<< Предыдущая

стр. 6
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

тематическом анализе. Я называю это потоком со- ке, в котором они пришли мне в голову в связи с
знания, имея в виду те мысли, которые приходят этой вымышленной ситуацией. Если бы я больше
вам на ум в связи с рассматриваемой ситуацией. Эти размышлял над ней, список мог бы получиться
мысли вовсе не являются вариантами выхода из другим.
ситуации, а всего лишь отражают различные ее ас- Но самое главное — мы имеем дело с настоящим
пекты. Более подробно о потоке сознания мы по- списком, составленным по принципу потока со-
говорим в следующем разделе книги. знания. Было бы мало пользы от того, что мы взя-
ли бы и тщательно отобрали тезисы, чтобы проде-
Итак, в случае с шумным соседом список потока
монстрировать заведомый результат.
сознания мог бы выглядеть следующим образом:
Третий шаг состоит в том, чтобы пройтись по эле-
ментам списка, присваивая каждому из них букву
алфавита: А, В, С, D и т. д.
Четвертый шаг — самый главный и включает соб-
ственно построение потоков. Рассматривая эле-
менты списка по одному, вы определяете, к какому
другому элементу «перетекает» этот конкретный
элемент.
Все очень просто: к какому другому элементу
списка ведет данный элемент? Это вопрос не при-
чинно-следственной связи, а того, что «приходит
в голову следующим». С одной стороны, это мо-
жет быть очень просто, когда другой элемент явля-
ется очевидным пунктом назначения. Или это мо-
жет быть очень сложным делом, поскольку возмож-
ным исходом могут показаться два и более
элемента. Или вообще ни один элемент не кажется
подходящим исходом.
Как бы сложно ни было, приложите максимум
усилий.
Пятый шаг заключается в том, чтобы построить
потокограмму, используя буквы, представляющие
элементы списка. Например, если А (ГРОМКАЯ
МУЗЫКА) течет к С (НЕ МОГУ СПАТЬ), тогда мы
просто указываем, что А ведет к С, как показано на
рис.41.




То же самое мы проделываем для каждого эле-
мента списка. При этом подмечаем, какой элемент
чаще всего упоминается среди букв справа (то есть
среди результирующих тезисов). В рассматривае-
мом примере С четыре раза оказывается в резуль-
тирующих тезисах. Включим его первым в состав
нашей будущей потокограммы, а затем присовоку-
пим те элементы списка, от которых мы соверши-
ли переход к нему.
Следите за тем, чтобы каждая буква включалась
в состав потокограммы только единожды. Прове-
ряйте это время от времени, поскольку достаточ-
но легко случайно включить какую-либо букву по-
вторно.
4. Для каждого элемента указать, к какому дру-
С первого раза потокограмма получится, скорее
гому элементу он перетекает.
всего, весьма сумбурной. Поэтому ее следует пере-
рисовать более аккуратно — так, чтобы стрелки не 5. Начертить потокограмму.
пересекались. 6. Перечертить потокограмму более аккуратно.
Окончательным результатом может стать, напри-
мер, потокограмма, представленная на рис. 42. Как ИССЛЕДУЕМ ПОТОКОГРАММУ
можно легко видеть, каждое событие на ней (пред-
Теперь, имея потокограмму, мы можем как сле-
ставленное соответствующей буквой) перетекает к
другому событию. дует рассмотреть ее и прийти к определенным вы-
водам, подобно тому как если бы мы комментиро-
К некоторым элементам переход осуществляет-
вали картограмму. Можно заметить ряд свойств,
ся особенно часто — как, например, к С. Однако у
присущих любой потокограмме.
каждого элемента может быть единственная стрел-
ка, отходящая от него к какому-нибудь другому
элементу. Это очень важный аспект, в точности со-
ответствующий правилу медуз, согласно которому
медуза может вонзить свое острие в одну-един-
ственную медузу.
Данный момент основан на общем правиле, ко-
торое гласит: при заданных обстоятельствах одно
состояние всегда переходит в единственное другое
состояние.
На данном этапе будем считать, что контекст или
набор обстоятельств остается неизменным. Позднее
мы рассмотрим, что происходит, когда меняется
контекст.
Кратко повторим и сведем вместе шаги, необхо-
димые для построения потокограммы.

