<< Предыдущая

стр. 15
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

нами, по которым человек желает перемен. Иными
мента образовали свою собственную петлю, по-
словами, речь идет о причинах, по которым теку-
скольку они не зависят от причин, по которым че-
щее положение вещей не является удовлетворитель-
ловеку хочется перемен. Решение о переменах в жиз-
ным: НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ, НАЧАТЬ ВСЕ ЗАНО-
ни не нужно отделять от трудностей, с которыми
ВО, ИЗМЕНИТЬ СОБСТВЕННЫЙ ИМИДЖ. Дру-
сопряжены эти перемены, поскольку иначе данные ной. Потокограмма — это гипотеза или предполо-
факторы играют слишком большую роль в приня- жение. Это вспомогательный способ взглянуть на
тии такого решения. взаимосвязи между нашими восприятиями. Если
Построенная потокограмма, кажется, вполне нам не нравится то, что мы видим, есть возмож-
удовлетворительно справилась с задачей графичес- ность выяснить, что именно нам не нравится. Когда
кой передачи восприятий, вовлеченных в рассмат- нас что-либо удивляет на потокограмме, может ока-
риваемую ситуацию. У другого человека в подоб- заться, что нас посетило откровение: «Я и не подо-
ной ситуации связи между элементами и получен- зревал, что это играет такую важную роль в данном
ная потокограмма могут быть другими. случае».
Например, причиной желания поменять работу Поскольку в основном мы обращаем внимание
может быть плохой начальник или отсутствие в на точки стока и стабильные петли, есть опасность,
коллективе мужчин/женщин, не состоящих в бра- что мы обойдем вниманием один из других важных
ке, поскольку, как хорошо известно, очень много элементов, который не стал стоком, но заслужива-
людей вступают в брак с людьми из своего трудо- ет, однако, того, чтобы ему отдали должное. В опре-
вого коллектива. Восприятия — это всегда вещь деленном смысле так и должно быть, поскольку
сугубо индивидуальная. стоки и петли действительно являются доминиру-
ющими в восприятии. Нам обычно кажется, что важ-
В конкретных случаях найти связи между отдель-
ные моменты должны занимать центральное место
ными восприятиями всегда легче, чем в абстракт-
в восприятии, но в действительности этого часто
ных или общих, ввиду того что в первом случае кон-
не происходит. Потокограмма же является образом
текст, как правило, тоже более конкретен. Когда вы
того восприятия, какое есть, а не какое оно долж-
смотрите на потокограмму, составленную другим
но быть.
человеком, вам нередко хочется сказать: «Я бы по-
другому соединил между собой элементы». Однако Есть также опасность получить ложную потоко-
вы не вправе говорить человеку, что его потоко- грамму, когда мы строим ее, намеренно подбирая
грамма неправильна только потому, что вы видите элементы и связи между ними, стараясь получить
вещи по-другому. требуемую, как нам кажется, картину восприятия.
В таких случаях мы обманываем самих себя. На
любую тему можно составить сколько угодно по-
ОШИБКИ
токограмм. Можно менять связи между элемента-
ми и получать разные потокограммы. Можно из-
Может ли потокограмма быть составлена оши-
менить некоторые элементы базового списка, ре-
бочно? Поскольку ни одна потокограмма не пре-
зультатом чего станут новые потокограммы.
тендует на правильность, ей трудно быть и ошибоч-
Исследуйте как можно больше потокограмм и по-
смотрите, какие уроки можно из них извлечь.
Когда вы составляете потокограмму за других,
есть риск полностью исказить истинное положе-
ние вещей. Всегда следует помнить об этом. Ваше
восприятие того, как другой человек воспринима-
ет нечто, может упустить что-то очень важное. Если
есть возможность как-то проверить, соответствует
ли ваше восприятие истинному положению дел,
тогда ее непременно надо использовать. Если нет —
тогда разработайте стратегию, которая учитывала бы
различные варианты. Или же просто примиритесь с
мыслью, что вы, возможно, все неправильно вос-
радиционная каменная логика основана
принимаете, следуйте некоей стратегии и будьте
на слове «есть», которое ведет нас к поня-
готовы изменить ее, если она окажется малодей-
тиям «что есть предмет», «истина», «про-
ственной.
тиворечие» и «логика». Математика основана на
знаке «равно», который позволяет нам следовать
правилам «игры» в математической вселенной.
В основе водной логики — словосочетание «в на-
правлении к» и концепция «потока». В рамках
определенных систем поток ведет к стабильным
петлям. Стабильная петля — это не то же, что есть
«истина». Это нечто, что мы можем научиться ис-
пользовать, точно так же как нас в свое время на-
учили пользоваться истиной.
На рис. 79 символами показана разница между
тремя системами: каменной логикой, математикой
и водной логикой. Это, конечно, упрощенный
взгляд, но он позволяет увидеть различия.
На самом деле нам сложно мыслить в духе вод-
ной логики, поскольку сам наш язык и привычки
мышления слишком прочно основаны на камен-
всегда рано или поздно установится стабиль-
ная петля.
2. В рамках заданного контекста X, А всегда ве-
дет к В.

