стр. 1
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Боно Э.
Б81 Научите себя думать: самоучитель по развитию мыш-
ления/Э. Боно//Пер. с англ. А. А. Курсков.— Мн.: 0 0 0
«Попурри», 2005.— 288 с.:ил.
ISBN 985-483-458-1.
Широкому кругу читателей предлагается развить и улучшить
навык мышления с помощью очень простой методики, насчитывающей
всего 5 этапов.
УДК 159.95
ББК 88.3




www.infanata.org
ПОЧЕМУ?
Я дышу. Я хожу. Я говорю. Я думаю.
Я ведь не задумываюсь об этих вещах; зачем же мне
задумываться о мышлении?
Процесс мышления происходит естественно, вы
учитесь ему в процессе развития. Умным людям во-
все не надо учиться мышлению для того, чтобы ду-
мать. Другие же мыслить не смогут, как бы ни стара-
лись. Что неправильно в этой точке зрения?
ТАК КАК...

Так как мышление — это фундаментальный чело- но появиться желание развивать этот навык, точно так
веческий навык. же как научиться водить велосипед или машину.
Так как навыки мышления определяют ваше счас- Так как традиционное образование в школе и уни-
тье и успех в жизни. верситете учит лишь одному аспекту мышления.
Так как вам нужно думать, чтобы строить планы,
брать на себя инициативу, решать проблемы, откры-
вать возможности и разрабатывать план действий на
будущее.
Так как без способности мыслить вы не способны
контролировать свою судьбу и напоминаете пробку,
безвольно плывущую по течению.
Так как процесс мышления очень увлекателен и ве-
сел — если вы знаете, как сделать его таким.
Так как мышление и ум — это разные вещи. Ум мож-
но сравнить с мощью машины, а мышление — с уме-
нием водителя. Зачастую весьма умные люди плохо
владеют навыками мышления, тем самым загоняя себя
в «интеллектуальную ловушку». А многим далеко не
самым умным людям удалось развить в себе навыки
мышления до очень высокого уровня.
Так как мышление — это навык, который можно
приобрести, тренировать и развивать. Но у вас долж-
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧУВСТВА И ЦЕННОСТИ
Работая над этой книгой, я должен был решить —
Возможно, вы верите, что чувства и ценности — это
написать сложный и всесторонний фолиант, который
самые важные вещи в жизни.
осветил бы все аспекты мышления, или более про-
Вы правы.
стую и доступную книги. В конце концов решение
Именно поэтому мышление так важно.
пришло вместе с названием книги: «Научите себя
Предназначение мышления — передать вам желан-
думать». Я подумал, что эта книга должна быть рас-
ные ценности, точно так же как предназначение ве-
считана на тех, кто заинтересован в дальнейшем раз-
лосипеда — отвезти вас туда, куда вы захотите. Вело-
витии навыков мышления. Очень немногие заинтере-
сипед позволяет ездить быстрее и на более дальние
совались бы слишком сложной книгой, поэтому я ре-
расстояния, а мышление — использовать ценности
шил построить изложение просто и уделить больше
более эффективно.
внимания практическим аспектам.
Представьте себе, что вы заперты в комнате и непре-
По личному опыту я знаю, что некоторые толковате-
одолимо желаете оттуда выбраться. Вам хочется свобо-
ли страшно не любят, когда все слишком просто. Таким
ды, и это желание очень сильно. Что вам больше помо-
людям кажется, что простое не может быть серьезным.
жет в подобной ситуации: чувства или ключ от двери?
Подобные комментаторы страшатся простоты: она
От желаний, если нет средств для их выполнения,
угрожает сложностям, которые те должны растолковы-
мало толку. В то же время ничем не лучше ситуация,
вать по долгу службы. Если что-нибудь действительно
когда есть ключ, но нет желания покидать комнату.
просто, то они останутся без работы.
Мы нуждаемся в ценностях, чувствах и мышлении.
Лично я всегда был за простоту и старался сделать
Чувства не могут заменить мышление; мышление без
вещи как можно проще. Именно поэтому созданные
ценностей бесцельно.
мной «приемы» мышления успешно преподавались
Эта книга о мышлении. Ценности и чувства одина-
как шестилетним детям из деревенских школ в Юж-
ково важны, но их недостаточно без мышления.
но выигрывают споры и считают, что мышление нуж-
ной Африке, так и высшим руководящим работникам
но лишь для того, чтобы иметь и отстаивать свою точ-
из крупных корпораций во всем мире.
ку зрения.
Очень широко используемая структура «шесть мыс-
Есть люди, обладающие высоким интеллектом и не
лительных шляп» совмещает в себе простоту и высо-
делающие ошибок в мышлении. Они уверены, что ин-
кую эффективность. Эта методика представляет со-
теллекта им вполне достаточно и хорошее мышле-
бой практическую альтернативу традиционной сис-
ние — это мышление без ошибок.
теме аргументаций, которой пользуются уже 2500 лет.
