<< Предыдущая

стр. 10
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

но измеряются в метрах, столы — в штуках, мясо — в килограм-
мах и т.д. Что же в таком случае является равным в меновой про- ные свойства и выгоды данных продуктов и услуг;
• подобные вещи и услуги создаются в государственном сек-
порции?
Еще выдающийся мыслитель Древней Греции Аристотель под- торе.
метил: обмен невозможен без равенства, а равенство — без соиз- Классическим примером общественных благ является маяк,
?
меримости. Однако что лежит в основе такой соизмеримости, ориентирующими сигналами которого могут пользоваться все без
никто не мог сказать в течение более двух тысячелетий. Только в исключения морские суда. Сюда можно отнести общественную
XVII—XIX вв. экономическая теория дала долгожданный ответ: безопасность, национальную оборону, автомобильные магистра-
общим содержанием менового равенства является одинаковая по ли и многое другое.
величине стоимость, воплощенная во всех товарах. Третий вид экономисты западных стран назвали квазиобщест-
Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и сто- венные, или квазигосударственные (от лат. quasi — якобы), блага
имость. и услуги. Они могут быть платными. К этому виду относятся: а)
Данная характеристика товара была вполне достаточна для прос- библиотеки, музеи; б) профилактическое медицинское обслужи-
того и развитого товарного хозяйства вплоть до второй половины вание; в) пожарная охрана, полиция и др. На данные блага и услу-
ХХ в. Но в последнее время в условиях образования государствен- ги могут быть установлены цены, а частные собственники (или
ного сектора (а с ним, как отмечалось в предыдущем параграфе, владельцы общей долевой собственности) могут за плату обес-
нетоварной зоны экономики) потребовалась новая классификация печивать ими потребителей. Однако такие собственники не берут
экономических благ. Помимо товаров в нее вошли и нерыночные на себя весь объем производства таких благ. Эту задачу выполня-
продукты. ет государство, чтобы не допустить недостатка общественно по-
лезных вещей и услуг.
Классификация Весь мир созданных людьми полезных вещей и Второй класс благ состоит из вещей, которые различаются в
экономических услуг можно подразделить на два класса. Они в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они
благ свою очередь раскладываются на отдельные делятся на такие виды.
виды. Первый класс образуется в зависимости Первый — взаимозаменяемые товары. Если растет покупка од-
от форм собственности. Он включает три вида. ного из них, то снижается продажа другого. Примерами могут
Первый вид — товары индивидуального потребления (пред- служить, положим, пары продуктов: сливочное масло и маргарин,
меты потребления и средства производства). Они имеют следу- чай и кофе.
ющие социально-экономические признаки: Второй — взаимодополняемые блага. Они сопутствуют друг
• такие товары делимы, т.е. существуют в виде сравнительно другу, и потребность в них одновременно увеличивается или в
малых единиц, которые доступны отдельным покупателям; одно и то же время падает. Это, скажем, автомашина и бензин,
• обладателем вещи становится лишь тот, кто желает и в со- компьютер и дискеты.
стоянии уплатить за нее; Третий — независимые товары. Потребности в этих вещах ни-
• такие товары производят владельцы частной и общей доле- как не связаны (например, бананы и рыба, трикотажные изделия
вой собственности. и наручные часы).
Второй вид — государственные, или общественные, блага. Как мы видим, современная классификация производимых
Эти полезные вещи по существу не являются товарами: они со- благ отражает новые явления последней трети ХХ столетия: мно-
здаются не для рыночной продажи потребителям. Эти блага име- гоукладное национальное хозяйство и достигнутое многообразие
ют такие черты: производимых благ.
• полезные вещи неделимы, поскольку состоят из столь круп- С позиций столь высоко развитого товарного хозяйства мы рас-
ных единиц, которые невозможно предоставить отдельным лицам; смотрим, что представляет собой стоимость товара.
Глава 7. Типы организации хозяйства 7.3. Теории стоимости (ценности)
88 89

