<< Предыдущая

стр. 5
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

в таких вещах, как гипотезы, рассуждения и прово-
кации. Без подобных новых «рамок» мы смогли бы
смотреть на данные лишь так, как привыкли это
делать.
Все эти вопросы, которых я коснулся здесь бо-
лее чем поверхностно, подробно рассматриваются
в книге «Я прав — ты нет» («I am Right — You are
Wrong»).

РАЗЛИЧЕНИЕ
На рис. 32 представлена еще одна самоорганизу-
ющаяся система. Но она отличается от других.
Разница состоит в том, что система переходит не
в одну стабильную повторяющуюся петлю, а сразу
в две: A-B-C-D-E и W-X-Y-Z. Войдя в систему в
одной точке, вы попадете в одну петлю, войдя же в
другой, можете оказаться в другой. Если бы вошли
в нескольких точках сразу, то оказались бы в не-
скольких петлях. Эта простая система способна «ви-
деть мир» одним из двух способов. Это то же са-
мое, что иметь дело с коробкой, у которой есть од-
новременно две воронки, — как показано на нее прошлое, эмоции и т. д.) одно из них будет не-
рис. 33. Эта коробка способна генерировать два вос- много доминировать над другим, очевидным ре-
приятия одновременно. зультатом чего станет «сдвиг внимания». Следует
Если одновременно имеют место два восприятия, также ожидать вполне определенной связи между
тогда по целому ряду причин (отдаленное и недав- обоими.
То же происходит и со смыслом. Мы питаем
смысл центральную тему, или смысл, с периферических
областей.
Может показаться странным, что до сих пор я
Ситуация, о которой идет речь, повторно приве-
не часто использовал слово «смысл», хотя его сле-
дена на рис. 34. Очевидно, что можно продолжать
довало бы признать важнейшим понятием, когда
в том же духе бесконечно, добавляя к «дереву» ли-
речь идет о потоке, водной логике и восприятии.
стья, по мере того как новый опыт обогащает су-
Причина заключается в том, что прежде я хотел за-
ществующий смысл.
ложить основу для введения понятия смысла, что-
бы не пришлось использовать его как чисто опи-
сательный термин. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ
В формации типа «дерево», с которой мы столк-
То, что я теперь собираюсь утверждать, является
нулись в самом начале, имея дело с медузами, каж-
чистым теоретизированием или, если хотите, про-
дый «листик» в конце концов питает ствол.
вокацией, хотя и непосредственно вытекает из тех
рассуждений, которые приводились ранее. Многие
говорят, что язык имеет большое значение для раз-
вития мышления. Я не считаю, что это, строго го-
воря, так, поскольку можно мыслить образами.
Дети также часто мыслят далеко за пределами их
словарного запаса.
Однако язык, может статься, помог развитию
мышления несколько иным образом, а именно —
в деле стабилизации петель восприятия. Мы могли
бы ходить от неясных, путаных восприятий к
жесткой логике языка и обратно в своего рода
повторяющемся цикле, о котором рассказывалось
ранее.
Иными словами, язык, возможно, оказал нам по-
мощь в стабилизации восприятий, придав им
определенную направленность. И в этом заключа-
ется чрезвычайно полезная функция языка. Рассмат-
риваемый процесс проиллюстрирован на рис. 35.
ния и мифы. Мифы, создаваемые взрослыми, ко-
гда им не у кого узнать правильный ответ, имеют в
точности такую же природу. История науки полна
мифов, заполняющих пробелы в знаниях: маля-
рия — это вредный воздух с болота, который про-
воцирует такое заболевание, как малярия. Долгое
время существовала теория флогистона, объясня-
ющая природу горения. Мифы о ведьмах, призра-
ках, драконах и прекрасных принцессах имеют под
собой во многом похожую основу. Иные мифы не-
сут другую смысловую нагрузку, являясь кристал-
лизациями или метафорами, оберегающими опреде-
ленные ценности или поведенческие идеалы.

Оборотная сторона, о которой я подробно рас-
сказываю в другой своей книге, состоит в том, что
язык, бесспорно, заставляет нас смотреть на мир
традиционным образом.

