<< Предыдущая

стр. 17
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

онном деле ции и в результате быстрого развития сфе- равление призвано обеспечить эффективный выпуск товаров и
ры информационных услуг происходит оказание услуг.
лавинообразное нарастание массы информации. При этом увели- В этих целях на современных предприятиях управление регу-
чение объема научной информации примерно в 4 раза обгоняет лирует (т.е. подчиняет установленному порядку) решающие сто-
прирост численности населения на планете. роны хозяйственной жизни:
В связи с этим перед всеми фирмами возникла сложная про- ! материально-техническое снабжение и сбыт готовой продук-
блема: как информационно обеспечить хозяйственную стратегию ции;
(экономическое развитие на длительный период) и научные ис- ! научные исследования, разработку и внедрение новинок в
следования, проводимые на предприятии? Решение этой пробле- производство;
мы, естественно, требует больших затрат, надежных источников ! маркетинговую деятельность: изучение рынков, определе-
и каналов информации, высокого профессионализма работников ние каналов сбыта продукции и услуг, ценообразование и рекла-
информационных служб. му выпускаемой продукции, оказываемых услуг;
Практическим выходом из создавшегося положения является ! работу с персоналом предприятия: подбор, расстановку, обу-
организация службы консалтинга (англ. consulting — консульти- чение работников и др.;
рование). В ней высококвалифицированные специалисты дают
! сбор, обработку и анализ данных о работе фирмы в целях
советы и предоставляют новейшую информацию по определен-
улучшения ее деятельности.
ному кругу вопросов. На крупных фирмах создаются свои кон-
В ХХ столетии, когда основной стала акционерная форма пред-
салтинговые службы, а мелкие и средние предприятия обраща-
приятий, мозговым центром, воздействующим на деятельность ги-
ются за информационной помощью в консалтинговые фирмы.
гантского акционерного общества, стала не отдельная личность, а
Там они получают нужные им сведения, касающиеся предвиде-
большая группа специалистов по управлению (ученые, инженеры,
ния развития рынков разных товаров и услуг, цен на мировых то-
экономисты, юристы и т.п.). Ведущую роль стали играть менедже-
варных рынках и рынках ценных бумаг и пр.
ры (от англ. mаnаge — управлять) — научно подготовленные спе-
Одновременно многие фирмы создают у себя подразделения,
циалисты, которых фирма нанимает для управленческой работы.
которые налаживают информационные связи с внешним миром.
Все большее усложнение современного производства потребова-
Эти связи получили названия паблик рилейшинз (англ. public
ло развить особую отрасль знаний и умений — менеджмент.
relations — отношения с общественностью). Предприятия доби-
Менеджмент — система теоретических и практических зна-
ваются доброжелательной оценки своей деятельности. В этих це-
ний о принципах, методах, средствах и формах управления про-
лях они используют прессу (публикуются информационные со-
изводством в целях повышения его эффективности и увеличения
общения, посылаются письма в редакции газет и т.п.), радио и
прибыли. Возникла такая междисциплинарная область знаний,
телевидение (проводятся интервью с работниками фирмы, репор-
которая включает сведения из экономики, организации и управ-
тажи и др.), организуют выставки и ярмарки, публичные выступ-
ления производством на предприятии, права, психологии и др.
ления и многое др. В итоге формируется хороший имидж (вне-
Образовался сплав науки, опыта руководящей деятельности, уп-
шний и внутренний образ) фирмы.
равленческого искусства.
В дальнейшем мы будем рассматривать бизнес в сферах про-
Какими навыками и способностями должен обладать совре-
изводства и торговли. В них особое внимание уделяется процессу
менный менеджер? Созданный исследователями своеобразный
управления предприятием.
Глава 11. Капитал и образование новой стоимости 11.2. Производство новой стоимости: его условия и результаты 151
150

