<< Предыдущая

стр. 17
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Метод «Дизайн и объединение» является конст- ший модельер умеет «заранее предвидеть», как будет
руктивным. Мы соединяем разрозненные части. Та- выглядеть наряд в целом, вместо того чтобы создавать
кое объединение является творческим в том плане, по отдельности каждую задумку и деталь.
что в результате может возникнуть что-то новое и
неожиданное. Но компоненты, элементы и ингреди-
Список требований
енты, которые соединяются воедино, не всегда долж-
ны быть новыми. При соединении стандартных букв Одним из методов дизайна является составление
алфавита могут возникать новые слова. Новыми мо- списка требований. Он как бы придает очертания или
гут быть как некоторые элементы метода, так и вся форму конечному результату. Теперь дизайнер работает
идея в целом. над тем, чтобы добиться соответствия этой форме.
Каждое требование можно удовлетворить по отдель-
Архитектору даются «требования к проекту». Он
ности. Затем эти отдельные элементы складываются,
должен спроектировать дом на определенном участ-
и дизайнер пытается объединить их в единое целое. • подтверждение выбора обозначением выбранной
Этот процесс подобен приведенному выше примеру с кандидатуры в отведенном для этого месте;
архитектором. Если бы мы занимались проектирова- • легкость для прочтения (возможность быть про-
нием инвалидного кресла, то список потребностей чтенным машиной);
выглядел бы так: • трудность уничтожения бюллетеня без необхо-
димости;
• бесшумность;
• трудность подделки.
• безвредность для окружающей среды;
• легкость заправки;
Теперь задача дизайнера — объединить все эти тре-
• легкость в управлении;
бования в единую модель. На каком-то этапе может
• возможность въезда и выезда из транспорта;
понадобиться новая идея. Тогда она становится цен-
• большая мощность;
тром творческого мышления. Например, как можно
• небольшие габариты.
зрительно обозначить кандидатуры для избирателей
со слабым зрением или для неумеющих читать?
Большинство из приведенных выше требований сра-
зу же наталкивают нас на идею использования элект-
Определите приоритеты
рического мотора. Он бесшумен, не загрязняет окру-
жающую среду, обладает большой мощностью, прост
На этом этапе мы выбираем один или два приори-
в управлении, легко заправляется, имеет небольшие
тета и строим свою модель вокруг них. Например,
габариты и т. д. Таким образом, этот процесс напо-
можно выделить четкость и однозначность форму-
минает «поиск стандартного решения». Покончив с
лировок в качестве главного приоритета для построе-
мотором, нужно смоделировать само кресло. Здесь и
ния бюллетеня. Поэтому мы начинаем разрабатывать
начинается процесс дизайна. Следует принять во вни-
четкий бюллетень без двусмысленных формулировок.
мание такие ограничения и факторы, как безопасность
Покончив с этим, можно выделить и другие требова-
(операция РВФ в мыслительной программе CoRT).
ния или видоизменить начальный вариант проекта
Если бы мы занимались разработкой бюллетеней
так, чтобы он удовлетворял и другим требованиям.
для голосования, список требований выглядел бы так:
Выбор приоритета — прерогатива составителя.
• легкость для понимания; Вполне возможно, что приведенные идеи являются
• минимальное количество слов; ведущими приоритетами в разработке проекта. А мо-
• использование визуальных методов коммуникации; жет быть, именно эти требования труднее всего удо-
• четкое указание кандидатур; влетворить, поэтому мы всё внимание уделяем им, а
к более простым требованиям возвращаемся позднее. вании одежды такой концепцией может стать «модель
Так, разработчик нового вида «быстрой еды» в первую сезона», которую каждый художник будет интерпре-
очередь будет учитывать такой фактор, как стоимость. тировать по-своему. Что-то подобное можно наблю-
Если предложенный продукт будет очень дорогим, то дать и в дизайне автомобилей.
нет никакого смысла заниматься его разработкой. Та- В области кулинарии также может существовать об-
кие факторы, как вкус и удобство, рассматриваются щая концепция, например «средиземноморская кухня»,
уже во вторую очередь. Разработчик «здорового пита- «новое», «традиционное», «блюда для детей» и т. д.
ния», конечно же, в первую очередь будет учитывать, Дизайнер может работать над достижением «обще-
насколько полезен продукт для здоровья. Как же мож- го» результата, преобразуя его затем таким образом,
но отрицать наличие такого важного аспекта, как чтобы он отвечал требованиям проекта. Обычно та-
польза или вред для здоровья? ким образом работают выдающиеся архитекторы. Их
работы характеризуются неповторимым стилем. Од-
При разработке проекта проведения отпуска основ-
нако, несмотря на это, они состоят из одинакового
ным приоритетом может стать погода. Это может быть
набора конечных элементов.
также погода в совокупности со стоимостью. Другим
приоритетом может стать возможность удовлетворить
самого придирчивого члена семьи, который в против-
Параллельный ввод
ном случае может испортить вам весь отпуск.
