<< Предыдущая

стр. 16
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

люции требует крупных материальных затрат. Как правило, та- контролируется
кие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, ти-
пичные для свободной конкуренции. В отличие от них монополии
с их высокими доходами могут в своей отрасли добиться первен-
В монополистической конкуренции органически представлены
ства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое
две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма созда-
преобладающее положение на рынке.
ет легальную монополию, которая с помощью патентов, торго-
В-третьих, в последние годы важное значение приобрело уча-
вых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же
стие крупных хозяйственных объединений в глобальной конкурен-
способствует дифференциация (разделение на различные формы)
ции, направленной на завоевание мирового рыночного простран-
10.4. Россия: путь к развитому рынку
Aeaaa 10.Eiieo?aioey e iiiiiieey
138 139

товаров — придание им индивидуальных свойств (по качеству, 10.4. Россия: путь к развитому рынку
форме, окраске, упаковке, условиям продажи). Другая сторона
заключается в том, что на рынке, где продаются однородные това- В нашей стране сложилась непростая история раз-
Абсолютная
ры, имеется много разных конкурентов, проводящих дифферен- монополия вития рыночных отношений. Эти отношения
циацию своих продуктов. были достаточно высоко развиты в конце XIX —
По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олигопо- начале ХХ в. В России прочно утвердилось товарно-денежное об-
лии. Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — ращение, что позволило в 1897 г. ввести золотой стандарт. Однако
господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и во время Гражданской войны 1918—1921 гг. народное хозяйство
на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущие пришло в состояние упадка и разрухи, а рыночные связи были
фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции. фактически свернуты.
Олигополии нередко различными путями (посредством «ли- Рынок вновь возник весной 1921 г. Проводимая советской вла-
дерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») обхо- стью новая экономическая политика создала для возрождения
дят антимонопольные законы и добиваются повышения рыноч- отечественного товарного производства и денежного обращения
ных цен или, по крайней мере, поддерживают выгодные им цены. благоприятные условия:
• мелкие собственники и капиталистические предпринимате-
В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупатель-
ский спрос — неценовая конкуренция. Соперничество в этом слу- ли получили определенную свободу хозяйственной деятельности
чае ведется на основе технического превосходства, высокого ка- (сами распоряжались значительной частью своей продукции, ос-
чества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, тавшейся после выплаты государству налога);
• государство привлекало иностранный капитал для ускорения
расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупате-
лям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается развития производства;
• сложился свободный рынок с устойчивым денежным обра-
усиление воздействия научных достижений на характер и каче-
ство выпускаемых изделий, а также возросшая общественная роль щением, который стал поприщем для конкурентной проверки
и значимость торговой рекламы. жизнеспособности всех хозяйственных укладов;
• стабилизировался курс рубля, а государственный банк стал
При подведении итогов процесса развития конкуренции и мо-
нополии на рубеже ХХ—XXI столетий перед нами предстает со- выпускать червонцы (банкноты в 10 руб.), обеспеченные золотом
временное состояние взаимоотношений участников рынка. Оно и товарами;
• государственные предприятия, переведенные на коммерче-
включает следующие элементы:
1) сравнительно небольшие остатки свободной конкуренции; ский расчет, стали активными товаропроизводителями, добива-
2) острое противоборство монополий с аутсайдерами (неза- ющимися прибыльности продукции.
висимыми мелкими и средними хозяевами); За короткий срок новая экономическая политика позволила
3) соперничество между крупными монополиями на нацио- добиться хороших хозяйственных результатов. Например, по
нальном и мировом рынках; сравнению с уровнем 1913 г. (принятым за 100%) продукция про-
4) монополистическая конкуренция и соперничество между мышленности, составлявшая в 1921 г. 14%, в 1926 г. достигла 96%,
участниками олигополии; продукция сельского хозяйства — 188%.
5) государственное ограничение монополистической деятель- Но с начала 1930-х гг. новая экономическая политика была пре-
ности и защита конкуренции в ее цивилизованных формах. кращена. А рынок, как говорится, «вырубили до основания»: было
Важно подчеркнуть, что в западных странах сейчас нет крайних запрещено свободное предпринимательство и полностью исключе-
состояний рынка: ни господства свободной конкуренции, которая на конкуренция. А затем на десятилетия установилось господство
нарушает нормы цивилизованных отношений, ни абсолютной, ничем не ограниченного государственного монополизма, который
ничем не ограниченной монополии, охватывающей все нацио- опирался на прямое принуждение и приказные методы. Абсолют-
нальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в нашей стране. ная рыночная монополия проявлялась в двух направлениях:
10.4. Россия: путь к развитому рынку
Aeaaa 10.Eiieo?aioey e iiiiiieey
140 141

