<< Предыдущая

стр. 12
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

зуем их, чтобы двигаться вперед. Мы утверждаем что-
формального обозначения того, что дальше последу-
то, чтобы посмотреть, к чему это приведет (процесс
ет какая-нибудь провокация или вызов. Провока-
«движения»). В поэзии автор объединяет слова и об-
ция — это какое-то заведомо ложное утверждение,
разы, чтобы посмотреть, какой будет эффект. Это
которое используется для того, чтобы оторваться от
сильно отличается от «прозы», нацеленной на описа-
привычного хода мыслей и выдвинуть новую идею.
ние того, «что есть». Проза интересуется тем, что есть,
ПРО в названии этапа имеет более широкое значение
в то время как поэзия нацелена на то, что может быть.
и предполагает любую потенциальную возможность.
Традиционное неприятие системы возможностей
Как я уже говорил ранее, система потенциальных воз-
возникает из нашего неправильного понимания ее
можностей является чрезвычайно важной частью про-
сути. Эта система породила огромное число странных
цесса мышления. Именно благодаря ей возможен про-
мифов и слухов, не имеющих под собой никакой ос-
гресс, особенно прогресс западной цивилизации в
новы. Остановить процесс их возникновения практи-
области науки и техники.
чески невозможно, в результате люди начинают в них
К сожалению, ей пренебрегает система образова-
верить. «Научный подход» и «законы логики» настаи-
ния, считающая, что прогресс является результатом
вают на том, что нужно принимать только то, что
анализа и логики. Имея хоть малейшее представле-
можно «доказать». В результате система возможнос-
ние о механизмах работы мозга, нетрудно понять, что
тей была отвергнута.
анализ и логика не позволяют выйти за пределы име-
Самое крамольное, что может предложить система
ющейся информации. Однако традиции, установлен-
возможностей, — это верить чему-то, пока вы не смо-
ные Великой тройкой, подкрепленные принятыми
жете этого опровергнуть. Вы должны верить в суще-
нормами спора, только усиливают это заблуждение,
ствование маленьких зеленых марсиан, пока не дока-
которое в лучшем случае можно назвать ограничен-
зали, что их не существует.
ностью мышления.
Вся проблема возникла из-за того, что понятие «воз-
В науке возможность обеспечивает наличие пред-
можность» подменяют понятием «истина». Возмож-
положений, называемых гипотезами. В технике воз-
ность — это не истина, и она не должна даже претен-
можность означает мечты и представления, которые
довать на такой статус. Возможность — это каркас в
мы впоследствии претворяем в жизнь (например,
нашем мозгу, который позволяет двигаться вперед к
сверхзвуковой самолет или компьютер размером с
тому, что может быть истиной. Именно таким обра-
ноготь большого пальца).
1. Возможность.
зом работает гипотеза в науке. Даже временно пола-
2. Фантазия.
гая, что нечто является истиной, мы можем двигать-
3. Провокация.
ся дальше с гипотезой, которая может привести к еще
более полной истине. Эйнштейн двигался вперед с Представьте, что вы стоите на самом верху горящего
помощью физики Ньютона, которая до него была здания. Давайте рассмотрим три уровня возможностей.
вполне приемлемой.
1. Имеется потенциальная возможность, что пожар-
Сторонники системы возможностей должны четко
ные уже в пути. Вполне вероятно, что вас могут
представлять себе, что возможность — это еще не ис-
спасти с помощью пожарной лестницы или даже
тина. А противники этой системы должны понимать,
вертолета.
что процесс является неотъемлемой частью динами-
2. Можно пофантазировать, что с неба вдруг спус-
ки любых размышлений, которые не являются про-
тится Супермен и спасет вас, или вдруг фея осы-
сто описательными.
пет вас волшебным песком, и вы научитесь ле-
Возможность всегда включает творческий аспект.
тать, как птица.
Возможность отталкивается от того, «что уже есть».
3. Можно выдвинуть провокационное предположе-
Система возможностей подпадает под зеленую шля-
ние, что «имеется ПРО возможность того, что
пу в системе шести мыслительных шляп. Надев зеле-
здание вдруг растает и вы окажетесь на земле».