Теоретически переговоры должны быть спланиро-
ваны как получение результатов, а не битва за свое
Сначала концепция
превосходство. Окончательная модель должна вклю-
чать в себя ценностные ориентиры, требования и опа-
Иногда сначала дизайнер или разработчик может
сения различных сторон. Их взгляды также должны
продумать общую концепцию, а затем уже рассмотреть,
быть приняты во внимание.
как с ней согласуются основные требования. В случае
с парком отдыха общая идея очевидна. В ситуации с Чтобы получить проект такого рода, нужно снача-
книжным шкафом общая концепция может быть «мо- ла разместить все имеющиеся компоненты параллель-
нашеская серьезность», «легкость» или «источник све- но. Бессмысленно спорить каждый раз по поводу того,
та». В каждом из этих случаев модель должна быть до- чья система ценностей лучше или чье восприятие си-
статочно прочной и большой, чтобы вместить все кни- туации правильнее.
ги, а также должна отвечать определенным размерам. Одной из причин, почему модель шести мыслитель-
Концепции могут быть новаторскими, но могут ных шляп так охотно взяли на вооружение бизнес-
быть и позаимствованы откуда-нибудь. В моделиро- мены, состоит в том, что она помогает создавать кон-
ставлять собой комбинацию нескольких рутинных
структивные проекты. Как мы разрабатываем путь
операций, подобно тому как продумывание маршру-
движения вперед? Как угодно, только не пытаясь до-
та в городе может состоять из комбинации различных
стигнуть результата, споря, кто прав, а кто нет.
стандартных маршрутов, ведущих к месту назначения.
В белой шляпе мы все имеющиеся сведения выстраи-
В данном примере анализ и дизайн движутся с про-
ваем параллельно, даже если некоторые факты и ка-
тивоположных направлений. Цель анализа — разбить
жутся весьма противоречивыми.
весь маршрут на стандартные сегменты. Цель дизай-
Надев желтую шляпу, мы выстраиваем параллельно
на — попытаться разработать маршрут, составляя эти
все преимущества и ценности.
стандартные сегменты. Там, где желаемый результат
С черной шляпой на голове в параллельную линию вы-
можно точно сформулировать, дизайн и анализ могут
ставляются все наши страхи, опасения и потенциаль-
стать взаимозаменяемыми. Но если конечный резуль-
ные проблемы.
тат определен не очень четко, может быть трудно про-
Красная шляпа дает нам возможность выразить свои чув-
анализировать то, чего еще нет. Разработка головного
ства, эмоции и все то, что нам подсказывает интуиция.
убора для полицейского может включать анализ тре-
Надев зеленую шляпу, мы пытаемся создать из всего
бований, но тогда потребуется и дизайн. Вы не може-
этого модель, которую приняли бы обе стороны.
те проанализировать финальный результат, так как
Теперь полученный результат можно вновь рассмот-
единственным имеющимся результатом является су-
реть в желтой, черной и красной шляпах.
ществующая модель головного убора. Можно попы-
таться устранить ее недостатки, но тогда это будет не
Повседневный дизайн
дизайн, а решение проблемы. Существуют новые
идеи, которые могут быть включены в проект, но при
В дизайне ничего необычного нет. Мы занимаемся
этом они не имеют никакого отношения к имеющей-
им ежедневно. Каждый раз, когда вы что-то пишете,
ся модели. Например, новый шлем может использо-
то составляете вместе стандартные слова, чтобы вы-
ваться в виде оружия.
разить мысль или передать задуманное сообщение.
Теперь давайте попытаемся применить метод дизай-
Одеваясь по утрам, вы надеваете что-то из имею-
на и объединения к трем мыслительным ситуациям.
щихся вещей, преследуя определенную цель: ком-
форт, соответствие моде, тепло и т. д.
Готовя пищу, вы придумываете меню на день, если
Ситуация А. Проблема со стоянкой.
только не готовите одно и то же блюдо изо дня в день.
Метод дизайна. Требования к проекту могут вы-
Все, что не является рутинным, проектируется или
глядеть так: решение, которое удовлетворило бы всех,
разрабатывается. Разработка или дизайн может пред-
РЕЗЮМЕ ЭТАПА ПРО
кто претендует на стоянку, — соотнося потребности
с имеющимся свободным пространством. Если машин
Этап ПРО _ это генерирующая и продуктивная
меньше, а людей на одну машину приходится боль-
стадия мыслительного процесса. Именно этот этап
ше, эти требования можно удовлетворить. Поэтому ре-
связывает пункт, в котором мы находимся сейчас, с
шение может заключаться в следующем: пользовать-
тем, где мы хотим в конечном результате оказаться.
ся стоянкой смогут только те, кто приведет с собой
На этапе ПРО мы генерируем возможности. Одни
двоих (или более) работников без машин.
