуществлены через суд.

КОНСТИТУЦИОННОСТЬ - режим соблюдения конституции как высшего закона общества и государства; соответствие нормам и принципам конституции.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - в современных демократических государствах установленные конституцией: процессуальные права, служащие средством защиты основных материальных прав и свобод человека; правозащитные институты и основные принципы их деятельности; особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения. В РФ К.о. каждого, кто находится на ее территории, согласно Конституции РФ являются: платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (п. 3 ст. 44). К.о. только граждан РФ являются соблюдение Конституции РФ и законов (п. 2 ст. 15) и защита Отечества (ст. 59).

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ - выраженные в конституциях конкретных государств основополагающие начала; определяют содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования. К.п. могут относиться как к конституционному строю государства в целом ("Основы конституционного строя"), так и к его отдельным элементам (институтам), таким, как политическая система, правовой статус человека и гражданина, территориальная организация государства, экономическая система. К.п. подчиняют себе логически и юридически все содержание конституции и издаваемых в ее развитие законов. В соответствии с Конституцией РФ основы конституционного строя составляют следующие К.п.: республиканская форма правления (республиканизм), народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН - в ряде стран один из главных источников конституционного права. В одних (страны французского языка, а также Румыния и др.) - это закон, вносящий изменение в конституцию, в других (РФ, Казахстан) К.з. издаются по вопросам, предусмотренным конституцией. В первом случае процедура принятия К.з. совпадает с процедурой изменения конституции, во втором случае принимается в специальном (усложненном) порядке, обычно отличающемся от процедуры изменения конституции. В отдельных странах К.з. называются законы, составляющие в совокупности конституцию данного государства (напр., в Швеции - Акт о престолонаследии 1810 г., Форма правления 1974 г., Акт о свободе печати 1949 г.). См. также Федеральный конституционный закон.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ (конституционный надзор) - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. К.к. может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (напр., США, Аргентина, Дания, Япония); б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (напр., Австралия, Индия, Канада, Швейцария); в) специальными конституционными судами, для которых К.к. - главная функция (РФ, Австрия, ФРГ, Италия); г) особым органом несудебного характера (напр.. Конституционный совет во Франции). Объектами К.к. могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти (в тех странах, где нет системы административной юстиции). В федеративных государствах объектом К.к. являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации. По содержанию К.к. может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов), материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода), конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо судебным делом), предварительным (до вступления проверяемого акта в силу) и последующим (по вступлении акта в силу).

КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР - см. Конституционный контроль.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОБЫЧАЙ - практика деятельности высших государственных органов и их взаимоотношений, нигде официально не закрепленная, однако действующая в течение длительного времени и молчаливо санкционируемая государством. Особо важную роль К.о. (конституционные соглашения) играют в Великобритании, не имеющей единой писаной конституции. Почти во всех странах, следующих английской парламентарной модели, К.о. определяет реальные взаимоотношения главы государства и правительства. В РФ К.о. пока не признается источником конституционного права.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - 1) в широком смысле вся деятельность высших органов государственной власти, протекающая в формах, установленных нормами конституционного права; процесс развития и усовершенствования всех конституционно-правовых институтов в конкретном обществе или в мире; 2) в узком смысле урегулированная процессуальными нормами конституционного права деятельность конституционных судов и квазисудебных органов конституционного контроля по рассмотрению и разрешению конституционно-правовых споров и дел о конституционных правонарушениях. В этом случае применим также термин "конституционно-судебный процесс".

КОНСТИТУЦИОННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ -см. Референдум.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ - особый, квазисудебный орган конституционного контроля, существующий во Франции и ряде ее бывших колоний. Рассматривает вопрос о конституционности того или иного закона, административного акта или иного мероприятия посредством обсуждения доклада, представленного одним из членов Совета по данному вопросу ("система досье"). К.с., подобно конституционному суду, формируется на смешанных началах: часть членов назначается президентом республики, часть -председателями палат парламента или иными органами.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами определенного государства. К.с. не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего он всегда предполагает наличие в государстве конституции. Необходимыми признаками К.с. являются также народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека. Государственный строй может и не содержать этих признаков.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД - в ряде стран особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ) он считается судом особой категории и входит соответственно в судебную систему, в других (ФРГ, Италия, Румыния, Болгария, Монголия) - особым органом контроля, не относящимся к судебной власти. Члены К.с. либо избираются парламентом (ФРГ, Хорватия), либо назначаются главой государства (Кипр); иногда члены К.с. назначаются парламентами и другими органами власти и юстиции (напр., в Италии К.с. в равных долях назначается президентом, парламентом и магистратурой). Наряду с осуществлением конституционного контроля К.с. имеет право толковать конституцию, решать вопрос, соответствует ли конституции деятельность политических партий, рассматривать споры о компетенции и т.д.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Создан в 1991 г. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению, договоров между РФ и ее субъектами, договоров между субъектами РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене (ином тяжком преступлении), выступает с законодательной инициативой. К.С. РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 12 лет.

КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio - установление, устройство) - в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой. К. - наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. Различаются также понятия юридической и фактической К. Юридическая К., в материальном и формальном смысле, это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений, фактическая - сами такие отношения, т.е. то, что реально существует. По форме К. делятся на кодифицированные, некодифицированные и смешанного типа. Кодифицированной является К., если она представляет собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, то К. является некодифицированной. К. смешанного типа включают не только парламентские законы и судебные прецеденты, но также обычаи и доктринальные толкования. По способу изменения К. делятся на гибкие и жесткие. Первые могут быть изменены путем принятия обычного закона. Вторые - только путем специальной усложненной процедуры, требующей квалифицированного большинства голосов членов парламента, а иногда и проведения референдума, ратификации этих поправок определенным числом субъектов федерации и т.п. По срокам действия К. делятся на постоянные и временные.

КОНСТИТУЦИЯ РФ - основной закон государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г.. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ - особая форма вотума недоверия главе правительства, выражающаяся в избрании ему преемника большинством голосов от числа членов парламента или той его палаты, перед которой ответственно правительство. Предусмотрен конституциями ФРГ, Словении, Папуа-Новой Гвинеи и некоторых других стран. Позволяет избегать частых правительственных кризисов.

КОНСУЛ (лат. consul) - должностное лицо, назначенное в какой-либо район (округ) другого государства (с его согласия) для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, научных, культурных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами, наблюдения и информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Некоторые государства наделяют К. функцией по развитию торговых отношений и даже предоставляют ему право заключения торговых сделок. К. - ранг, когда он входит в персонал генерального консульства (см. Консульские ранги). Во втором случае К. может быть несколько, а объем и характер их работы определяется главой консульского учреждения. См. также Консулы.

КОНСУЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ - возглавляет отдельное генеральное консульство. Его правовое положение и характер работы присущи консулу вообще. Отличие между ними формальное, отражающее уровень установленных консульских отношений между представляемым государством и государством пребывания. К.г. могут в отдельных случаях поручаться функции политического или представительского характера, особенно при международных организациях. Назначение К.г. часто применяется в практике РФ.

КОНСУЛ НЕШТАТНЫЙ (почетный) - лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее консульские функции по его поручению и с согласия государства пребывания. К.н. могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций К.н. жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

КОНСУЛ ОТДЕЛЬНЫЙ - лицо, которое находится во главе отдельного (от дипломатического представительства) консульского учреждения. К.о. назначается представляемым государством посредством направления в компетентный орган страны пребывания специального документа - патента. Для отправления консульских функций (в пределах установленного консульского округа) ему выдается разрешение (экзекватура) в МИД страны пребывания. В своей деятельности К.о. подотчетен дипломатическому представительству своего государства (если оно есть), хотя, как правило, имеет право непосредственного сношения с его властями. Международное право устанавливает 4 класса К.о.: 1) консул генеральный; 2) консул; 3) вице-консул; 4) консульский агент. В национальной практике, однако, возможно иное подразделение.

КОНСУЛ ШТАТНЫЙ - должностное лицо, которое состоит на государственной службе представляемого государства и, как правило, является его гражданином. Получает регулярное жалованье и не должен заниматься никакой приносящей доходы деятельностью, кроме отправления консульских функций. Он и члены его семьи пользуются полными привилегиями и иммунитетами, присущими положению консула. К.ш. должен быть признан в своем качестве государством пребывания.

КОНСУЛАТ - см. Консульство.

КОНСУЛЬСКАЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ - см. Легализация.

КОНСУЛЬСКАЯ ФАКТУРА - особая форма таможенной фактуры. Оформляется в случае, когда требуется специальное подтверждение (легализация) страны-импортера на предмет соответствия импортному лицензированию, чтобы упростить таможенные процедуры либо собрать средства на содержание местных консульств. Невыдача импортером К.ф. в странах, где это принято, может повлечь осложнения при таможенной очистке товаров либо крупный штраф импортера. Требования об оформлении К.ф. чаще всего предъявляются в странах Латинской Америки.

КОНСУЛЬСКАЯ ЭКЗЕКВАТУРА (от лат. exsequor - выполняю) - разрешение государства пребывания, обычно выдаваемое через МИД, на реализацию консульских функций (в пределах консульского округа). Государство пребывания может отказать в выдаче К.э., а также в любое время отобрать без объяснения причины. К К.э. приравнивается сообщение в официальном печатном органе о том, что глава консульского учреждения приступил к своим обязанностям.

