<< Предыдущая

стр. 2
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

но никогда не предлагал лучших идей. В принципе щего мышления.
он верил в споры (или диалектику), считая, что если
атаковать ложное, то в конце концов останется прав-
да. Именно это и заставляет нас мучаться от критики.
АРИСТОТЕЛЬ
Мы считаем, что гораздо важнее указать, что плохо,
вместо того чтобы создавать что-то полезное. Аристотель был учеником Платона, а также настав-
ником Александра Великого. Аристотель увязал все
вместе, представив в виде мощной логической систе-
ПЛАТОН мы, основанной на «ячейках». Это были определения
и оценки, основанные на прошлом опыте. И с чем бы
Платон был афинским патрицием и молодым чело- мы ни сталкивались, нам «решать», к какой ячейке это
веком знал Сократа. Сократ никогда ничего не писал, относится. Если необходимо, надо было разобрать си-
но Платон записал его диалоги. Платон не особенно туацию на более мелкие компоненты, чтобы поместить
верил в афинскую демократию, считая ее сбродом, ее в эти ячейки. Любая информация была либо в ячей-
управляемым популистскими доводами. Похоже, что ке, либо вне ее. Она могла быть либо там, либо там, но
Платон восхищался авторитарной Спартой. Сильное больше нигде. Отсюда и сложилась мощная логичес-
влияние оказал на него Пифагор, продемонстрировав- кая система, основанная на понятиях «внутри» или
ший истины математики, и Платон верил, что абсо- «вне», в которой не было места противоречиям.
В результате от этой Великой тройки произошла Основным движущим фактором были поиски ис-
мыслительная система, основанная на: тины Платона. Оценка Аристотеля тоже внесла свой
вклад; определенную роль сыграли доводы и вопро-
• анализе;
сы Сократа. Но до сих пор самым важным фактором
• суждении (и ячейках);
была система возможностей. Это чрезвычайно важная
• доводах;
часть мышления. Она позволяет строить гипотезы в
• критике.
науке и предвидеть изменения в технологии. Именно
Мы пытаемся найти свой путь, приспосабливая наш это явилось движущей силой достижений Запада. Ки-
новый опыт к ячейкам (или принципам), основанным тайская культура, далеко обогнавшая западную тех-
на прошлом. Это вполне подходит для стабильного ническую культуру еще 2000 лет назад, прекратила
мира, где будущее точно такое же, как и прошлое, — развиваться, ударившись в описания и оставив без раз-
но абсолютно не подходит для изменяющегося мира, вития систему возможностей.
где старые ячейки уже устарели. Вместо суждений и Даже сегодня в школах и университетах очень мало
выводов нам надо прокладывать свой путь вперед. внимания уделяется системе возможностей, которая
Хотя анализ может решить много проблем, все же является важной частью мышления. Это объясняется
существуют проблемы, причину которых невозмож- верой в то, что мышление — это поиски истины, а
но найти, а даже если она и найдена, то ее нельзя возможность — это не истина.
устранить. Таким проблемам более глубокий анализ Позже в этой книге я уделю много внимания систе-
просто не поможет. Здесь возникает потребность в ме возможностей, так как она очень важна.
дизайне — необходимо думать, как идти дальше, оста- Спор — это довольно неэффективный способ иссле-
вив размышления о причине. Большинство наших дования предмета, так как каждая сторона заинтересо-
проблем не могут быть решены с помощью более глу- вана только в том, чтобы выиграть спор, а не исследовать
бокого анализа, и поэтому мы нуждаемся в творчес- предмет спора. В лучшем случае это может быть синтез
ком созидании. тезиса (одна сторона) и антитезиса (другая сторона), но
Традиционной системе мышления недостает кон- это лишь один вариант среди множества возможностей.
структивной, творческой и созидательной энергии; Вместо спора можно предложить параллельное мыш-
описания и анализа недостаточно. ление*, когда все группы работают параллельно, ис-
Если традиционная система мышления настолько следуя определенную тему (например, в рамках ме-
ограничена, то каким образом западная культура до- тода шести шляп**).
