<< Предыдущая

стр. 9
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Если мечта сформулирована, то следующим этапом ют, а можем время от времени сами проявлять ини-
будет «обдумывание задачи», которая поможет реали- циативу.
зовать ее. Иногда молодые люди смело отправляются в даль-
Но откуда берутся мечты? Как они формулируются? ние края. Они не знают точно, что собираются там
Вполне оправданна цель мышления, посвященная делать, но тем не менее выживают и иногда преуспе-
формулировке мечты или смелой задачи. Сложность вают.
Иногда инициатива требует смелости, но не очень Вывод, обзор и резюме
большой. Вы можете подумать над инициативой, что-
Этап мышления ТАК обычно заканчивается выво-
бы уменьшить риск, или даже приготовить «подстра-
дом, обзором или резюме. Вывод является неотъем-
ховку» на случай, если она не сработает. Инициати-
лемой частью каждого мыслительного процесса. Даже
вы обычно требуют тяжелого труда, так как невозмож-
если вывод гласит: «По этому вопросу нельзя прийти
но просто дрейфовать по обычному пути.
к соглашению и найти какие-нибудь практические
Иногда, проявляя инициативу, вам нужно самому
шаги по продвижению вперед», — это все же вывод.
предпринимать определенные шаги на протяжении
Бывают случаи, когда конечной целью мышления
всего пути. Иногда инициативу нужно переключить
является создание вывода. Целью встречи может быть
в другое русло и потом продолжить двигаться.
запись сделанных выводов, дискуссии или стадии в
Вы можете захотеть взять на себя инициативу, по-
происходящем процессе. Для этого может потребо-
тому что ничего не происходит, просто скучно или
ваться очень сложное мышление — необходимо осве-
вас что-то привлекло. Иногда можно очень четко пред-
тить весь вопрос и в то же время свести его к несколь-
ставлять, куда вы направляетесь, и инициатива ста-
ким основным моментам. Это напоминает процесс
новится детальным планом. Проявляя инициативу,
перегонки.
смотрите, что происходит, обдумывайте это и только
Иногда действительно нет вывода, и мышление на-
потом продвигайтесь вперед.
правляется на его поиски. Тогда это становится зада-
«Если вы хотите получить работу, вам надо проявить
чей или процессом проектирования.
некоторую инициативу».
Резюмирующее мышление относится к этому типу.
«Ничего не происходит — мы должны попытаться про-
Иногда вам может захотеться сесть и проанализиро-
явить какую-нибудь инициативу».
вать ситуацию. Что происходит? Что было достигну-
«На рынке все очень спокойно. Какие инициативы мы
то? Какие есть изменения? Какие проблемы? Что про-
можем предпринять?»
изойдет потом?
«Если ты сидишь дома, то у тебя нет возможности
«К каким выводам мы пришли после обдумывания этого
встречаться с другими людьми. Тебе нужно проявить не-
вопроса в течение нескольких недель?»
много инициативы».
«Я хочу свести все решения вместе и получить один
«Давайте попытаемся подумать, какие здесь можно
окончательный вывод».
проявить инициативы».
«Какой по вашему мнению вывод нашей дискуссии ?»
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ, ЧТОБЫ У МЕНЯ ПОЯВИЛИСЬ И Н И -
«Мы должны проверить, где находимся в настоящий
ЦИАТИВЫ.
момент».
«Не могли бы вы подготовить отчет о вложениях на Вы можете выбрать в качестве предмета для раз-
Дальнем Востоке?» мышления кончик стержня шариковой ручки, высту-
«Давайте суммируем все то, о нем мы с вами думали». пающий на несколько миллиметров. Почему? Пото-
му что вам так хочется, и другого объяснения здесь
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ВЫВОДЫ (РЕЗЮМЕ, ОБЗОР).

нет. Вы можете нацелить свое внимание на то место,
где вы расписываетесь на чеке. Почему именно там?
