<< Предыдущая

стр. 12
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Маркетинг (от англ. “маркет” - рынок, маркетинг - Рынковедение) - такая система управления фирмой, которая лучше приспосабливает производство к требованиям рынка для более выгодной продажи товаров. Эта система возникла в 20-е годы в США и в 50-60-е годы широко распространилась в западных странах, когда усугубились трудности со сбытом продукции.
Рассмотрим, как практически организован маркетинг. Здесь мы остановимся на четырех условиях эффективной торговли.
Первое условие: выбирать для производства продукт, нужный покупателю, обладающий высоким качеством и конкурентоспособностью. Предполагается создать “рынок покупателя”, то есть выпускать товары, которые будет согласен приобрести потенциальный потребитель. Фирма “Бергер кинг” (закусочные) провозгласила главный маркетинговый принцип: “Производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете произвести”. Другие специалисты популярно поясняют смысл маркетинга: червяк должен быть по вкусу рыбе, а не удильщику.
Чтобы выполнить эти установки, фирма должна провести ряд мер.
А. Изучить рыночный спрос, потребности покупателей. Б. Повысить качество товара: улучшить дизайн (художественное конструирование), в том числе цвет, размеры и другие признаки, учесть психологию потребителей, а также эмоциональные и рациональные мотивы покупок.
В. Выбрать сегмент (участок) рынка, где слабо удовлетворяется покупательский спрос и где меньше конкуренции. Выбрать определенный вид продукции, который целесообразно производить.
Например, фирма “Америкэн тайм корпорейшн” при изучении рынка ручных часов в США выявила три сегмента по типу требований покупателей. Первый сегмент (23% рынка) составили люди, желающие приобрести дешевые часы и не придающие значения их качеству и внешнему оформлению. Потребители второго сегмента (46%) предпочитают часы высокого качества, более элегантные и дорогие. Третий сегмент (31%) составляют люди, которые покупают часы в качестве подарка и особенно интересуются их внешним оформлением. Однако оказалось, что часовая промышленность в основном выпускала продукцию для третьего сегмента. Фирма “Америкэн тайм корпорейшн” резко увеличила производство улучшенных изделий для первых двух сегментов и использовала новые каналы сбыта (часы стали продаваться в универмагах, аптеках и других звеньях рыночной торговли). В итоге фирма вышла на первое место в мире по производству наручных часов.
Второе условие маркетинга: цена товара должна покрывать производственные затраты и приносить прибыль предприятию, а также быть приемлемой для потребителя. На практике применяется гибкое ценообразование. Внимание людей привлекают призывы “купить два предмета по цене одного”, “если купить пять предметов (кусков мыла и др.), то шестой достанется бесплатно”. В случаях, если человек неудовлетворен приобретенным товаром длительного пользования, то ему гарантируется возврат денег.
Третье условие эффективного маркетинга: применять все способы продвижения товара до покупателя; так воздействовать на людей, чтобы они приобрели его.
В этих целях применяются:
- предпродажное обслуживание (предоставление кредита на покупку) и послеторговое обслуживание (гарантийный ремонт и ДР.);
стимулирование сбыта товаров и премирования постоянных клиентов предприятий сферы услуг (гостиниц, авиалиний, банков и т. п.);
предоставление максимума удобств для потребителей (“гаведский стол” в ресторанах, гостиницах);
профессионально поставленная реклама.
Четвертое условие эффективного маркетинга: определить позицию на рынке (установить, где и когда выгоднее всего продать товар). Несоблюдение такого требования приводит к серьезным ошибкам. Так, в штате Род-Айленд (США) обанкротились два маленьких ресторана. В них был подготовлен широкий выбор блюд итальянской кухни с довольно высокими ценами. Но среди местных жителей было много людей шведского происхождения со средним уровнем дохода.
Как свидетельствует многолетний опыт, применение маркетинга позволяет производителям и продавцам решительно улучшить торговый сервис (обслуживание). Однако нельзя не видеть оборотной стороны маркетинга:
повышаются цены из-за дорогой, хотя и красивой, упаковки;
растут расходы на кредит покупателям, послеторговый сервис и др.;
широко распространяется назойливая и зачастую недостоверная реклама;
применяются ядовитые красители, вредные пищевые добавки, придающие товарам более привлекательный вид;
рекламируются вредные для здоровья товары - сигареты, спиртные напитки и т. п.
Против таких отрицательных действий фирм применяются соответствующие противодействия. Во многих странах законодательство предусматривает защиту прав потребителей; усиливается контроль за качеством продукции; регламентируется рекламная деятельность с тем, чтобы она не наносила ущерб людям.
В этом же направлении активно действуют общества, защищающие права потребителей.
Итак, благодаря маркетингу фирмы-производители осуществляют комплекс мер, которые совершенствуют производство и улучшают рыночные связи с потребителями их продукции. В конечном счете все это ведет к увеличению массы и нормы прибыли.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Васильев Т. А., Каменева Н. Г. Товарные биржи. М., 1991.
Голубков Е. П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения. М., 1983.
ДиксонД.Е.Н. Совершенствуйте свой бизнес. М., 1992.
Котляр Ф. Основы маркетинга. М., 1992.
Макконнелл К. Р., БрюС.Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2. Гл.24, 31.
Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. II. Кн. VI. Гл. VI, VII, VIII.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл. 15.
Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 2. М., 1992.

