<< Предыдущая

стр. 26
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

! профессионально поставленная реклама.
и рациональные мотивы покупок.
В. Выбрать сегмент (участок) рынка, где слабо удовлетворяет- Четвертое условие эффективного маркетинга: определить по-
ся покупательский спрос и меньше конкуренции. Выбрать опре- зицию на рынке (установить, где и когда выгоднее всего продать
деленный вид продукции, который целесообразно производить. товар). Несоблюдение этого требования приводит к серьезным
Например, фирма «Америкэн тайм корпорейшн» при изучении ошибкам. Так, в штате Род-Айленд (США) обанкротились два ма-
рынка ручных часов в США выявила три сегмента по типу тре- леньких ресторана: в них был подготовлен широкий выбор блюд
бований покупателей. Первый сегмент (23% рынка) составили итальянской кухни с довольно высокими ценами, но среди мест-
люди, желающие приобрести дешевые часы и не придающие зна- ных жителей было много людей шведского происхождения со
чения их качеству и внешнему оформлению. Потребители второ- средним уровнем дохода.
го сегмента (46%) предпочитают часы высокого качества, более Как свидетельствует многолетний опыт, применение марке-
элегантные и дорогие. Третий сегмент (31%) составляют люди, тинга позволяет производителям и продавцам решительно улуч-
которые покупают часы в качестве подарка и особенно интересу- шить торговый сервис (обслуживание). Однако нельзя не видеть
ются их внешним оформлением. Однако оказалось, что часовая оборотной стороны маркетинга:
• повышение цен из-за дорогой, хотя и красивой упаковки;
промышленность в основном выпускала продукцию для третьего
• рост расходов на кредит покупателям, их послеторговое об-
сегмента. Фирма «Америкэн тайм корпорейшн» резко увеличила
производство улучшенных изделий для первых двух сегментов и служивание и др.;
• широкое распространение назойливой и зачастую недосто-
использовала новые каналы сбыта (часы стали продаваться в уни-
вермагах, аптеках и других звеньях рыночной торговли). В итоге верной рекламы;
• применение ядовитых красителей, вредных пищевых доба-
фирма вышла на первое место в мире по производству наручных
часов. вок, придающих товарам более привлекательный вид;
• рекламирование вредных для здоровья товаров — сигарет,
Второе условие маркетинга: цена товара должна покрывать
производственные затраты и приносить прибыль предприятию, спиртных напитков и т.п.
а также быть приемлемой для потребителя. На практике приме- Против таких действий фирм применяются соответствующие
няется гибкое ценообразование. Внимание людей привлекают противодействия. Во многих странах законодательство пред-
Глава 14. Прибыль
224 225

усматривает защиту прав потребителей; усиливается контроль за
качеством продукции; упорядочивается рекламная деятельность,
с тем чтобы она не наносила ущерб людям. В этом же направле-
нии активно действуют общества, защищающие права потреби-
телей.
Итак, благодаря маркетингу фирмы-производители совер-
шенствуют производство и улучшают рыночные связи с потреби- ГЛАВА 15. ДОХОДЫ ОТ СОБСТВЕННОСТИ
телями их продукции. В конечном счете все это ведет к увеличе-
нию массы и нормы прибыли. Продолжим рассмотрение системы доходов в микроэкономи-
ке. До сих пор изучались доходы лиц, участвующих в трудовой и
предпринимательской деятельности. Теперь будут рассмотрены до-
ходы от собственности: а) процент (доход от использования такого
Литература
движимого имущества, как деньги, ценные бумаги) и б) рента (до-
ход от недвижимого имущества, в том числе земли). Их общей чер-
Васильев Т.А., Каменова Н.Г. Товарные биржи. М., 1991.
Диксон Д.Е.Н. Совершенствуйте свой бизнес. М., 1992. той является то, что получатели процента и ренты непосредствен-
Котляр Ф. Основы маркетинга. М., 1992. но не причастны к созданию новой стоимости. Между тем
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1999. Гл. 23, 29. согласно правовому договору с бизнесменами — заемщиками
Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. М., 1995. имущества собственники получают от последних причитающую-
Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. 2. Кн. 6.
ся им часть стоимости. Рассмотрим конкретные механизмы полу-
Гл. 6—8.
чения двух видов доходов от собственности.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1999. Гл. 15.
Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести соб-
ственное дело и добиться успеха. Вып. 2. М., 1992.
15.1. Кредит и его современные формы

