<< Предыдущая

стр. 11
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

что они уже существуют.
АНАЛИЗ
Анализ — это активное усилие, направленное на
ЧУВСТВА
идентификацию и получение более полной инфор-
Бытует мнение, что чувства субъективны и запутан- мации.
ны и поэтому не могут учитываться в объективном Довольно трудно работать с комплексными пробле-
процессе логического мышления. Это полнейший аб- мами. Поэтому мы пытаемся разделить их на более
сурд. Чувства реально существуют и играют большую мелкие части, которыми легче управлять. Иногда в ре-
роль в нашем мышлении. В конце концов именно по- зультате такого деления получаются части, которые
не менее будет очень сложно справиться с инфляци-
уже можно идентифицировать. В конце концов мож-
ей, не проведя первоначальный анализ процесса.
но разделить комплексную проблему на уже знако-
Обычно высшие учебные заведения большую роль
мые нам части. Поэтому теперь нам кажется, что мы
отводят анализу и всячески поощряют аналитическое
полностью понимаем проблему. Без анализа понима-
мышление. Беда в том, что только этим они и занима-
ние намного осложнилось бы, так как мы можем по-
ются, игнорируя все остальное.
нять что-то только в контексте уже известного.
Анализ является разновидностью системы привле-
чения внимания. В своей простейшей форме анализ
ПОИСКИ ИНФОРМАЦИИ
представляет собой разложение чего-то на составные
части. Мы можем разобрать велосипед на детали: ко-
Легче всего сказать: «Соберите как можно больше ин-
леса, раму, руль, цепь, педали и т. д. Это части, кото-
формации». В некоторых случаях объем информации
рые, если их составить, дадут в результате велосипед.
по проблеме просто безграничен. Например, ежегодно
Мы можем также проанализировать факторы, дела-
выходит 33 тысячи различных медицинских журналов.
ющие велосипед привлекательным. Здесь нам во мно-
Научная информация удваивается каждые несколько
гом придется положиться на собственное восприятие.
лет. Как же организовать поиск информации?
Получим такие составные компоненты, как мощность,
Существует три основных типа информации:
легкость в ремонте, комфорт, легкость в сборке, безо-
пасность, подверженность действиям погодных усло- 1. Вы что-то знаете.
вий, тот факт, насколько легко велосипед можно 2. Вы чего-то не знаете.
украсть, современность, дизайн и т. д. Все эти факто- 3. Вы знаете, что чего-то не знаете.
ры менее осязаемы, чем колеса или педали.
Первый тип самый простой. Он включает ваши зна-
Экономисты пытаются проанализировать факторы,
ния. Второй тип уже сложнее. Как мы узнаем, что
влекущие за собой инфляцию: денежные поступле-
именно нам нужно? Как определить информацию,
ния, оборот денег, прогнозы инфляции, денежную
которую необходимо собрать?
эмиссию, распределение денежных средств, дефицит
Детектив обычно начинает работу со сбора всех воз-
товаров и услуг, отсутствие конкуренции и т. д. Сре-
можных сведений. После чего он строит догадку, пред-
ди экономистов могут возникнуть споры по наиболее
положение или гипотезу. Эта гипотеза теперь и будет
важным вопросам. Они могут разделиться во мнениях
определять дальнейший ход поиска информации. Где
по поводу того, как эти факторы соотносятся между
находился подозреваемый в интересующую нас ночь?
собой. Могут возникнуть разногласия по поводу не-
Говорит ли ДНК-анализ, что пятна крови принадле-
обходимости вмешательства в данную проблему. Тем
Способность строить гипотезы является основой на-
жат подозреваемому? Каков может быть возможный
уки. Анализ данных служит лишь для проверки гипо-
мотив преступления? Как видите, сначала идут «ры-
тезы. Однако акцент в преподавании различных на-
бацкие вопросы», после чего следуют «охотничьи».
учных дисциплин ставится именно на обучение ана-
Иногда возникает непрерывный поток переходов от
лизу данных, а не способности выдвигать гипотезы.
информации к гипотезам и обратно. Так же происхо-
дит и в науке. Это происходит из-за того, что считается, будто стро-
ить гипотезы не представляет большого труда. Это не
Поэтому выделяются три стадии этого процесса:
так. Построение гипотез требует творческого подхо-
1. Общая информация.
да и понимания широкого ряда различных процессов.
2. Гипотезы и дальнейшая информация.