КОНСУЛЬСКИЕ КОНВЕНЦИИ - соглашения, заключаемые между государствами и содержащие нормы консульского права; определяют порядок учреждения консульских представительств, назначения и отзыва, круг деятельности, права, привилегии и иммунитет консульских должностных лиц и сотрудников консульства. В принципе структура и содержание К.к. совпадают. В 1963 г. в рамках ООН была разработана и 19 марта 1967 г. вступила в силу Венская конвенция о консульских сношениях.

КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ - особые преимущества, предоставляемые в государстве пребывания консульским представительствам, должностным лицам и членам их семей на основании правовых норм или правил международной вежливости: обязанность принимать меры для защиты от посягательств и оскорблений; право пользоваться государственным флагом, консульским щитом, эмблемой: право на различные средства связи, в т.ч. курьеров и шифров, право на почетные встречи; освобождение от таможенных досмотров, право свободного доступа к самолетам и судам своей страны и т.п.

КОНСУЛЬСКИЕ "РАНГИ - звания консульских должностных лиц, связанные с их служебным положением. К.р. глав консульских учреждений зависят от статуса этих учреждений. В этом практика государств едина: по соглашению сторон определяется класс консульского учреждения, производным от которого является ранг его главы (консул генеральный, консул, вице-консул, консульский агент). Остальной консульский персонал, свободно назначаемый представляемым государством (если по договоренности численность такового не ограничена), не имеет жесткой международно-правовой классификации.

КОНСУЛЬСКИЕ СБОРЫ - платежи, взимаемые в соответствии с установленным тарифом за действия, которые консульское учреждение выполняет по просьбе граждан представляемой им страны или иностранных граждан. На основе взаимности заинтересованные государства договариваются об освобождении от К.с. за те или иные действия. Решение освободить от К.с. может быть принято и консулом.

КОНСУЛЬСКИЙ ИММУНИТЕТ - изъятия из правопорядка государства пребывания, распространяемые на консульских должностных лиц, членов их семей и имущество в отношении принудительных судебных, административных и фискальных мер органов государства пребывания (арест, иски, обыск, допрос, налоги, эмбарго, реквизиция, постой и т.д.). К.и. носит, как правило, функциональный характер, т.е. связан с отправлением консульских функций.

КОНСУЛЬСКИЙ КОРПУС - оперативный персонал всех консульских учреждений, находящихся в каком-то определенном пункте (порт, город) государства пребывания. Во главе К.к. стоит старшина (дуайен), старший по рангу и по времени получения консульской экзекватуры. Он имеет в основном церемониальные функции. К.к. не должен использоваться для каких-либо совместных политических действий в отношении государства пребывания. В КLк., где это уместно, входят консулы нештатные (почетные) и работники консульских отделов посольств. В широком смысле в К.к. входят и члены семей упомянутых консульских работников, на которых распространяются соответствующие привилегии и иммунитеты.

КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ - определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между правительствами договаривающихся государств консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности. В ряде случаев К.о. определяется в силу применения условия о наибольшем благоприятствовании. Выполнение консульских функций вне пределов К.о. возможно лишь с согласия государства пребывания. Консульское учреждение должно находиться в своем К.о.

КОНСУЛЬСКИЙ ОТДЕЛ ПОСОЛЬСТВА -учреждаемый при посольстве отдел, ведающий отправлением консульских функций в столице государства пребывания или в каких-либо иных его частях при отсутствии отдельного консульского учреждения в этих районах. Для работы в К.о.п. выделяются дипломатические и административно-технические работники посольства, которые сохраняют за собой статус, предоставленный им в силу принадлежности к посольству. О назначении главы К.о.п. сообщается МИД страны пребывания с указанием его личных и должностных данных. При этом обычно нет необходимости в представлении консульского патента или получении экзекватуры (установление дипломатических отношений устанавливает и отношения консульские). Создание К.о.п. предусмотрено действующим в РФ Консульским уставом СССР 1976 г.

КОНСУЛЬСКИЙ ПАТЕНТ - документ, выдаваемый компетентными органами представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются полное имя назначаемого, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства. Этот документ направляется государству пребывания.

КОНСУЛЬСКИЙ УСТАВ - свод правил, регулирующих организацию и работу консульских учреждений, а также определяющих функции и порядок их отправления консульскими должностными лицами. В РФ действует К.у. бывшего СССР, утвержденный 25 июня 1976 г.

