<< Предыдущая

стр. 14
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ленного товара, предлагаемого продавцами. На горизонтальной 3
оси показано увеличение уровня рыночной цены за единицу то- 2
вара. Кривая Цп – Цп показывает закономерное изменение уровня Цс
1
цены по массовому предложению.
Цена за единицу
Наконец, рассмотрим динамику рыночной цены в зависимос- 12345678 9 10
товара
ти от спроса большого числа покупателей.
Рис. 9.5. Кривая цены по массовому спросу
Как и при анализе предыдущего закона,
Закон цены по мас
мы будем считать независимой перемен-
совому спросу
Фактическим подтверждением действия закона цены по мас-
ной (причиной) массовый спрос, а зави-
совому спросу является сильное повышение цен на потребитель-
симой (следствием) — рыночную цену. Благодаря этому можно
ские товары, что происходит, когда на рынке образуется дефицит
выяснить, в какой мере спрос массы покупателей — при прочих
(нехватка) продуктов при большом неудовлетворенном спросе.
неизменных условиях — воздействует на рыночную цену.
Опасаясь дальнейшего повышения цен, население в массовом
Предыдущий опыт выяснения закономерных количественных
порядке закупает блага в запас, чем вызывает еще большее повы-
зависимостей подсказывает, что если предложение продавцов ос-
шение цен. Это явление получило название «инфляция спроса».
тается неизменным, то возрастание массового покупательского
спроса вызывает повышение рыночной цены. Ибо если, допус- Итак, анализ закона предложения по цене и
Равновесие спро
тим, объем продаж товаров не увеличивается, а спрос не только закона спроса по цене выявил регулирующее
са и предложения
не удовлетворяется, но еще и возрастает, то неизбежным след- воздействие рыночной цены на индивиду-
ствием становится повышение уровня цены, уплачиваемой за еди- альный покупательский спрос и частное предложение, а стало
ницу продукции. В этом случае будет действовать такая количе- быть, на экономическое положение продавца и покупателя. Нами
ственная зависимость между массовым спросом и рыночной обнаружены два варианта такого регулирования, при которых
ценой, которая прямо противоположна закону индивидуального одна сторона рыночной сделки выигрывает, а другая — проигры-
спроса по рыночной цене. вает.
Значит, закон цены по массовому спросу характеризует следу- Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с од-
ющую количественную зависимость: чем больше объем массового ной стороны, к снижению спроса, с другой — к увеличению пред-
спроса покупателей, тем выше уровень рыночной цены. И наобо- ложения. В результате экономический выигрыш оказывается у
рот: рыночная цена снизится при сокращении объема спроса. производителей и продавцов (они увеличивают выпуск и сбыт
Данная зависимость представлена на графике (рис. 9.5). На товаров, получая больше дохода).
вертикальной оси показано нарастание объема спроса товара, по- Второй вариант: цена на товары снижается, что способству-
купаемого потребителями; на горизонтальной оси — увеличение ет, с одной стороны, расширению спроса, а с другой — сокраще-
уровня цены за единицу товара. Кривая Цс – Цс иллюстрирует нию предложения. В итоге экономически выигрывают покупате-
закономерную динамику цены по массовому спросу. ли (на ту же сумму денег они приобретают больше благ).
Глава 9. Рынок и механизм его функционирования Литература
122 123

положениями: «...всякая равновесная ситуация рыночной эконо-
Цена 1 кг яблок, С2
руб. 20 П2 мики является ситуацией максимальной эффективности, и, наобо-
рот, всякая ситуация максимальной эффективности является рав-
новесной ситуацией рыночной экономики»1.
15
2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эф-
Р фект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное
ЦР
10
(для его дохода) количество полезностей.
3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количе-
8
ства, которое излишне для продажи при данном объеме доходов
5 КР
населения), ни дефицита благ.
П1
?
С1
2
В заключение напрашивается вопрос: имеется ли на самом
рынке внутренняя сила, которая способна преодолевать его нерав-
Количество яблок,
2 46 9 15 25
новесное состояние (превышение спроса над предложением или
т в мес.
наоборот) и порождать тенденцию к продаже благ по равновес-
Рис. 9.6. Установление равновесного количества
ной цене?
предложения и спроса
Ответ на этот вопрос мы найдем в следующей главе.

