<< Предыдущая

стр. 23
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

нулись с ситуацией, когда преимущества очевидны,
и черную шляпы и скрупулезно выполняя все шаги.
но существует и опасность. Помните об этой опасно-
Многие творчески одаренные люди рассказывали мне,
сти и используйте выгодные моменты. Поэтому раз-
как им в голову приходили намного более интересные
рабатывайте план. Вы можете изменить его в любой
идеи, когда они целенаправленно, шаг за шагом, при-
момент. Если есть существенная причина, можете
меняли методы нестандартного мышления.
даже отклониться от своего плана. Перечеркнув на-
Значит, важно правильно разработать план действий.
чальный вариант плана, напишите новый, если счи-
Именно поэтому инвесторы всегда требуют от пред-
таете, что так будет лучше.
принимателей бизнес-план. Когда у вас перед глазами
КОДИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ
РЕЗЮМЕ ЭТАПА ПО
Иногда имеет смысл описать для себя или других
Мышление и действие не существуют изолирован-
мыслительную задачу или ситуацию в самых простых
но. Продолжением мыслительных операций должен
терминах.
стать деятельностный этап. Результат мыслительно-
«Это ситуация такого-то типа».
го процесса должен быть воплощен в реальность.
«Для этого требуется мышление такого-то вида».
Недостаточно просто придумать решение проблемы.
«Как бы вы описали ситуацию?»
Нужно также продумать, как превратить это реше-
«Какой тип мышления подойдет для этой ситуации ?»
ние в действие.
Ниже будут описаны простые способы кодирования
Цель этапа ПО — взять результат этапа ТАК и по-
ситуаций. Эта система абсолютно субъективна и не яв-
думать, как включить его в работу. Этап ПО — это
ляется формальной классификацией ситуаций.
превращение абстракции в реальность.
Вы используете эту систему кодирования, чтобы
Мы пытаемся найти механизмы и стандартные
показать, как вы представляете ситуацию. Кто-то мо-
пути совершения действия. Мы также рассматриваем
жет не согласиться с вами, и тогда вы оба сконцент-
неясные моменты и ячейки «если». Учитывается так-
рируетесь на своих разногласиях.
же «человеческий фактор». Не исключается и роль
Даже начав кодировать ситуацию одним способом,
экспертов. Мы уделяем внимание «энергии», необхо-
вы можете впоследствии обнаружить, что по ходу де-
димой для совершения действия. Мы рассматриваем
ятельности вам придется менять код.
преимущества плана, даже если впоследствии он бу-
дет изменен.
Этап ПО иногда проходит очень быстро, так как
КОДИРОВАНИЕ
мыслительные операции выполняются с целью либо
получить информацию, либо понять что-то, либо про-
Для каждого из пяти мыслительных этапов (К, УЧ,
сто принять решение, т. е. действие не входит в пла-
ПРО, ТАК, ПО) используйте баллы от 1 до 9.
ны мыслителя.
Этот «рейтинг» от 1 до 9 показывает количество,
Я хочу изменить бытующее утверждение, что мыш-
сложность или важность мыслительных операций, ко-
ление не требует деятельности, сказав, что мышле-
торые будут производиться на этом этапе.
ние должно включать в себя деятельность. Однако
Например, если вам нужно выбрать из набора вари-
бывают и исключения.
антов, тогда не требуется значительных мыслитель-
ных операций на этапе ПРО, так как варианты уже
В другом случае единственной целью размышлений
предложены. Поэтому присваиваем этапу ПРО 1 балл.
может стать получение информации. Этап К ясен, по-
С другой стороны, придется много думать на этапе
этому получает 1 балл. Этап УЧ важен и оценивается в
ТАК, поэтому присвоим ему 9 баллов. Видимо, этап
9 баллов. Этап ПРО тоже важен, так как, возможно,
ПО тоже будет не очень простым, поэтому оценим
придется рассмотреть все доступные пути получения
его в 6 баллов. На этапе К не требуется значительных
нужной информации. Поэтому балл этапа — 8. Этап
мыслительных усилий, так как цель мышления точно
ТАК может быть простым, если обнаружится только
определена, поэтому этот этап получает 1 балл. Этап
один способ добывания информации. Но этот способ
УЧ очень важен, так как вам нужно изучить свои ощу-
может быть не совсем ясен либо обнаружится несколько
щения и найти информацию, чтобы сделать свой вы-
таких способов, поэтому оценим этот этап в 5 баллов.
бор. Поэтому присваиваем этапу 8 баллов.
Этап ПО относительно прост и получает 4 балла.
Весь код тогда будет выглядеть следующим обра-
Общий код будет таким: 19/854 (один девять/восемь
зом: 18/196. Дробь после первых двух цифр исполь-
пять четыре).
