<< Предыдущая

стр. 2
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ми очень реален. Можно сказать, что на самом деле
восприятие и есть единственная реальность для
человека. Это реальность, которой он нечасто де-
лится с окружающими, и она не всегда может точ-
но соответствовать тому, что на деле происходит в
мире, но восприятие, тем не менее, вещь очень
даже реальная.
Уже несколько столетий подряд западное мыш- но делает подсчет в уме, сколько такой дом мог оы
ление находится под влиянием аналогии, именуе- стоить на рынке недвижимости. Дом в каждом из
мой «Платонова пещера»: разум уподоблен челове- этих случаев один и тот же, и если бы каждый гость
ку, прикованному в пещере так, что он видит лишь сфотографировал его в этот момент, все снимки
заднюю ее стену и тени, отбрасываемые на стену, были бы примерно одинаковыми. Но внутренний
а не «реальность», являющуюся причиной возник- мир восприятия различен в каждом отдельно взя-
новения теней. Соответственно, философы в таком том случае.
контексте и заняты поисками «истины», которая В описанной ситуации, когда дом воспринима-
порождает означенные тени, или, иначе говоря, ется по-разному, физический облик дома одинаков,
восприятия. Следует признать тот факт, что неко- но память и личное отношение к предмету обеспе-
торые люди вроде Фрейда и Юнга посвятили много чивают разный внутренний мир восприятия. Одна-
времени исследованию этих самых теней, уделяя ко восприятие могло быть различным, даже если в
при этом недостаточно внимания восприятию в памяти людей данный конкретный дом не порож-
целом. Недостаток интереса к такому явлению, как дал бы никаких ассоциаций. Если бы гостей попро-
восприятие, вполне объясним. Людям хочется уйти сили подойти к дому с разных сторон, у каждого
от неясности, которая ассоциируется с восприя- из них оказалась бы своя точка зрения. Это был бы
тием, и иметь дело с определенностью, которую им тот же самый дом, воспринимаемый с разных уг-
дарит истина. Что еще более важно, когда не пони- лов зрения. Человек, приближающийся к дому со
маешь, как функционируют восприятия, ничего стороны фасада, увидел бы дом с типичным фаса-
другого не остается, как описывать их. К понима- дом в стиле короля Георга. Подходя к дому сбоку,
нию же механизма восприятия мы пришли лишь другой человек увидел бы, что это дом эпохи коро-
сравнительно недавно. левы Елизаветы, к которому позднее приделали
Усадьба времен короля Георга возвышается посре- новый фасад. Подошедший к дому сзади мог бы
ди равнинного ландшафта. Группа людей приезжа- спутать его с обычной усадьбой фермера.
ет сюда на уик-энд. Все гости смотрят на один и Всем знакомы примеры оптического обмана,
тот же дом. Один смотрит на него с грустью, тоскуя когда, к примеру, вы смотрите на рисунок на листе
по счастливым временам, проведенным здесь. Вот бумаги и вам кажется то, чего на самом деле нет:
эта женщина смотрит с завистью, думая о том, ка- линии, кажущиеся искривленными, на самом деле
кую замечательную жизнь вела бы она здесь, если прямые; фигура кажется большей по размеру, чем
бы владела этой красотой. Третий смотрит на дом с другая, хотя на деле они совершенно одинаковые.
ужасом, вспоминая о своем трудном детстве, про- Фокусники-иллюзионисты прекрасно научились
веденном в стенах этого дома. Четвертый немедлен- обманывать человеческие восприятия. Мы ждем
чуда, но чудо на поверку оказывается игрой вооб- вушки. Жена, как кажется ее мужу, часто общается
ражения.
с каким-то мужчиной по служебным делам. Она
Очевидно, что восприятия индивидуальны и они утверждает, что у них чисто деловые отношения, но
могут не соответствовать тому, что происходит во муж считает иначе. Будучи одержимы ревностью,
внешнем мире. Восприятие, в первую очередь, — мы склонны к превратной интерпретации обычных
это способ, посредством которого мозг организу- ситуаций, и хотя такая интерпретация является лож-
ет информацию, получаемую им из внешнего мира ной, она способна возбуждать в человеке сильные
через органы чувств. Способ организации такой эмоции, провоцировать ссоры и даже насилие. Рев-
информации целиком зависит от фундаментальной нивцу кажется, что его восприятия могут быть —
природы нервных структур в мозге. На организа- хотя бы теоретически — небезосновательны. То, что
цию информации влияет эмоциональное состояние это не так, не меняет сути восприятий.