Кредит (от лат. credit — он верит) — предоставле-
Кредит: сущ
ние в долг товаров и денег на условиях возврата
ность и виды
через известное время суммы долга плюс процент.
Исторически первоначальной формой кредитных отношений
было ростовщичество. Ростовщичество — это выдача денег в
долг с условием уплаты заемщиком высоких процентов при пога-
шении долга. В Древней Греции в IV в. до н.э. были известны
случаи ростовщических ссуд с уплатой 42% в месяц (свыше 570%
годовых). Ростовщический капитал существует до сих пор в тех
странах Азии, Африки и Латинской Америки, где слабо развиты
товарно-денежные отношения.
Денежные ссуды от ростовщиков люди брали на различные
потребительские нужды. С возникновением же капитализма биз-
несмены стали использовать кредит для получения прибыли. Кре-
дитные отношения превратились в важнейшее условие хозяйство-
вания. Еще в XVI в. это обстоятельство не без юмора подметил
Франсуа Рабле. В его романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» весель-
Глава 15. Доходы от собственности 15.1. Кредит и его современные формы
226 227

чак Панург высказал поразительное суждение: «Природе легче Лауреат Нобелевской премии американский экономист Фран-
было бы питать рыб в воздухе и пасти оленей на дне океана, чем ко Модильяни постарался выявить психологические закономер-
терпеть скаредный мир, где никто не давал бы в долг». ности образования у населения сбережений. Он выдвинул гипо-
Чтобы создать нормальные условия для производственного биз- тезу «жизненного цикла». Предположим, с начала своей трудовой
неса, были решены две задачи. Во-первых, проценты для денеж- деятельности человек делает сбережения (сдает их на сохранение в
ных ссуд были снижены до приемлемого уровня, не превышавше- банк) и денежные накопления (приобретает ценные бумаги). Эти
го среднюю норму прибыли. Во-вторых, были изысканы новые — суммы непрерывно нарастают и достигают максимума перед вы-
гораздо более обширные — источники ссудного капитала. ходом на пенсию. Все это делается для поддержания достигнуто-
Ссудные капиталисты сколачивают денежный капитал за счет го уровня потребления в старости. Свой вывод Ф. Модильяни
многих источников (рис. 15.1). высказал в известной формуле: «Молодые сберегают, старые тра-
тят». Данная гипотеза была практически учтена банками, пенси-
онными фондами и другими кредитными учреждениями.
Для современных условий характерна тенденция к значитель-
ному увеличению доли заемных средств в финансировании (обес-
Источники ссудного капитала
печении деньгами) хозяйства. Например, японские фирмы за счет
привлеченных ресурсов финансируют 4/5 всех средств на расши-
рение производства.
Фонд Иные временно
Фонд Накопление Денежные
заработной свободные В условиях развитого товарного хозяйства впервые возникает
амортизации капитала накопления
платы деньги
рынок ссудных капиталов. В качестве предмета купли-продажи на
нем выступает особый товар — капитал. Его особенность состоит
Рис. 15.1. Виды источников ссудного капитала
в том, что деньги приобретают дополнительную полезность —
способность возрастать по стоимости и приносить прибыль.
В состав рынка ссудных капиталов входит рынок инвестиций.
Владельцы ссудного капитала сосредоточивают у себя времен- Под инвестицией подразумевается долгосрочное вложение капи-
но свободные денежные средства из фонда амортизации (восста- тала в какое-то предприятие или дело ради получения прибыли.
новления) основного капитала, постепенно образующегося (по При этом финансовые инвестиции идут на закупку акций, облига-
мере продажи готовой продукции) фонда заработной платы. Они ций и ценных бумаг, выпущенных предприятием или государством.
обращают в кредитные средства не занятые в деле деньги пред- Реальные инвестиции — это использование денег для увеличения
принимателей и других слоев населения, используют пенсион- производственного основного капитала (зданий, сооружений,
ные, страховые и иные фонды. В течение определенного периода оборудования), жилищного строительства, товарно-материаль-
все эти денежные сбережения не приносят собственникам ника- ных запасов.
кого дохода и их выгодно отдать в ссуду, даже под сравнительно Основными организационно-экономическими формами креди-
небольшой процент. та являются коммерческий и банковский. Они различаются по
Особо следует сказать о новом источнике ссудного капитала. составу участников, объектам кредитования, величине процента
Во второй половине ХХ в. в развитых странах значительно вырос и сфере использования.
жизненный уровень населения. В связи с этим заметно возросла Коммерческим называют такой кредит, который предоставля-
величина тех свободных денег, которые люди сдают на сохране- ется товарами с отсрочкой платежа. Он часто возникает, когда при-
ние (под установленный процент) в банки и другие сберегатель- обретатель продукции не может немедленно расплатиться за нее
ные учреждения. Скажем, в Японии такие деньги составляют 18% наличными деньгами. В этом случае используется, как правило,
всех располагаемых личных доходов (идущих на текущее потреб- вексель — специальное долговое обязательство заемщика упла-
ление и сбережения), в Италии — 22%. тить определенную сумму денег в указанный срок. Зачастую
Глава 15. Доходы от собственности 15.1. Кредит и его современные формы
228 229