зуется просто для удобства чтения кода — один во-
Рассмотрим еще одну ситуацию — абсолютно твор-
семь/один девять шесть. В некоторых ситуациях мо-
ческая задача. Вам нужно придумать название для
гут возникнуть сложности. Есть информация, но вы
новой книги. Цель размышлений предельно ясна, по-
не знаете, что с ней делать. Возможно, высок эмоцио-
этому этап К получает 1 балл. Информационная ста-
нальный фактор. Тогда акцент делается на этапе К.
дия важна, так как вы должны знать содержание кни-
«Четко ли я представляю то, чего хочу добиться ? Ка-
ги, на какого читателя она рассчитана и где будет про-
кова действительная цель моих размышлений? Какой
даваться. Вам также следует знать названия других
результат я хочу получить в конце?»
книг по этому же предмету. Поэтому этап УЧ важен,
Таким образом, этап К получает 9 баллов. Инфор-
и мы присвоим ему 8 баллов. Естественно, большая
мация в целом имеется, поэтому этапу УЧ присваи-
часть работы будет производиться на этапе ПРО, по-
ваем только 4 балла. Этап ПРО требует некоторых уси-
этому он получает 9 баллов. На этапе выбора, скорее
лий, но если все ясно с этапом К, то этап ПРО не бу-
всего, возникнут сложности. Как выбрать название из
дет слишком трудным. Итак, он получает 4 балла.
всех возможных вариантов? Поэтому оценим этап ТАК
Этап ТАК может иметь важное значение, особенно
в 8 баллов. Этап ПО будет прост, так как если вы вы-
если в процесс вовлечены эмоции и чувства, поэтому
брали название, вам остается только написать его на
его рейтинг — 6 баллов. Этап ПО может быть быст-
обложке книги. Поэтому балл этапа — 1.
рым и коротким, поэтому оценим его в 1 балл.
В результате получаем код: 18/981 (один восемь/
Итак, итоговый код будет таким: 94/461 (девять че-
девять восемь один).
тыре/четыре шесть один).
Ключевым становится этап ПРО, так как именно
Даже если какие-то этапы и кажутся вам практи-
на нем разрабатывается «модель» возможных исходов
чески одинаковыми по сложности, используйте оцен-
ситуации. Здесь придется много потрудиться. Поэто-
ку в 9 баллов в коде только один раз. Цифра «9» долж-
му балл этапа — 9.
на указывать на самый важный этап мыслительного
Трудно предугадать, сколько потребуется работать
процесса. Другие баллы можно использовать сколько
на этапе ТАК. Если на этапе ПРО выбрана хорошая
угодно раз в одном и том же коде.
модель, не должно возникнуть сложностей с выбором
Конечно, все этапы размышлений важны, поэтому
ее результата. Но если хорошей модели нет, тогда про-
вы будете стремиться присвоить высокий балл каж-
цесс выбора будет непрост. Поэтому этап ТАК полу-
дому из пяти. Это будет нарушением правил кодиро-
чает 8 баллов.
вания. Если у этапа низкий рейтинг, это вовсе не зна-
чит, что этап не важен. Это значит только, что на этом Желаемый результат размышлений — приемлемое
соглашение. Но придется поразмыслить над его пре-
этапе от мыслителя требуется меньше мыслительных
творением в жизнь. Поэтому балл этапа ПО — 5.
усилий, чем на других этапах.
Полученный код — 18/985 (один восемь/девять во-
Это все очень относительно. Если у вас определена
семь пять).
точная задача или цель, тогда этап К упрощается.
Если нужно решить проблему, то вам, возможно,
Если вам просто надо сделать выбор, тогда простым
придется какое-то время потратить на переформули-
становится этап ПРО. Если вы работаете над закры-
ровку и уточнение проблемы. Поэтому этап К уже
той проблемой, когда вам предоставлена вся необхо-
нельзя пройти чисто автоматически, он заслуживает
димая информация, то простым для вас будет этап
более высокого балла, например 6. Это особенно каса-
УЧ. Если вам предоставлен определенный набор аль-
ется проблем, существующих уже достаточно долго.
тернатив, то самым простым будет этап ПРО. Если
Если проблема существует уже давно, то по ней име-
четко определить ситуацию на этапе ПРО, то значи-
ется достаточно информации, поэтому можно присво-
тельно упрощается этап ТАК.
ить этапу УЧ 6 баллов.
В случае переговоров цель может быть ясна: «Нуж-
На этапе ПРО придется поработать над возможно-
но прийти к соглашению, которое удовлетворяло бы
стями, поэтому балл этапа — 9.
обе стороны». Поэтому этап К прост и получает 1 балл.
Этап ТАК может стать намного проще, если реше-
Иногда на информационном этапе приходится
ние найдено на этапе ПРО. Если такое решение не
изучать огромное количество сведений, включая пре-
удалось найти, этап ТАК все равно не будет слишком
имущества, опасения, восприятия других людей и
сложным, так как все варианты будут уже отклоне-
т. д. Поэтому этап приобретает значение и получает
ны. Итак, балл этапа ТАК — 5.
