<< Предыдущая

стр. 6
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

этапов мышления. В таком случае дизайнеру пришлось бы вернуться к
заказчику и попросить изменить инструкции.
1. Модификации и ограничения могут рассматри- Тот, кто думает об отпуске, на этом этапе может
ваться на этапе К, или цели. Здесь мы использу- заняться ограничениями, связанными с бюджетом и
ем их как часть определения цели мышления. временем.
«Я хочу подумать об отпуске в рамках моего бюдже-
та и определенного отрезка времени».
3. Думая творчески, мы на начальном этапе не под-
Это очень похоже на письменные инструкции ди- ключаем ограничители, а ищем идеи во всех на-
зайнеру. Представьте, что дизайнеру сказали, что ма- правлениях. Когда идеи найдены, то на этапе
газин, который ему необходимо спроектировать, дол- ПРО вступают ограничители и модификации,
жен соответствовать определенной сумме, создавать чтобы придать этим идеям форму и сделать их
определенное впечатление, отвечать определенным применимыми и практичными. И тот, кто дума-
строительным стандартам, быть смелым и оригиналь- ет об отпуске, может мечтать о кругосветном кру-
ным, обеспечивать широкий просмотр витрины, быть изе, но потом он вынужден будет искать какие-
элегантным и т. д. Архитектору также выдадут то более дешевые поездки. Но если время и бюд-
письменные инструкции, по которым он должен ра- жет играют определенную роль при определении
цели, тогда человек никогда не стал бы рассмат- никогда не появилось бы такой возможности, если бы
ривать круиз как возможный вариант. вы изначально сказали, что хотите красную ручку.
Использование ограничений и оценок только на Если нам понятно, что ограничения и модифика-
этом этапе означает большую мыслительную работу. ции могут производиться на любом из первых четы-
Здесь открываются новые идеи, но они еще не при- рех этапов мышления, то как поступать на практике?
обретают приемлемой формы. Существуют определенные указания:

4. Наконец, ограничения и модификации могут 1. Если вас интересуют новые творческие идеи, то-
применяться на этапе ТАК. Это этап, который гда не используйте ограничители и модифика-
обрабатывает результаты ПРО (этапа возможно- торы при определении цели.
стей) и придает ему форму, готовую к употреб- 2. Если вас не интересуют новые идеи или у вас нет на
лению. Все суждения, модификации происходят это времени, используйте ограничители и модифи-
на этой стадии. каторы при определении цели, но не переборщите.
Таким образом, ограничители и модификаторы мо- 3. Ограничители и модификаторы всегда должны
гут быть использованы как часть процесса оценки. быть доступны на этапе информации (этап УЧ).
«Этот отпуск слишком дорогой. Надо отказаться от Вы должны внимательно их рассмотреть, если
этой идеи». собираетесь их игнорировать на следующей ста-
«Этот отпуск требует больше времени, чем я могу себе дии мышления. Не нужно совсем отметать их в
позволить. Надо вычеркнуть этот вариант». сторону.
Желая, чтобы кто-нибудь купил вам красную руч- 4. На этапе оценки ТАК можно использовать огра-
ку, вы скажете: «Пожалуйста, достаньте для меня крас- ничители и модификаторы, чтобы получить в ре-
ную ручку» или «Принесите мне все цветные руч- зультате практичную идею. В то же время вы
ки», — и когда вам их принесут, отвергнете все не должны спросить себя, действительно ли они на-
красные? Кажется вполне очевидным, что первый столько важны для вас на этом этапе?
метод с конкретизацией определенной потребности
гораздо более эффективен, чем второй, когда же-
лание конкретизируется только при вынесении ре-
ПРОБЛЕМЫ
шения.
Однако здесь есть и другой аспект. Столкнувшись с У меня большая проблема со словом «проблема».
большим выбором ручек, вы можете вдруг осознать, Очень много людей считает, что мышление связано
что вам хочется зеленую ручку, а не красную. И у вас исключительно с решением проблем. Мышление долж-
вы обращаете внимание только на проблемы и теряе-
но использоваться только при решении проблем. Для
те время на их решение, оставаясь в результате на ис-
чего же еще нам думать? Поэтому мышление ассоци-
ходном уровне. А за это время ваши конкуренты улуч-
ируется у нас с неприятностями и трудностями, и
шают то, что не является проблемой, оставляя вас
многие не любят саму идею «мышления». Они счита-
далеко позади.
ют это трудным, тяжелым занятием, так как это свя-
В основном это наваждение с проблемами объясня-
зано с проблемами. И если нет проблем, то нет и не-
ется той Великой тройкой, заложившей традиции за-
обходимости думать.
падного мышления. Сократ старался показывать, что
Североамериканская привычка называть любое
неправильно, и поэтому у нас сильно развито крити-
мышление «решением проблем» еще более ухудшает
ческое мышление. Несомненно, это полезно, так как
ситуацию. Можно объяснить, почему так происходит.
решение проблем ведет к улучшению. Но опасность в
Есть что-то желаемое, и неясно, как его получить. Сле-
том, что мы так поглощены проблемами, что пренеб-
довательно, у нас есть проблема, которую надо ре-
регаем творческими и созидательными аспектами
шить. По-моему, это очень широкое использование
мышления.
слова «проблема», одновременно очень ограничитель-
Нужно сказать, что существуют довольно прак-
ное и опасное, обычно приводящее к тому, что мы
тические причины для нашей одержимости пробле-
думаем только о проблемах, связанных с недостатка-
мами.
ми. Когнитивные психологи также виноваты в непра-
вильном истолковании слова «проблема», и в резуль-
1. Проблема — это как головная боль или камешек
тате они стали изучать решение проблем, считая, что
у вас в туфлях; вы знаете о ее присутствии, так
изучают мышление в более широком смысле. Тогда
как она дает о себе знать. Но в противополож-
человека следует назвать решающим проблемы созда-
ность ей творческая способность никогда не дает
нием, что является абсолютной чепухой, заглушаю-
о себе знать — вы должны вытащить ее на поверх-
щей все творческие, конструктивные и игровые ин-
ность, дав ей определение.
стинкты, действительно помогающие человеческому
2. Очень часто вы «вынуждены» думать о пробле-
прогрессу.
мах. И здесь дело не в выборе. Если у вашей ма-
В западных организациях слово «улучшение» обыч-
шины проколется шина, то вам придется что-то
но означает избавление от недостатков, дефектов, пре-
с этим делать. Как и в случае с крышей, которая
пятствий, жалоб и проблем. Есть что-то «неправиль-
протекает, или когда сковородку вдруг охваты-
ное», и мы должны сделать его правильным. Суще-
вает пламя. Практически все остальные типы
ствует очень известная и довольно опасная поговорка:
мышления являются необязательными. К ним не
«Пока не поломалось, не чини». Это опасно, так как
Именно поэтому люди верят, как их учили, что
прибегают или используют только после того, как
мышление связано только с решением проблем.
уделили внимание проблеме. В делах срочное
Хочу еще раз подчеркнуть: я ничего не имею про-
предпочитается важному, и поэтому много вре-
тив решения проблем. Это очень ценная и эффектив-
мени тратится на урегулирование срочных дел и
ная часть мышления, и у меня нет ни малейшего же-
очень мало времени остается на действительно
лания показывать, что здесь что-то не так. Я лишь
важные дела.
против веры в то, что мышление связано с решением
3. Наверное, главная практическая причина, поче-
проблем, что мы должны использовать его лишь для
му мы настолько одержимы проблемами, заклю-
решения проблем. И я считаю, что именно эти за-
чается в том, что решение проблемы дает «реаль-
блуждения очень опасны.
ную», видимую и предсказуемую пользу. Вынув
В этом вопросе мое отношение точно такое же, как
камешек из туфли, вы знаете, какая будет польза,
к традиционному мышлению и вкладу Великой трой-
как и в случае, когда решите проблему с проте-
ки. Я ничего не имею против критического и анали-
кающей крышей или почините свой принтер. Что
тического мышления. Оно замечательно и играет клю-
касается других типов мышления, то здесь польза
чевую роль в мышлении, но это только часть всего
необязательна, обобщенна или неочевидна. Если