Банки выполняют свои функции в двух взаимосвязанных ви-
предприниматель, получивший вексель, делает на нем передаточ-
дах операций: пассивных — операциях по образованию банков-
ную надпись (индоссамент) и использует вместо денег для по-
ских ресурсов и активных — операциях по их размещению и ис-
купки нужных благ у другого продавца, а этот — у третьего и т.д.
пользованию (рис. 15.2).
Тем самым, попадая в торговый оборот, вексель становится про-
Денежные средства банков складываются из собственных ка-
стейшим видом кредитных денег.
питалов (они образуют, как правило, незначительную часть всех
Коммерческий заем является основой кредитной системы, он
средств: в США, например, 8%) и депозитов — вкладов клиен-
непосредственно обслуживает движение капитала в сфере произ-
тов. Депозиты делятся на срочные (вложения на заранее установ-
водства. Этот кредит возможен только между фирмами, непосред-
ленный срок и не подлежащие изъятию до его наступления) и до
ственно связанными хозяйственными отношениями (предприяти-
ями, которые создают средства производства, и фирмами, которые
их потребляют). Его нельзя использовать, например, для оплаты
труда работников. Функции банков
Универсальный характер имеет банковский кредит, который
выдается в виде денежных ссуд. В отличие от коммерческого зай-
ма он может предоставляться в значительно большем объеме, на Пассивные Активные
более длительные сроки каждому бизнесмену и на любые цели.
Учет векселей
Срочные депозиты
В сфере кредитных отношений распространены и другие их
Фондовые операции
Депозиты до востребования
формы: а) потребительский кредит (продажа отдельным лицам то-
Подтоварные ссуды
варов через розничные магазины с отсрочкой платежа, предостав-
Бланковый кредит
ление банками ссуды на потребительские цели); б) ипотечный
кредит (долгосрочный заем под залог недвижимости — земли, Рис. 15.2. Функции банков
зданий); в) межхозяйственный кредит (выпуск предприятиями и
организациями для предоставления друг другу акций, облигаций
и других ценных бумаг); г) государственный кредит (выпуск об- востребования (вклады на текущие счета, которые банк обязан
лигаций государственных займов, покупаемых бизнесменами и выдать по первому требованию вкладчика).
населением). В активные операции входят разнообразные ссуды: вексель-
Среди всех кредитных организаций главную роль выполняют ные, фондовые, подтоварные, бланковые. Наиболее распростра-
банки. ненным является учет векселей. Банк покупает вексель у пред-
принимателя, если тот стремится превратить его в деньги еще до
Основная функция банков — сосредоточивать у
Банки: их виды наступления срока платежа. Из обозначенной на векселе суммы
и функции себя денежные средства и предоставлять их в удерживается учетный процент — плата за предоставление де-
ссуду. Исторически первоначальным делом бан- нежной суммы. При наступлении срока платежа по векселю банк
ков является посредничество в платежах. Они хранят у себя де- предъявляет его к оплате тому, кто выдал долговое обязательство.
нежные средства предпринимателей, по поручению которых ведут Величина учетной ставки может сильно изменяться. Так, самая
расчеты с поставщиками и покупателями, вносят платежи в госу- высокая учетная ставка английского банка с 15 ноября 1979 г. по
дарственную казну, ведут кассовое обслуживание фирм (выдают 3 июля 1980 г. составила 17%. Самая низкая была на уровне 2% с
им наличные деньги для заработной платы и на другие цели). 26 октября 1939 г. по 7 ноября 1951 г.
Банки выпускают кредитные средства обращения — знаки Банки осуществляют фондовые операции: дают ссуды под за-
стоимости, которые выполняют роль денег в товарообороте и пла- лог ценных бумаг — акций, облигаций, закладных и т.п., а также
покупают такие бумаги. Подтоварные ссуды предоставляются
тежах (наличные деньги, банкноты).
Глава 15. Доходы от собственности 15.1. Кредит и его современные формы
230 231