человека в данный момент времени, в результате
Стоит ли удивляться, что мыслители древности
чего одним шаблонам восприятия отдается пред-
считали настоящей победой разума способность
почтение перед другими. Информация о текущем
отойти от сугубо субъективных по своей природе
контексте в краткосрочной памяти и о том, что не-
восприятий к правде и абсолютным истинам, кото-
посредственно предшествовало ситуации, также
рые можно проверить и соответствие которых ре-
влияет на ее восприятие. Компьютерный перевод —
альности ни у кого не будет вызывать сомнений?
трудная задача, потому что все произошедшее до
Если бы вам пришлось мастерить стол, вы смог-
описываемого момента, а также контекст способ-
ли бы догадаться, какой размер должны иметь от-
ны полностью изменить значение слова. Например,
дельные детали, и просто выпилили бы их по своим
слово «замок» читается по-разному в зависимости
соображениям. Ваш стол наверняка получился бы
от контекста. Наконец, в памяти есть старые вос-
еще лучше, если бы вы имели возможность опреде-
поминания, а также ассоциации, которые могут
лять точный размер каждой детали. Тогда их удалось
влиять на то, как мы воспринимаем мир, а затем на
бы гораздо лучше подогнать друг к другу, и ножки
наше отношение к своим восприятиям.
у стола были бы одинаковой длины. Измерение —
Одним из самых поразительных примеров силы это очень удачный способ преобразования вос-
восприятия является феномен ревности. Мужчину приятия в нечто конкретное, осязаемое и незыб-
обвиняют в том, что он выбрал для себя такое мес- лемое. Мы принимаем это как должное, но на са-
то в ресторане, чтобы иметь возможность разгля- мом деле это замечательная концепция. Матема-
дывать блондинку напротив. На самом же деле он тика, по сути, — это еще один способ избежать
даже не заметил эту самую блондинку, а просто неопределенности, связанной с восприятием. Мы
пытался найти место покомфортнее для своей де- переводим мир на язык символов и закономерноc-
тей. Как только нам это удалось, мы попадаем в в технических вопросах. Столь же прекрасно ра-
«игровой мир» математики с ее собственной все- ботало оно и в области человеческих отношений,
ленной и правилами поведения внутри этой вселен- поскольку суждение и определенность предостав-
ной. Мы играем в эту игру совершенно серьезно. ляли основу для действий и оценки их правоты.
Затем мы переводим полученный результат на язык Между тем такая «логика» — это не более чем сис-
реального мира. Данный метод прекрасно работает тема верований и убеждений, так же как и любая
при условии, что соблюдаются все правила матема- другая. Когда вы выбрали для себя способ, посред-
тики и перевод с языка и на язык системы сделан ством которого вы смотрите на мир, тогда вы сде-
правильно. лаете все, чтобы ваши убеждения и верования со-
Большим вкладом упомянутой греческой трои- ответствовали именно такому — а не другому —
цы стала идея проделать то же самое с языком. Каж- взгляду на мир.
дое слово в языке должно было получить определе- Таким образом, всегда существовала тенденция
ние и стать в связи с этим таким же реальным, кон- бежать из мира восприятий в область мышления и
кретным и объективным, как нечто подвергнутое целиком отдать вопросы восприятия искусству,
измерению. Затем предстояла серьезная игра по пра- которому надлежало изучать и экспериментировать
вилам, согласно которым нам надлежало склады- с восприятиями по своему усмотрению. Считаю, что
вать слова вместе и делать словесные умозаключе- настало время уделить внимание миру восприятий,
ния. Данная игра основывалась во многом на ин- для того чтобы понять, что же на самом деле про-
формации о том, что на самом деле представляет исходит в этом мире. Мир восприятий тесно свя-
собой объект: данная вещь «есть» или «не есть» не- зан с тем, как мозг обрабатывает информацию,
что. Принцип противоречия постулировал, что не- и этому вопросу посвящена моя книга «Я прав —
что не может «быть» и «не быть» чем-то одновре- ты нет» («I am Right — You are Wrong»).
менно. Исходя из этого мы построили наши систе- У восприятий не бывает «игровых» истин, как у
мы языка, логики, ведения спора, критического математики, где нечто может быть истинным, если
мышления и сформировали все остальные мысли- вытекает из правил игры и соответствует «реалиям»
тельные привычки, которые постоянно использу- математической вселенной. Вся истина в сфере вос-
ем в своей жизни. приятия либо круговая, либо условная. Круговая
Результат был таков: мы как будто бы научились истина — это как истина двоих человек, которые
судить о вещах (что все мы очень любим делать), утверждают, что каждый из них говорит правду.
находить истину и обретать уверенность в логике Условная же истина основана на опыте: «Мне ка-
вещей. Казалось бы, что может быть привлекатель- жется», «Насколько я могу судить», «По своему
нее? Это правило прекрасно зарекомендовало себя опыту знаю...». Ничего общего с той замечательной
определенностью, с которой мы имеем дело в обыч- им свойствам. Разум в состоянии увидеть только
ной логике и которая на деле является «истиной, то, что он готов увидеть. Анализ данных сам по себе
взятой на веру», маскирующейся под «истину, по- не рождает идей. Он лишь позволяет нам сделать
лученную по правилам игры». выбор среди уже существующих понятий и мыслей.