Спрашивается: есть ли третий вариант, по которому экономи-
Литература
ческие интересы продавца и покупателя совпадают?
Вернемся к рассмотренным графикам законов предложения по
цене (рис. 9.2) и спроса по цене (рис. 9.3). Если одновременно со- Аллэ М. Экономика как наука. М., 1995.
Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М., 1976.
вместить кривые предложения и спроса, то в точке пересечения Р
Гл. 6—7.
получим равновесие спроса и предложения (рис. 9.6).
Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель.
Эта точка равновесия свидетельствует о единстве экономиче-
СПб., 1992. Гл. 2—4.
ских интересов покупателя и продавца.
Корнаи Я. Путь к свободной экономике. М., 1990. Гл. 2.
Если из точки Р опустить перпендикуляр на ось абсцисс, то в
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1999. Т. 2. Гл. 3.
точке КР определим равновесное количество. Оно показывает ве- Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. 1—3 // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 23.
личину товарной массы (в данном случае количество яблок), ко- Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. 2. Кн. 5.
торая удовлетворяет пожелания покупателя и продавца. Гл. 15. Т. 3. Кн. 6. Приложение А.
Проекция точки Р на ось ординат — точка ЦР определяет рав- Милль Дж.С. Основы политической экономии. М., 1980. Т. 3.
новесную цену. Это тот уровень рыночной цены, который одина- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. М., 1992.
Ч. 1. Гл. 1.
ково приемлем для участников рыночной сделки.
Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. Гл. 2—4.
Все сказанное свидетельствует о том, что равновесная цена и
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.
равновесное количество обладают следующими необыкновенны-
Кн. 1 // Антология экономической классики / У. Петти, А. Смит, Д. Ри-
ми свойствами.
кардо. М., 1993.
1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1999. Гл. 3, 5.
нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл. 4.
окупаются их продажей по равновесной цене. Следовательно, дос-
тигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической
эффективности сложившейся рыночной ситуации. Французский 1Аллэ М. Единственный критерий истины — согласие с данными опыта //
экономист М. Аллэ вывел теоремы с такими фундаментальными Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 11. С. 28.
10.1. Конкуренция: ее виды и экономическая роль
Aeaaa 10.Eiieo?aioey e iiiiiieey
124 125

Таблица 10.1
Конкуренция и монополия

Параметры состояния рынка Свободная конкуренция Абсолютная монополия
Число продавцов Много Один
Барьеры входа на рынок
и выхода из него Нет Есть (нет вхождения)
ГЛАВА 10. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ Участие товаровладельцев
в контроле над ценами Нет Полный контроль
Чтобы глубже изучить рыночную систему, надо выяснить: как
взаимодействуют между собой ее участники? Истории давно из-
вестны два противоположных вида взаимоотношений субъектов Конкуренцию можно классифицировать по нескольким осно-
рынка — свободная конкуренция и абсолютная монополия. Сна- ваниям: а) масштабам развития; б) характеру; в) методам сопер-
чала рассмотрим конкуренцию. ничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять
10.1. Конкуренция: ее виды и экономическая роль «свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли-
продажи товаров и услуг);
Конкуренция (от лат. concurrere — состязать- 2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то ограни-
Сущность и ви
ся) — соперничество между участниками ры- ченной территории);
ды конкуренции
3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за по-
ночного хозяйства за лучшие условия произ-
лучение наибольшего дохода);
водства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение
4) межотраслевой (соперничество представителей разных от-
порождается объективными условиями: полной хозяйственной обо-
раслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в це-
собленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью
лях извлечения большего дохода);
от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в
5) национальной (состязание отечественных продавцов и по-
определенный период) и противоборством с другими претенден-
купателей внутри данной страны);
тами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за
6) международной (борьба предприятий, хозяйственных объе-
экономическое выживание и процветание — закон рынка.
динений и государств разных стран на мировом рынке).
Чтобы лучше понять свободную конкуренцию, ее нужно срав-
По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на сво-
нить с абсолютной монополией. Дело в том, что как один, так и
бодную и 2) регулируемую.
другой вид взаимоотношений участников рынка является несим-
По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на
метричным. Противоположность их свойств коренится в совер-
ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредст-
шенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. На- вом снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем по-
глядное представление об этом мы получим в табл. 10.1, которая вышения качества продукции, лучшего обслуживания покупате-
характеризует положение продавцов благ. лей и т.п.).
Из материалов табл. 10.1 нетрудно сделать следующее заклю- Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного
чение. Конкуренция представляет собой более благоприятное со- противоборства.
стояние рынка. Разве можно назвать естественным такое поло- Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке име-
жение, когда всю рыночную власть захватывает один продавец, ется множество независимых товаровладельцев, самостоятель-
который никого не допускает к торговой деятельности и сам дик- но решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых,
тует цены на продаваемые им товары? никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из
10.1. Конкуренция: ее виды и экономическая роль
Aeaaa 10.Eiieo?aioey e iiiiiieey
126 127

