<< Предыдущая

стр. 10
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

1. Фокусирование на области
РЕЗЮМЕ ЭТАПА к
Здесь мы просто определяем, откуда начать. Нам
просто нужны некоторые новые идеи в этой области.
Время, потраченное на «цель» вашего мышления,
В качестве примера можно привести творчество на
потрачено не впустую. Четко представляйте себе цель
чистом листе бумаги и фокусирование на нейтральной
и проговаривайте ее. Изменяйте ее, пытайтесь найти
области. Конечной целью является создание новых
альтернативы, расширьте или сузьте ее, но помните,
идей, но здесь не надо достигать какой-то определен-
в каком направлении решили двигаться в самом нача-
ной цели или решать проблему. Сюда может относить-
ле, К символизирует «Куда я направляюсь?»
ся мышление, связанное с поиском возможностей, а
также общее улучшение и исследование.
Фокусирование на области очень важно по двум
причинам: оно позволяет нам думать о чем угодно,
без него мы думали бы только о проблемах и недо-
статках. Вторым преимуществом является то, что в
РВФ — Рассмотри Все Факторы;
ПиР — Последствия и Результаты;
ВДЛ — Взгляды Других Людей.
Не следует подменять информацию мышлением.
Вместо того чтобы размышлять, когда может вылететь
последний самолет из Лондона в Париж, проще посмот-
реть расписание или позвонить в справочную службу.


ДОСТАТОЧНО ЛИ
ТОЛЬКО ИНФОРМАЦИИ?
Изучение Бывают ситуации, когда единственной целью на-
шего мышления является получение необходимой ин-
Символом мыслительного этапа уч является квад-
формации. Мы размышляем, где можно получить эту
рат с идущими в четырех направлениях стрелками. Мы
информацию и насколько она будет достоверна. Нам
осматриваемся по сторонам во всех направлениях.
также нужна информация, чтобы начать размышлять
Этап УЧ предполагает сбор информации, которая в
о том, где можно найти необходимые сведения.
дальнейшем послужит основой и базой мыслительного
Напрашивается вывод: одной лишь информации
процесса.
достаточно, а собранные сведения могут заменить про-
Проще всего написать: «Соберите как можно боль-
изводимые нами мыслительные операции. Это утверж-
ше информации» — и на этом поставить точку в этой
дение базируется на привычках, установленных Вели-
главе. К сожалению, все намного сложнее.
кой тройкой и традиционной системой образования.
Этап УЧ соответствует белой шляпе в системе шес-
Были времена, когда всей необходимой информации
ти мыслительных шляп. Эта шляпа отвечает за сбор
можно было обучить. Поэтому школы и университе-
информации.
ты считали своим долгом обучать студентов инфор-
В мыслительной программе CoRT целый раздел
мации. Эти времена давно прошли, но отношение
отводится информации и ощущениям (CoRT 5).
учебных заведений не изменилось. Информации лег-
Многие приемы восприятия из программы CoRT 1
ко обучить и легко проверить ее знание.
также могут быть использованы на этапе УЧ. Вот эти
Сократ считал, что «знания — это сила», и если вы
приемы:
обладаете этими знаниями, то выбор и последующие
повышения температуры. Поэтому врач выбирает
за ним действия не представят особой трудности. Вы
ячейку «корь» и ставит диагноз. Последующие дей-
задумали объехать на машине весь остров, на котором
ствия чрезвычайно просты, так как методы лечения
проводите отпуск. Если бы у вас была карта, вам было
кори написаны на другой стороне ячейки.
бы проще ориентироваться. Если она не устарела и
Как видите, система очень проста. Мы создаем
вполне надежна, то ваша задача упростилась бы еще
«ячейки» на основе коллективного, а также собствен-
больше. А если кто-нибудь из жителей острова опишет
ного опыта. Сталкиваясь с чем-то, мы оцениваем, ка-
вам, как выглядит та или иная дорога, условия движе-
кой ячейке соответствует это «что-то», после чего наши
ния на этих дорогах, придорожный пейзаж и т. д., тогда
действия обусловливаются предварительными моде-
вам вообще не составит труда найти правильный мар-
лями работы с этой ячейкой. Эта система опознания
шрут. Конечно, вы можете и сами дополнить получен-
работает безупречно, так как «ячейки» создавались в
ную информацию. Что для вас важнее — красоты ланд-
течение длительного времени лучшими умами чело-
шафта или наикратчайший путь к месту назначения?
