<< Предыдущая

стр. 12
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

варов и услуг, приобретаемых типичным горожанином. Такая же
варов, которое может дать толчок для открытого ускоренного
по названию «корзина» в нашей стране в 1992—2000 гг. содержа-
подъема уровня цен.
ла несравненно меньшее количество благ: 70 основных продук-
Открытая инфляция: ничем не сдерживаемый, свободный и
тов питания, только 20 непродовольственных товаров и мини-
продолжительный рост цен.
мальный набор платных услуг.
2. С учетом места распространения выделяются такие формы 2. Устанавливается «базовый период» — стартовый год, от
падения курса валюты. уровня цен которого подсчитываются их изменения в последу-
Локальная: рост цен происходит в границах одной страны. ющее время.
Мировая: обесценение денег охватывает группу стран или всю 3. Подсчитывается совокупная цена рыночной корзины (сум-
мировую экономику. марная цена всего набора товаров и услуг) для базового периода.
3. Инфляцию подразделяют по темпам развития на следу- 4. Подсчитывается совокупная цена такой корзины для данно-
ющие виды. го (текущего) периода.
Ползучая: цены поднимаются постепенно, но неуклонно, при 5. Устанавливается индекс цен — показатель, отражающий от-
умеренном темпе — примерно на 10% в год. носительное изменение общего (среднего) уровня цен (выража-
Галопирующая: вздорожание продуктов и услуг от 20 до 200% ется в процентах), по формуле:
в год может вызвать тяжелые экономические и социальные по-
Цена рыночной корзины в данном году
следствия (падение производства, закрытие многих предприятий, ? 100.
Индекс цен =
снижение уровня жизни населения и т.п.). Цена рыночной корзины в базовом году
Гиперинфляция: катастрофический рост цен — на 500—1000% Какова же динамика цен на потребительские товары и услуги
и более в год. в разных регионах мира? В целом в мировой экономике наблюда-
Гиперинфляция вызывает крах денежной системы. Деньги на- ется инфляционный процесс. Но темпы обесценения денег в раз-
чинают утрачивать свои функции. Это происходит, когда заработ- ных группах стран весьма несходны. Самыми низкими они были
ная плата выдается не деньгами, а талонами и купонами, на ко- в странах Организации экономического сотрудничества и разви-
торые приобретаются продукты по установленным ценам. Подоб- тия (ОЭСР). В 1961—1970 гг. прирост потребительских цен в этих
ное же наблюдается, если среди населения начинается так назы- высокоразвитых государствах составил в среднем 3,3% в год, в
ваемое «бегство от денег»: люди не желают держать свои сбере- 1971—1980 гг. — 9,0, в 1981—1990 гг. — 5,6%. Принятые там за
Глава 8. Деньги и современные денежные средства Литература
104 105

1990-е гг. антинфляционные меры позволили существенно снизить Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1999. Гл. 8, 13.
Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. III // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 23.
темпы инфляции. Так, индексы потребительских цен составили в
Меньшиков С.М. Инфляция и кризис регулирования экономики. М.,
2001 г. (1990 г. = 100), например, в Японии 108, Франции — 121,
1979.
Канаде — 125, Германии — 126 (1991 г. = 100), США — 136, Ве-
Прикладная экономика. М., 1992. Гл. 11.
ликобритании — 138.
Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. Гл. 2, 25, 30.
В гораздо большей мере вздорожала жизнь в странах с пере-
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.
ходной экономикой (бывших социалистических государствах).
Гл. IV, V // Антология экономической классики / У. Петти, А. Смит,
Например, индекс потребительских цен в 2001 г. (1990 г. = 1) уве- Д. Рикардо. М., 1993.
личился в Китае в 2,1 раза, Венгрии — в 6,8, Польше — в 10,7, Стэнлейк Дж.Ф. Экономикс для начинающих. М., 1994. Гл. 14.
Болгарии — в 1415 раз. Харрис Л. Денежная теория: Пер. с англ. М., 1980.
В СССР долгое время инфляция отрицалась полностью. На са- Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл. 17.
мом деле она носила скрытый, подавленный характер. В конце
1980-х гг. обесценение денег становилось все более явным. С 1992 г.
в России инфляция стала открытой и сразу же привела к чрезвы-
чайно сильному обесценению денег (табл. 8.2).
В России с 1999 г. государство стало проводить политику де-
фляции (от лат. deflatio — сдутие), означающую общее пониже-
ние уровня цен (табл. 8.3).

Таблица 8.3
Динамика индекса потребительских цен в России

Период Индекс потребительских цен,
(декабрь к декабрю предыдущего года) в%
1998 г. 184,4
1999 г. 136,5
2000 г. 120,2
2001 г. 118,6
2002 г. 115,1


Более подробный анализ инфляционных процессов в России и
других странах будет дан в последующих главах.
Таким образом, мы с разных сторон рассмотрели величайшее
изобретение человечества — деньги. Подобно колесу, они приво-
дят в движение всю рыночную экономику.


