<< Предыдущая

стр. 3
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

менить его треугольником?»
и способность видеть там различные вещи.
Дизайнер всегда должен проектировать и представ-
Представьте, как машина, одна половина которой
лять, что произойдет, если внести определенные из-
выкрашена в черный цвет, а вторая — в белый, попа-
менения.
дает в аварию. Мы можем мысленно представить сви-
Известные мыслительные эксперименты Эйнштейна
детелей в суде, противоречащих друг другу: один до-
основаны на проецировании. Проводя такого рода экс-
казывает, что машина была белая, а другой — что она
перименты, вы прокручиваете все в голове и смотри-
была черная. Практически весь юмор строится на про-
те, что получилось. Вы можете достичь той точки,
екции, так как нужно представить ситуацию.
когда скажете себе, что уже не знаете, что будет даль-
Проекция занимает основную часть мышления, так
ше. И тогда надо решить, стоит ли обдумывать это
как мы не можем проверить все на практике. Поэтому
дальше или провести эксперимент.
нам надо представить, что может случиться, и прове-
В некоторых случаях мы думаем, параллельно ри-
рить это в уме. Мы можем ошибиться и нарисовать не
суя фигуры и математические символы на бумаге. Мы
совсем верную картину, но по крайней мере мы бу-
можем даже играть со словами. Но чаще всего про-
дем иметь хоть какое-то представление.
ся вулкане и птице, которая не могла летать. Но что
цесс мышления происходит только в уме, благодаря
еще было там? Исследователь объясняет, что только
способности «проецировать».
эти две вещи привлекли его внимание. Но этого недо-
То, что вы проецируете в уме, не всегда правильно.
статочно, и его отправляют обратно, снабдив чрезвы-
Вы можете упустить что-нибудь очень важное, у вас
чайно простой инструкцией направления внимания:
может не хватать знания о предмете или опыта. Ни-
«Посмотри налево и запиши все, что увидишь. Потом
когда не будьте самонадеянны, когда дело касается
посмотри направо и запиши все, что увидишь. Потом
ваших «проекций». Будьте готовы к тому, что они
посмотри на юг и запиши все, что увидишь. Затем
могут быть неверны или ограничены.
посмотри на север и запиши все, что увидишь. Затем
вернись и отдай нам свою записную книжку».
НАПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ Инструкции типа С-Ю-З-В — это очень простая
схема для направления внимания. Обычно наше вни-
«Который час?» мание привлекается в трех случаях:
«Сколько тебе лет?»
«Тебе понравился суп?» 1. Когда нам что-то интересно или в данный мо-
«Не хотите ли еще кофе?» мент мы эмоционально увлечены.
«Какой сейчас курс американского доллара по отно- 2. По привычке, выработанной опытом и прак-
шению к японской йене ?» тикой.
«При какой температуре плавится пластик?» 3. При более или менее случайном переходе от од-
Все вопросы служат способом направления внима- ного предмета к другому.
ния. Мы можем направлять внимание людей на опре-
деленные темы и без вопросов. Очень много сознательных процессов мышления
«Обратите внимание на время». включают специфическую направленность внимания.
«Скажите мне время». Вопросы Сократа — хороший пример направления
«Обратите внимание на свой возраст и скажите, что внимания, и ничего магического в этом нет.
вы обнаружили». Мыслительная программа СоRТ для школ (мы опи-
«Обратите внимание на температуру плавления пла- шем ее позже) включает несколько приемов направ-
стика и скажите мне, что вы об этом знаете». ления внимания. Например, прием ВДЛ (Взгляды
Других Людей) помогает мыслителю направлять свое
Представьте себе такую ситуацию: исследователь
внимание на взгляды других людей. Некоторые мысли-
возвращается из экспедиции с только что открытого
тели могут делать это автоматически, но большин-
острова. В своем докладе он рассказывает о дымящем-
«Я хочу, чтобы вы сфокусировали внимание на поли-
ство — нет, поэтому необходимо применять приемы
тическом эффекте от поднятия налогов на дизельное
направления внимания.
