<< Предыдущая

стр. 14
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ную натуру.
угодно. Несколько похожий эффект производят
Искусство во многом определяется потребнос-
наркотики, вмешиваясь в нормальный процесс нерв-
тью нарушать обычные представления. Внимание в
ной координации в организме, в результате чего
норме выполняет свою функцию и двигается даль-
знакомые вещи кажутся странными, поскольку
ше. Поток внимания обычно играет отсеивающую
установившиеся ранее петли восприятия больше не
роль. Искусство стремится выделить главное в окру-
работают.
жающем мире, сделать восприятие более обострен-
ным и дать возможность человеку заглянуть в суть
КОЛЛИЗИЯ вещей. Это достигается посредством нарушения
привычных восприятий, сопоставления, казалось
Известная картина Сальвадора Дали с плавящи-
бы, несопоставимых вещей, задания новых рамок
мися часами являет собой пример использования
восприятия.
коллизии между двумя противоположными сущно-
между силой нажатия на спусковой крючок и мощью
Если бы наше внимание было поваром, оно за-
вызванного эффекта. Система настроена на пуск,
нималось бы тем, что постоянно готовило бы те же
и вы приводите в действие пусковой механизм. Вос-
самые блюда. Вмешиваясь в эту кулинарию, добав-
приятие также оперирует заданными схемами, го-
ляя новые ингредиенты и удаляя надоевшие, искус-
товыми быть приведенными в действие. Спусковые
ство призвано возбуждать наши вкусовые сенсоры
крючки, или стимулы, получаемые нами из внеш-
с помощью новых блюд, что позволяет нам по-но-
него мира, приводят в движение потоки сознания,
вому воспринять давно знакомые вещи.
которые формируют стандартные восприятия. Это
Когда импрессионисты впервые начали выстав-
напоминает детскую головоломку, где от ребенка
лять свои работы, большинство критиков и знато-
требуется соединить линиями точки, чтобы полу-
ков называли их чудовищными, уродливыми. Так
чить рисунок.
было потому, что на их картины смотрели с пози-
Восприятие зависит от получаемых нами стиму-
ций восприятия традиционной, классической жи-
лов, прошлого опыта и процессов самоорганизации
вописи. Людям надо было научиться смотреть на
в мозге. Именно последние рассматриваются в на-
новые картины по-другому, чтобы оценить их кра-
стоящей книге. Эти процессы включают формиро-
соту. Если рассмотреть крайность, к примеру, вы-
вание временных стабильных состояний, которые
ставить кучу кирпичей в художественной галерее в
затухают, после чего сменяются аналогичными со-
качестве произведения искусства и попросить лю-
стояниями, и это лежит в основе потоков водной
дей воспринимать это именно так, тогда они дей-
логики. Последние, в свою очередь, стабилизиру-
ствительно станут произведением искусства. Это
ются в петли, под которыми мы и понимаем стан-
возвращает нас к тому, что я назвал «есть-ность».
дартные восприятия.
Мы обычно воспринимаем кирпичи лишь в каче-
стве обычного строительного материала, но если Поток внимания определяется стимулами внеш-
нам разорвать привычную петлю восприятия, то мы него мира, а также процессами восприятия, кото-
можем увидеть их в новом качестве, сохраняя в сво- рые определяют, куда нам следует направлять свое
ем сознании отдаленное понятие об их назначении сознание с целью определения, отвечают ли стан-
в строительстве. дарты восприятия реалиям ситуации. Это очень на-
поминает разговор: в процессе разговора вы слу-
шаете, что вам говорят, но ваш мозг при этом раз-
СПУСКОВОЙ КРЮЧОК мышляет о чем-то другом. Итак, мы обращаем
внимание на внешний мир, но наш собственный
Палец на спусковом крючке способен вызвать
мозг при этом занят собственными восприятиями
выстрел из детского водяного пистолета или же
и их потоками. Так же как листья на дереве все «пе-
взрыв атомной бомбы. Нет прямой зависимости
ные аспекты ситуации, затем на негативные и, на-
ретекают» по веточкам в ствол дерева, так и различ-
конец, на интересные аспекты. Если бы, как утвер-
ные ощущения и сигналы «дренируют» в существу-
ждают некоторые, это ничем не отличалось от нор-
ющую систему восприятия.