Таблица 10.3
а) государство монополизировало продажу основной массы то-
Основные признаки абсолютной монополии
варов; и развитого рынка
б) оно выполняло роль всеохватывающей монопсонии, по-
скольку закупало основную массу сырьевой продукции (напри- Абсолютная монополия Развитой рынок
мер, продукцию колхозов).
Плановое распределение центром Продажа всем желающим производ-
Государственный монополизм нередко отличается прямым про- средств производства, рабочей силы и ственных факторов и финансовых
изволом в установлении цен. Так, в конце 1940 — начале 1950-х гг. финансовых средств средств в негосударственном секторе
Советское государство ежегодно проводило снижение цен на про- Централизованное установление неиз- Цены основаны на договоре покупате-
меняемых цен лей и продавцов
довольственные и другие товары для населения. Это осуществля-
Распределение многих продуктов по Свободный выбор покупателями всех
лось за счет уменьшения цен, по которым государство приобрета-
установленным государством нормам видов товаров
ло сельскохозяйственные продукты у колхозов и совхозов, что,
Монополия государства во внешней Свобода внешнеэкономической дея-
естественно, наносило ущерб и без того низкому жизненному торговле тельности педпринимателей
уровню сельских тружеников. Монополистические преграды конку- Конкуренция всех товаровладельцев
Со второй половины 50-х и до 90-х гг. ХХ в. государство систе- ренции
матически увеличивало размер денежной зарплаты главным обра-
зом мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим. Повыша-
лись денежные доходы сельских жителей, поскольку возрастали Одна из первостепенных задач — ограничение рыночной влас-
государственные заготовительные и закупочные цены на сель- ти абсолютных монополий рынка и развитие цивилизованных
скохозяйственную продукцию. При этом цены на товары народ- форм конкуренции.
ного потребления оставались неизменными. Движение от полностью монополизированного рынка нача-
Вся система цен не учитывала действительные затраты на про- лось и до сих пор продолжается без каких-либо существенных
изводство продукции. Скажем, очень низкими были цены на мно- изменений состояния российского рынка. Слабо выполняются за-
конодательно закрепленные меры по ограничению монополисти-
гие промышленные средства производства, они были значитель-
ческой деятельности и развитию конкуренции. Поэтому, напри-
но ниже уровня мировых цен. Планирование цен из единого
мер, введение «свободных» цен проводилось руками монополий
экономического центра было неспособно своевременно и пра-
и в их интересах. В то же время государство слабо поддерживает
вильно учитывать изменение спроса на товары народного потреб-
мелкий и средний бизнес, без которого не может быть конкурент-
ления. В итоге рыночное преобразование, регулируемое закона-
ного рынка.
ми спроса и предложения, было парализовано.
Важно решить и другую задачу — полностью развить всю си-
стему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране нача-
Чтобы перейти к современной рыночной
Проблема перехода
лись с полного разрушения системы государственного материаль-
к развитому рынку экономике, приходится преодолевать
но-технического снабжения. Однако взамен ее не были созданы
большие трудности. Они связаны прежде
аналогичный рынок производственного оборудования, а также
всего с тем, что между стартом — абсолютной рыночной монопо- рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть
лией — и финишем — развитым рынком, как говорится, дистан- без высокоразвитого рынка недвижимости (земли, жилья) и без
ция огромного размера. Это наглядно показывают данные табл. рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать
10.3, в которой сопоставлены важнейшие черты стартовых и фи- все звенья развитой рыночной системы.
нишных позиций. При преобразовании российской экономики требуется пра-
За период с 1992 по 2000 г. наша страна продвинулась к развито- вильно выбрать тип и структуру рыночных отношений.
му рынку незначительно. Сейчас более четко, чем вначале, обозна- Еще до 1992 г. инициаторы создания новой экономики провоз-
чились задачи, требующие разрешения в теории и на практике. глашали идею создания свободного рынка. Их не смущали предо-
Aeaaa 10.Eiieo?aioey e iiiiiieey
142 143

