<< Предыдущая

стр. 4
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

нужна интенсивная тренировка. Но нас в этот момент интересует факт, что даже у тех, кто опытен в этом искус-
стве, легкость успеха в основном зависит от того, в котором часу дня или ночи проводятся опыты.
Вообще же можно установить, что в такой же мере, как напряжение сознания в течение дня (от момента про-
буждения до крепкого сна без сновидений) все более активно передается извне от каждого объекта наблюдения
через гипофиз внутрь шишковидной железы (т. е. кха «бродит»), так же меняется и вид сосредоточения, необхо-
димого для каждого видения. Можно сказать, что сознание всегда и непрерывно невольно реализует феномен
«стрельбы из лука». Так как наблюдение вещей внешнего мира представляет «закладывание стрелы» и «нацели-
вание», сосредоточение на этих вещах — «натягивание лука», а молчаливое размышление о проблемах дня,
ожидающих разрешения,- «пуск стрелы». Последнее уточняет механизм «попадания в центр мишени». В связи с
этим, также и сосредоточение при сознательной «стрельбе из лука» подвержено известным переменам при на-
ших упражнениях: хотя каждый раз все элементы техники («накладывание стрелы» и «нацеливание», «натягива-
ние лука» и «пуск стрелы») должны быть налицо, тем не менее, смотря по обстоятельствам, каждый элемент
играет особую роль в зависимости от времени суток, так что рано утром будет «нацеливание» (тратака и ман-
дуки мудра), около полудня — преимущественно «натягивание» (самбхави мудра), а вечером от захода солнца
до засыпания — практически только «пуск стрелы» (кхечари мудра), который производится только что описан-
ным взглядом в темноту перед закрытыми глазами (кхамаджнатам).
Кроме того, каждое время суток имеет свои преимущества и недостатки, которые должен учитывать каждый
практикующий, когда он выбирает подходящее время для упражнений. Но необходимым требованием является
придерживаться раз и навсегда выбранного времени; нельзя менять это время, и надо упражняться всегда в один
и тот же час: иначе теряется весь ритм. Это -необходимая предпосылка.
Йоги особенно ценят время восхода и захода солнца, так как в это время природа в человеке, так же как и
внешний мир, излучает глубокое спокойствие и сосредоточенность, которые чувствуются даже в шуме большо-
го города. Из этих двух времен дня для нас, жителей Запада — предпочтительнее заход солнца, также и потому,
что мы, вследствие развития нашей цивилизации, привыкли к другому распределению времени, чем индусы.
Рано утром, не говоря уже о восходе солнца, особенно весной, летом и осенью, мы вряд ли имеем возможность
поддерживать наш центр мышления достаточно бодрым для глубокого сосредоточения. Конечно, каждый чита-
тель свободен выбирать свое собственное время, но он должен помнить его и в дальнейшем уже не менять.
Вернёмся к нашей «стрельбе из лука».
Если, как было сказано выше, во сне — и особенно во сне без сновидений — «третий глаз» открывается сам
собой вследствие постоянного брожения сознания, то из этого должно следовать, что наши упражнения в
«стрельбе из лука», которые развивают в повышенной мере «шестой лепесток цветка» и, таким образом, благо-
приятствуют перенесению впечатлений от третьего глаза к Манас-чакре (центру сознания), могут существенно
повлиять на содержание наших снов.
Практический опыт учит нас, что это действительно так: первое непосредственное следствие этих духовных
упражнений — особенно активная и сильная жизнь сновидений. Сновидения получают с первого же дня упраж-
нений чрезвычайную, почти жизненную остроту, логичность и полную связанность, которые в обыденной жизни
никогда до тех пор не наблюдались и не переживались. Можно говорить о замечательной, единственной в своем
роде памяти сновидений, которая связывает многие сны один с другим, а также с действительностью. Следую-
щий пример может это проиллюстрировать: «Я вижу себя в группе людей, которые осматривают с горящими
факелами подземные пещеры. В каждой пещере лежат завернутые в белую материю забальзамированные мерт-
вые тела, как мумии, и слабый приятный запах мирры чувствуется в воздухе. Один из группы говорит, что это
базилика св. Петра в Риме...


http://www.orlov-yoga.com/
17
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 1. Время