11.2. Производство новой стоимости:
словесный портрет включает следующие качества: 1) способность
его условия и результаты
управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие лич-
ные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать
проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (но- Внешней средой деятельности фирмы служит развитая рыноч-
вовведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; ная система. Это накладывает отпечаток на всю организацию эко-
номической деятельности любого бизнесмена.
8) знание современных управленческих подходов; 9) способность
руководить; 10) умение обучать и развивать подчиненных;
11) способность формировать и развивать рабочие группы. Сущность всякого бизнеса наглядно пред-
Формула бизнеса:
варианты ее осу
Итак, менеджер представляет собой тип профессионального ставлена в его формуле
ществления
работника, способного управлять фирмой на строго научной ос-
Д — Т — Д?,
нове. Он придает деятельности предприятия упорядоченность,
согласованность и урегулированность, которые соответствуют где Д — первоначально авансированные (выданные в счет
природе современного индустриального и постиндустриального предстоящих платежей) денежные средства;
производства. Т — приобретенные товары;
Одним из проявлений научного характера деятельности менед- Д? — возросшая сумма денег,
жера служит то, что он придает развитию фирмы плановый ха-
Д? = Д + ?Д,
рактер. На практике это регулярно происходит при организации
производства новой продукции и при создании предприятия, ког- где ?Д — прирост денег (прибыль).
да составляется бизнес-план. Отсюда ясно, как действует предприниматель. С самого нача-
При разработке бизнес-плана выполняются следующие задачи: ла он должен иметь денежные средства, пускаемые в обращение с
а) оценивается будущее положение на рынке — возможность целью наживы. На них он закупает определенные товары. В ко-
успешно сбывать новую продукцию; нечном счете бизнесмен реализует на рынке имеющиеся у него
б) подсчитывается величина затрат на производство новых из- товарные ценности и получает возросшую сумму денег. Прирост
делий или на строительство нового завода; денег по сравнению с первоначально затраченной суммой состав-
в) предусматриваются источники денежных средств (собствен- ляет его доход (прибыль).
ные и заемные — у банка); Главный теоретический вопрос состоит в том, чтобы выяснить:
откуда появляются ?Д — новые деньги?
г) прогнозируется доходность предстоящего бизнеса;
д) учитываются возможные риски и пути их уменьшения. Хозяйственная практика свидетельствует, что формула бизне-
Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма са является общей для разных вариантов предпринимательской
надеется получить у него денежный заем. При этом важно убе- деятельности. Что это за варианты?
дить банк в привлекательности и конкурентоспособности наме- Первый вариант предпринимательства — спекулятивный биз-
ченного дела. В свою очередь с помощью специалистов банков- нес. Он означает скупку товаров по низкой цене и их перепрода-
жу по повышенной цене. Прибыль от спекуляции (Пс) представ-
ское учреждение тщательно изучает бизнес-план, а в случае его
ляет собой разницу между продажной ценой товара (Ц2), по
одобрения строго контролирует его выполнение.
которой спекулянт сбывает вещь, и закупочной ценой (Ц1), по ко-
На крупных фирмах, обладающих сложной и дорогостоящей
торой предприниматель приобретает ее: Пс = Ц2 – Ц1.
техникой, не отдают хозяйственную деятельность во власть ры-
В рыночной экономике спекуляция в большинстве случаев
ночной стихии, а напротив, ведут регулярную плановую работу.
представляется естественным явлением и не преследуется по за-
Это позволяет находить верные пути и средства для реализации
кону. Ее экономической основой является товарный дефицит, ко-
целей предпринимательства. Такие цели связаны с производством
торый образуется на какое-то время. Сам спекулятивный рост
новой стоимости.
Глава 11. Капитал и образование новой стоимости 11.2. Производство новой стоимости: его условия и результаты 153
152

рыночной цены приводит в действие закон предложения по цене, Многовековая хозяйственная практика давно доказала, что по-
а с увеличением производства товаров исчезают экономические настоящему нормальным является производственный бизнес, ко-
условия для спекуляции. торый можно было бы назвать «белым». Познакомимся с ним под-
Второй вариант — криминальный бизнес. Такой способ обога- робнее.
щения на рынке основан на мошенничестве (обмане или злоупот-
реблении доверием), незаконном использовании товарного знака, Формула «белого» бизнеса существенно от-
Процесс
сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем, и т.п. личается от его общей формулы:
производства
Речь идет, например, о продаже фальсифицированных алкоголь- новой стоимости
РС
ных напитков и недоброкачественных товаров, незаконном пред-
Д—Т — ... — П... — Т? — Д?,
принимательстве (без регистрации либо без лицензии — специ- —
СП
ального разрешения). Преступный бизнес может давать, как
правило, кратковременную выгоду. Но он оборачивается больши- РС
где Т —
ми потерями для криминальных элементов после того, как их ра- — товары: рабочая сила (РС), приобретенная на рын-

