ОГЛАВЛЕНИЕ

38858зн



O 2003 г.

В.И. БОЛГОВ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВЫХ ФОРМ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

БОЛГОВ Владимир Ильич – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.

Цикличность социокультурного развития, свойственная человечеству на протяжении всей его истории, наиболее полно исследованная в работах П. А. Сорокина, отчетливо проявилась в последней трети ХХ века как ускоряющаяся цикличность. При этом всякий новый цикл сопровождается в определенном смысле новыми формами социокультурной жизни и развития. Поскольку ускоряется смена циклов, они становятся короче, быстрее происходит и изменение, обновление указанных форм. В последней трети ХХ века в России застойная форма социокультурного развития, несмотря на попытку перевести ее в режим ускорения, сменилась кризисной формой. Ее характеристика в аспекте социологии культурного уровня жизни дана в работе [26]. В условиях кризисной формы социокультурного развития России, российского общества в 90-е годы устойчивая, динамичная форма социокультурной жизни формировалась у пока небольшой части населения. Этот процесс является одним из оснований выхода России на новый виток развития. Он базируется на освоении мировой культуры во всех сферах жизни, использовании в жизнедеятельности систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития социальных субъектов, форм, возникших в разных культурах, цивилизациях, странах при доминировании отечественных, как современных научных, так и проверенной вековой практикой народной жизни.
Необходимость новых социокультурных форм жизни связана с обострением проблем гармонизации развития структуры социума (начиная от микросоциума, каким является человек, до глобального, планетарного социума) в ее взаимосвязи с внешней жизненной средой (социальной, природной, космической), которые становятся глобальными многоуровневыми проблемами современности.

