<< Предыдущая

стр. 13
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Анализируя проблему автомобильных пробок в
методом. Вам нужно завернуть гайку? Так найдите
больших городах, мы приходим к выводу — водители
гаечный ключ.
www.infanata.org



Схожесть
считают, что легче и удобнее ездить именно в боль-
Анализ — один из способов рассмотрения ситуации,
шом городе. Тогда мы находим стандартный ответ:
при котором она раскладывается на компоненты, для
нужно сделать так, чтобы ездить по дорогам города
каждого из которых можно найти стандартное реше-
стало тяжелее и куда менее удобно. Поэтому мы за-
ние. Другой способ решения проблемы — установле-
прещаем стоянку автомобилей в городе и отбуксиро-
ние сходства: «Это подобно тому, что...»
вываем на штрафплощадку машины, стоящие в непо-
Будущим политикам настоятельно рекомендуют изу-
ложенном месте. Можно также запретить движение
чать историю. Когда возникает проблема, вы можете
автомобилей в центре города и ввести большие штра-
сказать себе: «Это вроде той ситуации, в которой ока-
фы за нарушение этого правила, как это было сдела-
зался Меттерних в такое-то и такое-то время» или «Си-
но в Сингапуре.
туация похожа на то, с чем столкнулся Стенли Болду-
Цель анализа — разложить проблему на составные
ин при отречении от престола Эдварда VIII». Это помо-
части, для каждой из которых можно найти стандарт-
гает определить рамки мыслительного процесса и даже
ный ответ. Что касается сферы человеческих отно-
подсказывает возможные модели поведения в данной
шений, то здесь запас стандартных ответов весьма
ситуации. К сожалению, времена меняются, и исто-
ограничен — либо «поощрение» (похвала), либо «на-
рия может оказаться скорее не подмогой, а ловушкой.
казание» (порицание). Считается, что правильное
В этом случае предпочтение вновь отдается клас-
применение одной из этих стандартных реакций мо-
сической ячейке, так как она подскажет линию даль-
жет контролировать человеческое поведение во всем
нейшего поведения. Это предпочтение легко объяс-
его многообразии.
нимо. Из истории нам известно, что стандартные ре-
В целом аналитическое мышление имеет много плю-
шения проблемы уже выработаны. Поэтому если мы
сов, так как именно ему уделяется огромное внимание
правильно определим, к какой ячейке принадлежит
в школе. Но обычно набор стандартных ответов весьма
проблема, и применим стандартное решение, то ус-
ограничен и примитивен, так как мы слишком мало
пех нам гарантирован. Это подобно тому, как врач
внимания уделяем так называемому «цельному образ-
лечит корь или стрептококковую ангину. Альтерна-
цу». Мы уверовали, что с помощью анализа можно дой-
тивой стандартному решению, предписываемому
ти до такого этапа, на котором достаточно лишь про-
определенной ячейке, является «модель» правильно-
стейших реакций на проблему. Это один из главных
го действия. Но нет никакой гарантии, что все ваши
недостатков сегодняшней системы мышления.
смоделированные действия сработают. Поэтому нет
В конфликтах вроде того, что возник в Боснии и
ничего удивительного в том, что мы предпочитаем
Герцеговине, стандартные ответы также ограничены:
искать стандартные пути решения проблемы.
«Стоит усилить атаку на сербов или нет».
отобраны таким образом, чтобы ко всем можно было
В сфере межличностных отношений мы постоянно
применить каждый из четырех методов. Нет смысла
используем принцип схожести. Какой-то человек на-
выбирать какую-то одну творческую проблему и пы-
поминает нам одного из хорошо знакомых нам лю-
таться найти стандартный способ ее решения.
дей, поэтому нам кажется, что мы знаем, как себя с
ним вести, понимаем его мотивы и чувства и поэтому
можем предугадать его поведение.
Ситуация А. Стоянка слишком мала, и люди, при-
езжающие на работу на машине, жалуются, что не
Трансформация проблемы могут припарковаться.
Поиск стандартного решения. Если чего-то не хва-
Говорят, что математики всегда стараются транс-
тает, то ограничьте его потребление или используйте
формировать любую задачу в ту, с которой они рань-
метод аукциона. В первом случае нужно ограничить
ше уже сталкивались, и знают, как ее решать. Это
число тех, кто имеет право пользоваться этой стоян-
очень разумная тактика. Мы используем ее постоян-
кой. Метод аукциона предполагает, что тот, кто при-
но, чтобы иметь возможность применить потом ме-
едет первым, как бы зарезервирует себе место. Те, кто
тод поиска стандартных решений. Анализ и установ-
раньше встает, получат больше шансов найти место
ление сходства — это способы трансформации про-
для парковки. Возможно, они даже начнут приезжать
блемы в ту, которую мы умеем решать. Можно также
на работу пораньше.
трансформировать проблему, непосредственно пере-
• Можно попытаться трансформировать пробле-
формулировав ей.
му, позволив клиентам самим решить ее. Пусть
В истории с медленными лифтами проблема была
они создадут комитет, который потом выступит
трансформирована в ситуацию под названием «нетер-
с предложениями по поводу использования сто-
пение». Что делать с нетерпением? Нужно чем-то за-
янки.
