стр. 1
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

БОРИС САХАРОВ




Открытие
третьего
глаза
Метод и практика
(развитие духовного центра ясновидения)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .......................................................................................................................................................4
ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ .......................................................................................................................................................5
1. Как был открыт этот метод ..................................................................................................................................5
2. «Третий глаз» ........................................................................................................................................................9
3. Духовная «стрельба из лука». ............................................................................................................................13
ЧАСТЬ II. ПРАКТИКА ..............................................................................................................................................16
1. Время....................................................................................................................................................................16
2. Дыхание ...............................................................................................................................................................19
3. Положение тела...................................................................................................................................................21
4. «Накладывание стрелы» и «прицеливание» (тратака)..................................................................................25
5. «Натягивание лука» (самбхави мудра) .............................................................................................................27
6. «Пуск стрелы» (кхечари мудра).........................................................................................................................30
7. Совершенный «лучник» .....................................................................................................................................34
ПРИЛОЖЕНИЕ: ИСКУССТВО НАКОПЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ.................................................................................38
ПОСВЯЩАЮ УЧЕНИКАМ
Серп Луны с точкой под ним
Означает жужжащий звук М,
Называемый Анусвара.
Произнесение этого звука в мантре
Пробуждает Аджна-чакру — «Третий глаз».
Он часто виден на лбу Божеств и мистиков.
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА.

ПРЕДИСЛОВИЕ
В наше время радио, радарных устройств и других технических новшеств нам, собственно говоря, удиви-
тельной покажется возможность, зрительного восприятия без помощи глаз, только одним зрительным нервом,
или даже с помощью зрительного центра в мозгу.
Сообщение об одном слепом из Махратта, который мог читать книги; своим внутренним глазом, или об од-
ном йоге, который управлял автомобилем с завязанными глазами в густой сутолоке лондонского движения — не
являются единичными.
Еще Ламброзо, ученый с мировым именем, посредством гипноза вызывал у слепого способность чувствовать
запах пальцами ног, вкус коленями и читать внешней поверхностью ушной раковины. Не менее впечатляющи
опыты полковника А. де Роша, д-ра X. Люрвиля и Ш. Ланселена.