Если мы пытаемся «определить пробел» в имеющихся
3. Попытки опровергнуть гипотезу.
сведениях, то лежащая в основе гипотеза должна быть
бесспорной. Возможно, нам недостает какого-то непод-
Гипотезы просто незаменимы, и без них мы не
лежащего сомнению куска информации. Если, напри-
должны даже начинать размышлять. Это могут быть
мер, сократился объем продаж, то нам хотелось бы
сложные, почти научные гипотезы или простые жи-
знать, виновато ли в этом изменение цен или выброс
тейские предположения. Они направляют наш поиск
на рынок подобной продукции конкурентом.
информации. Однако существует опасность засесть
В большинстве случаев возможно заполнить пробел,
внутри гипотезы. В этом случае человек начинает за-
так как у нас имеется какая-то причина (гипотеза),
мечать только то, что говорит гипотеза. Остальное
чтобы предположить, что недостающая информация
просто игнорируется. В таком случае необходимо под-
чрезвычайно важна на этом этапе. Мы, например,
вергнуть гипотезу сомнению и попробовать новую.
можем захотеть узнать, пользуется ли спросом про-
Если протекает крыша, вы можете предположить, что
дукция конкурента. Можно выдвинуть гипотезу, что
засорилась сточная труба, поэтому начнете искать ин-
объем продаж падает. Тогда нам, возможно, захочет-
формацию о сточных трубах. Если не горит настольная
ся выяснить, является ли сокращение объема продаж
лампа, вы можете предположить, что что-то случилось
постепенным или резким. В этом случае может воз-
с лампочкой или шнуром, и станете искать сведения о
никнуть гипотеза, что резкое падение было обуслов-
них. Мы строим такие догадки постоянно, так как без
лено антирекламой. Чем точнее мы определим про-
них не смогли бы ничего сделать. Они могут быть и не-
бел в имеющихся сведениях, тем более подробную и
верными. В истории с будильником в отеле «Пасадена»
нужную информацию нам удастся собрать.
я предположил, что звенел будильник отеля, поэтому и
Вот мы и подошли к третьей ситуации: мы знаем,
попытался выключить его. Мои догадки были невер-
что чего-то не знаем. Легко искать информацию, ко-
ны, так как звенел мой собственный будильник.
Я люблю обсуждать прочитанную газетную или жур-
торую нам хотелось бы иметь. Но как собрать инфор-
нальную статью со знакомыми, также ее прочитавши-
мацию, когда вы даже не предполагаете о ее существо-
вании? Есть два подхода к этой непростой проблеме. ми. Однако иногда я ловлю себя на мысли, что пере-
Первый подход — постараться представить себе сказываю собеседнику сведения, которые имелись в
даже самые отдаленные возможности и затем искать этой статье. И хорошая память здесь ни при чем. Чи-
в этом направлении — даже если надежды на успех тая, многие люди не пытаются извлечь все важные све-
совсем мало. дения, которые им предлагаются. Автор любого рас-
Второй путь — обратить внимание на любую, пусть сказа обычно придерживается определенной линии по-
даже случайную информацию по интересующему вас вествования или пытается передать читателю какую-то
вопросу. Если вы будете искать только то, что хотите идею. Очень часто наиболее важная информация ни-
найти, то никогда не сможете выйти за рамки уже име- как не соотносится с этой линией или идеей.
ющихся идей. Обратившись к самым разнообразным Если вы будете просто следовать нити повествова-
сведениям, вы сможете выйти за четко установленные ния, пропустите всю важную информацию. Естествен-
границы. Имеются в виду посещение выставок по са- но, вы не можете обнаружить другие сведения, пока
мым различным вопросам, чтение изданий, которые у вас в голове не будет схемы или идеи, которая дела-
вы обычно игнорируете, общение с людьми самых ла бы эту информацию значимой. Однако если вы в
различных профессий. Успех такого поиска заключа- целом уже размышляли над проблемой, то у вас долж-
ется как раз в осознании необходимости «открыться» но возникнуть множество таких схем.
для новых сведений, которые вы ранее не искали, так Вы прочитали, что количество некоторых типов пре-
как даже и не предполагали об их существовании. ступлений идет на убыль. Ваш мозг должен сразу же
начать строить догадки.
«Стали ли люди менее склонны к совершению преступ-
МАКСИМАЛЬНОЕ лений ?»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «Стала ли лучше работать полиция?»
ИНФОРМАЦИИ «Не случилось ли так, что люди перестали сообщать
о некоторых видах преступлений, потому что все равно
не принимаются никакие меры ?»