топливо».
Очень важный процесс анализа — это инструкция
«Я хочу, чтобы вы сфокусировали внимание на мерах
по направлению внимания.
безопасности во время банкета».
«Обратите внимание на составные части этой ситу-
«Яхочу, чтобы вы сконцентрировали внимание на том,
ации».
кто будет заниматься собакой, которую вы хотите ку-
«Обратите внимание на различные причины, влияю-
пить».
щие на цену нефти».
«Я хочу, чтобы вы сконцентрировали внимание на пре-
«Обратите внимание на различные факторы, влияю-
имуществах поступления в технический колледж».
щие на эффективность полицейской операции».
«Я хочу, чтобы вы сфокусировали внимание на не-
«Обратите внимание на то, из чего сделан скейтборд».
достатках закладной с фиксированной процентной
«Обратите внимание на составляющие нашей стра-
ставкой».
тегии».
В методике шести мыслительных шляп (мы обсудим
Сравнение — другая фундаментальная инструкция,
ее позже) это фокусирование внимания достигается
направляющая внимание.
внешней схемой. Например, использование «желтой
«Обратите внимание на схожесть этих двух предло-
шляпы» подразумевает исключительное концентри-
жений».
рование внимания на ценностях и выгодах обсуждае-
«Обратите внимание на сходства и различия между
мой ситуации. Использование «черной шляпы» под-
этими двумя типами упаковки».
разумевает концентрацию внимания только на опас-
«Обратите внимание на относительные преимущества
ностях, проблемах и недостатках.
и недостатки этих двух маршрутов к побережью».
Хотя многие и заявляют о своей способности есте-
«Сравните эти две микроволновые печи. Обратите
ственно направлять внимание, на практике оказыва-
внимание на их различия в цене, свойствах, репутации
ется, что все не так просто. Например, в группе высо-
фирмы и т. д.».
кообразованных администраторов одну часть людей
Для направления внимания могут использоваться
попросили объективно рассмотреть предложение, а
сложные внешние схемы (как с приемами CoRT) или
другую — обдуманно использовать как желтые, так и
простые внутренние инструкции типа проанализируй-
черные шляпы. И оказалось, что последние набрали
те и сравните.
в три раза больше очков, хотя большая часть членов
Другая форма привлечения внимания — просьба
первой группы и утверждала, что они всегда видят «за»
сфокусировать внимание на определенном аспекте си-
и «против» в каждой ситуации.
туации.
Поэтому иногда необходимо пользоваться внешни- мой создания и использования шаблонов (однако это
ми формальными и осмотрительными приемами для вредно для творчества).
направления внимания. Они могут показаться про- Мы все время стараемся подогнать различные вещи
стыми и очевидными, но несмотря на это они очень под шаблоны. Мы ищем, как нам использовать ячей-
эффективны. ки и определения, выработанные опытом, — как учил
Аристотель. Мы обычно называем это узнаванием,
идентификацией или оценкой. В большинстве случа-
УЗНАВАНИЕ И ПОДГОНКА ев это чрезвычайно полезно, но иногда опасно, осо-
бенно когда мы используем не ту ячейку или найден-
Есть такая детская игра, в которой ребенку предла- ная ячейка уже устарела в этом постоянно меняющем-
гается совместить фигурки различной формы с соот- ся мире.
ветствующими отверстиями. Мы настраиваемся на поиски и рады, когда нахо-
Представьте, что к вам приближается некий чело- дим что-то соответствующее искомому; на этом по-
век. Вы никого не ожидали встретить, но по мере того иск завершается.
как он подходит ближе, вы вроде бы начинаете его При узнавании происходит своего рода «щелчок»,
узнавать. И когда он уже близко, вы совсем уверены в означающий, что мы подобрали хорошо подходящий
том, кто это: срабатывает механизм узнавания, про- шаблон и больше нам незачем «блуждать в потемках».