Днем мне встречается одна из учениц, которая хорошо знает Рим и посещала эту базилику много раз. Я
спрашиваю её, знает ли она что-либо о катакомбах или подземных пещерах под базиликой, и получаю отрица-
тельный ответ.
На следующее утро эта дама торопливо и возбужденно пришла ко мне и протянула мне газету, в которой го-
ворилось, что при раскопках фундамента церкви св. Петра в Риме, в день моего сна, были обнаружены подзем-
ные ходы, которые вели к древнеримскому кладбищу и ниже его к еще более древнему египетскому кладбищу с
набальзамированными мумиями» (Из моего дневника).
Такие или подобные «сны» нередки у каждого серьезно практикующегося, так что возможное возражение,
что это «совпадение», совсем неубедительно, так как я никогда не был в Риме и не имею там друга, который мог
бы мне передать сообщение по телефону, если бы он участвовал в раскопках.
Таким же образом я часто посещал во сне Париж, не бывши там никогда в действительности, и наблюдал та-
кие подробности, которые мне, как это вполне возможно доказать, никто сообщить не мог, и которые я впослед-
ствии, к моему удивлению, вновь открыл в фильме об этом городе. Таким образом подтвердилась достоверность
моих «посещений» Парижа.
Я думаю, со мной будет солидарен каждый, который идёт по этому пути достаточно долго, т.к. главное для
нас — именно этот опыт, а не какие угодно возражения скептиков.
Наша способность «зрения без помощи глаз» развивается, таким образом, из наших сновидений. По их ярко-
сти, их логической связанности и их живой реальности, можно оценивать результаты и эффективность упражне-
ний. Этот факт позволяет осуществить точную и полезную проверку известных искусных приемов и тонкостей,
особенно когда упражнения практикуются непосредственно перед засыпанием. Благодаря этой проверке можно
было, например, установить, что утверждение некоторых йогических текстов о том, что существует связь между
луной, как символом, и «третьим глазом», оказывается более основанной на соображении и рассуждении, чем на
действительных соответствиях. С солнцем же положение обратное: созерцание (мысленное) солнечного диска
во время медитации тотчас и существенно влияет на сновидения, делает их сенситивными, тогда, как такая же
медитация на лунный серп не приводит к чувствительному оживлению сновидений, а дает заметные симптомы
сомнамбулизма, особенно, если провести эту медитацию в полнолуние. О влиянии упражнений на сновидения
поговорим позже.
Резюмируя, надо еще раз подчеркнуть, что время, выбранное для упражнений, играет роль, которую нельзя
недооценивать, т. к. успех в искусстве «духовной стрельбы из лука» в существенной мере зависит от этого. Час-
то практикующий годами без пользы мучает себя упражнениями, и ему не приходит на ум, что выбранное для
этого время не отвечает его личным предрасположениям, а поэтому нет и успеха.




http://www.orlov-yoga.com/
18
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА.