Фокусирование
Потому что вам так хочется.
на нейтральной области
Если вам не придут в голову какие-нибудь интерес-
Это практически обратная сторона решения про- ные идеи, то все, что вы потеряете, — это немного
блем или достижения поставленных задач. У нас нет времени. Но зато вы потренируете свои творческие
никакой идеи, куда мы направляемся и чем все это мыслительные навыки и разовьете в себе привычку
закончится. Мы даже не имеем представления, поче- прекращать думать обо всем и ни о чем.
му мы вообще об этом думаем. Однако это тоже важ- «Я хочу подумать о форме светофоров».
ная часть мышления. «Я хочу подумать о том, как чашечка стоит на
Мы обычно склонны думать только о тех вещах, где блюдце».
в результате мышления можем получить выгоду. Этим «Мне хочется подумать о том, как платят проценты
объясняется привлекательность решения проблем и по банковскому займу».
достижения поставленных целей. «Я хочу поразмышлять о газетных заголовках».
При нейтральном мышлении мы просто произвольно «Давайте попробуем уделить немного творческого вни-
концентрируемся на какой-то области и думаем о ней, мания сиденьям в автобусах».
не зная, будет нам от этого какая-то польза или нет. «Давайте подумаем о том, какие могут быть скидки
Мы применяем здесь творчество, чтобы генерировать в супермаркетах».
новые идеи, потом эти идеи просматриваются на пред- • В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ НЕСКОЛЬКО НОВЫХ ИДЕЙ
мет наличия в них какой-то потенциальной пользы. В КАКОЙ-ТО ОБЛАСТИ.
И если мы видим какую-нибудь пользу, то стараемся раз-
вить идеи и сделать их по возможности практическими.
Творчество на чистом листе бумаги
Многие вещи остаются неизменными только пото-
му, что они никогда не причиняли никому проблем и Это немного напоминает фокусирование на нейтраль-
поэтому не привлекали к себе внимания. Изобретате- ной области, так как здесь нет проблемы, нет задачи и
ли очень часто выигрывают, думая о том, о чем не нет видимых выгод. Все, что у вас есть, — это «чистый
хотят думать другие. лист бумаги», и вас просят проявить свое творчество.
Это может быть создание нового логотипа, написа- или явление. А возможно, вы детектив, расследующий
ние песни или изобретение детской игрушки. преступление или распутывающий мошенничество.
Не совсем точно будет сказать, что здесь нет цели, Может быть, вы молодой человек, мучающийся в до-
так как цель фокусирования на нейтральной области гадках, почему его бросила девушка.
и творчества на чистом листе бумаги заключается в Для того чтобы все это узнать, надо собрать инфор-
получении новых ценных идей. Несомненно, это яв- мацию, сделать предположения или выдвинуть гипоте-
ляется целью — но очень общей фоновой целью, и зы. После того как это сделано, вы собираете дальней-
здесь нет конкретных письменных инструкций. шую информацию, чтобы поддержать или опровергнуть
В действительности различие между творчеством на эти гипотезы. В науке разрабатывают эксперименты, и
чистом листе бумаги и фокусированием на нейтральной вам очень важно научиться использовать эти гипотезы,
области заключается в том, что в первом случае вас специ- но не попасть к ним в ловушку, когда вы начинаете ви-
ально просят найти новые идеи. Во втором случае цель деть только то, что вам позволяет та или иная гипотеза.
вы выбираете сами, даже если нет никакой причины «Что здесь произошло?»
выбирать ее. В обоих случаях творческий процесс пол- «Мы пытаемся разобраться в том, кто совершил это
ностью открыт. Позже мы рассмотрим некоторые при- преступление».
емы для работы с такими открытыми ситуациями. «Почему молодые женщины чаще, чем молодые мужчи-
«Я хочу найти абсолютно новый дизайн флакона для духов». ны, начинают курить».