8 баллов.
Однако осуществление принятого решения требу- Код 91/811 означает, что мыслитель считает, что для
ет определенных мыслительных усилий, поэтому при- этой ситуации важным является четкое определение
своим этапу ПО 7 баллов. мыслительной задачи. Вся информация доступна. Нуж-
но выработать возможные варианты. Мыслитель пола-
Получаем общий код — 66/975 (шесть шесть/девять
гает, что если будет выбран подходящий вариант, то
семь пять).
сложностей с его осуществлением не возникнет, поэтому
этапы ТАК и ПО не представляют особых трудностей.
СЛЕДУЕТ БЫТЬ Ситуация с кодом 18/195 является примером ситу-
ации-решения: скорее всего, ситуация типа идти/
Кодирование — это не просто описание проблемы, не идти. Цель ясна. Информация важна. Практически
но и указание вашего мнения о том, какой «следует не нужно находить возможные варианты. Самым важ-
быть» этой мыслительной ситуации. ным является этап ТАК, а этап ПО обладает средней
Когда перед вами ставится задача, которую нужно ре- степенью важности.
шить, обычно определение этой задачи уже дано. Это мо-
жет означать, что этап Кзаслуживает только 1 балла. Но
если вы чувствуете, что следует гораздо больше внимания РЕЗЮМЕ
уделить уточнению, переформулировке и даже новому
определению задачи, тогда этот этап можно оценить в 7, Я предложил вам простую форму описательного ко-
8 или даже 9 баллов. В таком случае код предоставляет не дирования мыслительных ситуаций. Система кодиро-
просто описание проблемы, но и стратегию работы с ней. вания заключается в присвоении баллов от 1 до 9 каж-
Если вы действительно считаете, что тщательный дому из пяти мыслительных этапов. Чем выше рей-
поиск информации может помочь разрешению про- тинг этапа, тем больше мыслительной работы нужно
блемы, тогда можно оценить этап УЧ в 9 баллов. произвести на этом этапе. Код также показывает, как
сам мыслитель оценивает ситуацию. Он также опре-
Если вам кажется, что только творческий подход помо-
деляет его стратегию работы с ситуацией.
жет решить проблему, то нужно оценить в 9 баллов этап ПО.
Если вы считаете, что альтернатив уже достаточно Кодирование можно использовать, чтобы описать
и нужно только сделать правильный выбор, тогда в ситуацию для самого себя или для других людей.
9 баллов нужно оценить этап ТАК Кодирование становится методом размышления над
Если вы полагаете, что важнее всего будет разработка всей ситуацией и ее обсуждением.
правильного плана действий (сложности с его приемле-
мостью), тогда 9 баллов должен получить этап ПРО.
www.infanata.org
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления
только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берёте на себя полную
ответственность за его дальнейшее использование и распространение.
Начиная загрузку, вы подтверждаете своё согласие с данными утверждениями!
Реализация данной электронной книги в любых интернет-магазинах, и на
Задача читателя — научиться выбирать нужную инфор-
CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена!
мацию. Выбирайте из книги только то, что можете понять
По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги
обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, и с чем сможете справиться. Прочитайте весь материал,
либо в соответствующие организации торговли!
но помните, что вам не нужно использовать все сразу.
www.infanata.org
Это не та книга, которую можно прочитать и по-
ставить на полку. Вам придется постоянно что-то
освежать в памяти. Вы никогда не сможете использо-
РЕЗЮМЕ вать весь свой мыслительный потенциал, пока не нач-
нете применять описанные в этой книге приемы. По-
верхностных знаний достаточно лишь для начала, но
В самом начале книги я написал, что ее цель —
недостаточно для того, чтобы развить у себя эффек-
предложить простой и эффективный метод мышле-
тивные мыслительные навыки.
ния. Иногда читателю может показаться, что я начи-
Как обычно, некоторые читатели и большинство
наю все слишком усложнять, однако это не так.
критиков считают, что поскольку система в целом
Думайте только о системе в целом. Именно ее вы
проста, то и описанные методы и их применение не
должны использовать. Можно перечитать описание
представляют сложностей, т. е. этим все мы занимаем-
каждого этапа несколько раз, чтобы глубже понять его
ся каждый день. На собственном опыте могу утверж-
суть. Считайте, что главы книги — разделы справочни-
дать, что такой дилетантский подход очень опасен.
ка, к которым вы будете обращаться при необходимости.
Большинство людей, считающих себя хорошими мыс-
Лучше всего сначала использовать систему самым
лителями, используют только один подход — анализ,
примитивным способом, а затем оттачивать свои уме-

<< Предыдущая

стр. 23
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>