ОГЛАВЛЕНИЕ


ВОПРОСЫ ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


© 1999 г. Л.Болор-Эрдэнэ

О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОНАХ ОСНОВНОГО ЗАКОНА МОНГОЛИИ

Семь лет, прошедших после принятия Основного закона / Конституции/ Монголии, наиболее ярко показали решимость Монголии перейти от идеологизированного основного закона - Конституции , провозглашавшей высшей целью построение коммунистического общества, к Основному закону, определяющему, что Конституция Монголии имеет цель построение и развитие в стране гуманного, гражданского и демократического общества. Что свидетельствует о движении Монголии к демократической системе, основанной на верховенстве права, и к рыночной экономике, впервые в истории государств у Преамбуле к Основному закону закреплено положение об уважении прав и свобод человека, справедливости и национального согласия. При этом новая Конституция Монголии установила, что достижения человеческой цивилизации -также являются для государства одной из важнейших ценностей.
Суверенитет Монголии.
При огромных территориальных пространствах Монголии и незначительного количества населения страны, непосредственно граничащей с такими государствами как Китай и Россия, вопрос о государственном суверенитете сохранении национальной и культурной самостоятельности поставил необходимость закрепления положений суверенитета Монголии в главе первой Основного закона Монголии.
Основной закон Монголии 1992 года определил основные параметры государства, установив, что Монголия является независимым, суверенным государством, что демократия, справедливость, свобода, равноправие, обеспечение национального согласия, уважения к закону являются основными принципами государственной деятельности. В статье 2 Основного закона - Монголия установлена как унитарное государство, а территория Монголии разделяется только на административные единицы. Данное конституционное положение дает четкий ответ на разделение властных полномочий между центром и административными единицами.
Ряд Конституций государств мира содержат запреты на пересмотр форм правления / статья 89 Конституции Франции /. Конституция же Монголии данного запрета не имеет. Так вышеназванное положение Конституции Франции определяет, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра. В этом положении содержится важнейшее требование - константа Французского государства- неделимость республики. Наличие указанного положении в Основном Законе Монголии явилось бы юридическим украшением Конституции Монголии.
Одним из важнейших положений Основного закона Монголии является положение, закрепляющее территориальную целостность государства и неприкосновенность государственных границ. Третьей частью статьи 4 Основного закона установлено, что размещение на территории Монголии иностранных Вооруженных Сил, а равно пропуск их через границы Монголии без принятия соответствующего закона запрещается. Данное решение является не только принципом суверенитета Монголии как независимого суверенного государства, но и фактором миролюбивой внешней политики, проводимой Монгольским государством.
Впервые в Основной закон Монголии заложено положение о многоукладности экономики, при этом указано, что в ее развитии учитываются существующие в мире экономические отношения и , вместе с тем специфические особенности своей страны. Что государство допускает любые формы общественной собственности и защищает права собственников законом. Далее частью 5 статьи 4 Основного закона закрепляется сугубо национальный вариант: скот является национальным достоянием и охраняется государством. Соответственно можно сделать вывод, что сохранение и увеличение количества скота для государства является элементом национальной безопасности и благосостояния.
Конституция Монголии допускает частную собственность на землю. Вместе с тем установлены жесткие ограничения на передачу в частную собственность земли. В частности, земля под пастбищами, земельные наделы общественного и специального государственного пользования не могут быть переданы в частную собственность. Субъектом права частной собственности на землю может быть только гражданин Монголии. Запрещены все сделки, касающиеся продажи, обмена, дарения, закладывания под залог земель, находящихся в их частной собственности, иностранцам и лицам без гражданства. Запрещена также передача земли во временное пользование другим лицам без разрешения соответствующих органов государственной власти. Кроме того, государство оставляет за собой право накладывать на собственников земли определенные обязательства, исходя из особых интересов государства, обменять землю собственника или изъять ее вновь в собственность государстве с соответствующей компенсацией Данная норма отразила проблемы конституционного процесса, происходившего в стране и отразила противоречия между попытками забыть прошлое и стремлением сохранить общественные идеалы, которым старая система не соответствовала. Разработчики Основного закона старались гарантировать право на частную собственность на землю, вместе ( с тем настороженность к тем радикальным социальным переменам, которые происходили в тот период в стране, фактически, на мой взгляд, во многое свели на нет за счет установленных в статье сервитутов и ограничений саму идею передачи земли в частную собственность. Так часть 5 статьи 6 носит отсылочный характер и ярко показывает, что желание войти в состав цивилизованных государств мира сдерживается в определенной мере прагматичностью существовавшего мышления. В связи с чем законодатели вопрос пер( дачи земли в арендую иностранным гражданам, юридическим лицам и лицам без гражданства, связали с последующим законодательным регулированием данных отношений.