КОНСУЛЬСКИЙ ЩИТ - представляет собой вывеску с изображением герба своей страны и названием консульского учреждения , на языках представляемого государства и (в большинстве случаев) государства пребывания. К.щ. вывешивается на внешней стороне главного входа на территорию консульского представительства.

КОНСУЛЬСКОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО -любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено выполнение соответствующих функций (генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент и секретарь консульского учреждения), а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к службе (стажер). В зависимости от характера консульского учреждения К.д.л. могут быть штатными или нештатными (почетными).

КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Источниками К.п. являются международный договор, обычай и законодательство государств.

КОНСУЛЬСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - один из органов внешних сношений государства, организуется в результате установления консульских отношений между двумя государствами. Его местонахождение, а в отдельных случаях и численность персонала согласуются между представляемым правительством и правительством государства пребывания. Различаются: генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство. Работа К.п. направляется МИД и посольством представляемого государства. Оно может быть штатным или нештатным (почетным). Статус К. п. определяется двусторонними и многосторонними договорами (в основном Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.).

КОНСУЛЫ - 1) в Древнем Риме два высших должностных лица, избиравшихся на один год. Обладали высшей гражданской и военной властью. В эпоху империи утратили реальное значение; звание К. превратилось в почетный титул (число К. увеличилось); 2) во Франции в период после переворота 18 брюмера 8 года Республики (9 ноября 1799 г.) до установления империи (1804 г.) - титул трех лиц, облеченных неограниченной исполнительной властью.

КОНСУЛЬСТВО - 1) звание и должность консула; 2) то же, что и консульское представительство; 3) период управления консулов в Древнем Риме; 4) период истории Франции от государственного переворота 9 ноября 1799 г. (18 брюмера) до провозглашения Наполеона Бонапарта 18 мая 1804 г. императором. Номинально власть принадлежала трем консулам, избранным на 10 лет (с августа 1802 г. - пожизненно), фактически одному консулу - Бонапарту. КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН - заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, а также другие органы и специализированные учреждения ООН с разрешения Генеральной Ассамблеи. В настоящее время такое право предоставлено ЭКОСОС, некоторым иным органам ООН, всем специализированным учреждениям ООН, а также МАГАТЭ. Консультативные заключения не имеют обязательной силы, однако по некоторым международным договорам они признаются решающими для сторон в споре.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ - см. Референдум.

КОНТАНГО - биржевой термин, означающий: 1) соотношение цен, при котором цены по сделкам на срок превышают цены наличного товара (цены на товар с отдаленными сроками поставки выше, чем с ближними). Особенностью такого соотношения является то, что разница в ценах не может превышать расходы, связанные с хранением товара от одного срока поставки до другого; 2) вознаграждение, выплачиваемое брокеру за отсрочку исполнения обязательств без оплаты или поставки ценных бумаг,
КОНТИНГЕНТ - см. Контингентирование.

КОНТИНГЕНТИРОВАНИЕ - государственное регулирование внешней торговли с помощью установления импортных и экспортных квот (контингентов). Цель К. - защита интересов национальной промышленности. Это достигается путем разрешения ввоза или вывоза тех или иных товаров. Торговля товарами в пределах установленнных контингентов осуществляется по лицензиям. Обычно К. вводится на определенный срок или в связи с каким-либо событием.

КОНТИНГЕНТНЫЕ ДОГОВОРЫ - договоры, гарантирующие государству возможность вывоза, ввоза или транзита определенного количества товаров.

КОНТИНЕНТАЛЬНОЕ ПРАВО - см. Романо-германская правовая система.

КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ - прилегающий к территориальным водам район морского дна (включая его недра) определенной ширины, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Внешняя граница К.ш. проходит по внешней границе подводной окраины континентального материка или на расстоянии 200 морских миль от берега, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Внешняя граница К.ш. должна находиться не далее 350 морских миль от берега во всех случаях или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты. Права прибрежного государства на К.ш. не затрагивают статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Реализация этих прав прибрежным государством не должна ущемлять судоходства и других прав и свобод, предусмотренных в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на К.ш. в соответствии с положениями Конвенции. В РФ статус К.ш. также определен ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 25 октября 1995 г.

КОНТИНУИТЕТ (англ. continuity - непрерывность) - 1) правило парламентской процедуры, согласно которому, если законопроект не утвержден до конца той сессии парламента, на которой он был внесен, его рассмотрение должно быть возобновлено (с соответствующей стадии) на следующей сессии, т.е. окончание сессии лишь приостанавливает, а не прерывает законодательный процесс. Противоположен дисконтинуитету; 2) в международном праве осуществление государством-продолжателем (правопреемником) предусмотренных в договорах прав и обязательств государства-предшественника. Так, Россия является продолжателем международных прав и обязательств бывшего СССР, включая постоянное членство в Совете Безопасности ООН и других международных организациях.