МИФЫ И «ПОЧЕМУ»
Маленькие дети постоянно спрашивают: «Поче-
му?» Они не ищут причинно-следственных объяс-
нений в научно-познавательном смысле этого сло-
ва. Им нужны «связующие нити». Они ищут, чем бы
заполнить пробелы в своих знаниях и опыте, чтобы
получить более стабильное целое. Данный процесс
схематично изображен на рис. 36.
Когда поблизости нет взрослых, которые могут Мифы, функция которых заключается в обеспе-
предоставить им необходимые связующие нити, чении связи там, где это нужно, приносят реаль-
которых они требуют своим вопросом «почему?», ную пользу, даже если сами мифы на первый взгляд
дети вынуждены создавать собственные объясне- оказываются бессмыслицей. В области восприятий
истина является всего лишь «кругообразностью»,
ЗАКРЫТИЕ
и отношение к внешнему миру не имеет значения в
Слово «закрытие» заставляет вспомнить геш-
рассматриваемый момент времени. Назначение
тальт-психологов, которые, на мой взгляд, были на
внешнего мира состоит в том, чтобы мифы совер-
правильном пути, хотя и любили говорить о вещах
шенствовались.
туманным и описательным образом. У них были
Роль мифа в качестве связующего звена показа-
собственные мифы, посредством которых они на-
на на рис. 37.
ходили объяснение тому, что было трудно понять.
Любая самоорганизующаяся система описывае-
мого здесь типа всегда достигает повторяющейся
стабильной петли. Это, вероятно, имеет место на
ряде различных уровней, к рассмотрению которых
я собираюсь приступить в скором времени.
Одна из самых сложных вещей в педагогике — да
и во всякой попытке изменить восприятие других
людей — состоит в увеличении петли. Если человек
доволен стабильностью своей петли восприятия,
как показано на рис. 38, ему будет психологически




Когда-то давным-давно я высказывал мысль, что
мы, быть может, нуждаемся в каком-нибудь выра-
зительном слове в нашем лексиконе, которое дей-
ствовало бы как своего рода мини-миф, выполня-
ющий связующую роль. Мы, например, использу-
ем слово «нечто» («что-то» и т. п.) для этих целей,
но для полноценной реализации рассматриваемой
функции это слово все-таки явно недотягивает.
нелегко сменить ее на более обширную. И дело во-
все не в том, что более узкая петля полна мифов и
предубеждений. Завершенность, или «закрытие»,
петли — вот что имеет значение. Опять повторюсь,
что истина в терминах восприятия — это истина,
присущая системе (стабильная кругообразность),
а не истина, которую можно проверить измере-
ниями.
Если петли так стабильны, как вообще происхо-
дит переход от одной петли к другой?