7.3. Теории стоимости (ценности) 4. На рынке на изделия одного вида и качества устанавливает-
ся общественная (рыночная) стоимость, которая соответствует
Всякое рыночное благо может быть оценено с двух сторон. нормальным условиям производства и средним трудовым усили-
Первая сторона — продавец. Он владеет полезной вещью, пред- ям работника.
назначенной для продажи другим лицам — потребителям. Для Следовательно, трудовая теория стоимости раскрыла экономи-
производителя и продавца товара решающее значение имеет воп- ческие связи, которые можно схематически отразить в формуле
рос: по какой стоимости они продадут свой товар? Вторая сторо- «товаропроизводитель — общественный труд — товар — обще-
на — покупатель, которого более всего интересует другой воп- ственная стоимость — рыночная цена».
рос: какую полезность он получит в результате покупки товара? А теперь посмотрим на те же отношения с прямо противопо-
Такой неоднозначный подход получил теоретическое обосно- ложной стороны.
вание в разных направлениях экономической теории: классиче-
ской политической экономии и экономикс. Австрийская школа предельной полезно-
Нетрудовая теория
ценности
Рассмотрим подробнее две прямо противоположные концеп- сти (ее основатели К. Менгер, О. Бём-Ба-
ции стоимости (ценности). верк и Ф. Визер) дала объяснение ценнос-
ти и цены благ и услуг с позиции экономической психологии
Как известно, английские классики политиче- покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения
Трудовая теория
стоимости ской экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) их теории таковы.
впервые определили сущность стоимости. 1. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойст-
Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изло- вами блага. Сам покупатель дает субъективную оценку роли оп-
жить в следующих основных положениях. ределенного блага в удовлетворении его личных потребностей.
1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое Ценность блага сводится к пониманию человеком значения по-
внутреннее содержание — стоимость. Поэтому на рынке они требляемой вещи для его жизни и благосостояния.
приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции. В этом утверждении имеется определенная доля истины. Даже
2. Стоимость товаров создается общественным трудом произ- в одной семье люди придают тому или другому благу разную цен-
водителей. Этот труд является общественным потому, что изгото- ность для своей жизни и благосостояния. Ведь не случайно сло-
витель рыночного продукта создает его для других людей. Стало жились поговорки: «О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товари-
быть, стоимость — это воплощенный в товаре общественный ща нет».
труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них 2. Полезные блага подразделяются на два вида:
заключено одинаковое количество труда. а) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т.п.).
А. Смит разъяснял: «Не на золото и серебро, а только на труд Эти вещи люди могут не считать полезными для себя, поскольку
первоначально были приобретены все богатства мира; и сто- они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетво-
имость их для тех, кто владеет и кто хочет обменять их на какие- рения человеческих потребностей;
либо новые продукты, в точности равна количеству труда, кото- б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для
рое он может купить на них или получить в свое распоряжение»1. насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим бла-
3. Труд измеряется с помощью рабочего времени. Если труд яв- гам приписывается ценность.
ляется одинаковым по качеству (допустим, простой, неквалифици- На практике, пожалуй, важно, что сравнительная редкость благ
рованный труд), то он количественно измеряется в часах работы. должна приниматься в расчет при установлении цен. Именно так
это происходит, например, при ценообразовании на продукцию
земледелия, поскольку имеется сравнительно мало хороших по
1
Антология экономической классики / У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М.,
качеству земельных участков. Еще в большей мере уникальность
1993. С. 103.
Глава 7. Типы организации хозяйства 7.3. Теории стоимости (ценности)
90 91