1. Выбрать тему потокограммы.
2. Составить список потока сознания.
3. Присвоить каждому элементу списка букву
алфавита по порядку.
на своей потокограмме, проверьте ее, поскольку
КОЛЛЕКТОРЫ
где-то вы допустили ошибку.
На потокограмме имеются точки, которые слов- На потокограмме, показанной на рис. 42, ста-
но притягивают к себе стрелки от многих других бильную петлю образуют элементы F-G-E. Налицо
точек. На рис. 42 С является очевидным примером бесконечно повторяющаяся петля, встречавшаяся
такой точки. Можно назвать такие точки потоко- нам раньше. Она обеспечивает стабильность наше-
граммы коллекторами, узлами, точками стока или го восприятия в отношении рассматриваемой си-
просто стоками. Они, кажется, притягивают к себе туации. Данная петля, означающая, что для нас
другие точки. Другие точки, или элементы потоко- сосед агрессивен, ему все нипочем и он не реаги-
граммы, перетекают в эти точки. В примере, кото- рует на угрозы, есть главная точка приложения для
рый мы рассматриваем, тезисом С является НЕВОЗ- наших действий по разрешению проблемы. Можно
МОЖНО СПАТЬ. Совершенно очевидно, что это рассмотреть в отдельности каждый из тезисов, об-
центральная идея и главная причина возникшей разующих петлю. Если соседу все равно (Е), тогда
проблемы. Вот тезисы, которые перетекают в дан- можно подумать о решении проблемы через мили-
ный тезис: ГРОМКАЯ МУЗЫКА, С ЗАВИДНЫМ цию или суд: может статься, что перед лицом органов
УПОРСТВОМ, ПРОДОЛЖАЕТСЯ УЖЕ ДОЛГОЕ власти ему будет не все равно. С другой стороны,
ВРЕМЯ и НЕВОЗМОЖНО НЕ СЛЫШАТЬ МУЗЫ- с агрессивностью соседа (G), быть может, проще
КУ. В этом месте вы могли бы сказать, что, быть справиться посредством вежливости и миролюбия.
может, таблетка снотворного могла бы помочь ре- Возможно, агрессивность у соседа породил перво-
шить вашу проблему. Менее радикальным решени- начальный категорично-нетерпимый подход с ва-
ем могли бы стать беруши. Точки стока являются шей стороны. Поскольку угрозы не работают (F),
важными элементами потокограммы и также зача- можно попробовать способ «клин клином» и тоже
стую предлагают решение. Каждый коллектор обыч- начать включать музыку столь же громко.
но заслуживает особого внимания.

СВЯЗУЮЩИЕ ЗВЕНЬЯ
СТАБИЛЬНЫЕ ПЕТЛИ
На потокограмме, изображенной на рис. 42, Н яв-
Любая потокограмма всегда содержит хотя бы ляется важнейшим связующим звеном между точ-
одну стабильную петлю. Это вытекает непосред- кой стока и стабильным состоянием. Рассмотрим
ственно из того, о чем мы говорили в предыдущем H более подробно. Тезис H указывает, что одним из
разделе, а также из теоремы, сформулированной на факторов не в вашу пользу является то, что никого
с. 66. Если вы не можете найти стабильную петлю больше эта ситуация не касается. В связи с этим
речь не идет о группе поддержки или множествен- или же выбрать тему и составить собственный спи-
ных жалобах. Возможно, все же что-нибудь можно сок потока сознания.
было бы предпринять в этом направлении. Быть Многие люди беспокоятся, является ли состав-
может, соседей можно было бы объединить в свое- ленный ими список достаточно полным и правиль-
го рода инициативную группу. Такая группа имела но ли они построили связи. Это не имеет большого
бы возможность разбираться со всеми местными значения. Потокограмма представляет собой образ
проблемными ситуациями, включая жалобы на слиш- ваших восприятий в данный момент времени. Об-
ком громкую музыку, доносящуюся от соседей. Если разы могут получиться разными в разное время,
бы сосед — любитель громкой музыки — был членом точно так же как у вас может сложиться разное пред-
такой группы, ему пришлось бы объяснять, почему ставление о доме в зависимости от того, в какое
музыка должна быть такой громкой, или, в против- время суток вы осматриваете его. Кроме того, ваши
ном случае, группа своим авторитетом смогла бы восприятия могут быть разными в зависимости от
оказать на него авторитетное давление. обстоятельств. В водной логике речь идет не о чьей-
Итак, мы убедились, что, имея перед собой пото- то правоте, а о том, что во что перетекает. Поэтому
кограмму, мы можем эффективно работать над про- смело составляйте потокограммы, не слишком за-
блемой. Мы можем видеть как самые деликатные ботясь о том, правильно ли вы это делаете.
моменты, так и перспективные направления дей-
ствия. Мы можем сфокусировать внимание и ре-
ТЕМА
шить, в каком направлении лучше всего предпри-
нимать действия. Мы можем по-прежнему стоять У вас верная и опытная секретарша, которая чест-
перед необходимостью выбрать наилучшее действие, но проработала с вами в течение многих лет. По мере
однако всегда легче решать в отношении четко того как годы берут свое, работать ей становится
сформулированных шагов, чем более туманных. все сложнее. Она еще не достигла пенсионного воз-
раста и не хотела бы уходить на пенсию ранее по-
ложенного срока.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ПРИМЕРЫ
Разберем еще несколько примеров. Я хочу под-
черкнуть, что в каждом случае речь идет о настоя-
щем списке потока сознания. Я не выдумывал при-
меры и ситуации, чтобы доказать свою точку зре-
ния. Вы можете, если хотите, взять такой же список
и расположить собственные связи и потокограмму
Точка В
Это явная точка стока. Секретарша попросту не
желает уходить на пенсию. Уволить ее означало бы
проявить неблагодарность к ней, а также провоци-
ровать падение морального духа у других членов
коллектива.


