<< Предыдущая

стр. 2
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

придавал самое большое значение регулярности (соотношению интервалов и ритма) упражнений, так же как и
исполнению правил воздержания в жизни, но больше всего проверке моих видений. Первое, чему я должен был
научиться, это различать действительные и выдуманные образы тонкой материи. Так, например, каждый день я
должен был производить следующий эксперимент: моя жена ставила вечером на определенное место какой-
нибудь предмет (вазу, статуэтку и т.п.), а я должен был на другое утро из другой комнаты «видеть» этот предмет


http://www.orlov-yoga.com/
7
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 1. Как был открыт этот метод

с закрытыми глазами. Эту задачу я решал ежедневно на протяжении двух лет, значит не меньше семисот раз, и
почти каждый раз, за исключением малого числа промахов, я видел правильно.
Моего учителя я видел каждый день: это вполне подтверждалось свидетельством моей жены и ее подруги,
ясновидящей с давнего времени. Затем я научил этой технике моего друга Ф. и его сестру Е. И они достигли той
же степени развития так, что могли точно видеть учителя, как это делали мы. Мой друг даже смог нарисовать
портрет учителя. Через три года я был в состоянии видеть картины на любом расстоянии, хотя лишь на несколь-
ко мгновений. Учитель мне объявил, что теперь я смогу видеть, принимать мысленно его послания. Он передал
для пробы мне и моей жене отдельно одно и то же послание, мы его записали каждый отдельно, затем сравнили:
текст совпадал. Мне были даны и другие доказательства моей способности к телепатическому восприятию. Но
мне все же казалось, что я двигаюсь вперед слишком медленно. Мои теоретические изучения йоги указывали
мне на новые возможности. И я попробовал расширить мои упражнения, которые мне показались слишком про-
стыми, и даже примитивными. Я вбил себе в голову, что правильному развитию «третьего глаза» непременно
должно предшествовать пробуждение силы Кундалини и поэтому я расширял все больше технику дыхания (пра-
наяму). Я пришел к убеждению, что скорее и лучше смогу добиться результатов, если буду работать не с Адж-
ной, а с Муладхарой (с центром в копчике).
Но это было роковой ошибкой, потому что с этой поры все покатилось вниз: я потерял все способности, все
видения. Мои бесконечные изменения в упражнениях окончательно расстроили ритм. Я часто спрашивал об
этом учителя и просил у него совета, но всегда получал ответ: «Ты меня правильно слышишь, но должен упраж-
няться только так, как я тебе сказал». Но я не мог повернуть обратно. Напряженно и с максимальным сосредото-
чением делал я дальнейшие неудачные опыты. Порой на несколько дней я проводил старую технику, но затем
мое мучительное желание исследователя толкало все к новым отступлениям и попыткам усовершенствования.
Так продолжалось несколько лет. Хотя я потерял все видения, как будто их и не бывало, но зато я собрал бога-
тые знания в теоретических областях Йоги.
Я изучил Тантру (индусская оккультная традиция). В течение моих мучительных попыток самому найти
правильный путь, я надумал испытать учителя и то наставление, которое он дал мне раньше. В Румынии у меня
была подруга молодости, ясновидящая, которая уже много лет назад имела такие же видения, а также знала мое-
го учителя и могла возобновить с ним контакт. Она мне предложила, чтобы я написал моему учителю письмо на
санскрите (которого не знала), и она это письмо покажет учителю. Я так и сделал, будучи уверен, что моя зна-
комая, выступающая в роли посредницы, не сможет его прочитать. Кроме того, она уже значительное время ле-
жала в больнице в румынском провинциальном городке, так что не могла бы показать мое письмо санскритоло-
гу. Значит «обман» тут не был возможен.
Ответ был получен вовремя. Написан он был по-русски: «Заметь, не Муладхара, а Аджна». Я спрашивал
учителя, на чем я должен сосредотачиваться, на Муладхаре или на Аджне. В остальном его указания вполне
совпадали с теми, что и раньше. Но и это меня не убедило. Я продолжал эксперименты. В 1937 году я познако-
мился со Свами Шиванандой Сарасвати. На мои вопросы относительно правильной техники медитации, он от-
ветил мне то же — «В центре Аджна», но я просил его разрешения продолжать мои упражнения в Муладхаре,
на что он в конце концов согласился.
Спустя год я обратился к нему и спросил, не лучше было бы снова перейти к упражнениям в Аджне? Он мне
ответил: «Ты достиг достаточных успехов в концентрации на Муладхара чакре. Не делай частых перемен». Так
прошло еще десять лет. Между тем после десятилетней концентрации на Муладхаре, я получил опять видения,
но развить их я был не в состоянии. Тогда мне пришло в голову испробовать технику моего учителя на других. В
продолжении нескольких месяцев у трех человек, упражнявшихся независимо один от другого, появились одни
и те же переживания и видения. Они видели лицо учителя и получали с ним контакт. Это побудило меня отка-
заться от моих опытов с другими центрами и опять начать сначала упражнения по технике, указанной мне учи-
телем. Таким образом после 23 лет работы по собственному усмотрению, я вернулся к упражнениям, которые
уже давно перестал практиковать.
Конечно, в продолжение этого долгого времени я собрал богатый практически материал, но замечательно то,
что я установил, что в моих экспериментах правильным было только указание моего учителя. И мне стало ясно,
что глаз учителя, как лучистый взгляд, никогда не терял меня из виду и всегда невидимо руководил мной. И ко-
гда я во второй раз вернулся к нему, как блудный сын, я услышал его голос: «Ты не потерял это время. Ты про-
двинулся значительно вперед».