КОНТИНУИТЕТА ТЕОРИЯ - в международно-правовой доктрине учение, согласно которому правосубъектность государства является идентичной независимо от любых внутренних изменений (при условии сохранения той же территории и того же населения), и эта идентичность неразрывно связана с непрерывным действием международных договоров для данного государства.

КОНТОКОРРЕНТ (ит. conto corrente - текущий счет) - единый банковский счет, на котором учитываются все операции банка с клиентом. На К. отражаются, с одной стороны, ссуды банка и все платежи со счета по поручению клиента, а с другой - средства, поступающие в банк в виде вкладов, возврата кредитов и др. Расчеты по К. осуществляются не по каждой отдельной сделке, а периодически (напр., ежеквартально) на основе сальдо.

КОНТРАБАНДА (от ит. contrabando от contra - против и bando - правительственный указ) - преступление в сфере таможенного дела, заключающееся в перемещении в крупном размере (стоимостью свыше 200 МРОТ) через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием (ст. 188 УК РФ). Определение К. основывается на понятии "контрабанда", данном в ст. 219 ТК. До принятия ТК (1993) термин "К." обозначал также соответствующее административное правонарушение в таможенной сфере.

КОНТРАБАНДА ВОЕННАЯ - преступление международного характера, заключается в поставке воюющему государству товаров и иных предметов. Согласно нормам международного права, нейтральные державы во время вооруженных столкновений не должны оказывать воюющим какой бы то ни было поддержки. Все поставленные подобным образом объекты считаются К.в. и подлежат конфискации вместе со средствами их доставки. В отличие от понимания контрабанды, принятого во внутригосударственном праве - таможенном и уголовном - понятие К.в., используемое в международном праве, означает предметы и вещи, доставляемые во время войны противнику невоюющим государством или его гражданами вопреки статусу данного государства как нейтрального.

КОНТРАГЕНТ (от лат. contrahens - договаривающийся) - сторона договора в гражданских правоотношениях.

КОНТРАКТ (лат. contractus) - синоним понятия "договор" применительно к гражданским и трудовым правоотношениям. По определению ФЗ "О государственном оборонном заказе" от 24 ноября 1995 г. "договор, заключенный головным исполнителем (исполнителем) с исполнителем (другим исполнителем) и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность за выполнение оборонного заказа".

КОНТРАКТАНТ - лицо, принимающее на себя определенные обязательства по контракту.

КОНТРАКТАЦИЯ - см. Договор контрактации.

КОНТРАКТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ -ответственность, возникающая из-за нарушения обязательств по контракту. Ответственность наступает при опоздании или неисполнении обязательств, если должник не может доказать, что это не его вина. Убытки не подлежат возмещению, если они произошли из-за действия непреодолимой силы.

КОНТРАФАКТНЫЕ ЭКЗЕМПЛЯРЫ - экземпляры произведения и фонограммы, а также программы для ЭВМ или базы данных, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в РФ произведений, фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в РФ из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

КОНТРАФАКЦИЯ (от ср.-век. лат. contrafactio - подделка) - 1) нарушение авторского права или смежных прав; 2) использование отдельными фирмами на своих товарных знаках обозначений, помещаемых на популярных товарах других фирм, в целях недобросовестной конкуренции и обмана покупателя. Термин применяется в праве многих стран.

КОНТРАСИГНАТУРА (контрассигнация) -скрепление акта главы государства подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. К. формально объясняется тем, что глава государства юридически не ответствен за свои действия (за исключением случаев государственной измены и иных преступлений, если речь идет о президенте). Встречающаяся значительно реже К. актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета.

КОНТРИБУЦИЯ (от лат. contributio) - денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны. В основу К. положено "право победителя" независимо от того, справедливую или несправедливую войну он вел. Размер, условия и формы выплаты К. определялись исключительно по усмотрению победителя. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. не предусматривает взимания К. На смену К. пришли репарации, реституции, субституции и другие формы материальной ответственности государств.

КОНТРОЛИРУЕМАЯ КОМПАНИЯ - компания, большинством акций (имеющих право голоса) которых владеет другая компания или определенное лицо; на практике контроль за такой компанией часто может быть обеспечен владением менее чем 50% акций.

КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА - операция по пресечению международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и выявлению лиц, участвующих в таком обороте. Таможенные органы РФ (в каждом случае по договоренности с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров РФ) используют метод К.п., т.е. допускают под своим контролем ввоз в РФ, вывоз из РФ или транзит через ее территорию наркотических средств и психотропных веществ, включенных в незаконный оборот. Решение об использовании метода К.п. принимает ГТК РФ.