Фактически Основной закон Монголии закрепил положение, что Монголия -это светское государство, т.е. в нем отсутствует официальная религия, а граждане обладают полной свободой вероисповедания любой концессии, либо никакой не исповедовать. Однако, утверждение, что государство обеспечивает уважение религии, еще не означает, что не может иметь каких-либо отношений с религиями, исповедуемыми в стране. Статья 8 Основного закона устанавливает, что отношения между государством и религией определяются законодательством.
Своеобразное отношение к вопросу о главенстве международного права к национальному праву Монголии мы имеем в Основном законе страны. Да Монгольская Конституция закрепляет и принимает на себя обязанность по выполнению вех взятых на себя обязательств по международным договорам. Вместе с тем указывает в части 4 ст. 10, что Монголия не будет следовать международным актам и договорам, противоречащим Конституции Монголии. Данное положение говорит, что Монголия, признавая взятые на себя договорные обязательства, тем не менее оставляет за собой право, самостоятельно и независимо от мнения общепризнанных международных правовых актов решать вопрос о верховенстве того или иного права. Основной закон Монголии в отличие от Конституции Российской Федерации / ст. 15 / не содержит конституционного положения, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются \ составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. То есть, на мой взгляд конкретное указание на приоритет международного права в большей степени соответствует требованиям 20 века. В качестве примера можно привести положения ст. 55 Конституции Франции, где определено, что международные договоры или соглашения должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу законов с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной. Последние слова этой статьи устанавливают принцип взаимности. В целом же в данном случае введен в действие принцип - договоры имеют надзаконодателъную силу.
Статья 11 Основного закона Монголии посвящена обязанностям государства, причем следует отметить, что это единственная статья закона, прописывающая обязанности. А именно: государство обеспечивает независимость Родины, национальной безопасности, общественного порядка.
Далее глава 1 Основного закона прописывает основные государственные атрибуты Монгольской государственности, а также месторасположения высших государственных органов Монголии и называет город, являющийся столицей Монголии.
Подводя итог к комментарию главы 1 Основного закона Монголии, я считаю необходимым отметить, что несмотря на наличие в тексте положений, определяющих Монголию как неделимой, светской, демократической и социальной республики, необходимо в законе было указать указанные понятия.
Права и свободы человека в Основном законе Монголии прописаны в традиционном плане. Вместе с тем название второй главы в некоторой мере расходится с содержанием главы. В частности, следует отметить, общепризнанное понятие прав и свобод человека и гражданина, а не просто прав и свобод человека, более содержательно, поскольку политические и ряд социальных прав человека определяются в большей части государств, гражданином которого является человек. Различные типы государств и формы государственного устройства в значительной степени определяют политические права человека. Так избирательные права, право граждан участвовать в управлении делами государства неодинаковы в различных государствах. Поэтому правильней, с точки зрения юридической техники, было бы назвать рассматриваемую главу, как права и свободы человека и гражданина, более того статья 17 Закона приписывает среди прав обязанности граждан Монголии, устанавливает правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, случаи предоставления политического убежища в Монголии, ограничения прав иностранцев и апатридов и т.д. Данные доводы еще раз показывают на несоответствие названия главы предмету изложения.
Глава начинается с провозглашения принципа равенства всех перед законом и судом» что дискриминация по национальному признаку, языку, расовой принадлежности, возрасту, полу, социальному происхождению, общественному положению, материальному благосостоянию, профессии, занимаемой должности по вероисповеданию, мировоззрению, образованию не допускается. Каждый человек является субъектом права.
Основной закон содержит также такие общепризнанные права человеке и гражданина - право на жизнь, право на личную свободу и неприкосновенность, право на свободу передвижения внутри страны, на выбор постоянного или временного места жительства, на выезд и проживание за границей. На судебную власть возложено гарантирование прав и свобод, а именно: право на обжалование ,в судебном порядке нарушений своих прав и свобод, закрепленных в Конституции Монголии, международных, договорах, право на возмещение ущерба, нанесенного неправомерными действиями со стороны других лиц, право не давать показаний против самого себя, членов своей семьи» родителей» детей, право на защиту адвоката, на помощь в области права, на проверку судебных доказательств, на справедливый суд на личное участие в собственном судебном процессе, на апелляцию решение суда» на кассационную жалобу и ходатайство о помиловании. Также закреплены общие принципы уголовного судопроизводства: запрещение обвинять, кого бы то ни было в виновности до окончательного вынесения судом приговора. Запрещается использовать факт виновности человека против членов его семьи, родственников.