Теоретико-методологические подходы
Различные аспекты, связанные с социологией новых форм жизни, разрабатываются в современной социологии. В ней идут процессы интеграции микро- и макроуровней, теоретического синтеза, повышения внимания к развитию мета-теории, стремление осмыслить функционирование и развитие социума путем полного учета совокупности факторов, опираясь на несколько теорий, особенно на интегральные парадигмы. Вместе с тем, она не в полной мере отвечает на вызовы современности. В частности, существующие подходы в социологии недостаточно учитывают связь социума, социальных субъектов с универсумом, Вселенной, их единство и взаимосвязь. Представляется, что разработка космопланетарной, энергоинформационной парадигмы в социологии, сочетающей в себе два взаимосвязанных подхода, - социокосмологический и социоэнергоинформационный (социоэниологический), - одно из перспективных направлений ее развития. Другое теоретико-методологическое основание разработки проблем социологии новых форм жизни, это социология культурного уровня жизни, слабо отраженная в социологической литературе. На указанные два важных основания мы и хотим обратить внимание, не противопоставляя их другим подходам, имея в виду в целом идею многомерности, многоуровневости социальной реальности.
Социология новых форм жизни опирается на наследие П. Сорокина: концепцию истинной и абсолютной реальности, чувственного, идеационального и интегрального социокультурных типов, интегральную теорию человеческой личности, теорию воссоединения Истины-Добра-Красоты в интегральном строе, закон поляризации, теорию любви, ее созидающей, творческой, умиротворяющей и гармонизирующей роли в жизни и деятельности человека и человечества, анализ и синтез систем, методов и технологий адаптации и развития социальных субъектов [49, 50, 51, 52].
В отечественной социологии 80-х-90-х годов ХХ столетия и начала XXI века получила развитие социология жизни. В ней определилось несколько концепций. С этим направлением мы и идентифицируем концепцию социологии новых форм жизни. В первую очередь следует выделить разработки проф. Ж.Т. Тощенко [53, 54, 54, 56, 57, 58, 60]. Социология жизни в концепции автора ставит человека и его реальные заботы, тревоги, переживания и действия в центр анализа социальной жизни. "…социология – это наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей" [54, с.52]. В концепции Ж. Т. Тощенко увязаны различные уровни социологического знания: теория, методология и эмпирический, прикладной уровень. Ряд вопросов разработаны впервые в отечественной социологии, в частности исследования социальных настроений и социальных ожиданий людей. Ж. Т. Тощенко выдвинул идею о социальном настроении как доминирующей характеристике реально функционирующего общественного сознания и поведения. Представляет интерес идея алгоритмизации социального управления и т. д. В зависимости от условий и сферы жизнедеятельности человек выступает как многомерный субъект: как экономический человек, профессиональный человек, технологический человек, биологический человек, социально-психологический человек, управленческий человек, творческий человек, социально-политический человек, парадоксальный человек и т. д.
В концепции Ю.М. Резника "Социология жизни" рассматривается как новое направление междисциплинарных исследований. Она развивается на теоретико-методологическом уровне и не опирается на эмпирический уровень (нет как собственных эмпирических исследований, так и обобщения эмпирических работ других авторов). По мнению Ю. М. Резника, объектом социологии жизни выступает социальная область жизненного мира людей, а предметом институализация социальной области жизненного мира, которая "охватывает собой широкий круг явлений, в том числе создание новых культурных образцов, развитие альтернативных стилей жизни, возникновение организационных форм гражданского общества, ориентированных на удовлетворение постоянно растущих и разнообразных потребностей людей" [42, с.9].
Концепция виталистской социологии, социология жизненных сил разрабатывается коллективом ученых Алтая под руководством С.И. Григорьева. Важной особенностью развиваемой концепции является единство теоретико-методологического и эмпирического уровней социологического знания. Особенность концепции состоит, в частности, в том, что объектом исследования является не просто человек как социальный, а как биопсихосоциальный субъект [28, 29, 30, 31, 48].
Концепция универсумной социологии, развиваемая В.Г. Немировским и коллективом ученых г. Красноярска [39, 40, 41, 53]. Предметом универсумной социологии является эволюционизирующий посредством человека социум в единстве его природных, социальных, духовных связей и проявлений, относящихся как к объективной реальности (внешнему миру, макрокосму), так и реальности субъективной (внутреннему миру, микрокосму).
К социологии жизни можно отнести и концепции ряда авторов научного сборника работ [43]: Т.М. Дридзе (парадигмы экоантропоцентрической социологии и семиосоциопсихологии), Л.М. Дробижева (этносоциология), И.В. Журавлева (социология здоровья) и др.
Концепция социологии новых форм жизни является составной частью социологии жизни. Она строится на основе сочетания и развития теоретико-методологических, эмпирических и прикладных исследований. Общее, что объединяет эту концепцию с другими:
Выдвижение в центр внимания социального человека во взаимодействии и взаимосвязи с многомерным человеком, как субъектом жизнедеятельности: культурным, биологическим, духовно-психическим, космическим и т. д.;
Обоснование концепции в контексте современной научной картины мира;
Подход к социальной реальности как к многоуровневой, когда эта реальность переходит, трансформируясь, с одного уровня на другой, обуславливаемая также и конкретной многоуровневой жизненной средой.
