<< Предыдущая

стр. 15
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

чить, что владельцы малогабаритных машин получат
дый получит какую-то выгоду от нашего успеха».
больше шансов выиграть право на пользование сто-
«Было бы неплохо оказаться в про-сит, в которой каж-
янкой в жеребьевке.
дый конструктивно работает, чтобы найти решение
проблемы». Ситуация Б. Новый ресторан.
«Нам нужна про-сит, которая помогла бы людям по-
Нам нужна про-сис, в которой каждый, кто хоть раз
нять, что вред, наносимый окружающей среде сегодня,
побывал в ресторане, рассказал бы о нем своим зна-
скажется на их детях завтра».
комым. Можно, например, выдавать клиентам специ-
«В этой про-сит люди обмениваются товарами и услу-
альные шарфы или шляпы из искусственного меха,
гами, основываясь на доверии. Денег не существует, а
чтобы их легко можно было узнать. Эти предметы
обман исключен».
туалета должны быть какого-то очень необычного
Сначала для вас будет слегка необычно и странно цвета, например оранжевого или малинового.
употреблять эти волшебные слова. Вам будет казать-
Ситуация В. Проблема надписей.
ся, что вы вполне обойдетесь без них. И это действи-
Мне нужен про-кто, кто постоянно сидел бы возле
тельно будет так. Пока не привыкнете к ним, вы бу-
стены и отпугивал рисовальщиков. Это может натолк-
дете заменять ими обычные слова.
нуть нас на идею установить на стене видеокамеры.
И только когда вы окончательно свыкнетесь с ними,
Можно оборудовать стену специальной лампочкой,
то вдруг обнаружите, что стали делать вещи, кото-
которая зажигалась бы, как только кто-то слишком
рые до этого показались бы вам странными и непри-
близко подходит к стене. Можно сделать так, чтобы
вычными.
при контакте человека со стеной раздавался специ-
А теперь давайте вновь вернемся к нашим трем мыс-
альный звуковой сигнал. Это может быть звук поли-
лительным ситуациям.
цейской сирены и т. д.