него всех желающих. Это предполагает возможность каждому ния) как норматив (от лат. normatio — упорядочение) рациональ-
гражданину стать свободным предпринимателем и применить ного, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим,
свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли продавец установил очень высокую цену на свою продукцию,
хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дис- превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнет-
криминации (умаления прав) и иметь возможность купить това- ся с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через
ры и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не какое-то время придется снижать цену или даже распродавать то-
участвуют в контроле за рыночными ценами. вары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с
Свободная конкуренция, естественно, соответствует начально- непредвиденными убытками.
му периоду капитализма. В более полной мере она проявилась, Второе правило. Чтобы «обхитрить» равновесную цену, това-
пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперниче- ропроизводитель старается затрачивать на единицу продукции
ство в современных условиях — редкое явление. Так, в высоко- меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивиду-
развитых странах такое явление можно обнаружить, например, альной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех
на рынке ценных бумаг и в рыночном состязании фермеров. равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в
Как будет видно из 10.3, в ХХ в. получили развитие новые фор- виде разницы между равновесной и индивидуальной ценами.
мы рыночного соперничества: регулируемая государством конку- Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим иму-
ренция и противоборство монополий. ществом, делают открытия большого хозяйственного значения:
При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно пред- изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят
положить, что свободное соперничество вносит в рыночные от- более эффективные формы организации труда и производства,
ношения полную неорганизованность, беспорядок. В значитель- способы экономного использования ресурсов. Тем самым для
ной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономи-
тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в ческому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Ве-
меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила ры- ликобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающи-
ночного соперничества, определяемые интересами частных соб- еся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей.
ственников. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей циви-
лизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее про-
Рыночное соперничество существенно
Правила конкурент изводить вещи1.
различается по своим результатам в зави-
ного поведения
Третье правило. При обострении борьбы соперники прибега-
симости от количества его участников. ют к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то
Так, индивидуальная конкуренция способна изменять цены толь- иногда применяется демпинг — продажа продуктов по чрезвы-
ко отдельных продавцов. Ведущаяся же в национальном масшта- чайно низким (как их называют, «бросовым») ценам. О подобном
бе конкуренция приводит в движение общую рыночную цену. соперничестве рассказал А. Куприн в романе «Яма». Возникли
Рассмотрим механизмы воздействия конкуренции на цену.
два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конку-
А. Индивидуальная конкуренция. Как известно, особеннос-
рировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что
тью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупа-
понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров тре-
тели являются мелкими собственниками. Никто из них, естествен-
тьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изне-
но, не может в одиночку захватить рыночное пространство и
могая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ пред-
установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство
ложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда
предопределяет правила конкурентной «игры», ведущие сопер-
ников к победе или поражению.
Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень 1 См.: Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономи-
равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложе- ка и международные отношения. 1989. № 12. С. 7.
10.2. Монополия: место и роль на рынке
Aeaaa 10.Eiieo?aioey e iiiiiieey
128 129

его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще Обострившаяся конкуренция среди покупателей ведет к распаду
полбулки белого хлеба. их единства. Достигнутая ранее высокая рыночная цена по спро-
Добившись разорения соперника, победитель, как правило, вос- су начинает снижаться и опускается до уровня равновесной цены.
станавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника. Когда расширяется массовое предложение товаров, то, есте-
Б. Национальная конкуренция. Широко распространено ственно, рыночная цена понижается (рис. 9.4). Но удешевление
представление о том, что в рыночном соперничестве принимают продукта наносит ущерб интересам продавцов. Поэтому один за
участие только отдельные продавцы товаров. Но на самом деле на другим они начинают свертывать сбыт своей продукции, чтобы
рыночной арене часто разыгрывается «война всех против всех». повысить цену. Усиливающаяся конкуренция среди продавцов
Такая национальная конкуренция имеет следующие особенности. приводит к распаду их сплоченной армии. Установившаяся ранее
Прежде всего в ней участвует так называемая «критическая низкая рыночная цена по предложению постепенно повышается
масса» участников рынка. Речь идет о таком числе собственников до уровня равновесной цены.
товаров и денег, которое может — через массовый спрос и массо- Итак, национальная конкуренция является внутренним двига-
вое предложение — воздействовать на уровень рыночной цены. В телем рыночного саморегулирования, которое закономерно воз-
странах с большой численностью населения критическая масса действует на три явления. Во-первых, она влияет на цены, пред-
достигает 10—15 млн мелких товаровладельцев. лагаемые продавцами и покупателями; во-вторых, устраняет
Национальная конкуренция отличается еще и тем, что всеоб- нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в
щее конкурентное сражение ведется, образно говоря, на трех масштабе национального рынка; в-третьих, приводит общую ры-
фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они
ночную цену к точке равновесия.
стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упус-
Думается, некоторые участники ожесточенных экономических
кают возможности «отбить» покупателей у своих соперников.
битв мечтают о рынке без конкуренции. Однако возникают со-
Другой фронт развертывается среди покупателей, которые за-
мнения: возможен ли такой рынок и как его можно создать? Кому
интересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем гото-
это будет выгодно и кому не выгодно? Что же, эти сомнения мы
вы «потеснить» других претендентов на нужный им товар.
попытаемся разрешить ниже.
Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией
продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных
позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится
10.2. Монополия: место и роль на рынке

<< Предыдущая

стр. 14
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>