Социология новых форм жизни строится на основе стратегий, базирующихся на мультипарадигмальном и междисциплинарном синтезе. При этом для своих исследовательских целей разрабатывается и совершенствуется стратегия исследования новых форм жизни, реализуется вариант этого синтеза традиционных и нетрадиционных, классических и неклассических (постнеклассических) подходов.
Некоторые результаты исследований в области социологии новых форм жизни это:
обоснование необходимости развития новых форм жизни путем активного культурного освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития социальных субъектов, выработанных человечеством.
мультипарадигмальный и междисциплинарный синтез подходов культурологического (социология культурного уровня жизни), активистско-деятельностного, социокосмологического, социоэнергоинформационного (социоэниологического), социоэкологического и др., на идее многомерности и многоуровневости реальности, находящейся в поле зрения социологии. В центре этой реальности – человек, как социальный субъект, взаимодействующий с человеком культурным, космическим, биологическим, духовно-психическим и т. д.
Формы жизни рассматриваются как многоуровневая социальная реальность, связанная с жизнедеятельностью социального субъекта. Предметом исследования является их динамика под воздействием освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития социального субъекта во взаимосвязи и взаимодействии с биологической и духовно-психической формами жизни. Разработана, в целом, система основных понятий и их многоуровневая операционализация. Первый уровень операционализации осуществляется с помощью понятий-индикаторов: социальная энергоинформация, социальная коммуникация, культурный уровень жизни, образ жизни, социальные отношения, поведение, здоровье, мироощущение и мировосприятие (мировоззрение). Развивается идея мультипарадигмального подхода в социологии путем расширения набора, используемого в западной и отечественной социологии, в частности, включения социокосмологической, энергоинформационой парадигмы в социологии и социологии новых форм жизни. Исследуется взаимосвязь социологии новых форм жизни и социологии культурного уровня жизни, ибо культурный уровень жизни - исходная действующая сила социального развития.
Опыт показывает, что обеспечение роста культурного уровня жизни – объективная необходимость, условие и составная часть развития и модернизации общества в условиях реформирования. Это обусловливается все большей ориентацией развития экономики на решение социально-культурных задач и достижение крупных целей общественного развития, одной из которых и является обеспечение более высокого уровня жизни, требованиями научно-технической революции, изменением характера развития экономики, опирающейся в растущей мере на интенсивные факторы, в том числе на рост культурного уровня жизни, возрастанием в жизни человечества глобальных общечеловеческих проблем и ценностей. Проблемы повышения культурного уровня как меры развития и реализации сущностных человеческих сил в условиях обновления общества выходят в число объективно неизбежных и приоритетных, как, например, и конфликтология. Ибо выход из кризиса, переходный период будут длительными, во многом они будут зависеть от того, как будут решаться проблемы роста культурного уровня жизни. К сожалению, в процессе реформирования России эти проблемы остаются в тени, за редким исключением не находя отражения в программах, предлагаемых учеными, партиями, общественными движениями, реализуемых Правительством и разными эшелонами власти. В экономических программах, программах социальной защиты, политических программах, как правило, отсутствует компонент реформирования общества, каким являются программы повышения и качественного преобразования культурного уровня жизни. Ключевой причиной такого положения дел является то, что проблемы культурного уровня жизни остаются малоисследованными и отсутствует система научно обоснованных рекомендаций, что и отражается в практической деятельности людей, органов власти в центре и на местах. В научных учреждениях России нет подразделений, занимающихся культурным уровнем жизни. Проблемы культурного уровня жизни как в теоретическом и прикладном аспектах разработаны слабо. Между тем такие исследования как в научном, так и в практическом отношении могут привести к прогрессу практики. Нет таких исследований применительно к условиям кризиса, формирования рыночных отношений, демократизации общества. Не исключение и социология.
В современных условиях одним из направлений теоретических и прикладных социологических исследований становится формирование социологии культурного уровня жизни как отраслевой социологической теории, находящейся в причинно-следственных связях и опосредованных по вертикали и горизонтали со всеми компонентами социологического знания. Предметом исследования культурного уровня жизни были до сих пор отдельные компоненты: степень развития и реализации способностей, интересов, ценностных ориентации, других социокультурных свойств и качеств, а также культурный уровень жизни в отдельных сферах жизнедеятельности социальных субъектов (труда, быта, досуга и т. п.). Нет и общей программы повышения культурного уровня жизни в современных условиях. Вместе с тем, имеется некоторый опыт таких исследований. Он накоплен при нашем активном участии на протяжении более чем 40-летней научной деятельности координационной работы, внедрения результатов исследований в практику [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 21, 22, 24]. Разработана методика исследования, проведен мониторинг развития новых форм жизни в 90-е годы, дана характеристика социокультурной динамики и дифференциации взрослого населения применительно к условиям Москвы [12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26].

