<< Предыдущая

стр. 25
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Товарная биржа — оптовый рынок, где продаются массовые
Медь рафинированная 2042 2143 1655 1676 1470 1470 заменяемые сырьевые и продовольственные товары. Эти блага на-
Алюминий необрабо- зываются «заменяемыми», поскольку речь идет не об определен-
танный 1029 1500 1352 1296 1177 1177
ных, конкретно установленных, а о любых товарах данного вида.
Автомобили легковые,
Товарная биржа — такое учреждение, где не реализуются сами
за 1 шт. 3046 3939 3988 3170 3751 5680
блага, а лишь заключаются контракты (соглашения со взаимными
Автомобили грузовые,
обязательствами для договаривающихся сторон) на их поставку.
за 1 шт. 8494 12833 10220 10223 7804 5305
При этом продукты продаются по стандартам, в которых дан пе-
речень необходимых признаков (качество, сортность и т.п.) и по
образцам (зерно, сахар, шерсть, хлопок, кофе, каучук, металлы).
в торговле надбавка в цене, и, во-вторых, какую норму прибыли
Биржевые сделки заключаются на куплю-продажу изделий
получает торговый бизнес.
двух видов: а) реального блага (имеющегося в продаже); после
заключения контракта продукт поставляется покупателю в обус-
ловленный срок; б) товара, который еще будет произведен (на-
14.3. Выгодность торгового бизнеса пример, пшеница будущего урожая) — так называемые фьючерс-
ные (от англ. future — будущее) торговые операции.
Образование нормы прибыли торгового бизнеса во многом Товарные биржи выявляют реальные цены с учетом складыва-
предопределяется особенностями и экономической ролью торго- ющегося спроса и предложения. Поэтому фирмы, закупающие то-
вого капитала. вары оптом (не только торговые, но и промышленные предприя-
тия), всегда следят за биржевыми ценами, которые складываются
Еще на начальной фазе капитализма возник-
Особенности тор на национальных и мировых оптовых рынках. Известны, напри-
гового капитала ли два вида предпринимательства: бизнес в мер, биржи в Нью-Йорке (специализируются по хлопку, кофе, са-
производстве и бизнес в сфере торговли. хару, какао и др.), Чикаго (зерновая биржа) и др.
Так сложилось разделение хозяйственной деятельности между Торговый капитал доводит изготовленную продукцию до по-
массовым изготовлением благ, с одной стороны, и продажей оп- требителей через розничные магазины. На начальном этапе раз-
товых партий изделий в розницу населению — с другой. вития этого капитала преобладали сравнительно мелкие лавки,
Это разделение труда оказалось выгодным производителям. магазины и торговые кооперативы (которые закупали изделия у
Они не содержат сеть розничных магазинов, а быстро сбывают производителей и продавали их членам кооператива или сбывали
все изделия торговцам-оптовикам и сразу же получают деньги, на рынке продукцию крестьян и ремесленников). В интересах по-
позволяющие расширять производство. В свою очередь торговый требителей получили распространение разные формы торговых
операций и предприятий: специализированные и универсальные
бизнес сосредоточивается на продаже товаров, создавая сеть уни-
магазины, посылочная торговля, продажа вещей в кредит. Наряду
версальных и специализированных магазинов. Это, естественно,
с предприятиями, обслуживающими массовых покупателей, име-
позволяет лучше изучать потребительский спрос, качественнее и
ются магазины, где продаются сверхмодные и престижные това-
быстрее удовлетворять потребности людей.
Глава 14. Прибыль 14.3. Выгодность торгового бизнеса
216 217