http://www.orlov-yoga.com/
8
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА.

2. «Третий глаз»
В чем состоит техника зрения без помощи глаз?
При этом феномене дело не в том, как я уже сказал, что получается раздражение зрительного нерва, или точ-
нее, не только в нем, так как указание в Йога-сутрах (1.35) — это концентрации мыслей на нёбе или точнее пе-
ресечении зрительных нервов (узел «хиазма оптикум») — совершенно конкретно. Значит должен быть другой
центр, раздражение которого имеет решающее значение для вызывания восприятия видений. Мой учитель не
поощрил меня к продолжению концентрации мысли на нёбе, в которой я долгое время упражнялся перед тем,
как получил его указания. Он мне рекомендовал совсем другую технику. В сжатом виде формула этой техники
звучит на санскрите очень таинственно: ом мани мэ самхита, кхамаджнатам раджа сиддха. Т.е. «Облака от
меня (с моей стороны) правильной бездеятельностью согнаны в одно место, небо очищено для достижения гос-
подства».
Что означают эти слова? Какие облака и какое «небо»? Что это не физические облака и не физическое небо,
ясно из того, что эти облака «правильной бездеятельностью» с моей стороны должны быть «согнаны в одно ме-
сто», т. е. они находятся в какой-то связи со мною. А слово «небо» — санскритское слово «кха» — означает, во-
первых, отверстие человеческого тела (таких отверстий по индусским воззрениям всего 9: глаза ноздри, рот и
т.д). Таким образом, такое толкование не подходит. Затем «кха» означает «воздушное пространство», «эфир» и
его можно перевести просто как «небо», но и это значение не кажется исчерпывающим. Свами Шивананда Са-
расвати приводит на этот счет замечательное высказывание древних индусских йогов, которое заслуживает вни-
мания. Оно гласит: «Упражняющийся в йоге, который в состоянии увидеть свое собственное отражение в небе,
может узнать, успешны ли его начинания».
Йоги, которые в совершенстве овладели искусством концентрации, говорят: «При ясном солнечном свете
твердым взором ищи свое отражение в небе; как только увидишь его хоть на одно мгновенье, ты готов и скоро
увидишь на небе Бога. Тот, кто каждый день видит на небе свою тень, достигает долголетия. Смерть никогда не
застанет его врасплох. Когда видение тени становится совершенным, упражняющийся в Йоге достигает успеха и
приходит к победе. Он становится господином праны, и для него больше не существует никаких препятствий».
Техника проста и не требует многих лет практики. Некоторые достигали этого в течение одной-двух недель.
«На восходе солнца станьте так, чтобы тело бросало тень на землю, лицом к своей тени, и на некоторое вре-
мя обратите пристальный взгляд на область шеи, а затем на небо. Если вы при этом увидите на небе свою тень в
полный рост, то это очень хороший признак. Тень ответит на ваши вопросы. Если же вы ее не увидите, продол-
жайте упражняться до тех пор, пока не получится. Упражняться можно и при лунном свете». («Практические
уроки йоги», с. 219-220).
Даже если эта практика легка и сулит такие заманчивые перспективы, лично мне она кажется потерей време-
ни и труда; в книге я надеюсь показать, что эти, а в равной мере и другие указания древних йогинов и истинная
техника скрыты под причудливо привлекательными формулами!
Поэтому возвратимся к нашему слову «кха». Еще одно его значение — место между бровями. Здесь нахо-
дится, как показывают многие изображения индусских богов, вертикально поставленный глаз, который дает йо-
гу все волшебные силы, включая дар «божественного зрения» (дивья дришти) без помощи глаз телесных. В
книге «Сатчакра Нирупана Тантра» этот центр упоминается как глаз мудрости (джнана чакра), который «подо-
бен пламени большой лампы». В ней говорится (стр. 37):
«Когда йогин во внутреннем сосредоточении удаляет свое сознание от опоры (внешнего мира) и пробуждает
его, он видит на этом месте светящуюся искру, а затем — яркое пламя, которое похоже на сияющее утреннее
солнце между небом и землей». Согласно мистическому учению йогов, именно в этом пламени «мыслится», т.е.
находится посредством воображения, «третий глаз». Так говорится в «Шива-Йоге»: «Мысли центр между бро-
вями в образе пламени масляной лампы и посреди него — глаз мудрости».
По сути, это инструмент не только постижения философских или религиозных истин, но и всякого постиже-
ния, всякого познания вообще.
Поэтому «джнана чакра» означает «глаз знания» именно в широчайшем смысле слова, т.е. «глаз всеведе-
ния», которому открыты не только все настоящее, но в такой же степени прошлое и будущее. В книге «Трипура-
са Самусайя» мы читаем:
«У практикующего медитацию (в этом центре между бровями) возникает воспоминание о совершенном им в
прошлых воплощениях, а также способность ясновидения и яснослышания».
Современные йоги согласны с этим. В своей «Автобиографии йога» Парамханса Йогананда называет этот
центр «всеведущим духовным глазом» или «тысячелистным лотосом света». А Свами Шивананда говорит:
«Точно так, как проходят лучи света через стекло, или рентгеновские лучи через непрозрачные предметы, йог с
помощью своего внутреннего духовного глаза может видеть предметы за толстой стеной, знать содержание
письма в запечатанном конверте, или находить скрытые сокровища под землей». Этот духовный глаз — глаз
http://www.orlov-yoga.com/
9
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 2. «Третий глаз»