ТЕМА 12 ДОХОДЫ ОТ СОБСТВЕННОСТИ

Продолжим рассмотрение системы доходов, получаемых разными субъектами хозяйствования. До сих пор изучались доходы лиц, участвующих в трудовой и предпринимательской деятельности. Теперь будут анализироваться доходы от собственности:
а) процент (доход от использования такого движимого имущества, как деньги, ценные бумаги) и б) рента (доход от недвижимого имущества, в том числе земли). Их общей чертой является то, что получатели процента и ренты непосредственно не причастны к созданию новой стоимости. Между тем согласно правовому договору с заемщиками имущества они получают от них причитающуюся им часть стоимости. Рассмотрим конкретные механизмы получения двух видов доходов от собственности.

§ 1. КРЕДИТ И ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ

Кредит: сущность и виды

Кредит (лат. сrsdit - он верит) - предоставление в долг товаров и денег на условиях возврата через известное время эквивалента суммы долга плюс процент..
Исторически первоначальной формой кредитных отношений было ростовщичество. Ростовщичество - это выдача денег в долг с условием уплаты заемщиком высоких процентов при погашении долга. В Древней Греции в IV в. до н. э. были известны случаи ростовщических ссуд с уплатой 42% в месяц (свыше 570% годовых). Позже по обычным займам взимались от 62 до 900% годовых. Ростовщический капитал существует до сих пор в тех странах Азии, Африки и Латинской Америки, где слабо развиты товарно-денежные отношения.
Денежную ссуду от ростовщиков берут простые люди, чтобы расплатиться по старым долгам и приобрести жизненно необходимые товары, а также знать - для строительства замков и дворцов, покупки предметов роскоши. Иначе говоря, ростовщичество обслуживает разные потребительские нужды.
С возникновением капитализма кредит приобрел совершенно другое назначение. Бизнесмены стали использовать его в целях получения прибыли. Как нам известно из темы 8, предприниматели нуждаются в заемных денежных средствах для организации производства новой стоимости. Кредитные отношения превратились в непременное условие хозяйственной жизни. Еще в XVI в. это обстоятельство не без юмора подметил Франсуа Рабле. В его романе “Гаргантюа и Пантагрюэль” весельчак Панург высказал поразительное суждение: “Природе легче было бы питать рыб в воздухе и пасти оленей на дне океана, чем терпеть скаредный мир, где никто не давал бы в долг”.
Чтобы создать нормальные условия для функционирования производственного капитала, требовалось решить две задачи. Первая из них состояла в том, чтобы предлагаемые ростовщиками проценты для денежных ссуд снизить до приемлемого уровня, не превышающего среднюю норму прибыли. Вторая задача заключалась в создании новых - гораздо более обширных - источников денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Обе задачи были успешно решены.
Ссудные капиталисты сколачивают денежный капитал за счет многих источников (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Виды источников ссудного капитала