В известном рассказе о Шерлоке Холмсе ключевым
«Не изменилась ли система классификации преступ-
моментом является утверждение, что «собака не лая-
лений ?»
ла ночью». Именно это отсутствие лая имело значе-
ние, так как из этого следовало, что убийца был соба- Прочитав статью до конца, вы, возможно, обнаружите
ке знаком. информацию, подтверждающую одну из догадок.
Умение читать между строк и «отделять зерна от пле- ность. Их ценность заключается в результативности
их практического использования, однако порождены
вел» дается не так легко, однако оно должно стать ва-
они были благодаря модели.
шей привычкой. Когда это произойдет, вы обнаружи-
те, что в вашем мозгу хранится информация, которую
можно использовать в самых различных областях.
ОДНОЙ ЛИШЬ ИНФОРМАЦИИ
Модель является одной из самых утонченных форм
НЕДОСТАТОЧНО
гипотезы. Можно создать мысленную модель эконо-
мического устройства государства или модель клеточ- Теперь мы снова вернулись к проблеме, которая об-
ной мембраны. Создавая модель, вы соотносите ее с суждалась в самом начале этой главы. Во многих слу-
имеющимися у вас сведениями. Затем вы проигрыва- чаях достаточно одной лишь информации, которая
ете модель в мозгу либо на компьютере и смотрите, может заменить необходимость мыслить. Но бывают
что из всего этого получится. Так вы получите луч- случаи, когда это не так, а уверенность в обратном
шее представление о том, что может произойти. Вы только ограничивает наши возможности.
также получаете возможность строить прогнозы, а за- Осваивая новую сферу деятельности, будь то науч-
тем проверять их достоверность. Модель работает по ные исследования или бизнес, большинство людей ста-
схеме — давайте посмотрим, происходит ли все так раются прочитать максимальное количество инфор-
же и в реальном мире. С помощью модели можно по- мации об этой сфере. Они сначала хотят усвоить всю
лучить информацию, но сама модель была создана имеющуюся информацию и только потом начать мыс-
нами самими. Модель может также подсказать, как лить самостоятельно. Такой путь вполне закономерен,
следует управлять той или иной системой. После мы но иногда он может оказаться ошибочным.
пробуем это и смотрим, что из этого получится. Когда вы прочитали всю имеющуюся по тому или
Вы никогда не сможете доказать, что ваша модель иному вопросу информацию, предоставленную экс-
является реальной или единственно возможной. В луч- пертами в этой области, ваш мозг подсознательно на-
шем случае можно утверждать, что ваша модель впол- чинает оперировать лишь предложенными ими поня-
не соотносится с вашими знаниями по данному во- тиями и идеями. Поэтому вам будет чрезвычайно
просу и приносит полезные результаты. То же самое сложно предложить что-то свое. Конечно, вы можете
может обеспечивать и другая модель. Именно модель бросить вызов светилам науки и пойти в противопо-
работы нейтральных сетей мозга как самоорганизую- ложном направлении. Но практически невозможно
щейся системы дала толчок развитию формальных ме- предложить не абсолютно противоположную, а лишь
тодов нестандартного мышления. Впоследствии они слегка отличающуюся идею, так как вас постоянно так
уже без помощи модели подтвердили свою эффектив- и будет тянуть в русло традиционной концепции.
Что же делать? Можно ли размышлять над вопро- Иногда это и не нужно. Предположим, что машина
сом, о котором ничего неизвестно? сообщает вам, что люди, имеющие собак, покупают
Можно начать с чтения небольшого количества ин- больше страховых полисов. Если вы являетесь стра-
формации по проблеме, чтобы получить лишь пред- ховым агентом, то для вас это может означать, что
ставление об области, в которой вам предстоит рабо- нужно больше ориентироваться на владельцев собак.