ПЕРЕХОД
Когда имеют место биохимические изменения в
мозге, тогда предпочтительный путь от А к В сме-
нится на путь от А к С. Условия или контекст из-
менились. Вполне вероятно, эмоции могли произ- нервов. Это означало бы, что мы перемещались бы
вести означенные изменения в биохимическом со- от одной петли к другой и каждое состояние пред-
ставе мозга. Процесс схематически отображен на ставляло бы собой петлю. Такой фактор мог бы яв-
рис. 39. ляться неким фактором «скуки». Я подозреваю, что
Для изменения обстоятельств, в рамках которых скука — это не просто отсутствие стимулов, она
происходит восприятие, могут быть и другие при- играет ключевую роль в механике мозга и даже мо-
чины. В ходе дальнейшего восприятия информации жет иметь биохимический эквивалент.
может произойти изменение в чувствительности Стоит нам взглянуть на то, как осуществляется
отдельных групп нервов к стимулам, в результате переход от одних петель восприятия к другим, как
чего количество потенциальных состояний изме- функциональная разница между стабильностью
няется и задействованными оказываются другие паузы и стабильностью повторения практически
пути сообщения между ними. Едва ли стоит удив- исчезает, поскольку, если повторяющаяся петля
ляться тому, что когда мы смотрим на другую кар- длится лишь ограниченное время, тогда эффект тот
тину, то видим уже что-то другое. же, что и от простой паузы.
Возможно также, что фактор усталости имеет Однако такой тип стабильности имеет свои прин-
место для повторяющихся петель, как и для групп ципиальные отличия.
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ
Может быть задействовано несколько уровней
организации. Во-первых, имеется уровень нервных
структур, где связанные между собой нейроны (нерв-
ные клетки) способны стабилизироваться в виде
групп. Некое число таких групп затем образуют ста-
бильную повторяющуюся петлю, в результате чего
мы имеем простое восприятие. Смену простых вос-
приятий мы могли бы назвать потоком внимания,
которое может быть обращено на нечто известное
нам по опыту.
Результатом становится более сложное восприя-
тие ситуации в целом. Определение границ каждого
уровня являет собой в большей степени упражне-
ние в описательной философии, чем в анализе функ-
ционирования систем.
Возможные уровни организации схематически
представлены на рис. 40, но я не придавал бы этой
структуре слишком большого значения на данном
этапе.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ терального мышления). Говорим ли мы на данном
этапе о философии, экспериментальной психоло-
Мы до сих пор не знаем всех тонкостей работы
гии, математике или еще о чем-то?
мозга. Но я уверен, что мы знаем достаточно об
Философия имеет свойство увлекаться описа-
общих принципах поведения мозга. Это поведение
тельностью и анализом слов, которые мы исполь-
самоорганизующейся информационной системы.
зуем для описания вещей и явлений. Эксперимен-
Я считаю, что, основываясь на знании принципов
тальная психология способна измерить крошечную
поведения мозга, мы можем извлечь для себя мно-
часть целого, но она действует в рамках концепции
го полезного, в том числе разрабатывать методы
системной организации.
эффективного мышления (например, средства ла-
Поведение внутри определенной вселенной, по одно и то же. Все, по большому счету, очень про-
сути, является объектом изучения математики. По- сто, и сложности обычно возникают у тех, кто при-
этому то, о чем я пишу в этой книге, есть своего вык излишне все усложнять. Однако даже если вы
рода математика: речь идет о поведении внутри си- не вполне уяснили для себя, о чем шла речь на пре-
стем с ограниченным количеством состояний и о дыдущих страницах, вы все равно можете перейти
переходах между этими состояниями. В физике мы сразу к практическим аспектам водной логики и ис-
довольствуемся разделением между концептуаль- пользовать излагаемые далее практические процес-
ными моделями теоретической физики и измере- сы, принимая их такими, какие они есть.
ниями в экспериментальной физике. Возможно,
нам требуется новое слово — «ментика», определя-
ющее науку об информационных системах. В том,
что я излагаю здесь, нет ничего загадочного. Это
полностью отвечает самому элементарному поведе-
нию в системе нервных структур, известному нам.
Что нам предстоит исследовать, так это эффектив-
ность простого поведения внутри определенных
организаций, поскольку следует помнить, что про-
стые системы могут быть очень эффективными.
Именно такое исследование я провожу здесь и в
других своих трудах.
Совершенно очевидно, что рассуждения, прове-
денные в данном разделе книги, непосредственно
основаны на водной логике. Базисом системы яв-
ляется простой переход от состояния А к состоя-
нию В. Оставшуюся часть книги я посвящаю прак-
тическому применению водной логики. Однако
прежде необходимо было бы рассмотреть, почему
водная логика является функциональной и органи-
зующей логикой в мире восприятий. Надеюсь, вы
не столкнулись с особыми трудностями, уясняя для
себя вещи, изложенные в разделе. Я пытался изла-
гать все предельно ясно, несколько раз повторяя
как если бы мы вышли за пределы собственного
мышления и стали бы смотреть на него со сторо-
ны. При этом мы можем замечать некоторые вещи,
так же как мы видим черты ландшафта, глядя на
картограмму. А затем мы можем даже попытаться
вмешаться и попробовать что-то изменить в соб-
ственном мышлении — или же изменить ситуацию.
ПОТОКОГРАММЫ Потокограмма представляет собой, по сути, сни-
мок нашего внутреннего мира. Это картина наше-
го восприятия. Можно построить потокограмму и
для внешнего мира, но затем ее придется конкре-
тизировать. Потокограмма — это снимок нашего
огда вы стоите на вершине высокого хол- восприятия, какое оно есть в данный момент вре-
ма, перед вами простирается ландшафт и мени. Мы создаем потокограммы, чтобы понять
вы мысленно можете нарисовать себе со- собственные восприятия.
ответствующую картограмму, а проще говоря — кар- Построить потокограмму не представляет труда.
ту. Можно лететь над местностью и иметь прекрас- Важно придерживаться определенной последова-
ный обзор из самолета, а еще лучше — из вертолета. тельности шагов, всегда продвигаться вперед стро-
Художник может изобразить ландшафт на картине. го по одному шагу, никогда не перепрыгивая на
При разработке архитектурного проекта использу- несколько шагов вперед. Важно также быть чест-
ют модели элементов ландшафта и строят соответ- ным перед самим собой и не пытаться добиться
ствующую картограмму. Опытный глаз сразу увидит желаемого результата ценой объективности.
все важнейшие черты ландшафта, просто взглянув
на линии, нанесенные на картограмму местности.
СПИСОК ПОТОКА СОЗНАНИЯ
Картограмма, таким образом, нужна для изучения
ландшафта, особенностей местности. Первый шаг состоит в том, чтобы определить тему
Аналогичным образом потокограмма нужна для потокограммы. Например, предположим, ваш со-
изучения потоков. Поток является сутью водной сед по дому включает музыку слишком громко по
логики, поэтому, глядя на потокограмму, мы смот- вечерам.
рим непосредственно на водную логику. Мы видим Вторым шагом является составление списка по-
ее, словно на картине или на карте. Таким образом, тока сознания. Вы включаете в список по порядку
нам удается «увидеть» собственное мышление. Это свои мысли, записывая каждую из них в отдельную
строчку. Поток свободных ассоциаций означает Это настоящий, не выдуманный список первых
аспекты, идеи, образы, факторы и т. п., которые при- пришедших в голову факторов рассматриваемой
ходят вам в голову. Речь не идет о каком-либо сис- ситуации. Я записал эти факторы в том поряд-

<< Предыдущая

стр. 5
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>