исходит «подгонка». Я предпочитаю слово «подгонка» слову «суждение»,
Дегустатор пробует вино из бутылки без этикетки. так как суждение имеет гораздо более широкое значе-
Через какое-то время он объявляет, что это вино из ние. Оно может означать аттестацию и оценку, что
района Касабланка в Китае. В данном случае налицо уже является специфическими процессами направле-
процессы узнавания и подгонки. ния внимания. Слово «подгонка» ближе к слову «узна-
Мозг моделирует шаблоны из опыта; вернее, опыт вание».
самоорганизуется в шаблоны в мозгу. Именно этим В каком-то смысле цель мышления — упразднить
объясняется то, что мы можем одеться утром — ина- мышление, и некоторым удалось этого достичь. Мыш-
че нам пришлось бы раздумывать над 39 816 800 спо- ление пытается создать шаблоны, которые помогали
собами того, как надеть одиннадцать предметов бы нам смотреть на мир и указывали, что делать. Это
одежды. полностью ликвидировало бы потребность в мыш-
Без шаблонов мы не смогли бы перейти дорогу или лении.
водить машину, читать, писать или делать что-ни- Я сказал, что некоторым удалось этого достичь —
будь на работе. Мозг является превосходной систе- они считают, что созданных ими шаблонов хватит до
www.infanata.org



конца жизни. Для таких людей нет никакой перспек- вокацию, так как оно ориентируется на прошлый опыт,
тивы или прогресса, но их это вполне удовлетворяет. а творческий подход всегда связан с будущей возмож-
В мышлении мы пытаемся «распознавать» шабло- ностью. И поэтому нужна другая умственная опера-
ны и сразу же отмечаем, когда произошло узнавание. ция, которая и называется «движение». Итак, как нам
Нам нужно также определить ценность или опасность продвигаться вперед от провокации?
подобного распознавания. Использование стереоти- Мы можем начать продвижение вперед, представив
пов является формой узнавания, но она приносит катящееся квадратное колесо (процесс проекции). Ко-
больше вреда, чем пользы. гда колесо становится на угол, подвеска может сжать-
ся и машина останется на таком же расстоянии от зем-
ли. Отсюда рождается понятие «подвеска», которая
ДВИЖЕНИЕ И АЛЬТЕРНАТИВЫ изменяется в зависимости от потребности. Это разви-
вается в идею об «активной» или «умной» подвеске,
Возможно, упомянутые выше основные мыслитель- которую сейчас рассматривают как реальную возмож-
ные процессы знакомы многим из вас, однако вряд ность.
ли кто-то знаком с таким процессом, как движение. Движением мы называем любое продвижение впе-
Движение просто обозначает, как вы двигаетесь впе- ред от какого-то положения, позиции или идеи. Дви-
ред с той позиции, где находитесь сейчас. жение может включать в себя ассоциацию. Мы дви-
Крайняя форма движения используется наряду с жемся от идеи к ассоциации.
провокацией как основной метод творческого мыш- Движение может включать в себя фантазии, когда
ления. идеи просто сменяются одна другой.
При провокации мы можем создать нечто находяще- Этот процесс включает также определение альтер-
еся за границами нашего опыта и даже противореча- натив. Если у нас есть один способ выполнить что-
щее нашему опыту. В качестве примера провокации то, который нас вполне удовлетворяет, то зачем ис-
можно привести следующий: «У машин должны быть кать другой? Хотя здесь нет никакой логичной при-
квадратные колеса». Наше суждение тут же возразит и чины, все же мы должны приложить определенное
скажет, что это чепуха: эта конструкция непрактична; усилие, чтобы выработать альтернативу. Это и есть
она будет расходовать больше горючего; она развалит- движение: «Каким еще способом можно это сделать?»
