<< Предыдущая

стр. 13
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

он считает, что сосед-жалобщик постепенно при-
выкнет к музыке и перестанет жаловаться. На этой
основе жалобщик мог бы использовать стратегию
постепенного увеличения числа жалоб (недоволь-
ных телефонных звонков), с тем чтобы показать,
что он не намерен привыкать к шуму.
Восприятие, получившее отражение в проанали-
зированной потокограмме, может на деле не соот-
ветствовать действительности. Соседу — любителю
музыки может на самом деле быть совершенно все
равно, привыкнет жалобщик к громкой музыке или
нет. Он может рассудить, что его поведение — нор-
мальное и он имеет все права так себя вести. В этом
случае переходы от элемента к элементу в потоко-
грамме могут оказаться другими.
больше жаловаться, а также заручиться объектив-
ным мнением о ситуации на стороне. В любом слу-
чае объективное мнение сторонних людей придаст
больше веса вашим жалобам и также послужит сви-
детельством того, что жалобщик не собирается сми-
ряться с текущим положением вещей.

ОБСУЖДЕНИЕ
Здесь мы предполагаем, что другая сторона по-
могает в построении потокограммы. Рассуждения
здесь уместны в рамках группы, целью которой яв-
ляется создание совместной или групповой пото-
кограммы. Поскольку восприятие — вещь сугубо
Точка В индивидуальная, не совсем правильно составлять
групповую, или «усредненную», потокограмму. Воз-
Главная точка стока теперь другая. Сосед считает,
можно, лучшим выходом будет следующий: снача-
что включать громкую музыку — в порядке вещей
ла каждый член группы составляет индивидуальную
и никто не может ему этого запретить.
потокограмму, а затем их сравнивают между собой.
Вместе с тем групповая потокограмма имеет право
Петля С-G на существование. При этом следует придерживать-
ся определенных этапов (см. ниже).
Соседу не нравится, когда ему ставят ограниче-
Будем исходить из того, что построение потоко-
ния или читают нравоучения, поэтому он не наме-
граммы было уже объяснено группе и все участни-
рен уступать.
ки понимают, что такое список потока сознания.
Перед нами гораздо более сложная ситуация, по
сравнению с предыдущей, и здесь могут потребо-
1. Строим список потока сознания, или базовый
ваться более веские подходы, вплоть до обращения
список: участники предлагают свои варианты,
в суд.
которые ведущий записывает на большом лис-
Поскольку вторая догадка привела к столь отлич-
те бумаги. Записываются все предложения под-
ным от первой результатам, как нам узнать, какая
ряд — чем больше, тем лучше. Затем комбини-
из них лучше? Здесь трудно сказать. Возможно,
руют элементы в рамках отдельных концепций
будет оправданным преследовать обе стратегии:
или отбирают лишь самые значимые. Другой грамма — это не анализ ситуации. Потокограмма не
способ — попросить всех участников составить является и диаграммой, описывающей ситуацию во
свои списки, после чего объединить их в один внешнем мире. Потокограмма — это организован-
главный. ный в некий порядок поток восприятий в созна-
2. Для каждого элемента затем выбираем элемен- нии человека.
ты, в которые они вливаются. Иногда следует Главное назначение группового занятия состоит
проделывать это в отношении самых очевид- в том, чтобы исследовать различия в восприятии
ных потоков-переходов, с которыми, безуслов- ситуации у членов группы путем создания необхо-
но, все согласятся. Там, где имеет место упор- димого контекста и использования вполне осязае-
ное несогласие, предлагаются варианты пото- мого объекта для этих целей. Обсуждение, возмож-
ков-переходов, которые затем могут быть но, является самым главным аспектом всей работы.