КОНТРОЛЬ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ - одно из мероприятий, предусмотренных ст. 6 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. Это перлюстрация корреспонденции непосредственно в почтово-телеграфных учреждениях, осуществляемая по заданиям оперативных органов специальными оперативно-техническими подразделениями в целях выявления связей подозреваемых (проверяемых) лиц, сведений о возможной преступной деятельности, сокрытии ее следов или последствий, подготовке новых преступлений, разработке их планов, преступных намерений. Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, а также вся корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая от него.

КОНТРОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - согласно одной из теорий в науке конституционного права власть, занимающая самостоятельное место в системе разделения властей наряду с законодательной, исполнительной и судебной. В большинстве государств К.в. представлена высшими органами государства особого рода (конституционные суды, счетные палаты, государственные контролеры, суперинтенданты, омбудсманы). В отличие от ведомственного, административного контроля, институты К. в. занимают самостоятельное место, они организационно обособлены от других "ветвей" власти. Органы К.в. занимаются расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий. Обычно они докладывают о результатах проверок иным органам государства, которые и принимают соответствующие меры.

КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ (контрольная комиссия) - постоянный коллегиальный орган, избираемый высшим руководящим органом (съездом, конференцией) общественных объединений для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью данной организации, а также за соблюдением ее устава. Члены К.-р.к. не могут одновременно занимать руководящие и иные должности в органах управления организацией.

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА - в ряде субъектов РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый законодательным (представительным) органом субъекта РФ и ему подотчетный. В рамках задач, определенных действующим законодательством, К.-с.п. обладает организационной и функциональной независимостью.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ - см. Проверочная закупка.

КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ АКЦИЙ - количество акций, обеспечивающее их владельцу фактический контроль над акционерным обществом. При широком распространении мелких акций достаточно владеть 20-30% (иногда меньше) акций, чтобы полностью контролировать деятельность общества. Поэтому антимонопольное законодательство не дает точного определения К.п.а., оставляя это право за соответствующими органами.

КОНТРОЛЬНЫЙ СОВЕТ в Германии - совместный орган СССР, США, Великобритании и Франции, утвержденный ими в 1945 г. для осуществления верховной власти в Германии на период ее оккупации. Издал законы о демонополизации, денацификации, искоренении германского милитаризма и др. Работа К.с. была прекращена в марте 1948 г. в связи с конфликтом между СССР и западными державами.

КОНТРОФЕРТА - встречное предложение, сделанное на основании полученной оферты; заявление о принятии предложения заключить договор, но на иных условиях, чем те, которые значились в первоначальной оферте.

КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - по определению ФЗ "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 22 февраля 1995 г. "деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации".

КОНТРРЕКЛАМА - опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. В соответствии с ФЗ "О рекламе" от 14 июня 1995 г. нарушитель законодательства РФ о рекламе обязан осуществить К. в срок, установленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим решение о К.

КОНТРСТАЛИЯ - устанавливаемое соглашением сторон время (контрсталийное время), на которое судно может быть задержано в порту в ожидании погрузки или выгрузки сверх обусловленного договором для производства этих операций времени (сверх сталийного времени). В отличие от стоянки судна в течение сталийного времени, которая не оплачивается, поскольку учтена при калькуляции фрахта, К. оплачивается по специальной ставке - демереджу.

КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ - специальные мероприятия, призванные пресечь террористическую акцию, обеспечить безопасность физических лиц, обезвредить террористов, а также минимизировать последствия террористической акции (ФЗ "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г.).

КОНФЕДЕРАЦИЯ (лат. confoederatio -союз, объединение) - 1) форма союза, при которой входящие в него государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. К. сочетает черты как международно-правовой, так и государственной организации. Общие органы координируют деятельность членов К. в определенных сферах (обычно внешнеполитической, военной, валютно-финансовой, таможенной, связи и коммуникаций). За всеми членами К. сохраняется право свободного выхода из нее. В настоящее время в мире существует только одна К. - Европейский Союз. В разное время К. были: Австро-Венгрия - до 1918 г., Швеция и Норвегия - до 1905 г., США - с 1781 по 1789 г., Швейцария - с 1815 по 1848 г.; с 1958 по 1961 г. конфедерацию составляли Египет и Сирия; с 1982 по 1989 г. - Гамбия и Сенегал; 2) название каких-либо общественных или иных организаций (напр.. Всеобщая конфедерация труда во Франции).

КОНФЕРЕНЦИЯ (ср.-век. лат. conferentia, от лат. confero - собираю в одно место) - собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов.