вечества, а вот пользоваться ими может каждый. Не
В данном случае одной информации и дополнений
нужно каждому создавать для себя новые «ячейки».
будет вполне достаточно, а размышлять тут практичес-
Они даются людям различными учебными заведени-
ки не над чем. Существует множество ситуаций, когда
ями. Жизнь оказывается значительно упрощенной.
полной информации вполне достаточно, что исключа-
Неоспорим тот факт, что эта система имеет два ос-
ет необходимость мышления или максимально упро-
новных недостатка. Первый — стереотипы и предрас-
щает этот процесс. Поэтому наше мышление в большей
судки, ведущие к расизму и этническим конфликтам.
степени направлено на то, как получить информацию.
Второй недостаток заключается в том, что полученные
Со времен Аристотеля до нас дошло понятие мыс-
от предыдущих поколений «ячейки» могут уже не со-
лительная ячейка, или мышление категориями. Врач
ответствовать реалиям быстро меняющегося мира.
осматривает ребенка, у которого сыпь. Каков его ди-
Несмотря на это данная система неплохо работает.
агноз? Врач обращается к той части своего мозга, где
Поэтому элементы идентификации и распознавания
находятся «ячейки» с надписью «обыкновенная сыпь
могут стать частью этапа УЧ. Обычно группа подхо-
у детей». Может быть, он просто перегрелся на солн-
дящих «ячеек» определяется на основе какой-нибудь
це. Это может быть и аллергия. Возможно, это корь.
важной характеристики. Каждая из этих «ячеек» за-
Каждому из этих состояний соответствует своя «ячей-
тем проверяется на соответствие ситуации, при этом
ка» с особым набором симптомов. Врач последователь-
используются характеристики из каждой «ячейки».
но сверяет обнаруженные у ребенка симптомы с набо-
Яблоко нельзя поместить в «ячейку» с апельсинами
ром из каждой ячейки. Есть ли у малыша температура?
на основе лишь того факта, что оно круглое. Нужно
Солнечный ожог или аллергия обычно не вызывают
Не очень, так как это совсем не означает, что опреде-
также проверить соответствие цвета, более точные
ленная женщина, с которой вы общаетесь, всегда гово-
очертания форм и структуру кожуры, а также запах.
рит правду и что, если имеешь дело одновременно с
Преступив к решению какой-либо проблемы, мы пы-
мужчиной и женщиной, следует больше доверять жен-
таемся собрать как можно больше информации и уста-
щине, так как она будет говорить правду, а мужчина
новить природу проблемы. Потом мы решаем эту про-
будет лгать. Статистические данные мало чем могут по-
блему, устраняя ее причину. Поэтому можно утверж-
мочь в личностных взаимоотношениях.
дать, что в некоторых случаях информация выполняет
за нас все мыслительные операции. Но нельзя считать,
что если информации много, то мыслить вообще не
ВОПРОСЫ
надо. Чуть позже в этой главе я расскажу, почему од-
ной лишь информации бывает недостаточно.
Вопросы всегда были классическим способом получе-
ния информации от других людей. Можно также исполь-
зовать вопросы, чтобы получить информацию от само-
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ го себя или направить в нужное русло процесс поиска
информации. Эти принципы лежат в основе так называ-
Наиболее часто используемый источник — это наш емых сократовских вопросов, хотя Сократ просто спра-
собственный мозг. Имеется в виду наш личный опыт, шивал своего слушателя, согласен ли тот с тем, что было
отфильтрованные данные, оставшиеся еще со школь- сказано. Вопрос — это способ привлечения внимания.
