<< Предыдущая

стр. 5
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

высказать. В дискуссиях очень редко придерживают-
денег».
ся темы, с которой начали, и очень скоро начинают
«Я хочу подумать, какой отпуск я хочу».
говорить о самых различных, не связанных с этой те-
«Я хочу посмотреть, какие есть предложения».
мой вещах.
«Я хочу подумать о планировании этого отпуска».
Каждая из этих целей становится отдельной подза- «До сих пор это было целью моего обдумывания... но
дачей. Мы обычно вынуждены разбивать цели таким сейчас я изменил эту цель на...»
образом и можем делать это даже не думая. Однако Когда вы начинаете думать о проблеме, то для вас
будет более эффективно, если вы подумаете над этим может стать очевидным, что изначальная цель слиш-
сознательно, так как в таком случае вы ничего не упу- ком узка, и вы решите изменить ее. Но не забудьте
стите. сообщить об этом себе или другим.
В некоторых случаях такое разбивание цели на бо-
лее мелкие может относиться к анализу.
«Правильное» определение
«Каковы составляющие того, чего я хочу достичь?
Могу ли я взяться за выполнение каждой из них в от- Во многих книгах по принятию решений особо под-
дельности?» черкивается важность нахождения и применения
"правильного" определения проблемы. Как только вы
найдете «правильное» определение, решение пробле-
Изменения
мы придет очень быстро. Это звучит неплохо, но до-
В ходе обдумывания вы можете решить изменить вольно нечестно.
цель своего мышления, так как изначальное опреде- Дело в том, что вы сможете найти «правильное»
ление цели может показаться слишком абстрактным определение только после того, как решите пробле-
или слишком конкретным. Очень важно проводить эти му. Тогда вы оглянетесь назад и скажете: «Если бы я
изменения постоянно, осознавая то, что вы это дей- определил проблему таким образом, то решение на-
ствительно делаете. шлось бы».
Лишь плохой мыслитель позволяет своим мыслям Не существует никакого магического способа на-
утекать от поставленной цели в каком-то другом на- хождения «правильного» определения — но мы мо-
правлении. Мыслители с творческим воображением жем поискать его. Мы можем пытаться подбирать раз-
• Если хотите прибегнуть к чьей-либо помощи, то
личные определения, пока не обнаружим то, которое
можете объединиться с другими соседями или
покажется нам наиболее многообещающим. А можно
вызвать полицию.
использовать несколько определений проблемы.
• Если вы хотите, чтобы сосед слушал ту музыку,
Давайте рассмотрим следующую ситуацию. Сосед
которая нравится вам, то просто дайте ему свой
очень громко включает музыку по ночам. Это раздра-
компакт-диск с музыкой, которая вам нравится.
жает вас и не дает уснуть. Как в данном случае опре-
делить проблему? Как мы можем определить цель
Как вы уже заметили, каждое из этих определений
мышления?
проблемы также является «способом» подхода к этой
«Что я могу сделать, чтобы мой сосед прекратил слу-
проблеме. Вы можете классифицировать эти подхо-
шать громкую музыку по ночам?»
ды следующим образом:
«Может быть, я могу воспользоваться чьей-либо по-
мощью, чтобы прекратить это безобразие?»
1. Остановить музыку.
«Как мне сделать так, чтобы мой сосед слушал ту му-
2. Сменить музыку.
зыку, которая мне нравится ?»
3. Не слышать музыки.
«Могу ли я как-то полюбить ту музыку, которую он
4. Не обращать внимания на музыку.
слушает ?»
Каждая из этих проблем довольно существенна (как
«Могу ли я сделать что-нибудь, что позволило бы мне
же нам с этим быть?), но все они являются подхода-
не слышать музыки, даже если он ее и слушает ?»
ми к общей проблеме.
«Как мне перестать волноваться из-за того, что мой
А сейчас я подошел к части, которую иногда назы-
сосед слушает громкую музыку?»
ваю «веер концепций».
«Как бы мне проучить своего соседа?»
Каждое из этих высказываний может стать опреде-
лением цели. Они все связаны с одной проблемой, но
ВЕЕР КОНЦЕПЦИЙ
различные определения могут привести к различным
решениям.
На правой стороне листа бумаги записывается ко-
нечная цель нашего мышления. Мы смотрим, какие
• Если вы не хотите расстраиваться по этому по-
идеи, определения или подходы могут привести нас
воду, вам надо принимать транквилизаторы.
к этой цели, и потом начинаем рассматривать каж-
• Если вы не хотите слушать музыку, то заткните уши.
дую из них как направление и определять, какие аль-
• Если вы хотите проучить вашего соседа, то мо-
тернативные идеи или пути могут нас туда привести.
жете сами слушать музыку очень громко.