КОНФЕРЕНЦИЯ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ (лат. conferre - собрать в одно место; фр. conference - совещание) - созываемое по взаимному согласию государств или по решению соответствующей компетентной межгосударственной (межправительственной) организации собрание, съезд высших должностных лиц или специальных представителей заинтересованных стран, чтобы обсудить актуальные политические, экономические, юридические или какие-либо узкоспециальные проблемы международного сообщества и выработать согласованные решения. Рассматривается как временный коллективный орган государств - ее участников. К.м. могут быть мирные, политические, экономические, дипломатические и смешанные. Решения на конференциях принимаются, как правило, большинством голосов или консенсусом. К.м. принимают заключительные акты, конвенции (или акты, нацеленные на создание международно-правовых норм), а также резолюции (рекомендации государствам или межправительственным организациям).

КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ - см. ЮНКТАД.

КОНФЕССИОНАЛИЗМ (от лат. confessio - исповедание) - термин, применительно к конституционному праву означающий организацию государственной власти в соответствии с делением общества на религиозные общины. В настоящее время К. сохраняется в Ливане, где в соответствии с Национальным пактом 1943 г. глава государства (президент) должен быть христианином-маронитом, председатель парламента - мусульманином-шиитом, премьер-министр - мусульманином-суннитом и т.д. Места в парламенте также подлежат распределению в установленной пропорции между представителями различных религиозных общин. На Кипре К. действовал в 1960-1974 гг. В обоих случаях К. привел к гражданской войне и расколу страны.

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - принцип организации представительной власти в отдельных поликонфессиональных государствах, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений избираются от религиозных общин (конфессий), которые и представляют.

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ - политические партии, объединяющие граждан по принципу общности вероисповедания. Существуют, как правило, в поликонфессиональных странах.

КОНФИСКАТ (мн. ч. конфискаты) - конфискованное имущество. Термин встречается в подзаконных актах РФ.

КОНФИСКАЦИЯ (от лат. confiscatio - отобрание в казну) - принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью лица, в качестве санкции за преступление либо за административное или гражданское правонарушение. По гражданскому законодательству РФ К. рассматривается как один из случаев принудительного изъятия имущества у собственника (ч. 2 ст. 235 ГК РФ). Согласно ст. 243 ГК РФ имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершенное преступление (иное правонарушение). В случаях, предусмотренных законом, К. производится в административном порядке. Решение о такой К. может быть обжаловано в суд. По уголовному праву (ст. 52 УК РФ) К. - один из видов наказания (назначаемое только как дополнительное). К. имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Не подлежит К. имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством РФ. От К. имущества как вида уголовного наказания необходимо отличать специальную К. Последняя заключается в изъятии у осужденного конкретных предметов, являющихся орудиями и средствами преступления, некоторых других предметов, а также денег и иных ценностей, нажитых преступным путем (ст. 86 УПК РСФСР). К., применяемая в качестве меры административного взыскания, предусматривает изъятие не вообще имущества правонарушителя, а только тех предметов, которые являются орудиями или объектами административных проступков.

КОНФЛИКТА ТЕОРИИ - в криминологии теории, объясняющие преступность наличием в обществе обособленных групп со сталкивающимися интересами и ценностями.

КОНФУЗИЯ (лат. confusio - слияние, смешение) - 1) возникновение права общей собственности на заменимые вещи, смешанные или соединенные таким образом, что выделить вещи конкретных лиц невозможно; 2) прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице; 3) прекращение сервитута в результате слияния прав собственности на служащий и господствующий земельные участки в одних руках. См. также Консолидация.

КОНЦЕДЕНТ - государство, предоставившее концессию.

КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ - место массового заключения гражданского населения либо военнопленных, обычно во внесудебном порядке. В отличие от обычных мест лишения свободы К.л. создаются тоталитарными режимами в период террора либо колониальными - в период военных действий; заключение в К.л. не носит обычно характера уголовного наказания. Первые К.л. были организованы испанцами в 1895 г. в начале антиколониального восстания на Кубе, англичанами - в ходе англо-бурской войны 1899-1902 гг. в целях изоляции населения противника от повстанцев. В России К.л. были созданы по постановлению СНК РСФСР "О красном терроре" (сентябрь 1918 г.); в последующем назывались лагерями особого назначения и получили распространение в период массовых репрессий (см. ГУЛАГ). К.л. создавались также с целью массового уничтожения политических противников и геноцида (напр., в гитлеровской Германии).

КОНЦЕРН (англ. concern) - форма объединения промышленных, торговых, транспортных предприятий, финансовых и научно-исследовательских учреждений, характеризующаяся (в отличие от конгломерата) единством собственности и контроля, наличием технологических и производственных связей между предприятиями-участниками, меньшей диверсификацией. Термин "К." широко используется в законодательстве РФ, хотя и не имеет нормативного определения.

