<< Предыдущая

стр. 10
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

научить кого-либо реагировать на ситуацию А спо-
собом 1, на ситуацию В — способом 2 и на ситуа-
цию С — способом 3. Обучение прошло успешно,
и теперь эти люди знают, как им поступать. Однако
если однажды произойдет А, а способ реагирова-
ния 1 применить невозможно, тогда человек ока-
По этой причине увеличение скорости обучения
жется в серьезном тупике.
детей может являться ограничивающим фактором.
Детей можно научить различным способам реаги-
рования, но в ходе этого процесса можно упустить
из виду развитие в мозге ребенка концепций.

ПРЕДКОНЦЕПЦИИ И ПОСТКОНЦЕПЦИИ
Большинство концепций подобны понятному
описанию на упаковке, содержание которого мы
уже знаем. Абзац из юридического документа, при-
веденный в начале раздела, дает четкое определение
объектам собственности. Я называю это посткон-
цепцией, поскольку она имеет место после собы-
тия. Структура концепции как набора элементов
представлена на рис. 61, где также видно, каким
образом название стабилизирует концепцию.




неким содержанием, поиском которого мы и за-
няты.
В случае с постконцепцией мы находим требуе-
Но иногда нам приходится подходить к делу с мые характеристики и называем эту совокупность
противоположного конца. Нам известно, какую концепцией. Имея дело с предконцепцией, мы сво-
функцию должна выполнять концепция, но мы не дим вместе характеристики и затем смотрим, как
знаем, что она собой представляет. Любому писа- они удовлетворяют существующие потребности.
телю это знакомо: иногда приходится искать точ- Это важная часть процесса решения задач/проблем.
ное слово, чтобы описать сложный комплекс ве- Предконцепция несколько напоминает гипотезу,
щей. Инженер мог бы сказать: «На этом этапе нам поскольку позволяет нам двигаться вперед.
нужно нечто, что может изменять форму и сможет Иногда я разделяю вопросы на три типа. Задавая
принять ту форму, которую мы определим». Инже- «огнестрельные» вопросы, мы знаем, куда целим-
нер знает свойства того, что ему нужно. ся, и ответом будет «да» или «нет». Это вопрос с
Ответом мог бы быть тип «помнящих» металлов, однозначным ответом. В случае «выуживающего»
которые возвращаются к прежней форме при опре- вопроса мы надеваем наживку на крючок и ждем,
деленной температуре. Такие металлы в настоящее что из этого выйдет. Это подобно поиску инфор-
время уже используются. Процесс проиллюстриро- мации, о которой нам известно немного. В случае
ван на рис. 62. Предконцепцию можно уподобить же вопроса-«ловушки» мы готовим ловушку, спо-
пустому контейнеру, который мы хотим наполнить собную «поймать» то, что нам нужно. То же самое
происходит в случае с предконцепцией: мы опреде- Точность часто привязывает нас к прошлому,
ляем потребности, а затем ищем способ, чтобы их к категории того, что «есть», и того, что было. Не-
удовлетворить. четкие же концепции открывают для нас будущее,
обеспечивают движение вперед и предоставляют
новые возможности. Нечеткая концепция — это
НЕЧЕТКИЕ КОНЦЕПЦИИ
вовсе не результат недобросовестного мышления.
Нас призывают к максимальной точности мыш- Нечеткая концепция по-своему вещь вполне опре-
ления. Такова во многом природа каменной логи- деленная и точная.
ки. В случае же водной логики главное движение —
куда принесет нас течение мысли. Иногда нечеткая
РЕШЕНИЕ ОТ ОБРАТНОГО
концепция приносит на деле больше пользы, чем
И ВЕЕР КОНЦЕПЦИЙ
точная. Нечеткая концепция может являться луч-
шей точкой стока и потому предоставлять больше Одним из способов решения задач является ре-
возможностей. Какое из следующих утверждений шение от обратного. Это не так просто сделать, если
лучше: «Мне нужна спичка, чтобы разжечь костер» мы в точности не знаем решения задачи. Желая до-
или «Мне нужно каким-нибудь образом разжечь стигнуть точки Р, можно двигаться от этой точки в
костер»? обратном направлении, но если вы не уверены, где
