<< Предыдущая

стр. 24
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

общее количество проданных благ.
?Пв (совокупная
300
Масса валовой прибыли (?Пв) — это разница между суммой
прибыль)
продаж (?Цо) и совокупными издержками производства (или се- ?Сс (совокупные
250
бестоимостью всех товаров — ?Сс): издержки)
?Пв = ?Цо – ?Сс.
200

Точка самоокупаемости
150
Рассмотрим пример (цифры условные). Небольшая фабрика
занимается изготовлением дверных замков. Цена за штуку — 100
10 евро. За год продано 4 тыс. штук. Сумма продаж составила
40 тыс. евро. Совокупная же себестоимость всех изделий — 5 тыс. 50
евро. Стало быть, валовая прибыль фабрики — 35 тыс. евро.
На деле фирма получает прибыль не так просто, как это описа-
100 Выпуск товаров,
но в данном примере, а главное, не сразу, не с момента начала 10 20 30 40 50 60 70 80 90
тыс. штук
продажи готовой продукции. Напротив, предприятие первона-
чально несет значительные косвенные расходы (на аренду здания, Рис. 14.3. Образование совокупной прибыли
заработную плату служащим, страховку имущества, обслужива-
ние машин и др.). К этому по мере увеличения выпуска продук-
Следовательно, образование массы валовой прибыли зависит:
ции добавляются прямые затраты. В итоге все время нарастает
а) от производственных факторов — величины совокупных из-
величина совокупных издержек — сумма постоянных и перемен-
держек и масштабов производства;
ных расходов.
б) рыночного фактора — уровня оптовых (сбытовых) цен.
Затем наступает такой момент, когда сказывается эффект уве-
Получение массы прибыли дает возможность начать ее рас-
личения масштабов производства: при росте выпуска изделий се-
пределение.
бестоимость каждого из них будет снижаться (из-за экономии по-
стоянных затрат в расчете на единицу продукции). Сначала сумма
Кому же достается вся валовая прибыль? Мно-
Распределение
продаж сравняется с величиной совокупных издержек (?Сс), т.е.
прибыли гие полагают, что вся прибыль идет в частную
будет достигнута точка самоокупаемости производства. В дальней-
собственность бизнесмена и расходуется на
шем наращивание выпуска товаров приведет к образованию и уве-
его личные нужды. Это верно лишь в том случае, если предпри-
личению валовой прибыли. Этот процесс иллюстрирует рис. 14.3
ниматель является единоличным собственником предприятия.
(цифры условные).
Однако после того как бизнесмен растратит всю прибыль на лич-
Из рис. 14.3 видно, что первоначально сумма продаж товаров
ные потребности, он потеряет возможность осуществлять накоп-
(?Цо) была меньше совокупных издержек (?Сс), которые в нача-
ление капитала за счет собственных средств, тем самым рас-
ле производства составили 150 тыс. руб. Однако при выпуске
20 тыс. изделий достигнута точка самоокупаемости (?Цо = ?Сс). ширять и совершенствовать производство. Если же фирма при-
надлежит нескольким собственникам, то ни один из них не впра-
В последующем происходило увеличение массы валовой прибы-
ве присвоить и по своему усмотрению израсходовать всю при-
ли (?П в). За счет снижения себестоимости имеется возможность
быль.
снизить цену товара без значительной потери прибыли.
Глава 14. Прибыль 14.2. Норма прибыли и ее экономическая роль
208 209