нять людей. Поэтому в холлах мы устанавливаем зер-
кала, и люди заняты тем, что разглядывают себя и
Ситуация Б. Открылся новый ресторан. Владелец
других в зеркале, пока ждут лифт.
хочет максимально быстро развить свой бизнес. Что
он должен делать?
Три мыслительные ситуации
Поиск стандартного решения. Люди быстро опре-
деляют качество товара, поэтому предлагайте ка-
Я собираюсь продемонстрировать четыре различ-
чественную пищу по разумным ценам, и вы очень
ных мыслительных метода, применив каждый из них
быстро приобретете множество клиентов. Если о ва-
к набору из трех мыслительных ситуаций. Они были
шем ресторане начнут говорить, людям захочется схо- размытом уровне. Именно такой подход и будет рас-
дить туда и попробовать все самим, поэтому стоит сматриваться в этом разделе. Опытные мыслители по-
нанять агента по рекламе. стоянно используют этот прием. Я пойду еще дальше и
• Можно трансформировать проблему в задачу, скажу, что есть люди, которые делают это интуитивно.
цель которой — обеспечить с самого начала при- Тому имеется две причины: их природные способности
ток денег. Для этого надо включиться в систему мыслить «в общем» и их способности к «планированию».
общественного питания, можно даже заняться до- Мышление в самом общем смысле этого слова пред-
ставкой еды на дом, чтобы обеспечить быстрый полагает мышление на уровне понятий. Многие люди
рост доходов. не любят и не хотят мыслить понятийно. Они счита-
ют понятийное мышление чем-то слишком заумным,
Ситуация В. В самом центре города есть стена, ко- непонятным и запутанным. Им нужны практические
торая так и притягивает любителей настенного твор- советы, применимые в повседневной жизни. Что я
чества. Стена всегда сплошь покрыта граффити. Что делаю сейчас? Что я делаю в такой-то ситуации? Им
делать? нужны стандарты. Они хотят получить рутинные от-
Поиск стандартного решения. Наказывать наруши- веты, применяемые в типе мыслительной деятельно-
телей. Поймайте кого-нибудь из них и в качестве на- сти под названием «поиск стандартного решения».
казания заставьте в течение нескольких недель отскре- Американцы особенно недолюбливают понятийное
бать все вновь появившиеся надписи. мышление. Им нужно действовать. Будучи нацией
• Проблему можно трансформировать из задачи первопроходцев, они всегда ценили действие выше
предотвращения надписей в задачу невозможно- мышления. Сегодня же мышление намного важнее
сти рисовать на стене. Для этого надо покрыть действия — поэтому-то они и чувствуют себя не очень
стену особым материалом, на котором невозмож- уютно, когда их заставляют мыслить понятийно.
но ничего написать. Метод поиска рутинных ответов и метод обобщения
не являются абсолютно изолированными друг от дру-
га. Ведь чем бы мы ни занимались, в конце концов все
равно придем к стандартному решению. Понятия мож-
2.МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ но использовать при поиске стандартного решения, как
это показано в примерах на с. 161 — 162. Основное раз-
Ранее в этой книге при описании основных мысли- личие — в начальных шагах мыслительного процесса.
тельных процессов я неоднократно подчеркивал важ- «Я должен отвинтить этот винт. Мне нужна от-
ность умения работать на самом обобщенном, широком и вертка».
Это стандартный подход. Конечно, даже сам выбор обобщенной идеи может
направить наше мышление в определенном направ-
«Я должен отвинтить этот винт. Мне нужен какой-
лении. В случае с прогулами можно сказать:
то инструмент, который подошел бы к пазу на винте,
«Я хочу знать, как сделать так, чтобы прогулять ра-
чтобы его можно было повернуть».
Если у вас под рукой будет отвертка, вы используе- боту стало труднее».
те ее, но если отвертки вдруг не окажется, вы пораз- «Мне нужен способ побудить людей оставаться на сво-
мыслите и используете нож, пилочку для ногтей или их рабочих местах».
даже ребро пластиковой кредитной карточки. «Мне нужно знать, как сделать так, чтобы прогулы
Таким образом, установив цель своих мыслитель- не сказывались на работе всего предприятия».
ных операций, мы описываем то, что нам требуется, «Мне нужен способ, который помог бы поддерживать
в самом обобщенном виде. производительность труда на том же уровне, несмотря
на прогулы».
«Мне нужно знать, как добраться до Парижа».
«Мне нужно знать, что сделать, чтобы крыша не про- «Я хочу знать, как связать работников круговой по-
текала». рукой в отношении прогулов».
Все вышесказанное можно обобщить до следующих
«Я хочу знать, как сделать так, чтобы прогуливать
утверждений:
работу стало труднее».
Существует два типа ситуаций: «Мне нужен способ сокращения прогулов».
«Мне нужно научить работать, несмотря на прогулы».
1. Ситуация, при которой мы можем использовать «Общая цель мышления тогда может быть сформули-
стандартное решение, но предпочитаем сформу- рована как „размышления над проблемой прогулов"».