Во внутреннем мире восприятия нет места проч- Растет значение гипотез, умозрительных построе-
ности и постоянству, свойственным каменной ло- ний, подходов к генерации идей, в которых боль-
гике. Камень прочен, конкретен, постоянен, его не шая роль отводится провоцированию, и модельных
так легко сдвинуть с места. Это логика, в основе подходов, которые позволяют нам по-разному
которой лежит слово «есть». Восприятие, напротив, смотреть на окружающий мир. Создание таких ра-
основано на водной логике. Вода течет. Вода — мок вероятных исходов происходит в процессе вос-
структура аморфная, не имеющая острых краев, но, приятия.
с другой стороны, она легко принимает форму со- Мне следовало бы добавить, что в сфере воспри-
суда, в который ее наливают. Водная логика осно- ятия нет такой вещи, как противоречие. Можно
вана на слове «куда». одновременно придерживаться противоположных
Цель данной книги состоит в том, чтобы рас- взглядов. Может иметь место дисгармония, когда
смотреть природу и правила водной логики и про- что-нибудь не вполне соответствует нашим ожида-
демонстрировать некоторые практические спосо- ниям, но это уже совсем другое.
бы ее использования. Поскольку природа восприятия может допускать
Водная логика — это логика внутреннего мира противоречия, логика всегда являлась неподходя-
восприятия. Я подозреваю, что она применима так- щим средством для того, чтобы вносить изменения
ж е — и гораздо в большей степени, чем нам до сих в восприятия. Восприятия можно менять (исследо-
пор казалось, — ко внешнему миру. Теперь, когда ванием, переменой контекста и т. п.), но только не
мы приступаем к изучению самоорганизующихся логикой. Это еще одна причина для более присталь-
систем, когда математика начинает заглядывать в ного изучения природы восприятия.
природу нелинейных систем и хаоса, мы, без со- Лишь малую часть своей жизни мы посвящаем
мнения, обнаружим все больше доказательств того, математике и логическому анализу. Гораздо больше
что водная логика применима во многих аспектах времени мы имеем дело с восприятием. То, что мы
внешнего мира, где мы традиционно использовали смотрим по телевизору, и наша реакция на увиден-
лишь каменную логику. Полагаю, это справедливо ное — это все восприятия. Наш страх перед лицом
и в отношении экономической науки. экологических угроз и парникового эффекта ос-
Восприятие и водная логика по-своему влияют нован на восприятии. Предрассудки, расизм, анти-
даже на логику науки, во многом каменную по сво- семитизм — все это вопросы восприятия. В основе
конфликтов, которые проистекают не просто от
чрезмерной демонстрации силы одной стороной,
лежат ложные восприятия. Поскольку восприятия
играют столь важную роль в нашей жизни, имеет
смысл попытаться понять природу водной логики,
вместо того чтобы продолжать впихивать мир в уз-
кие рамки каменной логики.
ВОДНАЯ ЛОГИКА

трашно подумать, как много вреда при-
чинило грубое высокомерие каменной
логики». Автор этих слов — Дадли Херш-
бах, лауреат Нобелевской премии, профессор химии
Гарвардского университета. Это цитата из его пись-
ма ко мне.
Камень тверд, не меняет формы и неподатлив. Он
имеет определенную форму. Вода — иное дело. Она
мягка и податлива.
Камень может использоваться для нападения,
и как орудие агрессии он тверд и тяжел. Когда вы
нападаете на воду, она не оказывает сопротивления,
но затем заглатывает или топит нападающего.
Если положить камень на твердую поверхность, он
будет лежать неподвижно на одном месте. Камень
«есть». Если пролить воду на плоскую поверхность,
она растечется и разведает каждую щель. Если есть хоть
маленький наклон, вода потечет.
Камень не меняет своей формы в зависимости от
внешних обстоятельств. Вода не имеет собствен-
ной формы, а принимает форму сосуда, который
вмещает ее. Истина очень часто является истиной ются каменной логикой. Дискуссия у японцев в
лишь в определенном контексте. В водной логике значительной степени связана с добавлением но-
подчеркивается важность контекста. вых слоев к предыдущим, что свойственно и вод-
Если положить камень в стакан и затем накло- ной логике.
нять стакан все больше и больше, камень рано или Все вышесказанное может дать вам некоторое
поздно вывалится. Камень либо в стакане, либо вне представление о разнице между каменной и вод-
его. В случае с водой вы можете вылить часть жид- ной логикой.