Владельцы ссудного капитала сосредоточивают у себя временно свободные денежные средства из фонда амортизации (восстановления) основного капитала, из постепенно формирующегося" (по мере продажи готовой продукции) фонда заработной платы. Они обращают в кредитные средства незанятые в деле деньги предпринимателей и других слоев населения, используют пенсионные, страховые и иные фонды. В течение определенного периода все эти денежные сбережения не приносят собственникам никакого дохода и их выгодно отдать в ссуду, хотя бы под сравнительно небольшой процент.
Особо следует сказать о новом источнике ссудного капитала. Во второй половине XX в. в развитых странах значительно вырос жизненный уровень населения. В связи с этим заметно возросла величина тех свободных денег, которые люди сдают на сохранение (под установленный процент) в банки и другие сберегательные учреждения. Скажем, в Японии такие деньги составляют 18% всех располагаемых личных доходов (идущих на текущее потребление и сбережения), в Италии - 22%.
Лауреат Нобелевской премии американский экономист итальянского происхождения Франко Модильяни постарался выявить психологические закономерности образования у населения сбережений. Он выдвинул гипотезу (научное предположение) “жизненного цикла”. Согласно этой гипотезе с начала своей трудовой деятельности человек делает сбережения (сдает их на сохранение в банк) и денежные накопления (приобретает ценные бумаги). Эти суммы непрерывно нарастают и достигают максимума перед выходом на пенсию. Все это делается для поддержания достигнутого уровня потребления в старости. Суть гипотезы жизненного цикла Ф. Модильяни высказал в известной формуле: “Молодые сберегают, старые тратят”. Данная гипотеза была практически учтена банками, пенсионными фондами и другими кредитными учреждениями.
С увеличением источников ссудного капитала необычайно расширились возможности кредитования. В современных условиях характерна тенденция к значительному увеличению доли заемных средств в финансировании (обеспечении деньгами) хозяйства. Особенно велика их роль в затратах на капиталовложения в Японии, Италии, Франции. Например, японские фирмы за счет привлеченных ресурсов финансируют 4/5 всех средств на расширение производства.
В условиях развитого товарного хозяйства впервые возникает рынок ссудных капиталов. В качестве предмета купли-продажи на нем выступает особый товар - капитал. Его особенность состоит в том, что деньги приобретают дополнительную полезность - способность возрастать по стоимости и приносить прибыль.
В состав рынка ссудных капиталов входит рынок инвестиций. Под инвестицией подразумевается долгосрочное вложение капитала в какое-то предприятие или дело ради получения прибыли. При этом финансовые инвестиции идут на закупку акций, облигаций и ценных бумаг, выпущенных предприятием или государством. Реальные инвестиции - это вложения денег в производственный основной капитал (здания, сооружения, оборудование), жилищное строительство, товарно-материальные запасы.
Основными организационно-экономическими формами кредита являются коммерческий и банковский. Они различаются по составу участников, объектам кредитования, величине процента и сфере использования.
Коммерческим называют такой кредит, который предоставляется товарами с отсрочкой платежа. Он возникает часто, когда приобретатель продукции не может немедленно расплатиться за нее наличными деньгами. В этом случае используется, как правило, вексель - специальное долговое обязательство заемщика уплатить определенную сумму денег в указанный срок. Зачастую предприниматель, получивший вексель, делает на нем передаточную надпись (индоссамент) и использует вместо денег для покупки нужных благ у другого продавца, а этот - у третьего и т. д. Тем самым, попадая в торговый оборот, вексель становится простейшим видом кредитных денег.
Коммерческий заем является основой кредитной системы, он непосредственно обслуживает движение капитала в сфере производства. Этот кредит возможен только между фирмами, непосредственно связанными хозяйственными отношениями (лишь теми предприятиями, которые создают средства производства, и теми фирмами, которые их потребляют). Его нельзя использовать, например, для оплаты труда работников.
Универсальный характер имеет банковский кредит, который выдается в виде денежных ссуд. В отличие от коммерческого займа он может предоставляться в значительно большем объеме, на более длительные сроки каждому бизнесмену и на любые цели.
В сфере кредитных отношений распространены и другие их формы: а) потребительский кредит (продажа отдельным лицам товаров через розничные магазины с отсрочкой платежа, предоставление банками ссуды на потребительские цели); б) ипотечный кредит (долгосрочный заем под залог недвижимости - земли, зданий); в) межхозяйственный кредит (выпуск предприятиями и организациями для предоставления друг другу акций, облигаций и других ценных бумаг); г) государственный кредит (выпуск облигаций государственных займов, покупаемых бизнесменами и населением).
Среди всех кредитных организаций главную роль выполняют банки.

Банки: их виды и функции

Основная функция банков - сосредоточивать у себя денежные средства и предоставлять их в ссуду.
Исторически первоначальным делом банков является посредничество в платежах. Они хранят у себя денежные средства предпринимателей, по поручению которых ведут их расчеты с поставщиками и покупателями, вносят платежи в государственную казну, ведут кассовое обслуживание фирм (выдают им наличные деньги для заработной платы и на другие цели).
Банки выпускают кредитные средства обращения - знаки стоимости, которые выполняют роль денег в товарообороте и платежах (наличные деньги, банкноты).
Банки выполняют свои функции в двух взаимосвязанных видах операций: пассивных- операциях по образованию банковских ресурсов и активных - операциям по их размещению и использованию (рис. 12.2).



Рис. 12.2. Функции банков

Денежные средства банков складываются из собственных капиталов (они образуют, как правило, незначительную часть всех средств: в США, например, 8%) и депозитов - вкладов клиентов. Депозиты делятся на срочные (вложения на заранее установленный срок и не подлежащие изъятию до его наступления) и до востребования (вклады на текущие счета, которые банк обязан выдать по первому требованию вкладчика).
В активные операции входят разнообразные ссуды: вексельные, фондовые, подтоварные, бланковые. Наиболее распространенным является учет векселей. Банк покупает вексель у предпринимателя, если тот стремится превратить его в деньги еще до наступления срока платежа. Из обозначенной на векселе суммы удерживается учетный процент - плата за предоставление денежной суммы. При наступлении срока платежа по векселю банк предъявляет его к оплате тому, кто выдал долговое обязательство. Величина учетной ставки может сильно изменяться. Так, самая высокая учетная ставка английского банка с 15 ноября 1979г. по 3 июля 1980г. составила 17%. Самая низкая была на уровне 2% с 26 октября 1939г. по 7 ноября 1951 г.
Банки ведут фондовые операции - дают ссуды под залог ценных бумаг- акций, облигаций, закладных и т.п., а также покупают такие бумаги. Подтоварные ссуды предоставляются под залог продукции, находящейся на складах, в пути, в торговом обороте. Если ссуды не погашаются в срок, то заложенные ценные бумаги и товарно-материальные ценности переходят в собственность банков. Наиболее крупным предпринимателям, платежеспособность которых не вызывает сомнений, предоставляется бланковый кредит: ссуду выдают без всякого обеспечения.
Кроме пассивно-активных операций и расчетов банки занимаются торгово-комиссионной деятельностью - покупают и продают золото, обменивают национальную валюту на иностранную, размещают займы, распродают акции и облигации и т. п.
В зависимости от характера выполняемых функций и операций банки делятся на три основных вида: центральные, коммерческие и специализированные (рис. 12.3).



