<< Предыдущая

стр. 7
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

временно понизить и зарплату. Возможно, работ- где меньше прогулов. Опять-таки, возможно, для
ники согласятся на такой альтернативный режим работников с большим стажем мнение коллектива
работы. будет значить больше, чем для новичков.

Точка А ТЕМА
Это также точка стока; она имеет дело с мотива- Религиозная или этническая вражда, из-за кото-
цией работников. Если людям скучно на работе и рой два сообщества, живущих по соседству, не мо-
мотивация у них низкая, следует ожидать большего гут поладить.
количества прогулов. В настоящее время во всем
мире предпринимаются попытки повысить мотива-
цию работников.


Цепь C-E-G
Мало что можно сделать в отношении этих ас-
пектов.


Петля B-D
Это очень простая петля. Люди не боятся уволь-
нения по причине высокого авторитета профсою-
зов и либерального законодательства по охране тру-
да. Собственно, это и стало причиной того, что
привычка возобладала. Очень маловероятно, что
законодательство по охране труда удастся изменить
в короткие сроки. Нет страха перед увольнением,
но нет ли какого-либо другого страха? Возможно,
если бы влияние коллектива было больше, тогда
давление со стороны коллег заменило бы страх пе-
ред увольнением. Возможно, стоит подумать о том,
чтобы дать определенные привилегии коллективам,
D-J. Она позволяет сделать вывод, что экономи-
ческие трудности и будущее, по большому счету,
не принимаются во внимание и поэтому не могут
оказать большого влияния на урегулирование си-
туации.
Во внешнем мире экономические трудности
вполне могут быть первопричиной волнений, но
это вовсе не значит, что они имеют вес в происхо-
ПОТОКОГРАММА
дящих ныне процессах. Это довольно убедительно
Потокограмма, построенная на основе приведен-
иллюстрирует разницу между причинно-следствен-
ного выше списка, показана на рис. 46. Проанали-
ным анализом и «водным» анализом восприятий.
зируем ее.
Люди очень часто не склонны отходить от междо-
усобной вражды по той лишь причине, что она раз-
рушает экономику.


Точка В
Это одна из двух главных точек стока. Необхо-
димость отплатить за прошлые дела является одним
из факторов, из-за которых конфликт не затухает.
Кажется невозможным провести черту или предать
все забвению. Не такова человеческая природа. На-
силие, гнев и отчаяние питают идею отмщения.