Профессор д-р Дональд Хебб, руководитель семинара по психологии в университете
Мак-Джил в Монреале, произвел недавно интересный опыт. Он заставил 46 своих сту-
дентов провести следующий эксперимент:
«Каждый из участников был размещен в отдельном помещении. Глаза были завяза-
ны, руки в плотных длинных манжетах, тело лежало на мягких надувных матрацах.
Подопытный оказывался, таким образом, полностью изолированным от света, звука,
лишенным возможности разговаривать, делать какие-либо движения.
Через несколько часов начал проявляться феномен, который причинил такие мучения
студентам, что они отказались от этого ничегонеделания. У них появились зрительные и
слуховые галлюцинации, как это обыкновенно случается только у опьяненных наркоти-
ками или у шизофреников.
Первые трое, которые отказались от опытов уже после первого дня, сообщили о цвет-
Профессор ных пестрых дисках и квадратах, которые проплывали перед завязанными глазами.
д-р Дональд Хебб Только один выдержал опыт до конца, проведя более пяти дней в полном ничегоне-
делании. Большинство отказалось уже после 70-74 часов и вернулось в аудитории. Один
же выдержал 113 часов, а еще один 127 часов» (Франиенпост, 1956 г.).
Далее газета сообщает о выводах проф. Хебба: «Опыты имели своей и целью доказать, что скука — это «бо-
лезнь», поддающаяся научному исследованию, на которую психология не обратила должного внимания».
А вот высказывание об этом же эксперименте канадского психолога Вудберна Герона:
«Целью его исследований было изучать отношение мозга, вернее, выяснить его реакцию в условиях, когда
подопытное лицо изолируется от всяких впечатлений и переживаний, которые могли бы иметь стимулирующий
эффект на органы чувств.
Студенты подвергались за суточные в 20 долларов направленной задаче быть ленивыми. Они легли в мягкую
постель, находящуюся в изолированном от шума, снабженном климатической установкой помещении. На глаза
их были одеты очки, пропускающие только мерцание молочного света. На руки были надеты перчатки и картон-
ные тубы так, чтобы они не могли воспринимать никаких внешних впечатлений.
Студенты сначала считали этот опыт приятной забавой. Первые часы они спали, но затем после пробуждения
они становились все более неспокойными. Мало-помалу бездействие начало им действовать на нервы. Вначале
они пробовали свистеть и петь для собственного развлечения, а затем попытались обдумывать задачи, связанные
с их обучением. Но большинству эти размышления не удались. Они не смогли больше сосредоточить свои мыс-
ли. Хуже того, они вообще потеряли способность мыслить. Через некоторое время появились галлюцинации.
Они видели линии и узоры, затем доисторических зверей, желтых людей, клыки мамонта, прозрачные руки, ве-
ликанов, слышали голоса и звуки» (Франкише пресса, № 239, 15-Х-1954 г.).
Таковы были последствия этой «лени», продолжавшейся 6 дней. Вывод? Возьмем его из этого же сообщения
газеты:
«Канадский ученый пришел к заключению, что такой образ действий, через притупление чувств, уменьшает
способность к умственной деятельности, что, возможно, является причиной так называемых «аффектов», неред-
ко фигурирующих в некоторых судебных процессах».
Мы же продемонстрируем, какие важные результаты достигаются, если решиться это культивирование «ле-
ности» или, правильнее, «расслабления, и уменьшения напряжения» довести до конца.
Если мне после 38-летних странствий и поисков все же удалось показать путь в эту страну чудес, то моя
жизнь не была прожита напрасно.
Б. Сахаров Ваирот, ноябрь 1954 г.



