<< Предыдущая

стр. 38
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

по данным табл. 21.1.
В-четвертых, в социально ориентированной экономике госу-
После второй мировой войны в западных
Распределение до
дарство с помощью налогов перераспределяет личные доходы
ходов в социально странах было внедрено государственное
граждан — от самых богатых к необеспеченным и малообеспе-
ориентированной регулирование экономики в соответствии с
ченным жителям страны. Благодаря такому перераспределению
экономике кейнсианскими принципами. В результате
государство дает средства к существованию тем, кого свободная
этого существенно изменился характер го-
рыночная экономика бросает на произвол судьбы (инвалиды, мно-
сударства: оно стало правовым и демократическим. Сложился но-
годетные семьи, бездомные и др.).
вый вариант рыночной экономики — социально ориентированный.
Наконец, в-пятых, в социально ориентированной рыночной
Каковы же основные черты модели социально ориентирован-
экономике возникает социальная опора гражданского общества
ной рыночной экономики?
на так называемый средний класс (по уровню получаемых дохо-
Во-первых, в такой экономике нормальным считается плюрализм
дов). Во многих высокоразвитых странах граждане (семьи) де-
форм собственности. Этим выражается больший демократизм от-
лятся на три основных класса: а) богатый — 10—15%, б) средний
ношений собственности. Считается необходимым существование
класс — 70—80% и в) бедный — 15—20%. В случае опоры на
государственного сектора экономики, на который возлагается за-
средний класс обеспечивается наибольшая социальная стабиль-
дача (которую не в состоянии решить свободная рыночная эконо-
ность общества. Этому, несомненно, способствуют создаваемые
мика) обеспечить социальную устойчивость общества.
государством различные фонды социального назначения.
Во-вторых, в социально ориентированной экономике все
граждане наделены по закону основными социальными правами До сих пор мы исходили из того, что при нормальных услови-
и свободами. Они могут отстаивать эти права в суде. ях производства величина заработной платы соответствует расхо-
Глава 21. Регуляторы национального хозяйства 21.4. Смешанная система управления национальным хозяйством
338 339

21.4. Смешанная система управления
Таблица 21.1
национальным хозяйством
Индекс человеческого развития в ряде стран в 1999 г.

В том числе индекс
Для современной экономической теории с
Противоборст
Индекс
ожидаемой во взглядов 1970-х гг. стало характерно противоборство
человеческого валового
Страны продолжи- уровня
развития различных взглядов по вопросам регулирова-
внутреннего
тельности образования
продукта ния национального хозяйства. Придерживаясь крайних взглядов,
жизни
одни экономисты высказываются за усиление экономической
Россия 0,775 0,69 0,92 0,72 роли государства, другие — за повышение значения свободного
Канада 0,936 0,89 0,98 0,93 рынка и частного предпринимательства.
Существо разногласий между сторонниками рыночного и го-
США 0,934 0,86 0,98 0,96
сударственного регуляторов состоит в следующем. За рыночное
Швеция 0,936 0,91 0,99 0,90
саморегулирование выступают те экономисты, которые по сути
Япония 0,928 0,93 0,93 0,92
отстаивают частнокапиталистические интересы, состоящие в по-
Великобритания 0,923 0,87 0,99 0,90
лучении максимальной прибыли. Такие интересы проявляются
Франция 0,924 0,89 0,97 0,91
при свободных рыночных связях частных предприятий.
Германия 0,921 0,88 0,97 0,91
В отличие от этого поборники государственного регулирова-
Китай 0,718 0,75 0,80 0,60
ния фактически отстаивают общенациональные интересы. Пос-
Ангола 0,422 0,33 0,36 0,58
ледние, во многом противоположны частнособственническим
интересам и предполагают определенное ограничение свободно-
го капиталистического предпринимательства (см. гл. 4).
дам на воспроизводство рабочей силы (см. гл. 13). При этом не Важное значение для разрешения противоречий имеет объек-
принималась во внимание роль государства в жизнеобеспечении тивный анализ достоинств и недостатков каждого регулятора на-
людей. Такая роль на начальной фазе капитализма не осуществ- ционального хозяйства. Дискуссия между различными научными
лялась. школами позволила прийти к следующим выводам, подкреплен-
Впервые система социального страхования была создана госу- ным реальной хозяйственной деятельностью во всех странах.
дарством в Германии в конце XIX в. Здесь были приняты законы о Во-первых, ни рыночный, ни государственный макрорегуля-
страховании от несчастных случаев и по болезни (1883—1884 гг.), тор не является тем идеальным хозяйственным механизмом, ко-
о введении пенсий по старости и инвалидности (1899 г.). Затем торый способен избавить развитое рыночное хозяйство от трех
система государственного социального страхования была органи- зол: кризисов, безработицы и инфляции. Кстати, во всех экономикс
зована в Австрии, Франции, Великобритании и других странах. эти негативы признаются, по существу, вечными проблемами.
Во второй половине ХХ в. государство в странах Запада пере- Во-вторых, критическое сопоставление двух регуляторов при-
шло к обобществлению некоторых усилий воспроизводства рабо- вело к неожиданному результату. Была убедительно доказана не-
чей силы. Особенно быстро здесь развивалась социальная инфра- полноценность как исключительно рыночного, так и чисто
структура, в значительной мере финансируемая за счет государства. государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем то,
В нее входят учреждения здравоохранения, образования, перепод- что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере име-
готовки работников и т.п., а также различные системы государ- ется в другом.
ственного обеспечения (выплата пенсий, пособий и т.п.). Сопоставим между собой два типа макрорегулятора: стихий-
Стало быть, помимо активного участия в управлении хозяйст- но-рыночный и планово-государственный.
венными процессами государство стало выполнять многообраз- А. Сначала сравним сам характер регулирования националь-
ные задачи социального регулирования. ного хозяйства.
Глава 21. Регуляторы национального хозяйства 21.4. Смешанная система управления национальным хозяйством
340 341

