<< Предыдущая

стр. 8
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

теми очевидными, которые сразу придут вам в голо-
новидность решения, так как в обоих случаях при-
ву. Творческая генерация альтернатив является очень
меняются практически одни и те же виды мышления.
важной частью процесса выбора.
Однако в случае с принятием решения очень важным
Выбор — это очень важная часть мыслительного
фактором является то, что его надо принять незамед-
процесса. Альтернативы создаются на этапе ПРО, а
лительно. Можно ли считать, что отказ от принятия
на этапе ТАК из них делается выбор. Сейчас мы рас-
решения тоже своего рода решение?
сматриваем ситуации, где выбор является главной
В целом выбор обычно влияет на нас, а решение в
целью мышления.
основном влияет на других людей, хотя это и не до-
Каждый выбор требует проецирования и предуга-
казано логически. Можно найти случаи, когда выбор
дывания будущего. Желтая и черная шляпы требуют
влияет на других, а решения — только на нас самих.
оценочного мышления. Существует потребность в
Выбирают обычно среди альтернатив; решения же
четком определении потребностей, ценностей и
связаны с тем, пойти в этом направлении или нет.
приоритетов. Чего необходимо достичь на стадии вы-
При выборах, приоритетах и ценностях надо все-
бора?
гда проанализировать цель решения и его возможные
«Нам нужно выбрать одно место из этих двух для про-
последствия.
ведения отпуска».
«Мы должны принять решение относительно того, за-
«Нам нужно выбрать цвет для окраски стен в этой
крыть нам этот завод или нет».
комнате».
«Мы должны решить, кого включить в список гостей
«Нам нужно выбрать один из этих дизайнов логотипа
на нашу свадьбу».
для нашей фирмы».
«Мы принимаем это предложение ?»
«Ты должен выбрать, какая игрушка тебе больше нра-
«Хочет ли кто-нибудь из присутствующих поехать
вится».
покататься на водных лыжах сегодня днем ?»
«Нам надо выбрать одного из этих двух претендентов
«Так мы пришли к какому-нибудь решению по поводу
на место исполнительного директора».
внедрения этой рекламной кампании ?»
«Вам нужно выбрать день для выступления».
Выбор переносит нас от «возможностей» к реаль- «Приняли ли мы решение, касающееся этого плана ?»
ности повседневной жизни и потребностям. «Вы собираетесь продать дом?»
Принимая решение, очень важно четко представ-
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР МЕЖ-
лять, на каком основании вы его принимаете, чтобы,
ДУ ЭТИМИ ДВУМЯ АЛЬТЕРНАТИВАМИ.
если спустя некоторое время у вас появятся сомне-
Бывают случаи, когда суждение связано с мнением,
ния по поводу правильности принятия данного реше-
базирующимся на твердых принципах. Например: закон-
ния, вы смогли вернуться к причинам, побудившим
но это или нет? В других случаях оно может быть более
вас его принять.
субъективным: она хорошо справляется со своими обя-
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ ПО ЭТОМУ
занностями; привлекателен ли дизайн? Среди таких
ВОПРОСУ.
субъективных суждений можно выделить пять групп:
1. Сомнений нет: это плохо, ужасно и от этого надо
Суждение
отказаться.
«Мне нужно оценить это». 2. Многое говорит против этого.
«Мне нужно оценить это предложение». 3. Нейтрально: адекватно.
«Это эпидемия или нет?» 4. Здесь есть и свои плюсы.
«Стоит ли нам поднимать цены?» 5. Определенно хорошее, замечательное; надо это
«Вы думаете, это было намеренно?» выбрать.
«Она хорошо справляется со своими обязанностями
Существует суждение, выносимое под черной и жел-
начальницы ?»
той шляпами, когда мы пытаемся вычислить выгод-
« Что вы думаете по поводу моды этого сезона ?»
ные или трудные моменты. Здесь оценка детализиро-
«Как это на вкус?»
вана. В конце мы смотрим на список и выносим окон-
«Можно пить это вино?»
чательное суждение. Процесс принятия решения
Суждение — это очень широкая мыслительная опе-
делать что-нибудь или нет также включает суждение.
рация. Так же как выбор и решение, оценка происхо-
В данном случае рассматриваются последствия совер-
дит на этапе мышления ТАК. Мы оцениваем резуль-
шения действия или его несовершения.