Ситуация А. Проблема автомобильной стоянки.
Вот мы и подошли к концу метода обобщения, ко-
Нам нужна какая-то про-суб, которая сжимала бы
торый рассматривался под тремя отдельными заго-
машины до маленьких размеров, когда они въезжают
ловками. Все три части метода очень часто перекли-
на стоянку. Это может натолкнуть нас на идею пре-
каются.
доставлять гарантированное право парковки мотоцик-
Основная идея метода обобщения заключается в
лам и велосипедам. Можно также предложить тем,
том, что мы оговариваем наши потребности и запро-
кому необходимо часто ездить в течение дня, свобод-
выйти за рамки того, что мы запланировали с самого
сы в самом общем виде, после чего пытаемся уточ-
начала. В таком случае необходим творческий под-
нить их. Очень многие люди устанавливают границы
ход. Другого способа продвинуться вперед не суще-
своего мышления, так как их учили, что мышление
ствует.
должно быть четким и точным. Если и вы думаете так
Творческий метод может оказаться полезным даже
же, то никогда не сможете применить метод обобще-
в тех ситуациях, когда точно определен конечный
ния. Как можно точно определить что-то, если вы
результат. Может быть, все остальные методы оказа-
даже не знаете, что это и где это искать? В этом слу-
лись безуспешными. Иногда бывает так, что, найдя
чае вы можете посмотреть в самом общем направле-
решение, мы остаемся им недовольны и пытаемся
нии, а затем постепенно сужать рамки поиска.
отыскать что-то лучшее.
Какой бы метод ни применялся, мы можем остано-
виться и сказать себе: теперь нам нужны свежие идеи;
3. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
теперь нам нужно найти какие-то альтернативы тому,
что мы имеем. Начиная с этого момента мы будем
Естественно, когда нам нужны «свежие» идеи, ме-
применять творческий метод. Например, разрабаты-
тод стандартного решения не поможет.
вая веер концепций для проблемы «автомобильных
В открытом творчестве, например при использова-
пробок в больших городах», можно предложить кон-
нии творчества на чистом листе бумаги или фокусиро-
вания на нейтральной области, не существует четкой цепцию «поощрять тех, кто согласится оставлять свои
конечной цели. Нам просто нужны свежие идеи. По- машины дома». Не существует стандартных путей вы-
этому метод обобщения здесь также непригоден, по- полнения этой задачи, поэтому мы определяем ее как
тому что не существует таких потребностей или нужд, новую область концентрации и применяем творчес-
которые можно было бы сформулировать в обобщен- кий метод, чтобы найти пути поощрения водителей,
ном виде. Метод веера концепций, например, сраба- которые добровольно откажутся пользоваться автомо-
тывает только тогда, когда точно определен конечный билем.
результат, которого нужно достигнуть.
Творческий метод незаменим, когда мы знаем, с чего Бросить вызов
начинаем (область концентрации), но не знаем, к чему
придем. Единственный конечный результат, на кото- Это простейший творческий прием, однако он тре-
бует дисциплинированности.
рый мы рассчитываем, — это получить новые и по-
лезные идеи, но в какой форме они будут представле- Бросая вызов, вы концентрируете внимание на лю-
бом предмете или аспекте. Можно сконцентрировать-
ны, не имеет никакого значения. Результат может
Внешний мир
ся на острие карандаша, а можно и на его древке.
Можно заострить внимание на цвете, толщине, дли- Можно бросать вызов и вещам внешнего мира. Мож-
не карандаша, материале, из которого он сделан, и
но бросать вызов объектам или их частям. Это же мож-
т. д. Затем вы бросаете вызов. Обычно это делается с
но проделать и с системами или их составляющими.
помощью трех основных вопросов:
Можно бросать вызов ситуациям или их компонен-
1. Нужно ли вообще это делать? там. Иногда то, чему вы бросаете вызов, может быть
2. Почему это сделано именно таким образом? очень маленьким и неразборчивым. Тогда можно по-
3. Какими другими способами можно сделать то же ступить так, как вы делаете, когда начинаете рассте-
самое? гивать застежку-«молнию». Можно подвергнуть со-
мнению местоположение даты на чеке. Можно засо-
Вызов — это не нападение и не критика. Об этом сле-
мневаться по поводу формы автомобильных фар.
дует всегда помнить. Если рассматривать вызов как спо-
Можно бросить вызов тому, как производится нуме-
соб покритиковать что-то, тогда вы сможете бросить
рация страниц в книгах — от 1 и далее по возрастаю-
вызов только там, где видите явный недостаток. Это
щей. (Почему не наоборот — начинать с максималь-
очень ограничивает сам процесс. Вы должны иметь воз-
ного числа, доходя постепенно до 1, — тогда без тру-
можность бросить вызов чему угодно. Если вы исполь-
да можно было бы сказать, сколько страниц вам еще
зуете вызов как критику, то кто-нибудь будет защищать
осталось прочитать?)
то, чему вы бросаете вызов, и вы потратите свое время
Умение бросать вызов заключается в:
на ненужные споры с этим человеком.
Бросить вызов — значит сказать: «Возможно, это луч- 1. Выборе того, что будет подвергаться сомнению.
2. Правильном построении сомнения.
ший способ сделать что-то. Может быть, это един-
ственный способ сделать это. Но я потрачу еще немного 3. Вашей способности находить альтернативы.
времени, так как хочу найти и другие пути».
Когда другие пути найдены, если такое произошло,
Внутренний мир
их нужно изучить и сравнить с имеющимся способом.
Умение бросать вызов — это привычка ума и осо- Точно так же как мы подвергаем сомнению вещи
бое отношение к жизни. Это умение можно исполь- внешнего мира, можно бросать вызов и понятиям
зовать в повседневной жизни. Его можно применять внутреннего мира. Это значит, что мы можем под-
во всех остальных, пока еще не рассмотренных про- вергать сомнению объекты, о которых мы думаем в
цессах этапа ПРО. В любой момент можно бросить данный момент. Имеется в виду наше мышление,
вызов чему-то: а должно ли быть так, как это есть? мышление группы, с которой мы работаем, мышле-
ние компании, в которой мы сейчас находимся, или «Должны ли банковские машины для выдачи денег ра-
мышление любого работающего в той или иной об- ботать в течение всего дня?»
ласти или отрасли. «Нужно ли раскладывать на полках в супермаркетах
продовольственные товары?»
• Почему мы думаем о чем-то именно таким об-
«Должна ли на чеке стоять дата ?»
разом?
«Должны ли светофоры быть заметными ?»
• Почему мы должны думать о чем-то именно так?