Одним из важнейших моментов закона является законодательное закрепление основ гражданства Монголии. Исходя из содержания статьи. Основной закон понимает гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанную на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека:
объем его прав, свобод, обязанностей.
Одной из важных гарантий использования гражданином Монголии своих прав и свобод является закрепление в статье положения, исключающего возможность лишения гражданства. Так гражданин Монголии не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы страны. Законом о гражданстве предоставляется возможность добровольного прекращения состояния гражданства лицом в результате выхода из гражданства или выбора гражданства другой страны. Кроме того закон закрепляет положение, в соответствии с которым высылка монгольского гражданина из страны или выдача его другому государству запрещена.
Политические права и свободы представлены весьма полно и широко в Основном законе Монголии. Гражданам предоставлено избирательное право, право на непосредственное или через представительные органы участия в управлении делами государства, право на добровольное объединение в политические партии и общественные организации, исходя из общественных или личных интересов, взглядов и убеждений. При ч. 10 ст. 16 закона требует соблюдения партиями, общественными организациями интересов безопасности общества, государства, законов страны. На мой взгляд, важное положение впервые введено в Основной закон страны - некоторые должностные лица в государстве должны воздерживаться от членства в партии. При всем том, что данная норма носит отсылочный характер, конституционное закрепление принципа несовместимости государственной службы с членством в какой-либо политической партии явно прогрессивно.
Широкие права Основной закон предоставил гражданам Монголии. В части права на поиск и получение информации в государственных учреждениях по любым вопросам, за исключением относящихся к государственной тайне. При этом законодатель сразу дает основания, по которым это право может быть ограничено. Так с целью защиты свободы, чести, достоинства и прав человека, обороны страны, государственной безопасности и общественного порядка определенные государственные, ведомственные и личные тайны не подлежат разглашению по вышеназванным мотивам.
Заметно выделяются социально-экономические права и свободы - право на свободный выбор профессии, на обеспечение хороших условий труда, на получение заработной платы, на отдых, на ведение собственной хозяйственной деятельности, право на материальную и денежную помощь при старости, потере трудоспособности, рождении ребенка и уходу за ним и при других случаях, предусмотренных законом. Основной закон обязывает государство предоставлять своим гражданам бесплатное /базисное/ общее образование. Признается право на образование, право на защиту здоровья и медицинскую помощь, право на деятельность в области культуры, искусства, науки, на творчество, на плоды его. Далее закон говорит об обязанности государства защищать авторские права граждан Монголии.
Следует отметить формальный характер отдельных прав, предоставляемых Основным законом гражданам Монголии, в частности право на образование предполагает обязанность государства предоставить бесплатное образование только базисное. Получение же специального среднего либо высшего образования в отличие от бывшей Конституции бесплатно не гарантируется.
Основной закон Монголии /глава 2/ не предусматривает право гражданина страны на жилище, что на мой взгляд, является недостатком Закона.
Среди обязанностей граждан Монголии содержится пришедшее из времен социалистической формации обязанность гражданина Монголии трудиться. Вместе с тем при наличии нескольких видов собственности и праве каждого гражданина вести собственную хозяйственную деятельность совмещение таких двух понятий как обязанность трудиться и безработица необоснованно невидимо в ближайшее время указанная обязанность придет в противоречие с реальной действительностью.
Среди других немногочисленных обязанностей гражданина Монголии необходимо отметить обязанности материального характера: своевременно платить установленные законом налоги и защищать Родину, проходить воинскую службу.
В части гарантированных Основным законом прав иностранного гражданина и лица без гражданства разработчиками использован принцип взаимности. То есть на иностранца распространяются все права, которые распространяются на гражданина Монголии при его нахождении на территории страны, гражданином которой является иностранец. Правовой статус лица без гражданства определяется законодательством Монголии.