зоблачат и осудят. СП
Среди предпринимателей, отвергающих преступные способы ке труда, и средства производства (СП);
обогащения, утверждается совершенно иная деловая этика (нор- П — процесс создания новых товаров;
мы нравственного поведения) — совокупность писаных и устных Т? — произведенные фирмой товары с возросшей стоимостью.
договоренностей о правилах «честного бизнеса». Эти правила Отсюда видно, что для начала бизнеса надо иметь капитал —
предлагают всем предпринимателям: а) отказаться от нечестных деньги (Д), которые пускают в дело. На них приобретают средства
методов бизнеса (прежде всего от взяток государственным чинов- производства (СП) и рабочую силу (РС). После этого обращение
никам); б) строить экономические связи на доверии к партнеру; товаров и денег прерывается и начинается главное дело — про-
в) коллективно прекращать все дела с предпринимателями-мо- цесс производства (П), в ходе которого создается новая сто-
шенниками; г) обеспечивать надежное выполнение хозяйствен- имость. Вновь изготовленные полезные вещи обладают возрос-
ных договоров и иных обязательств. шей стоимостью (Т?). После продажи на рынке товаров по их
Теперь выясним: какую общую черту имеет прибыль, получа- стоимости предприниматель получает сумму денег (Д?), которая
емая как от спекулятивного бизнеса, так и от криминальной тор- превышает первоначальную величину капитала. Если из этой
говли? возросшей денежной суммы, полученной за все проданные изде-
Прежде всего вполне очевидно, что спекулятивная прибыль,
лия, вычесть авансированную величину (Д), то бизнесмен полу-
по существу, есть вычет из дохода покупателей, которые тратят
чает валовую (общую) прибыль.
?
большую сумму денег по сравнению с подлинной ценой товара.
Зная, как внешне выглядит последовательное движение денег,
Криминальная прибыль подобна спекулятивному доходу. Если
затраченных на производство, мы приступаем к более углублен-
даже покупатель приобретает, скажем, фальсифицированные то-
ному его анализу. В первую очередь важно понять существо «бе-
вары по сниженной цене, то такая цена не соответствует качеству
лого» бизнеса: какие экономические и правовые условия необхо-
вещи, которая достается преступнику порой почти задаром. Ста-
димы для его реализации?
ло быть, и спекулянты, и преступники используют рынок как ка-
Для всякой фирмы, создающей товары, нужны факторы про-
нал перераспределения богатства населения в свою пользу. Более
изводства. Бизнес основывается на непременном юридическом
того, получаемая ими прибыль не связана непосредственно с со-
условии: собственники всех факторов должны гарантированно
зданием новой товарной стоимости в масштабе всего общества.
(согласно правовым договорам) получать свою долю от общего
В таком случае возникает, пожалуй, не менее любопытный
дохода предприятия.
вопрос: имеется ли такой вариант бизнеса, который прямо связан
Так, для бизнеса часто требуется дополнительный капитал —
с созданием новой стоимости, получаемой без спекулятивного
деньги, расходуемые на покупку средств производства и рабочей
вздувания цен?
Глава 11. Капитал и образование новой стоимости 11.2. Производство новой стоимости: его условия и результаты 155
154