стигла столь невероятного прогресса в науке и техно-
логии?
Итак, у нас есть традиционная система мышления,
которая, несмотря на свою уникальность, все же об-
ладает некоторыми недостатками.
1. Восприятию отведена не та роль, которую оно
занимает в повседневном мышлении.
2. Спор — это плохой способ исследования пред-
мета; он лишь настраивает людей друг против
друга.
3. «Ячейки», образованные в прошлом, могут быть
неподходящими в этом постоянно изменяющем-
ся мире.
4. Одного анализа недостаточно, чтобы решить все
проблемы. Нужно совместить его с дизайном.
5. Понятие о том, что критики вполне достаточно
для достижения хоть какого прогресса, — аб-
сурдно.
6. Недостаточно внимания уделяется порождающе-
му, продуктивному, конструктивному и творчес-
кому аспектам мышления.
7. Игнорируется огромная важность системы воз-
можностей.
И все же хочу еще раз подчеркнуть — традицион-
ная система мышления обладает ценностью, значи-
тельностью и занимает свое место. Просто опасно
принимать ее как вполне достаточную и использовать
как основу для всех наших интеллектуальных усилий.
Я считаю, что наша цивилизация могла продвинуть-
ся вперед на 300 или 400 лет, не попади мы в ловушку
этой неконструктивной системы мышления. Но я не
заставляю вас со мной соглашаться.
Особый тип фильтра для кофе. Сверху вы наливаете
Змея с открытым ртом, берущая что-то с одной сто-
воду, а снизу выходит очищенный кофе.
роны и выпускающая с другой.
Следуя впечатлениям, полученным на предыдущих
страницах, посмотрите на эту конструкцию. Пред-
ставьте, что эти пять кубиков образуют своеобразную
перерабатывающую трубу. Из трубы выходят резуль- Два верхних кубика (К и УЧ) можете считать «вхо-
таты вашего мышления. Это базовая схема, которую дом», а два нижних кубика (ТАК и ПО) - «выходом».
мы будем использовать на протяжении всей книги. Кубик ПРО является мостом или связующим звеном
Постарайтесь ее запомнить. между входом и выходом.
Здесь снова представлена базовая схема, рассмот-
ренная на предыдущих страницах. Вы входите ввер-
ху, как показывает стрелка, и выходите внизу в на-
правлении стрелки. Каждый из пяти кубиков содер-
жит слово, связанное с этим этапом. Что же означают
эти названия?
Названия пяти этапов разъясняются ниже и будут
ПЯТЬ ЭТАПОВ МЫШЛЕНИЯ более подробно рассмотрены в каждом разделе. Для
каждого этапа существуют слово и символ, зрительно
Эта книга построена на пяти этапах мышления, ос- обозначающие суть этого этапа.
нованных не на анализе обычного мыслительного про-
К обозначает цель, намерение мышления.
цесса. Анализ полезен при описании, но обычно до-
Куда мы направляемся? Что мы хотим по-
вольно бесполезен в реальных делах. Ошибочно счи-
лучить на выходе?
тать, что анализ мыслительного процесса может снаб-
УЧ обозначает информацию, которой мы уже
дить нас приемами, необходимыми для мышления, —
обладаем и которой нам недостает. Что за
приемы должны быть практичными и нужными. Пять
ситуация? Что мы о ней знаем? Этот этап
этапов мышления, описанных в этой книге, форми-
включает и восприятие.
руют рамки практической операции мышления. Эти
П Р О — это этап возможностей. Здесь мы создаем
этапы созданы с практической целью.
возможные решения и подходы. Как нам
сделать это? Какое принять решение? Этот
этап также является порождающим.
ТАК сужает, проверяет и выбирает возможнос-
ти. Это этап заключений, решений и вы-
бора, этап результата.
ПО обозначает «шаг действия». Что вы соби-
раетесь с этим делать? Какой шаг предпри-
нять потом? Какие действия станут резуль-
татом вашего мышления?
Символы, сопровождающие каждый этап, показа-
ны на следующих страницах.