Рис. 12.3. Виды банков

Главную роль в банковской системе играют центральные банки. Центральный банк страны наделен государством исключительным правом эмиссии (выпуска) банкнот (банковских билетов) - денежных знаков, основных видов бумажных денег. Кроме того, этот банк обычно выполняет другие функции:
хранит государственные золотовалютные резервы, сохраняет резервные фонды (запасы) других кредитных учреждений;
дает ссуды коммерческим банкам;
обслуживает государственные учреждения;
проводит расчеты и переводные операции, контролирует деятельность кредитных учреждений;
регулирует количество денег в национальной экономике.
Коммерческие банки дают ссуды производственным предприятиям главным образом за счет денежных средств, привлекаемых ими в виде вкладов, и ведут расчеты между предпринимателями. В современных условиях эти банки являются учреждениями универсального характера. Они осуществляют операции на рынке ценных бумаг, ведут денежные дела клиентов и занимаются валютными операциями.
Специализированные банки заняты преимущественно определенными видами финансово-кредитных операций. Например, инвестиционные банки осуществляют финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений. Ипотечные банки предоставляют ссуды под залог недвижимости (земельных участков, домов). Экспортно-импортные банки кредитуют внешнюю торговлю и ведут расчеты с иностранными контрагентами. В кредитную систему страны входят сберегательные кассы, сосредоточивающие временно свободные денежные средства населения, а также кредитные кооперативы, куда объединяются в основном мелкие товаропроизводители, берущие ссуды на началах взаимопомощи.
Во второй половине XX в. в банковском деле появились новые тенденции, которые раскрыли невиданные ранее организационные, экономические и технические возможности банковского кредита.
Во-первых, резко усилился процесс концентрации и централизации ссудного капитала, возникли банки-гиганты. Они с помощью различных экономических способов фактически подчиняют маломощные кредитные учреждения.
Во-вторых, крупнейшие банки превратились во многоцелевые кредитно-финансовые учреждения, которые предоставляют клиентам 100-300 видов услуг. Они выпускают и реализуют ценные бумаги, начисляют и удерживают налоги, ведут счета амортизационных отчислений и другие бухгалтерские и расчетные операции для клиентов. Все более расширяются консультационные и информационные услуги. Банковские специалисты, включая технических экспертов, непосредственно участвуют в выборе важнейших инвестиционных проектов промышленных и торговых фирм, помогают в ведении финансового хозяйства.
В-третьих, новой тенденцией в банковском деле является широкая электронизация банковских услуг, для чего кредитные учреждения используют свои вычислительные центры, оснащенные мощными электронно-вычислительными машинами. Быстро увеличивается число автоматических расчетных палат как центров безналичных денежных перечислений. Электронная автоматизация “розничных” банковских операций (по обслуживанию отдельных вкладчиков) включают кассовые устройства, которые устанавливают в помещениях кредитных учреждений, крупных магазинах, аэропортах, на автобусных стоянках и т.д.
Наконец, сейчас для банковской системы характерно быстрое расширение безналичных расчетов. Можно предположить,, что в будущем подавляющая часть всех платежей будет проводиться с помощью банковских чеков, кредитных и дебетовых карточек и “электронных денег” (посредством переводов в рамках системы ЭВМ и перечислений, автоматически проводимых кредитными учреждениями по поручению клиентов).
Широкое распространение во всем мире получили, например, кредитные карточки - платежный документ для безналичной оплаты товаров и услуг. Внешне он выглядит как пластиковая карточка с именем владельца, его личным номером или шифром, а также образцом подписи и указанием срока действия. Кредитная карточка предъявляется компьютерному устройству магазина или банка, которое дает команду соответствующему банку о немедленной оплате покупки или услуги. Кредитные карточки бывают следующих видов:
возобновляющиеся (например, “Виза”, “Мастеркард”) - для расчетов в магазинах, отелях, ресторанах. Они дают право использовать кредиты в определенных пределах. После погашения долга карточка возобновляется;
месячные (“Америкен экспресс”, “Динерз клаб”) - как правило, для расчетов с туристическими фирмами. Эти карточки “путешествий и увеселений” не имеют лимита задолженности, но весь долг должен погашаться в конце месяца;
фирменные (“Трасткард”, “Америкен экспресс” и др.) - выпускаемые отдельными компаниями для оплаты служебных расходов; они применяются на условиях месячных карточек;
премиальные, или золотые (“Америке голд кард”, “Голд Мастеркард”), - предназначенные для очень солидных клиентов;
кредит дается по льготной процентной ставке и не ограничен по сумме займа.
С 1975 г, впервые получили хождение дебит-карточки (в системе “Виза” и “Мастеркард”). В этом случае применяются “электронные деньги” (безналичные операции с помощью банковских компьютеров). Расчеты проводятся немедленно. При покупке товара владелец дебит-карточки вставляет ее в специальное передающее устройство (“машины-кассиры” имеются во всех торговых точках, обслуживаемых данной системой), и на его пульте набирается определенная цифровая комбинация, которая тут же передается в банк. Банковский компьютер переводит сумму покупок с ссудного счета покупателя на счет продавца (если счета находятся в одном и том же банке). Когда счета покупателя и продавца находятся в разных банках, то оплата покупки осуществляется через автоматический расчетный центр. Использование “электронных денег” позволяет отказаться от льготного периода погашения кредита и, как показывает практика, приносит больше прибыли за каждую сделку.
Теперь пора ознакомиться с выгодностью банковского дела.