Основной закон Монголии предусматривает такой институт как политическое убежище. При этом указывается, что политическое убежище в Монголии может быть предоставлено иностранным гражданам, лицам без гражданства, преследуемым за свои взгляды, политическую и другую справедливую / честную / деятельность, - по их обоснованной просьбе.
В Основном законе Монголии содержится значительная проработка прав человека и гражданина, которые не могут быть ограничены в период чрезвычайного или военного положения это:
- право на жизнь;
- право на свободу убеждений;
- право на вероисповедание;
- право на атеизм, а также запретов:
- предъявлять к кому бы то ни было уголовные обвинения;
на бесчеловечное, жестокое отношение к кому бы то ни было.
Провозглашенные права и свободы в Законе Монголии имеют юридическое и политическое значение. Нормы о них могут быть изменены лишь в период чрезвычайного или военного положения и исключительно только путем принятия соответствующего закона. Все обычные законы, указы, другие акты великого Государственного Хурала и Президента, а также решения Правительства, международные договоры Монголии, не соответствующие Конституции, решением Суда Конституционного надзора считаются недействительными. Обычные суды при рассмотрении дел имеют право передавать в Конституционный суд вопросы, связанные с применением конкретных норм, затрагивающих права и свободы граждан.
Хотя в Конституции Монголии 1992 года прямо не говорится о материальных гарантиях прав и свобод, но возложение на государство ряда обязанностей в этой области / бесплатное базисное образование /не может быть реализовано без материального обеспечения за счет бюджетных среде.
К сожалению, многие права, на первый взгляд, гарантированные статьями Основного закона, фактически выхолощены рядом положений, содержащих те или иные условия, которые сводят на нет эти права. Например, ч. 16. ст. 16 Конституции содержит общее положение о том, что граждане Монголии пользуются следующими гарантированными правами - правом на свободу убеждений, на свободу слова, на и проведение мирных демонстраций и митингов. Однако в этой же статье указано, что порядок проведения митингов и демонстраций устанавливаются законом. Аналогичная ссылка имеется и в ч.ч.5 и б статьи 16 Конституции Монголии. Таким образом. Великий Государственный Хурал простым большинством голосов может принять закон, который может радикально изменить гарантированные Конституцией права.
Государственное устройство Монголии.
Великий Хурал Монголии
Высшие органы государственной власти Монголии, в принципе, строятся на основе разделения властей, при этом выделить отдельные преимущества законодательной либо исполнительной власти довольно сложно.
Великий Государственный Хурал является однопалатным органом, состоящим из семидесяти шести членов. Члены Великого Государственного Хурала избираются дееспособными гражданами Монголии на основе всеобщего, свободного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Для руководства работой Хурала члены Великого Государственного Хурала выдвигают из своих рядов кандидатов на пост Председателя Великого Хурала, заместителя Председателя Великого Хурала и тайным голосованием избирают их. Председатель Великого Государственного Хурала, заместитель Председателя избираются, сроком на четыре года и на основаниях, указанных в законе, могут быть освобождены или отстранены до истечения срока их полномочии.
Великий Государственный Хурал создает по различным направлениям деятельности соответствующие постоянные комитеты, полномочия, структура и порядок их деятельности устанавливаются Великим Государственным Хуралом. Формой осуществления компетенции Великого Государственного Хурала являются сессии, а также и иные организационные формы. Очередная сессия Великого Государственного Хурала проходит каждые полгода и продолжается не менее 75 рабочих дней. Возможно проведение внеочередных сессий Великого Государственного Хурала, которая созывается по требованию не менее 1/3 членов Великого Хурала. В случае объявления Президентом чрезвычайного или военного положения в течение последующих семидесяти двух часов Великий Государственный Хурал самостоятельно собирается на свою внеочередную сессию без специального сообщения об этом.
Правовое положение членов Великого Государственного Хурала не отличается чем-либо особенным от избранных представителей в других странах. Так член Великого Государственного Хурала является послом народа и руководствуется прежде всего интересами всех граждан и всего государства. Неприкосновенность члена великого Государственного Хурала защищается законом, в случае возникновения вопроса о совершении преступления членом Великого Государственного Хурала он рассматривается только на сессии этого органа. Последний решает вопрос о приостановлении полномочий. В случае постановления суда о признании виновным члена Великого Государственного Хурала, он отзывается из состава этого органа.
Функции монгольского парламента по форме мало чем отличаются от функции центральных представительных органов других зарубежных стран. Они делятся на законодательные, экономические, контрольные и внешнеполитические.
Законодательные функции выражаются в принятии законов.