тат, полученный на этапе ПРО, и решаем, что с ним
Суждение может быть объективным и основывать-
делать: принять, развить или отложить (на какое-то
ся на фактах или субъективным и основываться на
время или навсегда). Суждением можно назвать и саму
чувствах (как в красной шляпе) и мнениях. Впишется
мыслительную ситуацию.
этот человек в группу или нет?
Суждение также может означать узнавание и иден-
Процесс оценивания не всегда приводит к решению.
тификацию. Это действительно эпидемия? Это дей-
Он приводит к суждению, играющему потом опреде-
ствительно болезнь легионеров? В таких случаях су-
ленную роль в принятии решения.
ществуют характеристики и критерии, помогающие
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ СОСТАВИТЬ СУЖДЕНИЕ ПО ЭТОМУ
нам принимать решение.
ВОПРОСУ.
«Как нам сообщить рабочим об увольнении?»
Общение
«Как нам сказать ему, что он провалился на экзамене?»
Когда общение происходит довольно постоянно и «Здесь действительно есть что-то новое и интерес-
в порядке вещей, то нам не надо особенно думать о ное. Как нам сообщить это?»
нем. Мы, наверное, слишком часто считаем, что это в «Как нам рассказать о риске для здоровья, связанном с
порядке вещей. курением ?»
То, как мы сообщаем информацию, играет очень «Каким образом нам изложить инструкции по исполь-
большую роль. Сообщение может быть неясным, рас- зованию этого нового тостера ?»
плывчатым или смазанным, и в таком случае у тех, «Как нам сообщить о том, что он покидает свой пост
кто принимает его, могут возникнуть определенные из-за того, что его попросили сделать это ?»
трудности или им придется приложить дополнитель- • В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ НАЙТИ ХОРОШИЙ СПОСОБ, КАК
ные усилия, чтобы разобраться в сказанном. В каче- СООБЩИТЬ ЭТО.
стве классического примера можно привести налого-
вые формы. Сюда же относятся и инструкции по ис-
Исследование
пользованию электронного оборудования. Обычно
они написаны так непонятно, потому что пишутся Это очень общий и обширный тип цели мышления.
людьми, разбирающимися в этом приборе, для кого Вы просто хотите исследовать данную область, и у вас
все кажется вполне очевидным. Но у тех, кто только нет другой цели, кроме как узнать о ней как можно
что купил этот прибор, ситуация абсолютно проти- больше. Иногда могут быть еще какие-нибудь задние
воположная. мысли, но сейчас вы просто исследуете.
Неясное общение может создать неверное впечат- Исследование и сбор информации происходят на
ление, нанести урон или горе. При правильном об- этапе мышления УЧ. Но исследование может быть и
щении надо избегать не только опасности произвести общей целью мышления. Исследователь, приземлив-
плохое впечатление, но и пытаться отслеживать и шийся на Луне или исследующий отдаленные уголки
исправлять неправильные впечатления, которые мо- Новой Гвинеи, имеет перед собой цель — найти как
гут возникнуть. можно больше нового.
При общении должно создаваться впечатление про- Переключив свое внимание на посторонние мысли
стоты, открытости, честности и откровенности. и цели, вы тут же снизите ценность исследования как
Эта задача включает также дизайн и творчество, так такового, так как сейчас вы замечаете только те вещи,
как иногда возникают определенные проблемы, с ко- которые могут быть ценными для вашей посторонней
торыми нужно справиться. цели. Истинный исследователь занимается тем, что
Общее улучшение
находится в поле исследования, а не тем, что соот-
ветствует только его целям. «Мыслительные ситуации», упоминаемые ранее,
«Я хочу получить информацию об организации турис- описывали улучшение в определенном направлении:
тического отдыха во Франции». сделать что-то быстрее, проще, дешевле и т. д. В дан-
«Я хочу исследовать возможности начать бизнес в ном случае улучшение носит обобщенный характер.
Китае». Нам просто надо улучшение, но мы не указываем кон-
«Пожалуйста, посмотрите на рыболовную промыш- кретное направление и не знаем, каким оно может
ленность в холодных водах». быть.
«Исследуйте всю область творчества». Вполне очевидно, что можно рассматривать общее
«Узнайте о провинциальных деятелях искусства». улучшение как серию конкретных улучшений. Мы мо-
Описанная ранее мыслительная ситуация отвечала жем выделить несколько направлений, а потом доби-
требованиям получить конкретную информацию. ваться улучшений в каждом из них. Это приведет к
Это была разновидность задачи, которую надо было серии упражнений, направленных на решение про-
выполнить. Исследование намного более обширно, блем.
