<< Предыдущая

стр. 4
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

4. Она более энергичная (по данным компьютер-
распечатку. Белая шляпа обозначает исключительное
ных исследований, она сокращает время про-
концентрирование на информации. Какая информа-
ведения встреч на 75 процентов).
ция доступна? Какая информация требуется? Какой
5. Она выявляет в людях все лучшее, что в них
информации недостает? Каким образом можно полу-
есть.
чить недостающую информацию?
6. Она позволяет думающему человеку обдумывать
Вся информация излагается параллельно, даже не-
все по порядку и тщательно, вместо того чтобы
смотря на противоречивость. Качество информации
пытаться жонглировать всеми аспектами мыш-
может варьироваться от веских фактов до сплетен или
ления сразу.
мнений.
7. Она абстрагирует мышление от эго и политики.
Желтая шляпа
Красная шляпа
Подумайте о солнце и оптимизме. Желтая шляпа —
Представьте огонь и ощутите тепло. Красная шля-
это логика и позитивный взгляд на вещи. Надев желтую
па позволяет свободно выражать чувства, интуицию,
шляпу, мыслитель пытается найти ценности и выго-
подозрения и эмоции без извинений и объяснений.
ды, а также представить, как можно реализовать идею
Красная шляпа позволяет человеку выразить его чув-
и применить ее на практике.
ства по теме, обсуждаемой в данный момент времени
Желтая шляпа труднее черной и требует больших
(позже чувства могут поменяться). Не должны делать-
усилий. Наш мозг естественно настроен на выискива-
ся попытки оправдать или объяснить свои чувства.
ние недостатков и того, что не в порядке. Чтобы из-
Чувства существуют и могут допускаться в дискуссии
бежать ошибок и опасности, мы должны быть всегда
в том случае, если они проявляются как чувства, а не
настороже, и поэтому требуются определенные уси-
маскируются логикой. Интуиция может основывать-
лия, чтобы носить желтую шляпу. Но эти усилия ча-
ся на большом опыте в данной сфере и таким образом
сто вознаграждаются — внезапно удается увидеть цен-
оказаться очень ценной.
ности и достоинства, которые мы никогда раньше не
замечали. Без желтой шляпы невозможна никакая
Черная шляпа
творческая деятельность, так как мы не сможем уви-
деть преимущества неожиданно появившейся идеи.
Представьте мантии судей, которые обычно черно-
го цвета. Черная шляпа обозначает осторожность и не
дает нам поступать опасно, разрушительно или некон- Зеленая шляпа
структивно. Черная шляпа направлена на оценку риска
Подумайте о вегетации, энергии, ветвях, побегах и
и критическое мышление: почему что-то не вписыва-
т. д. Зеленая шляпа — творческая; надев ее, мы выдви-
ется в нашу политику, стратегию, ресурсы и т. д.
гаем различные альтернативы, ищем новые идеи, из-
Черная шляпа самая полезная, но, к сожалению, с
меняем и приспосабливаем их. Мы создаем возмож-
ней легко переусердствовать. Еда нужна для здоро-
ности и используем провокации и движение для со-
вья, а переедание вредно. И проблема здесь не в еде, а
здания новых идей.
в том, кто ее поглощает. Тенденция переусердство-
Зеленая шляпа также подразумевает действие и от-
вать с черной шляпой исходит от Великой тройки, где
крывает нам возможности. Она продуктивна и изобре-
Сократ считал, что отрицания вполне достаточно,
тательна. На этом этапе мы думаем только о возмож-
чтобы в конце концов всплыла истина. Некоторые
ностях, которые потом надо будет развить и проверить.
считают, что вполне достаточно быть негативным.
новляется. Позже, когда возникает необходимость рас-
Синяя шляпа
смотреть предложения по дальнейшим действиям, ру-
Представьте голубое небо и пространство. Синяя ководитель просит всех «подумать три минуты в чер-
шляпа обозначает контроль и имеет отношение к управ- ной шляпе». В течение трех минут каждый пытается
лению мыслительным процессом. Ее можно сравнить сконцентрироваться на опасностях и потенциальных
с дирижером, управляющим оркестром и добиваю- проблемах предложения.
щимся отличной игры музыкантов, или с инспекто- При таком использовании шляпы становятся симво-
ром манежа в цирке, который делает все, чтобы не лами, позволяющими вызвать особый тип параллель-
было неразберихи и все шло своим чередом. ного мышления. Каждый думает параллельно, вместо
Синяя шляпа связана с определением проблемы и того чтобы направлять свои мысли против других.
направлением мыслей. А также она отвечает за резуль- При последовательном применении шляп они ис-
таты, заключения, резюме и последовательность умо- пользуются одна за другой. Эта последовательность
заключений. Она даже устанавливает очередность может быть оговорена перед встречей или определя-