Экономические функции - определение основных направлений финансовой, кредитной, налоговой, денежной политики, экономики государства, общественного развития, принятие программы деятельности Правительства.
Контрольные функции - контроль за выполнением законов, а также других актов Великого Государственного Хурала
Внешнеполитические - ратификация и денонсация по представлению Правительства международных договоров, установление и прекращение дипломатических отношений с иностранными государствами.
Конституция / статья 30 / определяет Президента Монголии как главу государства, который является символом единства народа Монголии. Он является Главнокомандующим вооруженными силами Монголии.
Далее Основной Закон определяет, что президентом Монголии сроком на четыре года избирается коренной гражданин, достигший сорока пяти лет, постоянно проживающий на Родине не менее последних пяти лет. После чего прописываются основные принципы выборов Президента / ст.31 /, имеющие свои национальные особенности и в определенной мере связанные с системой построения центральных органов государственной власти-страны. Так выборы Президента осуществляются в два этапа. Правом выдвижение кандидата в Президенты обладает партия, получившая места в великом- Государственном Хурале, может самостоятельно или в блоке с другими партиями выдвигать одного кандидата в Президенты. Избиратели - все дееспособные граждане участвуют в выборах на основе прямого и свободного волеизъявления путем тайного голосования и отдают свой голос в пользу одного из выдвинутых кандидатов в Президенты. Кандидат, подучивший на первом этапе выборов в Президенты простое большинство голосов избирателей, принявших участие в выборах. Великий Государственный Хурал объявляет Президентом и издает закон о признании его полномочий. То есть в данном случае Основной Закон Монголии не предусматривает понятие- «выборы признаны состоявшимися» и «выборы признаны не состоявшимися». По-моему мнению, данное обстоятельство является недостатком Основного Закона Монголии, поскольку входит в противоречие с одним из основных принципов государственной деятельности Монголии - принципом демократии / ч.2 ст.1 /.
Если во время первого этапа выборов ни один из кандидатов -не получил большинства голосов избирателей, принявших участие в выборах, то два кандидата, набравших наибольшее число голосов, выдвигаются на повторное голосование. Кандидата, получившего при повторном голосовании большинство голосов избирателей. Великий Государственный Хурал объявляет Президентом и издает закон о признании его полномочий. Если при повторном голосовании ни один из кандидатов на пост Президента не набрал большинства голосов избирателей, тогда назначаются новые выборы. С одной стороны Конституция четко определила основные моменты повторного голосования. Но, вместе с тем, если на первом этапе выборов Закон определяет условие - "большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании", то при повторном голосовании - "большинство голосов избирателей". Соответственно данное условие не дает конкретного однозначного ответа на вопрос: большинство избирателей, принявших участие, либо большинство голосов избирателей - всех дееспособных граждан Монголии» либо большинство голосов избирателей независимо от принявших участие в голосовании или всех дееспособных граждан Монголии, отданных за одного из кандидатов. Данный вопрос является актуальным еще и потому, что ч.6 ст. 31 Конституции закрепляет положение, в соответствии с которым, если при повторном голосовании ни один из кандидатов на пост Президента не набрал большинства голосов избирателей, тогда назначаются новые выборы .В связи с этим, я считаю , что во избежание неоднозначного толкования данных позиций со стороны заинтересованных партий вышеназванное конституционное положение нуждается в дополнении либо изменении.
Конституция Монголии закрепляет также положение, что Президент может быть переизбран на повторный срок только один раз. А также устанавливает ограничения по совмещению Президентом других должностей.
Полномочия Президента остановлены статьей 33 Конституции. Их перечень начинается с полномочии в части отношений с Великим Государственным Хуралом, а именно: с правом наложения вето на законы либо другие документы в целом или в части, принятые Хуралом, данное обстоятельство связано в первую очередь с тем, что Президент Монголии не наделен Конституцией правом подписания законов страны, как это предусмотрено Конституцией России. Соответственно фактически единственное реальное воздействие на великий Государственный Хурал Президент может оказать путем наложения вето.
Президент предлагает Великому Государственному Хуралу кандидатуру на пост Премьер-министра, выдвинутую партией, имеющей большинство мест в Хурале, либо в случае отсутствия такой партии кандидатуру, согласованную со всеми партиями, имеющимися в Великом Государственном Хурале, а также вносит предложение об отставке Правительства. То есть, Президент Монголии в данном вопросе представительскими правами, чем реальным воздействием на исполнительную власть в лице Правительства.