Точка I
Это также некая точка стока, куда вливаются не-
сколько потоков, которые затем питают В. По сути,
I подтверждает, что увольнение не является выхо-
дом из положения.
ПОТОКОГРАММА
ЦепьН-C-F-G
Можете нарисовать собственную потокограмму,
Необходимость в перемене, на которую указыва-
исходя из потоков, указанных в списке, либо вос-
пользоваться готовой (рис. 43). ет данная логическая цепочка, в конце концов бло-
кируется невозможностью уволить секретаря про-
Итак, приступим к рассмотрению нашей пото-
кограммы. тив ее воли.
Петля В-Е
Это стабильная и простая по своей сути петля.
Секретарша не хочет увольняться и не желает усту-
пать свою «территорию» или «сферу влияния».
В связи с этим нет никакой возможности перевес-
ти ее на другую должность. Возможное решение —
повысить ее в должности и сделать начальницей над
некоторыми группами сотрудников. Это позволи-
ло бы ей сохранить свою «сферу влияния», и при
этом работу, которую она сама уже не в силах вы-
полнять, делали бы люди, находящиеся у нее под
началом.
Потокограмма также показывает, что работа в
направлении точек D и J не обещает каких-либо су-
щественных перемен. Интересно отметить, что элементы данного спис-
ка являются довольно категоричными тезисами.
ТЕМА
ПОТОКОГРАММА
Начало ценовой войны между заправочными
Потокограмма, построенная на основе приведен-
станциями. Заправочная станция по соседству по-
ного выше списка, представлена на рис. 44.
низила цены, для того чтобы увеличить свою долю
Исследуя потокограмму, можно заметить, что на
в бизнесе.
сей раз имеют место две отдельные формации. Одна
основана на стабильной петле G-D, другая — на ста-
бильной петле F-H.


Петля F-H
Данная петля носит сугубо коммерческий харак-
тер. Прибыль окажется слишком низкой, поэтому
снижение цен бессмысленно. Если пойдете по пути
4 Зак. 2917
понижения цен, с тем чтобы соответствовать уров- Таким образом, первым пунктом, заслуживаю-
ню конкурентов, тогда вы оба окажетесь в невы- щим внимания, является то обстоятельство, что
годном положении. коммерческая петля явно отделена от маркетинго-
вой. Легко представить себе в этот момент менед-
жера по маркетингу, спорящего с коммерческим
директором.


Точка G
Это важная точка стока. Сразу несколько элемен-
тов вливается в элемент ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕ-
РЕД КОНКУРЕНТАМИ. Если G оказывается под
угрозой, тогда вся ваша деятельность может быть
бессмысленной. Опусти вы цены немедленно, до-
гоняя конкурента, для последнего может оказать-
ся бесперспективной попытка бороться или вооб-
ще что-либо предпринимать. Если же конкурент
обладает значительными финансовыми резервами,
чтобы работать себе в убыток, тогда в трудном по-
ложении можете оказаться вы сами. Вашим лучшим
действием по-прежнему было бы снизить цены, но
при этом пытаться добиться прибыли в другой об-
ласти, такой как продажа продуктов питания, ино-
го ходового товара, оказание различных видов
Петля G-D услуг, таких как ремонт, мойка автомобилей. Воз-
можно, бензин на некоторое время станет состав-
Данная петля носит маркетинговый характер.
лять вашу основную статью потерь.
Снижая цены, вы получаете преимущество перед
конкурентами и привлекаете больше клиентов.
Остается надеяться, что они останутся с вами даже
ТЕМА
после того, как вам со временем придется повысить
цены. На самом деле это ваше восприятие того, что В некоторых странах, например Швеции, прогулы
ваш конкурент собирается делать. могут составлять до 25% рабочего времени.
Точка В
Это очевидная точка стока. Какими бы ни были
факторы, имеет место привычка. Работники начи-
нают рассматривать прогулы как часть трудового
режима. Это может подтолкнуть к мысли о том, не
следует ли смириться с этим или даже некоторым
образом узаконить такой порядок вещей. Возмож-
но, работникам можно было бы официально раз-
решить определенное количество прогулов в год.
Другим подходом могло бы быть требование зара-
нее информировать своих коллег о предстоящих
прогулах. Последнее предложение может оказаться
не очень правильным, поскольку о домашних и
ПОТОКОГРАММА семейных проблемах нельзя знать заранее. Другое
предложение состоит в том, чтобы официально уко-
Потокограмма, вытекающая из означенного
ротить рабочие часы, учитывая прогулы, но одно-
списка, представлена на рис. 45. Проанализируем ее.

<< Предыдущая

стр. 6
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>