<< Предыдущая

стр. 11
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

кам платят стипендию за успехи в учебе и стремле- Рассмотрим еще одну потокограмму, чтобы при-
ние к высшему образованию, при этом возможно вести другие примеры вмешательства.
использование дифференцированной системы
оплаты в зависимости от полученных отметок.
ТЕМА
Это другой пример возможного вмешательства.
Имеется старая церковь, стоящая в месте, где
должна пройти крупная автомагистраль. Церковь
Точка Е является исторической ценностью, и имеются
В данную точку стока вливаются факторы, кото- люди, которые изо всех сил пытаются ее сохранить.
рые уменьшают шансы подростков зарабатывать Дорога же необходима для района, где уровень за-
себе на жизнь. Речь в первую очередь идет о под- нятости невысок и есть потребность развивать ин-
ростках, бросивших школу. Одним из таких факто- фраструктуру, с тем чтобы привлечь сюда бизнес.
ции), в которой дорога оказывается проложенной
там, где ей положено быть, и в то же самое время
церковь остается нетронутой. В традиционной ло-
гике такое было бы невозможно, поскольку эти два
варианта явно противоречат друг другу.
На рис. 69 концепция отображена графически.
Две отдельные точки зрения теперь объединены в
ПОТОКОГРАММА
одно целое. Но в чем же суть концепции? Мы остав-
Потокограмма представлена на рис. 68. Неудиви-
ляем церковь там, где она стоит, и просто строим
тельно, что потокограмма разделилась на две час-
туннель, который проходит под церковью. Однако
ти. Каждая часть представляет собой отдельную точ-
финансы ограничены. В связи с этим вводится по-
ку зрения. Чтобы решить спор, обе точки зрения
шлина за пользование дорогой, пока все взятые
должны быть сведены воедино.
кредиты не будут возвращены.




Здесь мы наблюдаем более сложный тип вмеша-
тельства. Используется провокация с целью отсле-
В водной логике нет противоречий, поэтому мож- дить ее воздействие на потокограмму. Затем мы
но предположить существование новой концепции ищем возможность перевести эту провокацию, не-
(являющейся примером классической предконцеп- вероятный исход или предконцепцию в реальную
плоскость. Провокация здесь имеет такое значение:
в некотором утверждении, возможно, нет смысла,
но лишь до тех пор, пока оно не озвучено. Итак,
эффект провокации испытывается на потокограм-
ме, и если окажется, что эффект имеет ценность,
предпринимается попытка перевести провокацию в
практическую плоскость.
К той же проблеме можно было подойти иначе.
Исходным условием было ограниченное количе-
ство финансовых средств. Представим себе пере-
мену в контексте: фондов теперь сколько угодно.
Это могло бы привести нас к идее транспортиров-
ки церкви (в зависимости от того, насколько она
велика) в другое место или же к прежней идее тун-
неля. Реальная или воображаемая перемена контек-
ста является важным аспектом вмешательства — мы
увидим это в следующем примере.
Взаимная поддержка между полами означает, что
мужчины поощряют действия женщин, а женщи-
ны — мужчин.


ПОТОКОГРАММА
Потокограмма представлена на рис. 70. Она раз-
делилась на две части.