символ к
Пунктирная линия обозначает, что мы знаем на- СИМВОЛ УЧ
правление. Мы мысленно рисуем путь от нашей цели
до того момента, где находимся сейчас. Затем непре- Этот символ обозначает поиски информации во всех
рывная линия показывает наши поиски по направле- направлениях. Стрелки обозначают поиск во всех на-
нию к цели. Таким образом, символ обозначает зна- правлениях. Что мы видим? Какую информацию мы
ние цели мышления и желание достичь этой цели. можем из этого извлечь?
СИМВОЛ ПРО
СИМВОЛ ТАК
Пунктирные линии обозначают возможность. Это
уровень создания множества возможностей. Они еще Этот символ предполагает получение информации
не являются линиями действия, а всего лишь возмож- на выходе. Рисунок иллюстрирует формирование од-
ностями, выработанными и обдуманными. Здесь де- ного приемлемого результата. Множество возможно-
лается акцент на более чем одну возможность. стей вылились в один результат.
Символы можно использовать одновременно со сло-
вами, соответствующими каждому этапу. Эти симво-
лы дают визуальную иллюстрацию процесса на каж-
дом этапе.
В процессе мышления в своих записях вы можете
использовать диаграммы для иллюстрации различных
этапов мышления.
В следующих разделах книги эти пять этапов будут
рассмотрены более подробно.
Ситуации мышления очень разнообразны. В неко-
торых вам придется больше времени потратить на один
этап, в некоторых, возможно, на другой.
Сейчас вам не нужно заучивать или запоминать все
эти этапы. Дочитав книгу до конца, вы обнаружите,
что можете без труда их запомнить: есть этап входа,
выхода, а между ними находится вертикальный ряд
из трех этапов мышления.




символ по
Этот символ предполагает прогресс вперед и вверх.
Здесь имеется в виду позитивное и конструктивное
действие.
www.infanata.org



ОТ АБСТРАКТНОГО
К КОНКРЕТНОМУ,
ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ
Представьте близорукого человека, который впер-
вые увидел кота. Из-за плохого зрения он видит кота
очень расплывчато, и для него это просто «какое-то
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
животное». По мере того как кот к нему приближает-
МЫШЛЕНИЯ ся, постепенно выступают детали, и в конце концов
человек видит четкий образ кота.
До того как мы приступим к подробному разбору Представьте теперь двух ястребов. У одного отлич-
каждого из пяти этапов, нелишне дать общее пред- ное зрение, а у другого — плохое. Оба питаются ля-
ставление об основных процессах мышления. Эти гушками, мышами и ящерицами. С огромной высоты
процессы происходят на каждом этапе, поэтому не- ястреб с острым зрением может разглядеть лягушку.
плохо предварительно рассмотреть их. Он бросается вниз и съедает ее. Благодаря своему от-
Основные процессы, протекающие в мышлении, ко- личному зрению этот ястреб может питаться одними
торые мы с вами рассмотрим: лягушками и забыть о мышах и ящерицах.
Однако ястреб с плохим зрением не может себе этого
1. От общего к частному. позволить. Он вынужден выработать общее понятие
2. Планирование. «небольших движущихся предметов». И стоит ему уви-
3. Привлечение внимания. деть маленький передвигающийся предмет, как он тут
4. Узнавание. же стрелой несется вниз. Иногда ему попадаются ля-
5. Движение. гушки, иногда мыши, иногда ящерицы — могут по-
пасться и детские игрушки.
Я понимаю, что на эти предметы можно смотреть Большинство людей не раздумывая сочтут лучшим
по-разному. Каждая из этих широких областей может ястреба с хорошим зрением, но, возможно, они не со-
быть разбита на более мелкие, которые могут претен- всем правы. Если вдруг вымрут лягушки, то за ними
довать на право считаться самостоятельным базовым умрет и первый ястреб, а второму удастся выжить. Это
процессом. Ради простоты я выделил только эти ос- объясняется тем, что второй ястреб с плохим зрени-
новные процессы. ем обладает приспособляемостью. Она выработалась
так, что клей есть, но не подходит для склеивания этих
благодаря созданию общего, широкого и размытого
двух деревянных пластин.
