<< Предыдущая

стр. 13
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

полнение выгодных им государственных заказов. Характерно, что
хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливаю-
по предварительным заказам фирм и государства в США реали-
щего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок).
зуется, например, до 60% автомобилей, до 100% станков.
Рынок первого типа свободен от вмешательства государства
Примечательно, что М. Аллэ ввел понятие «экономика рын-
и строгого правового регулирования. Ради истины нужно при-
ков», подчеркнув, что в ней строго соблюдаются определенные
знать, что такая свобода имеет неприглядную сторону. Из-за свое-
правила. М. Аллэ пришел к выводу: «Это миф, будто экономика
волия субъектов рынка и несоблюдения ими «правил игры» этот
рынков может быть результатом игры экономических сил и поли-
тип рынка получил нелестные названия — «дикий», «нецивили-
тического попустительства... Реальность состоит в том, что эко-
зованный».
номика рынков неотделима от институциональных рамок, в кото-
Второй тип рынка — нелегальный — близок по характеру по-
рых она работает»1.
ведения его участников к первому типу. Но они существенно раз-
личаются между собой. Нелегальный рынок включает в себя его
Под социальным институтом понимается опре-
Рынок как
разновидность — теневую торговлю. Она ведется с нарушением
деленная организация общественной деятельнос-
социальный
законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсут-
ти, которая регулирует правила поведения людей
институт
ствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных
и их взаимоотношения.
сборов, налогов и т.п.). Нелегальным является и черный рынок.
Во второй половине ХХ столетия нормальный рынок базиру-
На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запреще-
ется на совокупности определенных институтов. Что же входит в
но реализовывать (например, наркотики, оружие).
такую совокупность?
Первому и второму типам рыночных отношений присуща оп-
Во-первых, правовая система, которая организует правовое
ределяющая черта — стихийность, нерпредсказуемость развития
регулирование рынка. Для его субъектов устанавливают единые
и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают ос-
правила поведения. Правовые органы защищают участников ры-
новные черты начальной фазы капитализма в рыночной сфере:
ночных сделок и наказывают виновных за нарушение правовых
! на рынке свободно действуют единоличные собственники
норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему
небольших предприятий;
рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский ко-
! предприниматели обычно создают продукты на свой страх
декс, выполняющий роль экономической конституции. В нем осо-
и риск, без предварительной договоренности с покупателями;
бое внимание уделено характеристике роли гражданско-правово-
! сами производители, как правило, заботятся о розничной
го договора — средства регулирования рыночных отношений.
продаже продуктов населению.
Во-вторых, сюда входят органы государственного контроля и
Такое положение было характерно для рыночного обмена регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и
XV—XIX вв. Но в ХХ в. возник и полностью развился новый тип эпидемиологическому контролю; налоговые органы; органы фи-
рыночных отношений. нансово-кредитной политики государства. Значит, современный
Рынок третьего типа — регулируемый, подчиненный опреде- рынок органически включает качественно новые вертикальные
ленному порядку, который закреплен в правовых нормах и под- связи. Они идут сверху вниз — от государства к хозяйственным
держивается государством. Такой порядок обусловлен объектив- субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.
ными причинами.
Прежде всего важную роль сыграли резко возросший уровень
концентрации и централизации производства и расширение 1 Аллэ М. Экономика как наука. М., 1995. С. 19.
Глава 9. Рынок и механизм его функционирования 9.3. Закономерные взаимосвязи: предложение — цена — спрос 115
114