А некоторые давно махнули рукой на свое мышле-
Поэтому сейчас ее используют как в образовании, так
и в деловых и правительственных кругах. ние. Не слишком хорошо учась в школе и не обладая
особыми способностями к решению «головоломок»,
L-игра родилась в ответ на предложение известного
они решили, что мышление — это не для них, и про-
математика Кэмбриджа, профессора Литтлвуда: со-
здать игру, где у каждого из игроков была бы только сто живут с утра до вечера так, как могут.
одна фишка. Эта игра была проанализирована на Удовлетворенность, как и покорность, — это враг
компьютере и признана «настоящей игрой» (где нет любого прогресса. Считая себя идеальным, вы не пы-
стратегии победителя, которой мог бы воспользовать- таетесь стать лучше. Сдавшись и опустив руки, вы так-
ся первый игрок). Недавно я придумал еще более же вряд ли предпримете какие-либо попытки к совер-
простую игру: игра трех мест. шенствованию.
Эта книга предназначена для тех, кому мышление
Кроме того, простые вещи легче запоминать и при-
менять. представляется чем-то ежедневным, практическим и
запутанным. Они хотят улучшить свое мышление, сде-
Кто будет читателями данной книги? За долгие годы
лав его проще и эффективнее. Им хочется использо-
моей писательской деятельности я написал немало
вать мышление как навык, который можно применить
книг, и никогда нельзя было угадать, кто будет читать
в любом деле.
книгу. Судя по полученным письмам, круг моих чита-
телей довольно обширен. Их всех объединяет заинте-
ресованность в мышлении и мотивация. Я уверен, что
средства массовой информации (телевидение, радио и
пресса) серьезно недооценивают интеллектуальный
уровень масс, считая, что им нужны только развлече-
ния. Судя по моему опыту, это далеко не так.
Есть люди, вполне удовлетворенные своим мышле-
нием. Они уверены, что им нечего учить. Они обыч-
То же происходит и с мышлением. Много внима-
ния обращается на «обрабатывающую» функцию
мышления. У нас получили развитие математика, ста-
тистика, компьютеры и различные формы логики. Вы
просто загружаете данные, происходит процесс обра-
ботки, и результат готов. Гораздо меньше внимания
уделялось тому, откуда берутся эти данные. Как они
ВВЕДЕНИЕ отбираются и упаковываются?
Пищу для мышления поставляет восприятие. Вос-
Я посоветовал бы вам пропустить это введение — оно приятие — это то, как мы видим мир, дробим его на
гораздо сложнее других разделов и может создать не- куски, которые можем усвоить. Это выбор того, что
верное представление о книге. Я решил включить его, нужно рассмотреть в тот или иной момент. Восприя-
чтобы показать некоторым читателям, почему наш тра- тие выбирает, считать ли стакан наполовину пустым
диционный образ мышления замечателен, но все же не- или наполовину полным.
адекватен. Задние колеса машины могут быть превос- Большая часть повседневного мышления происхо-
ходными, но сами по себе они неполноценны. Развив дит на уровне восприятия. Применение таких процес-
один аспект мышления, мы гордимся этим и вполне сов, как вычисление, — это только техническая часть.
счастливы. Однако пора понять, что этот аспект, несмот- В будущем компьютеры возьмут на себя все про-
ря на свою исключительность, все же недостаточен. цессы обработки информации, оставив людям лишь
Это введение также необходимо, чтобы обрисовать чрезвычайно важный аспект восприятия. И какими бы
структуру книги. гениальными ни были компьютеры при обработке ма-
Представьте кухню, посередине которой, на столе, териала, это все равно не сможет компенсировать не-
громоздится гора еды. Повар приступает к приготов- полноценность восприятия. Поэтому воспринимаю-
лению или «обработке» пищи. Он очень опытен, и все щая часть процесса мышления будет в будущем даже
у него получается прекрасно — повар не допускает ни- более важной.
каких ошибок. Большинство ошибок в мышлении, если не считать
Тогда у нас возникает вопрос: каким образом отби- головоломок, — это ошибки не логики, а восприятия.
рались продукты; как они были произведены, как упа- Мы видим только часть ситуации. И все же, продол-
кованы; как доставлены на кухню? Другими словами, жая верить, что логика является наиболее важной час-
мы переключаем внимание с процесса приготовления тью мышления, мы практически не обращали внима-
пищи на сами ингредиенты. ния на восприятие. Впрочем, это вполне объяснимо.
Любая ценная творческая идея всегда будет абсо-
Когда на границе средневековья и Возрождения
лютно логична в ретроспективе. Можно сложить циф-
формировался западный образ мышления, основную
ры от 1 до 100 в течение 5 секунд, используя идею,
часть мыслящих людей составляли священнослужи-
абсолютно логичную в ретроспективе, — но чтобы
тели — они были единственной группой, сумевшей
постичь эту идею, нужен творческий подход.