Д? — денежная выручка от реализации благ по розничным це-
ры для самых богатых людей. Например, в штате Техас (США)
нам.
прославился магазин Маркуса, где можно купить носовой платок
Из данной схемы мы можем составить первоначальное пред-
за 500 дол., заказать подарок, скажем, слона, и его доставят в нуж-
ставление о прибыли в торговом бизнесе. Торговая прибыль (Пт) —
ный срок...
разница между денежной выручкой и первоначально авансиро-
В последние десятилетия в сфере торговли наблюдаются но-
ванной суммой
вые процессы, связанные с укрупнением капитала, централиза-
цией предприятий, интеграцией крупного торгового и промыш- Пт = Д? – Д.
ленного бизнеса.
Отсюда легко представить формулу нормы торговой прибыли (П?т)
Во-первых, широко развивается франчайзинг — объединение
крупной фирмы с множеством мелких торговых предприятий.
Пт
? 100.
Последние сбывают продукцию фирмы на определенной терри- П? =
т Д
тории. Так повсеместно возникают, например, бензоколонки, рес-
тораны и закусочные быстрого обслуживания. Норма прибыли торгового капитала — это отношение прибы-
Во-вторых, между торговым и промышленным капиталами ус- ли к авансированному капиталу, выраженное в процентах.
танавливаются тесные связи в форме контрактов — соглашений, Теперь детально проанализируем прибыль, чтобы затем луч-
которые охватывают огромное число участников и формируют це- ше представить себе, от каких факторов зависит ее величина. Нач-
лые системы. Контрактные системы объединяют крупный, сред- нем с выяснения первоначальных затрат на торговый бизнес (Д).
ний и мелкий бизнес. Для последних вхождение в такую систему Эти затраты складываются из двух основных элементов:
• расходов на закупку товаров по оптовым ценам (Цо);
служит единственным способом выживания в условиях острой
• торговых издержек (затрат по организации торгового пред-
конкуренции. В свою очередь мелкие магазины служат для круп-
ных производителей своеобразными «датчиками» информации, приятия — Ит).
чутко реагирующими на изменения рыночной конъюнктуры. Следовательно, авансированный капитал будет представлять
В-третьих, образуются крупнейшие торговые фирмы, которые собой сумму, во-первых, затрат на покупку всех благ (Т) по их
обслуживают сбыт продукции многих промышленных фирм. Ска- оптовым ценам (Цо) и, во-вторых, величины торговых издержек:
жем, американская торговая компания «Сирд, Робак» продает из-
Д = Т ? Цо + Ит.
делия нескольких тысяч поставщиков по самому широкому ас-
сортименту товаров. Такое обслуживание производственных
В свою очередь денежная выручка — это произведение коли-
фирм позволяет сделать функции торгового капитала универсаль-
чества проданных товаров (Т) на их розничную цену (Цр):
ными, создать разнообразие благ на рынке и лучше удовлетво-
рять потребительский спрос. Д? = Т ? Цр.
В итоге возросшая концентрация и централизация торгового
капитала усиливают реальное обобществление сферы торговли. Итак, мы можем расшифровать формулу прибыли следующим
Экономическим последствием этого процесса являются ускоре- образом:
ние оборота капитала и возрастание промышленной прибыли. Од- Пт = Т ? Цр — (Т ? Цо + Ит).
новременно повышается выгодность торгового бизнеса.
Вполне очевидно, что масса (абсолютная величина) торговой
прибыли зависит: а) от количества реализованных продуктов;
Торговый бизнес осуществляется по изве-
Норма прибыли
б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними;
стной общей формуле:
торгового капитала
в) издержек торговли. Понятно, что и величина нормы торговой
Д — Т — Д?, прибыли определяется этими же факторами.
Не все указанные величины подконтрольны торговому бизне-
где Д — денежные затраты на торговлю;
су. От его деятельности в большей мере зависят издержки.
Т — товары (закупаемые оптом и продаваемые в розницу);
Глава 14. Прибыль 14.3. Выгодность торгового бизнеса
218 219