интуиции, Дивья Дришта, или Джнана чакра. Что этот «третий глаз», называемый также глазом Шивы, может
видеть неограниченно в пространстве было уже доказано практическими опытами, и не сводится только к теоре-
тическим соображениям. Остается обосновать, как этот третий глаз преодолевает время, т. е. действует в четвер-
том измерении. Сам факт не нуждается в дальнейших доказательствах. Так как этот «глаз» стоит вне действия
пространства и времени, сфера его действия также лежит вне трех измерений пространства, т. е. по крайней мере
в четвертом измерении. Поэтому он должен быть неограничен временем, или, по выражению древних йогинов,
«Трикаладжна», что значит «знающий три времени» — прошлое, настоящее и будущее, или всеведущий.
При этом надо особенно подчеркнуть, что, как показывают практические опыты древних времен — свиде-
тельства тогдашних ясновидящих, а также эксперименты наших дней, способность восприятия и острота зрения
посредством этого «глаза» никак не зависят от расстояния и времени. Это, разумеется, противоречит привычным
нам учениям о механизме восприятия. Как известно, сила массы уменьшается пропорционально квадрату ее рас-
стояния, так что на известном расстоянии сильнейшие излучения останавливаются экранами определенной тол-
щины (например, гамма-лучи — железным экраном толщиной в один фут, космические лучи — свинцовым эк-
раном до двух метров толщиной). Лучи же, которые воспринимаются «третьим глазом», называемые также лу-
чами Шарпантье или Н-лучами, не уменьшают своей силы ни на каком расстоянии и не останавливаются ника-
кими материальными преградами. Это указывает на их более тонкую материальную природу. Они не только не
ограничиваются пространством, но и не зависимы от него.
Эти заключения подтверждаются на практике, т. к., хотя восприятие картины давно прошедших времен или
будущего требуют высокой степени развития «третьего глаза» и не всегда поддаются проверке, то восприятие
нынешних событий не уступает в точности и остроте наблюдению очевидца.
В зависимости от степени открытости третьего глаза различают 4 ступени: на самой низкой стоят видения
необыкновенных вещей. Видны причудливые, привлекательные картины, не продукты больной фантазии, а
вполне нормальные явления, образы или части их в диковинном освещении, необыкновенных оттенков цветов,
как правило, без связи с направлением мысли видящего. Естественно, возникает предположение, что эти виде-
ния являются галлюцинацией. Но разве действительность — грубая материальность, разве действительность —
только то, что воспринимается ограниченными пятью чувствами? Если, как это мы показывали выше, рамки
восприятия наших чувств могут расшириться до неопределенной степени, где тогда граница и критерий «истин-
но-воспринимаемого»? Наша западная психология чувствует себя растерянной перед этими «нереальными», и
все же воспринимаемыми вещами, а наша школярская, едва вышедшая из пелёнок наука более чем склонна от-