Петля G-S
Разум видит то, что он готов увидеть. В процессе
САМОРЕАЛИЗУЮЩЕГОСЯ ВОСПРИЯТИЯ (S)
Точка F
ВСЕ НЕГАТИВНОЕ ПРЕУВЕЛИЧИВАЕТСЯ и за-
мечается (G). Это основной стабилизирующий фак- Это крупная точка стока, в которую вливаются
тор, в который перетекают СЛУХИ И СПЛЕТНИ, пять элементов и два опосредовано. К ним отно-
ПРОЗВИЩА и базовое ЧУВСТВО РАЗНИЦЫ. сятся ТРАДИЦИЯ, культура, влияние на молодых
и влияние лидеров. Так что это настоящая точка
«культуры» (культуры в широком смысле).
Петля E-D-L
Здесь мы имеем ПОТРЕБНОСТЬ НЕНАВИ-
Точка О
ДЕТЬ, ОБВИНЕНИЕ ВО ВСЕХ ГРЕХАХ кого-ни-
Это менее значимая, чем предыдущая, точка сто-
будь и ЧУВСТВО СТРАХА. Предыдущая петля от-
ка, означающая, что расизм пустил корни в быто-
носилась к области восприятия, а вторая — к сфере
вую сферу; в связи с этим то, как мы говорим, ду-
эмоций.
маем или смотрим на мир, возводит расизм в ранг чувстве страха и неуверенности. Попробуем для
нормы. провокации изменить общий контекст, привнеся в
Мы могли бы вмешаться в потокограмму в точ- него новый элемент — уверенных в себе людей.
ке G, отказавшись от практики делать акцент на Речь идет об уверенности в себе у обеих сторон.
имевших место фактах. Были времена, когда газе- Пробежимся по списку вновь, помня об изменив-
шемся контексте и меняя, где требуется, буквы с
ты непременно указывали на этническую принад-
правой стороны.
лежность преступника. Ответственные издания пре-
кратили эту практику, поскольку такие действия
способны вызвать рост нежелательных настроений
и придать делу расистский оттенок даже там, где его
вовсе нет. Мы очень разборчивы в восприятиях, но
нам нужно нечто, что подпитывает их. Соответ-
ственно, самореализующаяся петля на данном эта-
пе может быть ослаблена. Мне могут возразить, что
в условиях отсутствия новостей слухи или сплетни
приведут к еще худшим настроениям. Это, возмож-
но, верно в отношении крупных событий, но не
повседневной жизни.
Мы могли бы вмешаться в точке F, ослабив при-
вычку РАЗЛИЧАТЬ «ИХ» И «НАС» посредством
проведения соответствующей разъяснительной ра-
боты в школах и межэтнических коллективах. Со-
ответствующий прогресс, наблюдаемый в США,
лишь шаг в этом направлении. Негативное влияние
лидеров, использующих этническое разделение
электората, возможно, нуждается в кардинальном
изменении — например, путем введения принципа,
согласно которому человека избирают лишь при
условии поддержки со стороны самого широкого
круга избирателей.
Общий контекст, представленный здесь, свиде-
тельствует о плохом экономическом положении,
Точка С
Раньше она была несущественным элементом,
а теперь это крупная точка стока, в которую влива-
ется большинство элементов. Речь идет о том, что
эмоциональная окраска исчезла, и различие отме-
чается лишь вербально — через прозвища. Разницу
все еще воспринимают, но уже в зависимости от
точки зрения.