силы. При отсутствии собственных денежных средств предпри- Продолжая наш пример, предположим, что новая стоимость
ниматель вынужден брать в долг чужие деньги. Плата за их ис- составила 1375 тыс. евро. В итоге весь валовой доход предприя-
пользование называется процентом, и ее получает тот, кто предо- тия (денежная выручка от продажи всех тканей) равен: 625 тыс. +
ставил капитал в ссуду. + 1375 тыс. = 2 млн евро.
Для создания полезных благ необходим труд — физические и Значит, результаты «белого» бизнеса в их общем виде можно
умственные усилия людей. Нанятые предпринимателем работни- представить следующим образом. Стоимость готовых изделий
ки получают в соответствии с трудовым контрактом (соглашени- (Ст) включает: стоимость средств производства (старую сто-
ем) вознаграждение за свой труд — заработную плату. имость — СП) и новую стоимость (Сн):
Для изготовления новых благ требуются природные ресурсы
Ст = СП + Сн.
(минералы, лес, другие естественные богатства, которые, ради
краткости, можно именовать «земля»). За пользование чужой зем- В свою очередь новая стоимость распадается на две части —
лей устанавливается цена, называемая рентой. Рента образует заработную плату работников (Зп) и валовую прибыль (Пв):
доход собствениика недвижимости.
Сн = Зп + Пв.
Наконец, если новые идеи, осуществляемые с известным рис-
ком, и усилия предпринимателя по организации и управлению Наконец, валовая прибыль прежде всего подразделяется на до-
фирмой увенчаются успехом, то наградой ему будет соответству- ходы разных собственников: а) процент (Пц); б) ренту (Рз); в) чи-
ющая доля прибыли — предпринимательский доход (в противном стую прибыль (Пч), которая достается фирме:
случае он несет убытки).
Пв = Пц + Рз + Пч.
По всей видимости, предварительные экономические и право-
вые условия бизнеса предопределяют его конечный результат. При Таким образом, мы приходим к общему заключению, что но-
нормальных условиях общий доход фирмы должен включать про- вая стоимость является источником доходов владельцев всех фак-
цент, заработную плату, ренту и прибыль, остающуюся на фирме. торов производства. Ее структура представлена в формуле:
Теперь нам предстоит выяснить, как на практике возникает но-
Сн = Зп + Пц + Рз + Пч.
вая стоимость, являющаяся источником доходов всех прямых и
косвенных участников производства. Согласно К. Макконнеллу и С. Брю, добавочная стоимость —
Возьмем для наглядного примера ткацкую фабрику. Допустим «стоимость проданного фирмой продукта минус стоимость изде-
(цифры условные), за год предприятие закупило и израсходовало лий (материалов), купленных и использованных фирмой для его
средств производства на сумму 625 тыс. евро. Сюда вошли затра- производства; равна выручке, которая включает в себя эквивалент
заработной платы, арендной платы, процента и прибыли»1.
ты на здания (их стоимость за год израсходована частично), тех-
нические средства — машины, оборудование (их стоимость тоже В том, что участники создания новой стоимости получают ре-
частично сношена за год), сырье, материалы, топливо, энергию. гулярный доход по итогам деятельности производственного биз-
Все эти вещи созданы на других предприятиях (строительных, неса, заключена их материальная заинтересованность в постоян-
машиностроительных, добывающих сырье и энергоносители). ном возобновлении и расширении производства нового богатства.
Они поступили со стороны (от других фирм) и воплощают так Итак, на уровне микроэкономики в процессе производства но-
называемую старую стоимость, образовавшуюся до начала про- вой стоимости участвуют все собственники его условий. К ним
изводства на данной ткацкой фабрике. относятся: а) рабочий — владелец рабочей силы; б) бизнесмен,
Затем на фабрике из пряжи работники делают ткань. Они со- который приобретает факторы производства; в) денежный капи-
здают новую стоимость. В нашей стране и на Западе ее называют талист, предоставляющий кредит; г) землевладелец, сдающий
добавленной стоимостью. Так, в российском законодательстве свою землю в аренду. После продажи на рынке изготовленных
добавленной стоимостью названа разница между стоимостью ре-
ализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отне-
сенных на издержки производства и обращения. 1 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1999. С. 6.
Глава 11. Капитал и образование новой стоимости 11.2. Производство новой стоимости: его условия и результаты 157
156

товаров распределяется общая выручка. Из нее каждому участни- Таблица 11.2
ку производства достается определенная доля: рабочему — зара- Структура денежных доходов населения России, %
ботная плата, предпринимателю — прибыль на капитал, ссудно-
Денежные доходы 1992 г. 2002 г.
му капиталисту — процент и собственнику земли — рента.
Все эти виды приобретений образуют систему, поскольку име- Всего 100 100
ют единое происхождение. Они суть «дети» одной «матери» — в том числе:
новой стоимости. Этим предопределяются их неразрывное един-
оплата труда 73,6 66,2
ство и границы сосуществования. Если, предположим, при дан-
выплаты 1
социальные 14,3 14,9
ной величине новой стоимости наращивать одну ее часть, то это
можно сделать лишь за счет каких-то других частей. Это подтвер- доходы от предпринимательской
деятельности 8,4 12,1
ждает рассмотрение состава национального дохода, в котором
доходы от собственности1
суммируются все виды доходов, получаемых владельцами эконо- 1,0 4,9
мических факторов производства. Иллюстрацией может служить другие доходы 2,7 1,9
табл. 11.1, где даны статистические данные по США.
1 Проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды.
Таблица 11.1
Структура национального дохода США (1996 г.)
Способы
Попытаемся проникнуть в тайны возрас-
Доля в нацио- увеличения новой
тания капитала за счет увеличения новой
Виды дохода нальном Примеры стоимости
стоимости. На практике эти тайны при-
доходе, %
крываются покровом мер по охране коммерческой безопасности
Заработная плата 58,1 Заработная плата рабочего, врача
фирмы. Между тем знание сущности производственного бизнеса

<< Предыдущая

стр. 17
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>