Возьмем, к примеру, проблему транспортных про- 4. Неудобные улицы с односторонним движением,
бок в городах. К этой проблеме могут быть различ- которые делают передвижение менее гибким.
ные подходы:
После этого мы можем посмотреть, как реализовать
1. Уменьшить количество транспортных средств.
каждый из этих пунктов.
2. Улучшить передвижение транспорта на существу-
Благодаря вееру концепций можно вернуться назад
ющих дорогах.
и изменить цель мышления.
3. Увеличить пространство для передвижения.
Каждый из этих подходов сейчас становится само-
стоятельной «целью мышления». Как же нам умень- КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ
шить количество транспорта?
Мы можем добиться этого различными способами: Иногда приходится работать в противоположном
направлении. Мы определили для себя цель, но эта
1. Создавать водителям препятствия.
цель не конечная — она является всего лишь одним
2. Отменить определенные виды транспортных
из подходов веера концепций. Допустим, вас попро-
средств.
сили решить проблему транспортных пробок в горо-
3. Обеспечить альтернативными транспортными
дах и вы сразу стали думать о том, как уменьшить ко-
средствами, способными перевозить большое ко-
личество транспорта. Вас могут спросить, какова ваша
личество людей (автобусы и т. д.).
конечная цель? Она может быть «справиться с транс-
4. Премировать водителей, которые стараются дер-
портными пробками в городах».
жаться за пределами города.
Есть прекрасный способ добраться до конечной
цели — это вопрос «почему?». Когда спрашивают:
Затем мы пытаемся подойти к каждой из этих аль-
«Почему вы хотите уменьшить количество транспор-
тернатив как к цели нашего мышления. Каким обра-
та?» — то ответ обычно звучит так: «Чтобы справить-
зом можно создавать препятствия водителям?
ся с проблемой транспортных пробок».
Этого можно добиться несколькими способами:
Я тогда задаю вопрос: «А какая конечная цель?
1. Штрафовать их за передвижение в пределах го- Уменьшение количества транспорта — это лишь один
рода. из подходов к этой цели».
2. Не предоставлять им парковочные места. Конечно, так можно спрашивать до бесконечнос-
3. Назначить большие штрафы с отбуксировкой за ти. Почему вы хотите справиться с проблемой транс-
парковку в неразрешенных местах. портных пробок? Чтобы дела шли лучше. А почему
ла оказались бы бесполезными. Решение с зеркалами
вы хотите, чтобы дела шли лучше? Для экономичес-
могло бы даже ухудшить ситуацию. Зная, что лифты
кого процветания страны. А почему вы так озабочены
ходят медленно, работники меньше ездили на лиф-
экономическим процветанием страны и т. д.?
тах, а перестав замечать медлительность лифтов, они
В этом процессе таится определенная опасность —
стали чаще на них ездить и производительность снизи-
вы можете отойти от решаемой проблемы и ударить-
лась еще больше.
ся в глобальную проблему улучшения мира.
Я часто рассказываю историю с будильником, про-
Я помню случай, когда мне надо было открыть бу-
изошедшую со мной в Пенсильвании. Мне надо было
тылку вина, но у меня не оказалось под рукой штопо-
встать в половине пятого утра, чтобы ехать в Лос-
ра. На тот момент целью моего мышления было: как
Анджелес и там сесть на самолет в Торонто. Я завел
достать пробку из бутылки? Я попробовал различные
будильник на половину пятого и поставил его на
подходы, но все они были безрезультатны. Затем я
тумбочку рядом с кроватью. В половине пятого я про-
немного изменил проблему: как мне вынуть пробку
снулся от звонка будильника и потянулся, чтобы вы-
из горлышка бутылки? Это привело меня к попыткам
ключить его и не разбудить соседей в такой ранний
пропихнуть пробку внутрь бутылки. Но этот маневр
час. Но все мои попытки выключить его оказались
тоже не удался. Тогда я вернулся к конечной цели:
безрезультатными. Звон продолжался. Я уже было
как мне достать вино из бутылки? И тут, используя
собирался окунуть свой будильник в таз с водой, ко-
шило, я прокрутил в пробке отверстие и налил через
гда вдруг заметил, что звонил не будильник, а мои
него вино.
часы, которые я тоже завел, но потом совсем забыл
Есть одна довольно известная история, когда люди
про них.
в одном здании стали жаловаться на то, что их лифт
До этого я определил проблему так: каким образом
очень медленно ездит. Ремонт лифта стоил очень до-
мне выключить будильник? Но теперь, оглядываясь
рого, и тогда приняли очень простое и не требующее
назад, я понимаю, что проблема заключалась в том,
огромных затрат решение. Внутри лифта повесили
как прекратить этот трезвон.
зеркала. Люди перестали жаловаться — все время у них
уходило на разглядывание себя и других.