мального поведения людей, тогда упражнение не
давало бы результатов, отличающихся от результа-
УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ
тов контрольной группы. Мы же получали поисти-
не огромные различия.
Поток внимания определяется состоянием внеш-
него мира, схемами восприятия в нашем мозге, кон- Здесь нет никакой загадки. Результатом нормаль-
текстом момента и характером нашей деятельнос- ного потока внимания является эмоциональная
ти. Является ли естественный поток внимания наи- реакция, которая определяет такой поток внимания,
лучшим или наиболее эффективным? Можно который поддерживает данную реакцию. ПМИ
говорить о его высокой эффективности для целей обеспечивает базовое изучение предмета, перед тем
долгосрочного выживания видов: не тратьте энер- как в отношении него выносится суждение. И дан-
гию на то, что вам уже известно или что не пред- ный подход нельзя назвать естественным. Есте-
ставляет большого значения в данный момент вре- ственным являются скорейшие интерпретация,
мени. узнавание и суждение. Чем выше скорость этих про-
цессов, тем лучше это для долгосрочных шансов
Однако в других отношениях его эффективность,
вида на выживание.
безусловно, недостаточна. Главная цель универси-
тетского образования — обучить решению более Потокограммы, представленные в данной кни-
сложных и глубоких задач, что требует умения на- ге, являются инструментами управления внимани-
правлять и фиксировать внимание. Указания экс- ем в том смысле, что в процессе изучения потоко-
курсовода в художественном музее, которые я при- граммы наше внимание оказывается направленным
водил выше, являются самым простым примером на важные аспекты своего восприятия.
управления вниманием. Такой простой подход мо-
жет показаться слишком грубым и механическим,
ТРУДНОСТИ
однако, применяемый умело, он позволяет доби-
ваться неплохих результатов. С какими основными трудностями можно столк-
Самый первый урок в составе программы CoRT нуться при использовании метода потокограмм?
для непосредственного обучения навыкам мыш- Первой проблемой, скорее всего, станет неадек-
ления в школах рассказывает о простом методе ватный базовый список. Он может быть по-насто-
управления вниманием, называемом ПМИ. Внача- ящему неадекватным или лишь казаться вам тако-
ле учащийся направляет свое внимание на позитив- вым. У вас может возникнуть ощущение, что в
ручей новых идей совсем не иссякнет. После этого
списке потока сознания не хватает того элемента
следует просмотреть список повторно и попытать-
точности, который вы связываете с обстоятельным
ся сократить.
анализом. Нет никаких оснований так считать по
Чтобы научиться составлять корректные базовые
причинам, которые я описывал выше. Имеет место
списки, необходимо поупражняться. Это похоже на
так называемый «эффект голограммы», подразуме-
упражнения, необходимые для того, чтобы научить-
вающий, что в сфере восприятия каждый аспект
ся кататься на велосипеде: не то чтобы трудно, но
отражает часть целого. Другая причина состоит в
скорее непривычно, и если тренироваться достаточ-
том, что водная логика отличается от каменной
но долго, в конце концов необходимый навык бу-
логики. Добавление к дереву какого-то количества
дет приобретен.
новых листьев сколько-нибудь существенно не
Следующей возможной трудностью может стать
меняет структуру дерева.
корректное определение потоков между элемента-
Ваш базовый список действительно может ока-
ми базового списка. Это может оказаться делом
заться неадекватным в том смысле, что вы включи-
действительно сложным, поскольку наш разум го-
ли в него слишком много деталей и слишком мало
раздо более ориентирован на «причину и следствие»,
концепций. Концепции важны, поскольку охваты-
чем на «поток». При этом вы можете столкнуться с
вают сразу несколько вещей и явлений. Если вам
двумя основными трудностями: элементу списка
кажется, что вы склонны к слишком большой де-
сложно поставить в соответствие какой-нибудь
тализации, еще раз пробежитесь по списку, стара-
другой элемент или же возможных потоков-пере-
ясь заменить отдельные элементы на более широ-
ходов для конкретного элемента может оказаться
кие понятия — концепции. Например, вместо эле-
так много, что оказывается сложно выбрать один
мента «туфли» можно подставить более широкое
из них.
