<< Предыдущая

стр. 16
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

дет явной провокацией».
чего-то нового с уже имеющимся опытом с помощью
Существует проблема загрязнения рек. Чем больше
«ячеек»: правильно это или нет? Движение абсолют-
предприятий сливает свои отходы в реку, тем грязнее
но не связано с такими понятиями, как «истинность»,
становится вода. Поэтому мы идем на провокацию.
«ценность» и «правильность». Суть движения заклю-
«ПРО: предприятия должны сбрасывать свои отходы
чается лишь в «движении вперед» от провокации к
на своей же территории».
чему-то практически полезному.
Это звучит абсолютно неправдоподобно. Как мо-
Для тех, кто уже имеет опыт использования при-
жет предприятие сбрасывать отходы на своей терри-
ема мозговой атаки, хочу подчеркнуть, что движе-
тории? Но из этой, казалось бы, лишенной всякой ло-
ние — это «активная» умственная операция. Отло-
гики провокационной идеи вытекает простое предло-
Все эти методы, а также сфера творческого мышле-
жить суждение, отсрочить суждение, оттянуть выне-
ния подробнее описаны в моей книге «Серьезное твор-
сение окончательной оценки — все эти приемы слиш-
ком несовершенны. Движение — это активный ум- ческое мышление».
ственный процесс. Умение двигаться можно развить.
Иногда достаточно одного «намерения» двигаться Возникновение провокации
вперед от провокации. Но существуют также формаль-
ные методы движения, которые стоит попробовать. Движение является уже следствием провокации. Но
как же возникает сама провокация?
1. Выделите из провокационного утверждения от- Провокацией может стать любая идея или предло-
дельный принцип, самостоятельную идею или жение, выдвинутое в ходе дискуссии, а также что-то
черту. Сконцентрируйтесь только на ней, забыв вычитанное в книгах. Вашим естественным желани-
обо всем остальном. Постройте свою идею вокруг ем будет немедленно оценить эту идею, предложение
того, что вы выделили. и т. д. и отбросить их, если они покажутся вам не-
обоснованными и нереальными. Теперь у вас появи-
2. Сконцентрируйтесь на разнице между провока-
лась еще одна альтернатива. Вы по-прежнему можете
цией и реальностью. Постройте свою идею, ос-
считать идею нереальной, но вместо того, чтобы от-
новываясь на каком-либо аспекте именно этой
бросить, можно использовать ее в качестве «провока-
разницы.
ции». Итак, вы определяете идею как провокацию
3. Представьте, мысленно нарисуйте то, как про-
(пометив перед ней слово «ПРО»), а затем двигаетесь
вокационная идея будет реализовываться на
от этой провокации к новой идее.
практике. Посмотрите, как действия будут раз-
Таким образом, при желании любую идею можно
ворачиваться «шаг за шагом». На основе этих на-
рассматривать в качестве провокации. При этом не
блюдений выдвиньте какие-нибудь идеи.
имеет значения, имеет ли человек, предлагающий эту
4. Выделите позитивные моменты провокации и по-
идею, хоть малейшее представление о методе прово-
старайтесь превратить их в новую идею.
кации — это ваша личная инициатива.
5. Попробуйте найти особые обстоятельства, при ко-
торых провокация приобрела бы иную ценность. Существуют некоторые систематические методы
превращения идеи в провокацию.
Развивая свои «двигательные» умения, вы вскоре об-
1. Уход. Мы определяем что-то, что является оче-
наружите, что используете все эти методы, а, кроме
видным для каждой конкретной ситуации (такое
того, можете двигаться практически от любой прово-
утверждение не должно быть отрицательным).
кации.
наталкивает нас на весьма интересную идею. Вы
После этого мы удаляем, отрицаем, оставляем или
не запечатываете письмо и не наклеиваете на него
уничтожаем то, что считали абсолютно есте-
марку, а несете в таком виде на почту. Там в ваше
ственным. Например, для нас естественно, что
письмо вкладывается специальное уведомление,
таксисты знают дорогу. Поэтому провокация бу-
а затем почта сама платит за марку и запечатыва-
дет звучать так: «ПРО: таксисты не знают доро-
ет ваш конверт. Все это делается по договорен-
ги». От этого утверждения мы двигаемся вперед
к идее «учебных такси», имеющих какой-нибудь ности с почтовым отделением.