некоторых благ оказывает воздействие на цены, когда на аукцио- Сопоставление трудовой теории стоимос-
Теории стоимости
нах продаются раритеты (редкие ценные вещи). ти и теории предельной полезности позво-
(ценности)
ляет лучше выявить их общий характер и
Однако редкость экономических благ может быть преодолена, и практика
понять их практическое значение.
особенно в условиях научно-технической революции, создающей
Рассмотренные до этого обе стороны сделки купли-продажи
полезные вещи, которые превосходят природные продукты. Про-
товара невозможно разорвать на отдельные части. Почему же та-
фессора К. Макконнелл и С. Брю пришли к выводу, что «техниче-
кая сделка возможна только как единое целое?
ский прогресс меняет нашу прежнюю характеристику проблемы
Вряд ли вызывает сомнение, что товарный обмен совершается
экономии. Повышая эффективность производства, технический
благодаря соблюдению следующих условий, соединяющих про-
прогресс позволяет обществу производить больше товаров при
неизменном количестве ресурсов»1. тивоположные стороны:
а) приобретаемые покупателем блага имеют для него цен-
3. В процессе личного потребления действует закон убыва-
ность, поскольку удовлетворяют его потребности;
ющей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворе-
б) товары имеют созданную трудом стоимость (издержки тру-
ния потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно
да и материальных ресурсов), что подтверждается, в частности,
продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что
получением продавцом определенной суммы денег;
наконец наступает насыщение. Известно, что проголодавшийся
в) величина стоимости и ценность товара прямо зависят от ка-
человек с большим аппетитом съедает первый кусок хлеба. Затем
чества вещи и ее редкости.
с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба до тех
Важно отметить, что в современной хозяйственной практике
пор, пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное
широко развит маркетинг — деятельность фирм, позволяющая, в
количество хлеба образует величину насыщения.
частности, лучше учитывать субъективные запросы и предпочте-
4. Ценность блага определяет предельная полезность, т.е.
ния потребителей (о маркетинге говорится в гл. 15). Покупателю
субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетво-
предоставляется все больше возможностей выбирать наиболее
ряющего наименее настоятельную потребность в продукте дан-
подходящие лично для него блага.
ного рода.
Вместе с тем среди экономистов общепризнанным является
Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага за-
разработанный английскими классиками политической экономии
висят от «запаса» (наличного количества) данного продукта и по-
принцип сравнительного преимущества. Чтобы определить, вы-
требности в нем. Если при неизменной величине потребности
годно ли производить товары в определенной стране или ввозить
увеличивается «запас», то предельная полезность вещи снижает-
из других государств, экономисты сравнивают затраты ресурсов,
ся. Когда «запас» уменьшается, то предельная полезность и цен-
в том числе труда (в часах рабочего времени) на изготовление оди-
ность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной
наковых изделий1. Этот же принцип позволяет также определить
цены продукта, которая зависит от его предельной полезности.
эффективность производства в сопоставляемых странах. Приме-
Данное положение оправдывается на практике лишь частич-
ром тому служат сведения о величине стоимости ряда основных
но, поскольку рыночная цена зависит не только от покупателя, но
продуктов в России и других государствах на начало 1990-х гг.
и от продавца (об этом говорится в гл. 9).
(табл. 7.2).
Как видно, основные положения теории предельной полезнос-
Между тем еще в XIX в. новоклассики полагали, что суще-
ти отражают экономические связи, которые можно представить в
ствует некий количественный измеритель счастья, или полезнос-
формуле «потребитель — потребность — полезность — благо —
ти, для каждого человека. Единица измерения полезности была
его ценность — цена». Так, по-видимому, можно оценивать товар
названа ютиль (от англ. utility — полезность). Чем больше юти-
и рыночные отношения со стороны покупателя, потребителя.

1См.: Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. С. 609—610;
1 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1999. С. 34. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. С. 112—113.
Глава 7. Типы организации хозяйства Литература
92 93

