<< Предыдущая

стр. 20
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

• Обстоятельства могут измениться, сделав идею
в большинстве своем оказались сегодня не у дел со-
бесполезной или опасной.
всем не по своей вине.
• Ответные действия конкурентов могут свести на
нет все наши усилия или навредить нам.
Результат
• Положение вещей может измениться (процент-
ные ставки, правила и т. д. могут меняться). Итак, рассмотрев модель принятия решения, необ-
ходимость в таком решении и факторы, вынуждающие
Таким образом, существует риск падения, если идея
нас принять это решение, а также риск и преимуще-
не срабатывает так, как предполагалось.
ства выбранного варианта, нужно принять это самое
Существует еще такой тип риска, как опасность,
решение. Решение — это всегда определенное соотно-
который проявляется в том, что в результате мы ока-
шение необходимости, выгоды и риска. Если необхо-
зываемся в еще худшем положении, чем начинали.
димость такова, что бездействие равносильно опасно-
Существует также риск неопределенности, когда не-
сти, тогда эта опасность исчезает. Нужно быть осторож-
предвиденные изменения могут привести к возник-
ными и стараться максимально снизить риск с помощью
новению риска двух предыдущих типов.
тщательной разработки и обеспечения поддержки. Если
Иногда она может даже заставить нас вернуться назад и
необходимость велика, выгода может значительно воз-
переосмыслить выбор или решение. Этот метод также
расти. В конце концов получается, что именно необ-
может показать вам, что выбор в конечном счете был ин-
ходимость заставляет нас принять решение.
туитивным, т. е. сделанным «в красной шляпе». Это не
Нам нужно что-то предпринять. Это наилучшее, что
значит, что он неправильный, — об этом следует знать.
мы можем сделать.
Можно напоследок еще раз «надеть красную шляпу»:

• Что я ощущаю по поводу этого решения?
ВЗГЛЯД НАЗАД: ПРИЧИНЫ • Счастлив ли я, приняв такое решение?
Когда решение или выбор уже сделаны, хорошо бы
оглянуться назад и детально рассмотреть причины, по
РЕЗЮМЕ ЭТАПА ТАК
которым они были сделаны. Почему был сделан такой
выбор? Почему был отвергнут второй вариант и выбран Цель этапа ТАК — взять возможности, выработан-
именно этот? Почему было принято такое решение? ные на этапе ПРО, и сократить их, оставив лишь одну,
«Я принял такое решение, потому что считаю, что которая и будет осуществлена.
если ничего не предпринять, то положение может ухуд- На стадии развития идеи развиваются далее. Они
шиться. Я так считаю по следующим причинам...» оформляются и укрепляются, удаляются их дефек-
«Я сделал такой выбор, потому что он выгоден мне ты. Идеи становятся более практичными, приемле-
следующим... Все эти факторы важны и реальны». мыми и простыми. Это творческая и конструктивная
«Я отклонил этот вариант, потому что он требует стадия, на которой мы стараемся максимально усо-
умений, которыми мы не обладаем». вершенствовать идею.
«Я отклонил этот вариант, потому что он не подхо- После этого следует этап оценки. Оценивается каж-
дит нам по стилю». дая идея. В чем ее выгода и ценность? Каковы опас-
«Я принял такое решение, поскольку чувствую, что это ности и сложности, связанные с идеей? Осуществима
правильно — так мне подсказывает интуиция». ли идея для нас? На этой стадии мы рассматриваем
Проанализировав причины, вы будете удивлены, как каждую идею по отдельности.
беспочвенны и необоснованны они иногда бывают. «Не- Затем идет этап выбора, на котором из всего мно-
ужели я действительно сделал выбор из-за этого?» — жества идей должна быть выбрана одна (в некоторых
спросите вы себя. Оправдывают ли эти причины мой случаях можно выбрать несколько идей). Такой вы-
выбор? Здесь может помочь ретроспективная проверка. бор можно произвести различными способами. С по-
мощью некоторых несложных приемов можно сокра-
тить количество возможностей до такого момента,
когда можно делать прямые сравнения.
Наконец, наступает стадия принятия решения. Бу-
дем мы заниматься осуществлением идеи либо дейст-
вия или нет? Нужно проанализировать необходимость
принятия решения, оказываемое на нас давление и
саму модель решения. Нужно оценить возможный
риск и найти пути его снижения. Если необходимость
и выгода от идеи превышают риск, то мы решаем дви-
гаться дальше.
На этом этапе выбранная идея переносится в ко-
нечный этап мыслительного процесса — этап ПО.



ПОшли!
ПОехали!