особый опознавательный знак. В этих такси мо- 5. Фантазийное мышление. Мы говорим себе: «ПРО:
гут ездить только те пассажиры, которые сами было бы неплохо, если бы...» То, что вы загадали,
точно знают, как добраться до места назначения, должно быть скорее фантазией, чем простым же-
и могут поэтому по ходу показывать водителю ланием. Не стоит даже надеяться на то, что это сбу-
дорогу. Поэтому начинающие таксисты смогут дется. Это не идея или задумка, над осуществле-
одновременно работать и осваивать город. нием которой стоит работать. К этому типу при-
надлежит провокация «ПРО: предприятия должны
2. Инверсия. Этот прием заключается в том, что мы
сбрасывать свои отходы на своей же территории».
берем «нормальное направление» и переворачи-
ваем его в «обратное направление». Провокация
Провоцировать что-то надо умышленно и методич-
«ПРО: если бы у машин были квадратные коле-
са» является примером этого приема. Обычно но. Никогда не следует отказываться от провокации
колеса делаются максимально круглыми. Мы же только потому, что она кажется вам слишком стран-
двигаемся в обратном направлении и делаем их ной и нереальной. Не стоит выбирать в качестве про-
квадратными. вокации что-то, для чего в вашей голове имеется хоть
какое-то решение, — вы просто не сможете развить
3. Преувеличение. Мы берем размер или объем чего-то
настоящую провокацию из такого утверждения.
и преувеличиваем или преуменьшаем его. Прово-
Обучение нестандартному мышлению сродни обу-
кация «ПРО: у полицейских было бы по шесть
глаз» привела к появлению народных дружин в чению езде на велосипеде. Сначала это кажется стран-
1971 году. ным и чуждым вашим привычным действиям. Как
можно научиться ездить на велосипеде? Тренируясь,
4. Искажение. Мы определяем обычное соотноше-
вы приобретаете навык, поэтому ездить становится
ние или модель отношений, а затем умышленно
все проще и проще.
изменяем или искажаем их. Провокация «ПРО:
вы заклеиваете письмо уже после того, как от- В конце концов вы сами уже удивляетесь, как та-
правили его», кажется абсолютно нереальной, но кое привычное занятие, как езда на велосипеде, мог-
ло казаться вам поначалу странным. Но чтобы это Ситуация В. Проблема надписей.
произошло, нужно работать. Поэтому существуют Провокация. «ПРО: надписи очень маленькие» (про-
специальные курсы по обучению нестандартному вокация-преуменьшение). Это может натолкнуть нас
мышлению, где занятия ведут дипломированные пе- на идею скрыть надписи на стене. Можно спроекти-
дагоги. ровать на стену какое-нибудь изображение, чтобы
Теперь посмотрим, как эти «провокационные» при- надписи стали невидимыми. Например, если совмес-
емы можно применить к уже известным нам трем мыс- тить на стене свет от прожекторов различного цвета,
лительным ситуациям. то это поможет нейтрализовать цвет надписей. Если
надписи станет трудно прочитать, то и у людей все
реже будет возникать желание что-то писать.
Ситуация А. Проблема со стоянкой.
Провокация. «ПРО (было бы неплохо, если бы) в
каждой машине была собственная переносная стоян-
Провокация «Чистая случайность»
ка». От этого предложения мы продвигаемся к идее
постоянных ваучеров на пользование близлежащими Это еще одна из форм провокации. Она также яв-
стоянками. Мы можем даже двинуться еще дальше к ляется простейшим приемом нестандартного мыш-
более экстремальной идее — монтировать на крыше ления.
каждого автомобиля специальный крюк, чтобы его по Этот метод особенно подходит для творчества на
необходимости можно было поднять в воздух — по- чистом листе бумаги. Вам нужно предложить какие-
лучается своего рода воздушная стоянка. то творческие идеи, но вы не знаете, с чего начать.
Этот метод также может помочь, когда вы истощили
Ситуация Б. Новый ресторан. весь свой творческий запас и кружите вокруг одних и
Провокация. Мы считаем само собой разумеющим- тех же идей. Метод «Чистая случайность» может по-
ся, что в ресторанах подают еду. Исходя из этого мож- мочь преодолеть мыслительный кризис.