из них лучше. Другие следует развить далее, прежде
чем их можно будет объективно оценить. Некоторые
Ситуация Б. Новый ресторан.
из возможностей не могут удовлетворить всем требо-
Метод дизайна. Список требований может вклю-
ваниям и ограничениям. Одни могут быть практич-
чать такие факторы, как:
нее остальных. Есть возможности, которые обходят-
ся дороже других.
• популярность;
Важно помнить, что главной функцией этапа ПРО
• репутация;
является именно генерация «возможностей». Если вы
• заметность;
будете оценивать каждую возможность, как только она
• умение удовлетворять посетителей;
появляется, то так и останетесь в рамках своего соб-
• соответствие моде.
ственного мышления. Оценивать нужно уже идею,
если она появилась. Именно это и происходит на эта-
Результатом может стать намерение нанять специа-
пе ТАК. Выработайте как можно больше возможнос-
листа по общественным связям и рекламе и платить
тей, развейте и оцените их, а затем выберите наилуч-
ему зарплату, а также комиссионные с каждой совер-
шую и действуйте согласно ей. Самой большой ошиб-
шенной в течение шести первых месяцев сделки.
кой было бы думать, что можно свести выбор лучшей
идеи к простому сокращению числа имеющихся воз-
Ситуация В. Проблема с надписями.
можностей. Это узкий и весьма небезопасный подход.
Метод дизайна. Необходимо каким-то образом от-
Невозможно выбрать лучший вариант, просто пере-
бить у людей желание рисовать на стене так, чтобы при
бирая по порядку все имеющиеся у вас альтернативы.
этом не нужно было либо постоянно охранять стену,
Следует четко разделять этапы генерации и оценки
либо периодически стирать с нее надписи. Может
идей. Только при использовании метода поиска стан-
быть, неприятный запах, например сероводорода, по-
дартного решения нужно обязательно последователь-
может отпугнуть от стены любителей порисовать.
но пройти все этапы, иначе в конце можно выбрать
неправильную «ячейку». Но ведь это только один из
четырех имеющихся методов.
Четыре метода, описанных в этой главе, рассказы-
вающей о мыслительном этапе ПРО, во многом пере-
кликаются, но при этом все они являются самостоя-
тельными приемами, существующими независимо
друг от друга.

1. При использовании метода поиска стандартного
решения мы пытаемся в своем предыдущем опы-
те отыскать подходящее решение. Связующим
звеном между задачей и действием, направлен- ТАК что же?
ным на ее решение, является процесс «иденти- ТАК что же мы должны делать?
фикации ячейки», в который можно поместить ТАК что это мы и выберем?
эту проблему. Чтобы упростить идентификацию,
Цель этапа ТАК — взять возможности, выработанные
можно с помощью анализа разбить сложную про-
на этапе ПРО, и добиться с их помощью какого-то ре-
блему на ряд более мелких.
зультата. Даже в конце этапа ПРО возможности по-
2. Метод обобщения предполагает определение тре-
прежнему остаются лишь возможностями. Их нужно
бований в самом общем виде. После чего мы пы-
развить и оценить, прежде чем их можно будет рассмот-
таемся сузить их, пока в конце концов не нахо-
реть как применимые на практике идеи. После этого из
дим практический способ достижения задуман-
всего множества практических идей мы должны выбрать
ного результата.
одну, которая и будет использоваться. Поэтому общая
3. При творческом методе мы генерируем идеи, а
задача этапа ТАК может быть сформулирована как «раз-
затем рассматриваем их, чтобы убедиться, что
витие и выбор». К концу этапа у нас должна быть вы-
они удовлетворяют нашим требованиям. Мы так-
брана одна идея, с которой мы перейдем к этапу ПО
же пытаемся модифицировать неподходящие
Весь этот процесс можно иногда сократить. Напри-
идеи, чтобы они соответствовали именно нашим
мер, если целью мышления является получение какой-
требованиям.
либо информации и получить ее несложно, то мысли-
4. Метод «Дизайн и объединение» предполагает объ-
тель может от этапа УЧ непосредственно перейти к
единение различных компонентов для достиже-
этапу ПО. Точно так же, если с помощью метода поис-
ния поставленной цели.
ка стандартного решения удалось найти подходящее ности, но прежде чем их оценить, над ними нужно еще
решение, мыслитель может сразу приступить к этапу поработать. Особенно это касается результатов твор-
ПО. Но даже в этих случаях желательно не пропускать ческого метода на этапе ПРО. Но даже возможности,
стадию оценки этапа ТАК. В целом лучше проходить полученные в результате применения метода поиска
все этапы мыслительного процесса, но в некоторых стандартного решения, могут нуждаться в доработке с
случаях какие-то из них можно сократить. целью приспособления их к конкретным условиям. Не
Значок, которым обозначается этап ТАК, символи- стоит сразу же бросаться к таким элементам этапа ТАК,

<< Предыдущая

стр. 17
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>