За рубежом и в нашей стране имеются еще формы распределе-
В условиях постиндустриального общества распределение
ния прибыли, которые объединяют последнюю с оплатой труда.
прибыли для большинства собственников сильно усложнилось по
Прежде всего это касается многих людей, занимающихся мелким
сравнению с начальной фазой капитализма. Оно схематически
бизнесом. При этом имеются в виду так называемые «смешанные
изображено на рис. 14.4.
предпринимательские доходы». Их получают те единоличные соб-
ственники, которые производят и продают товары обычно на неорга-
низованном рынке. В их доходах как бы сливаются воедино заработ-
Валовая прибыль
ная плата (возмещающая расходование рабочей силы) и прибыль.
Совокупный денежный доход, состоящий из зарплаты и части
прибыли, могут получать рабочие на предприятиях, где применя-
Благотвори-
Процент Чистая
Арендная Налоги
тельные и ются стимулирующие системы участия «в прибылях», «в капита-
за кредит прибыль
плата
иные фонды
ле». При этом денежное вознаграждение делится на две части.
Первая и главная его часть выплачивается по обычным нормам
оплаты труда, а вторая — в конце года в виде премии из прибыли
фирмы. Премия выдается нерегулярно и ставится в зависимость
Личный
Социальные
Подготовка
от уровня дохода предприятия или от размеров той части прибы-
Накопление Экология доход
фонды
кадров
бизнесменов ли, которая создается за счет либо экономии производственных
расходов, либо сбережения затрат на рабочую силу. Все это дела-
Рис. 14.4. Распределение валовой прибыли ется с целью увязать экономические интересы каждого работника
с улучшением результатов коммерческой деятельности фирмы.
В США свыше трети всех компаний использовали те или иные
Прежде всего из прибыли вычитаются суммы, уходящие «на формы «участия в прибылях». Вместе с тем практика показала не-
сторону». К ним относятся арендная плата за пользование чужой достаточную эффективность их применения для стимулирования
землей или зданиями, а также процент за заемные денежные сред- отдачи рядовых работников. Ведь гибкая часть заработка исходит
ства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджеты государ- из финансовых итогов работы компаний, которые во многом зави-
ства и местных органов власти, вкладывает средства в благотво- сят от положения на рынке сбыта, уровня налогообложения и дру-
рительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует гих внешних факторов. Поэтому сейчас все более широко приме-
чистую прибыль. Она используется на производственные и соци- няется система «распределения доходов», при которой уровень
альные потребности предприятия, в том числе на накопление, оплаты труда непосредственно зависит от выработки и качества
охрану окружающей среды, подготовку и переподготовку кадров, продукции, достигнутых каждым отдельным работником.
социальные нужды работников предприятия и другие цели. При нормальном состоянии экономики использование части
Наконец, из чистой прибыли бизнесмен получает причита- прибыли для увеличения доходов работников позволит заинтере-
совать их в экономически эффективном использовании общего
ющийся ему лично предпринимательский доход. В акционерном
имущества, увеличении массы и нормы прибыли.
обществе предназначенная в качестве личного дохода часть при-
были распределяется между всеми пайщиками, внесшими свой
вклад в общий капитал.
14.2. Норма прибыли и ее экономическая роль
При подобном распределении валовой прибыли с увеличени-
ем ее размера приумножается собственность бизнесменов и госу-
Норма прибыли характеризует степень
дарства, а также появляется возможность увеличить доход, иду- Норма прибыли
возрастания капитала (производственных
щий в личное потребление не только работников каждой фирмы,
фондов), который авансирован на производство товаров и услуг.
но и других граждан страны, получающих общественные блага
При этом авансированные средства (Да) складываются из стоимо-
от государства.
Глава 14. Прибыль 14.2. Норма прибыли и ее экономическая роль
210 211