проверены на состоятельность. Иногда может
потребоваться изменение целой концепции,
ГИПОТЕЗА
или описание ее, или внесение значительных
корректив в базовый список, чтобы добиться Если составление потокограммы за другого че-
согласия в отношении потоков-переходов. ловека основывается сугубо на догадках, стоит ли
3. Строим потокограмму. Там, где не удалось до- этим заниматься? Гипотеза также по сути своей яв-
стигнуть согласия по поводу потоков-перехо- ляется догадкой и вместе с тем доказала свою по-
дов, составляются соответствующие потоко- лезность в том, что она стимулирует поиск тестов
граммы, чтобы показать возможные варианты. для ее проверки. Потокограмма-«догадка» помога-
Различный выбор связей между элементами ет нам осознать, на какие моменты нам следует об-
может оказать значительное или незначитель- ратить внимание, а какие вообще отбросить. Догад-
ное влияние на окончательную потокограмму. ка ничего не доказывает, но при этом сообщает нам,
4. Изучаем полученную потокограмму и делаем где искать доказательство. Строя потокограмму за
комментарии. На этом этапе все члены группы кого-то другого, лучше не искать восприятий че-
активно высказывают свои соображения. ловека в его действиях. Столь много различных
восприятий могут вести к одному и тому же дей-
ствию, что очень легко допустить ошибку.
Важно, чтобы потокограмма отражала истинные
восприятия членов группы. Не должно быть так, что Лучше всего строить потокограмму, основываясь
они предлагают лишь то, что, по их убеждению, им на своем восприятии всей ситуации, а затем судить,
следует думать или полагать. Важно также предва- соответствуют ли действия тому, что сообщает по-
рительно донести до каждого мысль, что потоко- токограмма.
В процессе переговоров, поиска взаимовыгодных
условий и в конфликтных ситуациях каждая сто-
рона стремится определить для себя, о чем думает
другая сторона. Потокограмма — это способ со-
брать воедино все аргументы сторон, так что каж-
дая сторона может оценить общие «параметры»
мышления другой стороны.
Для политиков, рекламщиков и аналитиков рын-
ка корректная оценка восприятий людей очень
важна. Опросы дают неплохие результаты, но эф-
фективность их неизмеримо возрастает, когда зада-
ются именно те вопросы, которые нужно. Потоко- ы идете по лугу с высокой травой и вдруг
грамма помогает определить круг таких вопросов. позади слышите шорох. Ваше внимание
Как наши личные восприятия, так и восприятия немедленно переключается на этот шорох.
других людей имеют огромное значение: восприя- Или вы рассматриваете драгоценное изделие, и про-
тие может играть большую роль, чем сама реаль- давец приносит вам другое. Ваше внимание пере-
ность. ключается на него. Вы разговариваете с девушкой
на вечеринке, и вдруг сережка срывается у нее с уха.
Ваше внимание немедленно переключается на упав-
шую сережку.
Стоит ли удивляться, что если происходит нечто
новое, то это немедленно привлекает ваше внима-
ние? А как быть в ситуациях, когда ничего нового
не происходит? Как в таких случаях происходит пе-
реключение внимания?
Можно прожить в доме в течение многих лет и
не замечать в нем какой-либо особенности, пока
человек, находящийся у вас в гостях, не укажет вам
на нее.
У бойскаутов есть игра, которая называется, если
я не ошибаюсь, «Kim's Game»: вам показывают под-
нос с различными предметами, который затем, че-
рез несколько мгновений, прячут. Вам предлагает- Противоположностью прерванного внимания
ся вспомнить как можно больше предметов, пока- является процесс, когда оно перетекает с объекта
занных вам. на объект непринужденным, естественным обра-
Умение запоминать вещи — дело непростое и зом, являясь составной частью эстетического вос-
может потребовать немало тренировок. Студентов- приятия. По-своему искусство является хореогра-
медиков учат замечать как можно больше симпто- фией внимания, направляя его сначала сюда, затем
мов у больного, что помогает в постановке правиль- туда. То же можно сказать и об искусстве хорошего
ного диагноза. Конан Дойл применил свое меди- рассказчика. Есть передний план, задний план и
цинское образование, создавая образ своего героя циклы внимания. Например, вы смотрите на краси-
Шерлока Холмса. вый дом эпохи короля Георга, окруженный деревь-
Своего рода парадокс состоит в том, что насколь- ями. Сначала вы обводите взглядом весь пейзаж в
ко хорошо мозг подготовлен к распознаванию, на- целом. Затем вашим вниманием завладевает здание.
