<< Предыдущая

стр. 4
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

состояние лишь на время, необходимое для того, яние. Это один вид самоорганизующейся системы.
чтобы мы это заметили и составили суждение по И ничего таинственного в этом нет.
поводу этого состояния. Как долго должна продол-
жаться такая пауза, чтобы у нас были основания
назвать ее «временной» стабильностью, будет зави-
сеть от скорости, с которой система претерпевает
изменения.
Другим типом стабильности является «повто-
ряющаяся» стабильность, которая означает, что со-
стояние повторяется вновь и вновь. Состояние по-
стоянно во времени, поскольку оно непрерывно
воспроизводится. Неподвижный объект на экране
выглядит неподвижным, хотя на самом деле его
изображение представляет собой последователь-
ность большого числа кадров, по мере того как
пленка пробегает через проецирующую систему ки-
нопроектора.


САМООРГАНИЗАЦИЯ
Если бы некоторое число медуз бросили в кон-
тейнер и предоставили самим себе, они неизбежно
образовали бы формацию наподобие одной из рас-
смотренных ранее. В такой формации были бы пи-
острием в простую стрелку, которая указывает на-
правление потока. Теперь у нас есть две окружно-
сти и стрелка между ними, указывающая направле-
ние. Каждая окружность представляет собой «со-
стояние» или некое условие. В случае мозга речь
будет идти о состоянии нервной активности. Все,
что можно сфотографировать в любой момент вре-
КАК В МОЗГЕ мени, будет «состоянием». Кто-нибудь может пе-
реходить из состояния гнева в состояние толкания
РОЖДАЮТСЯ ВОСПРИЯТИЯ другого человека в грудь. За этим может последо-
вать другое состояние, в котором жертва произво-
дит ответный толчок.
Таким образом, в нижней части рис. 15 показано,
как состояние А приводит к состоянию В. Мы вер-
еперь мы в состоянии перевести танцую-
нулись к водной логике, «потоку», «ведет к» и
щих медуз на язык той деятельности моз-
«куда». За состоянием А следует состояние В.
га, которая дает начало восприятию.
Что при этом происходит в мозге? На рис. 16 по-
казано нечто напоминающее высокий холм возле
цепи более низких холмов.
Высокий холм представляет собой область пико-
вой нервной активности в мозге. Это не какая-то




В верхней части рис. 15 показана медуза, вонзив-
шая свое острие в тело другой медузы. На данном
этапе мы оставляем медуз и переводим щупальце с
физическая область, а скорее группа нервов, свя- По мере угасания под влиянием фактора устало-
занных между собой. Холмы пониже обозначают сти пиковой активности А потенциальная пиковая
области, где нервная активность невысока — в свя- активность В, которая ранее была подавлена, теперь
зи с имеющейся пиковой активностью в другом становится новым пиком и, в свою очередь, подав-
месте в тот же момент времени, которая как бы по- ляет А. Данный переход показан на рис. 17. Теперь
давляет первую. мы можем видеть, что состояние А сменилось со-
Мы подошли к понятию «фактор усталости». Тя- стоянием В. Иными словами, состояние А перетек-
желоатлет не смог бы продолжать держать большой ло в состояние В. Теперь состояния А больше нет —
вес больше, чем несколько минут подряд. Он в кон- есть состояние В. Графически это можно отобра-
це концов устал бы и опустил вес. После отдыха он зить простой формулой, показанной на рис. 18,
сможет вновь поднять вес. Нервы тоже устают. Они которую мы уже рассматривали ранее.
исчерпывают свою энергию, энзимы теряют актив-
ность и т. д. Фактор усталости является важной ча-
стью деятельности мозга. Он настолько важен, что,
по моему мнению, различная скорость утомления,
возможно, имеет значение для интеллекта и связа-
на с возникновением некоторых душевных забо-
леваний.




В этом месте я столкнулся с дилеммой. Некото-
рые читатели могут задать вопросы вроде: что вы
имеете в виду под нервной деятельностью? Почему
имеет место только одно состояние активности?
Почему другие состояния оказались подавленны-
ми? И так далее. Это все совершенно законные во-
просы. Я дал на них подробные ответы в моей кни-
ге «Механизм разума» («Mechanism of Mind»), а так-
же позднее — в книге «Я прав — ты нет» («I am
Right — You are Wrong»). Я не хотел бы повторяться
и отвлекать вас от основной темы, которой посвя-
щена эта книга. Те, кого интересуют означенные де-
тали, могут прочесть одну из упомянутых книг, луч-
ше ту, которая была написана позднее.
Главная идея состоит в том, что нервные струк-
туры в мозге образуют систему, в которой одно со-
стояние активности (определяемое как связанная
группа активизированных единиц) сменяется дру-
гим и т. д.