применения других шляп и следит за строгим выпол- ется в процессе. Во втором случае выбирается снача-
нением правил методики шести шляп. Синяя шляпа ла первая шляпа, и когда этот этап пройден, использу-
организует мыслительный процесс. ется вторая. Для групп, не обладающих достаточным
опытом, гораздо лучше использовать предваритель-
ную договоренность о последовательности, чтобы из-
ПРИМЕНЕНИЕ ШЛЯП бежать длинных споров по поводу того, какую шляпу
надо использовать следующей.
Существует два способа применения шляп. Не существует какой-то определенной последова-
Любую из шляп можно использовать самостоятель- тельности, в которой можно использовать шляпы. Она
но на встречах или дискуссиях, чтобы настроиться на меняется в зависимости от ситуации, а также от на-
определенный тип мышления на определенный от- правления мышления участников встречи. Существу-
резок времени. Например, в какой-то момент возник- ют общие ориентиры, которым обучают на специаль-
ла потребность в поиске дальнейших альтернатив. Ру- ных тренерских курсах. Чаще всего начинают и закан-
ководитель встречи просит собравшихся «подумать чивают синей шляпой, а остальные уже распределя-
три минуты в зеленой шляпе». Это помогает напра- ют в середине.
вить мышление членов группы, так как в течение это-
го времени каждый из них пытается найти новые аль-
тернативы. По окончании трех минут дискуссия возоб-
няется тем, что обычно программа обучения редко
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
предлагает что-нибудь позволяющее свободно мыс-
CORT
лить.
Эта программа была создана для непосредственно- Программа CoRT разделена на шесть секций, каж-
го обучения мышлению в рамках школьной програм- дая из которых связана с одним аспектом мышления.
мы. У нас уже двадцатилетний стаж использования Каждая секция рассчитана на десять уроков.
данной программы, которая сейчас широко приме-
няется во всем мире (Канада, США, Мексика, Вене- CoRT 1 — широта
суэла, Великобритания, Ирландия, Италия, Южная CoRT 2 — организация
Африка, Малайзия, Сингапур, Австралия и Новая Зе- CoRT 3 — взаимодействие
ландия). Она может быть обязательной как на терри- CoRT 4 — творчество
тории всей страны, как, например, в Венесуэле, так CoRT 5 — информация и чувства
и в отдельных школах. В Малайзии научные школы CoRT 6 — действие
MARA используют эту программу уже в течение де-
сяти лет. CoRT 1 содержит основные «направляющие внима-
Суть данной мыслительной программы — это ис- ние» приемы восприятия, которые сейчас очень ши-
пользование приемов: непосредственный метод обуче- роко используются. Каждый прием имеет название,
ния мышлению. Студенты применяют эти приемы на чтобы его можно было осознанно выучить и приме-
практике в различных коротких мыслительных зада- нить. Эти названия выбраны не случайно, и начина-
чах. Используя прием, они вырабатывают навык, ко- ются с той же буквы, что и процесс, к которому они
торый можно потом применять в любых ситуациях. относятся. Выделяют следующие основные приемы:
Студенты часто берут эти приемы домой, чтобы по-
мочь родителям принимать решения и строить пла- ПМИ — Плюс, Минус и Интерес. Обратите вни-
ны. Именно эта возможность переносить приемы де- мание сначала на плюсы, потом на минусы и,
лает их особенно важными. наконец, на интерес. В результате получается бег-
Лучшее исследование по применению программы лая оценка.
CoRT было сделано профессором Джоном Эдвардсом РВФ — Рассмотри Все Факторы. Что нам надо взять
в Университете Джеймса Кука, Квинсленд, Австралия. на заметку, когда мы о чем-то думаем? Какие
Эта программа создавалась как простая и практич- факторы здесь задействованы?
ная. Учителя могут легко научиться ее преподавать, и ПиР — Направляет внимание на Последствия и Ре-
студентам она очень нравится. Наверное, это объяс- зультаты действия. Это помогает сделать прогноз
на будущее, что может произойти потом. Здесь посмотреть на последовательность с установкой ПиР
может потребоваться применение различных вре- приводит к лучшим результатам. Внимание надо це-
менных шкал. ленаправленно направлять. Очень многие считают
ЦУЗ — Какие Цели, Устремления, Задачи? Что мы себя хорошими мыслителями, хотя на самом деле та-
пытаемся делать? Чего мы пытаемся достичь? ковыми не являются.
Куда мы движемся?
ППВ — Приоритеты Первостепенной Важности.
Обратите внимание на то, что действительно
имеет значение. Не все одинаково значимо. Ка-
ковы приоритеты?
ABB — Альтернативы, Возможности и Выбор. Ка-
кие есть новые альтернативы? Какие возможно-
сти? Какой выбор?
ВДЛ — Взгляды Других Людей. Какие люди вовле-
чены в это? Какие у них мнения?