сохранить интерес к размышлениям и науке во вре-
Каковы шансы муравья, ползущего по стволу, по-
мена средневековья. Церковь тогда играла ведущую
роль в обществе и управляла университетами, школа- пасть на конкретный лист? С каждой веткой шансы
ми и т. д. Поэтому «новое мышление», принесенное уменьшаются, так как муравей может выбрать другую
эпохой Возрождения, в основном было применимо ветку. На среднем дереве эти шансы составляют при-
лишь к теологии и борьбе с ересью. В этих областях мерно 1:8000. А теперь постарайтесь представить му-
были очень жесткие понятия Бога, справедливо- равья, сидящего на листе. Каковы шансы, что он по-
сти и т. п. При столь жестких определениях возник- ползет на ствол дерева? 1:1, или 100 процентов. Если
ла необходимость думать «логически», поэтому вос- муравей поползет вперед, не возвращаясь назад, то
приятие не было важной частью такого мышления. просто закончится ветка. То же происходит с ретро-
Для теологии оно было слишком субъективным. Не- спективой: вещи, которые кажутся вполне очевидны-
обходимо было согласовать основные термины и по- ми в ретроспективе, могут быть невидимыми в пер-
нятия. спективе. Неспособность осознать это ведет ко мно-
гим заблуждениям, связанным с мышлением.
Мы также считали, что логика сама по себе способ-
Наверное, основная причина, почему восприятию
на рассортировать все то, что человек получает через
не уделялось должного внимания, заключается в том,
восприятие. Это ерунда, так как логика — всего лишь
что до недавних пор люди не имели представления,
замкнутая система, которая обрабатывает только то,
как оно работает. Мы считали, совершенно ошибоч-
что находится в ее рамках. Восприятие — это гене-
но, что восприятие и обработка информации произ-
ративная система, открытая для внешней информа-
водятся в пассивно-поверхностных информационных
ции. Преувеличение возможностей логики является
системах. В подобных системах информация и по-
одной из самых больших ошибок традиционного мыш-
верхность, с которой считывается информация, пас-
ления.
сивны. Чтобы организовать информацию, распреде-
Это недоразумение возникает из-за неспособности
лить ее и выделить из нее смысл, требуется внешний
отличить предвидение от суждения задним числом.
процессор.
Не вызывает сомнения, что ретроспективная логика
может выявить неадекватность восприятия, но отнюдь Сейчас полагают, что восприятие происходит в са-
не позволяет определить ее немедленно. моорганизующейся информационной системе, управ-
ляемой нервной системой мозга. Это означает, что ин-
формация и поверхность активны и информация орга-
низуется в группы, ряды и модели. Этот процесс на-
поминает дождь, падающий на землю и образующий
потоки, притоки и реки. Тем, кто интересуется дан-
ными процессами, я рекомендую прочитать мои кни-
ги «The Mechanism of Mind»* и «I am Right — You are
ВЕЛИКАЯ ТРОЙКА
Wrong»**.

После падения Рима в IV веке в Европе наступило
средневековье. Учение, мышление и образованность
Римской империи были в основном утрачены. Напри-
мер, Шарлеман, который в одно время был самым мо-
гущественным правителем Европы, не мог ни читать,
ни писать. Средневековье закончилось с приходом
эпохи Возрождения, приведшей в действие и возро-
дившей классическое греческое и римское мышление
(частично через арабские тексты, пришедшие в Евро-
пу через Испанию).
Это «новое» мышление было мощным глотком све-
жего воздуха. Человеку было предоставлено централь-
ное место во Вселенной. Теперь он мог использовать
логику и решать различные вопросы, принимать все
как часть религиозной веры. Неудивительно, что это
новое мышление было с готовностью принято гума-
нистами, или нецерковными мыслителями. Таким
образом, новое/старое мышление стало доминирую-
щим мышлением западной культуры и оставалось
таким до сегодняшнего дня.
Какова природа этого нового/старого мышления?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам надо воз-
лютную истину можно найти везде, если сильно по-
вратиться к Великой тройке, создавшей это мышление.
стараться.
Они жили в Греции, в Афинах, в 400—300 гг. до н. э.
Платон также выступал против релятивизма неко-
Это Сократ, Платон и Аристотель.
торых софистов, веривших, что судить о том, плохая
вещь или нет, можно только в рамках какой-то систе-
СОКРАТ мы. Платон понял, что обществом невозможно управ-
лять на такой сложной основе. В своем учении о госу-
Сократ никогда не считал себя конструктивным дарстве он делит общество на рабов, воинов и фило-
мыслителем. Он ставил себе другую, более ограничен- софов, считая наиболее совершенным государство, в
ную цель — атаковать и убирать «мусор». Большин- котором господствует умственная элита.
ство споров, в которые его вовлекали (как писал Пла- От Платона пошла наша одержимость «истиной» и
тон), не приводили к какому-то позитивному резуль- верой в то, что ее можно постигнуть логически. Эта
тату. Сократ доказывал, что все предположения ложны, вера послужила мощной мотивацией всего последую-

стр. 1
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>