Литература

Афонина С. Электронные деньги. СПб., 2001.
Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике: мировой опыт и наши про-
блемы. М., 1991.
Глава 9. Рынок и механизм его функционирования 9.1. Рынок: функции и структура
106 107

б) в самом производстве создается новая стоимость — ожида-
емые доходы участников рыночных сделок;
в) в силу общественного разделения труда, на котором осно-
вывается товарное производство, создается необходимость само-
го рыночного обмена продуктами.
В свою очередь рынок оказывает обратное влияние на процесс
ГЛАВА 9. РЫНОК И МЕХАНИЗМ создания товаров. Обратные экономические связи и составляют
ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ особые функции рынка.
Первая функция состоит в том, что рынок соединяет сферы
Продолжим изучение системы экономических отношений, на- производства и потребления. Без рынка товарное производство
чатое в гл. 2. Известно, что в данную систему входит такая разно- не может служить потреблению, а область потребления окажется
видность организационно-экономических отношений, как рыноч- без благ, удовлетворяющих запросы людей.
ные хозяйственные связи, находящиеся в единстве с товарным Другая функция рынка — выполнение роли главного контро-
хозяйством (рис. 2.1). лера конечных результатов производства. Именно в рыночном
Рассмотрение рыночной подсистемы позволит проследить ее обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и ко-
взаимосвязь с отношениями собственности, общественным раз- личество созданных продуктов соответствуют нуждам покупате-
делением труда и товарным производством. лей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по эконо-
мике: для продавцов — доходно или убыточно продавать данные
товары, для покупателей — разорительно или выгодно их приоб-
9.1. Рынок: функции и структура ретать?
Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что ры-
Знакомство с рыночными отношениями нач-
Сущность ночный обмен служит способом осуществления экономических
и функции рынка нем с простейшего определения рынка, а за- интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интере-
тем перейдем к более сложным понятиям. сов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: «Дай
Рынок — это совокупность сделок купли и продажи товаров мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...»1. Это
и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, на- предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями;
пример, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд б) эквивалентность (равноценность) рыночной сделки.
на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на Описанные здесь функции рынка свойственны ему, скорее все-
стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного го, в начальный период его существования — в доиндустриальную
явления, то различают: а) местный (в пределах села, города, ре- эпоху. Тогда рынок был в неразвитом — слитном, нерасчлененном
гиона); б) национальный (внутренний); в) мировой рынки.
состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товар-
Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмот-
ного производства, поставлявшему для продажи сравнительно не-
реть его в рамках более широкой системы — товарно-рыночного
большое количество продуктов.
хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: товарного производ-
Если человек прожил всю жизнь в российской деревне или не-
ства и рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и об-
большом городе, то ему трудно понять, как преобразился извест-
ратных связей.
ный ему с детства рынок в конце ХХ столетия. Почему сейчас
Исходное звено общей системы — производство товаров —
говорят не просто о рынке, а о системе рынков?
оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направ-
лениям:
а) в производственной сфере постоянно создаются полезные 1 Антология экономической классики / У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М.,
продукты, которые затем поступают в рыночный обмен; 1993. С. 91.
Глава 9. Рынок и механизм его функционирования 9.2. Формы и типы рыночных связей
108 109

Система рынков — это единая совокупность
Система рынков Система рынков
множества рынков различного назначения. Та-
кая совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.
Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриаль- Потреби- Научных Ценных Духовных
Труда
тельских
ного производства многократно расширилось рыночное про- разработок благ
бумаг
продуктов
странство в следующих направлениях:
! натуральное производство в широких масштабах преврати-
лось в товарное хозяйство; Средств Ссудных
! рабочая сила основной части трудящихся стала предметом Услуг Валют
производства капиталов
купли-продажи;
! быстро развилась сфера оплачиваемых духовных благ и услуг;
Рис. 9.1. Современная рыночная система
! конечные результаты научных исследований (научные и
опытно-конструкторские разработки) превратились в товарный
продукт.
• рынок услуг (сюда входят многообразные виды коммуналь-
Во-вторых, современное производство создает огромное коли-
ного и бытового обслуживания, финансовые и страховые опера-
чество разнообразных полезных благ, удовлетворяющих потреб-
ции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные
ности всесторонне развитого человека.
услуги);
В-третьих, широкое развитие акционерных обществ привело к • рынок труда (для работодателей и наемных работников);
тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на особом • рынок научных и опытно-конструкторских разработок
рынке ценных бумаг. (продуктов научных исследований, готовых для освоения в про-
В-четвертых, ускорившийся рост международных экономических изводстве);
связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют. • рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно
Наконец, усилившееся во второй половине ХХ в. обществен- свободных денежных средств, используемых в производственных
ное разделение труда вышло за пределы производства и охватило целях);
рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, ко- • рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других докумен-
торые продвигают особые товары и услуги до их потребителей. тов, приносящих доход);
• рынок валют (национальные и международные учреждения,
Стало быть, развившийся во второй половине нынешнего сто-
летия рынок немыслим без системы разделения труда в сфере через которые производятся покупка, продажа, обмен иностран-
обращения (купли-продажи товаров). В последней проявляются ных денежных единиц и денежные расчеты с другими государ-
крупные виды хозяйственной деятельности: общее (между круп- ствами);
• рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интел-
ными отраслями или сферами) и особенное (между подотраслями
и видами торговых предприятий) разделение труда. Общее рас- лектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).
членение рынка наглядно представлено на рис. 9.1. Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необы-
В системе рынков достаточно определенно выделяются следу- чайно повысило их активную экономическую роль. Рынок обес-
ющие крупные отрасли: печивает производство всей совокупностью субъективных, мате-
• рынок потребительских продуктов (он подразделяется на риальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых
множество подотраслей, реализующих продовольственные и не- условий развития. Все крупные производственные отрасли силь-
продовольственные блага, рынок жилья и т.п.); но зависят от специализированного рыночного воздействия. Не
• рынок средств производства (здесь приобретаются веществен- случайно национальное хозяйство получило название рыночной
ные факторы производства: оборудование, транспортные сред- экономики. Этим не отрицается вообще значение товарного про-
ства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.); изводства. Речь идет только о новом состоянии экономического
Глава 9. Рынок и механизм его функционирования 9.2. Формы и типы рыночных связей
110 111