лировать проблему в более обобщенном виде. Так, Мы еще вернемся к этому вопросу чуть позже в этой
вместо того чтобы сказать: «Мне нужно узнать главе, когда будем обсуждать веер концепций.
расписание воздушных рейсов из Лондона в Па- Определяя «обобщенную» цель, не стоит ограни-
риж», — вы говорите: «Мне нужно добраться из чиваться одним запросом. Вы можете высказать од-
Лондона в Париж». Такой более обобщенный новременно несколько альтернативных или парал-
подход включает в себя также возможность до- лельных запросов. Это и было сделано в случае с про-
браться до Парижа через тоннель под Ла-Маншем. гулами, рассмотренном выше.
2. Ситуация, для решения которой нет стандарта, Например:
поэтому мы просто вынуждены искать более «Нам нужна отвертка».
обобщенный подход: «Мне нужно знать, как пе- «Нам нужно как-то повернуть этот винт».
ределать стол, чтобы он стал складным». «Нам нужно как-то достать этот винт».
бы только по предъявлению кредитной карточки. Или
«Нам нужно как-то развинтить гайку и болт».
просто выставить образцы товаров, а сами товары вы-
«Нам нужно как-то разъединить обе части».
давать покупателю лишь на кассе. Если бы магазин-
Идеи могут сильно отличаться по охвату и обоб-
ных воров было просто поймать, они остерегались бы
щенности. На этом этапе мыслительного процесса
воровать. Но как показать воришкам, что их могут за-
можно иметь несколько различных степеней обобщен-
просто словить? Расставить везде видеокамеры, вы-
ности идей — иногда допустимо даже, чтобы одна
давать вознаграждение всем покупателям, содейству-
более общая идея включала в себя другие более част-
ющим в поимке воров, публично объявлять имена тех,
ные и не столь широкие. Идеи будут отсортированы
кого поймали на месте преступления, и т. д. — все это
в процессе использования веера концепций.
пути предотвращения магазинных краж.
Если было бы невозможно вынести украденный то-
Движение в обратном направлении
вар из магазина, то не было бы смысла его красть. Как
сделать так, чтобы украденные вещи невозможно было
Это довольно мощный, но и непростой мыслитель-
вынести из магазина? Можно, например, пропитать все
ный прием. В некоторых случаях просто естественно
товары специальным запахом, который устранялся бы
«двигаться в обратном направлении». Я хочу попасть
только на кассе, и поставить на выходе злую собаку,
из Лондона в Эдинбург. Я знаю, что стоит мне только
которая обнюхивала бы всех покупателей, покидаю-
попасть в Ньюкасл, и оттуда будет очень просто до-
щих магазин. В некотором смысле метод «движения в
браться до Эдинбурга. Но как же мне попасть в Нью-
обратном направлении» является формой «пересмот-
касл? Так, если я доберусь до Йорка, оттуда совсем
ра» или «трансформации» проблемы.
несложно попасть в Ньюкасл. Но как же добраться до
Движение в обратном направлении обычно требует
Йорка? Нужно только доехать до Питерборо, а отту-
одной или нескольких идей в качестве шагов, как было
да попасть в Йорк будет просто. Теперь надо как-то
добраться до Питерборо. А проще всего туда попасть показано в примере с магазинными кражами. В некото-
из Лондона. Итак, маршрут выбран. Проблема решена. ром смысле и веер концепций является одной из форм
движения в обратном направлении. Можно достичть пунк-
В некоторых случаях можно двигаться методично.
та А из пункта Б. Но как теперь попасть в пункт Б? Из
Если я попаду в эту точку, то оттуда совсем несложно
пункта В. Итак, как мы будем добираться до пункта В?
достичь конечной цели. Но теперь, когда эта точка
Далее следует рассмотреть два других способа при-
становится целью, как попасть в нее?
менения метода «обобщения». Однако сначала нуж-
Если бы товары были недоступны, прекратились бы
но применить этот метод к трем стандартным мысли-
кражи из магазинов. Но как сделать товары недоступ-
тельным ситуациям.
ными? Поместить их за дверью, которая открывалась
с моделью или открытой, творческой ситуацией.
Должна быть четко определена конечная цель.
Ситуация А. Проблема нехватки мест на автомобиль-
После чего мы говорим, какие общие концепции
ной стоянке.
(называемые направлениями) приведут нас к конеч-
Метод обобщения. Нужна более просторная стоян-
ной цели. Предположим, мы рассматриваем пробле-
ка. Это может означать либо расширение имеющейся
му нехватки квалифицированных работников. Общие
стоянки, достройка второго яруса или создание под-
концепции могут быть следующими:
земной площадки, либо постройку дополнительной
• Увеличить поступление на работу квалифициро-
стоянки в другом месте, но с автобусным сообщени-
ванного персонала.
ем до места назначения.
• Сократить потребность в квалифицированном
Ситуация Б. Новый ресторан, владелец которого хо- персонале.
чет максимально быстро развить свой бизнес. • Повысить производительность труда уже имею-

<< Предыдущая

стр. 13
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>