Точка С
Это вторая точка стока. Она представляет идею о
том, что никогда не следует отступать, особенно пе-
Петля D-J
ред лицом насилия или давления. Подкрепляет эту
Первое важное замечание состоит в том, что име- идею влияние коллектива и сверстников. Здесь же
ются две отдельные формации вокруг двух стабиль- налицо предпосылки для возникновения местных
ных петель. Вначале рассмотрим маленькую петлю героев и лидеров. Можно также сделать вывод, что
тогда подобие будет весьма близким. Тем не менее
урегулирование возможно лишь при условии, что
следует помнить о том, что потокограмма описы-
оно не будет воспринято как уступка с той или иной
вает восприятия. Речь не идет о том, чтобы «дока-
стороны.
зать точку зрения» или «предоставить доказатель-
ства существования зависимости», как в случае ана-
Петля В-С-Н лиза ситуаций во внешнем мире. Если зависимость
существует в нашем восприятии, то она существует
Это стабилизирующая петля, которая связывает
реально. Она может быть ошибочной или необос-
между собой две означенные группы точек. Глав-
нованной, но это не имеет значения: она существу-
ным связующим звеном выступает Н. Из-за бояз-
ет в виде восприятия. Строя потокограмму, мы пы-
ни получить ярлык предателя никто не решается
таемся найти ее.
предпринять шаги к примирению. Даже если тако-
Когда мы видим потокограмму, то можем попы-
вые и были бы предприняты, их эффективность ав-
таться изменить зависимость, но это уже более
томатически оказалась бы низкой, поскольку клей-
поздний шаг. Поэтому когда мы смотрим на пото-
мо предателя немедленно лишило бы этого челове-
кограмму, построенную другим человеком, нам ни-
ка руководящей роли в коллективе.
когда не следует позволять замечания вроде: «По-
Поэтому неудивительно, что рассматриваемая
чему вы так думаете?» Одни люди более красивы,
ситуация в целом является очень стабильной.
другие менее, такова реальность. Одни восприятия
умны и обоснованны, другие неадекватны или од-
ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ МИР носторонни.
Потокограммы служат для того, чтобы мы могли
Я уже говорил и хотел бы повторить еще раз, что
видеть восприятия, какими они есть, а не такими,
водная логика и потокограммы по большей части
какими нам хотелось бы их видеть.
относятся к внутреннему миру восприятия. В не-
Это очень важная мысль; она может показаться
которых примерах, проанализированных выше, чи-
трудной для понимания для тех, кто занимается
тателю могло показаться, что потокограмма имеет
объективным анализом. Обычно такой анализ на
дело с внешним миром реальности. Бывают време-
самом деле не такой уж объективный, а, опять-таки,
на, когда эти два мира сходятся, и очень близко.
состоит из набора восприятий — правда, таких, ко-
Если ваше восприятие достаточно точно описыва-
торые могут быть подкреплены аргументами в ходе
ет то, что происходит во внешнем мире, тогда по-
спора. Относительно потокограммы спорить нико-
добие между двумя этими мирами будет весьма ве-
гда не приходится. Вы можете потребовать уточне-
лико. Если внешний мир сам по себе определяется
ний или пояснений, если вам непонятны те или
лишь восприятием людей, вовлеченных в ситуацию,
иные пункты в списке потока сознания, но это уже ных вещей и явлений. Если хорошенько взяться,
совсем другое дело. можно описать любую вещь большим количеством
Возможно, читатели, попробовавшие построить различных способов. И что дальше? К какому прак-
собственные потокограммы на основе учебных си- тическому результату приводит та или иная описа-
туаций, приведенных в книге, получат совсем дру- тельная модель? Например, она может породить
гие результаты. Их потокограммы при этом будут новые подходы, позволяющие открыть нечто новое,
заслуживать не меньшего внимания, чем мои. Каж- или привести непосредственно к практическому
дая потокограмма может быть подвергнута изуче- результату, например новому способу мышления.
нию на предмет тех выводов, к которым она позво-
ляет прийти.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Метод потокограмм, продемонстрированный
здесь, является практическим методом, которому
можно научиться, приобрести соответствующий
опыт использования и с успехом применять. Ме-
тод вытекает непосредственно из водной логики и
является способом ее применения на практике.
Метод может быть взят на вооружение и использо-
ван в будущем, спустя много времени после того,
как содержание данной книги сотрется из памяти.
Я всегда стремился предлагать людям практические
методы, которые способны доказать свою полез-
ность в процессе их применения. Назначение лю-
бой концептуальной модели состоит в том, чтобы
приносить какую-нибудь пользу, иначе они оста-
ются простым описанием чего-либо, ничем не луч-
ше любого другого.
Такое положение вещей вытекает из водной ло-
гики и прагматизма. Мне часто присылают слож-
ные описания строения вселенной и тому подоб-
димые факторы, которые нужно проанализировать
в процессе рассмотрения конкретной ситуации.
Данный процесс очень похож на тот, что использу-
ется при составлении базового перечня. В такой
базовый перечень, однако, мы включаем факторы
и доводы.
Если бы вы применяли метод CAF, решая, какое
ПОТОК СОЗНАНИЯ — домашнее животное вам завести, ваш перечень мог
бы включать следующие пункты:
БАЗОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