так как нам нужна вся информация по этой области Общее улучшение более творческое и более откры-
исследования. Вполне очевидно, что надо указать об- тое. Мы даже точно не знаем, что может получиться в
ласть исследования, так как невозможно искать ин- результате. Улучшение может быть в таком направле-
формацию обо всем. нии, о котором мы даже не подозревали. Женщины
Определение области исследования может быть стали пить больше пива, когда в барах улучшили со-
таким узким, что разница между «исследованием» и стояние женских туалетов. Ни один маркетинговый
«информационной задачей» будет очень незначитель- служащий не смог бы предложить такой способ для
на. На практике исследование открыто и не ограни- решения этой проблемы.
чивает ваши поиски. А информационная задача опре- Общее улучшение основывается на мнении: что бы
деляет то, что вы должны искать. мы ни сделали, это не всегда будет сделано самым луч-
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПРОВЕСТИ ТЩАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДО-
шим способом. Данная ситуация рассматривается не
ВАНИЕ ЭТОЙ ОБЛАСТИ.
как проблема, а как творческое упражнение. Какие
идеи могут при этом возникнуть? Потом идеи рас-
сматриваются, чтобы определить, как, где и в каком
случае они могут привести к улучшению. Но прежде
всего должны возникнуть сами идеи.
«Как нам сделать процесс еды более интересным ?» Мы можем искать возможности или создавать их.
«Как нам улучшить газеты?» Начать нужно с выявления сильных сторон и хоро-
«Улучшите программы новостей на телевидении». ших качеств и посмотреть, как они могут быть исполь-
«Улучшите внешний вид машин». зованы. Или можно начать с рынка или мира и по-
«Улучшите витрины супермаркетов». смотреть, какие там открываются возможности. На
«Я хочу улучшить форму полицейских». практике надо начинать с обеих сторон.
«Я хочу найти идеи по улучшению этой посудомоечной Поиск возможностей — это всегда открытый про-
машины». цесс, так как мы не знаем, куда в конце концов попа-
«Улучшите общение в доме». дем. Например, у нас есть конкретная задача: «Каким
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ УЛУЧШЕНИЕ В ОПРЕДЕ- образом нам продать кондитерские изделия в бывшем
ЛЕННОЙ ОБЛАСТИ. Советском Союзе?» Возможность в данном случае
можно определить так: «Где еще мы можем продать
кондитерские изделия?» или «Что еще мы можем
Возможность
предпринять с нашей возможностью производить кон-
Многим людям говорили, что любую проблему дитерские изделия?»
можно превратить в прекрасную возможность. Но мы При поиске возможностей мы часто нуждаемся в опре-
больше заинтересованы в решении проблем, а не в деленных рамках для направления внимания. Я привел
поиске возможностей. Очень немногие действитель- примеры таких рамок в своей книге «Создай себе удачу».
но садятся и думают о возможностях. Если возмож- • В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ НАЙТИ НЕСКОЛЬКО ВОЗМОЖНОС-
ность очевидна, то мы можем ее использовать, но это ТЕЙ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ.
не то же самое, что активный поиск возможностей.
Отсутствие интереса к возможностям объясняется
Изменение (подумай об этом)
двумя причинами. Возможность означает риск и вре-
менные затраты, а мы не любим ни того, ни другого. Что-то изменилось — в мире, на рынке или в пра-
Мы также привыкли к привычному положению ве- вилах. Мы хотим подумать об этом изменении. Ка-
щей и вполне удовлетворены тем, что есть, и у нас ким образом оно влияет на нас? Какие возможности
нет ни малейшего желания что-либо изменять. открываются?
Компании должны искать возможности постоянно, Обычно мы начинаем думать об изменении, только
но, насколько я могу судить, они этого не делают. Они если оно создает нам проблему или каким-то образом
больше заинтересованы в решении проблем, а не в по- влияет на нас. В таком случае цель мышления — це-
иске возможностей. ленаправленное изучение изменения, и упор делает-
ся на возможности. Каждое изменение является ис- между нами и этими желаемыми целями, то может
точником возможностей для тех, кто обращает вни- возникнуть проблема.
мание прежде всего на них. После изменения все уже Для этого типа мышления характерна очень абст-
становится не таким, как было до него. рактная цель или направление. Очень сложно поста-
Никого не заставляют думать об изменениях таким вить себе целью «счастье». Мы можем подумать о раз-
открытым способом, но вы можете сами прийти к нему. личных ситуациях или вещах, способных осчастли-
«Какой эффект произведет это изменение?» вить нас, а потом смотрим, могут ли эти ситуации
«Какие возможности откроет это новое правило?» действительно принести нам счастье.