ся на части; скорость будет очень низкой; для нее по- Польза от поиска альтернатив вполне очевидна. Пер-
требуется мощный мотор; ехать на такой машине бу- вый способ вовсе не означает лучший. Ранжирование
дет чрезвычайно неудобно и т. п. Вполне очевидно, что альтернатив позволяет нам, сравнивая их, выбирать
наше суждение не позволит нам использовать эту про- лучшую.
Движение может направляться инструкцией или
направляющей внимание просьбой. Мы можем, задав
себе инструкцию, обратить внимание на «других лю-
дей в классе», двигаться по направлению к этим лю-
дям.
Движение — это очень широкий процесс; он пере-
секается с другими процессами.
МЕТОДИКИ
Движение также составляет основу «подвижной ло-
гики», которая описана в моей книге «Water Logic»*.
В логике воды мы наблюдаем естественное течение В этой главе я собираюсь рассмотреть две методи-
мыслей от одной идеи к другой. При более целена- ки, на которые время от времени буду ссылаться в по-
правленном процессе движения мы ищем различные следующем изложении. Вам необязательно знать эти
способы передвижения от одной идеи к другой. методики — можете не обращать внимания на мои
ссылки на них, когда будете встречать их в тексте.
«В каком направлении мы собираемся двигаться?»
Книга будет понятна и без них.
«Какие существуют альтернативы ?»
Я включил их, потому что многие из тех, кто читал
«Как мы можем оттолкнуться от этой провокации ?»
мои предыдущие работы по мышлению, захотят
« Что будет потом ?»
узнать, как знакомые им методики вписываются в но-
«Какая идея приходит в голову?»
Можно сказать, что весь процесс мышления — это вую книгу.
попытка начать движение в нужном направлении, ис- Однако процесс увязывания знаний может сбить
пользуя для этого различные средства. с толку тех читателей, которые ничего не знают об
этих методиках. Они разнервничаются и запутаются,
встретив ссылку, которая им непонятна. Поэтому я
еще раз опишу эти методики, чтобы читатели были
готовы к моим ссылкам. Но при желании на них мож-
но не обращать внимания.
Вполне возможно, что, заинтересовавшись ссылка-
ми, некоторые захотят поближе познакомиться с эти-
ми материалами.
Начиная с этого места вы можете пропустить остав-
шуюся часть главы и просто не обращать внимания
8. Она реализует «параллельное» мышление, не-
на все последующие ссылки, которые вам будут не-
обходимое для создания пути вперед, когда тра-
понятны. Это не уменьшит пользу, которую вы полу-
диционные «ячейки» больше неадекватны.
чите от данной книги.
9. Ее очень легко выучить и использовать.
10. Она практична.
ШЕСТЬ
Сейчас по всему миру есть сертифицированные на-
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП
ставники, которые учат методике шести шляп. Напри-
мер, Питер и Линда Лоу из Сингапура обучили ей
Это очень простая и эффективная методика, кото-
3000 людей за очень короткий промежуток времени. Су-
рую можно использовать в школах и различных уч-
ществуют также специальные курсы для школьников.
реждениях. Существует множество причин, почему
Суть этой методики в том, что существует шесть во-
эта методика была так широко принята.
ображаемых мыслительных шляп. Их можно использо-
вать только по одной. Когда используется одна шля-
1. Она является альтернативой традиционной за-
па, то ее надевают все в группе. Это означает, что все
падной дискуссии, где стороны являются про-
думают параллельно в одном направлении, только о
тивниками.
предмете обсуждения, а не о том, что сказал преды-
2. Ее можно применять во многих культурах, ко-
дущий выступающий.
торые не приемлют западного способа ведения
дискуссии.
3. Она более творческая и конструктивная, чем Белая шляпа
традиционная дискуссия.
Представьте чистый лист бумаги и компьютерную

<< Предыдущая

стр. 3
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>