4) цены продавцов соответствуют ценам основной части по-
Издержки по организации розничной торговли (Ит) подразде-
купателей. Тогда откроется массовый сбыт товаров.
ляются на два вида.
Пожалуй, ясно, что в 1-ом и 4-ом вариантах торговая прибыль
Первый вид — прямые (или переменные) расходы. Их величина
может быть получена полностью, в 3-ем — частично, а во 2-ом —
изменяется в прямой пропорции с динамикой объема продаж това-
никакой прибыли не будет.
ров. Говоря конкретнее, в прямые издержки входят: затраты на по-
После того как рассмотрены все основные условия образова-
купку продуктов по оптовым ценам и транспортные расходы.
ния торговой прибыли, выясним, в каком соотношении находятся
Второй вид расходов — косвенные (или условно-постоянные)
нормы прибыли в промышленности и торговле.
издержки. Они почти не зависят от объема продаж продукции.
Прежде всего важно учесть следующее обстоятельство. Если
Сюда включаются затраты по содержанию торгового предприя-
промышленная фирма станет непосредственно заниматься сбы-
тия: вознаграждение за труд работников, плата за аренду помеще-
том своей продукции, то ей потребуются дополнительные денеж-
ния, страховой взнос, коммунальные услуги (телефон, электри-
ные средства для организации сложной сети розничной торговли.
чество и др.).
Однако по мере роста размера авансированного капитала пред-
Анализ торговых издержек показывает: когда увеличивается
приятия норма прибыли будет, естественно, снижаться. В силу
объем товарооборота, то в расчете на один продукт прямые (пере-
этого организаторы промышленного бизнеса выбрали иной вари-
менные) расходы не меняются, а косвенные (постоянные) затра-
ант. Они поступились частью прибыли, чтобы уменьшить опто-
ты сокращаются. Отсюда вытекает заинтересованность бизнес-
вую цену по сравнению со стоимостью товара. Возникла двойная
менов в увеличении количества проданных благ, поскольку
выгода. Во-первых, торговые посредники получили возможность
косвенные расходы в расчете на один продукт сокращаются, а
получать прибыль, покупая блага по меньшей оптовой цене и про-
прибыль увеличивается.
давая их по большей розничной цене. При этом последняя могла
Торговая прибыль, как известно, зависит от уровня розничной
и не превышать стоимость продукта. Во-вторых, промышленные
цены по отношению к издержкам в расчете на один товар. Такая
фирмы избежали затрат дополнительных средств на розничную
цена устанавливается следующим образом. К оптовой цене вещи
реализацию своих изделий. К тому же ускорился оборот капиталь-
приплюсовывается торговая надбавка (в нашей стране эта при-
ной стоимости, поскольку предприятия сразу же получают всю
бавляемая величина была названа «торговая накидка»). Эта над-
сумму от продаж продукции по оптовым ценам. А такое ускоре-
бавка (Тн) покрывает издержки и включает прибыль:
ние, как известно, ведет к повышению нормы прибыли.
Т н = Ит + Пт. После разделения бизнеса на специализированные виды —
промышленный и торговый — между ними развернулось острое
Розничная цена, включающая надбавку, не может устанавли-
соперничество за получение большей величины прибыли на равно-
ваться произвольно, если иметь в виду нормальные условия ры-
великий капитал. Однако еще на начальной фазе капитализма сво-
ночных сделок. Важно учитывать два ограничителя при опреде-
бодная конкуренция вызвала тенденцию к выравниванию нормы
лении розничных цен:
• цену продавца, ниже которой он не может продавать товары прибыли и промышленных, и торговых предпринимателей. Ког-
да, допустим, более высокой доходности достигал промышлен-
(цена не покроет издержек и не даст нормальной прибыли);
• цену покупателя, выше которой он не будет платить за вещь. ный бизнес, то в индустриальную сферу устремлялся торговый
капитал, что, разумеется, приводило к снижению промышленной
Могут быть четыре варианта соотношений данных видов цен:
нормы прибыли. Если же более выгодной становилась торговля,
1) цены продавцов и покупателей равны. Тогда блага будут ре-
то в последнюю вливались новые промышленники, а это в конеч-
ализованы по равновесной цене;
ном счете вызывало уменьшение нормы торговой прибыли.
2) цены продавцов и покупателей совсем не совпадают. Това-
Выравнивание норм прибыли в промышленности и торговле
ры не будут проданы;
стало еще больше при монополизации в современной экономике.
3) высокие цены продавцов совпадают только частично с цена-
Эта тенденция особенно укрепилась вследствие объединения
ми некоторых потребителей, имеющих большие доходы. В этом слу-
крупного промышленного и торгового капитала.
чае продукты будет покупать привилегированная часть населения;
Глава 14. Прибыль 14.3. Выгодность торгового бизнеса
220 221