ную шляпу, мы выдвигаем новые идеи, альтернати-
Суть провокации в том, что вы сами не верите в
вы, модификации уже имеющихся идей, возможнос-
то, что утверждаете, но говорите это для того,
ти и провокации.
чтобы продвинуться вперед к какой-то реальной
Творческой частью мыслительной программы CoRT
идее — а есть ли части здания, которые могут
является CoRT 4. Она включает в себя формальные
быть разрушены в результате пожара?
приемы творчества, которые будут описаны далее в
этой главе.

СОЗДАНИЕ СВЯЗИ
ТРИ УРОВНЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Этап К должен будет установить конечную цель наше-
го мышления — то, к чему мы стремимся прийти. Нужно
Нужно иметь четкое представление о трех различ-
четко определить цель размышлений в данный момент.
ных уровнях возможностей. Все беды происходят то-
Этап УЧ четко определяет, где мы находимся в дан-
гда, когда начинают путать эти уровни. Вот эти три
уровня: ный момент. Имеется в виду информация, которой
2. Переход от самой общей формулировки задачи к
мы владеем, восприятие проблемы и вызываемые ею
конкретному решению. Общие утверждения мож-
эмоции.
но также использовать для того, чтобы двигаться
Так как же соединить точку, где мы находимся сей-
от точки, где мы хотим оказаться, к текущей по-
час, с той, где хотим оказаться?
зиции.
Можно назвать этот процесс создания связи «твор-
3. Творческий метод. Мы умышленно создаем но-
ческим решением задач», «творческим достижением
вые идеи, а затем пытаемся модифицировать их
цели», «дизайном» или еще множеством других тер-
с учетом наших целей.
минов. Очень часто мы рассматриваем этот процесс
4. Метод дизайна и объединения. Для достижения
как «решение задач». Такой подход весьма ограничен
желаемой цели мы объединяем различные эле-
и к тому же опасен.
менты. Эти элементы можно получить из стан-
Я намереваюсь упростить этот процесс, разделив его
дартных источников или в результате творчества.
на четыре основных метода. Эти методы часто дуб-
лируют друг друга. Более того, имеется несколько ва- В некоторых ситуациях наиболее подходящим
риантов одного метода. Однако мне кажется, что они является один из этих методов. Например, для твор-
являются четырьмя фундаментальными подходами к чества на чистом листе бумаги, где необходимо пред-
рассмотрению этой проблемы. ложить абсолютно новые идеи, самым подходящим
К концу этапа ПРО у нас уже должно быть несколь- окажется творческий подход, тогда как метод стан-
ко возможностей. Затем они обрабатываются на эта- дартного решения абсолютно неприемлем. Однако в
пе ТАК, на котором развиваются, оцениваются, и в ситуациях, когда целью мыслительного процесса яв-
конце концов выбирается один реальный путь дви- ляется получение информации, этот метод окажется
жения вперед. лучше творческого. В некоторых случаях можно ком-
Этап ПРО - это генерирующая, продуктивная и бинировать все четыре метода.
творческая стадия мышления. Но в любой ситуации мыслитель должен четко
представлять себе, к чему он стремится.
1. Пытаетесь ли вы найти любое решение, которое
ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДА
приведет вас к цели? Бывает, что достаточно лю-
1. Метод поиска стандартных или рутинных реше- бого решения — вы просто хотите справиться с
ний. Мы знаем эти решения, и нужно только за- проблемой.
просить свой мозг, чтобы он выбрал из них са- 2. Ищете ли вы хорошее решение? Под хорошим ре-
мое подходящее для определенной ситуации. шением подразумевается решение, соответствую-
щее вашим нуждам. Оно не требует затрат време- Вам нужно узнать, как добраться из Лондона в Париж
ни, денег и усилий, к тому же оно привлекатель- в полдень. Путь поиска информации по этому вопросу
но. Таким образом, вы просто можете захотеть пой- является рутинным. Вы просто смотрите расписание
ти дальше первого пришедшего вам в голову аде- воздушных рейсов или звоните своему туристическо-
кватного решения и найти более подходящее. му агенту. Нужно ли включать в работу мышление? Вы
3. Ищете ли вы лучшее решение? На самом деле вы можете поразмыслить над тем, какой из предложенных
ищете наилучшее решение, но в таком случае нуж- выше способов проще. Ваша информация или этап УЧ
но согласиться с тем, что существует одно реше- также имеют значение. Если вы слышали о подводном
ние, которое можно назвать «наилучшим». На тоннеле, тогда можете спросить об этом своего агента.