Значок, обозначающий этот этап, символизирует
движение вперед и вверх, ступенька за ступенькой.
Это предполагает рост по возрастающей. Это конст-
руктивность. Линия на значке непрерывная и точная.
Теперь это уже не возможность. Мы работаем над осу-
ществлением задуманного.
Абсолютно верно, что действие не является необхо-
димым элементом мышления. Целью мышления мо-
жет быть сбор определенного рода информации. Мыс-
лить можно просто с целью исследовать что-то. Размыш-
лять можно над раскрытием смысла чего-то с помощью
анализа. Целью мышления может быть решение ум-
ственной задачи, как в математике. Иногда мы мыс-
ДЕЙСТВОВАТЕЛЬНОСТЬ
лим, чтобы написать что-то. Целью мышления может
быть разработка плана действий, который потом пере-
Много лет назад я придумал слово «действователь-
дается другому человеку для выполнения. Существует
ность». На то была причина. Школа гордилась тем, что
еще множество примеров, в которых конечным резуль-
обучала детей умению считать (математические навыки)
татом мыслительного процесса является не действие.
и грамотности (филологические навыки). Однако, окон-
Но даже в таких случаях этап ПО завершает процесс
чив школу, молодые люди попадают в мир, где необходи-
мышления. Если цель мышления — подготовить отчет,
мо уметь действовать. Теперь им надо уметь гораздо
то на этапе ПО вы пишете этот самый отчет.
больше, чем просто реагировать на то, что подано им в
Однако абсолютно неверно утверждение, что лю-
готовом виде — на доске или в учебнике. В школе им
бой мыслительный процесс не завершается действи-
давали информацию, с ее помощью нужно было решить
ем. Грубой ошибкой является убеждение, что дей-
какую-то задачу. Теперь им придется действовать самим,
ствие — это прерогатива кого-то другого, но никак не
брать на себя инициативу. Нужно уметь самим отыски-
ваша. Неправильно думать, что есть «мыслители» и
вать информацию. Они должны сами разрабатывать раз-
«деятели» и что они существуют по отдельности. Это
личные варианты, принимать решения и действовать со-
неверное убеждение навязано нам традиционной си-
гласно им. Мне показалось, что в таких условиях важен
стемой образования. Считается, что «деятели» — это
такой навык, как «действовательность». Умения считать
неспособные к мышлению люди, так как существует
и грамотности тут недостаточно. «Действовательность»
стереотип, что действовать легче, чем мыслить.
включает в себя умение действовать, производить что-то.
Это ложное утверждение всячески поддерживалось
Великой тройкой и Сократом в частности. Сократ счи-
тал, что «знание обеспечивает всё». Если только вы
ПРОСТОЙ РЕЗУЛЬТАТ
обладаете нужными знаниями, вы сможете произвести
нужное действие. Мыслить в этой части не нужно вооб- Цель этапа ПО — каким-то образом связать резуль-
ще. В этом есть доля истины. Если вы опытный водитель, тат, полученный на этапе ТАК, с тем, что было про-
то вам достаточно знать маршрут до места, в которое вам делано на этапе К. Естественно, можно разделить
нужно попасть. Сама поездка до этого места не пред- мыслительный процесс на две отдельные части.
ставляет сложностей и будет рутинной. Были времена,
• Часть 1. «В результате мне нужно найти реше-
когда все так и было: выполнение рутинных операций в
ние этой проблемы».
неменяющихся условиях. Но сегодня ситуация иная.
• Часть 2. «В результате я хочу найти путь осуще-
Мир вокруг нас постоянно меняется. Поэтому действия
ствления этого решения».
больше не могут быть простыми и безусловными.
Во всех этих случаях практически вся работа уже
В некоторых случаях выбора нет, так как претворе-
была проделана ранее. Могут, конечно, понадобить-
ние решения в жизнь оказывается не менее сложным,
ся какие-то финальные штрихи, такие как письмен-
чем сам процесс размышлений над ним. Однако в бо-
ное составление плана, написание отчета, подписа-
лее простых ситуациях этап ПО указывает, какое дей-
ние соглашения и т. д.
ствие нужно произвести, чтобы достигнуть конечно-
Но это не значит, что во всех приведенных выше
го результата — например, это может быть решение
случаях не надо проходить этап ПО. Просто этот этап
задачи. Это действие рассматривается в ходе этапа ПО,
будет легким и быстрым. Однако даже короткая до-
так как нужно добиться того, чтобы решение задачи
рога по-прежнему остается дорогой.
было осуществимо на практике, потому что мы соби-
раемся рассматривать здесь именно различные спо-
собы его осуществления. Вы ведь не просто оставите
СТАНДАРТНЫЕ КАНАЛЫ
его «висеть в воздухе», как решение, которым в пер-
спективе может воспользоваться кто-то другой.
Решив, какой фильм вам хотелось бы посмотреть, вы
Под «простым результатом» я подразумеваю ситуа-
идете в кинотеатр и смотрите его. Такое действие рас-
ции, когда практически все мыслительные операции
ценивается как стандартное или рутинное. Выбрав дом,
были завершены еще до начала этапа ПО. Выше был
который хотите купить, вы выполняете рутинные опе-
приведен список таких ситуаций. В таком случае этап