но предложить следующую провокацию-уход: «ПРО: История науки пестрит примерами, когда абсолют-
ресторан без еды». Отсюда мы идем вперед к идее эле- но случайное событие давало толчок важному откры-
гантного заведения для организации пикников. Гос- тию. Всем известна история (возможно, выдуманная)
ти сами привозят с собой корзинки с едой. Заведение о том, как яблоко, упавшее Ньютону на голову, когда
обеспечивает только столовые приборы, мытье посу- он сидел в своем саду в Вулсторпе, графство Линкольн-
ды и напитки. В перечень услуг может также входить шир, дало толчок развитию теории гравитации. Есть
обслуживание отдыхающих. множество других историй о том, как случайность под-
же тогда можно ожидать какого-нибудь хоть мало-
талкивала человека к открытию, над которым он давно
мальски полезного результата?
размышлял. Объяснение этому до смешного просто.
Именно поэтому важно представлять себе, хотя бы
Случай позволяет мозгу мыслителя начать работу с
в самом общем виде, механизмы работы мозга, чтобы
совершенно нового момента. Это в свою очередь по-
иметь возможность изобретать изощренные мысли-
зволяет мозгу двигаться к интересующему его пред-
тельные приемы. Прием «случайного слова», являю-
мету другим путем, который затем начинает исполь-
щийся простым, но необычайно эффективным, про-
зоваться в качестве новой идеи. В асимметрических
исходит как раз из понимания систем моделей.
моделях, формируемых в нашем мозге, другая точка
Житель небольшого городка всегда уходит из дому
отсчета может натолкнуть на самые разнообразные
одной и той же дорогой. Эта дорога может привести его,
идеи, так как мозг больше не сдерживается рамками
куда он только пожелает. Однажды его машина ломается
традиционного мышления.
в пригороде. Он вынужден идти домой пешком. Естест-
А как мы обнаруживаем эту новую точку отсчета
венно, он хочет добраться домой наикратчайшим путем.
на практике?
Он спрашивает, как пройти до города. До дома он до-
Именно здесь на помощь приходит случай. Про-
бирается дорогой, по которой никогда бы не выезжал
стейшей формой новой точки отсчета является «слу-
оттуда. Тайны тут никакой нет. В центре проходит одна
чайное слово». (Проще всего использовать существи-
главная дорога, по которой он всегда выезжает из дому.
тельные.) Случайным предметом может быть вещь,
А на окраинах города существует множество дорог, ве-
картинка или другой объект.
дущих к его дому. Поэтому, начав с периферии, вы
Суть метода в том, что случайное слово нельзя вы-
увеличиваете свои шансы открыть какой-то новый
брать. Если оно выбрано, тогда рамки выбора будут
путь. Это является логическим объяснением того, по-
отражать наше традиционное мышление.
чему срабатывает метод «Чистая случайность».
Самый простой способ найти случайное слово — это
Применение этого метода на практике до смешного
взять список из 60 слов, а затем взглянуть на часы.
просто. У вас есть предмет или мыслительная цель,
Запомните положение секундной стрелки. Если стрел-
вы находите случайное слово и связываете его с ва-
ка показывает 24 секунды, возьмите 24-е слово из сво-
шей мыслительной задачей с помощью ПРО, чтобы
его списка. Этот способ позволяет выбрать слово без-
показать, что это провокация.
относительно к смыслу проблемы или задачи.