Совершенно иначе сложилось соотношение между нормой при- Таблица 14.3
Продажа продуктов питания
были в промышленности и нормой прибыли в торговле в России в
1990-х гг. Из-за длительного спада производства многие промыш- Виды продуктов питания 1990 г. 1992 г. 1999 г. 1999 г. к 1990 г.
ленные предприятия перестали получать прибыль. В то же время (1990 г. = 100)
степень выгодности торгового бизнеса в середине 1990-х гг. дос-
Мясо и птица, тыс. т 4741 3032 2559 53
тигла 500%. И это не случайно. Процветанию многих торговых
Колбасные изделия, тыс. т 2131 1393 1626 76
предприятий способствовали в особенности следующие условия:
• либерализация цен (по существу ценовой «беспредел») и вы- Мясо животное, тыс. т 987 556 367 31
Яйца, млрд шт. 29,5 27,5 20,3 68
сокая инфляция;
• монополизация рынка; Сахар, тыс. т 4177 2612 2203 53
• ликвидация государственной монополии внешней торговли Хлебные продукты
(в пересчете на муку), млн т 18,9 16,2 16,9 89
и введение свободной внешней торговли. Это привело к широкой
Картофель, тыс. т 4566 4657 3998 88
продаже дешевых отечественных природных ресурсов (нефти,
металла, леса и др.) на мировом рынке по более высоким ценам;
• закупка за границей многих видов дешевых товаров недоста-
точно высокого качества и перепродажа их в России по высоким Как мы видим, потребление населением наиболее ценных про-
ценам. дуктов, содержащих белки животного происхождения, снизилось
Неестественно прибыльное развитие бизнеса во внутренней и вдвое. В целом физический объем розничного товарооборота
внешней торговле на фоне общего хозяйственного упадка поро- (продажа всех товаров в их натуральном виде) с 1990 по 1998 г.
дило ряд социально-экономических противоречий. Одно из ост- сократился на 15%.
рейших среди них состоит в том, что необычайно широкий им- Только в 2000—2002 гг. началось ежегодное увеличение физи-
порт зарубежных товаров, благоприятствующий иностранному ческого объема розничной торговли (продовольственных и непро-
капиталу, стал наносить серьезный ущерб отечественным това- довольственных товаров) — на 7—10% в год. В итоге разорвался
ропроизводителям. Другое не менее острое противоречие заклю- порочный круг снижения уровня жизни населения.
чается в том, что огромная нажива торговых посредников на про- Вполне очевидно, что нынешнее положение торгового бизне-
даже дорогих товаров наносила удар по благосостоянию широких са в нашей стране может в корне измениться в результате значи-
масс, снижала жизненный уровень значительной части населения тельного снижения инфляционного роста цен при стабилизации
страны, порождая тем самым социальную неустойчивость. экономики, подъеме отечественного производства и благосостоя-
В российской экономике возникли тупиковые ситуации. Первая ния населения, а также вследствие усиления государственного ре-
из них такова. Поскольку более доходным стало вложение капита- гулирования внутренней и внешней торговли.
ла не в промышленность, а в торговлю, то это стало тормозить Как свидетельствует мировой опыт, нормализации экономи-
развитие отечественного товарного производства. Тем самым ческих отношений между производством и торговлей и повыше-
подрывалась экономическая база прогрессивного роста нацио- нию нормы прибыли в немалой степени способствует маркетинг.
нальной экономики, наносился все больший ущерб расширению
внутреннего рынка за счет собственных товарных ресурсов. Маркетинг (от англ. market — рынок, мар-
Маркетинг: его эко
Вторая тупиковая ситуация заключалась в том, что выгодный кетинг — рынковедение) — это такая сис-
номическая роль
для торгового бизнеса инфляционный рост цен вызывает сниже- тема управления фирмой, которая лучше
ние покупательной способности населения. Последнее в свою оче- приспосабливает производство к требованиям рынка для более вы-
редь отрицательно сказывается на развитии самой торговли. Не годной продажи товаров. Эта система возникла в 1920-е гг. в США
случайно в 1990-х гг. в нашей стране значительно уменьшились и в 1950—1960-е гг. широко распространилась в западных стра-
объемы продажи, например, продуктов питания (табл. 14.3). нах, когда усугубились трудности со сбытом продукции.
Глава 14. Прибыль 14.3. Выгодность торгового бизнеса
222 223

Рассмотрим, как практически организуется маркетинг. Здесь призывы «купить два предмета по цене одного», «если купить
мы остановимся на четырех условиях эффективной торговли. пять предметов (кусков мыла и др.), то шестой достанется бес-
Первое условие: выбирать для производства продукт, нужный платно». В случаях, если человек неудовлетворен приобретенным
покупателю, обладающий высоким качеством и конкурентоспо- товаром длительного пользования, то ему гарантируется возврат
собностью. Предполагается создать «рынок покупателя», т.е. вы- денег.
пускать товары, которые будет согласен приобрести возможный Третье условие эффективного маркетинга: применять все спо-
потребитель. Фирма «Бергер кинг» (закусочные) провозгласила собы продвижения товара к покупателю; так воздействовать на
главный маркетинговый принцип: «Производите то, что можете людей, чтобы они приобрели его.
продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете про- В этих целях применяются:
! предпродажное обслуживание (предоставление кредита на
извести». Другие специалисты популярно поясняют смысл мар-
кетинга: червяк должен быть по вкусу рыбе, а не удильщику. Что- покупку) и послеторговое обслуживание (гарантийный ремонт и
бы выполнить эти установки, фирма должна провести ряд меро- др.);
! стимулирование сбыта товаров и премирование постоянных
приятий.
А. Изучить рыночный спрос, потребности покупателей. клиентов предприятий сферы услуг (гостиниц, авиалиний, бан-
Б. Повысить качество товара: улучшить дизайн (художествен- ков и т.п.);
! предоставление максимума удобств для потребителей
ное конструирование), в том числе цвет, размеры и другие при-
знаки, учесть психологию потребителей, а также эмоциональные («шведский стол» в ресторанах, гостиницах);

<< Предыдущая

стр. 25
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>