КОНЦЕССИОНЕР - владелец концессии, лицо, получившее концессию.

КОНЦЕССИОННЫЙ ДОГОВОР (от лат. concessio - разрешение, уступка) - договор на сдачу государством иностранной фирме в эксплуатацию на определенных условиях природных ресурсов, предприятий и других объектов.

КОНЦЕССИЯ (от лат. concessio - предоставленное разрешение, уступка) - сдача государством в эксплуатацию какой-либо иностранной или отечественной фирме части своих природных богатств, предприятий и технологических комплексов, других объектов. Важной отличительной чертой К. является то, что стороной в правоотношении всегда является государство, а разрешение на деятельность связано с его монопольным правом на определенные ресурсы либо на занятие определенной деятельностью, являющейся прерогативой (монополией) государства.

КООПЕРАТИВ (от лат. cooperatio - сотрудничество) - организация,основанная на принципе индивидуального членства в целях совместного труда или удовлетворения иных потребностей материально-экономического характера. Законодательство РФ различает К. коммерческие (производственные кооперативы) и некоммерческие (потребительские кооперативы). По сфере деятельности различаются сельскохозяйственные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и др.

КООПЕРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - в бывшем СССР одна из форм социалистической собственности (наряду с государственной). В основном субъектами права К.с. являлись колхозы. В 1990-е гг. (до принятия новых ГК) в некоторых бывших союзных республиках К.с. рассматривалась как разновидность коллективной собственности.

КООПЕРАТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО - см. Коопхоз.

КООПЕРАТИВНЫЕ ВЫПЛАТЫ - по определению ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" от 15 ноября 1995 г. "часть прибыли кооператива, распределяемая между его членами пропорционально их личному трудовому участию либо участию в хозяйственной деятельности кооператива".

КООПЕРАЦИЯ - в законодательстве название совокупности кооперативов в какой-либо сфере: напр., "потребительская кооперация", "кредитная кооперация", а также одна из форм объединения граждан для совместного труда и удовлетворения материальных потребностей.

КООПТАЦИЯ (от лат. cooptatio - довыборы) - введение в состав выборного органа новых членов либо кандидатов без проведения дополнительных выборов.

КООПХОЗ (кооперативное хозяйство) - по определению ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" от 15 ноября 1995 г. "сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и уставом коопхоза". При этом в паевой фонд К. не передаются земельные участки, которые остаются в собственности (владении, аренде) крестьянских (фермерских) или личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд. Фирменное наименование К. должно содержать его наименование и слово "коопхоз".

КОПЕЙКА - в Российском государстве, СССР, РФ разменная монета, равная 1/100 рубля. В РФ фактически вышла из употребления в 1992 г. в связи с гиперинфляцией. Вновь появилась после деноминации 1997 г.

КОПИГОЛЬД (англ. copyhold - держание по копии, от copy - копия и hold - держание) - основная форма феодально-зависимого крестьянского землевладения в Англии XV-XV11 вв. (чаще всего пожизненного). Право на К. подтверждалось копией-выпиской из протокола суда ма-нора. Крестьяне-копигольдеры не имели права защиты в судах, распоряжения наделом, несли значительные повинности в пользу лорда. В 1925 г. юридически отменен.

КОПИРАЙТ - 1) вошедший в 1990-е гг. в обиходный русский язык синоним субъективного авторского права, 2) знак охраны авторского права (знак (c) - первая буква слова "Copyright" в окружности). Закрепляет наименование обладателя авторского права и год первой публикации произведения.

КОРАН (араб. кур'ан, букв. - чтение) - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлении, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Самые ранние из сохранившихся списков датируются VII-VIII вв. В настоящее время в отдельных арабских странах (напр., Саудовская Аравия) К. официально считается конституцией государства. В ряде мусульманских государств, стоящих на принципах исламского фундаментализма (Иран, Судан, Афганистан и др.), К. рассматривается как важнейший нормативно-правовой акт, имеющий силу закона.

КОРЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ - одно из оснований для одностороннего прекращения международного договора или выхода из него, на которое можно ссылаться лишь в случаях, когда: а) наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора; б) последствия изменения обстоятельств коренным образом влияют на сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору. На К.и.о. недопустимо ссылаться, если: договор устанавливает границу; такое К.и.о. является результатом нарушения данным участником либо обязательства по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя по отношению к другому участнику договора.

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ - в РФ таковыми признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие свой образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень К.м.н. РФ утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы.

<< Предыдущая

стр. 22
(из 51 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>