§ 2. ПРИБЫЛЬНОСТЬ БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА

Процент и норма прибыли банка

Банки работают на коммерческом расчете, то есть рассчитывают на получение прибыли. Последняя образуется потому, что процентная ставка по кредиту (отношение процента, уплачиваемого за заем, к величине ссужаемого капитала) всегда больше процентной ставки по депозиту (отношение процента, выплачиваемому вкладчику, к сумме его денежного вклада).
Основу валовой (общей) прибыли банков составляет разница между всей суммой ссудных процентов и общей суммой депозитных процентов. О разнице между этими видами процентных ставок можно судить по данных табл. 12.1.
Таблица 12.1
Процентные ставки по кредитам и депозитам (среднегодовые, 1995 г.)
Страна

По кредитам

По депозитам

Япония

3,40

0,72

Великобритания

6,69

4,11

Канада

8,65

7,15

США

8,83

5,92

Германия

10,94

3,85

Китай

12,06

10,98


В валовую прибыль банков входят их доходы от всех коммерческих операций (в том числе, например, от купли-продажи валюты). Часть этой прибыли банка покрывает его издержки (выплату заработной платы банковским служащим, содержание помещений, канцелярские расходы и т. п.). Оставшаяся часть - чистая прибыль. Данный показатель используется для исчисления нормы банковской прибыли.
Норма прибыли банка (Пч’) - это отношение чистой прибыли (Пч) к собственному (не заемному) капиталу банка (Кс), выраженное в процентах:

Норма прибыли банков зависит от двух основных факторов: от нормы прибыли предпринимательского капитала и процентной ставки по кредиту.
Норма дохода банковского капитала, как правило, не превышает степень обогащения промышленного и торгового капитала. Только в каких-то чрезвычайных случаях (например, для спасения предприятия от банкротства) бизнесмен приобретает ссудный капитал по чрезмерно высокой процентной ставке, которая превышает степень увеличения капитала. В современных условиях степень обогащения банковского капитала и крупного промышленного бизнеса сравнялись.
Другим фактором, определяющим уровень прибыльности банковского капитала, является процентная ставка по кредитам, характеризующая своего рода цену кредитных средств. В зависимости от состояния рынка ссудных капиталов и степени развития конкуренции эта ставка может колебаться в значительных пределах. Что касается ее минимальной величины, то она не поддается определению. Иногда (во время экономического спада) она может снижаться до уровня, близкого к нулю.
Различают рыночную и среднюю процентные ставки по кредиту. Рыночная ставка складывается в каждый данный момент на рынке ссудных капиталов. Она непосредственно отражает конъюнктурные изменения экономики и подвержена резким колебаниям в периоды подъема или спада производства. Средняя ставка процента отражает долговременные тенденции в движении величины процента.
Понять динамику процентной ставки можно, если учитывать влияние на нее часто меняющегося соотношения спроса и предложения заемных средств. Если спрос на ссудный капитал превышает его предложение, то масштабы его использования расширяются. Когда же свободных денежных средств много, а спрос на них сравнительно невелик, то ставка процента будет снижаться.
Во второй половине XX в. в большинстве промышленно развитых стран наблюдается систематическая нехватка ссудного капитала, особенно в форме среднесрочных и долгосрочных инвестиций. Это обусловлено тем, что в условиях научно-технической революции крупные компании затрачивают большие средства на новую технику и программы переквалификации работников. Большой спрос на ссудный капитал предъявляет также государство. С расширением такого спроса заметна тенденция к устойчивому повышению ставки процента. Если в 1950-х годах в США процентная ставка по краткосрочным обязательствам составляла 1,5-4%, то в 70-80-х годах она возросла в 2,5 раза.
Наконец, величина ставки процента зависит от социального, положения клиента. Крупным корпорациям ссуда предоставляется на очень выгодных условиях. Напротив, для мелких фирм, широких слоев населения устанавливаются высокие процентные ставки, особенно по долгосрочным ссудам, при этом требуется солидное обеспечение для их получения.
В условиях инфляции важно различать номинальную и реальную процентные ставки. Реальная ставка - это номинальная (фактически достигнутая в данный период ставка процента, исчисленная с учетом уровня инфляции. Допустим, уровень инфляции достиг 8%, а номинальная ставка - 14%. Тогда при подсчете дохода на инвестиции важно определить реальную ставку процента. Она составит: 14 - 8 = 6%. Значит, если взаймы взяты 100 денежных единиц, то на следующий год необходимо возвратить не 114, а только 106.
Совершенно иное положение в кредитных отношениях (по сравнению с рассмотренной здесь картиной) сложилось в сегодняшней России.