Основные этапы формирования и развития исследований по социологии культурного уровня жизни
Первый этап -- исследование культурного уровня трудящихся в рамках проблематики социального времени, бюджетов времени и свободного времени. В рамках активистско-деятельного подхода рассматривалось социальное время и свободное время, их структура как форма жизни и мера (система показателей) социальных процессов и явлений и в том числе связанных с культурным уровнем трудящихся. Культурный уровень трудящихся был составной частью уровня жизни, который в экономической и социологической науке интерпретировался как материальный и культурный уровень жизни, их повышение считалось главной целью производства. С той поры показатели использования социального времени и особенно свободного времени включались нами как составная часть в систему показателей культурного уровня жизни. Этот этап важен и как период осмысления социального времени, как формы жизни в аспекте времени [1, 44].
Второй этап – формирование основ теории, методологии и методики социологических исследований культурного уровня жизни [2-10, 32, 36]. На этом этапе обоснована необходимость формирования социологии культурного уровня жизни как предметно-проблемного направления исследований, ее место в структуре социологического знания. В научный оборот было введено понятие культурного уровня жизни как степени развития и реализации сущностных человеческих социальных сил, определен его статус, место в системе социологических категорий, взаимосвязь с сопряженными социологическими категориями (культура, сущностные человеческие социальные силы, образ, уровень и качество жизни, социальная деятельность, социальное время и др.). Была определена структура (состав) культурного уровня жизни: знания, умения, способности, потребности, ценностные ориентации, интересы, различные социокультурные качества и т.д. Дано определение понятия "общественно-необходимый культурный уровень жизни социального субъекта", "социокультурная проблема", "социокультурная цель", пути решения социокультурных проблем и достижения социокультурных целей и др. Были опубликованы основные принципы построения системы показателей культурного уровня жизни социальных субъектов, разработана методологическая сетка для систематизации социокультурных проблем, целей и путей роста культурного уровня жизни социальных субъектов и эффективного использования их социокультурного потенциала, выявлены и описаны наиболее актуальные социокультурные проблемы развития России в 80-х 90-х годах ?? века.
Третий этап. Углубление исследований культурного уровня жизни с использованием преимущественно качественных методов в рамках социологической проблематики, связанной с новыми формами жизни [12-26]. Главное достижение на этом этапе синтез в теории, методологии и методике исследования культурного уровня жизни активистско-деятельной с космопланетарной, энергоинформационной парадигмой. Обе эти парадигмы сочетаются как между собой, так и с другими. При этом культурный уровень жизни рассматривается как процесс, который пронизывает социальную реальность, а средствами культуры - и биологическую и духовно-психическую сферы жизни социальных субъектов. Социология культурного уровня жизни рассматривается как часть социологии культуры в широком, пронизывающем жизнь социума значении [35].