ных времен и накопленные в результате многих лет Как я уже говорил ранее: «Обратите внимание на эту
общения с друзьями, чтения книг либо полученные проблему и скажите мне, что вы смогли обнаружить».
через средства массовой информации.
Существует два основных типа вопросов (описан-
Сегодня с помощью компьютерных сетей и велико- ных в программе CoRT):
лепных библиотек человек имеет доступ к громадным
1. Рыбалка.
объемам информации. Поэтому теперь на первый план
2. Охота.
выдвигается необходимость обучить людей, как пользо-
ваться такими системами и что следует в них искать.
Рыбалка
В технической информации недостатка нет. Однако
большая ее часть не может быть использована в лич-
Когда человек рыбачит, он опускает удочку в реку
ных размышлениях каждого человека. Предположим,
и не знает, что попадется ему на крючок. «Рыбацкие
исследования доказали, что в среднем женщины прав-
вопросы» являются открытыми.
дивее мужчин. Эти сведения как-нибудь помогут вам?
«Сколько человек пришло на вечеринку?» так называемые «прописные истины», которые вы
«Какое вещество не ржавеет ?» знаете, но их достоверность лично никогда не прове-
«Каковы закупки сельскохозяйственной продукции в ряли. Имеются мнения некоторых людей, которые
Китае?» одни считают абсолютно достоверными, а другие со-
мневаются в их справедливости.
Охота В целом мы предпочитаем придерживаться фактов
и исключать все остальное. Это большая ошибка. Мы
Охотясь, человек целится во что-то определенное. должны принимать во внимание все виды информа-
Мы не просто палим в воздух в надежде, что в этот ции, но в то же время разделять их по качеству. Вы
момент там может пролетать птица. Поэтому и вопро- можете признавать, что ходит какой-то слух, но ни-
сы этого типа имеют определенную цель. Это прове- кто не заставляет вас в него слепо верить. Следует при-
рочные вопросы. Мы уже что-то знаем и просто хо- знать, что бытует такое-то мнение, однако вовсе не-
тим проверить достоверность своих знаний. обязательно соглашаться с ним.
«Было ли на вчерашней вечеринке больше двадцати че- Нужно приучить свой мозг записывать всю инфор-
ловек ?» мацию, подобно тому как фотоаппарат фиксирует все
«Заржавеет ли алюминий от контакта с пресной происходящее.
водой ?»
• Существует информация плохого качества...
«Возросли ли закупки сельскохозяйственной продукции
• Существует качественная информация...
в Китае за последние пять лет ?»
На такие вопросы всегда дается ответ «да» или «нет». Иногда приходится задавать вопросы, чтобы опре-
Вы либо попали в цель, либо промахнулись. делить качество информации: «Почему вы утвержда-
Умение расспрашивать заключается в использова- ете это?» Это не спор и не выражение несогласия, а
нии обоих типов вопросов. просто попытка определить, откуда исходит препод-
носимая вам информация.

КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ
ВОСПРИЯТИЕ
Существуют факты, которые можно проверять сно-
ва и снова. Например, официальные данные, говоря- Восприятие является необычайно важной частью
щие бог весть о чем. Существуют также стереотипы, мышления. В массе своей мы игнорируем эту важную
которых придерживается большинство людей. Есть часть мыслительного процесса по ряду причин:
1. Мы настолько зациклились на достоверности и Не имеет смысла утверждать, что восприятие не-
правдивости, что отбросили восприятие как верно и поэтому должно игнорироваться. Восприятие
субъективный и неподдающийся проверке про- существует независимо от того, верно оно или нет.
цесс. Размышляя над проблемой, нам иногда требуется
2. Не бывает правильного и неправильного воспри- расширить собственное восприятие. Не придержива-
ятия. Восприятие данного человека верно имен- емся ли мы слишком узкого взгляда на проблему? Не
но для этого человека. пропустили ли мы что-то важное? Одно лишь жела-
3. Субъективность восприятия подчеркивалась Со- ние расширить восприятие может помочь в решении
кратом и Платоном, желающими освободиться от проблемы, но только его не всегда бывает достаточ-
него и достигнуть абсолютной истины, которая но. Именно поэтому в мыслительной программе CoRT
не была бы субъективной. представлены некоторые очень простые приемы на-
правления внимания.