сти средств производства (СП) и расходов на заработную плату 90-х гг. ХХ в. составляла 12—15%. В этом случае бизнесмены
(Зп). В таком случае норма прибыли (Нп) предстанет как отноше- проявляют активность и строго соблюдают правовые нормы хо-
ние прибыли (Пв) к первоначально затраченным средствам, выра- зяйствования. Более агрессивно ведут себя крупные монополии,
женное в процентах: получающие вдвое бульшую норму прибыли; при первой же воз-
можности они пытаются обходить невыгодные им юридические
Пв Пв
? 100.
Нп = = предписания. Криминальные же элементы, например дельцы нар-
Да СП + Зп
кобизнеса, получают норму прибыли, достигающую 300%.
Обычно под нормой прибыли понимается годовая норма при- В 1990-х гг. в России сложилась весьма противоречивая и в
были: отношение полученной за год прибыли ко всему авансиро- целом очень неблагоприятная динамика эффективности бизнеса.
ванному капиталу. С одной стороны, многие промышленные монополии в 1992—
В 1990-х гг. в нашей стране применялись следующие показате- 1999 гг. подняли норму прибыли до 50—70% и более. В крими-
ли доходности предприятий и организаций, которые основаны на нальной экономике, например в наркобизнесе, норма прибыли
формах государственной статистики и бухгалтерской отчетнос- достигла 1000%. Но, с другой стороны, эффективность деятель-
ти (системы показателей, характеризующих состояние хозяй- ности предприятий в национальном хозяйстве резко упала. Об
ственных средств, их источников и итогов работы предприятия, этом свидетельствуют данные табл. 14.1.
организации за отчетный период). О степени доходности судят по
следующим основным показателям:
Таблица 14.1
а) прибыль — конечный финансовый результат: сумма прибы-
Рентабельность продукции и активов предприятий
ли от реализации продукции, основных фондов, иного имуще-
и организаций, %
ства, а также других доходов;
б) рентабельность продукции — соотношение между величи- Показатель 1992 г. 1995 г. 2002 г.
ной прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и затрат на
Рентабельность продукции 32 16 11
ее производство и реализацию;
Рентабельность активов 28 5 –4
в) рентабельность активов — соотношение прибыли и сред-
ней стоимости активов предприятий (организаций). К активам
предприятия относят основные и оборотные фонды, ценности.
Норма прибыли (соответственно рентабельность активов) ха-
Как видно, во всех отраслях экономики России произошло уг-
рактеризует эффективность деятельности фирм. Одновременно
рожающее «скольжение» показателей рентабельности по наклон-
она определяет степень возрастания активности предпринимате-
ной плоскости. Оно сопровождалось очень тяжелыми экономиче-
лей и даже их отношение к соблюдению правовых норм и зако-
скими последствиями. Стало быстро нарастать число убыточных
нов. Английский публицист XIX в. Т.Дж. Даннинг подметил: «Ка-
(бесприбыльных) предприятий и организаций. Если в 1992 г. удель-
питал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой
ный вес таких хозяйственных единиц в основных отраслях эконо-
прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии
мики составлял 15% к общему числу предприятий, то в 2002 г. он
достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте
достиг 43% всех фирм.
10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он ста-
Какие причины вызвали столь плачевное состояние бизнеса в
новится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе
России? Об этом пойдет разговор в гл. 19 и др. Сейчас же рассмот-
голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300%
рим на уровне микроэкономики те факторы производственного
нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы
бизнеса, которые способствуют повышению нормы прибыли. Эти
под страхом виселицы».
факторы позволяют также восстановить жизнеспособность пред-
Эти слова подтверждаются и в наши дни. Так, на Западе обыч-
приятий с неэффективным бизнесом.
ная норма прибыли в промышленности и других отраслях в 70—
Глава 14. Прибыль 14.2. Норма прибыли и ее экономическая роль
212 213