стережения противников такой ориентации. Так, Дж. Гэлбрейт
(США) в интервью газете «Известия» 31 января 1990 г. откровен-
но и резко заявил: «Те, кто говорит... о возвращении к свободному
рынку времен Смита, неправы настолько, что их точка зрения мо-
жет быть сочтена психическим отклонением клинического харак-
тера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не
?acaae III
стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить».
Но как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила
переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь
IEE?IYEIIIIEEA
идет о возникновении с самого начала множества примитивных
продовольственных и вещевых рынков, где велась индивидуаль-
ная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каждо-
му гражданину было предоставлено право торговать чем угодно
и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий
санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.
Жизнь доказала, что необходимо быстрее решать созидатель-
ные задачи: создавать рынок как социальный институт. Само
движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки
множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную
экономику.

Литература

Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. М., 1996.
Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель.
СПб., 1992. Гл. 7, 8, 9.
Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановый макро-
экономический анализ. М., 2000.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1999. Гл. 23—26.
Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М., 2000.
Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции:
Пер. с англ. М., 1986.
Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 2000. Гл. 8—10.
Стародубровская И. От монополии к конкуренции. М., 1990.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1999. Гл. 11, 12, 14.
Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориента-
ция теории стоимости: Пер. с англ. М., 1959.
Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономи-
ка и международные отношения. 1989. № 12.
Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл. 8, 10.
ГЛАВА 11. КАПИТАЛ
Настоящий раздел начинается с общего знакомства с новой
И ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ
составной частью национального хозяйства.
Микроэкономика (от греч. mikros — малый) — это совокуп-
11.1. Фирма: организация и управление
ность малых форм хозяйствования, которая имеет следующие ха-
рактерные особенности.
1. Тип частной собственности. О современной фирме можно судить прежде
Кто такой пред
Наиболее естественной экономической основой микроэконо- всего по предпринимателю. Предпринима-
приниматель
мики является частнособственническое присвоение средств про- тель — это инициативный человек, который
изводства и результатов труда. К таким отношениям собственно- берет на себя ответственность и риск за дела на предприятии.
сти относятся: а) единоличное владение тружеников — крестьян Чтобы разобраться в существе его деятельности, следует рассмот-
и ремесленников и б) индивидуальный капитал, предполагающий реть все виды предпринимательства. Предпринимательство мож-
применение наемного труда. но классифицировать по двум основаниям: масштабам и характе-
2. Низшие формы кооперации и разделения труда. ру деятельности.
Для микроэкономики типичны начальные формы трудового 1. По масштабам инициативная деятельность подразделяется
сотрудничества: простая (без разделения работы на отдельные на следующие виды.
операции) и не очень сложная кооперация труда (со специализа- Индивидуальное предпринимательство — любая созидатель-
цией работников на выполнении отдельных видов созидательной ная деятельность одного человека и его семьи (создаются торго-
деятельности). вые лавки, небольшие аптеки, химчистки и т.п.).
Общественное разделение труда между товарными хозяйства- Коллективное предпринимательство — полезным делом занят
ми в основном принимает форму предметной специализации какой-то коллектив. Оно включает мелкий и средний бизнес (в
(производство преимущественно одного или нескольких видов США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом работни-
продуктов). ков до 500 человек, в нашей стране — с существенно меньшим);
3. Свободные рыночные связи. крупный бизнес — как правило, огромные акционерные общества,
Между обособленными и независимыми хозяйствами устанав- насчитывающие тысячи человек.
ливаются экономические отношения, свойственные свободному 2. По характеру предпринимательский труд имеет несколько
рынку. Каждое микрохозяйство не в состоянии устанавливать ры- форм. Некоммерческое предпринимательство — не связанное с
ночные цены и участвует в индивидуальной ценовой конкуренции. продажей продукции ради обогащения. Такая благотворительная
4. Единоличное управление хозяйством. деятельность ведется культурно-просветительными и другими
организациями. Например, в США 3/4 семей делают взносы на
Сравнительно небольшие размеры хозяйств в микроэкономи-
ке предопределяют то, что ими управляют сами собственники. подобные цели.
В состав микроэкономики входят две формы хозяйственной Коммерческая деятельность, или бизнес (англ. business —
деятельности — домашние хозяйства и сравнительно небольшие дело), — занятие, приносящее доход. В нее входят: непроизвод-
предприятия. ственный бизнес — профессиональный спорт, концертная дея-
Теперь рассмотрим деятельность фирм, большинство из кото- тельность и т.п.; торговый бизнес — на предприятиях торговли;
рых создают новую стоимость, а затем распределяют ее. бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юриди-
Глава 11. Капитал и образование новой стоимости 11.1. Фирма: организация и управление
146 147