В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, причина выступает в качестве независимой (от иных явлений) пе-
ременной. Следствие — это зависимая (от причины) переменная.
союзы потребителей, предпринимателей и работников (профес-
Наконец, устанавливается характер зависимости между данными
сиональные союзы). Они повышают степень организованности,
изменяющимися величинами. Поскольку в экономических зако-
цивилизованности и эффективности поведения продавцов и по-
нах может быть представлено прямое и обратное воздействие од-
купателей.
ной переменной на другую, то в силу этого причина и следствие
В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная
могут меняться местами.
инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные
При изучении законов рынка мы будем выяснять следующие
и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреж-
причинно-следственные связи: а) между рыночной ценой и пред-
дения.
ложением отдельного частного продавца; б) между ценой и мас-
Таким образом, рынок предстает перед нами как единая сово-
совым спросом; в) между массовым предложением многих про-
купность рыночных связей. Эта целостность придает ему новое
давцов и рыночной ценой; г) между массовым спросом многих
качество — способность к саморегулированию на основе эконо-
покупателей и рыночной ценой.
мических законов.
Есть ли причинно-следственная связь между
Закон предло
рыночной ценой и предложением?
жения по цене
9.3. Закономерные взаимосвязи:
Предположим, что на каком-то местном
предложение — цена — спрос
рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество
предлагаемых для продажи яблок будет возрастать. Это показано
Рынок как совокупность сделок продажи и
Формула
на условном примере в шкале предложения (табл. 9.1).
купли товаров (и услуг) можно представить в
рыночной связи
виде следующей формулы: «продавцы — то-
Таблица 9.1
вары — рыночные цены — деньги — покупатели». Согласно этой Шкала предложения
формуле продавцы (с их товарами) с помощью цен соединяются с
покупателями (с их деньгами). Цена 1 кг яблок, руб. Продавцы готовы продать, т
Приведенной формуле можно придать более краткий вид:
20 25
предложение (П) — цена (Ц) — спрос (С), или П — Ц — С. 15 15
Здесь под предложением подразумевается сумма товаров, кото- 13 9
рую продавцы готовы продать при разном уровне цены. Рыночная 10 6
8 4
цена — это фактическая цена, которая устанавливается в соответ- 5 2
ствии с предложением и спросом товаров. Спрос — платежеспо-
собная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и
намерены заплатить за нужные им блага. Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы го-
Между предложением, ценой и спросом складываются такие товы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают
взаимосвязи, которые носят характер экономических законов. зависимость предложения от цены.
Экономический закон — это существенная причинно-след- Закон предложения по цене характеризует следующую коли-
ственная связь между определенными явлениями. Как причины, чественную зависимость предложения (П) от цены (Ц). Чем выше
так и следствия должны быть необходимыми, массовыми и по- рыночная цена, тем в большей мере растет предложение продук-
вторяющимися процессами. тов со стороны продавца. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже
Обычно экономическим законам можно придать математи- предложение.
ческое выражение, поскольку в них представлена определенная Данную взаимосвязь можно наглядно представить на графике.
количественная связь между переменными величинами. При этом На вертикальной оси будем отражать количественные данные, ка-
Глава 9. Рынок и механизм его функционирования 9.3. Закономерные взаимосвязи: предложение — цена — спрос 117
116

сающиеся независимой переменной (причины изменений). По го- многих стран, коэффициент эластичности предложения — при ус-
ризонтальной оси указываются данные относительно зависимой ловии равновесия цен и за длительный период — имеет тенден-
переменной (следствия перемен). цию к возрастанию, т.е. рост цен на определенную величину в
Закон предложения по цене иллюстрируется на известном при- несколько большей степени вызывает увеличение производства.
мере с продажей яблок (см. рис. 9.2). По оси ординат отложены Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется
цены на яблоки, а по оси абсцисс — количество яблок, которое при повышении или снижении рыночных цен. Это характерно для
продавец готов продать. Кривая П1 – П2 на графике показывает, многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка элас-
как с ростом рыночной цены отдельные производители увеличи- тичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно
вают объем продажи, и, наоборот, как предложение с их стороны хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же
уменьшается при снижении цены. предложение слабо изменяется (по сравнению со спросом), ведь
довольно трудно переключать производство на выпуск новых из-
делий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения ко-
Цена 1 кг яблок,
личества выпускаемых товаров. Следовательно, знание динамики
руб.
П2
20 коэффициента эластичности предложения полезно для предвиде-
ния объема производства в зависимости от изменения цен.
15
Какова количественная связь между рыночной
Закон спроса
13
по цене ценой и индивидуальным спросом покупателя?
10 Опять предположим, что на том же местном
рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена
8
будет повышаться так, как показано в шкале спроса (табл. 9.2).