2. Дыхание
Дыхание во время упражнений и, как мы сейчас увидим, непосредственно перед упражнениями, является
следующим важным фактором, может быть даже самым важным из всех. Оно создает физическую предпосылку
для удачи упражнения, для осуществления отдельных искусственных приемов, обусловленных временем дня,
короче, для более легкого функционирования «лука».
Когда обыкновенный стрелок из лука становится в положение для стрельбы, он сосредотачивается, натягива-
ет для пробы свой лук, чтобы испытать его силу сжимания и эластичность тетивы. Так и умственный стрелок из
лука должен собрать свои внутренние силы и, прежде всего, проверить свою духовную «упругость». Ибо весь
успех зависит единственно и только лишь от его способности ослабить свое напряжение («пустить стрелу»), а
это зависит опять-таки от размаха его сосредоточения («натяжение лука»).
Этому в первую очередь содействует особая техника дыхания. Она, собственно, является главным инстру-
ментом (органом чувств) йоги, так как дыхание самым тесным образом связано с концентрацией мыслей: если
мы, например, сосредотачиваемся на каком-нибудь шуме на улице, дыхание мгновенно останавливается,- и на-
оборот, когда мы сдерживаем дыхание, блуждающие до тех пор вокруг мысли сходятся в одном направлении.
Этот факт еще в древние времена позволил йогам выработать две основные йогические техники: Раджа-йогу
и Хатха-йогу. В то время как первый путь, исходя из духовного и абстрактного, имеет целью овладеть физиче-
ским телом, а таким образом и дыханием,- второй путь стремится через дыхательную технику поставить под
контроль мысли, а в конечном счете — дух.
Так как истинная йога содержит в себе оба элемента — Раджа и Хатха, то было бы неразумно, или по мень-
шей мере непрактично (как это часто бывает) закрыть себе эту возможность облегчения всей работы. Читатель
убедится в этом сам на следующих примерах из практики:
«Сегодня — новое явление, которое, правда, уже часто наблюдалось в последнее время. Видения еще неяс-
ные, но с движением и со следами свечения (начало третьей ступени) начинает вырисовываться и выстраивается
в почти непрерывную полосу, когда без предварительного сосредоточения взгляд созерцательно обращается на
кха. При этом дыхание должно быть почти незаметным. Даже если после нескольких секунд ритмического ды-
хания поддерживать его непрерывный режим, видения начинаются без всякого напряжения, сосредоточения и
т.п.
Подтверждается феномен, что при концентрации на место между бровями появляются видения, если начи-
нать с непрерывного дыхания и переходить к незаметному дыханию. Те же видения появляются даже только от
ритмического дыхания (через область Аджна).
Если совсем без сосредоточения (без концентрации на кха) просто поддерживать некоторое время непрерыв-
ное дыхание, со временем наступает медитативное состояние и дыхание переходит в незаметное, появляется
начало видений (принцип Хатха-йоги).
И наоборот, если без специального сосредоточения, просто приложить усилие, чтобы задержать в уме опре-
деленный образ, сперва начинается непрерывное дыхание, которое потом переходит в незаметное. Появляется
поток легко светящихся видений (принцип Раджа-йоги)».
«Рано утром, в продолжении получаса упражнялся в ослабленном дыхании, которое само собой стало непре-
рывным. Начали появляться неясные видения, которые следовали одно за другим, как в калейдоскопе. Между
прочим, появились неясные очертания Бенареса, которые я желал видеть.
Нашу проверку через сновидения (испытание сном) недвусмысленно подтверждает это поразительное влия-
ние дыхания на создание видений: подтверждается, что практика незаметного дыхания перед засыпанием, вме-
сто созерцания солнечного диска, дает замечательные сны» (Из дневника).
Так как дыхание при этих упражнениях играет такую важную, попросту решающую роль, напомним вкратце,
что надо понимать под непрерывным и что — под незаметным дыханием.
Существует целый ряд дыхательных упражнений. И если, например, взять только главные, то все они могут
рассматриваться, как следующие одна за другой ступени одного и того же упражнения (см. мою книгу «Великая
тайна — скрытая сторона упражнений йоги»).
Для наших целей будет достаточно овладеть лишь только последним упражнением этого рода, так называе-
мым «кевали». Это двойное упражнение, которое состоит из непрерывного и незаметного дыхания. Хотя можно
было бы в каждом из этих способов дыхания упражняться отдельно,- в первом или бхмари («как пчела» — не-
прерывное дыхание) и во втором мурчха («оглушительный, дурманящий, анестезирующий» — незаметное ды-
хание), но даже и это не особенно существенно. Ибо второе автоматически сменяет первое, как только оно (не-
прерывное дыхание) достигает необходимого размаха во время упражнения.
В чем же состоит техника кевали?
Мы начинаем с предварительного упражнения, которое действует успокаивающе на все тело, особенно на
нервную систему. Оно называется по-индусски телаш юкта («связанная с ритмом») и делается так:
http://www.orlov-yoga.com/
19
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 2. Дыхание