ловиях эти банки являются учреждениями универсального харак-
под залог продукции, находящейся на складах, в пути, в торговом
тера. Они осуществляют операции на рынке ценных бумаг, ведут
обороте. Если ссуды не погашаются в срок, то заложенные ценные
денежные дела клиентов и занимаются валютными операциями.
бумаги и товарно-материальные ценности переходят в собствен-
Специализированные банки заняты преимущественно опреде-
ность банков. Наиболее крупным предпринимателям, платежеспо-
ленными видами финансово-кредитных операций. Например,
собность которых не вызывает сомнений, предоставляется бланко-
инвестиционные банки осуществляют финансирование и долго-
вый кредит: ссуду выдают без всякого обеспечения.
срочное кредитование капитальных вложений; ипотечные банки
Кроме пассивно-активных операций и расчетов банки занима-
предоставляют ссуды под залог недвижимости (земельных участ-
ются торгово-комиссионной деятельностью: покупают и прода-
ков, домов); экспортно-импортные банки кредитуют внешнюю
торговлю и ведут расчеты с иностранными контрагентами. В кре-
дитную систему страны входят сберегательные кассы, сосредо-
Банки
точивающие временно свободные денежные средства населения,
а также кредитные кооперативы, куда объединяются в основном
мелкие товаропроизводители, берущие ссуды на началах взаимо-
Центральные Коммерческие Специализированные
помощи.
Во второй половине ХХ в. в банковском деле появились новые
Инвестиционные
тенденции, которые раскрыли невиданные ранее организационные,
Ипотечные
экономические и технические возможности банковского кредита.
Экспортно-
Во-первых, резко усилился процесс концентрации и центра-
импортные
лизации ссудного капитала, возникли банки-гиганты. Они с помо-
Рис. 15.3. Виды банков
щью различных экономических способов фактически подчиняют
маломощные кредитные учреждения.
Во-вторых, крупнейшие банки превратились во многоцелевые
ют золото, обменивают национальную валюту на иностранную,
кредитно-финансовые учреждения, которые предоставляют кли-
размещают займы, распродают акции и облигации и т.п.
ентам 100—300 видов услуг. Они выпускают и реализуют ценные
В зависимости от характера выполняемых функций и опера-
бумаги, начисляют и удерживают налоги, ведут счета амортиза-
ций банки делятся на три основных вида: центральные, коммер-
ционных отчислений и другие бухгалтерские и расчетные опера-
ческие и специализированные (рис. 15.3).
ции для клиентов. Все более расширяются консультационные и
Главную роль среди кредитных учреждений играют централь-
информационные услуги. Банковские специалисты, включая тех-
ные банки. Центральный банк страны наделен государством ис-
нических экспертов, непосредственно участвуют в выборе важ-
ключительным правом эмиссии (выпуска) банкнот (банковских
нейших инвестиционных проектов промышленных и торговых
билетов) — денежных знаков, основных видов бумажных денег.
фирм, помогают в ведении финансового хозяйства.
Кроме того, он обычно выполняет другие функции:
> хранит государственные золотовалютные резервы, сохра- В-третьих, возросшее значение для кредитных операций в ми-
ровом масштабе приобрели международные банковские организа-
няет резервные фонды (запасы) других кредитных учреждений;
> дает ссуды коммерческим банкам; ции. К ним относится, например, возникший в 1930 г. Банк между-
> обслуживает государственные учреждения; народных расчетов (БМР). Эта валютно-кредитная организация
> проводит расчеты и переводные операции, контролирует де- была создана центральными банками Бельгии, Великобритании,
Италии, Франции, Германии и Японии, а также группой банков
ятельность кредитных учреждений;
> регулирует количество денег в национальной экономике. США. Сейчас акционерами БМР являются центральные банки и
частные лица 30 стран мира. Этот орган совместно проводит фи-
Коммерческие банки дают ссуды предприятиям главным обра-
нансовые операции международного характера и консультации по
зом за счет денежных средств, привлекаемых ими в виде вкладов,
валютно-финансовым вопросам. Это делается с целью более тес-
и ведут расчеты между предпринимателями. В современных ус-
Глава 15. Доходы от собственности 15.2. Прибыльность банковского бизнеса
232 233

15.2. Прибыльность банковского бизнеса

<< Предыдущая

стр. 26
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>