Космопланетарная, энергоинформационная парадигма в социологии (социобиопсихоэнергоинформатика) и новые формы жизни
На каждом этапе развития социологии формируется специфическая приоритетность и конфигурация. В современных условиях и в перспективе 21-го века на передний план выходит космопланетарная, энергоинформационная парадигма. Она пока выпала из исследовательского поля социологии и из учебной литературы, хотя в России получила развитие как направление социологии [27, 28, 29, 30, 31, 39, 40, 41, 60, 61, 62, 63, 64], философии и естествознании [37, 38, 45, 46]. В академической социологии отсутствует космопланетарная, энергоинформационная парадигма и ее социологическое направление в русском космизме. Это отсутствие обнаруживается в такой наиболее, на наш взгляд, продвинутой учебной литературе как учебник для высших учебных заведений "Социология: парадигмы и темы" и учебное пособие для студентов высших учебных заведений "Социология в России", других учебниках и пособиях. Она нашла отражение в журнале "Социологические исследования" [30, 41 и др.].
Программа исследований по проблеме "Космопланетарная, энергоинформационная социология и новые формы жизни" реализуется по теоретическому и эмпирическому направлениям. Термин "космопланетарная, энергоинформационная социология" введен нами в 1999 г. и используется как более социологичный и емкий по сравнению с ранее применявшимся "социобиопсихоэнергоинформатика", который имеет право на существование, как частное по сравнению с общим.
Космопланетарная, энергоинформационная социология имеет длительную предысторию и историю развития, начиная с древнейших эзотерических учений и практик. Этапом развития этой социологии является русский космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.К. и Е.И. Рерихи, Л.Н. Гумилев и другие). Космопланетарная, энергоинформационная социология изучает закономерности и механизмы возникновения, функционирования и развития социальных субъектов, социума (от человека как микросоциума до глобального человечества как макросоциума) как целостной открытой, космопланетарной, многоуровневой энергоинформационной системы во взаимосвязи и взаимодействии с жизненной средой (социальной, природной, космической). Выделяется множество форм и уровней жизнедеятельности социальных субъектов, которые систематизированы по следующей структурной схеме: биологическая (нижняя), социальная (как срединная) и духовно-психическая (высшая) формы жизнедеятельности социальных субъектов и функционирования энергоинформации.
Энергоинформация рассматривается как глубинная основа (субстанция) жизнедеятельности и ее форм, единство широко понимаемых жизненной энергии как силы и информации как регулирующего, организующего феномена (аспекта) жизнедеятельности социальных субъектов. Социология изучает социальную жизнь, как функционирующую и развивающуюся энергоинформационную реальность. Социальные взаимодействия имеют энергоинформационную компоненту, энергоинформационный континиум в многоуровневом энергоинформационном пространстве, энергоинформационный механизм (мыслеобразы и мыслеформы, вибрации и т. д.). При этом в социологическом исследовании внимание сосредоточивается на социальной энергоинформации в связи с другими видами энергоинформации, взаимопереходящими друг в друга при определенных условиях. Многие из других понятий [см. 19] не требуют пояснений.
Космопланетарная, энергоинформационная модель социальных субъектов рассматривается как составная часть современной энергоинформационной картины мира. Социальный субъект как космопланетарный, энергоинформационный феномен представляет собой открытую систему, находящуюся в многочисленных прямых и обратных связях и взаимодействиях с окружающей ближней и дальней жизненной средой (природной, космической, социальной), ее структурами и системами. В свете таких представлений человек, социальные субъекты функционируют в рамках единого многоуровневого энергоинформационного поля Земли, Вселенной. В жизни современного социума естественные, космические и социальные факторы настолько переплетены, что их невозможно рассматривать вне тесной связи друг с другом. Эта связь предопределяется единством и взаимопереходами энергии и информации. Энергия информационна, информация энергетична. Мысли, эмоции, чувства, слова, действия, поведение связаны с энергоинформационными структурами и процессами человека. Энергоинформация реализуется через социокультурный механизм потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций, смыслов и значений. Энергоинформационные взаимодействия реализуются в деятельности, общественных отношениях, в образе и стиле жизни, поведении, мировоззрении социальных субъектов. Виды энергоинформации, энергоинформационного взаимодействия и обмена можно делить на положительные и отрицательные, классифицировать по качеству, уровню и другим основаниям. Известно несколько десятков энергоинформационных взаимодействий социальных субъектов со средой. Укрупненно их можно подразделить на социальные, биологические и духовно-психические. Появляются новые виды и формы энергоинформационного взаимодействия и обмена человека и природы, человека и социума, общества, часто противоречиво действующие на них. В современных условиях, в период ломки общественных отношений в 90-е годы в России механизмы энергоинформационного взаимодействия человека с окружающей средой нарушаются и разрушаются, что ведет к возникновению новых опасностей для нормальной жизнедеятельности и развития социальных субъектов. Одним из путей освоения космопланетарной, энергоинформационной культуры как условия обеспечения устойчивой, безопасной жизни становится овладение системами, методами и технологиями адаптации, оздоровления и развития в процессах образования, самообразования и воспитания.