http://www.orlov-yoga.com/
4
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА.

ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ
1. Как был открыт этот метод
Это было давно. Когда я, 17-летним юношей, в 1917 году начал изучение индусской философии и санскрит-
ского языка, я натолкнулся на одно место в первой части Йога-Сутры Патанджали, знаменитого классического
трактата Раджа-йоги, которое заставило меня насторожиться. Это был 35 афоризм, который гласит:
«Способы сосредоточения, которые вызывают необычные чувственные восприятия, помогают и прилежа-
нию ума».
Комментарии Свами Вивекананды к этому месту следующие: «Необычные чувственные
восприятия естественным образом следуют за дхараной, упражнениями в концентрации вни-
мания. Йога учит, что когда ум сосредоточивается на кончике носа, то через несколько дней
человек начинает чувствовать удивительное благоухание. При сосредоточении на корне язы-
ка появляются слуховые ощущения, при сосредоточении на кончике языка — вкусовые, при
сосредоточении на средней части языка возникает чувство прикосновения к чему-то. Сосре-
доточив все внимание на нёбе, человек начинает видеть поразительные вещи. Когда человек
с неуспокоенным умом желает заняться упражнениями йоги, но сомневается в их действен-
ности, ему следует прибегнуть к этим способам, ибо по истечении некоторого времени у него
появляются необычные чувственные восприятия, которые рассеивают сомнения и помогают
обрести настойчивость.» (Свами Вивекананда. Афоризмы Патанджали.).
Тысячи людей читали это место, но восприняли его поверхностно, только как средство
Свами
для усиления выдержки и настойчивости в сосредоточении, но никому, очевидно, не пришло
Вивекананда
в голову, что под этими простыми словами (прибавленного комментатором слова «необыч-
ные» — нет в санскритском оригинале) скрывается нечто большее, чем доказательство того,
что известные умственные восприятия, как говорит Вивекананда в другом месте своей книги,- «можно узнать
без соприкосновения с органами чувств».
Меня же эти слова приковали, как зачарованного, как будто именно здесь был тысячелетиями охраняемый
вход во внутренность таинственной пирамиды Хеопса. С фантастическим упорством перешел я к делу — сосре-
дотачиваясь на кончике носа каждое утро, в продолжении около 15-20 минут, не пропуская ни одного дня. Ре-
зультат не заставил себя ждать, через 20 дней постоянно увеличивающегося, почти болезненного чувства зуда на
кончике носа я внезапно ощутил в высшей степени приятный сладкий запах. Он появился на долю секунды, что-
бы потом опять исчезнуть, но этого было достаточно, чтобы привести меня в экстатическую радость.
На следующее утро я с усиленной энергией приступил к этому упражнению, но эффекта не последовало. По-
следующие дни также не принесли ничего кроме чувства странного зуда на кончике носа. Наконец, приблизи-
тельно через 12 дней появился страстно желанный запах, который на этот раз чувствовался несколько сильнее и
дольше. Затем запах снова исчез на несколько дней, но я продолжал усиленно заниматься, так как на этот раз
надеялся на более короткий перерыв. Так и получилось. Теперь я мог вызывать «небесное благоухание» через 1-
2 секунды сосредоточения, и оно продолжалось по несколько секунд. Я установил, что могу вызвать это явление
всюду, где пожелаю: в толпе людей, на пляже, на базаре, где пахнет бог знает какими возможными и невозмож-
ными запахами. У меня было волшебное снадобье, которое меня всегда сопровождало. Я себя чувствовал, как
Алладин из тысяча и одной ночи, который со своей волшебной лампой мог заставить быть послушным себе мо-
гущественного духа.
Я научил этому упражнению также других и при этом установил, к моему большому удовлетворению, что
все чувствовали одно и то же благоухание.
Но однажды характер запаха переменился: благоухание было таким же сладким и приятным, но оно было со-
всем другим. Случайно я пожелал почувствовать определенный запах, и действительно появился желаемый
мною запах розы, гвоздики, лилии,- любой запах и этот запах оставался по моему требованию на месте, сильнее
и ароматнее своего аналога в «реальности».
Таким образом, я был в состоянии вызвать любой приятный запах. И, хотя мною овладела настоящая мания,
все же я понимал, что это не представляло большого достижения, т. к., в сущности, эта способность была не что
иное, как так называемая галлюцинация т. е. обман чувств. Тем не менее я продолжал упражняться с неослабе-
вающей энергией.
Однажды я ощутил совершенно неожиданный аромат, появившийся помимо моей воли и не похожий на тот,
что был в самом начале. Он напоминал запах тлеющей сиамской мирры и каким-то образом наводил на мысль о
воскурениях, помогающих достичь экстатического состояния. Я был крайне изумлен и начал, как заправская
ищейка, обнюхивать все окружающие меня предметы. Но безрезультатно. Наконец я нашёл в соседней комнате,