этом этапе у вас имеются подходящие решения, А вот просмотр расписания не даст вам никакой ин-
но вы ищете лучшее. Можно выбрать новое или формации о тоннеле. Рутинный способ, ранее вполне
творческое решение. Возможно, вы выберете ре- подходящий (полет), теперь оказался неадекватным.
шение, которое не просто удовлетворяло бы ваши Традиционная система «ячейки», предложенная Арис-
запросы, но и имело какой-то «плюс». Если вы тотелем, точно заполняет модель поиска стандартного
не сможете найти его, то всегда можете вернуть- решения. Мы пытаемся определить ситуацию. Как
ся назад и использовать выбранное ранее подхо- только мы это сделали, дальнейшие действия уже раз-
дящее решение. работаны для нас, и нам остается только применить их
к соответствующей ячейке. Существует ячейка с на-
Теперь, чтобы установить связь между точкой, в ко- званием «корь». Как только врач определяет забо-
торой мы находимся, и той, куда мы стремимся, нуж- левание как корь и помещает его в соответствующую
но рассмотреть все четыре метода. ячейку, ход лечения уже является рутинным и стан-
дартным. Такое распознавание и определение пробле-
мы требуют мыслительных усилий. Каковы основные
1. ПОИСК СТАНДАРТНОГО черты проблемы? К какой группе ячеек следует обра-
РЕШЕНИЯ титься? Какие нужно выдвинуть гипотезы, предпо-
ложения и догадки, которые помогли бы направить
Это самый распространенный метод. В некоторых наш поиск в нужное русло?
случаях рутинное решение проблемы очевидно. В таком Когда мы думаем, что определили ситуацию (на-
случае не требуется больших мыслительных усилий. шли правильную ячейку), требуется произвести еще
Если же ответ не столь очевиден, то необходимо немно- множество мыслительных операций. Насколько ячей-
го поразмыслить, чтобы найти стандартное решение. ка соответствует проблеме? Как получить информа-
цию, которая подтверждала бы, что выбор сделан пра- Психологи любят выделять категории, типы, лич-
вильно? Какие характеристики проблемы противоре- ностные группы и т. д. Она принадлежит к типу А.
чат сделанному выбору? Какие еще могут быть аль- Он является типичным представителем типа Б. Раз-
тернативы в данном случае? делить всех по типам очень просто. Нужно провести
Вся система правосудия основана на таком поиске анкетирование, постепенно выделяя из анкеты те во-
рутинных ответов. Рутинные решения лежат в основе просы, по ответам на которые проводятся различия
правовых кодексов в странах, где законы оформлены между типами. Следующий шаг намного сложнее. Что
в виде таковых, и прецедентов, если система право- это значит? Какую практическую пользу это может
судия построена на прецеденте. Сегодня имеются ин- принести? Опасность возникает тогда, когда мы на-
теллектуальные компьютерные системы, обеспечива- чинаем давать этим ячейкам названия, такие, напри-
ющие самый обширный поиск имеющихся ответов. мер, как «интеллект», «способности к оценке», «но-
Таким образом, в суде существует два вида спора. ваторство». В этом случае мы начинаем верить обще-
Первый заключается в обсуждении того, совершал об- му смыслу этих слов. То есть все, кого мы поместили
виняемый преступление или нет. Рассматривается во- в ячейку «интеллект», автоматически воспринимают-
прос, поместить обвиняемого в ячейку «виновен» или ся нами как умные, а все, кто туда не попал, — глу-
«невиновен». Приводятся доказательства, которые под- пые. Покрывает ли эта ячейка все типы интеллекта
вергаются сомнению. Делаются попытки обнаружить или только те, которые тестировались в ходе анкети-
«истину». Второй тип спора— решить, какой ячейке рования?