тать, как говорится, «прочувствовать» ее. После чего В сфере бизнеса проводится множество исследова-
следует остановиться и начать творчески мыслить. Вы ний с целью предсказания того, как тот или иной про-
вырабатываете новые концепции, подходы и спосо- дукт будет вести себя на рынке. Эти исследования дают
бы деятельности. После чего нужно вновь почитать полную информацию о том, что есть, но не о том, что
литературу из этой области. Затем следует новая оста- может быть. Рыночные наблюдения всегда берут за
новка — и собственные размышления. Наконец, нуж- основу прошлое, даже если они ориентированы на бу-
но снова вернуться назад и прочитать уже имеющую- дущее. Когда клиентов одного из банков спросили,
ся по данному вопросу информацию. Таким образом хотели бы они, чтобы деньги выдавались компьюте-
вы имеете возможность изучить нужную вам область ром, а не живым человеком, большинство ответило, что
в свете своих собственных идей. В этом случае у вас предпочитает кассира в человеческом облике. Но когда
имеется намного больше шансов выдвинуть свежие были установлены автоматические кассовые аппараты
идеи. Это так называемое творчество невежества. и клиенты к ним привыкли, оказалось, что большин-
Существует распространенное мнение, что, анали- ство людей стали больше доверять именно машинам.
зируя информацию, можно получить новые идеи. Это К ним выстраивались целые очереди, в то время как
не так. Анализ позволит вам лишь выбрать что-то из кассиры сидели без дела. В Японии рыночные иссле-
уже имеющихся в вашем мозгу идей. Вы можете даже дования вообще не пользуются большой популярностью.
скомбинировать какие-то из них, но не «разглядите» Японцы предпочитают выбрасывать продукт на рынок
новую идею. Мозг может «видеть» только то, к чему и смотреть, как рынок сам распорядится его судьбой.
его подготовили. Поэтому нужно начать вырабатывать Потому что человеку очень сложно сказать, как он бу-
идею в виде предположения, догадки, возможности дет реагировать на то, что он еще никогда не пробовал.
или гипотезы. После чего следует взглянуть на имею- В моей предыдущей книге «Развитие мышления: три
щиеся данные в свете этой догадки и посмотреть, под- пятидневных курса» я привел несколько задач с ножа-
тверждается ли она с помощью этих сведений. ми и банками. При этом я указал, что могут быть ис-
Действительно, нейронно-сетевые компьютеры мо- пользованы четыре ножа. Однако для решения задачи
гут выбирать определенную модель из имеющегося в действительности требовалось всего три ножа. После
набора, но они не могут объяснить вам ее сущности. выхода книги я получил множество писем от разгне-
ванных читателей, которые спрашивали, почему я упо-
мянул четыре ножа, когда нужны были всего только
три. Школьные задачи тоже построены таким образом,
что учащемуся дается только необходимая для их ре-
шения информация, поэтому мы покидаем школу, ис-
кренне веря, что и в жизни кто-нибудь будет тщатель-
но отбирать для нас только необходимые сведения.
К сожалению, в жизни все совсем не так. Бывают слу-
чаи, когда нужно отбросить все имеющиеся сведения,
чтобы продвинуться вперед. А для этого надо мыслить.
Таким образом, бывают случаи, когда достаточно
одной лишь информации, но бывают и моменты, ког-
да даже громадное количество сведений не может за-
менить человеческого мышления. Нужно уметь мыс- Потенциал
лить творчески, выдвигать гипотезы и объединять Потенциальная возможность
имеющиеся сведения в единое целое. Поэзия
Гипотеза

Символом этапа ПРО являются три устремленные
РЕЗЮМЕ ЭТАПА УЧ
вперед стрелки. Эти три стрелки символизируют мно-
жество различных возможностей. Цель этапа ПРО —
На втором этапе мыслительного процесса мы объ-
предложить как можно больше возможностей для до-
единяем сведения, результаты своего восприятия и
стижения конечного результата мышления. Затем эти
чувства. Так формируются основа и все необходимые
возможности добавляются к результатам этапа ТАК
элементы для последующих мыслительных этапов.
цель которого — развить, оценить и выбрать наилуч-
Иногда необходимо управлять поиском информации
шие из них.
с помощью гипотез и предположений. Необходимо не
только регистрировать информацию, но и учитывать Пунктир на стрелках показывает, что это лишь «по-
ее качество. В некоторых случаях информация может тенциальные» возможности. На этапе ПРО мы толь-
заменить необходимость мыслить. Но бывают случаи, ко приоткрываем эти возможности. Они еще четко не
когда этого не происходит, и мы должны вырабаты- определены, не проверены и не преобразованы в ли-
вать новые идеи, возможности и модели. нии действия или выбора.
Все слова, приведенные в начале этой главы (по-
ПРО И ВОЗМОЖНОСТЬ
тенциальная возможность, потенциал, гипотеза, по-
эзия), имеют «направленность вперед». Мы исполь-
Много лет назад я придумал новое слово «ПРО» для

<< Предыдущая

стр. 11
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>