Итак, рассмотрим простую воронкообразную
формацию, представленную на рис. 20. Состояния
А, В, С, Е, F являются нестабильными и дренируют
в стабильную повторяющуюся петлю D-G-H.
На рис. 19 показан «поток» сначала от А к В, по- Теперь мы можем заново просмотреть все фор-
том к С, а затем опять к А. Отобразить эту ситуа- мации с медузами и, используя уже упрощенные
цию можно с помощью стандартных обозначений, обозначения, понимать их как возможные формы
как на рис. 18, и здесь мы имеем дело с такой же деятельности мозга в генерации и обработке вос-
повторяющейся петлей, которую наблюдали, когда приятий.
изучали поведение медуз. Это как раз то, что мы получили бы в случае с
С этого момента мы можем продолжать исполь- воронкой, как на рис. 21, где все стекает к ее сере-
зовать упрощенное обозначение перехода от одних дине.
состояний к другим. Так же как медуза может вон- На рис. 22 показана плоская, практически двух-
зать свое острие в тело только одной медузы, лю- мерная воронка, помещенная в коробку, в крышке
бое состояние всегда осуществит переход только к которой имеются отверстия, помеченные буквами
единственному другому состоянию. S, T, U, V, W и X. Если уронить маленький стальной
Это противоречит ожидаемому поведению — и на-
шему привычному пониманию информационных
систем, — поскольку мы привыкли записывать в
исходных данных в точности то, что поступает в
систему. Это проиллюстрировано на рис. 23, где
вместо воронки имеется поддон с песком. В такой
системе исходное данное А записывается как А,
данное F— как F, в точности как видеокамера за-
писывает на пленку все, что находится перед объек-
тивом.

шарик в S, он покатится по стенке воронки и ока-
жется в точке Z Если шарик упадет в отверстие X,
он также окажется в Z. Очевидно, что куда бы ни
упал шарик, результатом всегда будет точка Z




Таким образом, система-воронка манипулирует
информацией. Такую систему следует назвать «ак-
тивной» — в отличие от «пассивной», которая про-
сто записывает то, что ей предлагают записать.
Система-воронка нервной активности, повторно
воспроизведенная на рис. 24, ведет себя в точности
Если бы вы ничего не знали о воронке, то сочли так же, как и механическая воронка. Любой входя-
бы такое положение вещей очень странным. Каки- щий сигнал оказывается в стабильном состоянии
ми бы ни были исходные данные, результат всегда Z. D-G-H.
САМООРГАНИЗАЦИЯ

Так же как некоторое количество медуз, предо-
ставленных самим себе, всегда образует некую фор-
мацию со стабильной повторяющейся петлей,
ограниченное число нервных состояний рано или
поздно образует стабильное состояние.
На рис. 25 я изобразил некоторое количество по-
тенциальных состояний, каждое из которых пред-
ставлено в виде простого кружка.




Нет никакой надобности в наклоне стенок во-
ронки, поскольку о силе тяжести речь не идет.
Я изобразил их такими, чтобы легче было предста-
вить себе эффект воронки. Все рассмотренные
выше формации медуз, выполняющие «дренирую-
щую» функцию («дерево», «река», «звезда» и т. п.),
ведут себя аналогичным образом.
И таким образом формируются восприятия; Теперь соединим кружки линиями, как показано
именно поэтому восприятия настолько стабильны. на рис. 26. Не имеет никакого значения, как распо-
Впечатление на входе может принимать многооб- лагаются эти линии, поскольку они представляют
разие форм, но рано или поздно оно успокоится и собой потенциальные переходы от одних состоя-
стабилизируется в какой-то одной форме. Это и ний к другим. Скажем, можно было бы провести
есть восприятие, которое формирует и использует линию от каждого кружка к каждому другому круж-
наш мозг. Все остальное — это нестабильные, про- ку, но в результате получилось бы просто ненуж-
межуточные впечатления. ное нагромождение линий.
На рис. 28 к предыдущим состояниям были до-
бавлены черточки — так мы отметили наши пред-
почтения. Предлагаю вам самим построить подоб-
ную диаграмму, придерживаясь такой схемы:

1. Разместите кружки на листе бумаги произволь-
ным образом.
2. Соедините их между собой каким угодно спо-
собом (по крайней мере две линии на каждый
кружок).
3. Для каждого кружка пометьте одну линию, от-
ходящую от него, двумя черточками, а одной
черточкой —любую другую линию, отходящую
Как я указывал ранее, в каждой конкретной со- от этого кружка.
вокупности обстоятельств состояние «ведет к» или
«сменяется» другим состоянием в единственном Я хочу подчеркнуть, что специально не придумы-
числе. Поэтому пометим начало одного из потен- вал расположение кружков и линий.
циальных переходов двумя черточками, чтобы по-
казать, что это предпочтительный переход. Второй
выбор обозначим одной черточкой. Таким образом,
на рис. 27 после состояния А с гораздо большей ве-
роятностью наступит состояние В, чем С.
Теперь возьмите карандаш и, войдя в систему че- что стабильные восприятия неизбежно формируют-
рез какой-нибудь кружок, проследуйте одним из ся вне зависимости от входящей информации. Стоит
возможных путей. Вы всегда должны покидать кру- потокам восприятия сформироваться, и мы будем
жок вдоль линии, помеченной двойным штрихом. всегда видеть мир определенным образом, точно так
Если вам случилось попасть в кружок вдоль двой- же как в рассмотренной выше системе с воронкой
ной линии, вы обязаны покинуть его по линии, мы всегда получали один и тот же результат.
помеченной одиночным штрихом (это ваш второй Поведение самоорганизующихся систем чрезвы-
выбор). Посмотрите, что у вас получилось. чайно просто, если мы трактуем их как самоорга-
На рис. 29 показан путь, который избрал я, и то, низующиеся системы. Если мы не сделаем над со-
что из этого получилось. Совершенно очевидно, бой такое усилие, а будем продолжать смотреть на
что имеется повторяющаяся петля и что все прочие них по старинке, в этом случае они будут казаться
состояния нестабильны и питают указанную петлю. нам в высшей степени сложными. Мы всегда склон-
ны были смотреть на работу мозга по старинке.
Два дополнительных примера самоорганизую-
щихся систем представлены на рис. 30 и 31. Войдя
в систему в любой точке и проследовав по предпоч-
тительным путям, вы всегда окажетесь в стабиль-
ной повторяющейся петле.




Итак, мы имеем самоорганизующуюся систему,
которая объясняет загадку восприятия: как мозг
формирует стабильные восприятия из хаоса окру-
жающего мира? Организация работы мозга такова,
УЗНАВАНИЕ
Как только установилась стабильная схема (или
шаблон) восприятия, любой входящий сигнал, хоть
сколько-нибудь похожий на предыдущие, будет не-
медленно распознан. То, что подлежит распознава-
нию, необязательно должно быть таким же или зани-
мать то же место, что и ранее. Входящий сигнал
поступает в установившийся шаблон. Это делает био-
логическое распознавание гораздо более эффектив-
ным, чем традиционное или компьютерное распо-
знавание (хотя положение теперь меняется по мере
На данном этапе можно сформулировать теоре-
того, как появляются попытки создать компьютеры,
му де Боно — очень простую теорему:
работающие на основе биологических принципов).
ИЗ ЛЮБОЙ ТОЧКИ СИСТЕМА С ОГРАНИЧЕН-
НЫМ ЧИСЛОМ СТАБИЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И
ЦЕНТРИРОВАНИЕ
ФАКТОРОМ УСТАЛОСТИ ВСЕГДА ДОСТИГАЕТ
Мы всегда в состоянии распознать «чистый», или
СТАБИЛЬНОГО ПОВТОРЯЮЩЕГОСЯ ЦИКЛА.
«идеальный», образ, лежащий в основе любого кон-
кретного объекта или ситуации. Например, можно
Теорема кажется мне такой простой, что я подо-
смотреть на дачное или офисное кресло, кресло-
зреваю, она существует уже в какой-то другой фор-
качалку и т. п., но при этом мы всегда видим за все-
ме, но если нет, тогда ее, безусловно, стоило бы
ми этими конкретными вещами главное — кресло.
здесь сформулировать. Тем не менее приложения
Центрирование также означает, что в абстрактных
того, что кажется очень простым, могут быть мно-
вопросах мы всегда приходим к примеру «чистого»
гообразными.
мышления, или мышления «классиков». К чему
можно прийти теперь, так это к «идеалам» Плато-
АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ на. Он утверждал, что такие идеалы должны суще-
ствовать сами по себе, для того чтобы мы могли с
Взяв за основу предыдущие рассуждения, перей-
их помощью узнавать конкретные объекты. Пове-
дем к осмыслению некоторых фундаментальных
дение самоорганизующейся системы объясняет, как
аспектов восприятия, таких как узнавание, центри-
такие идеалы формируются системой.
рование и подготовленность.
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
Наш разум в состоянии увидеть только то, что
он готов увидеть. В наше время это мало кто оспа-
ривает. По этой причине существует необходимость

<< Предыдущая

стр. 4
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>