«Каким образом открытие туннеля под Ла-Маншем Нет абсолютно никакого вреда в том, чтобы думать
повлияет на планы путешественников?» о таких абстрактных целях. Просто в результате вы
«Электрификация железнодорожной линии до этого выработаете возможности, проработаете их и оцените.
места вызовет некоторые изменения. Каким образом мы «Я хочу думать о счастье».
можем извлечь выгоду из этих изменений?» «Я хочу больше оживления в своей жизни».
«Большие компании увольняют людей. Какие воз- «Я хочу обрести больше покоя».
можности это открывает для нас?» «Почему я не могу быть счастливее?»
«Североамериканская свободная торговая ассоциация • В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ИДЕИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ
уже основана. Давайте подумаем об этом». МНЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВЕЕ, СПОКОЙНЕЕ, ОЖИВЛЕННЕЕ И Т. Д.
«Все дети ушли из школы. К чему это приведет ?»
• Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТИХ
Справляйтесь с переменами
ИЗМЕНЕНИЙ.

Это не то же самое, что исследование изменений, о
котором мы говорили раньше. Здесь весь вопрос состо-
Умиротворенность,
ит в том, чтобы адаптироваться, измениться и справить-
оживленность и счастье
ся с переменами, влияющими на вас и на организацию.
Мы можем настроить свои мысли в направлении Некоторые трудности и проблемы могут быть очевид-
умиротворенности, оживленности или счастья. Обыч- ными, а другие проявятся только через какое-то вре-
но мы пытаемся получить как можно больше этого мя. Произошло какое-то разрушение. Исчезло прежнее
всего или увеличить наслаждение ими. Мы можем равновесие. А возможно, нужно уменьшить риск.
постараться приносить их в свою жизнь. Мы можем предугадать некоторые последствия из-
Это тип мышления, включающий как задачу, так и менений, поэтому можем подготовиться к тому, что-
дизайн. Если мы опасаемся барьеров, воздвигнутых бы лучше справиться с переменами. Все это требует
мышления, так же как в случае неожиданно появив- состоит в том, чтобы избежать урезания мечты, пытаясь
шейся трудности. сделать ее более достижимой. С другой стороны, если
Этот тип мышления приспосабливающийся, спо- мечта остается полностью туманной и несформирован-
собный включать специфические проблемы. Здесь ной, то она так и останется мечтой, а не чем-то реаль-
большую роль играет дизайн, и присутствует потреб- но достижимым. Вы можете пожелать сформулировать
ность в творческом мышлении. Часто подключается мечту, которую и не собираетесь реализовывать, просто
планирование. Если хотите удержаться на доске для для того, чтобы взбодриться. Это намеренный выбор.
серфинга, надо постоянно приспосабливаться. Формулировка мечты напоминает формулирование
«Как нам справиться с этой новой угрозой конкурентов ?» задачи или письменных инструкций. Вложите в нее
«Уход на пенсию — это большая перемена в жизни, и к то, что бы вы хотели.
ней надо уметь приспособиться». «Я хочу подумать об идеальном жизненном стиле».
«Оказаться безработным — это большая перемена. «Я хочу выделить характеристики идеального бизне-
Нам надо подумать о том, как с этим справиться». са для себя».
«Эта травма спины означает, что мне придется обу- «Чего я хочу от жизни?»
читься другой работе». «Какой я вижу свою свадьбу?»
«Громадные поставки игрушек из Китая нанесли нам «Кто может быть идеальным посетителем?»
большой удар». «В каком месте лучше всего жить ? Какими характе-
«Рынок изменился. Сейчас нет маленьких предприятий, ристиками оно должно обладать?»
только большие, и если вы не смогли попасть к ним, то • В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ХОРОШО СФОРМУЛИРОВАТЬ МЕЧТУ
вы прогорели. Они расплющат вас в лепешку». (ЗАДАЧУ ИЛИ ПИСЬМЕННЫЕ УКАЗАНИЯ).
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ СТРАТЕГИЮ, КОТОРАЯ
ПОМОЖЕТ МНЕ СПРАВИТЬСЯ С ПЕРЕМЕНАМИ.
Инициатива

В процессе жизни мы можем реагировать на про-
Сформулируйте мечту
блемы и возможности по мере того, как они возника-

<< Предыдущая

стр. 8
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>