<< Предыдущая

стр. 15
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

продать свои изделия подороже, а вторая — купить вещи по наи-
меньшей цене. Теперь стоит задуматься над вопросом: какая ар-
Монополия (от греч. monos — один, poleo —
мия выиграет сражение?.. Сущность и ви
продаю) — крупный собственник, который
ды рыночной
Многовековой опыт рыночного противоборства учит следу-
захватывает подавляющую часть рыночного
монополии
ющему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и
пространства в целях своего обогащения.
способна навязать противнику свою цену. Преследуя общие ин-
В экономической литературе дается следующая классифика-
тересы, победители в течение определенного времени не конку-
ция видов монополий.
рируют друг с другом, но затем вступают во взаимную борьбу за
1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды
свои частные интересы.
монополистических организаций.
Какие законы рынка приводят в движение изменяющиеся
В масштабе определенной отрасли — абсолютная (полная)
цены?
монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на
Известно, что если массовый спрос на какой-то товар возрас-
рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет пол-
тает, то его рыночная цена повышается (рис. 9.5). Однако удоро-
ный контроль над количеством товаров, предназначенных для
жание продукта противоречит интересам покупателей. Каждый
продажи, и их ценой.
из них начинает уменьшать свой спрос, чтобы понизить цену.
10.2. Монополия: место и роль на рынке
Aeaaa 10.Eiieo?aioey e iiiiiieey
130 131

! создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых
В масштабе национального хозяйства также образуется абсо-
фирм;
лютная монополия. Она находится в руках государства или его
! ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вош-
хозяйственных органов (например, государственная монополия
ли в монополистическое объединение) доступ к источникам сы-
внешней торговли и т.п.).
рья и энергоносителям;
Монопсония (абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.
! создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами)
2. В зависимости от характера и причин возникновения разли-
уровень технологии;
чают следующие виды монополий.
! применяют более крупный капитал (дающий больший эф-
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяй-
фект от роста масштаба производства);
ственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и
! «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
свободно не воспроизводимые элементы производства (например,
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: кар-
редкие металлы, особые земельные участки под виноградни-
тель, синдикат, трест и концерн. Картель — союз нескольких
ки). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имею-
предприятий одной отрасли промышленности, в котором его
щие особо важное и стратегическое значение для всего общест-
участники сохраняют свою собственность на средства и продук-
ва (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс
ты производства, а созданные изделия сами продают на рынке,
и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается
договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продук-
тем, что они дают огромный экономический выигрыш от боль-
ции, продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат —
ших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими
объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную
затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы
продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяй-
на множестве аналогичных фирм.
ствования сохраняется за участниками объединения, а готовая
Легальные (от лат. legalis — законный) монополии образу-
продукция сбывается как общее достояние через созданную для
ются на законном основании. К ним можно причислить такие
этого контору. Трест — монополия, в которой создается совмест-
формы монополистических организаций: ная собственность данной группы предпринимателей на средства
а) патентная система. Под патентом подразумевается свиде- производства и готовую продукцию. Концерн — союз формально
тельство, выданное правительством страны гражданину на право независимых предприятий (обычно из разных отраслей промыш-
исключительного пользования сделанным изобретением. Патен- ленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого го-
том также именуется документ, дающий право на занятие про- ловная фирма организует финансовый (денежный) контроль за все-
мыслом, торговлей; ми участниками. Консорциум — временное соглашение между
б) авторские права, согласно которым интеллектуальные соб- несколькими банками или предприятиями о совместном проведе-
ственники получают исключительное право продавать или раз- нии финансовых или коммерческих операций большого масштаба.
множать свои произведения в течение всей жизни или какого-то Сущность и особенности всех видов монополистических объе-
периода; динений ярко проявляются в целях и характере их поведения.
в) торговые знаки — специальные рисунки, названия, симво-
лы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, Господство монополий на рынке приводит к
Законы моно
услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать заре- тому общепризнанному следствию, что они
полистического
гистрированные торговые знаки). ценообразования сами устанавливают рыночную цену. При
Искусственные монополии. Под этим условным названием этом своеобразно используются законы, вы-
(которое отделяет эти организации от естественных монополий) ражающие зависимость цены от предложения и спроса.
имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради по- Так, монополии, продающие товары в массовом порядке, в сво-
лучения монополистических выгод. Эти монополии преднамерен- их интересах используют закон рыночной цены по массовому
предложению (рис. 9.4). Они намеренно уменьшают продажу сво-
но меняют структуру рынка:
10.2. Монополия: место и роль на рынке
Aeaaa 10.Eiieo?aioey e iiiiiieey
132 133