Это хороший пример нестандартного мышления, но
ПОДХОД «СОБАЧЬЯ НОГА»
успех решения зависит от того, какова реальная про-
блема. Если проблема состояла в том, что «лифты мед-
Так называется подход, когда мы идем не к цели, а
ленно ездили», то с помощью зеркал действительно
в другом направлении, достигая новой позиции. Стар-
ее можно было решить. Но если из-за медленного дви-
туя с нее, мы можем очень легко достичь цели. Этот
жения лифта страдала производительность, то зерка-
не от конечной цели, то найти ее не так-то просто, и
тип мышления довольно сложен — приходится посто-
поэтому необходимо тщательно искать точку, с кото-
янно оценивать ценность мышления: ведет оно к по-
рой будет легче сделать следующий шаг.
ставленной цели или нет.
Я хотел показать в этой главе, что мы можем найти
Мне когда-то рассказывали об одном очень удач-
«нужное» направление, но никогда не можем быть уве-
ливом торговце офисными копировальными машина-
рены в том, что нашли его. Главное — быть гибкими
ми. В первый раз заключая сделку с крупным партне-
и попытаться найти новые определения и альтерна-
ром, он намеренно допускал ошибку. Это казалось
тивы. Мы можем двигаться вверх и вниз по вееру кон-
абсурдным и абсолютно не соответствовало представ-
цепций. Все это является частью мыслительного про-
лению о том, что ему надо было делать, — ошибка
цесса. И дело не в том, что сначала вы получаете про-
могла произвести очень неблагоприятное впечатление.
блему, а потом начинаете думать, как ее решить.
Но в действительности оказалось, что эта стратегия
Нужно проделать немалую мыслительную работу,
была очень успешной. Клиент был настолько потря-
прежде чем приступить к поиску конечной точки.
сен тем, как быстро и эффективно исправлялась эта
Время, потраченное на обдумывание на этом этапе,
ошибка, что делал заказ. Делая заказ, клиент был за-
никогда не будет потрачено впустую. Если вы напра-
интересован в последующем обслуживании и под-
витесь не в том направлении, то потеряете гораздо
держке, и, допуская ошибку, продавец демонстриро-
больше времени и усилий.
вал ему свои возможности.
Рассказывают историю об ирландце, который, ког-
да турист спросил у него дорогу к памятнику, отве-
ОГРАНИЧЕНИЯ
тил: «Если бы я шел туда, то не с этого места». Это
был блестящий логический ответ, который показы-
И МОДИФИКАЦИИ
вает, что то место, где мы сейчас находимся, возмож-
Это довольно сложный момент.
но, не лучшее для достижения цели. Следовательно,
«Я хочу подумать об отпуске».
мы можем двигаться в другом направлении и потом
Это кажется очень простым определением цели
оттуда найти более легкий путь к цели. Это и есть
мышления. Но так ли оно просто? Или за ним скры-
подход «собачья нога».
вается множество факторов и предположений?
Итак, используем следующее определение цели
Собирается ли человек думать о «любом» отпуске
мышления: как нам попасть туда, откуда будет про-
или только о том варианте, который подойдет ему по
ще достичь конечной цели? Эта позиция становится
деньгам и по времени? Собирается ли он рассматри-
чем-то вроде подзадачи. Но проблема состоит в том,
вать в качестве варианта кругосветное путешествие на
что если промежуточная позиция находится в сторо-
дорогом лайнере стоимостью 25 000 долларов и про- ботать. Как видите, нет ничего странного в том, что-
должительностью три месяца? бы ставить ограничения и модификации как часть оп-
Следует ли нам рассматривать эти факторы как само ределения цели мышления.
собой разумеющиеся? В случае с отпуском будет не-
лишним предположить, что отпуск должен соответ- 2. Иногда факторы и рассмотрение вступают на ин-
ствовать денежным и временным возможностям того, формационном уровне (этап УЧ). На этом этапе
кто о нем думает. Но данный вопрос гораздо глубже. мы ищем информацию, и здесь рассматривают-
Должны ли мы считать ограничения и модифика- ся такие факторы, как бюджет, предпочтения и
ции частью процесса определения проблемы? время.
Должно ли правительство говорить: «Мы хотим най- Именно на этом этапе дизайнер магазина оценива-
ти пути увеличения доходов» или «Мы хотим найти ет различные материалы. В письменных инструкци-
такие пути увеличения доходов, которые не понизи-
ях невозможно сказать, что «фасад должен быть из
ли бы наш рейтинг»?
мрамора и стоить в пределах 30 тысяч долларов». Этап
Интересно, что эти модификации и ограничения информации может показать, что это невозможно, так
должны присутствовать на любом из первых четырех как здесь надо выбирать либо мрамор, либо стоимость.

<< Предыдущая

стр. 5
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>