нести такие причудливые явления в ничего не говорящую и противоречивую рубрику «галлюцинации».
Что же говорит об этом индийская психология? Йоги говорят о так называемом Манас-чакре или центре
мышления, который символически изображается в виде шестилепесткового лотоса; он описывается, как центр
восприятия с шестью нервными каналами, или стволами. Из них пять — это каналы наших нормальных чувст-
венных восприятий — зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, а шестой канал, или Сваммахаба Нади, служит
проводником для таких проявляющихся изнутри впечатлений, как сны и галлюцинации. На первый взгляд удив-
ляет сочетание здоровых (сны) и нездоровых (галлюцинации) восприятий, но это сочетание далеко не случайно.
Шестой лепесток Манас-чакры связан с «Тысячелепестковым Лотосом Света», который считается местопре-
быванием нашего духа — Дживатмы, тогда как Манас-чакра (сенсориум) — есть центр нашего бодрствующего
сознания. Этот факт безмерно важен, т. к. в то время как наше бодрствующее сознание воспринимает ощущение
пяти органов чувств через пять нервных путей (пять лепестков этой чакры), то должно же это сознание во время
сна, когда наши чувства не функционируют, проводить картины сна или «фантастические образы» через шестой
канал, т. е. прямо из «Тысячелепесткового Лотоса» к «третьему глазу». Когда пять внешних органов чувств во
сне или как-нибудь иначе отключены, то начинает работать именно шестой лепесток цветка Манас-чакры: он
разрастается, становится большим и сильным, начинаются сновидения, а в бодрствующем же состоянии появ-
ляются так называемые галлюцинации, или правильнее говоря, необыкновенные вещи.
Такова голая теория: убедительным ее практическим доказательством стала, не осознавая этого, наша собст-
венная западная наука, в лице психологов Дональда Хебба и Вудберна Герона. Потому что их подопытные сту-
денты были не галлюцинирующими больными, а вполне нормальными здоровыми молодыми людьми, с искус-
ственно выключенными на некоторое время пятью органами чувств. Эту целенаправленную релаксацию —
телесную и психическую ученые неправильно сравнили с ленью.
Более того, подопытные этих двух исследователей все же что-то делали (они сначала думали о своих про-
блемах) и только когда вынужденная изолированность внешних чувств прогрессировала в достаточной степени,
они стали видеть «доисторических зверей, желтокожих дикарей, бивни мамонта» и т. д. Все это благодаря наив-
ности исследователей было принято за «побочные последствия лени». Видения студентов являются типичным
симптомом того, что шестой лепесток начал постепенно функционировать и проводить зачатки впечатлений
«третьего глаза». Если бы вместо продемонстрированной неадекватной оценки эти упражнения были системати-
чески и собственно научно продолжены и углублены, то можно было бы получить данные, открывающие новые
http://www.orlov-yoga.com/
10
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 2. «Третий глаз»