их товаров (снижают объем предложения), чтобы создать искус- торого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из
ственный дефицит продуктов. Нехватка рыночных благ ведет к сельскохозяйственного производства.
росту цены по предложению. Так, в последние годы нередко в В нашей стране «ножницы цен» использовались особенно ши-
России и других странах предприятия-монополисты, производя- роко в период индустриализации народного хозяйства. Государ-
щие и сбывающие бензин, резко сокращали продажу моторного ство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало от-
топлива, с тем чтобы при повышенном спросе на него поднять носительно высокие цены на промышленные изделия и очень
цену по предложению. низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем на-
При каждом возобновлении процедуры повышения цен моно- несло большой ущерб экономике села. До сих пор такого рода
полия, разумеется, учитывает потери, которые она несет от умень- «ножницы цен» не устранены. Например, в 1994 г. цены на про-
шения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть мышленные средства производства, выпущенные для сельского
такую утрату дохода, она устанавливает новые цены на более вы- хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйствен-
соком уровне. При этом монополия следит, чтобы выручка от про- ную продукцию.
дажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выго- Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанав-
ду и давала возросшую сумму дохода. ливаемых цен монополии собирают своего рода «дань» с других
В свою очередь монопсония, закупающая большие партии то- предпринимателей и населения.
варов у мелких производителей, своеобразно использует закон Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, моно-
рыночной цены по массовому спросу (рис. 9.5). Заранее скупая, полистические объединения экономическими и другими метода-
например, сельскохозяйственное сырье по низким ценам и созда- ми решительно расправляются с конкурентами. Назовем некото-
вая его большие запасы, монопсония в период сбора нового уро- рые из этих способов.
жая устанавливает низкую цену спроса на закупаемую продук- 1. Хозяйственный бойкот — частичный или полный отказ от
цию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входя-
возрастает с каждым новым снижением закупочных цен, что яв- щими в монополистическое объединение). Монополии предлага-
ляется результатом преднамеренного создания зоны избытка сбы- ют зависимым от них покупателям не приобретать товары других
ваемой продукции. фирм, так как они якобы худшего качества.
Характерен такой пример. Монопсонии западных стран издав- 2. Демпинг — преднамеренная продажа товаров по «бросо-
на закупают дешевое сырье у предпринимателей и мелких това- вым» ценам с целью разорения конкурента.
ропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. 3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независи-
Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного мым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок
африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы). нефти нефтеперерабатывающим заводам).
Наконец, фирма, одновременно являющаяся монополией и 4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на про-
монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых дукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно при-
«ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низ- меняет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных
ких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно рас- покупателей.
ходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается 5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами
на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно (например, спекуляция ценными бумагами на фондовой бирже, о
для многих предприятий обрабатывающей промышленности, ко- чем будет рассказано в гл. 16).
торые — особенно в условиях инфляции — устанавливают цены 6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и
на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличивают- недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоедине-
ся цены в отраслях добывающей промышленности. ния» к монополии. Последние применяют широкий арсенал жес-
токих приемов: подделывают продукцию конкурентов, наруша-
Во второй половине ХХ в. с расширением сферы агробизнеса
ют патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают
в США, Франции, Великобритании и других западных странах
потребителей. Против своих рыночных противников многие фир-
«ножницы цен» стали одним из главных методов, с помощью ко-
10.3. Новое в развитии конкуренции и монополии...
Aeaaa 10.Eiieo?aioey e iiiiiieey
134 135

В 1990-х гг. в России сделаны первые шаги по разработке и
мы применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают
применению антимонопольного законодательства. Кроме того, в
производственные секреты, используя для этого электронные
новом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополис-
средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и
тические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о мо-
т.п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми
нополистических действиях, которые совершены путем установ-
методами вплоть до поджогов помещений, террористических ак-
ления монопольно высоких или монопольно низких цен.
тов и заказных убийств.
Уголовно наказуемым признано также, например, ограничение
Уже в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические
конкуренции путем раздела рынка, ограничение доступа на ры-
объединения разрушают нормальные для рыночной системы от-
нок, устранение с него других субъектов экономической деятель-
ношения. В ответ на такие отрицательные действия в правовых и
ности, установление или поддержание единых повышенных или
демократических государствах применяются соответствующие
пониженных монополиями цен (ст. 178 УК РФ).
меры противодействия. Речь идет об осуществлении антимоно-
Из всего сказанного в данной главе можно сделать два обобщения.
польного законодательства, которое подрывает рыночную власть
Во-первых, в начальный период капитализма в ряде стран
абсолютных монополий.
(XVIII—XIX вв.) преимущественное развитие получила свобод-
Во многих странах государство проводит антимонопольную
ная конкуренция. Во-вторых, в конце XIX — начале ХХ в. про-
политику и регулирование конкурентного рынка по следующим
изошли широкая абсолютная монополизация рынка и вытесне-
основным направлениям.
ние свободной конкуренции.
Первое направление: предотвращается абсолютная монопо-
Какие формы взаимодействия участников рынка появились во
лизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается
второй половине ХХ столетия в высокоразвитых странах? Какую
не укрупнение производства, а только серьезное ограничение тор-
новую роль играют конкуренция и монополия на современном
говли. Так, в США в принятом в 1890 г. антитрестовском законе
рынке? Об этом речь пойдет далее.
монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, рав-
ной или превышающей 60%.
Второе направление: запрещается слияние конкурирующих
10.3. Новое в развитии конкуренции и монополии
компаний. Такое слияние усиливает абсолютную монополизацию
на рубеже ХХ—XXI столетий
и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законода-
тельство не приостанавливает процесс централизации в сфере
производства (объединение предприятий в крупные фирмы или В ХХ в., особенно во второй его половине, в
Тенденции со
хозяйственные объединения). временного рынка корне изменилось взаимодействие между
Третье направление: запрещается установление монопольных участниками рынка.
цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие Долгое время авторы учебников «экономикс» изображали взаи-
подобные виды сговора). моотношения продавцов и покупателей как рынок совершенной
Четвертое направление: сохраняется и поддерживается конку- конкуренции, который состоит из слишком малых предприятий, не
ренция в цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «не- способных влиять на рыночную цену. Сейчас же, по оценке П. Са-
честные», или «обманные», способы соперничества — демпинг, при- муэльсона и В. Нордхауса, достаточно крупные предприятия
менение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, «имеют определенное влияние на рыночную цену. Большинство
лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т.п. рынков в современной экономике в действительности находятся
Любопытно, что к числу «нечестной» конкуренции в США и под влиянием нескольких крупных компаний, чаще всего двух
Англии практически относят использование «шпаргалок» и спи- или трех. Добро пожаловать в реальный мир — мир несовершен-
ной конкуренции»1.
сывание с учебника на конкурсных экзаменах при поступлении в
высшие учебные заведения. Сами законопослушные абитуриен-
ты разоблачают такие действия, за которые следуют серьезные
наказания. 1 Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. С. 158.
10.3. Новое в развитии конкуренции и монополии...
Aeaaa 10.Eiieo?aioey e iiiiiieey
136 137

