<< Предыдущая

стр. 24
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

оценка и идентификация. А ведь это только часть
ния на каждом этапе. Это намного лучше, чем пытать-
мыслительного процесса, и такие важные его элемен-
ся применять каждый этап «по полной программе» с
ты, как творческий, генерирующий и продуктивный
самого начала.
аспекты, остаются в стороне.
В некоторых ситуациях размышления носят скорее
профессиональный, а не личностный характер. Те,
кого мышление в сфере бизнеса интересует мало, мо-
ПЯТЬ ЭТАПОВ
гут просто пропустить посвященные ему разделы. Но
МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
большинству читателей этой книги придется размыш-
лять над профессиональными задачами и проблема-
Ниже приводится резюме всех пяти этапов. Даются
ми бизнеса, поэтому не уделить внимание этому во-
их ключевые моменты.
просу просто нельзя.
к сы, когда мы точно не знаем, какой ответ нужно «вы-
удить». Есть также и охотничьи вопросы, на которые
«Куда идти?»
можно ответить либо «да», либо «нет», но мы знаем, в
В чем цель моих размышлений? Какой результат я
кого «целимся».
хочу получить в конце? Этот этап очень важен. Обыч-
Иногда нужно предположить или угадать что-то,
но мы уделяем ему слишком мало внимания. Нужно
чтобы знать, в каком направлении нужно искать. Ис-
очень четко себе представлять, о чем мы размышляем
пользуйте свои догадки, но старайтесь не попасться в
и чего хотим добиться. Нужно уточнить и сформули-
их ловушку и ограничиться только ими.
ровать цель. Стоит попытаться найти альтернативные
Чувства и ценности также важны на этом этапе. Как
определения этой же цели. Можно попытаться раз-
воспринимается эта идея различными людьми? С какой
бить цель на более мелкие части.
еще стороны можно взглянуть на проблему? Какие цен-
Существует два типа целей и точек концентрации.
ности затрагиваются? Различаются ли системы ценнос-
При традиционной концентрации на цели мы опреде-
тей разных людей? Как думают различные люди?
ляем то, что хотим получить в конце. Это может быть
решение проблемы, достижение установленной цели,
выполнение задания или усовершенствование чего-то.
ПРО
При концентрации на области мы просто определяем «Выработаем различные варианты»
область, в которой будем искать новые идеи.
Это творческий, продуктивный и генерирующий
Всегда помните, что решение проблем и устране-
этап мышления. Именно на этом этапе мы находим
ние дефектов являются лишь одним из аспектов мыш-
различные возможности. Именно этот этап соединя-
ления. Мышление не ограничивается только решени-
ет цель мышления с результатом, который мы хотим
ем проблем.
получить. До него было пройдено два этапа, и остает-
ся пройти еще два этапа после него. Этот этап — свя-
зующее звено между тем, что имеется в начале, и тем,
«Оглядимся»
что получится в конце.
Что мы видим? Что нужно искать? На этом этапе На этапе ПРОмогут применяться четыре основных
мы пытаемся найти и организовать нужным образом метода работы:
информацию, которая может понадобиться для наших
размышлений. Иногда сфера поиска информации 1. Метод поиска стандартного решения. При исполь-
может быть очень-широкой, а в некоторых случаях ее зовании этого метода мы пытаемся идентифици-
нужно предельно сузить. Существуют рыбацкие вопро- ровать ситуацию, чтобы потом знать, что делать
дальше и какую из уже заданного набора стандарт-
«Ну и каков же результат?»
ных реакций на подобного рода ситуацию при-
менить. Это традиционный способ мышления. Цель этапа ТАК — взять множество возможностей,
2. Метод обобщения. В этом методе мы соединяем выдвинутых на этапе ПРО, и сократить их количе-
начальный момент и желаемый результат с по- ство до приемлемого для использования на практике.
мощью широкой, «обобщенной» концепции, по- На этом этапе существует стадия развития, на ко-
сле чего эта концепция сужается до более частных торой мы пытаемся укрепить и усовершенствовать
идей, которые можно применить на практике. идеи. Мы также стараемся устранить их дефекты.
Частью этого метода является «веер концепций». Есть также стадия оценки, на которой мы изучаем
В самом общем виде можно сказать, что мы воз- идею. Мы пытаемся найти ее достоинства и выгоду
вращаемся обратно от того, чего хотим достиг- от ее использования, а также перечислить связанные
нуть, чтобы выдвинуть идеи, которые сможем с ней сложности и проблемы.
применить на практике. Затем идет стадия выбора. У нас перед глазами есть
