<< Предыдущая

стр. 9
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Точка D
Это мощная точка стока. Она касается требова-
ний, предъявляемых к здравоохранению. По мере
того как наука добивается все больших успехов,
растут и ожидания людей. Если что-нибудь стано-
вится возможным, пусть это станет доступным для
всех. Если человеку успешно провели пересадку пе-
чени — таких пересадок надо делать больше. Если
разработали специальные тесты — надо больше при-
теперь его можно реализовать, не ощущая вины,
менять их в диагностике. От врачей не ждут оши-
благодаря новой концепции РАЦИОНАЛЬНОЙ
бок, поэтому на них подают в суд, если ошибка или
МЕДИЦИНЫ.
нечто подобное имеет место. Это ведет к развитию
страхования от врачебных ошибок (в США). Спрос
на медицину, спасающую людей в безнадежном по-
ложении, скорее всего, будет повышаться.


Точка Q
Это еще одна точка стока, значение которой —
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДЕРЖИВАЮЩИЕ МЕХА-
НИЗМЫ ОТСУТСТВУЮТ. Цена сама по себе не яв-
ляется сдерживающим фактором, поскольку род-
ственники считают своим долгом заплатить любую
цену, какой бы высокой она ни была. Общие же за-
траты правительства тоже не являются сдерживаю-
щим фактором, поскольку, если вы или ваш ребе-
нок заболели, в общей сумме затрат на здравоохра-
нение расходы на вас просто теряются.
Фактор вины и долга S важен, поскольку ведет к
точке G- ЖИЗНЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. Если бы в
Введение новой концепции является примером
обществе принимали смерть как должное и в связи
вмешательства, которое иногда необходимо пред-
с этим аспект вины не стоял бы так остро, тогда
принять, с тем чтобы изменить характер движения
наша потокограмма выглядела бы несколько по-
внутри потокограммы. Вмешательства такого рода
другому.
будут подробно рассмотрены в последующих главах.
Если бы мы предложили концепцию РАЦИО-
НАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ (X), тогда потокограм-
ма изменилась бы только в одной своей (относя- СЛОЖНОСТЬ
щейся к делу) части, как показано на рис. 52. Вид-
Не существует принципиальной разницы между
но, что петля F-G-0 теперь разорвана, но возникла
простой потокограммой (из десяти элементов) и
новая петля — S-X. Родственники по-прежнему
более сложной (состоящей из двадцати и более эле-
испытывают чувство долга перед больным, однако
ментов). Механика остается прежней. Единствен-
ное преимущество списка большего размера состо-
ит в том, что вы принимаете во внимание большее
количество идей, вопросов и т. п., когда ситуация
сама по себе является сложной. В конце концов вы
получите стабильные петли, точки стока и питаю-
щие каналы — как и прежде. Скорее всего, большой
КОНЦЕПЦИИ
список распадется на две или более формации, орга-
низованные вокруг отдельных стабильных петель.
Всегда есть возможность провести анализ какой-
либо проблемы, разделить ее на составляющие и
построить потокограммы по каждой из них. Затем ридические документы часто содержат
могут возникнуть трудности в сведении их в одно пункты вроде такого: «Здание по ад-
целое. Всегда лучше попытаться построить комп- ресу Бельмонт-роуд, 14, здание по ад-
ресу Корнуэлл-авеню, 41 и здание по адресу Дрейк-
лексную потокограмму, дающую общую картину.
стрит, 12 составляют объекты собственности, далее
После этого можно добавлять к ней некие допол-
именуемые Собственность». Таким образом, вмес-
нительные потокограммы, построенные в ходе рас-
то того чтобы всякий раз перечислять различные
смотрения отдельных заслуживающих внимания
здания, когда о них идет речь, достаточно просто
элементов. Подобным образом можно держать в
употреблять слово «собственность».
поле зрения общую структуру.
Концепция представляет собой аналогичный
«джентльменский» набор, который сводит воеди-
но некоторое количество вещей, в результате чего
на них можно ссылаться как на одно целое. В опре-
деленном смысле каждое слово представляет собой
концепцию.
Например, можно говорить о концепции горы, на
которую ссылается слово «гора». Есть концепция
права, в состав которого входят такие вещи, как
честная игра, моральные ценности и следование
законодательным нормам. Очевидно, всегда легче
разобраться, что входит в состав концепции, когда
Как я уже отмечал, существует определенная опас-
предмет имеет физическую природу и мы можем
ность, если концепции, которые мы включаем в
воспринять его посредством органов чувств, чем