перспективы в этом направлении, и наша наука обогатилась бы новыми возможностями исследования и позна-
ния. Во всяком случае мы имеем доказательство того, что так называемые галлюцинации возникают без участия
органов чувств. Такое же доказательство дает и наука индийских йогов, утверждающая, что человек, если ему
временно удается отключить (Пратьяхара) свои чувства, приходит в состояние, в котором он открыт трансцен-
дентному восприятию.
Каждое правильное сосредоточение (концентрация) мыслей служит более или менее этой цели — оно откло-
няет (оттягивает) внимание духа от внешних пяти чувств, выключает их, способствуя раскрытию «шестого лепе-
стка цветка». Первым непосредственным последствием этой практики, в контексте вышеизложенного, является
совершенно понятное и объяснимое явление — сновидения становятся богаче по содержанию, яснее, логичнее и
живее. Даже если не видят снов, или видят их очень редко, то уже же после первых дней таких упражнений по-
являются сновидения, которые хорошо запоминаются.
В течение следующих месяцев у упражняющегося появляются картины, видения и образы в бодрствующем
состоянии (во время отключения чувств при сосредоточении). Это не болезненные явления, они так же нормаль-
ны, как наши мысли, которые, впрочем, как мы это позже увидим, тоже образуются таким же образом, а не соз-
даются нашим умом, как это принято считать: умом они лишь только регистрируются. Они приходят и уходят не
известно откуда и куда. Это чуждые тела, которые получают от нас силу, окраску и толчок, подобно снежному
кому, толкаемому играющими, становящимся громадным или распадающимся на мелкие комья. Мысли времен-
но захватывают власть над нашим сознанием, как неожиданные постояльцы гостиницы, чтобы потом опять уй-
ти. Кто в этом сомневается, пусть сядет поудобнее, расслабит тело и сознание и даст свободу мыслям, не огра-
ничивая их и не прерывая. Через несколько минут он убедится в том, что его сознание регистрирует неожидан-
ные, удивительные, абсурдные, иногда даже отвратительные мысли, которые он никак не может объяснить ни
своим прошлым, ни своим воспитанием, ни общим направлением своего мышления. Ему станет неприятно и он
постарается прерывать эти мысли. Но сам опыт заслуживает того, чтобы его провести.
Вторая ступень видений достигается, когда упражняющийся начинает упорядочивать свои переживания пер-
вой ступени. Это проявляется в том, что видения первой ступени — «необыкновенные вещи» — оказываются
совсем нормальными, т. к. они будут узнаваться, как знакомые предметы или явления, только под непривычным
углом зрения,- подобно разветвлённой молнии, которая всегда движется по линии наименьшего сопротивления,
причем это направление не обязательно прямолинейно. Этим очевидно объясняется факт, что хотя картины вто-
рой ступени и представляют желаемый предмет, передают они его подробности всегда иначе, чем ожидается.
Это обстоятельство подчеркивает, что тут вопрос идет не о самовнушении или воображении, а о самой реально-
сти. Как правило, все так, как в действительности, но видится как-то иначе; дом часто видим с угла или крыши,
т. е. так, как нам его при наших наблюдениях никогда не приходилось наблюдать.
Второй особенностью этой второй ступени является собственное движение видений, подобно фильму или
ландшафту при слабом освещении, в сумерки, ночью. Это происходи потому, что эти картины первоначально
смутны, как выцветшие фотографии, и становятся чётче и светлее только при дальнейших опытах. Но их собст-
венное движение и жизнь независимы от воли наблюдателя, поэтому что они не являются плодом его фантазии.
Кроме того, они имеют еще одну поразительную особенность: они дают ответ на непосредственно поставленный
вопрос. Стоит подумать во время видения о любой его подробности, как она сейчас же проявляется на картине,
причем она появляется иногда немного раньше, чем вы осознаете свой вопрос. Это опять-таки доказывает «вне-
временный» характер духовных «лучей». Кроме того, с удивлением убеждаешься, что эти «лучи» проникают
через все препятствия, для них не существует преград. Это значит, что упражняющийся не достиг еще необхо-
димой степени развития! Картины этой ступени относятся большей частью к настоящему или к совсем недавне-
му прошлому, реже — к более отдаленному прошлому и совсем редко — к будущему. Они могут быть также
мыслеформами других лиц, в особенности если предметы сосредоточения являются религиозным символом или
чем-либо подобным, на которые концентрируются мысли тысяч людей. Ясно одно: эти картины не являются
плодом фантазии упражняющегося, которая, будучи годами направлена на данный символ, даст стократно более
слабое и неживое проявление, нежели настоящее восприятие описанных двух стадий.
На третьей ступени видения развиваются до полной ясности и красоты и ни в чем не уступают картинам,
воспринимаемым нашим физическим зрением. Но длятся они короткое мгновение и немедленно гаснут, причем
в продолжение целой минуты «догорают», как электрическая лампочка после выключения тока. Это
догорание — типичный признак третьей ступени, так же как и характерное сверкание, сияние картин. Материя
тонкой субстанции сияющая, вот почему оккультисты старых времен и называли ее «астральным светом». В
отличие от видений первой и второй ступеней, которые полны слабого света и продолжительное время проходят
в постоянном движении мимо нашего внутреннего «глаза», видения третьей ступени вспыхивают внезапно, в
полной силе и вызывают ощущение, как будто вылетаешь из собственного тела, или как будто волосы встали
дыбом. Это чувство экстаза продолжается во время всего видения и гаснет постепенно, оставляя раскаленный