Точка J
ПОТОКОГРАММА Еще одна точка стока, но не имеющая особого
значения. То, что раньше втекало в точку F— ПО-
Новая потокограмма изображена на рис. 71.
ТРЕБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ «ИХ» И «НАС», - те-
Существенная разница заметна сразу же: теперь
перь просто вопросы для обсуждения.
имеет место одна структура вместо прежних двух.
ты, поскольку выбор элементов всегда определяет-
Точка М ся контекстом.
Во многих случаях вы можете решить поменять
Много чего вливается в М — ЧУВСТВО ПРЕ-
контекст лишь в отношении конкретной точки на
ВОСХОДСТВА , но М, в свою очередь, вливается в
потокограмме. Например, глядя на потокограмму
С, находя выражение в прозвищах.
на рис. 71, вы могли бы задаться вопросом: «В ка-
ком контексте Р перетекало бы в С, а не в N?» Мож-
Петля N-P но сказать, что таким контекстом могла бы послу-
жить ситуация, когда лидеры вовлеченных групп
Элементы, которые ранее формировали централь-
наконец решили бы между собой, что настало вре-
ную петлю E-D-L, теперь являются периферийны-
мя прекратить взваливать вину на плечи и припи-
ми. Новая петля по-прежнему указывает на присут-
сывать недолжное поведение другой нации/расе.
ствие традиции в восприятиях и наличие дискрими-
Новая стабильная петля C-H-N-P принесла бы го-
нации.
раздо больше пользы, чем существующая, посколь-
Можно видеть, что изменившийся контекст при-
ку подразумевала бы, что чувство несправедливос-
вел к значительным переменам. Расизм все еще при-
ти не базируется на реальных делах, а является, ско-
сутствует, но уже в форме прохладного восприятия,
рее, данью традиции.
а не эмоционального переживания.
Разумеется, это ни в коем случае не объясняет,
как с изменением контекста меняется потокограм- ДЕЙСТВИЕ
ма. Приведенный пример просто доказывает, что
Подходы к решению задач и другие действия мо-
изменение контекста может привести к тому, что
гут быть получены из потокограммы, но потоко-
потокограмма сильно изменится. О таком важном
грамма сама по себе имеет дело исключительно с
вопросе, как изменение контекста, речь пойдет в
восприятиями. Можно построить потокограмму на
следующей главе.
основе предпринимаемых или намеченных дей-
Один вопрос заслуживает особого внимания:
ствий. Речь при этом идет о нашем восприятии этих
в приведенном примере я оставил список потока со-
действий. Как всегда, наше восприятие может со-
знания (или базовый список) таким же, как и до
ответствовать или не соответствовать реалиям
изменения контекста. Я сделал это для того, чтобы
внешнего мира.
показать влияние измененного контекста на «узо-
Важно подчеркнуть, что потокограммы отража-
ры» потоков внутри потокограммы.
ют внутренний мир восприятия. Они не являются
На практике лучше составлять новый базовый
описанием восприятия. Но если только мы не дей-
список, в котором могут оказаться новые элемен-
ствуем под действием гипноза, повинуясь инстинк-
ту или рефлексам, восприятие есть основа нашего
поведения во внешнем мире. Именно по этой при-
чине потокограмма может стать основой для вы-
бора действий — отнюдь не просто описание ради
описания.
Можно даже поспорить о том, что внутренняя
КОНТЕКСТ, УСЛОВИЯ
реальность более важна, чем внешняя, поскольку
первая определяет то, как мы воспринимаем внеш-
И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
ний мир, как реагируем и действуем в отношении
него.
Каменная логика всегда бежала от субъективно-
сти восприятия. Водная логика стремится изучать
Вводной логике контекст играет очень
и использовать его.
большое значение. Я часто использую в
качестве аналогии картограмму или реч-
ную долину, чтобы проиллюстрировать потоки,
формирующиеся в самоорганизующейся информа-
ционной системе, которую мы называем мозгом.
Данная аналогия дает хорошую картину, но страда-
ет одним большим недостатком: картограмма по-
строена раз и навсегда. Но в нашем мозге измене-
ние контекста способно изменить текущую карто-
грамму — как будто мы смотрим на новую, только
что созданную.
В одном контексте или комплексе обстоятельств
в нашем сознании состояние А сменится состоя-
нием В (перетечет в состояние В). Однако если кон-
текст изменится, тогда A перетечет в С. Изменение
контекста может иметь химическую природу. Из-
менение структуры химических элементов в среде,
омывающей нервные клетки, ведет к изменению
По этой причине основная теорема водной ло-
чувствительности. Более подробно все это объяс-
гики звучит следующим образом: «При условиях X
няется в книге «Я прав — ты нет» («I-am Right — You
состояние А всегда переходит в состояние В».
are Wrong»). Весьма вероятно, что изменения в эмо-
Можно вернуться на короткое время к медузам.
циях нарушают биохимическое равновесие, в ре-
Предположим, что ночью они высвобождают свое
зультате чего меняется узор мысленных потоков.
острие и вонзают их в других медуз. В связи с этим
Эмоции представляют собой существенную часть
возникают два порядка: дневной и ночной. Мозг
функции мозга, а вовсе не что-то там сентимен-
действует подобным же образом, однако на гораз-
тальное. Самоорганизующейся системе — мозгу —
до более сложном уровне, поскольку существует
нужны эмоции, чтобы функционировать хорошо.
слишком много возможных контекстов.
На рис. 72 показан простой переход от А к В. Когда
В споре люди с противоположными восприятия-
меняется контекст, имеет место переход от А к С.
ми очень часто бывают правы каждый по-своему.
Каждое из противоположных восприятий основа-
но на конкретном комплексе обстоятельств и кон-
тексте.
Варианты исхода могут быть самыми разнообраз-
ными.
Каждая сторона смотрит на различную сторону —
часть — ситуации.
Каждая сторона смотрит на одну и ту же ситуа-
цию, но с различной точки зрения (как те, кто
смотрит на здание с разных сторон и под разными
углами зрения).
Эмоциональный фон у каждой стороны различен.
Другие импульсы, поступающие в мозг в то же
Личные обстоятельства, образовательный уро-
самое время, также приведут к изменению контек-
вень у каждой стороны различны.

<< Предыдущая

стр. 11
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>