понятия о «небольших движущихся предметах».
Нескольким студентам, изучающим электронику, Вторая просьба подразумевает несколько альтерна-
предложили дополнить очень простую схему. Девя- тивных способов скрепления двух деревянных плас-
носто семь процентов жаловались на отсутствие нуж- тин: клей, гвозди, болты, скобы, веревка и т. д. Это
ных проводов для завершения схемы. И только три помогает приспособиться на тот случай, если нет клея,
процента справились с заданием. Тем девяноста семи и позволяет рассмотреть другие возможности.
процентам, которые не справились с заданием, нужен Хорошие мыслители обладают этой способностью
был провод, а так как его не было, они не смогли вы- переключаться с частного на общее, с конкретного на
полнить задание. У трех процентов, которым удалось абстрактное — и затем обратно.
справиться с заданием, было обобщенное, расплыв- Когда мы ищем решение проблемы, нам часто при-
чатое понятие о «соединительном звене». Провода под ходится начинать с самых абстрактных понятий.
руками не оказалось, но они попытались найти дру- «Нам нужно каким-то образом прикрепить это к
гое соединительное звено. Для того чтобы завершить стене».
схему, они воспользовались отверткой. И только потом мы начинаем сужать абстрактное
Большинство достоинств человеческого ума как понятие до конкретного.
мыслительной машины проявляются в результате де- В конце концов мы можем «делать» только кон-
фектов в информационной машине. Так как мозг не кретные вещи. Но абстрактные, размытые понятия
может быстро сформировать четкий, подробный об- расширяют круг поисков, позволяя нам быть более
раз, у нас всегда есть в запасе множество общих, раз- гибкими и оценивать различные варианты.
мытых образов, становящихся понятиями. Эти объем- Способность двигаться от частного к общему иног-
лющие, общие и размытые образы чрезвычайно по- да называется абстрагированием — термин, который
лезны для мышления. больше запутывает, чем помогает.
Сравните две следующие просьбы: Проходя пять этапов мышления, вы увидите час-
тые изменения от абстрактного к конкретному и об-
• «Мне нужно немного клея, чтобы скрепить эти
ратно.
две деревянные пластины».
В мышлении нас всегда просят быть точными. Но
• «Мне нужно каким-то образом скрепить эти две
это та область, где можно и нужно пытаться смотреть
деревянные пластины».
на вещи в общем и размыто. Естественно, вы должны
Первая просьба очень специфична. Если нет клея, смотреть «расплывчато» в нужном направлении. Если
то выполнить задачу невозможно. Может оказаться и вы пытаетесь найти «какой-нибудь способ, чтобы
«Что бы было, если бы общественный транспорт стал
прикрепить что-нибудь к стене», то вряд ли будет
бесплатным ?»
уместно искать «какой-нибудь способ, чтобы поджа-
Некоторым сразу придет мысль о том, что это бу-
рить яйцо».
дет выгодно для более бедных людей. Кто-то сразу
представит переполненный транспорт. Кто-то поду-
мает о том, в какой выгодной ситуации окажутся го-
ПРОЕКЦИЯ
родские магазины. А кого-то испугает мысль о том,
что сразу возрастут налоги.
Представьте, что у вас в уме находится видеомаг-
«Что произойдет, если кусок льда, плавающий в ста-
нитофон. Вы нажимаете на кнопку и просматриваете
кане, растает ? Изменится ли уровень воды в стакане
в уме какую-нибудь сцену.
или останется прежним ?»
• Проекция означает прокручивание чего-нибудь Для того чтобы ответить на этот вопрос, вы долж-
в уме. ны обладать хоть какими-то знаниями в физике. Наше
• Проекция обозначает воображение. воображение ограничено нашим знанием и опытом,
• Проекция означает визуализацию. но мы должны использовать его, насколько это воз-
можно.
Мы способны видеть множество различных вещей
«Хорош ли будет интерьер, если убрать тот круг и за-
в окружающем мире. Проекция означает взгляд в себя

<< Предыдущая

стр. 2
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>