Новая форма социокультурной жизни на рубеже XX и XXI в
Исследование среди взрослого населения Москвы показало, что интегральным свойством космопланетарной, энергоинформационной культуры является то, что она становится средством гармонизации жизнедеятельности и развития человека, социального субъекта, его отношений с природой, космосом, обществом. Эта культура характерна для небольшой части населения. В развитом виде ее репрезентация в структуре взрослого населения г. Москвы изменилась с 3% в 1994 г. до 9% в 2002 г. (по данным экспертного опроса). Результаты и перспективы исследований были обсуждены на круглом столе Первого Всероссийского социологического конгресса "Космопланетарная, энергоинформационная социология и новые формы жизни" под руководством автора статьи. Эмпирические результаты обсуждались и публиковались в процессе мониторинга, осмысления информации [12-26].
Эмпирическая база - выборочная квотная совокупность, состоящая из 200 человек, в той или иной степени осваивающих системы, методы и технологии адаптации, оздоровления и развития социальных субъектов. Проводился опрос на основе частично формализованного и совершенствуемого вопросника в 1993, 1995, 1997, 1999, 2001 гг. Информация важна для исследований внутренней динамики. Вместе с тем проводился мониторинговый опрос экспертов в 1994, 1996, 1998, 2000 и в 2002 гг. для определения репрезентации типов освоения новых форм жизни в структуре населения. Исследование проводилось в г. Москве. Выбор Москвы в качестве объекта исследования связан с тем, что он продвинут (в позитивном и негативном отношениях) по сравнению со всей Россией и изучение такого объекта важно для прогнозирования и программирования социокультурных процессов в России.
Большинство (21 из 32 по опросу 1993 г., 74 из 83 по опросу 1999 г. и 79 из 87 по опросу 2001 г.) осваиваемых выборочной совокупностью систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития социального субъекта базируется на энергоинформационном критерии, который относительно человека, социума конкретизировался как социобиопсихоэнергоинформационный. Это обстоятельство побудило обратиться к проблеме разработки космопланетарной, энергоинформационной парадигмы в социологии.
По данным опроса 2001 г. системы, методы и технологии адаптации, оздоровления и развития человека по регионам происхождения распределились следующим образом. Из 87 освоенных респондентами 47 приходится на Россию, 13 на другие страны СНГ (особенно Украину и Белоруссию), 11 на страны Азии (особенно Японию, Китай, Индию) и 16 на страны Европы и Америки. Процесс освоения указанных систем, методов и технологий сложен и противоречив, требует самообразования и самовоспитания, длительного времени, терпения и труда. Он совершается, как правило, от простых к сложным методам и технологиям, ведя к формированию новой формы жизни. Определилось устойчивое положительное воздействие освоения методов и технологий адаптации, оздоровления и развития человека у большей части респондентов (см. табл. 1). Опрос фиксировал изменения в сравнении с периодом до начала освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития человека.
Из таблицы виден рост социокультурной эффективности новых форм жизни. Обозначилась тенденция ее роста, в том числе и в 1995 и 1997 гг. (В целях компактности мы не включили данные за эти годы). Наиболее развитые новые формы социокультурной жизни характерны для респондентов, которые активнее осваивали системы, методы и технологии адаптации, оздоровления и развития человека. Была выделена группа освоивших 3 и более указанных систем, методов и технологий. Это активный и качественно продвинутый тип их освоения. Для него характерно соблюдаемое по биоэнергетическому критерию питание, использование в повседневной жизни развитых и сложных систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития, высокий уровень саморегуляции психики, спокойное, устойчивое поведение, мотивированное соблюдение более высоких нравственных норм, умение жить в гармонии на работе и дома, с природой, живым космосом, обществом, доминирование ценностей в сторону духовно-нравственных и интеллектуально-информационных при разумном ограничении материальных потребностей, сочетание рациональных и интуитивных способов познания и организации жизни, высокий уровень толерантности. Для этой группы характерно понимание многогранности и сложности, многоуровневого характера взаимодействий человека с природой, космосом и обществом, понимание и учет в своей деятельности, в социальных отношениях положительной энергоинформации (любовь, доброта, толерантность и т.д.) и отрицательной, разрушительной энергоинформации (гнев, злость, грубость, страх, отчаяние, депрессия и т.д.). Мировоззренческие представления приближены к современной научной картине мира. В этой группе 7% респондентов стали в течение 90-х годов предпринимателями. Наблюдается тенденция роста доли в структуре взрослого населения с активным и умеренным типом отношения к процессам освоения новых форм жизни (Табл. 2).
В таблице представлены результаты мониторингового опроса экспертов относительно распределения типов освоения новых форм жизни среди взрослого населения г. Москвы. Выделены три типа: активный тип – те, кто освоил 3 и более системы, метода, технологии адаптации, оздоровления и развития человека; пассивный тип связан с теми, кто освоил 1-2 указанных систем, методов и технологий, и те, кто ничего не освоил.
Как видно на табл. 2, репрезентация активного типа в структуре взрослого населения возросла с 3% в 1994 г. до 9% в 2002 г. Увеличилось представительство и умеренного типа с 34% до 49%. Доля пассивного типа имела тенденцию к сокращению с 63% до 42% за тот же период.