Рентабельность фирм зависит от двух ви- Наконец, на норму прибыли влияет экономия на масштабах
Факторы увеличе
дов факторов: а) внутрипроизводствен- производства. На практике действует тенденция, выражающая
ния нормы прибыли
ных и б) рыночных. Начнем их анализ с преимущества крупного производства перед мелким. На предпри-
первого вида движущих сил (рис. 14.5). ятиях самолетостроения в США в 1920-е гг. обнаружили следу-
ющую зависимость: при удвоении выпуска продукции затраты на
любую технологическую операцию могут быть снижены на 20%.
Такой эффект достигается вследствие углубления разделения тру-
Факторы нормы прибыли
да, применения более производительного оборудования и других
факторов. Все это, естественно, положительно сказывается на
росте рентабельности.
Масштабы
Структура Скорость Экономия
Масса
произ-
затрат средств про-
оборота Нам уже известно, что величина прибыли во многом испыты-
прибыли
водства
капитала изводства
капитала
вает влияние колебаний цен на рынке, где сбывается продукция
фирм. Из рис. 14.2 следует, что цены могут в разной степени спо-
Рис. 14.5. Производственные факторы,
собствовать реализации прибыли, заключенной в товаре. Однако
определяющие величину нормы прибыли
ни этот рисунок, ни комментарий к нему не дают ответа на воп-
рос: что же влияет на уровень цен, а тем самым на получение
Величина нормы прибыли определяется главным экономиче- большей или меньшей нормы прибыли?
ским фактором — величиной массы прибыли. Все, что умножает Уровень рыночной цены изменяется под воздействием соотно-
эту массу, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса. шения спроса и предложения товаров, а это соотношение, в свою
Рентабельность зависит также от структуры авансированных очередь, испытывает воздействие таких рыночных сил, как конку-
на производство средств, а именно от удельного веса расходов ренция и монополия. Стало быть, именно данные факторы влияют
на оплату труда работников. Предположим, на двух предприяти- на колебания рыночных цен, по которым предприятия сбывают
ях применен одинаковый по величине авансированный капитал. свои изделия и тем самым реализуют заключенную в них прибыль.
Но на первом из них израсходовано относительно больше денег Чтобы не только удержаться в рыночном пространстве, но и рас-
на наем рабочей силы. Тогда именно здесь — при прочих равных ширить, как говорится, «свое место под солнцем», бизнесмены вы-
условиях — будет создано больше прибыли, а стало быть, будет нуждены измерять силу глобальной конкуренции, зорко следить за
выше ее норма. изменениями рыночных цен внутри страны и за рубежом.
На годовую норму прибыли воздействует скорость оборота О такой динамике можно судить на примере экспортных цен
средств, затраченных на производство. Когда эта скорость возрас- на ряд товаров (табл. 14.2).
тает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходован- Из данных табл. 14.2 видно, что экспортные цены на некото-
ные им деньги, в том числе использованные на заработную плату. рые основные товары ежегодно могут намного изменяться. Это
В таком случае при прежней величине капитала увеличиваются означает, что в ряде экспортных отраслей российской промыш-
размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге увеличива- ленности рентабельность является неустойчивой. Как известно,
ется эффективность бизнеса. колебания экспортных цен, например на нефть, могут оказывать
Повышению рентабельности способствует экономия затрат сильное воздействие на внутренние (для страны) цены иных то-
на средства производства. Сбережение достигается благодаря вне- варов и рентабельность многих предприятий.
дрению прогрессивной техники и технологии, увеличению коли- Как было сказано в начале главы, фирмы — изготовители мас-
чества рабочих смен в течение суток и др. В результате снижается совой продукции сбывают ее по оптовым ценам торговым посред-
себестоимость продукции и соответственно увеличивается доход никам. Последние продают товары в розничной торговле по бо-
фирмы. лее высоким ценам. Интересно узнать, во-первых, как образуется
Глава 14. Прибыль 14.3. Выгодность торгового бизнеса
214 215

Рассмотрим подробнее, как действуют торговые посредники.
Таблица 14.2
Узловыми пунктами их хозяйственного движения являются опто-
Средние экспортные цены на некоторые основные товары
в торговле со странами вне СНГ, дол. США за т вая и розничная торговля.
Оптовые закупки могут осуществляться в двух вариантах: а) в
1994 г. 1996 г. 1998 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
форме прямых поставок товаров от фирмы-изготовителя в торго-
Нефть сырая 101 134 74 140 125 129 вое предприятие; б) в виде заключения сделок о поставке продук-
ции на товарной бирже.
Лесоматериалы необ-
работанные, за 1 м3 53,0 59,4 46,9 38 35 36

<< Предыдущая

стр. 24
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>