Что же это за новый мир? Его можно понять, если выявить ства. Во многих странах государство оказывает национальным
тенденции, которые свойственны развитию монополии и конку- монополиям помощь в освоении новейших научно-технических
ренции во второй половине ХХ в. достижений, в подготовке научных и инженерных кадров, а так-
Первая тенденция — к усилению монополизации рынка. же обеспечивает их другими экономическими преимуществами.
Как уже было сказано в гл. 4, научно-техническая революция выз- Ориентиром в этом отношении служит определение рейтинга
вала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хо- в глобальной конкуренции. Так, согласно опросам, проводимым
зяйства. Централизация производства привела к образованию Международным экономическим форумом (оцениваются показа-
мощных естественных монополий, охватывающих национальное тели 46 стран мира), в 1990-х гг. наиболее конкурентной страной
экономическое пространство (магистральные трубопроводы для признавались США. Ближе всего к ней стояли Сингапур, Гонконг и
транспортировки нефти и газа, трассы по передаче электриче- малые европейские страны. Между тем с 1992 по 1997 г. в этом
ской и тепловой энергии и т.п.). Кроме того, в национальной эко- рейтинге Япония спустилась со 2 на 10 место, Германия — с
номике возник монополистический по своей природе государ- 5 на 14, Франция — с 15 на 19. Россия устойчиво занимала 46 место.
ственный сектор. Итак, очевидно, что в современный период характерен необыч-
Вторая тенденция — к обострению конкуренции. Научно- ный синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание) конку-
техническая революция необыкновенно ускорила совершенство- ренции и монополии.
вание технической базы производства. В связи с этим в странах с
новой экономикой резко усилилось соперничество, особенно в об-
Основными формами своеобразного сочета-
Формы синтеза
ласти внедрения новейших достижений техники и технологии.
ния двух видов взаимодействия субъектов
конкуренции
Такая конкуренция стала поистине глобальной (мировой), охва- и монополии рынка выступают: а) монополистическая кон-
тывая все страны с открытой экономикой.
куренция и б) олигополия. О новом состоянии
Таким образом, на исходе ХХ столетия сложилась парадок-
рынка дает представление табл. 10.2.
сальная ситуация: на рынке одновременно усиливают свои пози-
ции прямо противоположные виды взаимодействия субъектов
хозяйствования. Возникает вопрос: какие последствия влечет Таблица 10.2
столкновение двух указанных тенденций? Формы сочетания конкуренции и монополии
Во-первых, в корне меняется экономическая роль многих мо-
Параметры состояния Монополистическая
нополий. Для конца XIX — первой половины ХХ в. традицион- Олигополия
рынка конкуренция
ным было стремление монополий тормозить применение научно-
Число продавцов Много Мало
технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных
Барьеры входа на рынок
цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся
и выхода из него Нет Обычно есть
легальными монополиями и в течение определенного срока ис-
Дифференциация продукта Есть Возможна
пользуют патентное право для обновления технологии.
Участие фирм в контроле Цена индивидуали-
Во-вторых, внедрение достижений научно-технической рево-
над ценами зированного продукта Нелегальный контроль

<< Предыдущая

стр. 15
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>