столько же нелегко ему удается подмечать мелочи. Затем портик или парадная дверь. Потом в поле
Взглянув на небольшой фрагмент знакомой кар- внимания вновь оказывается весь дом целиком.
тины, человек немедленно узнает всю картину. Про- Этот «танец» внимания помогает нам пережить при-
слушав краткий фрагмент, человек узнает всю ме- ятные ощущения от созерцания красоты. Вполне
лодию. Возможно, никакого парадокса на самом возможно, что существуют определенные вещи,
деле нет. Мы замечаем знакомые вещи, потому что которые человеческий мозг находит привлекатель-
мы готовы их замечать. ными в силу присущего ему внутреннего эстети-
В то же время все необычное также привлекает ческого чутья. Возможно, это правда, что существу-
наше внимание. Все, что посередине, вряд ли легко ют некие пропорции, которые рождают ассоциации
заметить. В повседневной жизни данное свойство с пропорциями материнского лица для ребенка. Воз-
следует считать скорее полезным, чем вредным. можно, это правда, что определенный ритм оказы-
вает на человека похожий эффект, что и стук серд-
Во многих парках развлечений можно встретить
ца матери на плод, который она носит. В осталь-
водные горки, где струйка воды, текущая по плас-
ных вещах большую роль, скорее всего, играет то,
тиковому желобу, обеспечивает достаточную скольз-
что я называю ритмом внимания. В каком-то смыс-
кость, чтобы ребенок с большой скоростью мог
ле всякое искусство есть своего рода музыка.
спускаться по желобу вниз. Поверхность должна
быть очень гладкой. Можно себе представить не- Внимание часто представляется нам как некто
приятность, которую доставит, например, выступа- держащий фонарик для нас и направляющий луч то
ющая заклепка. Тот же эффект возникает, когда не- на один предмет, то на другой. Такое иногда случа-
что прерывает спокойный поток внимания. ется. Когда вы находитесь в художественном музее
в составе экскурсии, экскурсовод дает вам непо- экспонате новые стороны, которых прежде не за-
средственные указания, на что вам следует обращать мечали. Так что даже если ничего нового не про-
ваше внимание. Посмотрите, как здесь использо- исходит, внимание может обнаруживать для себя
ваны свет и полутени. Обратите внимание на рас- «новые явления».
положение персонажей, на то, как художник ис- Если внимание действует по правилам водной
пользует цвет. Посмотрите, как мастерски он вла- логики, тогда почему с ним не происходит то же,
деет кистью. Посмотрите на выразительность лиц. что с элементами базового списка, которые фор-
В данном случае внимание перетекает от одного мировали стабильные петли? Большую часть вре-
объекта к другому по известной схеме, что дает воз- мени мы узнаем объекты и не удостаиваем их по-
можность рассмотреть многие аспекты окружаю- вторным вниманием именно потому, что наш мозг
щего нас мира. оказывается заключенным в стабильную петлю вос-
Чаще, однако, никаких заведомых схем перехода приятия. В других случаях поток внимания обна-
внимания нет, за исключением случаев, когда мы руживает новые для себя вещи, в результате чего
смотрим на вещи знакомые или легко ожидаемые. возникают новые петли. Любая новая информация
По большей части наше внимание перетекает от приводит к изменению контекста и потому выво-
предмета к предмету по правилам водной логики. дит нас из стабилизированной петли.
Когда внимание в своем течении натыкается на не- Поток внимания тесно связан с многограннос-
что интересное, возникают новые направления и тью и детализацией воспринимаемого объекта. Впе-
формируются петли внимания. чатляющее богатство резьбы в индуистском храме
Например, вы разглядываете резьбу в индуист- затрудняет восприятие его как одного большого
ском храме и вдруг замечаете знак свастики. По- объекта. С другой стороны, поток внимания у ту-
скольку свастика ассоциируется у вас с нацистской риста, осматривающего Тадж-Махал, являет собой
Германией, она привлекает ваше внимание и вни- прекрасный пример плавного перехода от общего к
мание «зацикливается» на предмете: образуется пет- частному, снова к общему, опять к частному и т. д.