процесса, и я против убеждения, что этого достаточно.
у вас возникла творческая идея, то вы не знаете,
Я хотел бы вспомнить аналогию, к которой прибе-
какую пользу она вам принесет, будет ли она
гал ранее. Я говорил, что ничего не имею против зад-
практичной, можно ли ее легко применить, по-
них колес машины — они замечательны, но их одних
нравится ли она другим и т. д. Напротив, все с
недостаточно.
удовольствием воспримут и будут готовы приме-
Другая аналогия касается еды. Человек нуждается
нить решение проблемы. И именно эта немед-
в ней, но переедание создает проблемы здоровью, и
ленная выгода делает решение проблем таким
это вина того, кто переедает, а не самой еды. Таким
привлекательным.
образом, в своей одержимости критическим мышле-
4. Общая картина мира говорит нам, что все хоро-
нием и решением проблем виноваты мы сами, а не
шо и станет даже лучше в процессе эволюции.
процессы.
Материально-технического обеспечения доста-
В то время как Запад был занят решением проблем
точно. Все остальное разрушительно, рискован-
и устранением дефектов, японское мышление (не на-
но и способно вывести из душевного равновесия.
ходившееся под влиянием Великой тройки) уделяло
Все удовлетворены. Делайте то, что вы делаете,
внимание не проблемам, а просто хорошим вещам и
и продолжайте делать это. Проблемы надо ре-
старалось сделать их еще лучше. Сейчас Запад тоже
шать, так как они мешают.
пытается выработать у себя такую привычку, делая
Проблема
акцент на «качестве». Но только качества недостаточ-
но — нам нужно и творчество. Постоянное улучше- Я использую это слово в его «простом» смысле. Есть
ние одной и той же вещи может быть недостаточным, проблема. Есть неудачная попытка. Есть дефект. Есть
когда есть более важные занятия. отклонение от того, что должно быть. Что-то не так.
Чтобы показать громадное разнообразие различных Возникает боль. Возникает опасность. Есть вмешатель-
мыслительных ситуаций, ниже я приведу примеры ство в то, что мы хотели бы сделать. Наверное, суще-
некоторых из них. ствует препятствие, которое надо преодолеть. Весьма
возможно, что нам надо преодолеть какую-то брешь.
Вероятно, что-то стоит у нас на пути.
РАЗЛИЧНЫЕ Если говорить в целом, то существует что-то, что
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ надо исправить. Нам хотелось бы избавиться от про-
блемы, точно так же как больному человеку от своей
Приведенный ниже список мыслительных ситуаций
болезни. Мы хотим устранить вмешательство этой
ни в коем случае не является исчерпывающим. Мно-
проблемы, убрать барьер или препятствие, возникшее
гие читатели легко смогут дополнить этот список сво-
в результате этой проблемы.
ими ситуациями, которые я, возможно, упустил. Цель
Вмешивающийся тип проблемы отличается от пре-
этого списка — высказать предположение, что опре-
пятствующего — первый имеет отношение к нашему
деление цели мышления может быть очень различ-
нормальному поведению, а второй пытается загоро-
ным, в зависимости от того, что мы хотим сделать, и
дить тропинку, по которой мы хотим идти. Однако
от типа мыслительной ситуации.
оба типа являются препятствиями, без которых же-
В любом случае ключевой вопрос состоит в следу- лательно обойтись.
ющем:
«Я не могу уехать, так как мне не с кем оставить
кота».
• Что Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ НА ВЫХОДЕ?
«Громкая музыка моего соседа мешает мне спать ночью».
«Транспортные пробки в городах становятся просто
Четкий ответ на этот вопрос ведет к определению
ужасными».
цели мышления.
«Наши поставщики повысили цены».
«Профсоюзы грозят объявить забастовку».
«Количество уличных преступлений возрастает».
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ НАЙТИ РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ.
Достижение мечты
Задача
Мечта — это особый вид задачи; она появляется у
Задача — это то, что мы хотим сделать. Мы можем
вас в голове, или вы постепенно ее создаете. Судя по
поставить себе задачу сами; это может сделать кто-то
определению, мечту невозможно реализовать.
другой.
Относясь к мечте как к отговорке ничегонеделания
Некоторые люди, одержимые проблемами, говорят
или компенсации за что-нибудь, вы никогда ее не до-
о поиске проблем, когда имеют в виду определение
стигнете.
задачи. Задача — это лишь то, что мы хотим делать.
Однако не вижу причины, почему время от време-
Когда в результате вызова от одного очень извест-
ни мы не должны прилагать мыслительные усилия для
ного математика я поставил перед собой задачу изо-
достижения этой мечты.
брести простую игру, это была задача, которую я по-
У моего друга когда-то была мечта дирижировать
ставил себе сам.
оркестром, исполняющим симфонию Малера, но он
Очень часто мы вполне довольны нашим каждо-
не был музыкантом. Однако он поставил перед собой
дневным существованием — нам всего достаточно, мы
цель реализовать эту мечту и добился своего, став ди-
не ставим перед собой никаких задач. Мы не ставим
рижером именно этой симфонии.
перед собой смелых задач, так как их наверняка бу-
«У меня есть мечта — в один прекрасный день стать
дет сложно решить. Обретая все большую уверенность
доктором».
в своем мышлении и творчестве, мы получаем жела-
«Я мечтаю соответствовать моде, рассчитанной на
ние ставить смелые цели.
худых».
«Я хочу научиться говорить по-китайски».
«У меня есть мечта — играть на центральном корте в
«Я хочу составить список самых творческих людей
Уимблдоне».
этого города в области рекламы».
«Я мечтаю стать очень богатым».
«Я хотел бы придумать что-нибудь, что побудило бы
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ВЫРАБОТАТЬ ШАГИ К РЕАЛИЗАЦИИ
женщин пить больше пива».
ЭТОЙ МЕЧТЫ.
«Яхочу основать дом для бездомных подростков».
«Я хочу создать самую лучшую таможенную службу
для авиалиний».
«Я хочу найти новый способ приготовления капусты».
• Я ХОЧУ НАЙТИ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ЗАДАЧИ.
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ИЗОБРЕТЕНИЕ, КОТО-
Изобретение РОЕ БУДЕТ НЕСТИ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ФУНКЦИЮ.

<< Предыдущая

стр. 6
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>