Приемы используются точно и прямо. Существует
определенный способ направления внимания в опре-
деленном направлении.
«Здесь выполним ПМИ».
«Давайте начнем с РВФ».
«Что такое ЦУЗ?»
«Настало время для ABB».
Все это может показаться несколько искусственным,
но этот метод срабатывает. Мышление иногда можно
намеренно сделать искусственным и целенаправлен-
ным, иначе мы принимаем все как должное и полага-
ем, что выполняем определенные действия, хотя в
действительности делаем совсем не то. Многие пыта-
ются следить за последовательностью действий, но
опыты показывают, что целенаправленная просьба
Первый этап связан с целью, устремлением и зада-
чей нашего мышления. Какова задача? На что мы на-
целиваемся?
В методике шести шляп синяя шляпа использует-
ся для определения цели мышления и для предложе-
ния различных альтернативных определений этой
цели.
В мыслительной программе CoRT прием ЦУЗ ис-
пользуется для определения целей, установок и за-
дач. Ученик может попросить «сделать ЦУЗ на этом
этапе». Интересно, что ученики младших классов (от
шести до девяти лет) часто испытывают трудность с
Я собираюсь к родственникам
ЦУЗ, так как им кажется, что их деятельность управ-
К чему?
ляется кем-то еще: «Я делаю что-то, потому что мне
К этой цели
говорят это делать»; «Я делаю что-то, так как я дол-
К концу недели
жен это делать». Только позже ученики начинают чув-
ствовать себя свободнее при определении своих це-
Предлог к подразумевает место назначения и цель.
лей и задач. Прием ЦУЗ относится к цели в общем и
Существует что-то, по направлению к чему мы дви-
обычно к действиям или поведению.
жемся и куда хотим добраться.
К сожалению, люди постоянно считают, что цель
Первый этап мышления связан с целью.
мышления всегда очевидна, так как они знают, о чем
думают.
• «Какова цель моего мышления?»
Однако за многие годы обучения мышлению я об-
• «Чего я надеюсь достичь в результате мышле-
наружил, что очень редко люди могут четко опреде-
ния?»
лить свою цель. Это именно та часть мышления, с ко-
• «О чем я думаю?»
торой обычно хуже всего справляются. И четкое опре-
деление цели мышления может облегчить его процесс
Символ первого этапа изображает пунктирную ли-
и сделать мышление гораздо более эффективным. Не
нию, означающую, что мы знаем направление. Но мы
зная точно, куда хотите идти, вы вряд ли туда попа-
должны двинуться к месту назначения с того места,
дете. И не настраивайтесь на то, что первый этап мыш-
где мы сейчас находимся. И жирная линия показыва-
ления очень прост и очевиден.
ет наше движение в нужном направлении.
Более конкретное определение
МЫСЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Вы можете двигаться от очень абстрактной цели к
Какие операции можно сделать с целью мышления?
гораздо более конкретной.
«Я хочу быть счастливым» может превратиться в
Дать определение «Я хочу хорошо провести эти выходные».
Это процесс рефокусирования. Вместо того чтобы
Напишите цель своего мышления, даже если вам и
фокусировать внимание на абстрактной цели, вы ста-
кажется, что она очевидна.
новитесь более конкретными.
«Именно сейчас цель моего мышления...»
Написав цель, посмотрите, хорошо ли она звучит.
Более абстрактное определение
Иногда просто определение цели может привести вас
к желанию поменять ее.
Вы можете двигаться в обратном направлении, от
конкретной цели к более абстрактной.
Изменение определения «Мне нужно немного клея, чтобы скрепить эти два
деревянных бруска» может превратиться в «Мне нуж-
Как я уже сказал, после того как вы написали цель,
но каким-то образом скрепить эти два деревянных
у вас может возникнуть желание изменить ее.
бруска».
«Какое еще я могу дать определение этой цели?»
Иногда вам хочется расширить фокус или, наобо-
рот, сузить его. В примере с соединением двух дере-
Альтернативные определения вянных брусков вы будете искать клей, гвозди или
что-нибудь другое. Вы можете захотеть путешество-
Попытки изменить формулировку цели могут быст-
вать в каком-то направлении, но в конце концов вам
ро привести вас к альтернативным определениям ва-
все равно придется идти, ехать на автобусе или вести
шей цели; это параллельные определения с уже изме-
машину.
ненной целью. Изменение определения действитель-
но означает другой способ выражения одной и той же
Разделение
цели. На практике они настолько переплетаются, что
бесполезно пытаться их разделить.
Очень часто может возникать желание разбить об-
щую цель на более конкретные, чтобы легче было их
достичь.
обычно заканчивают тем, что думают о чем угодно,
Например, цель «Я хочу подумать об отпуске» мож-
но только не о поставленной цели. В спорах одна или
но разбить на:
другая сторона очень часто отходит от темы обсужде-
«Я хочу подумать, когда могу взять отпуск».
ния, лишь бы только высказать то, что ей хочется
«Я хочу подумать, сколько я могу потратить на него

<< Предыдущая

стр. 4
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>