«Подумайте о подарке для кого-нибудь, у кого есть все». «Каково объяснение перенагрева в этом месте ?»
«Придумайте новую награду за достижения». «Каким образом пропал этот груз?»
«Смоделируйте новую игру для взрослых». «Что заставило ее в это поверить?»
«Я хочу придумать что-нибудь новое для продажи же- • В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ОБЪЯСНЕНИЕ.
вательной резинки».
«Давайте смоделируем новый банковский сервис».
Смотря в будущее
• Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЕ ИДЕИ, ОТВЕЧАЮЩИЕ КОН-
КРЕТНОЙ ЦЕЛИ. Есть люди, которые занимаются тем, что смотрят в
будущее. Люди хотят знать, какие произойдут измене-
ния, какие возникнут возможности или препятствия.
Объяснение
Если вы занимаетесь долгосрочным планированием,
В данном случае вы стараетесь узнать, почему что- то вам нужно иметь какое-то представление о том,
то произошло или происходит, причину проблемы. каким будет мир в будущем. Другим людям тоже хо-
Может быть, вы ищете основной научный принцип чется заглянуть в будущее, чтобы принять решение.
Критическое мышление требует очень четкой оцен-
Многие вещи могут быть предсказаны исходя из
ки того, что происходит, и возможности изменить эту
тенденций настоящего. Новорожденные повзрослеют,
оценку в процессе. Здесь необходимы принятие реше-
дети вырастут. Автоматизация на рабочих местах бу-
ний и четкая очередность команд. Очень важно правиль-
дет расти. Люди станут более обеспеченными. На до-
но расставить приоритеты, так как часто приходится
рогах станет больше машин. Люди будут больше пу-
чем-то жертвовать, чтобы что-то сохранить. Постоянно
тешествовать. Глядя на сегодняшний день, мы можем
существует потребность создавать альтернативные вари-
прогнозировать, что может увеличиться, а что может
анты, проектировать и представлять, что может произой-
уменьшиться. Мы можем даже предсказать, что две
ти. Этот процесс включает и решение проблем, но обыч-
вещи соединятся и создадут третью.
но не так легко удалить причину проблемы, и поэтому
Существуют также разрывы или вещи, которые не
очень важно уметь построить план действий на будущее.
являются продолжением сегодняшнего дня. Нам нуж-
«Запасы воды загрязнены. Что нам делать?»
но использовать творческий подход, чтобы предста-
«Джон попал в серьезную аварию».
вить их, но мы никогда не сможем доказать, что они
«Компьютер сломался».
произойдут. Они могут только остаться вероятностя-
«Грабители захватили двух заложников в банке».
ми. Но если хорошенько их сейчас продумать, то мож-
«Гости прибыли, а вино — нет».
но сказать, произойдут ли они, и если да, то когда.
«У Мэри закончились деньги, когда она была в Индии».
«Какая будет работа через двадцать лет ?»
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ НАЙТИ СПОСОБ, КАК МНЕ СПРА-
«Будут ли города продолжать расти?»
ВИТЬСЯ С ЭТИМ КРИЗИСОМ.
«Захотят ли наши дети жить в этом большом доме?»
«Какой будет окружающая среда в будущем ?»
«Будет ли происходить процесс ядерной интеграции Стратегия
через пятьдесят лет ?»
Стратегия не так детальна, как план. Это скорее
«Что будет с Китаем и Индией как индустриальными
комплекс ориентиров, которые потом надо будет со-
странами ?»
ставить в план, причем план может варьироваться в
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ЧЕТКУЮ КАРТИНУ БУДУЩЕГО.
зависимости от ситуации. Способ применения стра-
тегии может изменяться, в то время как сама страте-
Кризис
гия остается неизменной.