3. Творческий метод. Суть этого метода — развить несколько конкурирующих идей, и нам нужно вы-
максимальное количество идей, а затем модифи- брать одну из них. Можно использовать один метод,
цировать их таким образом, чтобы они удовле- чтобы сократить количество вариантов, а затем при-
творяли наши нужды. Для этого существуют фор- бегнуть к непосредственному сравнению.
мальные приемы нестандартного мышления, та- На стадии принятия решения мы решаем, делаем мы что-
кие как провокация и метод «Чистая случайность». то или нет. Нужно рассмотреть рамки решения и трудно-
Ядром творческого мышления является «движе- сти. Нужно рассмотреть также необходимость принятия
ние». Мы «двигаемся» вперед от провокационно- решения. Также следует учесть возможный риск.
го предположения к вполне приемлемой идее. К концу этапа ТАК у нас должна быть либо одна идея,
4. Метод «Дизайн и объединение». В этом методе требо- которую мы хотим применить, либо совсем ничего.
вания и составляющие элементы выстраиваются в
параллель, после чего мы разрабатываем путь дви-
жения вперед, чтобы получить список требований.
«Поехали!»
Мы пытаемся собрать или объединить различные
Этап ПО сосредоточен на действии. Как осуще-
элементы, чтобы получить желаемый результат.
ствить выбранную идею? Каков план действий?
Здесь существуют стадии и второстепенные цели.
Цель этапа ПРО - выдвинуть и предложить раз-
Нужно также все проверить и проконтролировать.
личные возможные варианты.
Смотрите не переборщите с этими движениями на-
Мы используем стандартные каналы, а для неяс-
зад-вперед, потому что так можно свести на нет все
ных моментов существуют ячейки «если».
преимущества поэтапной системы. Вы вновь верне-
Ключевым моментом действия является человечес-
тесь к традиционному типу мышления, когда одна
кий фактор. Людей нужно убеждать. Идеи должны
идея бессистемно сменяет другую, не придерживаясь
быть приняты. Нужны заинтересованность и мотива-
никакой структуры.
ция. Люди могут строить вам препятствия. Все это
следует учесть.
Действие нужно также обеспечить энергией. Где ее взять?
НАСЛАЖДАЙТЕСЬ
СВОИМ УМЕНИЕМ МЫСЛИТЬ
ПРОЩЕ
Мышление — это не только решение сложных про-
блем и задач. И размышлять нужно не только над
Еще более простое резюме может выглядеть так:
трудностями.
Наслаждайтесь размышлениями над простыми за-
К: Куда я хочу прийти?
дачами, к которым можете легко найти ответ. Таким
УЧ: Какой информацией я обладаю
образом вы разовьете в себе навык мыслить, уверен-
(и какие сведения мне нужны)?
ность в своих мыслительных способностях и полю-
ПРО: Как мне туда попасть?
бите это занятие.
ТАК: Какой из вариантов выбрать?
ПО: Как это осуществить? Это не значит, что не стоит чего-то делать только
потому, что это очень легко. Лучше сделать что-то
простое — и сделать это действительно хорошо, чем
пытаться осуществить что-то сложное и потерпеть не-
НАЗАД И ВПЕРЕД
удачу.
Большинство людей негативно относятся к мыш-
Пять этапов мышления не существуют изолирован-
лению, так как в них живет уверенность, что мышле-
но друг от друга. Перейдя от одного этапа к другому,
ние непременно должно быть трудным, а ведь это со-
вы всегда можете вернуться назад.
всем не обязательно.
Например, работая на этапе ПО, вы вдруг обнару-
живаете, что вам не хватает информации. Тогда вы воз-
вращаетесь к этапу УЧ Или вы вдруг решаете, что нуж-
но уточнить задачу. Тогда вы возвращаетесь к этапу К
www.infanata.org
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления
только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берёте на себя полную
ответственность за его дальнейшее использование и распространение.
Начиная загрузку, вы подтверждаете своё согласие с данными утверждениями!
СОДЕРЖАНИЕ Реализация данной электронной книги в любых интернет-магазинах, и на
CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена!
По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги
обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям,
либо в соответствующие организации торговли!
www.infanata.org
Почему? 3
Так как 4
Чувства и ценности 6
Предисловие 7
Введение 10
Великая тройка 15
Пять этапов мышления 26
Основные процессы мышления 34
Методики 49
К Куда я хочу идти? 60
УЧ Информационный этап 122
ПРО Каковы возможности? 145
ТАК Каков результат? 213
ПО Включение мышления в работу 241

Резюме 280

<< Предыдущая

стр. 24
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