понятие «обувь» или даже еще шире — «материаль-
ные потребности». Другой подход состоит в том, Если связи между элементами сразу обнаружить
чтобы составить еще более длинный список, а за- не удается, тогда попытайтесь взглянуть на вещи
тем внимательно просмотреть его и уменьшить ко- по-другому: какие элементы списка естественным
личество элементов посредством объединения не- образом приходят в голову после этого элемента?
которых из них. В норме бывает нелегко составить К какой сфере деятельности/знания принадлежит
базовый список из десяти хороших элементов; спи- данный элемент, имеется ли какой-нибудь другой
сок из двадцати элементов — это по-настоящему элемент из этой же сферы? Что вытекает из данно-
трудная задача. го элемента? Может быть, имеется недостающее или
«скрытое» связующее звено, которое способство-
Если же, напротив, составление списка не вызы-
вало бы наведению мостов?
вает у вас трудностей, следует продолжать, пока
Если не получается с одного конца, зайдите с дру-
гого. О каком из всех элементов, менее всего под-
ходящих для рассматриваемой связи, можно сказать,
что это свойственно ему менее всего? Под какой
элемент можно подвести какое-нибудь обоснова-
ние, которое повысит его шансы быть избранным?
В случаях, когда число возможных потоков-пере-
ходов слишком велико, используйте следующие об-
щие правила. Постарайтесь максимально избегать
возвращений к элементу, положившему начало по-
току-переходу. Например, если вы соединили А и Н,
старайтесь не соединять Н с А. Иногда это неизбеж-
но и необходимо, но в целом было бы слишком про-
сто разворачивать потоки вспять и слишком просто
таким образом задавать стабильные петли. Старай-
тесь не выбирать самую емкую концепцию, по-
скольку это самое простое. Постарайтесь выбирать
самое прочное и обоснованное соединение, а не
самое простое. Под самым прочным соединением
я понимаю такое, при котором из одного элемента
второй вытекает самым естественным образом.
Если ваши сомнения по-прежнему сильны, по-
пробуйте составить еще одну или несколько пото-
кограмм, всякий раз с новым набором восприятий.
Можно рассмотреть простой пример, чтобы про-
иллюстрировать приведенные выше соображения.
Начнем с А - НЫНЕШНЯЯ РАБОТА СКУЧНА.
По всей видимости, А перетекает прямо в С — НУЖ-
ТЕМА НЫ ПЕРЕМЕНЫ. Здесь также возможна связь с
D— НОВЫЕ ЛЮДИ — или с F— НАЧАТЬ ВСЕ
Некто подумывает о новой работе. Пока ему не
ЗАНОВО, если у человека, составляющего потоко-
предлагают ничего подходящего, но он серьезно
грамму, имеются, скажем, проблемы с коллегами на
подумывает сменить место работы.
его нынешней работе или имиджем. Личные нюан- перемен. Связь здесь типа «и». Это в духе потока
сы повлияют на то, в какой элемент все же пере- сознания.
течет А F- НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНОВО - имеет связь c G-
В- ЛУЧШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ - напрямую ИЗМЕНИТЬ СОБСТВЕННЫЙ ИМИДЖ. Также
ведет к Е — БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ ЗАРПЛАТА. В опре- можно усмотреть связь с D — НОВЫЕ ЛЮДИ, если
деленном смысле более высокая зарплата является для некоего конкретного человека проблему со-
частью лучших перспектив. ставляют люди.
Элемент С — НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ — представ- G - ИЗМЕНИТЬ СОБСТВЕННЫЙ ИМИДЖ -
ляет более трудный случай, поскольку может вести может перетекать назад в F— НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНО-
назад к А - НЫНЕШНЯЯ РАБОТА СКУЧНА. Дру- ВО, но более прочная связь, без сомнения, имеет
гими вариантами являются F—НАЧАТЬ ВСЕ ЗА- место с С- НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ.