Свободный рынок (с его регулирующими ценами) оказывает Частные собственники (как типичные участники рынка) не бе-
рутся вкладывать свои капиталы в такие сферы, которые не дают
обратное воздействие на производство апостериорно (от лат.
им достаточной прибыли. Это касается, скажем, школьного обра-
а posteriori — из последующего), т.е. после того, как товары со-
зования, фундаментальных наук. Только государство создает и
зданы и ничего исправить уже нельзя. Учет полезных результатов
поддерживает за счет своего бюджета нерыночный, некоммерче-
в этом случае ведется методом проб и ошибок, посредством дей-
ский сектор экономики.
ствий вслепую.
Д. Рассмотрим связь известных нам регуляторов с удовлетво-
В противовес этому государственный регулятор действует ап-
рением спроса населения на предметы потребления и услуги.
риорно (от лат. а priori — из предшествующего). Еще до начала
Государственный регулятор (не имеющий обратной связи) сла-
производства товаров и услуг государство заранее прогнозирует
бо и с большим запозданием улавливает изменения потребитель-
и планирует конечные результаты. Так можно прямым способом
ского спроса, очень медленно уравновешивает спрос и предложе-
предотвратить какие-то нежелательные последствия стихийных
ние по их объему и структуре. Напротив, рынок очень быстро
хозяйственных действий.
откликается на изменения потребностей покупателей, а также ес-
Б. Рассмотрим отношение разных субъектов экономики к по-
тественным путем (через ценовой механизм) уравновешивает
следствиям своей деятельности, которые в западной экономиче-
спрос и предложение товаров и услуг.
ской литературе получили название «внешние эффекты» (резуль-
Е. Наконец, оценим отношение двух регуляторов к неэффек-
таты). Под такими эффектами подразумеваются побочные послед-
тивному производству.
ствия производственного и рыночного поведения людей. Частные
Как известно, рынок поощряет эффективное хозяйствование и
субъекты рынка загрязняют окружающую среду, создают «про-
избавляется от убыточных предприятий. Только государство мо-
блемы больших городов» (например, нехватка благоустроенного
жет взять на себя затраты на содержание бесприбыльного, но не-
жилья, трудности транспортного обслуживания населения) и т.п.
обходимого для общества производства (изготовление обществен-
Поэтому возникла и все более обостряется потребность регули-
ных благ, военно-промышленный комплекс и др.).
ровать, возмещать отрицательные внешние эффекты. Проведенный сравнительный анализ рыночного и государ-
Что касается рынка, то он не в состоянии не допустить или ственного макрорегуляторов позволяет сделать важное заключе-
ликвидировать тот ущерб, который наносит обществу неконтро- ние: в целях улучшения развития национального хозяйства разум-
лируемое поведение его субъектов. По словам профессора П. Хей- нее всего не менять попеременно один регулятор на другой.
не («Экономический образ мышления»), возникает «проблема Правильнее всего перейти к смешанному типу управления, в ко-
безбилетника». Под «безбилетником» подразумевается человек, тором органически соединяются достоинства двух ранее действо-
который не прочь пользоваться какими-то выгодами, не оплачи- вавших хозяйственных механизмов.
вая их. Однако если никто не платит за блага, то кто же станет их Что же представляет собой более конкретно третий тип мак-
производить? Только государство способно справиться с регули- рорегулятора?
рованием внешних эффектов.
В. Теперь посмотрим, как разные регуляторы относятся к Тип смешанного регулирования национально-
Смешанное
структурным переменам народнохозяйственного масштаба. го хозяйства имеет следующие специфиче-
регулирование
Частные предприниматели не берутся за крупные изменения и его варианты ские черты.
отраслевой структуры национального хозяйства, ибо это не дает Во-первых, новый хозяйственный меха-
им быстрой выгоды. Именно государство может осуществлять низм органически соединяет устойчивость государственного уп-
крупномасштабные структурные перемены. Оно располагает не- равления, необходимую для удовлетворения общественных по-
обходимыми для этих целей ресурсами и способно применить их требностей (нужд нерыночного сектора и социальной сферы) и
за более короткий срок. гибкость рыночного саморегулирования, что требуется в особен-
Г. Сопоставим отношение разных хозяйственных механизмов ности для удовлетворения многообразных и быстро меняющихся
личных запросов.
к некоммерческим видам деятельности.
Глава 21. Регуляторы национального хозяйства 21.4. Смешанная система управления национальным хозяйством
342 343