Норма банковской прибыли в России

В СССР государство полностью подчинило себе всю кредитную сферу. Монопольное положение занимал Государственный банк СССР. Он установил мизерный процент для вкладов населения (2% по кладам до востребования и 3% по срочным вкладам) и ничего не платил предприятиям за хранение денег в банке. Очень низкий процент за пользование заемными средствами не мог стимулировать эффективное их применение.
В 1990-х годах былая монополия Центрального банка во многом была подорвана и большую свободу действий получили коммерческие банки. Если до 1992г. Центральный банк мог строго контролировать движение кредитных средств в коммерческих банках, то затем этот контроль был утрачен. При отсутствии должной законодательной базы банковского дела и необходимого регулирования движения кредитно-денежных средств в стране возникли следующие благоприятные условия для небывалого роста прибыльности банковского бизнеса.
Во-первых, в 1992-1995гг. в условиях гиперинфляции и галопирующей инфляции кредитные учреждения установили поистине ростовщические ставки процента по кредитам, превышающие темпы обесценения денег. Так, в 1995 г. среднегодовая ставка процента по кредитам составила 320,3, а процентная ставка по депозитам - 102,0.
Во-вторых, коммерческие банки широко использовали резко возросший спрос предприятий и населения на доллары и другую иностранную валюту для спекулятивной наживы: покупали ее на межбанковских валютных торгах по одной цене, а продавали - по гораздо большей.
В-третьих, правительство перечисляло коммерческим банкам огромные суммы из государственного бюджета для их незамедлительного продвижения в конечном счете до предприятий и населения (на расходы для производственных нужд, на выплаты заработной платы, пенсий, пособий и т. п.). Но эти денежные средства часто банки в течение длительного времени использовали для собственной наживы, отдавая их в кредит под громадные проценты. В то же время еще более усиливались разного рода неплатежи (в спекулятивном денежном обороте оказываются невыплачиваемые вовремя суммы заработной платы, пенсий и других видов доходов).
Все эти и другие источники явно ненормального обогащения привели к тому, что банкам удалось во многих случаях довести норму прибыли до астрономических размеров (до 1000 и более процентов на собственный капитал). Банковский бизнес стал одним из самых прибыльных, но для российской экономики в целом этот факт имел самые отрицательные последствия:
денежный капитал во все большей мере изымался из сферы производства с целью получения огромных ростовщических процентов. Из-за этого предприятия испытывали все возрастающую нехватку денежных средств;
громадные процентные ставки оказались тормозом для развития производственного бизнеса и накопления капитала. Примечательно, что удельный вес долгосрочных капитальных вложений в российскую экономику снизился с 26% от всей суммы инвестиций в 1990г. до 3,5% в 1997г. Этим подрывалось все дальнейшее прогрессивное развитие российской экономики.
Такое развитие кредитных отношений означает, что банки во многом перестали выполнять свои нормальные функции.
Нельзя признать случайным тот факт, что в банковской сфере совершается самая значительная часть всех экономических преступлений. Например, денежные средства зачислялись на счет в коммерческий банк по подложным документам и поступали вымышленным лицам; под вывеской лжепредприятий из банков похищались и затем “отмывались” значительные суммы денег;
применялись подложные авизо (письма банка о пересылке денег получателю), чтобы выкрасть из банка большие кредитные средства. Ущерб от преступлений в банковской сфере многократно
превысил потери от всех остальных видов корыстных преступлений.
Положение в банковской сфере может быть нормализовано только путем осуществления комплекса мер. К ним относятся прежде всего решительная правовая защита банков и банковской деятельности; резкое ограничение наживы банковского бизнеса за счет крупномасштабных спекуляций и инфляционного удорожания кредита; нормализация соотношений норм предпринимательской и банковской прибыли. Важную роль в улучшении национальной экономики призвана сыграть организация прочных экономических связей между банками и производственными предприятиями.