http://www.orlov-yoga.com/
5
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 1. Как был открыт этот метод

в одном из ящиков, обрывок упаковки туалетного мыла. Так вот оно что! Исходивший от него запах, хотя был
едва различим, оказался именно тем, который я только что почувствовал.
Я пришел в совершенный восторг: это был уже не обман чувств, не галлюцинация, а настоящее восприятие,
подлинное «яснообоняние» или, если угодно, «дальнообоняние»
В этом направлении я сам и мои ученики провели много опытов.
Выяснилось, что расстояние как бы не играет никакой роли: я мог, например, из 4-й комнаты чувствовать са-
мый легкий запах газа из кухни прежде, чем стоящая около печи служанка смогла заметить, что газовый кран по
невнимательности открыт. Или мог воспринимать запах цветов, находившихся на подоконнике в закрытой ком-
нате другой квартиры настолько далеко, что даже нельзя было рассмотреть, какие это цветы. Проверка на месте
подтверждала, что уловленный аромат исходит именно от них.
Объяснение этого феномена просто: через постоянное сосредоточение мыслей на кончике носа (скорее, на
чувстве его) дыхание мгновенно останавливается. Вследствие этого появляется невольное желание как бы про-
щупать воздух, втянуть запах. Но самое сосредоточение на кончике носа играет при этом подчиненную роль
трамплина, который необходим для того, чтобы получить желание понюхать. Это постоянно растущее желание
раздражает обонятельный нерв и обостряет обоняние до такой степени, что оно «настраивается» на более корот-
кую длину волны и может воспринимать менее уловимые запахи, которые для нормальных людей недоступны
из-за дальности расстояния. Эта способность, которую можно развить путем упорных упражнений, впоследст-
вии не теряется полностью и сверхчувствительность обоняния остается, даже когда первоначальный феномен
исчезает.
До сих пор всё, казалось бы, ясно. Но как объяснить попросту поразительные феномены «ясновкуса» и «яс-
ноосязания», о которых речь пойдёт далее?
Я не остановился на «яснообонянии», и вскоре перешел к сосредоточению на кончике языка. Результат поя-
вился через два дня: очевидно моя способность к сосредоточению, благодаря первым упражнениям, значительно
развилась. Как я и ожидал, я почувствовал крайне приятный, сладкий вкус, напоминающий прежний запах. Дос-
таточно скоро над этим явлением удалось установить волевой контроль: в этот же день я мог вызвать любой
вкус. При этом самым поразительным было то, что наряду с непривычной, почти сверхъестественной остротой
ощущения, появлялось такое чувство насыщения, что еще долгое время после этого не было аппетита к блюду,
вкушенному «магическим» способом. В этом случае обнаружилось возможность дистанцироваться от объекта
вкусового ощущения, что представляет собой редкий феномен: в случае с запахом, хотя бы идущим с очень
большого расстояния, все же этот запах представляет собой род эманации (испарения или выделения), и чувст-
вовать его, пусть даже на очень большом расстоянии, могут и звери, и дикари.
Совсем другое дело с восприятием вкуса: для этого нужно хотя бы очень мимолетное, но все же прикоснове-
ние языком к объекту вкуса. Уже расстояние в несколько миллиметров является препятствием для такого рода
восприятия. Следовательно, тут нам не может помочь обыкновенное физическое объяснение. Но восприятие
происходит каждый раз, когда мы пожелаем воспроизвести этот эксперимент и это требует понятного описания
процесса, которое поможет нам сделать чрезвычайно важные выводы.
Может быть, все это только галлюцинации? Согласно знаменитому американскому лексикографу Вебстеру
(издание 1953 г.), который привлек к составлению своего труда выдающихся специалистов всех областей зна-
ния, «галлюцинация» — значит восприятие предметов, которые в действительности не существуют, или ощуще-
ние без веской причины, обыкновенно вызванное нарушением в нервной системе, как, например, при белой го-
рячке.
Прежде всего согласимся, что это определение не подходит к нашим опытам, так как почувствованные нами
запахи и вкусы соответствуют предметам, которые существуют в действительности, т. е. имеют внешние причи-
ны, и что особенно важно принять во внимание, нами не могут быть предчувствованными или просто ожидае-
мыми. Так же как и при обонянии, находящиеся на большом расстоянии от нас вкусы нами «ясночувствуются».
Даже если попытаться приложить вышеприведенное научно обоснованное определение галлюцинации к на-
шему восприятию обонятельных и вкусовых ощущений, не имеющих внешней причины либо вовсе не сущест-
вующих (т. е. причина или существование не могут быть доказанными), все же надо признать, что галлюцина-
ции позже, путем систематического упражнения, переходят в реальное восприятие действительно существую-
щих предметов. Таким образом они перестают быть «галлюцинациями», поскольку, несмотря на непрерывное,
целенаправленное раздражение, состояние нервной системы остается нормальным.
Раз человек может обострить свое обоняние через сосредоточение до такой степени, что он (как это показали
вполне безукоризненно проведенные эксперименты) может преодолеть расстояние и материальные препятствия,
то эта способность не представляет собою галлюцинации. Иначе пришлось бы считать подверженными галлю-
цинациям те живущие в изначальной гармонии с природой племена и народы, которые обладают этой способно-
стью, а заодно всех собак и других животных.


http://www.orlov-yoga.com/
6
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 1. Как был открыт этот метод