• Каково наше восприятие? Какие факторы следует принять во внимание, делая
• Каково восприятие других людей, с которыми стул? А какие факторы следует рассмотреть, строя пла-
мы связаны? ны на отпуск? На чем нужно заострить внимание, по-
купая новую машину? Какие факторы следует учесть,
Нравится нам это или нет, но восприятие реально нанимая на работу нового управляющего? Простые
существует. Оно отражает наш взгляд на мир или по- приемы под названием РВФ требуют от обучаемого Рас-
казывает, каким образом наш мозг организует то, что смотреть Все Факторы. Восьмилетний чернокожий уче-
мы видим в настоящий момент. Если человек воспри- ник какой-нибудь сельской школы может применить
нимает один магазин как лучший по качеству обслу- эти приемы «для покупки новой коровы», в то время
живания по сравнению с другим, то это и определит как те же самые приемы могут быть использованы для
его поведение как покупателя — даже если факты го- решения сложнейшей проблемы переоборудования
ворят обратное. Можно использовать факты, чтобы компьютерной сети профессионалом-программистом.
попытаться изменить восприятие человека. Но в кон- Большую часть процесса оценки (мыслительный
це концов он все равно поступит в соответствии со
этап УЧ) занимает рассмотрение последствий. Одна-
своим восприятием. Если люди воспринимают одно-
ко рассмотрение известных последствий также вхо-
го политика как более бесчестного и корыстного, чем
дит в этап УЧ. Прописывая определенное лекарство,
другого, это и определит, за кого они будут голосо-
врач должен знать о возможных побочных эффектах
вать. Лежащая в основе правда не будет играть ника-
этого препарата. Прием ПиР из мыслительной про-
кой роли.
граммы CoRT требует уделить особое внимание по-
следствиям и результатам действия. Если эти послед- средством чувств мы оцениваем конечный результат
ствия и результаты заранее известны, они становятся мыслительного процесса. Мышление призвано слу-
частью вводимой информации. жить нашим оценкам и чувствам. Это вовсе не зна-
В большинстве случаев в процесс нашего мышле- чит, что чувства всегда могут помочь и их включение
ния каким-либо образом вовлечены и другие люди. в процесс мышления оправдано. Это совсем другой
Поэтому наше восприятие должно принимать их во вопрос. Но чувства существуют и должны быть учте-
внимание. Действительно, нужно учитывать различия ны на этапе УЧ мыслительного процесса.
в восприятии у разных людей.
• Как я ощущаю эту проблему?
Прием ВДЛ из мыслительной программы CoRT
• Как другие люди представляют эту проблему?
направляет наше внимание на Взгляды Других Лю-
дей. Как другие люди воспринимают эту ситуацию? В системе шести шляп красная шляпа требует от
Как курильщики относятся к введению запрета на ку- обучаемого выразить свои чувства по поводу обсуж-
рение в ресторанах? А как на это смотрят некурящие? даемой проблемы. Чувства воспринимаются как один
Как к этому вопросу относятся владельцы ресторанов? из составных элементов. Если кому-то из членов се-
Что думает по этому поводу обслуживающий персо- мьи не нравится цвет покупаемой машины, это мо-
нал? Политики всегда должны учитывать взгляды и жет и не повлиять на окончательное решение, однако
восприятие других людей. является важным элементом.
Попытки изменить восприятие не входят в этап УЧ И снова подчеркну, что этап УЧ не предполагает
мыслительного процесса. Его целью является устано- споров и попыток изменить чувства. На этом этапе до-
вить, что представляют из себя взгляды на проблему статочно только запечатлеть эти чувства.
или какими они могут быть, если вы не уверены в том,

<< Предыдущая

стр. 10
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>