§ 3. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО И РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Акционерное общество

Мы уже знаем что акционерное общество - это форма организации предприятия, денежные средства которого образуются путем продажи акций. Созданием акционерных обществ занимаются предприниматели-учредители при активном участии банка. Они вкладывают в фирму собственный капитал, а для привлечения дополнительных средств выпускают акции, которые продаются всем желающим.
Акция - это ценная бумага, которая свидетельствует о внесении ее владельцем пая в капитал (фонды) акционерного предприятия и дает ему право на получение дивиденда - дохода, приходящегося на акцию. В виде дивиденда распределяется лишь часть прибыли корпорации. Другая ее часть обычно идет в накопление (для пополнения резервного капитала и на расширение производства). Она также расходуется на выплату высоких должностных окладов и особых премий (тантьем) руководящему персоналу корпорации, уплату налогов государству, на рекламу и иные цели.
Сумма, обозначенная на акции, составляет ее номинальную стоимость. Она определяется так: сумма реального капитала, вложенного в действующее акционерное предприятие, делится на число акций. Но купля-продажа акции происходит не по такому номиналу, а по ценам, стихийно складывающимся на рынке ценных бумаг. Цена, по которой акция продается и покупается, называется курсом акции.
Курс акции зависит от двух факторов: от величины дивиденда и от ставки депозитного процента.
Естественно, что курс акции тем выше, чем больше дивиденд. Между тем перед человеком, который думает купить акцию, возникает альтернатива: а) отдать деньги в ссуду, положить в банк или получать более устойчивый депозитный процент;
б) купить акцию, которая дает в виде дивиденда значительно большую сумму, чем депозитный процент. Например, рыночная цена акций “Дженерал мотора” в 80-е годы в 25 раз превысила их номинальную стоимость.
Эту альтернативу в значительной мере решает следующий курс: акция продается за такую сумму, которая, будучи превращена в банковский депозит, принесет доход (в виде процента по депозиту), равный дивиденду. Поэтому цена акции исчисляется по формуле