Ритмическое дыхательное упражнение (предварительное)
Сесть прямо (голова, шея, спина — на одной вертикали) и дышать равномерно протяжным дыханием: вдох и
выдох одинаковой продолжительности — 3 или 4 секунды. При этом значительно помогает, если представить
себе эти дыхательные движения как можно более плавными и ритмическими, наподобие раскачивающегося ма-
ятника: например, как если бы этот маятник проходил через тело или через определенную его точку (место по-
средине между бровями, например), внутрь и обратно наружу. Сама продолжительность дыхательных упражне-
ний, собственно, не играет роли: важна только регулярность, размах (т. е. равная продолжительность вдыхания и
выдыхания).
Через некоторое время, не прерывая упражнений, надо увеличить время размаха (продолжительность вдыха-
ния и выдыхания) последовательно с 3 секунд до 4, с 4 до 5, с 5 до 6 и т.д. Как показывает практика, даже это
предварительное упражнение способствует появлению образов посредством «зрения без помощи глаз».
Когда в упражнении будет достигнута ступень, на которой дальнейшее удлинение вдыхания и выдыхания
станет утомительным, переходят к дыхательному упражнению кевали: кевали — главное упражнение.
Овладев телаш юкта, попробуйте по возможности сглаживать переходы от вдыхания к выдыханию и обрат-
но, так чтобы дыхание стало практически непрерывным. Хотя главной целью при этом является именно устра-
нение границ между вдыханием и выдыханием, все же сама собой в дыхании остается пауза (когда лёгкие на-
полнены воздухом). Это первая часть упражнения — непрерывное дыхание. Когда это дыхание установится, оно
постепенно переходит во вторую часть — в незаметное дыхание, при котором пауза наступает без воздуха в лег-
ких.
В первой части этого упражнения упражняющемуся кажется, что его легкие постоянно наполнены воздухом,
причем он только иногда выдыхает, чтобы набрать новый воздух. Вторая же часть (которая автоматически и
сразу получается из первой, как только будет достигнута граница ёмкости — задержание дыхания) производит
впечатление, как будто дыхание вообще прекратилось, настолько оно незаметно.
Кевали является главным оружием духовного «стрелка из лука», он посредством этих особенных способов
дыхания может повлиять на обе составные части своей техники и усилить их, а именно, на сосредоточение («на-
тягивание лука») — посредством первой части упражнения, и на медитацию («пуска стрелы») — посредством
второй части упражнения — незаметного дыхания. Ведь также, как сосредоточение идет всегда рука об руку с
непрерывным дыханием (так, что одно вызывает другое), так же и медитация и незаметное дыхание теснейшим
образом связаны между собой. Так что тот, кто хочет стать мастером в «стрельбе из лука», должен попробовать
овладеть этим кевали.
Это дыхательное упражнение имеет еще один значительный эффект: оно таким образом влияет на сердечную
деятельность, что со временем над сердцем устанавливается полный контроль упражняющегося.
Практика подтверждает сказанное. «Если сосредоточиться на желании видеть через место между бровями,
дыхание само собой становится непрерывным. При увеличении времени этого упражнения процесс дыхания
замедляется, как при вдыхании, так и при выдыхании, причем сами собой возникают паузы, точнее говоря, ды-
хание всё более замедляется и становится все менее заметным. Биение сердца замедляется». (Из дневника).
Но важнейшей особенностью кевали, его второй части (незаметное дыхание), является пратьяхара (воздер-
жание чувств) — возможность изолировать внешние впечатления, так что сознание может сосредоточиться без
всякого отклонения на любом объекте:
«Час дня. Через пять минут сосредоточения на гипофизе (с сильным чувством давления посредине головы)
появилось яркое видение третьей ступени — сияющее лицо (особенно глаза), которое через несколько секунд
угасло. Даже разговор с моей женой, в соседней комнате, этому не помешал. Дыхание было незаметным».
«Если сразу начать с незаметного дыхания и при этом смотреть в место между бровями (кхамаджнатам),
дыхание не возвращается к непрерывной стадии, появляются паузы дыхания, а затем наступает почти полное
прекращение дыхательной деятельности и (вечером) видения — шум и шорохи при этом не мешают».
«При сосредоточении, связанном с кевали, сознание как бы затуманено так, что даже внезапный или сильный
шум не вызывает шока, как это бывает обыкновенно при погружении в объект». (Из дневника).
Парамханса Йогананда говорит о кевали: «Это научный метод сосредоточения и медитации. Он учит выклю-
чать нервные токи из проводников чувств. Кевали показывает, как изолировать свое сознание и нервную силу от
пяти проводников чувств и, таким образом, сделать невозможным чувственные восприятия. Этот метод лучше,
чем опыт медитации только посредством принципа мышления, т. к. он нейтрализует отвлекающее воздействие
пяти проводников чувств не только на принцип мышления, но и на жизненную силу». (Из письма одного Сва-
ми).
«Затуманивание» (выключение) чувств посредством способа дыхания кевали ведёт при совершенном овладе-
нии этой техникой к полному выдыханию даже остатков воздуха из легких и обусловленному этим выключению
чувств, с одной стороны, и к четвёртой ступени экстатических видений (ступени мастера) — с другой. Это ил-
люстрируется вышеприведённым описанием Йоганандой его экстатического переживания, при котором у него
всё время было чувство, как будто из лёгких словно насосом убран весь воздух.


http://www.orlov-yoga.com/
20
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА.