Далее Президент наделяется полномочиями в сфере внешней политики подставляет страну на международной арене, по согласованию с Великим Государственным Хуралом от имени Монголии заключает международные договоры. В данном случае мы также отмечаем ограничение самостоятельности Президента как главы государства, данный вывод подтверждается следующим полномочием Президента - по согласованию с Хуралом назначает и отзывает полномочных представителей Монголии в зарубежных странах.
Во внутренних полномочиях Президент Монголии обладает общепризнанным набором полномочий, присущих главе государства: присваивает почетные звания государства, высшие воинские звания, награждает орденами и медалями, осуществляет помилование, решает вопросы приема и выхода из гражданства, предоставления политического убежища, осуществляет руководство Советом национальной безопасности Монголии.
Конституция Монголии устанавливает полномочия Президента в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в части назначения выборов Президента и Великого Государственного Хурала, определения основ внутренней и внешнем политики государства, в период между сессиями Хурала в неотложных случаях -объявляет чрезвычайное или военное положение на всей или на части территории страны, а также издает акты о передислокации войск. Однако и данное полномочие Президента в дальнейшем ревизуется Великим Государственным Хуралом. Так после издания Президентом указа о введении чрезвычайного положения в течение семи дней Великий Государственный Хурал рассматривает и выносит решение об утверждении или отмене указа Президента. Если Хурал не примет никакого решения, то указ Президента будет недействительным.
Конституция также предусматривает, что перечень полномочий не является закрытым, и иные полномочия Президента могут быть установлены только в законодательном порядке.
Президент Монголии вправе в пределах своих полномочий издавать указы, согласующиеся с законами. Указы могут отменить сам Президент либо Великий Государственный Хурал.
Президент подотчетен перед Великим Государственным Хуралом. Президента Хурал на основании заключения Суда Конституционного надзора вправе отстранить от должности.
Провозглашается неприкосновенность Президента.
Оговаривается вопрос замещения и исполнения полномочий Президента в случае временного его отсутствия. Исполняет его обязанности в этом случае Председатель Великого Государственного Хурала. В случае отставки Президента, его смерти, его освобождения от должности по собственной просьбе. Председатель Хурала исполняет его полномочия до принесения присяги вновь избранным Президентом.
Правительство Монголии является высшим исполнительным органом государства, включает в себя Премьер-министра и членов Правительства Конституция / ч,1 ст.46 / предусматривает, что создание министерств, других государственных учреждений осуществляется на основе закона. В настоящее время данный закон еще не принят.
Назначение правительства целиком зависит от Великого Государственного Хурала. Срок полномочий Правительства определен четыре года. И его полномочия начинаются с момента назначения Великим Государственным Хуралом Премьер-министра и прекращаются с момента назначения нового Премьер-министра. Состав правительства по представлению премьер-министра обсуждается и назначается Великим Государственным Хуралом.
Конституцией предусмотрен принцип подотчетности Правительства великому Государственному Хуралу, а также подотчетности Премьер-министра Хуралу.
Правительство руководит страной в целом в соответствии с волей парламентского большинства: оно исполняет законы, издает постановления и распоряжения, которые подписывает Премьер-министр и министр, ответственный за исполнение данного решения. В случае несоответствия постановления или распоряжения Правительства закону, либо само Правительство, либо Великий Государственный Хурал отменяет данный акт.
Конституцией определены основные направления деятельности Правительства, так наряду с обязанностями по общему руководству хозяйством, социальному и культурному строительству. Правительство выполняет и общие для всех государств исполнительные функции. Вместе с тем перечень полномочий устанавливается специальным законом государства. Система построения органов государственной власти на уровне страны, в какой-то мере также как и в малин, позволяет сделать вывод, что Правительство в своей деятельности зависит от воли Великого Государственного Хурала.
Отдельной статьей Конституция Монголии приписывает случаи ухода Правительства в отставку. При этом в любом случае вопрос об уходе, недоверии либо при постановке вопроса об уходе в отставку окончательное решение принимает Великий Государственный Хурал.
Отдельной статьей Конституции / ст.46 / определяется возможность гражданина Монголии стать государственным служащим, при этом его статус должен быть установлен отдельным законом.
Отдельный раздел Конституции регулирует вопросы организации и полномочия судебной власти страны.