ческая контора; производственный бизнес — доходное дело на вершенствуется информационная инфраструктура предпринима-
предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строитель- тельства — расширяется доступ к полезной информации в госу-
стве и др. дарственных органах, укрепляются патентно-лицензионные
Предпринимательство может проявляться в любой хозяйствен- службы, развивается сеть банковских информационных данных,
ной системе. Оно может быть и на государственном предприятии. накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин
Однако здесь инициатива руководителя фирмы ограничена жест- и компьютерной технологии, и др.
кими рамками приказов и инструкций вышестоящих органов. В В ведущих западных странах заблаговременно определены
условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпри- перспективные направления инновационного предприниматель-
нимательства. Как для жизни каждого человека нужен кислород, ства на XXI столетие:
так для бизнесмена важна свобода хозяйственной деятельности, а) использование мирового информационного рынка для очень
т.е. возможность по своему усмотрению использовать принадле- быстрого внедрения технологических новинок (Япония);
жащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество, б) прогресс промышленных технологий, которые обеспечива-
свобода определять, что и как производить, выбирать поставщи- ют успех во всех областях науки и техники (Германия, Велико-
ков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, британия, Франция);
оставшейся после уплаты налогов, и решать иные производствен- в) повышение интеллектуального уровня работников, их обра-
ные вопросы. зования и квалификации, от чего зависит технологический потен-
В последние десятилетия приватизация государственных пред- циал бизнеса (США).
приятий и рост производства на Западе значительно расширили Поскольку центр тяжести в функциях предпринимателя пе-
предпринимательскую деятельность. По сравнению с 1960-ми гг. реместился на новаторство, то предъявляются новые требования
общее число бизнесменов выросло в Японии в 2 раза, в США — к личности предпринимателя, его психологической характерис-
более чем в 2,5 раза. тике.
Численный рост зачинателей новых хозяйственных дел соче- Фирма «Мак-Бер энд Компани» (США) в своих исследованиях
тается с повышением роли функций, выполняемых организатора- выделила наиболее важные личные качества удачливого бизнес-
ми бизнеса. мена:
" поиск возможностей и инициативность в достижении целей;
В мировой экономической литературе отмеча- " готовность к умеренному риску;
Функции пред
ются три функции предпринимателя. Первая " ориентация на эффективность и качество;
принимателя
из них — ресурсная. Для любой хозяйственной " вовлеченность в рабочие контакты;
деятельности необходимы материальные факторы (средства про- " умение ясно выражать свои цели, дальновидность;
изводства) и работники с достаточными знаниями и умениями. " стремление быть информированным;
Вторая функция — организаторская. Ее задача — обеспечить " систематическое планирование и наблюдение;
такое соединение факторов производства, которое лучше всего " способность убеждать и устанавливать деловые и личные
способствует достижению поставленной цели. Третья функция связи;
предпринимателей — творческая, связанная с организационно- " независимость и уверенность в себе.
хозяйственным новаторством. Выводы «Мак-Бер энд Компани» могут служить своего рода
Роль инновационной (от лат. novatio — обновление) деятельно- тестом, с помощью которого проверяется способность предпри-
сти резко возросла в условиях современного научно-техническо- нимателя успешно справляться со своими функциями. При этом
го прогресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас быстро важно иметь в виду, что одни из необходимых качеств бизнесме-
растет рынок научно-технических разработок, расширяется биз- на — врожденные, другие — результат развития природной пред-
нес, связанный с внедрением новинок техники и технологии. Со- расположенности, а третьи — следствие обучения и практическо-
Глава 11. Капитал и образование новой стоимости 11.1. Фирма: организация и управление
148 149

го опыта. Вряд ли можно усомниться в этом, что далеко не все Прежде всего разберемся в том, что представ-
Кто и как управ
люди способны быть предпринимателями. ляет собой внутрифирменное управление.
ляет фирмой
Управление производством внутри фирмы
В постиндустриальной экономике под воз- (предприятия) представляет собой упорядочивающее, целенап-
Предприниматель
действием научно-технической револю-
ство в информаци равленное воздействие на процесс кооперированного труда. Уп-

<< Предыдущая

стр. 16
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>