писок потока сознания является основой
потокограммы. Время от времени я буду
Называть его «базовый перечень», в ос-
новном потому, что это сочетание короче, чем
«список потока сознания», а с другой стороны, мне
не хотелось бы прибегать к жаргонным сокраще-
ниям типа «список ПС».
Второй урок в рамках программы CoRT* для не-
Если бы вам пришлось составлять потокограм-
посредственного обучения навыкам мышления в
му, связанную с выбором домашнего животного,
школах называется CAF («Consider All Factors»).
ваш перечень мог бы быть очень похожим на при-
Расшифровывается это как «Учитывай Все Факто-
веденный выше. Базовый перечень включает в себя
ры». Я специально использую эту аббревиатуру, по-
идеи, аспекты, черты, первые пришедшие в голову
скольку методу CAF обучают. Это своего рода кон-
мысли, приоритеты, недостатки, цели и т. д. Вам
кретный метод мышления, поэтому он должен
может показаться, что базовый перечень охватыва-
иметь собственное имя. С помощью CAF человеку
ет весьма широкий круг вещей, но в этом и состо-
настоятельно рекомендуют учитывать все необхо-
ит его суть. Может также показаться, что трудно
увязать между собой, например, недостатки и цели.
* Программа, разработанная мною для непосредственного обучения
Но такова природа восприятия. В мозге нет ящич-
мышлению в рамках школьного предмета. — Прим. авт.
ков с наклеенными на них ярлычками. Поэтому он
и называется перечнем потока сознания. Вы запи-
сываете вещи в том порядке, в каком они приходят
вам в голову. Со временем ваши базовые перечни
будут становиться все лучше и лучше — как отра-
жения ваших восприятий.
Я хотел бы еще раз обратить внимание на то, что
перечень потока сознания не является анализом си-
туации. Я подчеркиваю это здесь еще раз потому,
что люди склонны к анализу. Анализ происходит
посредством снятия слоя с чего-либо, затем измель-
чения слоев и т. д. У этого подхода есть свое место
и свои достоинства, однако он слишком ограни-
чивает полет мысли, когда речь идет о потокограм-
мах. Сравните, к примеру, анализ требований, Возможно, аналитик мог бы теперь сказать, что
предъявляемых к блюдам на званом обеде, и переч- все элементы списка потока сознания могли бы
нем потока сознания. рано или поздно оказаться в достаточно широком
аналитическом перечне. Следует заметить, что для
этого анализ должен был быть весьма детальным.
Анализ С другой стороны, многие из элементов аналити-
ческого списка могли, в свою очередь, оказаться в
списке потока сознания.
Важно помнить о том, что список потока созна-
ния строится для иных целей, чем аналитический
список.
Список потока сознания, или базовый список,
необязательно должен быть законченным. Если бы
ему нужно было обрести полноту и законченность,
он получился бы очень длинным и трудным для об-
работки. Почему не имеет значения, является ли ба-
зовый список полным. Восприятие никогда не бы-
вает полным и законченным. Мы смотрим на вещи
с одной точки зрения. Наше внимание задержива- включают в себя ряд других элементов. Например,
ется на определенных аспектах какой-либо вещи и составляя базовый список о продовольственном
не задерживается на других. магазине по соседству, вы вряд ли станете перечис-
На рис. 47 изображена цепочка от точки А к точ- лять:
ке D. Если бы вы просто соединили стрелкой A и D,
эффект получился бы тот же. Это чем-то напоми-
нает голограмму. В голограмме все изображение
объекта присутствует в каждой ее части. Подобным
образом в мире восприятий целое оказывает влия-
ние на любую свою часть, в результате чего любая
часть, перенесенная нами на бумагу, несет в себе
отражение целого.




Все эти элементы могут быть объединены под
одним заголовком — СВЕЖИЕ ФРУКТЫ. Или еще
более общим — СВЕЖАЯ СЕЛЬХОЗПРОДУК-
ЦИЯ. Таким образом вы сэкономите место в ва-
шем списке для таких вещей, как УРОВЕНЬ ОБ-
В примерах потокограмм, рассмотренных нами СЛУЖИВАНИЯ, ОТНОШЕНИЕ ПРОДАВЦОВ,
выше, базовый список включал около десяти эле- ЦЕНЫ и т. д.
ментов. Может показаться, что элементов в них не Следует отметить, что для базового списка лучше
так уж много. Вместе с тем даже из такого малого использовать концептуальные понятия, однако па-
количества удается построить очень полезные по- раллельно он может включать и совершенно кон-
токограммы. Впоследствии мы рассмотрим пото- кретные элементы. Имея комбинацию концепций
кограммы, у которых базовый перечень будет вклю- и конкретных объектов, вы обнаружите, что кон-
чать двадцать и более элементов. цепции чаще играют роль коллекторов.
По мере того как будет расти ваш навык постро- Элементами базового списка обычно становятся
ения и использования потокограмм, вы начне- существительные или короткие фразы. Включать
те вносить в базовый список элементы, которые единичные глаголы не представляется уместным. Не
стоит также использовать в качестве элементов при-
лагательные или наречия — лучше трансформиро-
вать их в существительные.
Например, в базовом перечне, посвященном во-
просам образования, можно было бы иметь элемент
ЖЕЛАЮЩИЕ УЧИТЬСЯ или же просто МОТИ-
ВАЦИЯ СТУДЕНТОВ. Иногда, однако, фразы бо- В данном списке есть противоречие. Сотрудни-
лее красноречивы, чем статические описания. На- ки подобных магазинов могут вести себя как кон-
пример, фраза НЕ БЕСПОКОИТЬ ПО ПУСТЯКАМ куренты, стараясь направить вас по ложному сле-

<< Предыдущая

стр. 7
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>