В статье 47 Конституции провозглашаются основные принципы: правосудие осуществляется только судом, ни при каких условиях не допускается создание судебных органов и осуществление судебной власти другими органами, суды создаются только в соответствии с Конституцией и другими законами.
Правосудие в Монголии осуществляется Верховным Судом государства, судами столицы и аймаков, сомонными, межсомонными. а также окружными судами. Суда могут быть созданы с учетом категории дел: по уголовным, гражданским, административным и другим видам судопроизводства. То есть очень может быть расширен.
Далее устанавливаются принципы судейской деятельности и ее гарантии: независимость судей и подчинения только закону, что никто не вправе вмешиваться в деятельность судебной власти. Подбором судей и обеспечением их деятельности занимается отдельный государственный орган- Генеральный судебный совет, полномочия которого регулируются законом.
В полномочия судебной власти входит: рассмотрение уголовных дел, правовых споров, осуществление кассационного и ревизионного контроля, надзор за переданными ему Судом Конституционного надзора и Генеральным прокурором вопросами о защите законов, а также законных прав и свобод человека, дает толкование законов, кроме Конституции.
Назначение Генерального судьи осуществляется Президентом по представлению Генерального судебного совета Великому Государственному Хуралу. То есть, система назначения судей почти аналогична действующей в Российской Федерации. Установлены определенные цензы для назначения судьей.
Отдельным моментом необходимо отметить рассмотрение дел и споров в соответствии с принципом коллегиальности. Лишь в специально оговоренных случаях судья вправе единолично решать некоторые дела.
Далее Конституция закрепляет право любого лица, не владеющего монгольским языком, пользоваться услугами переводчика и давать показания на родном языке, право на защиту.
Отдельным подразделом Конституция определяет правовой статус прокуратуры Монголии. Прокурор осуществляет надзор за регистрацией и расследованием дела от имени государства принимает участие в судебном заседании, а также осуществляет надзор за отбыванием наказания. Генеральный прокурор и его заместители назначаются Президентом по согласованию с Великим Государственным Хуралом сроком на шесть лет. Структура, порядок организации и правовые основы деятельности прокуратуры определяются отдельным законом.
Конституционный суд Монголии - это Суд Конституционного надзора Монголии, представляющий собой орган высшего надзора за соблюдением Конституции, принимающий заключения и выносящий решения по случаям нарушения Конституции, а также по спорным вопросам. Суд Конституционного надзора является гарантом соблюдения Конституции.
Суд Конституционного надзора представляет на рассмотрение в Великий Государственный -Хурал заключения по спорным вопросам. Если Великий Государственный Хурал не согласится с заключением Суда, то Суд повторно рассматривает это заключение и принимает окончательное решение, после чего нормативные правовые акты Монголии считаются недействительными.
Управление административно-территориальной единицей в Монголии строится на основе сочетания принципов самоуправления и государственного управления. В этом отношении важно уяснить административно-территориальное устройство Монголии. Так территория Монголии в административном управлении делится на аймаки и столицу. Аймаки разделяются на сомоны, а сомоны на бати. Столица состоит из округов, а округа - из хоронов. Другие города состоят из районов и микрорайонов. При этом правовой статус городов и поселков определяется законом. Вопросы изменения уровня любой из единиц решаются Великим Государственным Хуралом.
Органами местного самоуправления являются аймачный, столичный, сомонный или окружной Хурал. Представителей граждан данной местности, а в багах и хоронах - Общее Собрание / Хурал/ граждан, в перерывах между заседаниями - их президиумы.
Государственную власть на территории аймака, столицы, солона, округа, волости, хорона осуществляет префект каждой из этих единиц. Кандидатуры префектов аймаков и столицы по представлению соответствующих Хуралов утверждаются Премьер-министром, сомонный и окружной префекты -префектами аймаков и столицы, префекты волостей и хоронов соответственно префектами соответствующих сомонов и округов. Срок полномочий всех перфектов составляет 4 года.
Перфект является представителем государственной власти и исполняет решения соответствующего Хурала, подотчетен Правительству и вышестоящему префекту за обеспечение выполнения законов, постановлений, решений Правительства, соответствующих вышестоящих органов. При этом префект имеет право вето на решения соответствующих Хуралов.
Местные органы самоуправления наряду с самостоятельным решением вопросов экономического, общественного развития вовлекает население в решение вопросов государственного значения, относящихся к компетенции вышестоящих органов.

? ? ? ? ?



ОГЛАВЛЕНИЕ