Заключение. Проблемы и перспективы исследований
Новые формы жизни, появившиеся в 90-е годы, нуждаются в исследовании социологами во взаимодействии с учеными других отраслей знания, особенно в аспекте социального прогнозирования, программирования и проектирования. Представляется целесообразной организация, которая позволяет осуществлять междисциплинарный и мультипарадигмальный научный синтез (общественных, гуманитарных и естественных наук). Применительно к исследованию новых форм жизни мы имеем в виду продолжить синтез, в центре внимания которого будет социологическое познание новых форм и связанной с ними реальности. Центральной задачей поиска является разработка основ управления социокультурными процессами, связанными с новыми формами жизни, средствами прогнозирования, программирования и проектирования. Многоуровневый синтез в рамках одного направления повысит эффективность исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Болгов В.И. Внерабочее время и уровень жизни трудящихся. Новосибирск. 1963; Болгов В.И. Бюджет времени при социализме. Теория, методы и опыт социологических исследований. М. 1973.
Болгов В.И., Гуцу В.Г. Социология культурного уровня жизни. Теория, методы и опыт социологического исследования. Кишинев. 1991.
Болгов В.И., Гуцу В.Г. Подъем культурного уровня жизни советских людей: проблемы и перспективы. Кишинев, 1989.
Болгов В.И., Гуцу В.Г. Образ и уровень жизни: методика социологического исследования. Кишинев, 1989.
Болгов В.И., Гуцу В.Г. Культурный уровень жизни советских людей. Проблемы исследования // Коммунист Молдавии, 1990. №1.
Болгов В.И., Волынский М.А. Актуальные проблемы повышения культурного уровня населения СССР. Экспресс-информация, вып.1. М., 1979.
Болгов В.И. О показателях развития культуры // Социол.исслед. 1983. №1.
Болгов В.И., Гелдыева Г.М. Цели и средства повышения уровня научной обоснованности управления социальными и культурными процессами в условиях перестройки / Тезисы докладов 2-й научной конференции "Новое мышление в практику перестройки". М., 1990.
Болгов В.И., Гуцу В.Г. Основные направления социологических исследований процесса перестройки и обновления советского общества (на молдавском языке). Кишинев, 1990.
Болгов В.И., Гуцу В.Г. Проблемы и перспективы роста культурного уровня жизни социальных групп и личности в условиях перестройки и обновления социализма. Программа и методический инструментарий исследования (на молдавском и русском языках). 1990.
Болгов В.И., Гуцу В.Г. Социология времени. Кишинев. 1993.
Болгов В.И. Новые формы жизни в условиях рыночных отношений // Человек и реформы в российском обществе: мифы и реальность. РАГС при Президенте РФ. Социологический центр. Третья научная сессия. М., 1995.
Освоение современных методов адаптации и развития человека как фактор достижения безопасной и устойчивой жизни (опыт исследования среди населения г. Москвы) / Тезисы Международной конференции "Безопасность больших городов". М., 2-4 апреля 1996 г.
Болгов В.И. Новые формы жизни: социокультурная динамика и дифференциация / Новые формы государственности и государственная служба. Материалы Республиканской научно-практической конференции. М., 23 мая 1996 г.
Болгов В.И. Новые формы организации жизни на основе освоения современных методов адаптации и развития человека (опыт исследования среди населения г. Москвы) / Тезисы докладов научной конференции "Организационные науки и проблемы государственного регулирования рыночной экономики". М., 1996. ЦЭМИ РАН, Международная академия организационных наук.
Болгов В.И. Освоение современных научных методов адаптации и развития человека / Ученые записки. Научно-теоретический сборник. №1, 97. Издание МГСУ. М. 1997.
Болгов В.И. Новые формы жизни (философско-социологический анализ) / Первый Российский философский конгресс: Человек, философия, гуманизм. Том IV: "Социальная философия и философия политики". СПб, 1997.
Болгов В.И. Новые формы жизни: социокультурная динамика и дифференциация / Будущее России и новейшие социологические подходы. Материалы научной конференции. М., 10-12 февраля 1997 г.
Болгов В.И. Новые формы жизни. ИС РАН. М. 1997.
Болгов В.И. Динамика новых форм жизни / Социокультурные процессы в России на пороге XXI века в контексте глобальных социальных изменений. Программа исследований на 1998-2001 гг. ИС РАН. М., 1998.
Болгов В.И. Проблемы и пути освоения социобиопсихоэнергоинформационной культуры молодежью (динамика новых форм жизни) / Международная научно-практическая конференция "Молодежь и общество на рубеже веков". Секция "Рынок и культура молодежи". Государственная Дума Федерального собрания РФ. Правительство города Москвы. Институт молодежи. М., 1998.
Болгов В.И. Динамика новых форм жизни / Теория и опыт социологического исследования. – "Международный научный симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения Питирима Сорокина". "Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени". М. – СПб. 1999.