«Стоит ли беспокоиться по поводу злоупотреблений ?»
Можно подвергать сомнению убеждения. Можно «Нужна ли специально разработанная схема, которая
бросить вызов рамкам, в которых, как нам кажется, учитывала бы всех безработных?»
мы должны работать. Можно подвергнуть сомнению Такие сомнения могут помочь нам выйти за уста-
идеи, доминирующие в нашем процессе мышления. новленные рамки или преодолеть убеждения, кото-
Можно оспорить систему ценностей, которой мы при- рые нам абсолютно не нужны. Вызов может означать
держиваемся. Можно поставить под сомнение концеп- альтернативу.
ции и догадки. Можно бросить вызов вещам, которых Вызов можно применить и непосредственно к фо-
мы обычно избегаем, вещам, к которым стремимся. кусированию на нейтральной области. Например,
Вызов означает: «Давайте остановимся и поразмыс- можно сконцентрироваться на середине карандаша.
лим над этим. Должно ли все быть именно так?» «Почему она должна быть такой же формы, как и весь
карандаш ?»
«Почему она должна быть негнущейся?»
Как бросить вызов
«Почему эту область карандаша нужно использо-
Можно выразить словами наш обычный подход к про- вать?»
блеме или традиционный способ разрешения той или
«Может быть, лучше было бы сделать середину ка-
иной ситуации. Для этого можно использовать как метод
рандаша гнущейся, чтобы его можно было сгибать во
поиска стандартного решения, так и метод обобщения.
время письма, когда вы наклоняете руку?»
• Как мы обычно рассматриваем подобную про- «Возможно, следует сделать середину карандаша
блему? определенной формы. Когда вы использовали карандаш с
• Как мы обычно поступаем в такой ситуации? одной стороны, можно начать писать другой его сто-
роной».
После чего мы бросаем вызов всему подходу в це- Это лишь некоторые идеи. Теперь можно попытать-
лом или его частям: ся бросить вызов трем мыслительным ситуациям.
мыслительные процессы. В этом и состоит совершен-
ство мозга, так как, не обладай он такой способностью,
Ситуация А. Проблема автомобильной стоянки.
нам каждый раз пришлось бы заново разрабатывать
Вызов. Почему мы считаем, что маленькая площадь
мыслительный путь для самого простейшего действия.
стоянки — это проблема? Почему бы не рассмотреть
Но от этих путей отходят боковые «дорожки», до
это как преимущество? Только лучшие работники, ко-
которых нельзя добраться с главных путей. Получа-
торые будут выбираться по результатам их работы или
ется что-то вроде системы одностороннего движения.
голосования в коллективе, смогут пользоваться сто-
Если бы «как-то» можно было продвинуться «в сто-
янкой. Использование стоянки теперь стало приви-
рону» на одну из этих боковых «дорожек», тогда мы
легией, которую надо заслужить.
смогли бы без проблем вернуться обратно к тому, с
Ситуация Б. Новый ресторан. чего начинали мыслить.
Вызов. Почему мы рассматриваем лишь возмож-
В этом состоит суть творчества. Именно поэтому все
ность продавать приготовленную пищу? Почему бы
ценные творческие идеи кажутся логическими после
не заняться продажей полуфабрикатов? Можно так-
того, как вы их узнали. На этом принципе основыва-
же организовать продажу столовых принадлежностей
ется и юмор. В юмористической ситуации мы попа-
(посуды, скатертей и т. д.).
даем на боковую дорожку, но при этом нам четко ука-
зан «путь обратно», или вся логика юмористической
Ситуация В. Проблема надписей.
ситуации.
Вызов. Почему мы пытаемся уничтожить все надпи-
си? Просто уберите неприличные и оставьте вполне Именно такое нетрадиционное движение по «боко-
нормальные. Это заставит писак задуматься, прежде вым дорожкам» и породило термин «стороннее, или
чем что-то написать; кроме того, вы бесплатно украсите нестандартное, мышление». Вместо того чтобы еще
стену. усерднее пытаться продвинуться в том же направле-
нии, мы двигаемся в сторону к новым идеям и по-но-
вому воспринимаем ситуацию.
Но как же сделать этот шаг в сторону? Могут помочь
Провокация
вызов и желание что-то изменить, но не всегда их до-
статочно. Именно поэтому нам и нужна провокация.
Вот мы и дошли до принципа провокации. Он явля-
ется основой нестандартного мышления и творчества. Провокация служит как бы точкой опоры, от которой
мы отталкиваемся, чтобы двинуться в сторону от ос-
Будучи самоорганизующейся системой, наш мозг
новного пути. Сойдя однажды с основного пути, мы
образует модели или последовательности, также на-
зываемые путями, по которым и протекают все наши начинаем осматриваться вокруг в поисках новых троп.
жение — законом закрепить правило, по которому на
В реальной жизни вам нужно только сказать что-
предприятие должны поступать водные ресурсы, ко-
то, если на то есть своя причина. Сначала идет при-
торые само же предприятие и выбросило до этого в
чина, а уже за ней следствие.
виде отходов. Тогда каждое предприятие начнет за-
Применение приема провокации означает, что при-
ботиться о чистоте своих выбросов, так как они ста-
чина говорить что-то появляется только тогда, когда
нут частью поступающих на него же ресурсов. Как мне
это уже сказано. Провокация наталкивает на полез-
сказали, это предложение уже закреплено законода-
ные идеи, которые потом оправдывают использова-
ние самой провокации. тельно в некоторых странах.
Традиционное мышление требует придерживаться
«ПРО: машины имеют квадратные колеса».
правил логики. В творческом мышлении этого не тре-
Это провокация. Такое утверждение абсолютно без-
буется. Мы специально используем провокации,
основательно исходя из наших привычных знаний о
умышленно лишенные всякой логики.
машинах и колесах. Однако эта провокация наталки-
вает нас на мысль об «интеллектуальной подвеске»,
которая может реагировать на изменения поверхнос- Движение
ти, позволяя шинам легко подстраиваться под изме-
нения рельефа и обеспечивая плавное движение ма- Провокации были бы бесполезны без движения.
шины. Этот процесс обсуждался вместе с другими основны-
ми процессами в самом начале этой книги. Движение
Я придумал слово «ПРО» много лет назад, чтобы
означает продвижение вперед от идеи или утверж-
оно сигнализировало, что это провокация. ПРО мож-
дения.
но расшифровать как «Провокационная Операция».
Важно осознавать, что «движение» отличается от
ПРО сигнализирует: «То, что последует дальше, бу-
«суждения». Суждение заключается в сопоставлении

<< Предыдущая

стр. 15
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>