базовый список, являются слишком сложными по
когда речь идет о вещах абстрактных. Многие дис-
своей природе.
куссии древнегреческих философов были посвяще-
Например, если бы в потокограмму на тему вы-
ны тому, что должны включать в свой состав аб-
бора места отдыха мы вставили концепцию ДО-
страктные концепции, такие как, например, кон-
СТАВЛЯЮЩИЙ РАДОСТЬ, то могли бы закон-
цепция права.
чить тем, что всего лишь показали, что лучший от-
Таким образом, имеются концепции, нашедшие
дых — это отдых, доставляющий радость. Это то же
свое воплощение в следующих словах: преступле-
самое, что сказать: лучший отдых — это лучший
ние, право, наказание, милосердие и т. д. Имеются
отдых, который мы в состоянии выбрать. Анало-
также и «наборы вещей», которые не получили для
гичное рассуждение применимо и к потокограмме
себя словоопределения.
на тему выбора карьеры. Если вставить в нее кон-
Речь может идти лишь о временном понятии (как
цепцию НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ МНЕ ПОДХО-
в случае с юридическим документом выше) или о
ДИТ, то в результате можно прийти к банальному
том, что наш язык слишком медленно создает и
выводу, что лучшая карьера — это карьера, наилуч-
принимает новые слова. Можно условиться назы-
шим образом подходящая человеку. Поскольку это
вать такие концепции «голыми», поскольку они
всего лишь тавтология, означенная концепция име-
похожи на новорожденного краба без прочного
ет малую практическую ценность.
панциря — слова, определяющего его. Такие «голые»
Нам нужно, чтобы концепции в базовом списке
концепции приходится описывать с помощью фра-
были достаточно емкими, включающими в свой
зы или комбинации слов.
состав немало вещей, но вместе с тем не настолько
Все списки потока сознания, приведенные в этой
широкими по смыслу, чтобы просто предлагать во-
книге, содержат многообразие концепций. Это мо-
прос с готовым ответом: «Как мы могли бы решить
гут быть установившиеся концепции вроде СТО-
эту проблему?» — «Соответствующим образом».
ИМОСТЬ или СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
Кроме использования концепций для нужд базо-
Есть также менее понятные по своему содержанию
вого списка, мы также можем брать концепции пря-
концепции вроде ПОМЕНЬШЕ ХЛОПОТ или ГЕ-
мо из потокограммы в процессе ее рассмотрения.
РОИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА. Могут быть еще бо-
Любая крупная точка стока автоматически являет-
лее сложные концепции, такие как ВЫСОКАЯ
ся полезной концепцией, которая точно (или не со-
СТОИМОСТЬ ПОСЛЕДНЕГО МЕСЯЦА ЖИЗНИ.
всем) отражена в названии соответствующего эле-
Последний пример располагается на границе меж-
мента базового списка. Например, в потокограмме
ду фактором и концепцией.
можем сказать, относится оно к этой категории или
«Выбор места отдыха» элемент ИНТЕРЕСЫ явля-
нет. Если принадлежит, тогда мы можем сказать или
ется важной точкой стока. Можно оставить его на-
подумать: «Это собака». Придя к такому выводу, мы
звание как есть или переименовать.
в состоянии приписать данному животному все
Иногда концепцией может являться целая петля.
характеристики собаки. К примеру, для нас было бы
Например, в потокограмме «Стоимость здраво-
естественным, если это животное лает или ведет
охранения» стабильная петля F-G-0 может быть
себя в иных отношениях так же, как собака. По-
охарактеризована как такая концепция: «необходи-
скольку высказывания «Это собака» и «Это не со-
мость предпринимать все усилия, чтобы поддержи-
бака» не могут быть верными одновременно, мы по-
вать жизнь в пациенте любой ценой». Это не совсем
лучаем принцип противоречия, являющийся осно-
одно и то же, что героическая медицина, но явля- вой логики.
ется частью последней. Концепция «здоровье явля-
Нет ничего плохого в концепциях и категориях
ется правом человека» возникает как комбинация
как инструментах исследования. Проблема может
предъявляемых требований, ожиданий и неспособ-
возникнуть тогда, когда их используют для аргу-
ности принять во внимание все экономические
ментации в споре. На языке водной логики выгоды
соображения.
от концепций и категорий показаны на рис. 53.
Одна из главных выгод от анализа потокограмм
заключается в том, что некоторые совокупности
факторов могут иметь огромный творческо-позна-
вательный потенциал. Речь идет о возможном оза-
рении, внезапном проникновении в суть вещей. Вы
можете попытаться придать таким удачным сово-
купностям элементов потокограммы статус кон-
цепций.