1

Таблица 9.2
Количество яблок, Шкала спроса
246 9 15 25
т в мес.
Цена 1 кг яблок, руб. Покупатели готовы купить, т
Рис. 9.2. Кривая предложения по цене
2 25
5 15
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличе-
8 9
ние рыночной цены характеризует эластичность (гибкость) пред-
10 6
ложения. Под эластичностью предложения понимается степень
15 4
его изменений в зависимости от динамики цены. Мерой этого из-
менения является коэффициент эластичности (Кп): 20 2

Рост объема предложения, %
Кп = .
Рост цен, % Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по
различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволя-
Предложение по цене бывает эластичным и неэластичным. Это
ет легче выявить зависимость индивидуального спроса от рыноч-
различие особенно важно для производителя продукции, который
ной цены.
заранее прогнозирует степень эластичности новых изделий.
Закон спроса по цене выражает следующую количественную
Эластичным предложение становится, когда его величина из-
зависимость спроса (С) одного покупателя от цены (Ц). Чем выше
меняется на больший процент, чем цена. Как показывает опыт
Глава 9. Рынок и механизм его функционирования 9.3. Закономерные взаимосвязи: предложение — цена — спрос 119
118

рыночная цена товара, тем меньше спрос на него со стороны част- Эластичным спрос бывает тогда, когда его величина изменяется
ного покупателя. Например, в нашей стране повышение цен на на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по
подписные издания в 1991—2003 гг. привело к сокращению объе- цене — всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель
ма подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже ры- дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были
ночная цена, тем больше спрос. получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный пе-
Такая количественная зависимость представлена в виде гра- риод, со знаком «минус»): канцелярские принадлежности — 0,6,
фика (рис. 9.3). Здесь взят тот же условный пример о продаже бензин — 1,5, жилье — 1,9, кино — 3,9.
яблок на местном рынке. На оси ординат отложены цены на ябло- Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная по-
ки. На оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъяв- требность покупателя не чувствительна к изменению цен. Ска-
лен спрос. Кривая С1 – С2 на графике показывает, что при повы- жем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос
шении рыночной цены платежеспособная потребность людей на нее неизменен. Знание коэффициента эластичности спроса
сокращается и, наоборот, когда цена снижается, спрос отдельных имеет важное значение для прогнозирования объема спроса насе-
покупателей на продукты увеличивается. ления при изменении уровня рыночных цен.

Поменяем местами причину и следствие в гра-
Закон цены
фиках уже рассмотренных рыночных процес-
Цена 1 кг яблок, по массовому
руб. С2 сов. Теперь независимой переменной (причи-
предложению
20
ной) будет выступать предложение, а зависимой
(следствием) — цена. Иначе говоря, речь пойдет о том, как — при
прочих одинаковых условиях — массовое предложение продав-
15
цов влияет на рыночную цену.
Представим, что в высокоурожайный год продавцы яблок зна-
10
чительно увеличили их предложение на рынке. Но в этом случае
8
большое число продавцов яблок столкнется с трудностями их про-
5 дажи и будет вынуждено снизить общую для них рыночную цену.
С1
2
Объем
Количество яблок,
246 9 15 25
предложения
т в мес.
10 Цп
Рис. 9.3. Кривая спроса по цене 9
8
7
Степень количественного изменения покупок в ответ на дина- 6
мику рыночных цен характеризует эластичность (или неэластич- 5
ность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается сте- 4
пень изменения количества покупок («чувствительность» их 3
объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит Цп
2
коэффициент эластичности спроса (Кс): 1
Цена единицы
Рост объема спроса, % 12 345678 9 10 товара
Кс = .
Снижение цен, % Рис. 9.4. Кривая цены по массовому предложению
Глава 9. Рынок и механизм его функционирования 9.3. Закономерные взаимосвязи: предложение — цена — спрос 121
120

Объем спроса
Стало быть, закон цены по предложению выражает следу-
10
ющую количественную зависимость: чем выше массовое предло- Цс
9
жение товаров, тем меньше уровень цены. И наоборот: рыночная
8
цена будет расти при уменьшении объема предложения большого
7
числа продавцов.
6
Эта зависимость наглядно представлена на графике (рис. 9.4).
5
По вертикальной оси откладываются величины объема опреде-
4

<< Предыдущая

стр. 13
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>