Стратегия Сэма Уолтона заключалась в том, чтобы
Основная черта критического мышления — это вре-
развить организованную торговлю в маленьких горо-
менной прессинг, когда нужно срочно что-нибудь сде-
лать. дах, где была слабая конкуренция. В результате он со-
поставленной задачи, переговорах и решении проб-
здал самую большую сеть магазинов в США, продаю-
лем. Творчество является одним из ключевых компо-
щих в розницу, и стал одним из самых знаменитых аме-
нентов мышления. Его целью является создание све-
риканцев. У политика, например, может быть страте-
жих идей и новых вариантов.
гия всегда быть готовым помочь и предлагать выпол-
Бывают случаи, когда мы решаем, что нам нужно
нить те вещи, которые другие отказываются делать.
творчески подойти к цели, ситуации, задаче или про-
При разработке стратегии нужно рассматривать
блеме. И акцент делается не на то, чтобы просто ре-
сильные и слабые стороны, возможности и учитывать
шить проблему или найти какие-то приемлемые идеи,
возможные варианты развития нашего мира. Большая
а на «новые идеи», которые ранее не упоминались.
корпорация может сказать, что очень трудно предви-
Как только появились новые идеи, их можно ис-
деть то, что произойдет в будущем, и поэтому страте-
следовать, улучшать, оценивать и, если возможно, ис-
гия может заключаться в том, чтобы выждать нужный
пользовать. Целенаправленное использование твор-
момент и потом быстро сориентироваться среди но-
чества основано на мнении, что существующие идеи
вых тенденций.
не всегда являются единственными или самыми луч-
«Какую стратегию мы можем разработать, чтобы вы-
шими.
играть игру?»
«Нам нужно придумать какие-нибудь новые идеи для
«Нам нужно выработать стратегию, чтобы попасть
проведения отпуска».
на новый рынок».
«Можем ли мы готовить пищу более творчески».
«Вы можете более точно сформулировать стратегию,
«Мы должны разработать более творческий подход к
которой мы должны следовать?»
молодежному рынку».
«Выборы требуют определенной стратегии».
«Я хочу получить несколько новых идей для оформле-
«Мы должны продать операции, требующие большого
ния обложки книги».
внимания, появляющиеся абсолютно бесперспективными».
«Мы собираемся перекрасить эту комнату. У тебя есть
«Какая у тебя стратегия при поиске работы ?»
какие-нибудь свежие идеи ?»
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ЧЕТКУЮ СТРАТЕГИЮ.
«Конкуренция с крупными магазинами убивает нас.
Нам нужен специальный творческий подход».
Творческое мышление
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ НЕСКОЛЬКО СВЕЖИХ
Творческое мышление присутствует во многих опи- ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ.
санных здесь ситуациях. Например, оно требуется в
ситуации с «чистым листом бумаги», фокусировании
на нейтральной области, при дизайне, достижении
данном случае наше мышление не ограничивается уже
ОБЩЕЕ РЕЗЮМЕ существующими идеями. Ставя перед собой цель, мы
уже ограничиваем свое мышление. А при фокусиро-
Приведенный здесь список мыслительных ситуаций
вании на области мышление абсолютно свободно.
ни в коем случае не является окончательным. Я лишь
хотел показать широкий спектр ситуаций. В каждой
2. Фокусирование на цели
ситуации есть свой желаемый результат: «В результа-
те я хочу...» Вы должны очень четко представлять себе,
Это более традиционное «мышление для достиже-
чего хотите. Ни к чему чувствовать неуверенность,
ния цели». Мы хотим решить проблему, поставлен-
думая о конкретном вопросе.
ную задачу и составить план. Мы хотим достичь улуч-
Читатели наверняка заметили, что все ситуации
шения в определенном направлении. Когда у нас есть
можно разделить на два типа, в зависимости от того,
цель, то мы знаем, где нам надо быть и когда. «Я хочу
чему уделяется основное внимание:
сделать так, чтобы крыша не протекала» отличается
1. Области. от «Я хочу получить несколько идей о крышах».
2. Цели.

<< Предыдущая

стр. 9
(из 24 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>