Предположим, акция номинальной стоимостью 300 долларов ежегодно приносит дивиденд в размере 25 долл., а ставка депозитного процента равна 5%. Тогда эта акция будет котироваться (устанавливаться цена на бирже) по курсу 500 долл. Эта сумма, положенная в банк из расчета 5% годовых, принесет доход, равный дивиденду (25 долл.).
Цена акции постоянно колеблется вокруг своей нормальной величины в зависимости от изменения соотношения между спросом на те или иные акции и их предположением. Во время подъема экономики, когда прибыли, а вместе с тем и дивиденды растут, курс акций повышается. Когда же из-за спада производства дивиденды сокращаются, курс резко снижается. Таким барометрическим колебанием рынок ценных бумаг сигнализирует об общем “здоровье” экономики. При этом на цене акций всегда сказывается, естественно, инфляция.
Однако далеко не все акционеры расположены ставить свой дивиденд в зависимость от рыночного риска. В связи с этим акции различаются на привилегированные и обыкновенные. Привилегированные акции не дают их владельцам права голоса при решении вопросов о деятельности акционерного общества на общих собраниях и предоставляют преимущественное право на получение части прибыли в виде твердо фиксированного дивиденда. Напротив, обыкновенные акции наделяют их владельца правом голоса, а размер дивиденда определяется по итогам хозяйственного года.
Сами акционерные общества также различаются по их связи с рынком ценных бумаг на закрытые (не продают акции) и открытые (участвуют в купле-продаже акций).
Помимо акций купле-продаже подлежит и такая ценная бумага, как облигация. Облигация - долговое обязательство, по которому его владельцу выплачивается ежегодный доход в форме процента к нарицательной стоимости облигации. Доход по облигации может выплачиваться также в форме выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах, или путем оплаты купонов (частей ценной бумаги, которые отрезаются от нее и передаются вместо расписки при получении дохода).
Расширение акционерной деятельности приводит к формированию рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг представляет особую часть сферы обращения, в которую вовлечены акции, облигации, сберегательные сертификаты (документы, удостоверяющие факт владения ценными бумагами), векселя, казначейские (казначейство - финансовый орган правительства) государственные обязательства.
На рынке ценных бумаг участвуют следующие субъекты:
а) эмитенты - юридические лица, которые занимаются эмиссией (выпуском) ценных бумаг и несут ответственность по ним;
б) инвесторы - юридические и физические лица, приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет; в) инвестиционные институты - юридические лица, действующие в качестве инвестиционных консультантов, финансовых посредников и инвестиционных компаний. Рынок ценных бумаг подразделяется на два вида: первичный и вторичный.
На первичном рынке эмитент (предприятие, государственное учреждение) продает новые выпуски ценных бумаг и получает за них нужные денежные средства. Такие бумаги сразу же приобретают первоначальные инвесторы (за рубежом - финансово-кредитные учреждения или индивидуальные инвесторы).
Вторичный рынок состоит из последующих инвесторов, между которыми совершается перепродажа (первая и последующие) ценных бумаг. Вторичная торговля поддерживается банками и специализированными фирмами (инвестиционными институтами).
В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой оборот ценных бумаг и внебиржевой оборот. Биржевой оборот имеет следующие признаки: а) для купли-продажи ценных бумаг создается единый центр - фондовая биржа; б) на бирже ценные бумаги продаются на аукционе; в) все операции по купле-продаже регистрируются по правилам биржи; г) биржевые сделки узко специализированы на отдельные виды; д) реализация ценных бумаг осуществляется через торговых посредников (маклеров, брокеров). Внебиржевой оборот обладает иными чертами:
а) в нем нет единого торгового центра; б) купля-продажа ценных бумаг совершается через брокерские конторы, расположенные по всей территории страны; в) цены сделок устанавливаются в ходе переговоров между контрагентами; г) брокерские конторы не специализированы по видам сделок; д) сами сделки совершаются посредством телефонных переговоров и особых компьютерных сетей (систем автоматического установления цен), охватывающих всю страну.
Теперь более детально ознакомимся с деятельностью фондовой биржи. Ее основные задачами являются:
сводить друг с другом продавцов и покупателей ценных бумаг, определять их курсы;
содействовать переливу капитала из менее прибыльной отрасли хозяйства (или предприятий) в более прибыльные;
служить барометром деловой активности в стране. Этой цели служат индексы деловой активности. Наиболее знаменит индекс Доу-Джонса (введен с 1884 г.). Он рассчитывается на базе курсов акций 30 крупнейших компаний.
Фондовая биржа первоначально сложилась как свободный рынок ценных бумаг (фондов). Долгое время государство не вмешивалось в содержание деятельности этого учреждения. “Дикая” биржа, получившая широкое распространение в XIX в., действовала без каких-либо внешних ограничений. Эта деятельность в 20-х годах XX столетия сопровождалась небывалой биржевой спекуляцией. Курсы ценных бумаг непрерывно повышались. Растущий поток покупателей акций широко использовал не собственные накопления, а ссуды коммерческих банков. В результате курсы акций резко оторвались от их номинала и стали снижаться, а кредиторы потребовали возврата предоставленных ссуд. Чтобы получить необходимые средства, спекулянты начали продавать акции, ускорив тем самым резкое падение их курсов. Особенно быстро паника охватила участников биржевых сделок в США.
24 октября 1929г. на Нью-йоркской фондовой бирже разразилась настоящая катастрофа. Гигантский поток продаж ценных бумаг буквально захлестнул ее. Толпы людей атаковали биржу, и с ними не могла справиться полиция. Очевидцы сравнивали обстановку на вирже с апокалипсическим кошмаром, с концом света. За период с 1929 по 1932г. цены акций промышленных компаний в целом снизились в США на 87%, Великобритании - на 48, Германии -.на 64, Франции - на 60%. Разорились миллионы инвесторов.
После грандиозного мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг., в который немалую лепту внесли “дикие” биржи, было проведено радикальное преобразование рынка ценных бумаг. В 30-е годы в США, а затем в других странах была создана современная “культурная” биржа. В отличие от “дикой” она подвергается государственному регулированию:
введен или усилен государственный контроль за участниками биржевых сделок (строгая проверка предприятий, желающих продавать свои ценные бумаги, призвана предотвратить проникновение на рынок возможных банкротов);
государство назначает маклеров - главных биржевых посредников и контролирует их работу;
биржевой кредит поставлен под государственный контроль (ограничиваются сумма заемных средств, используемых для покупки акций, размеры колебаний котировок), с тем, чтобы избегать опасности резких колебаний курсов акций и предохранять биржу от массовых спекуляций;
введено государственное страхование банковских вкладов и ссуд, гарантирующих безопасность мелких и средних сберегателей;
государство воздействует на биржевые дела: активно изменяет учетные ставки, проводит операции с ценными бумагами, регулирует минимальные резервы денежных средств, которые все банковские организации обязаны хранить на специальных счетах в центральном банке.
В каждой крупной стране Запада действует, как правило, несколько фондовых бирж. На них куплей-продажей ценных бумаг занимаются только посредники:
а) маклер, который сводит партнеров по сделкам (указывает на возможность их заключения), но сам сделок не заключает и получает вознаграждение от продавцов и покупателей ценных бумаг;
б) брокер (лицо или фирма) - узкий специалист по отдельным видам ценных бумаг, который прямо содействует торговой сделке. За это он получает определенную плату или комиссионные (по соглашению сторон);
в) дилер - покупает ценные бумаги на свое имя и за свой счет, а затем перепродает их. Выручка от такой перепродажи - его прибыль.
Маклеры (с помощью брокеров) определяют, при каком курсе ценных бумаг достигается их наибольший кругооборот. Это так называемый курс кассовых сделок или единый курс. Для этого на бирже сводятся воедино “цены продавцов” и “цены покупателей” и устанавливается такая единая цена, которая устраивает наибольшее число участников сделок.
Вот простой (условный) пример. Девять продавцов и девять покупателей интересуются одинаковыми акциями, но готовы продать или приобрести их за разную цену (табл. 12.2). Очевидно, что единым курсом будет 204 иены за акцию. Сделка по этому курсу выгодна продавцам - от “Д” до “И” и покупателям - от “О” до “Т”. Значит, единый курс дает максимальное количество сделок. Разумеется, на бирже участвуют не 9 продавцов и 9 покупателей, а гораздо больше, но от этого суть курса кассовых сделок не меняется. .
Таблица 12.2
Цены продавцов и покупателей за акцию
Продавец

Хотел бы получить за акцию, иен

Покупатель

Готов заплатить максимально за акцию, иен

А

208

К

200

Б

207

Л

201

В

206

М

202

<< Предыдущая

стр. 12
(из 19 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>