В первом случае мы стремимся найти конкретно находится точка Р, тогда это не так-то легко.
спичку, и если нам не удастся найти таковую, мы в Однако существует способ решения от обратно-
тупике. Во втором случае наши возможности го- го — это веер концепций. Суть подхода подробно
раздо шире. Можно воспользоваться зажигалкой, описывается в книге «Серьезное творчество» («Se-
сходить в дом и зажечь что-либо от газовой плиты rious Creativity»), но я возвращаюсь к нему также и
или, в конце концов, высечь огонь и т. д. здесь, потому что он имеет прямое отношение к
В одной из своих книг («Практическое мышле- водной логике.
ние» [«Practical Thinking»]) я писал о «размытых сло- Предположим, цель нашего мыслительного про-
вах» и значении нечетких концепций. Точная кон- цесса состоит в том, чтобы решить проблему, опре-
цепция способна точно определить ситуацию, в ко- деляемую как «транспортные заторы в городах». От
торой мы находимся. Нечеткая концепция позволяет этой цели можно начать наше мыслительное дви-
нам двигаться вперед. Напомню, что все это имеет жение в обратную сторону. Какие концепции
отношение к нечеткой логике, в настоящее время общего свойства могли бы помочь нам решить
получившей широкое распространение в компью- означенную проблему? Можно было бы снизить
терном мире. транспортную нагрузку в городах. Можно было бы
мер наказания в отношении нарушителей правил
улучшить пропускную способность дорожной сети.
парковки, публикации данных об уровне загрязне-
Можно было бы увеличить площадь дорожного
ния атмосферы в городах и данных об объемах ав-
покрытия. Все это концепции общего характера —
томобильного движения.
их может быть гораздо больше.
Процесс схематически изображен на рис. 63. Сле-
Как нам наполнить содержанием эти общие кон-
ва мы получаем некоторое количество практичес-
цепции? Это полностью соответствует тому, как
ких идей, наполняющих концепции, которые,
точка стока на потокограмме получает информа-
в свою очередь, наполняют содержанием концеп-
цию от элементов, перетекающих в нее. Как можно
ции более общего свойства — и все это в итоге по-
было бы снизить транспортную нагрузку? Напри-
могает решить задачу.
мер, путем эксплуатации автомобилей, способных
перевозить большее количество пассажиров. Или
путем введения ограничений на въезд в черту горо-
да. Опять-таки могут быть и другие концепции, на-
полняющие содержанием общую концепцию сни-
жения транспортной нагрузки. То же можно про-
делать и в отношении других общих концепций.
Следующим шагом будет наполнение означен-
ных — более мелких — концепций содержанием. На
практике это значит перевести концепции в прак-
тическую плоскость действий. Например, как нам
привлечь в города более вместительные автомоби-
ли? Путем развития парка общественного транспор-
та, поощрения практики, когда люди совместно ис-
пользуют свои автомобили, предоставления приви-
легированных полос автомобилям с несколькими Интересно отметить, что поиск осуществляется
пассажирами, введения ограничений на парковку в в обратном направлении — от цели (двигаясь спра-
центре города. ва налево), но сам процесс достижения цели осу-
ществляется слева направо, как положено.
Проделаем то же самое для каждой концепции.
Данный процесс может быть очень плодотвор-
Как можно ограничить приток автомобилей в го-
ным, особенно если у вас хорошо получается при-
род? Путем введения специальной платы за въезд
думывать дельные концепции. В любом случае
до десяти часов утра (как в Сингапуре), сведения к
практика не помешает. Веер концепций — это не
минимуму мест для парковки в центре и жестких
анализ ситуации, а потокограмма сложной струк-
туры.
Вы можете прийти к предконцепции или найти
решение, которое, однако, практически неосуще-
ствимо. Например, можно предложить ограничи-
вать въезд в города путем «нанесения физического
ущерба автомобилям». Можно ли найти способ осу-
ВМЕШАТЕЛЬСТВО
ществить это так, чтобы это было одновременно
эффективно и приемлемо? Скорее всего, нет.