В книге я показал, что нейронные комплексы в
мозге ведут себя как самоорганизующиеся систе-
мы, благодаря чему восприятия могут структуриро-
ваться в стабильные состояния. Здесь нет ничего
таинственного. Это простое фундаментальное по-
ведение самоорганизующихся систем, вполне со-
ответствующее тому, что нам известно о нейрон-
ных комплексах.
Несмотря на то что это поведение является про-
ной логике. Нас может отчасти заботить прагматизм
стым, оно чрезвычайно эффективно. Я рассматри-
и то, «куда» ведет та или иная ситуация, но все рав-
ваю его более подробно в своей книге «Я прав — ты
но наше сознание прочно привязано к каменной
нет» («I am Right — You are Wrong»). Данный тип
логике, и мы постоянно возвращаемся к ней, ко-
мышления является общепризнанным среди мно-
гда задаем такой вопрос, как: «Верно ли это?»
гих ученых, изучающих поведение мозга, хотя он
Как я уже отмечал, материал данной книги изло-
был далек от общепризнанного, когда я писал о нем
жен очень просто. Я хотел предоставить метод, ко-
в 1969 году в своей книге «Механизм разума» («Me-
торый люди могли бы использовать для своих соб-
chanism of Mind»).
ственных нужд, а не просто почитали бы о нем для
Меня не интересует простой анализ и описание
ознакомления. Водная логика гораздо более глубо-
поведения мозга, как меня не интересует и конст-
ка и обширна, чем то, что я описал в этой книге, но
руирование компьютеров, которые мыслят по по-
я не хотел отпугнуть читателя более сложными ве-
добию человеческого мозга. В чем я заинтересован,
щами. Надеюсь вернуться к этому предмету в сво-
так это в способах совершенствования человечес-
их следующих работах.
кого мышления.
Есть две основные теоремы, и обе они чрезвы-
Поэтому у этой книги есть практическая сторо-
чайно просты.
на — метод потокограмм. Он получает в книге под-
робное описание, снабженное большим количе-
1. В любой системе с конечным числом состоя-
ством примеров.
ний и фактором усталости, откуда ни начни,
Составление потокограммы — дело незатейливое. нить во внешнем мире. Таким образом, основыва-
Имеется список потока сознания, или базовый спи- ясь на потокограммах, мы в состоянии строить
сок. Каждому элементу списка присваивается связь стратегии поведения. Такие стратегии подсказаны
с другим элементом. Результат построения связей нам потокограммой, но проверять их состоятель-
изображается графически в виде схемы. Теперь мы ность следует иным способом. Это же касается и
имеем возможность посмотреть на то, какую «фор- любой гипотезы.
му» имеют наши восприятия. Можно строить потокограммы за других людей.
Поможет вам в этом обсуждение, как в случае груп-
Восприятия глубоко индивидуальны, и нельзя
повой работы. Другая возможность состоит в том,
считать их верными или ложными, за исключением
чтобы строить потокограмму, основываясь на том,
случая, когда вы строите потокограмму за другого
что другой человек написал или произнес. И нако-
человека, лишь догадываясь о его восприятиях.
нец, можно попытаться построить потокограмму,
Потокограмма — это всегда лишь гипотеза, кото-
просто предполагая, каково мировосприятие у дан-
рую мы изучаем, с тем чтобы исследовать собствен-
ного лица. Такие потокограммы также способны
ные восприятия. В ходе такого исследования мы
подсказать нам стратегию или план действий.
можем выявить точки-коллекторы, или стоки, ко-
торые «притягивают» к себе другие элементы пото- В книге я подчеркиваю огромное значение кон-
кограммы. Такие точки очень часто играют доми- текста в водной логике. Я также рассказываю о том,
нирующую роль в восприятии. что концепции обеспечивают подвижность и гиб-
кость мышления. Концепции не всегда должны
Кроме того, в потокограмме имеются стабильные
быть точными, поскольку мы ведем речь о водной
петли, которые выполняют функцию стабилизато-
логике, а не о каменной, которой необходимы
ров восприятия.
определенность и точность. Если мы не научимся
С помощью потокограмм мы имеем возможность
обращаться с концепциями, то рискуем увязнуть в
вникнуть в суть наших восприятий и даже загля-
мелких фактах бытия. Концепции также важны при
нуть глубже в то, что происходит вокруг. Потоко-
составлении базового списка для потокограммы.
грамма помогает нам понять, что некоторые мо-
менты более важны, а другие — менее, чем мы пред- Контекст имеет огромное значение в водной ло-
полагали. гике. Меняется контекст — меняются потоки-пе-
реходы от одного состояния к другому. Любая
Мы также имеем возможность вмешаться и по-
связь, осуществляемая потоком-переходом, долж-
смотреть, как наши восприятия можно было бы
на рассматриваться в определенном контексте. Хотя
изменить. Хотя мы осуществляем вмешательство во
контекст столь важен, это не усложняет задачи со-
внутренний мир восприятий, нас при этом могут
ставления потокограммы при условии, что речь идет
посетить идеи, которые можно с успехом приме-
об одном конкретном моменте времени. Контекст восприятия, благодаря чему мы можем видеть
в рассматриваемый момент времени станет опреде- «форму» наших мыслей, — речь идет о методе
ляющим для всей потокограммы, которая становит- потокограмм.
ся картиной восприятия, имеющего место на дан-
ный момент времени. Большинство разногласий на Вы можете применять метод потокограмм, даже
самом деле основаны на различиях в контексте. если не принимаете — или не понимаете — того, что
Вместе с тем мы направляем свое мышление на по- лежит в его основе. Назначение любой концепту-
иск различий в «истине», отстаиваемой сторонами альной модели состоит в том, чтобы предложить
в споре. нечто полезное и практически применимое. И уже
В последних главах книги я рассказываю о пото- это само по себе является примером водной логи-
ке внимания и его связи с эстетикой и искусством. ки: «Куда это нас ведет?»
На поток внимания в какой-то мере оказывает вли- Я отдаю себе отчет, что жесткие каноны камен-
яние ситуация во внешнем мире, частично — мо- ной логики, прочно засевшие в умах людей, не по-
дели восприятия внутреннего мира, а также меха- зволят многим из них адекватно воспринять дан-
низмы управления вниманием, которые мы разви- ную книгу. В то же время многим, безусловно, по-
ли в себе. нравится гибкость, которую можно найти в водной
Имеется тесная связь между восприятием и по- логике, поскольку они давно уже заметили, что ка-
током внимания. Объекты внешнего мира, привле- менная логика совершенно неуместна, когда мы
кая наше внимание, приводят в действие механиз- имеем дело с восприятиями. А восприятия имеют
мы восприятия, которые мы используем для того, такое большое значение!
чтобы «видеть» окружающий мир. Как и другие ас-
пекты восприятия, данный аспект заслуживает даль-
нейшего исследования.
Посредством данной книги я хотел достигнуть
трех целей:

1. Познакомить читателя с водной логикой.
2. Показать читателю, что в основе водной логи-
ки восприятия лежит самоорганизующаяся
природа нейронных комплексов мозга.
3. Предложить практический метод, позволяю-
щий визуально представить потоки нашего
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 8
СТРУКТУРА КНИГИ 11
ВНЕШНИЙ МИР, ВНУТРЕННИЙ МИР 15
ВОДНАЯ ЛОГИКА 25
«КУДА» 28
ТАНЕЦ МЕДУЗЫ 37
СТАБИЛЬНОСТЬ 49
САМООРГАНИЗАЦИЯ 50
КАК В МОЗГЕ РОЖДАЮТСЯ ВОСПРИЯТИЯ 52
САМООРГАНИЗАЦИЯ 61
АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ 66
РАЗЛИЧЕНИЕ 68
СМЫСЛ 70
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ 71
МИФЫ И «ПОЧЕМУ» 72
ЗАКРЫТИЕ 75
ПЕРЕХОД 76
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ 78
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ 78
ПОТОКОГРАММЫ 82
СПИСОК ПОТОКА СОЗНАНИЯ 83
ИССЛЕДУЕМ ПОТОКОГРАММУ 89
ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ МИР 106
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД 108
ПОТОК СОЗНАНИЯ - БАЗОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ .... 110
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ 118
БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ПОТОКОГРАММЫ 120
СЛОЖНОСТЬ 137
КОНЦЕПЦИИ 139
КОНЦЕПЦИИ, КАТЕГОРИИ И АРИСТОТЕЛЬ 142 www.natahaus.ru
ОБЪЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ 145 Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления
КОНЦЕПЦИИ И ГИБКОСТЬ 147 только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берёте на себя полную
ПРЕДКОНЦЕПЦИИ И ПОСТКОНЦЕПЦИИ 149 ответственность за его дальнейшее использование и распространение.
НЕЧЕТКИЕ КОНЦЕПЦИИ 152 Начиная загрузку, вы подтверждаете своё согласие с данными утверждениями!
РЕШЕНИЕ ОТ ОБРАТНОГО И ВЕЕР КОНЦЕПЦИЙ 153 Реализация данной электронной книги в любых интернет-магазинах, и на
КОНЦЕПЦИИ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 156 CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена!
По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги
ВМЕШАТЕЛЬСТВО 157
обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям,
ДЕЙСТВИЕ 179
либо в соответствующие организации торговли!
КОНТЕКСТ, УСЛОВИЯ www.natahaus.ru
И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА 181
СОЗДАНИЕ КОНТЕКСТОВ 186
ТОЧНОСТЬ И ПОЛЕЗНОСТЬ 188
ПОТОКОГРАММЫ ДЛЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ 190
ПОТОКОГРАММА НА ОСНОВЕ ПИСЬМЕННОГО

<< Предыдущая

стр. 15
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>