КОНЦЕПЦИИ, КАТЕГОРИИ
И АРИСТОТЕЛЬ
В создании каменной логики особенно велика
заслуга Аристотеля. Ключевым моментом в этом
Мы видим, как различные атрибуты питают кон-
процессе стала идея категорий. Ее легко разъяснить.
цепцию, являющуюся точкой стока. Концепция за-
К примеру, рассмотрим категорию (или концепцию)
тем порождает петлю, состоящую из всех постоян-
«собака». Встретив какое-нибудь животное, мы
ных характеристик, присущих ей. Легко увидеть, что ОБЪЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ
вся конструкция — это либо домысливание, либо
Сутью научного процесса всегда было сведение в
циклическая система. Если у животного есть все
единую концепцию вещей, которые могут казаться
атрибуты собаки, тогда мы можем назвать его со-
различными, а также разделение на две концепции
бакой, но, сделав этот вывод, мы на самом деле не
откроем для себя ничего нового. Если животное вещей, кажущихся одинаковыми. На рис. 55 пред-
имеет лишь некоторые атрибуты собаки, мы все рав- ставлена часть потокограммы, в которой две точки
но можем назвать его собакой и приписать ему стока соединены между собой посредством ново-
оставшиеся атрибуты. Речь идет о домысливании, го названия N-1. Ученый замечает некий важный
поскольку мы предполагаем, что животное не мо- фактор X. В одной из групп элементов имеется этот
жет одновременно иметь некоторые характеристи- фактор, а в другой его нет. Потокограмма теперь
ки собаки и не иметь других характеристик — как в разбивается на две, как показано на рис. 56, и это
случае с утконосом, у которого нос как у утки, но
он покрыт мехом и ходит на четырех лапах.
На практике процесс более похож на тот, что пред-
ставлен на рис. 54. Здесь намеки или улики дают
пищу для гипотезы или догадки. Догадка затем про-
веряется посредством поиска ключевых характери-
стик. Если проверка выдержана, тогда в ход могут
быть пущены атрибуты концепции.
разделение стабилизируется двумя новыми назва- леным. Долгое время полагали, что это два различ-
ниями — N-2 и N-3. ных вида. Затем поняли, что это просто самец и сам-
Данный процесс — процесс растущей дифферен- ка одного и того же вида. Процесс объединения
циации — происходит постоянно. Именно так об- представлен на рис. 57. Две различные группы объ-
наруживают различные болезни, результатом чего единяются посредством общего фактора, а затем ре-
является поиск наиболее эффективных методов ле- зультирующая группа стабилизируется новым на-
чения. званием N-4, хотя вполне можно было бы сохра-
Тот же процесс может протекать и в обратную сто- нить одно из старых названий.
рону. В Австралии очень много попугаев яркой
окраски: лори, длиннохвостых и т. д. Среди них есть
одна птица с красным оперением, а другая — с зе-
КОНЦЕПЦИИ И ГИБКОСТЬ
Известен классический эксперимент, в котором
студентам дали различные электродетали и предло-
жили собрать цепь электрического звонка. Оказа-
лось, что длины провода чуть-чуть не хватает. Боль-
шинство студентов заявили, что задача неразреши-
ма, и потому не довели дело до конца. Несколько
студентов использовали стержень отвертки вместо
недостающего куска провода. Итак, большинство
студентов искали «кусок провода». Находчивые же
студенты работали на уровне концепции и искали
«кусок металла».
Способность работать на уровне концепции чрез-
вычайна важна в творчестве и для мышления в це-
лом. Как показано на рис. 58, необходимо посто-
янно переходить от уровня деталей к уровню кон-
цепции и обратно. В результате мы переходим от
одной идеи к другой. Это основа конструктивного
мышления, поскольку иначе мы ограничены опы-
том и тем, что пребывает в поле нашего зрения в
данный момент.
Однако если людей обучать, используя некую
концепцию-функцию, которая позволяет связывать
между собой ситуацию и реакцию на нее, тогда этот
человек посмотрит и найдет другой способ реаги-
рования, который позволяет выполнить требуемую
функцию, как показано на рис. 60.




Рис. 59 иллюстрирует процесс обучения. Можно

<< Предыдущая

стр. 9
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>