http://www.orlov-yoga.com/
11
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 2. «Третий глаз»

след. Надо себя приучить, чтобы в дальнейшем это особенное ощущение (иногда это мурашки по спине) не ме-
шало по возможности продлить восприятие.
Описанные три ступени видений (даршана) развиваются одна из другой и представляют, по мере медленного
увеличения ясности, подлинные картины мира тонкой субстанции, этого отражения нашей грубой материальной
сферы (физического плана). Они более или менее легко могут быть достигнуты всеми людьми, которые доста-
точно упражняются и используют правильную технику. Женщинам это дается легче, благодаря их большей
уравновешенности. В особенности же способны к видениям слепые, вследствие их более сильного стремления к
свету и их постоянного желания видимого. Каждый, кто наделён сознанием, может обладать этим даром «второ-
го зрения» и его успехи зависят в конце концов от проявленного терпения, выдержки и способности к сосредо-
точению.
Четвертая ступень — это ступень Мастера. И если регулировка созна-
ния этой духовной подзорной трубы и установка на определенном объек-
те, как на фокусе, являлась типичным признаком трех первых ступеней,
то четвертая ступень характеризуется пространственным восприятием.
Это восприятие одновременно во все стороны и отовсюду, которые при
совершенном овладении делает человека адептом, т. е., «тем, которому
нечему больше учиться», т. к. он видит все, на что он пожелает направить

<< Предыдущая

стр. 2
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>