соответствует проступок. В различных ячейках нахо- Теперь мы подошли к вопросу о пользе ячеек. Пред-
дятся законы, принципы, предыдущие приговоры и т. д. положим, можно доказать, что на определенном воз-
Какой принцип имеет значение? Имеется ли прецедент растном этапе мужчины лучше справляются с мате-
по этому вопросу? Какой закон применим к этому слу- матикой, чем женщины. Значит ли это, что если мне
чаю? Часто возникают затруднения, если одновремен- нужен хороший математик, то я должен нанять на ра-
но применимыми оказываются сразу несколько прин- боту мужчину? Получается абсолютная ерунда, так
ципов или законов. Тогда судья ищет какой-то более как возникает ужасная путаница. Значит ли это, что
мелкий признак, который можно взять за основу при не следует даже утруждать себя преподаванием мате-
вынесении приговора. В финале приговор определяется матики женщинам? Как раз наоборот, оказывается,
как «принадлежащий именно этой ячейке». В некото- что разница существует как раз из-за различного под-
рых странах в особо запутанных случаях создаются пре- хода к обучению женщин и мужчин. Значит ли это,
цеденты, которые в будущем значительно облегчат рабо- что если вы очутились в одной из ячеек, то надо по-
ту с подобного рода делами. Возникает новая ячейка. стараться выбраться оттуда? Если вы прочно засе-
ли в ячейке «чувства», то вам надо попытаться раз- Анализ
вить и мышление. В этом есть определенные преиму-
Если ситуация достаточно сложна, бывает, что для
щества, если не считать того, что вы можете настолько
нее не находится соответствующей ячейки. Иногда
привыкнуть ощущать себя в этой ячейке, что начнете
для нее ячейка просто не создана. Инфляция — это
предпочитать чувства мышлению. Таким образом,
сложное явление, включающее в себя множество раз-
эффект окажется противоположным ожидаемому.
личных факторов. Но современная экономическая
Англичане собирают и едят только классические
теория решила поместить ее в одну ячейку, предло-
грибы — они ужасно боятся случайно сорвать поган-
жив единственный путь решения этой проблемы —
ку и отравиться. Французы собирают и употребляют
поднять процентные ставки, чтобы сократить поступ-
в пищу огромное количество различных грибов, так
ления денег. Эта ячейка стала стандартной, и ни одно
как научились находить более тонкие различия. У них
правительство не решается нарушить этот порядок.
имеется значительно большее количество ячеек с раз-
В результате такого подхода может случиться, что ин-
личными типами грибов. Эксперт, распознающий
фляция станет причиной сильнейшего экономичес-
вина или парфюмерные запахи, разрабатывает для
кого спада в государстве.
себя большое число различных ячеек, чтобы создать
Таким образом, методом борьбы с инфляцией яв-
более детальную классификацию запаха или вкуса.
ляется экономический спад как таковой. Но вряд ли
Опасности, которые таят в себе категоризация и сте-
какое-либо правительство решится использовать его
реотипный подход, уже были описаны выше. Если вы
в качестве экономической стратегии.
верите в утверждение, что все шотландцы жадные, то
Анализ является приемом, позволяющим разложить
постоянно пытаетесь найти этому подтверждение.
сложную ситуацию на более мелкие части; впослед-
И если приятель, с которым вы обедаете в ресторане,
ствии их легче идентифицировать. Мы разделяем что-
хоть на мгновение замешкается, не решаясь предло-
то на составляющие, достаточно мелкие для того, что-
жить внести свою долю за обед, то вы немедленно
бы можно было ими оперировать.
вспоминаете о своем стереотипе. Расовые и этниче-
Анализируя преступность несовершеннолетних, мы
ские проблемы возникают как раз из-за этого. И те, и
приходим к выводу, что виной всему — безработица.
другие быстро обрастают мифами, которые потом с
Для этого уже имеется соответствующая ячейка, ко-
легкостью претворяются в жизнь.
торая нам хорошо знакома. Поэтому мы пытаемся со-
В большинстве случаев поиск стандартного реше-
здать дополнительные рабочие места для молодежи.
ния является наиболее приемлемым мыслительным

<< Предыдущая

стр. 12
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>