НОВО - или же /- ПРОБЛЕМЫ/СУЕТА, СВЯ- H- БОЛЕЕ ВЫГОДНОЕ МЕСТОРАСПОЛО-
ЗАННЫЕ С ПЕРЕМЕНОЙ РАБОТЫ, - в том ЖЕНИЕ — может перетекать в В — ЛУЧШИЕ ПЕР-
смысле, что любая перемена в жизни сопровожда- СПЕКТИВЫ, являясь по определению лучшей пер-
ется проблемами и суетой. Выберем вариант F — спективой и фактором более высокого качества
НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНОВО. жизни. Понятие «качество жизни» выступает неяв-
D — НОВЫЕ ЛЮДИ — может перетекать в F— ным связующим звеном.
НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНОВО - или А - НЫНЕШНЯЯ I- ПРОБЛЕМЫ/СУЕТА, СВЯЗАННЫЕ С ПЕ-
РАБОТА СКУЧНА, в зависимости от предпочтений РЕМЕНОЙ РАБОТЫ, - ведет к /- НЕТ ГАРАН-
человека, составляющего потокограмму. Если у че- ТИЙ, ЧТО НОВАЯ РАБОТА БУДЕТ ЛУЧШЕ,
ловека трудности в общении с людьми, тогда F — и лучшую связь подобрать трудно, поскольку оба
НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНОВО — представляется более являются отрицательными аспектами в рассматри-
подходящим. В иных случаях уместен вариант А — ваемой проблеме.
НЫНЕШНЯЯ РАБОТА СКУЧНА. J- НЕТ ГАРАНТИЙ, ЧТО НОВАЯ РАБОТА БУ-
Е - БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ ЗАРПЛАТА- легко ДЕТ ЛУЧШЕ, - ведет назад к /- ПРОБЛЕМЫ/
связать назад с В - ЛУЧШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ, СУЕТА, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕМЕНОЙ РАБОТЫ.
поскольку это почти синонимы. Вместо этого мы
выбираем Н- БОЛЕЕ ВЫГОДНОЕ МЕСТО-
ПОТОКОГРАММА
РАСПОЛОЖЕНИЕ. Это может показаться стран-
ным. Идея состоит в том, что более высокая зар- Потокограмма приведена на рис. 78. Интересно,
плата и более выгодное месторасположение явля- что она оказалась разбитой на три стабильные
ются основаниями для того, чтобы человек хотел петли.
гой негативный фактор, «подпитывающий» петлю,
состоит в том, что текущая работа скучна. Фактор
НОВЫЕ ЛЮДИ может являться негативным, если
с людьми на текущей работе трудно или скучно,
однако в иных случаях он может рассматриваться в
качестве положительного фактора: все зависит от
конкретной ситуации и индивидуального воспри-
ятия.


Петля В-Е-Н
Данная петля имеет дело с надеждами на переме-
ны и позитивными аспектами перемен: ЛУЧШИЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ, БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ ЗАРПЛАТА
И БОЛЕЕ ВЫГОДНОЕ МЕСТОРАСПОЛОЖЕ-
НИЕ. Это то, к чему стоит стремиться. Можно воз-
разить, что если текущие зарплата, перспективы и
месторасположение являются плохими, то данные
факторы приобретают негативный оттенок. Как бы
то ни было, они относятся скорее к новой ситуа-
ции, чем к текущей.


Петли I-J
Данная простая петля сводит вместе ПРОБЛЕ-
Петля C-F-G МЫ/СУЕТА, СВЯЗАННЫЕ С ПЕРЕМЕНОЙ РА-
БОТЫ, и НЕТ ГАРАНТИЙ, ЧТО НОВАЯ РАБОТА
Данная петля имеет дело с негативными причи-
БУДЕТ ЛУЧШЕ. Вполне логично, что эти два эле-

<< Предыдущая

стр. 14
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>