«Ксерокс ПРО нос» приводит нас к идее использо-
Здесь поклонники логики обычно начинают очень
вания «запаха» в качестве индикатора. Если в копиро-
сильно волноваться. Они говорят, что если «слово» не
вальной машине закончилась бумага или порошок, она
имеет никакого отношения к сути проблемы, тогда
начинает издавать специфический запах, что является
любое слово может подойти к любой проблеме, и как
особым сигналом. Каждый в офисе постарается как атром теней. Было бы просто великолепно устроить в
можно быстрее вставить бумагу или заменить порошок, ресторане такое шоу, так как театр теней занимает
чтобы избавиться от запаха. Преимущество запаха в очень мало места. Эту идею можно продолжить и да-
том, что вам не надо видеть сам аппарат и можно нахо- лее, предложив открыть театральный ресторан, что
диться на значительном расстоянии от него. стало бы одновременно рекламой и пьесе, и самому
Никогда нельзя пробовать использовать несколько ресторану. «Тень» — это также то, что следует за ре-
случайных слов, если вам вдруг не понравилось пер- альной вещью. Поэтому отобедавшим в ресторане по-
вое из них. Нельзя менять первоначальный выбор. сетителям можно потом раздать периодические бро-
Нельзя также сначала пытаться выделить характери- шюрки, рассказывающие о новшествах в меню и рек-
стики слова, которое вам хотелось бы подобрать. ламирующие новые блюда. Можно также раздать
Нельзя прыгать от одной возникшей у вас ассоциа- ваучеры, которые можно использовать непосредствен-
ции к другой. Во всех этих случая вы будете исполь- но самому, а можно отдать кому-то в виде подарка.
зовать не случай, а искать наиболее подходящий для
Ситуация В. Проблема надписей.
вашей мыслительной задачи вариант.
Случайная провокация. Случайное слово — «бики-
Теперь можно посмотреть, как метод «Чистая слу-
ни». Сразу же возникает ассоциация, что если на сте-
чайность» поможет нам разобраться с тремя мысли-
не будет что-то привлекательное, то людям не захо-
тельными ситуациями.
чется закрывать это надписями. Другое предложе-
ние — превратить стену в место для постеров и афиш.
Ситуация А. Проблема со стоянкой. Тогда организация, сдающая в аренду места для пла-
Случайная провокация. Случайное слово — «блест- катов, несет ответственность за чистоту стены и ее
ка». Естественно, это слово никогда не было бы вы- использование. Этот способ можно применить, даже
брано специально как имеющее какое-то отношение если таким образом будет использоваться лишь часть
к проблеме парковки машин. Блестки смотрятся толь- стены.
ко когда их много. Поэтому разделите стоянку на сек-
ции и выделите каждому отделу предприятия или
Вот мы и подошли к концу творческого метода эта-
организации собственную секцию. Пусть они сами
па ПРО в мыслительном процессе. Как всегда резуль-
потом решают, как эту секцию использовать.
татами этапа ПРО должны стать идеи и возможности.
Ситуация Б. Новый ресторан. Именно они связывают воедино начальные моменты,
определенные на этапе УЧ, с конечными мыслитель-
Случайная провокация. Случайное слово — «тень».
ными целями, выделяемыми в ходе этапа К
Сразу же возникает ассоциация с индонезийским те-
ке. В доме должны быть три спальни, большой каби-
Наш разговор мы продолжим рассмотрением чет-
нет, кухня с красивым видом из окна, гараж для двух
вертого и последнего метода этапа ПРО. Он называ-
машин, просторная гостиная и много кладовых по-
ется «Дизайн и объединение».
мещений. Архитектор может взять книгу стандартных
проектов и выбрать из них наиболее близкий по всем
4. МЕТОД параметрам к заданному. Это будет работа по методу
поиска стандартного решения. Более вероятно, что
«ДИЗАЙН И ОБЪЕДИНЕНИЕ»
архитектор объединит известные ему компоненты
Это четвертый и последний из методов, используе- дизайна в модель, которая соответствовала бы задан-
мых на этапе ПРО мыслительного процесса. ному проекту. В этом случае это будет не что иное
Суть этого метода — объединенить различные час- как объединение компонентов для достижения по-
ти для достижения цели мышления. Это существен- ставленной цели.
но отличается от метода поиска стандартного решения, У модельера имеется «общая» задумка платья, ко-
потому что в последнем действие уже задано в ка- торую он хочет осуществить. Чтобы получить то, что
честве предпосылки. При использовании метода обоб- он хочет, модельер пробует различные подходы. Он
щения мы идем от самой общей задачи к более узким может позаимствовать какие-то элементы традицион-
способам ее осуществления. В творческом методе мы ного костюма, взять что-то из своих предыдущих ра-
вырабатываем идеи, а затем смотрим, могут ли они бот, а также попробовать что-то совершенно новое.
удовлетворять нашим требованиям. При этом не избежать неточностей и ошибок. Хоро-

<< Предыдущая

стр. 16
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>