3. Положение тела
Есть еще один важный фактор, который часто упускают из виду или по крайней мере недооценивают, хотя
он почти так же существенен, как дыхание,- это положение тела, или поза (асана). Этот раздел йоги составляет
отдельную отрасль знания; его необходимо принимать во внимание; даже не потому, что этим успокаивается
тело или принцип мышления (как об этом говорят все книги по йоге, можно сосредоточиться на объекте даже в
том случае, если чувствуется недомогание или боль), а скорее потому, что неправильная поза иногда может све-
сти на нет наши усилия.
Мы постараемся объяснить это. В чем в конце концов состоит техника дыхания — Пранаяма, о которой мы
только что говорили? Не только в удлинении процесса дыхания, т. к. прана представляет собой нечто большее,
чем дыхание. Она является жизненной энергией, которая поддерживает жизнь в теле и стимулирует деятель-
ность не только легких, но и сердца и всех других органов. Пранаяма вызывает, вследствие этого, активизацию
функции жизненной энергии (см. «Великая тайна»), которая всегда поляризована в теле как «солнечное дыха-
ние» (правая, заряженная положительным магнетизмом половина тела) и «лунное дыхание» (левая, отрицатель-
но заряженная половина тела).
Каждый человек может в этом легко убедиться: если внимательно наблюдать за своим дыханием, он обнару-
жится, что дыхание всегда свободно течет только через одну сторону носа, тогда как другая в это время более
или менее «затянута», причем это положение меняется регулярно каждые два часа. Одна (левая) сторона тела
черпает жизненную энергию из «всего», а другая (правая) распределяет эту энергию по всему телу.
Пока оба жизненных течения находятся в равновесии — человек здоров, но если баланс нарушится — он за-
болевает.
Эта древняя теория,- которая, впрочем, служит основой ставшей теперь
модной древнекитайской методики иглотерапии, легко может быть доказана
на опыте и является исходной точкой всего учения о положении тела (Асана) в
йоге: не только кровообращение направляется по правильному пути (и это
чрезвычайно важно), но эти магнетические течения должны быть соединены
между собой правильным образом и, прежде всего, целая магнетическая цепь
должна оставаться замкнутой.
Если бы дело касалось только задержания кровотока в определенных час-
тях тела и органах, например, в коленях при сидячем положении «лотос» или
в поджелудочной железе при «позе рыбы» (см. «Великая тайна»), то остался
бы без объяснения целый ряд не менее важных эффектов и, сверх того, при
этом не играло бы роли положение ног.
Прежде всего, а в нашем опыте «стрельбы из лука» даже исключительно,
дело идет о совместном включении этих течений, благодаря которому можно
длительное время и без всякого дискомфорта сидеть прямо и устойчиво. Па-
танджали в своей Йога-сутре (II, 43) говорит о результате овладения практи-
кой сидения: «Этим достигается освобождение от связанности противополож-
Б.К.C.Айенгар в позе ностями (двандва)». Слово двандва означает пару противоположностей — как
падмасана тепло-холод, боль-блаженство и т. д. Так как такие противоположности силь-
но ощущаются в теле только при нарушении равновесия между двумя назван-
ными магнетическими течениями, из этого стиха Патанджали недвусмысленно следует ясное требование вос-
становить равновесие обоих течений, которые прежде перекрывались двандва. Это можно однозначно доказать
на практических примерах.
Прежде всего вопрос о том, какие сидячие позы при «стрельбе из лука» эффективнее. Восточные народы
предпочитают — и правильно, как вы это сейчас увидите,- сидение со скрещенными ногами: «турецкая» поза
(как у нас сидят портные), поза «лотоса» (иногда это называют позой Будды, «совершенной» позой) и т. д. На-
оборот, западные жители чувствуют себя комфортно только сидя на кресле или стуле.
Бесспорно, лучшее из сидений — это падмасана, поза «лотоса», т. к. при нем возможно полное совключение
магнетических течений в ногах и в руках, и кроме того:
1. Вся нижняя половина тела (до пахового изгиба) практически выключена.
2. Достигается самая большая концентрация магнетического потенциала в руках и ногах, которые соприка-
саются друг с другом (пальцы рук иногда смыкаются, образуя кольцо).
Но так как поза «лотоса» очень трудна и требует по меньшей мере полгода, а то и год упражнений в ней (и
даже тогда европейцу трудно находиться в ней достаточно долго),- можно, если вопрос только в том, чтобы был


http://www.orlov-yoga.com/
21
Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 3. Положение тела

<< Предыдущая

стр. 4
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>