КОНЦЕПЦИИ
нализируя потокограммы, я уже упоминал
И МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
о возможности внесения в них корректи-
Подытоживая, отмечу, что данная глава занимает ровок. Например, в случае с потокограм-
важное место в структуре книги, поскольку кон- мой «Затраты на здравоохранение» я указывал, что
цепции играют значительную роль в мыслительном включение концепции РАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИ-
процессе и водной логике. Концепции представля- ЦИНА внесло бы большие изменения в потоко-
ют собой точки стока, или точки пересечения раз- грамму, поскольку при этом разорвалась бы ста-
личных потоков. Концепции призваны объединять бильная петля между элементами ГЕРОИЧЕСКАЯ
различные вещи. Они помогают нам описывать МЕДИЦИНА, ЖИЗНЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ и ВЫ-
объекты, а также осуществлять поиск (предконцеп- СОКАЯ СТОИМОСТЬ ПОСЛЕДНЕГО МЕСЯЦА
ции). Чем лучше вы научились обращаться с кон- ЖИЗНИ.
цепцией, тем легче вам использовать водную логи- Одно из назначений потокограммы состоит в
ку. Вопрос всегда ставится так: «Куда нас это при- том, чтобы взглянуть на наши восприятия и разо-
ведет?», а не так: «Что это собой представляет?». браться в них. Другое ее назначение — посмотреть,
может ли потокограмма быть изменена, и если да,
то как. Потокограмма дает нам нечто осязаемое,
с чем можно работать. Как инженер дорожного
строительства изучает местность на карте (карто-
грамме), чтобы понять, где лучше строить дорогу,
точно так же и мы изучаем потокограмму, чтобы по-
нять, что с ней можно сделать.
охранения, поскольку родственники больше не ис-
Здесь мы приходим к интересному вопросу. По-
пытывали бы угрызений совести по поводу того, что
токограмма представляет собой карту наших вос-
не испробовали все возможное, чтобы спасти боль-
приятий, нашего внутреннего мира. Она может со-
ного.
ответствовать или не соответствовать ситуации во
Чтобы рассмотреть некоторые аспекты вмешатель-
внешнем мире. Обычно соответствие имеет место
ства в потокограмму, рассмотрим новый пример.
в одном отношении, но не в другом. Когда мы ищем
способ изменить потокограмму, что, собственно,
мы пытаемся изменить — внутренний или внешний ТЕМА
мир? Пытаемся ли мы улучшить собственные вос-
Преступность среди несовершеннолетних.
приятия или решить проблемы реального мира? От-
вет состоит в том, что обычно речь идет о том и
другом. Потокограмма позволяет нам увидеть, в ка-
ких моментах нам следовало бы, возможно, изме-
нить свое восприятие внешнего мира. Если же наши
восприятия вполне соответствуют положению ве-
щей во внешнем мире, они могут оказаться подхо-
дящими подходами к решению реальной проблемы.
Соответственно, если восприятия ложны, тогда
построенные на их основе подходы, скорее всего,
будут неадекватными.
Пример введения концепции РАЦИОНАЛЬНАЯ
МЕДИЦИНА представляет интерес, поскольку «ра-
ботает» в отношении как внутреннего, так и внеш-
него мира. Понятие «рациональная медицина» в на-
ших головах и головах других людей, размышляю-
щих над этим вопросом, способно изменить наше
восприятие проблемы затрат на здравоохранение.
Это что касается внутреннего мира.
Во внешнем же мире, если бы концепция рацио-
нальной медицины была должным образом попу-
ляризирована и получила развитие, это могло бы со
временем привести к снижению стоимости здраво-
тором. Большинство людей считают преступность
чем-то исключительным, поскольку тормозами для
них являются воспитание, мнение окружающих,
страх перед наказанием. Но существуют группы
людей, для которых преступление — это не исклю-
чение, а «культура». Это заставляет нас взглянуть
ПОТОКОГРАММА
на вопрос с несколько иной точки зрения.
Готовая потокограмма приведена на рис. 64. Если преступление является предметом культуры,
тогда бороться с ней необходимо «оружием куль-
туры». Речь идет о примерах для подражания, геро-
Точка J
ях, служащих образцом, местных ценностях и т. д.
Это крупная точка стока. Вывод, который мож- В связи с этим можно попытаться создать или уси-
но сделать в связи с точкой J, состоит в том, что лить связь между J и R. Подход, который мы избе-
«отсутствие тормозов» является важнейшим фак- рем, состоит в том, чтобы обеспечить переход от
недостатка «тормозов» к поведению, в основе ко- приключений; второй путь связан той ролью, ко-
торого — подражание положительным примерам. торую телевидение играет в деле пассивного сти-
В результате этого нам удастся заменить стабиль- мулирования телезрителей и возникающей в связи
ную петлю J-H-0 новой петлей J-R. Измененный с этим потребностью ко все большему стимулиро-
фрагмент потокограммы представлен на рис. 65. ванию.
Потребность в интересной жизни и приключени-
ях можно направить в иное русло. Например, про-
грамма «Westrek» в Австралии вовлекает трудных
подростков в интересные проекты (в том числе
строительные), реализуемые в загородной местно-
сти. В мире существует множество аналогичных
программ. Подобные предприятия можно обозна-
чить буквой X. Теперь элемент Х становится частью
петли, как показано на рис. 66.