рации покупки. Могут возникнуть моменты, когда вам
ПО является не более чем резюме всего мыслитель-
нужно остановиться и задуматься вновь, например при
ного процесса.
решении финансовых вопросов, но в целом механиз-
«Я изучил проблему и собрал максимальное количество
мы ваших действий заданы, и вы их знаете.
информации о ней».
Если вы работаете в крупной организации, то в вашу
«Я изучил проблему и теперь составляю по ней отчет».
задачу может входить принятие решений или отдача
«Я считаю, что теперь имею объективное представ- приказаний. Механизмы выполнения ваших прика-
ление о том, что произошло». заний стандартны и известны вашим подчиненным.
«Теперь мы окончательно утвердились в решении, что Таким образом, на этапе ПО вы можете спросить
нужно продолжать эту рекламную кампанию». себя: «Какими каналами, механизмами или рутинны-
ми методами я располагаю, которые помогут мне осу-
«Теперь мы имеем планы работы над новым проектом.
ществить результаты моих размышлений?»
Осталось только связать их воедино и формально оформить».
• Безусловно, могут существовать просто отличные
«Переговоры принесли результаты, и мы пришли к со-
стандартные методы.
глашению».
• Могут быть и такие, которые едва ли примени- Конечно, жизнь полна сплошных мелких «если».
мы в вашей ситуации. В приведенном выше примере вы могли бы сказать:
• Вы можете обнаружить какие-то каналы, но ко-
• если машина заведется;
лебаться, надеясь найти еще более подходящие.
• если в ней достаточно бензина;
• Может вообще не быть стандартных путей для
• если я найду место, где можно припарковаться;
осуществления ваших планов, поэтому вам при-
• если магазин открыт.
дется самим «разрабатывать» план действий.
Мы игнорируем эти мелкие «если», концентриру-
ясь на крупных.
РАЗРАБОТКА ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ Поэтому действие можно разделить на:
• это я могу сделать;
В своей книге «Создай себе удачу» я ввожу такое
• это зависит от исхода (ячейка «если»).
понятие, как ячейка «если». Действия можно разделить
на те, которые полностью находятся под вашим контро- Ячейка «если» может означать поиск информации.
лем, и те, для осуществления которых надо подождать Она также может предполагать, что вы попросите
какого-то «исхода». кого-то сделать что-то. Эта ячейка может представ-
лять собой поиск, который может увенчаться успе-
Можно сесть в машину и поехать в магазин с целью
хом, а может — нет.
купить компьютер определенной марки. Это контро-
лируемое действие. Если в магазине есть компьютеры Иногда ячейки «если» становятся так важны, что
этой марки, вы купите один из них. Если таких ком- сами превращаются в новую мыслительную задачу.
пьютеров там нет, то вы спросите, в каком еще мага- Часто ячейка «если» предполагает исследование
зине они могут быть и как туда проехать. Разрабаты- выполнимости, приемлемости и стоимости идеи. Вы
вая такой план действий, следует стараться как мож- можете спросить своих работников, хотят ли они вве-
но больше факторов держать под своим контролем, а сти ограничения на пользование стоянкой. Они мо-
также планировать действия так, чтобы их можно гут согласиться с предложением либо отвергнуть его.
было продолжать и после ячейки «если», каким бы ни Чтобы развить дело в своем собственном ресторане,
был находящийся в нем результат. вы можете пригласить специалиста по рекламе и свя-
зям с общественностью. Но сначала вам придется най-
Так, если вы сядете дома и обзвоните различные
ти хорошего специалиста этого профиля, который
компьютерные магазины, чтобы узнать, в каком из
захочет с вами сотрудничать за ту плату, которую вы
них есть компьютеры нужной вам марки, то избавите
готовы ему предложить.
себя от ненужных поездок по городу.
ки». На нашем пути они определяются как цели, про-
Иногда результаты из ячейки «если» известны за-
верочные пункты и выводы.
ранее. Есть две дороги, ведущие к месту назначения.
«Мы завершили первую стадию».
Если одну из них нельзя использовать, тогда я еду по
«Сейчас мы в таком-то пункте».
другой. Если на то время, которое мне нужно, само-
«Наша непосредственная цель заключается в следую-
лета до Парижа нет, я поеду туда поездом через под-
щем...»
водный тоннель. Предположим, я пытаюсь найти ка-
«Мы все еще в пути».
кое-то вещество, обладающее определенными харак-
Эти стадии сродни стоянкам на пути паломника.
теристиками. Поиск может обнаружить, что такое
Но существуют и стадии другого вида.
вещество либо есть, либо его нет.
Бывают моменты, когда два фактора сходятся в од-
В других случаях исход неизвестен. Я могу помес-
ной точке и вы не можете двигаться дальше, пока они
тить произведение искусства на аукцион, не зная
не сойдутся. Это что-то вроде ячеек «если». «Мы не
цены, которую за него предложат. Если она будет
можем продолжать, пока вы не сдадите экзамен по
высока, тогда я смогу купить особняк во Франции.

<< Предыдущая

стр. 20
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>