ля. У вас возникает вопрос, что этот знак делает Когда предмет слишком детализирован, наш мозг —
здесь, если вам при этом не известно, что на самом а с ним и внимание — быстро устает. Когда деталей
деле это древний индуистский символ. не слишком много, тогда мы больше смотрим на
целое и потоку внимания просто нет места — как в
В результате того, что поток внимания натыкает-
случае, когда вы рассматриваете некоторые совре-
ся на какой-нибудь объект, его направление может
менные здания. Где-то между слишком большой и
меняться. Например, вы смотрите на экспонат в
малой детализацией находится богатство готичес-
музее, а затем читаете информацию на пояснитель-
кого стиля. Можно провести параллель со старин-
ной табличке — в результате вы обнаруживаете в
ным танцем моррисом*, который гораздо сложнее,
скажем, современного вальса, хотя и последний
может быть богат деталями и нюансами.
Разница между восприятием, которое является
чисто внутренним явлением, и потоком сознания,
направленным вовне, состоит в том, что внимание
способно рождать новые восприятия. Такое может
происходить и во внутреннем мире восприятий че-
ловека, занимающегося, например, творчеством,
однако встречается гораздо реже.
В последнем случае речь идет о том, что суще-
ствующие восприятия сами формируют схемы по-
токов, которые мы пытаемся зафиксировать по-
средством потокограмм.
Когда вы выгуливаете собаку, она время от вре-
мени останавливается, обнюхивает различные пред-
меты, изучает территорию, а затем переходит на
новую, которую также исследует и т. д. Поток вни-
мания чем-то напоминает этот процесс. На рис. 76
показано, что путь потока внимания — это ряд ис-
следовательских петель-циклов.
Принимая во внимание это свойство, на рис. 77
показаны два варианта пути, совершаемого пото-
ком внимания. В одном случае внимание просто
бродит от предмета к предмету; в другом случае путь
имеет вид петель, возвращающихся к началу и ста-
новящихся с каждым разом все шире и шире. Здесь
петли сменяют друг друга, но внимание, совершив
полный круг, возвращается к той же начальной точ-

* Народный театрализованный танец; исполняется во время майских
празднеств. Мужчины в средневековых костюмах изображают легендарных
героев, например Робин Гуда. — Прим. перев.
стями: твердостью, необходимой им для выполне-
ке. Предполагаю, что объекты в случае потока вни-
ния своей функции точности, и гладкими конту-
мания, представленного в виде петель, являются
рами плавящегося материала. Комбинирование,
более интересными.
противопоставление и сопоставление образов с дав-
них времен используются в искусстве. Нечто не-
«ЕСТЬ-НОСТЬ»
обычное привлекает наше внимание и заставляет
нас задержать взгляд на этом, призадуматься и по-
Индийские философические течения делают
новому воспринять. И это относительно простой
большой упор на «есть-ность» — понимание того,
метод, используемый также плохими художниками
что «есть» тот или иной объект. Если вы сядете и
и плохими поэтами для достижения эффекта. Вы-
начнете размышлять о розе в течение трех часов, то
ражение «холодный огонь его натуры» создает про-
в конце концов вы увидите «розу». В основном
тиворечие между нормальным восприятием огня
внимание играет практическую роль: изучает пред-
как чего-то обжигающего и дополнительным обра-
мет, пока вы полностью его усвоите, после чего
зом, заключенным в слове «холодный». Разум ока-
можно двигаться дальше. Как только петля воспри-
зывается в затруднении, как бы колеблясь меж-
ятия стабилизировалась, можно двигаться дальше.
ду двумя образами, эффект при этом возникает бо-
Поэтому в конечном счете мы видим все-таки не
лее сильный, чем от слов «огонь его натуры».
совсем розу, а то, что обычно понимаем под ней.
Настоящая описательная находка, оказывается, мо-
Медитация есть попытка остановить поток вни-
жет заключаться в словах «холодный огонь», под-
мания и распутать стабильные петли восприятия.
разумевающих холодную, расчетливую и беспощад-
Метафизическая польза от этого может быть какой

<< Предыдущая

стр. 13
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>