Но как обстоит дело с «ясновкусом»? Или надо принять, что, как объясняет индусская школа Веданты, наш
принцип мышления при таком восприятии выходит из человека наружу, достигает объекта своего восприятия и
тогда его чувствует. Выражаясь образно, наш язык «духовно протягивается» до тех пор, пока не дотянется до
блюда своего соседа, что совершенно абсурдно! Кроме того, это было бы настоящей галлюцинацией, т. к. это
слово происходит от латинского «галлюсинасис» и означает «странствовать в духе». А так как согласно этому
индусскому учению все наши восприятия осуществляются таким образом, то и все наши нормальные ощущения
должны быть галлюцинациями.
Либо же мы вынуждены признать, что нашим чувствам вполне доступны подобные «ясноощущения» — ко-
торые так же, как при обонянии и при вкусе (а, следовательно, также и другие воспринимаемые нашими чувст-
вами свойства вещей, как форма, цвет и т.д) обладают, кроме грубой материальной, также тонкой материальной
природой — особым родом излучений.
Значит ли это что вся материя есть излучение цвета, запаха и т. д., которые бесконечно далеко переходят гра-
ницу того, что мы можем осязать нашими пальцами, или до чего мы можем дотронуться языком? Нам ведь из-
вестно, что человек из целого моря звуковых волн нормально воспринимает только область 8-7 октав, а из све-
товых волн может воспринять оттенки от красного до фиолетового. Все более низкие или высокие тона, все дру-
гие излучения, как инфракрасные, ультрафиолетовые, рентгеновские, альфа, бета, гамма-лучи, космические лучи
и т. д. остаются неощутимыми, и все же они существуют.
Из этого следует, что человек, который через определённые упражнения может развить сверхчеловеческую
обонятельную способность, может также расширить и все остальные чувства. Так Шарль Ланселен, на основа-
нии своих многочисленных экспериментов, утверждает, что у гипнотизированного повышается прямо-таки в
астрономической степени способность ощущения всех его органов чувств. Он говорит: «Если на одну руку за-
гипнотизированного человека положить тяжесть только на один грамм больше, он сейчас же укажет, на какой
руке лежит более тяжелая вещь. То же самое происходит, если на полу начертить две линии: одну 3 м длиной, а
другую на 1 мм длиннее, он без колебаний покажет более длинную линию. Если к одной из двух бутылок оди-
накового красного вина добавить ничтожное количество жидкости другого цвета, субъект указывает именно эту
бутылку».
То же самое с акустикой: нормально мы воспринимаем звуки 7-ми октав, а пациент А. де Роша — 64 октавы.
Ухо нормального человека воспринимает колебания от 40 до 16 000 колебаний в секунду, а то же ухо загипноти-
зированного человека — до 10 в 19-ой степени колебаний в секунду. Это больше, чем колебания невидимых
гамма-лучей, и поэтому загипнотизированный видит также излучение человека, его ауру. В этом состоянии гип-
ноза пациент воспринимает все впечатления не посредством известных чувств (обоняния, осязания и т.п.), а но-
вым, шестым чувством, которое пробуждается у него в мозгу, между бровями.
Но как этого достичь?
Я думал над этим три года. А так как данное указание в Йога-сутре (1.35) относительно сосредоточения на
нёбе тогда мне показалось «затуманенным», мне также казалось невероятным, что сосредоточение на нёбе дей-
ствительно дает феномен «ясновидения».
При опытах «яснообоняния» и «ясновкуса» — речь шла в конце концов о раздражении, или, лучше сказать, о
настройке на сверхкороткую волну соответствующего окончания обонятельного или вкусового нерва, которые
находятся в непосредственной близости к месту сосредоточения (кончик носа, языка). Даже возражение, что в
первом случае обонятельный нерв находится не на кончике носа, а в районе нёба, можно опровергнуть тем, что
вызванное сосредоточением напряжение постепенно передается, особенно при помощи глубокого дыхания, до
сферы нёба, и касается таким образом центра обоняния.
Но как можно объяснить передачу действия сосредоточения на нёбе (при концентрации с целью ясновиде-
ния), дальше через носоглотку до скрещения обоих зрительных нервов непосредственно около гипофиза? Мож-
но предположить, что скрещение нервов является тем аппаратом, который воспринимает более тонкие, невос-
принимаемые обычным зрением колебания.
Мои опыты в этом направлении (посредством указанного Йога-сутрой сосредоточения на нёбе) действитель-
но вызвали самопроизвольное появление удивительных видений. Но достигнутый успех этим и ограничился,
несмотря на трудные упражнения в течение нескольких лет, до тех пор, пока я не получил от моего учителя точ-
ных указаний, как развить зрение без помощи глаз. Оказалось, что сосредоточение должно быть не на нёбе, а на
Аджна-чакре,- центре тонкого вещества посредине между бровями. Это было напряженное обучение. Учитель

стр. 1
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>