как второе — абстрактное понятие, которое хотя и может быть
Таблица 7.2
Стоимость некоторых товаров объяснено, но не отличается такой простотою и очевидностью»1.
(в часах рабочего времени на единицу товара)
Стало быть, всякие попытки использовать научное понятие
«рабочее время» (как измеритель стоимости) или «полезность»
Наименование товара Россия Польша Германия
для практического налаживания рыночного обмена в принципе
Говядина, кг 3,4 1,7 0,3
неосуществимы.
Мясо животное, кг 5,3 2,0 0,25
Тогда возникает вопрос: можно ли выбраться из этой явно ту-
Молоко, л 0,7 0,2 0,03
пиковой ситуации? Ответ мы сможем найти, если доступное всем
Яйцо, десяток 1,3 0,8 0,05
мерило равноценного обмена станем искать в совершенно иной
Сахар, кг 1,3 0,4 0,08
области. Речь идет о непосредственном рыночном обмене, кото-
Картофель, кг 0,5 0,1 0,04
рый рассмотрен в следующей главе.
Сорочка мужская, шт. 11,2 8,3 0,57
Ботинки мужские, пара 48 16 3,0
Холодильник, шт. 596 143 21
Литература
Бензин автомобильный, л 0,5 0,3 0,06
Австрийская школа в политической экономии / К. Менгер, О. Бём-
Баверк, Ф. Визер. М., 1992.
?
лей приобретал на рынке потребитель, тем большую порцию сча- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1999. Гл. 21.
стья он якобы получал. Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. I, II // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
По поводу такого поведения покупателя профессора С. Фишер, Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. I. Кн. II.
Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи (США) заметили следующее: «...Труд- Гл. I, II. Кн. III.
Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. Гл. 5.
но поверить, что на самом деле существует некая мера счастья,
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.
которую можно использовать для доказательства такого рода ут-
Гл. IV, V // Антология экономической классики / У. Петти, А. Смит,
верждений: “Дик стал бы в два раза счастливее, если бы съел еще
Д. Рикардо. М., 1993.
одну шоколадку”»1. Ютиль была признана вымышленной едини-
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1999. Гл. 6.
цей измерения, не пригодной для рыночной практики.
Но в обычных условиях рыночного обмена непосредственно
соизмерять товары невозможно также при помощи стоимости и
ее внутреннего мерила — рабочего времени. Поучителен такой
факт. В 1920-е гг. в нашей стране была предпринята попытка ввес-
ти в качестве общей меры всех продуктов так называемые треды —
трудовые деньги. На них было обозначено количество отработан-
ных на предприятии часов. Однако участники рынка с большим
недоверием отнеслись к этому эксперименту, и он провалился.
А. Смит верно подметил: «Товары чаще обмениваются, а пото-
му и сравниваются с другими товарами, а не с трудом... К тому же
большинство людей лучше понимают, что означает определенное
количество какого-нибудь товара, чем определенное количество
труда. Первое представляет собою осязательный предмет, тогда

1 1 Антология экономической классики / У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. С. 104.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1999. С. 98.
Глава 8. Деньги и современные денежные средства 8.1. Деньги: сущность и функции
94 95

В XVII—XIX вв. наступил век золотого стандарта, когда в
качестве денег использовались золотые монеты или денежные
знаки, разменные на золото. Их нормальный характер проявился
в том, что золотые деньги были способны выполнять все свой-
ственные им функции.

ГЛАВА 8. ДЕНЬГИ Рассмотрим назначение денег в условиях зо-
Функции денег
И СОВРЕМЕННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА в условиях золо лотого стандарта (образца, эталона) (рис. 8.1).
того стандарта Здесь деньги в первую очередь выполняют
8.1. Деньги: сущность и функции функцию меры стоимости: измеряют сто-
имость всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, —
Общественное разделение труда с самого на-
Необходимость его цена. Для определения цены продуктов сами деньги не требу-
чала породило настоятельную потребность
и роль денег ются, поскольку продавец товара устанавливает его цену мыслен-
обмениваться товарами. Одновременно воз- но (идеально определяет стоимость в деньгах).
никла экономическая проблема: в каких меновых соотношениях Цены товаров выражаются в известном количестве денежного
одно племя, занятое, скажем, животноводством, сможет справед-
товара, золота. Количество золота (его масса) измеряется его ве-
ливо обменять образовавшиеся у него излишки мяса на зерно, вы-
сом. Определенное весовое количество золота принимается за
ращенное земледельцами? Найти удовлетворительный ответ сра-
единицу его массы. Эта единица, устанавливаемая государством
зу же было невозможно. Изначально не существовало какого-то
в качестве денежной единицы, называется масштабом цен. Мас-
общепринятого эквивалента (от лат. aequus — равный, valens —
штаб цен и его кратные части служат для измерения массы золо-
имеющий значение, стоимость), с помощью которого можно было
та. Все цены товаров выражаются в определенном количестве де-
измерить стоимость всех других товаров. Это — то, что позже
нежных единиц, или, что одно и то же, в определенном количестве
назвали деньгами.
весовых единиц золота. Так, в России денежной единицей стал

<< Предыдущая

стр. 10
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>