Болгов В.И. Космопланетарная, энергоинформационная социология и новые формы жизни / Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса "Общество и социология. Новые реалии и новые идеи". СПб., 2000.
Болгов В.И. Динамика новых форм жизни. ИС РАН. М., 2000.
Болгов В.И. Космопланетарная, энергоинформационная социология и новые формы жизни / Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век. Материалы к IV Международной кондратьевской конференции. М., 15-16 мая 2001 г. Москва – МФК – 2001.
Болгов В.И. Социология новых форм жизни. Проблемы социокультурной динамики. ИС РАН. М., 2001.
Вернадский В.И. О науке. РАН. Институт естествознания и техники. Дубна. 1997.
Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего. Барнаул, 2001.
Григорьев С.И., Суббето А.И. Основы неклассической социологии. Новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже XX-XXI веков. 2-е издание, дополненное и переработанное. М. 2000.
Григорьев С.И. Смена научных картин мира и социология // Социол.исслед. 2000. № 9.
Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. Барнаул, 1996.
Гуцу В.Г. Культурный уровень жизни населения республики Молдова: теории, методы и опыт социологического исследования. Кишинев, 1993.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.
Дубинин Н.П., Карпен И.И., Кудрявцев В.И. Генетика. Поведение. Ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. М., 1989.
Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М. 2000.
Исследования роста культурного уровня трудящихся. АН СССР, ИСИ. Советская социологическая ассоциация. Редколлегия: Болгов В.И. (отв. редактор), Лобанова Л.И., Ермолаев И.Е.
Космопланетарный феномен человека. Современные исследования. Научно-аналитический обзор ИНИОН РАН. М., 1996.
Казначеев В.П., Спирин К.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. Новосибирск, 1991.
Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы. Красноярск, 1997.
Немировский В.Г. Введение в теоретическую социологию. Универсумная парадигма. Красноярск, 1991.
Немировский В.Г. Современная социология и российские культурные традиции // Социол.исслед. 1993. №3.
Резник Ю.М. "Социология жизни" как новое направление междисциплинарных исследований // Социол.исслед. 2000. № 9.
Россия: трансформирующееся общество. Под ред. В. А. Ядова. М. 2001.
Социальные исследования. Вып.6. Проблемы бюджета времени трудящихся. Отв. редактор В. Болгов. АН СССР, ИКСИ. Советская социологическая ассоциация. М. 1970.
Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996.
Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. ИНИОН РАН. М., 2001.
Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (становление виталистской социологической парадигмы). М. 2000.
Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М. 1997.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М. 1994.
Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований. М. 1998.
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е издание, дополненное и переработанное. М. 2001.
Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социол. исслед. 2000, № 2.
Тощенко Ж.Т. Идеологические исследования. Опыт социологического анализа. М., 1998.
Тощенко Ж., Харченко С. Социальные настроения. М., 1996.
Тощенко Ж.Т. Возможна ли новая парадигма социологического знания // Социол. исслед. 1991. №7.
Тощенко Ж. Теоретико-методологическое осмысление социального настроения как феномена современной общественной практики / Социология на пороге XXI века Новые направления исследований. М. 1998; Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М. 2001.
Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992.
Циолковский К.Э. Космическая философия. М. 2001.
Юзвишин И.И. Информациология. М. 1996.
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотераксия. М. 1995.
Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. М. 1995.
















Таблица 1

Влияние освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития на основные стороны повседневной жизни (в процентах к числу опрошенных)

Компоненты повседневной жизнедеятельности
Жизнь улучшилась
Жизнь осталась той же или ухудшилась
1993
1999
2001
1993
1999
2001
Здоровье
85,5
93
93
14,5
7
7
2. Самочувствие
86
92
94
14
8
6
3. Отношение к работе и ее эффективность
73
79
79
27
21
21
4. отношения на работе
73,5
81
82
26,5
19
18
5. Отношения в семье, в быту
85
92
93
15
8
7
6. Отношение к использованию свободного времени, досуга
94,5
96
96
5,5
4
4
7. Отношение к питанию по биоэнергетическому критерию
85,5
94
95
14,5
6
5
8. Ощущение счастья, удовлетворенности жизнью
84,5
91
93
15,5
9
7


Таблица 2

Распределение взрослого населения г. Москвы по типам освоения новых форм жизни (в %)

Годы опроса экспертов
Активный тип
Умеренный тип
Пассивный тип
1994
3
34
63
1996
4
41
55
1998
6
46
48
2000
7
48
45
2002
9
49
42



ОГЛАВЛЕНИЕ