кости из стакана и по-прежнему иметь ее достаточ- Подытоживая все сказанное, можно сказать, что
ное количество в стакане — воде не надо быть каменная логика основана на «быть», «есть», тогда
«либо/либо». как водная — на «куда», «в направлении к» и т. п.
Если добавить к камню камень, получится два Куда это перетекает? К чему это приведет? Что бу-
камня. Если добавить воду к воде, две воды не по- дет суммой всего этого?
лучится. Новая вода смешается со старой, и резуль- Традиционная каменная логика уделяет большое
татом станет снова вода. внимание сущности объекта: «Это гусеница». Не
Это аддитивное свойство водной логики очень меньшее значение она придает тому, чем «облада-
напоминает «нечеткую логику»*, которая сегодня ет» объект, а также операции «включения». «Гусени-
находит все более широкое применение в области ца является существом зеленого цвета и имеет по-
искусственного интеллекта. Восприятия комбини- крытое волосками тело».
руются, дополняя друг друга и образуя целое, как в Включение, исключение, что представляет собой
поэзии.
объект и чего не представляет, устранение противо-
Каменная логика часто имеет дело с противопо- речий — все это традиционное логическое мышле-
ставлением, выраженным частицей «но», посколь- ние. Мы понаставили повсюду ящиков в виде кате-
ку нередко приходится показывать, чем различа- горий, классов и типов. Мы судим о том, относит-
ются объекты. Водную логику более заботит час- ся ли что-нибудь к определенному ящику, и если
тица «и»: каким образом слагаемые образуют целое. да, придаем ему все характеристики содержимого
Спор западного типа в большинстве своем осно- данного ящика. Это основа наших умозаключений
вывается на конфликте, где стороны руководству- и нашей уверенности, и она служит нам достаточ-
но успешно, хотя и способна привести нас к гру-
* Формальная система логики, разработанная профессором Лотфи Заде
бому высокомерию.
(Калифорнийский университет Беркли) в 1960-х годах, являющаяся расши-
рением обычной булевой логики. В ней значения «истина» и «ложь» заменя-
Попробуем подставить на место «есть» и «быть»
ются значениями функции на отрезке [0, 1] (концепция частичной правды).
Позволяет уйти от однозначности ответа на вопрос. Часто используется в
каменной логики «туда» или «в направлении к» ло-
экспертных и самообучающихся системах и системах распознавания обра-
зов. — Прим. перев.
гики водной.
ческим сельским пейзажем вдруг последовал про-
«КУДА» заический вид городской электростанции — это
тоже следующее по времени событие. Таким обра-
Что мы понимаем под словом «куда»? Мячик, по-
зом, смысл слова «куда» не ограничивается поня-
мещенный на наклонную поверхность, покатится
тиями «становиться» или «превращаться в», хотя и
«к»* ее подножию. Река течет «к» морю.
это тоже следует включить в широкое определение
Яйцо, брошенное на горячую сковородку, превра-
«куда», имеющего значение «что случается затем».
щается «в» яичницу.
Нестабильная система может стать стабильной.
Падая, яйцо превращается «в» месиво на полу.
Стабильная система может стать нестабильной.
Режиссер может приклеить кадр с падающим яй-
Одна вещь ведет к другой.
цом «к» кадру, на котором запечатлена рушащаяся
Поскольку понятие «куда» столь важно, было бы
башня.
полезно дать ему определение с помощью нового
Режиссер может приклеить кадр с падающим яй-
слова. Возможно, мы могли бы ввести в употребле-
цом «к» кадру, на котором снята плачущая девочка.
ние новый предлог, скажем, «вик», означающий «ве-
Мячик, перекатывающийся с одного места «в»
дет куда». Но в данный момент такое нововведение
другое, остается все тем же мячиком. Сырое яйцо,
может показаться искусственным или излишним.
которое стало яичницей, есть то же самое яйцо, но
Женщина приносит неисправный электрический
в другой форме. Однако кадр с рушащейся башней
чайник в магазин и просит заменить его на новый.
или плачущей девочкой имеет отношение к преды-
Продавец знает, что этот чайник не мог быть при-
дущему кадру с падающим яйцом только потому,
обретен в его магазине, поскольку чайников этой
что режиссер решил установить между ними связь.
марки они никогда не продавали. Но продавец, тем
Таким образом, мы используем «куда» самыми
не менее, меняет чайник на новый. С точки зрения
разными способами и в разных ситуациях.
логики «есть» и справедливости это может показать-
На протяжении всей книги я использую «куда» в
ся абсурдным. Но в рамках логики «куда» это име-
очень простом и ясном смысле. Куда это ведет? Что
ет смысл. Женщина настолько восхищена поведе-
произойдет затем?
нием продавца, что становится регулярной по-
Каким будет следующее событие? Если в фильме купательницей этого магазина. Исследования,

<< Предыдущая

стр. 2
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>