организма, когда все его клетки испытывают воздействие рыноч- д) реализация товаров в кредит (покупатель получает благо,
ных отношений. обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязатель-
Во второй половине ХХ в. степень развития каждой нацио- ство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая
нальной системы рыночных связей получила новое измерение. форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается
Сейчас различают закрытое и открытое национальные хозяйства. к выгоде покупателей и продавцов;
Закрытая экономика отличается тем, что все блага и услуги про- е) предоставление вещей в прокат за определенную плату (в
изводятся и потребляются внутри страны. Открытым является этом случае оплачивается время пользования благом).
такое хозяйство, в котором часть продукции создается для внут- 3. С учетом объема продаж различают две формы реализации
реннего потребления, а оставшаяся доля продается за рубежом. товаров — оптовая торговля: продукты закупаются оптом (круп-
Вместе с тем государство закупает товары и услуги, изготовлен- ными партиями) торговыми посредниками у производителей на
ные в иных странах. торговых ярмарках и через товарные биржи; розничная торговля,
Переход от закрытой к открытой экономике связан с развити- которая означает куплю-продажу преимущественно потребитель-
ем форм и типов взаимодействия участников как национального, ских благ в небольших количествах. Таким способом отдельные
так и мирового рынков. лица приобретают нужные им продукты в магазинах, торговых
палатках, на продовольственных и вещевых рынках.
Рыночные сделки различаются также по характеру взаимодей-
ствия их участников, что определяет неодинаковые типы рынков.
9.2. Формы и типы рыночных связей

Рынок в одном важном отношении прямо проти-
Типы рынков
Рыночные связи различаются по признакам
Формы торговли
воположен натуральному хозяйству. В этом хо-
торговых сделок. Эти сделки можно класси-
зяйстве потребителю зачастую не предоставляется возможность
фицировать следующим образом.
выбирать по его желанию те или иные блага. Рынок же в принци-
1. По способам связи между участниками рынка различаются
пе способен обеспечить его участникам максимальную степень
такие виды торговли. Производитель или владелец товара непо-
экономических свобод.
средственно продает его потребителю. Производитель сбывает
Данные свободы позволяют покупателю выбирать интересу-
полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает
ющие его товары из множества взаимозаменяемых и независи-
ее потребителю. Посредничество бывает многозвенным, когда в
мых благ. Потребитель может также отыскать тех продавцов, кто
нем последовательно участвует несколько перекупщиков вещей.
лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Про-
2. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следу-
давец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и
ющие формы торговли:
распоряжаться вырученными от продажи деньгами по своему ус-
а) бартерная торговля: безденежный обмен одного вида това-
мотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений вы-
ра на другой;
бирать условия торговой сделки.
б) продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку).
По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод
Так население приобретает нужные вещи на потребительском
рынки можно подразделить на три типа: а) свободный; б) неле-
рынке;
гальный; в) регулируемый.
в) реализация продукции по безналичному расчету (оплата
производится по перечислению: по поручению покупателя банк Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод
снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Дан- в их классическом понимании, о котором сказано выше. Между тем
ным способом чаще всего приобретаются средства производства; определение «свободный рынок» требует уточнения в двух отно-
г) продажа товара наложенным платежом (потребитель, жи- шениях: для кого он свободен и от кого? Свободным такой рынок
вущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую является для его участников. Им принадлежит так называемый
вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу); экономический суверенитет (полная независимость). Так, продав-
Глава 9. Рынок и механизм его функционирования 9.2. Формы и типы рыночных связей
112 113

цы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой масштабов фактического обобществления экономики. Крупные
предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на
цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу это-
неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам.
го на свободном рынке экономические связи строятся только по го-
Чтобы не рисковать огромными капиталами, они стремятся за-
ризонтали. Между контрагентами (от лат. contrahens — договари-
благовременно обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на вы-
вающийся) складываются партнерские отношения на основе

<< Предыдущая

стр. 12
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>