Это пример вмешательства. В результате измене-
нию подверглись и наше восприятие ситуации
(внутренний мир), и возможный подход, который
мы могли бы использовать (внешний мир).


Петля J-H-0
Данная стабильная петля целиком опирается на
потребность в интересной жизни и приключениях.
На это оказывает свое влияние культура, насаждае- Петля осталась прежней, но теперь интересной
мая с телеэкранов, причем двумя путями: в первом жизни можно искать не в противозаконной деятель-
случае речь идет о телевизионных героях, ищущих ности, а в полезных для общества проектах. Про-
блематичным, конечно, остается вопрос финанси- ров является НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПРЕДЪЯВЛЯ-
рования таких проектов в объемах, достаточных для ЕМЫХ К СЕБЕ ТРЕБОВАНИЙ, значащийся под
того, чтобы они имели значимый вес в обществен- буквой Q.
ной жизни. Широко известно, что бедность — это феномен
Это пример вмешательства путем введения ново- психологический, а не только экономический. Если
го элемента. ВЛИЯНИЕ СВЕРСТНИКОВ (G) могло бы быть ис-
пользовано для того, чтобы повышать ожидания,
и если бы ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБ-
Точка D ЩЕСТВА (D) могло бы быть увязано с элементом
ВЛИЯНИЕ СВЕРСТНИКОВ, тогда получилась бы
Это крупная точка стока, отражающая влияние
новая петля Q-E-D-G.
потребительского общества (стереосистемы, фир-
менные кроссовки, ультрамодная одежда). Ос- Как показано на рис. 67а, один из возможных
новным питающим элементом для D является Е — способов добиться этого — организовать группы
точка стока, представляющая неспособность подростков вокруг талантливых индивидуумов,
подростков зарабатывать на жизнь самостоятель- которые помогали бы членам группы добиваться
но. В местах, где туристический бизнес предостав- успеха и получали бы возможность участвовать в
ляет подросткам возможность подработать в сфере общей работе.
услуг, процент бросающих школу возрастает. На данном этапе потокограмму можно разделить
Связь между E И D Можно блокировать или осла- на две части: культурную петлю и экономическую
бить путем введения специальной схемы: подрост- петлю.

<< Предыдущая

стр. 10
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>