Во-вторых, только тип смешанного регулирования позволяет Функции государства
оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффек-
тивность хозяйствования; социальную справедливость; ста-
бильность экономического роста. Обеспечение рынка Регулирование внешних Управление нерыночным
В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать сово- деньгами эффектов сектором хозяйства
купный спрос и совокупное предложение. Для этого требуется со-
гласованно привести в действие все рычаги и стимулы хозяйство- Рис. 21.3. Минимальные функции государства
вания на уровнях микро-, мезо- и макроэкономики. в регулировании экономики
Итак, во всех странах с высокоразвитой экономикой имеются
общие основы третьего типа хозяйственного механизма. Границы
Другой государственной функцией является регулирование
распространения смешанной системы регулирования определя-
внешних эффектов, которые представляют собой побочные по-
ются двумя крайними вариантами: а) стихийно саморегулиру-
следствия хозяйственной деятельности отдельных участников
ющимся рынком и б) централизованным планово-государствен-
рынка. Государство призвано: а) измерять внешние эффекты и
ным управлением. Но во второй половине 1980-х гг. таких пре-
проводить перераспределение доходов граждан с помощью спе-
дельных случаев уже не было. Поэтому во всех странах можно
циального налога; б) предотвращать «социальные выбросы» (про-
было обнаружить смешанную — по типу макрорегулирования —
водить предварительную государственную проверку проектов
экономику.
строительства новых предприятий на их экологическую безопас-
Между тем в разных странах имеются свои варианты хозяйствен-
ность); в) административно запрещать производственную деятель-
ного механизма. Они различаются по следующим показателям:
• сферам действия рынка и государства; ность, наносящую вред здоровью людей; г) обязывать предприни-
• функциям регуляторов; мателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной
• формам и методам государственного управления хозяйством. природной среды.
Особая задача государства — управление нерыночным секто-
Практически невозможно рассмотреть множество вариантов
ром национального хозяйства, который предоставляет населению
смешанного типа регулятора. Мы ограничимся анализом двух мо-
товары и услуги общественного пользования. Речь идет о нацио-
делей, которые показывают практические пределы развития сме-
нальной обороне, государственном управлении, единой энерге-
шанной системы управления экономикой:
тической системе и национальной сети коммуникаций, всеобщем
1) с минимальным участием государства в регулировании
образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.
национального хозяйства;
На практике даже минимальное участие государства в экономи-
2) с максимально допустимым участием государства в хозяйст-
ческом макрорегулировании предполагает выполнение ряда задач.
венном механизме (при сохранении рынка).
К ним относятся: а) обеспечение правовой базы, способствующей
1. Первой будет модель с минимальным участием государ-
эффективному развитию рынка; б) защита конкуренции; в) пере-
ства в регулировании экономики. В ней преобладает сфера рынка
распределение доходов и богатства; г) влияние на распределение
по сравнению с государственным сектором. Таково положение,
например, в США. Здесь примерно 4/5 валового национального ресурсов в целях улучшения структуры национального продукта;
д) контроль за уровнем занятости и инфляции, а также поощре-
продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его
ние экономического роста. При регулировании национального хо-
часть производится под контролем государства.
зяйства государство применяет преимущественно не админист-
В данной модели «смешанной экономики» государство выполня-
ративные, а экономические методы.
ет в первую очередь минимально необходимые функции (рис. 21.3).
2. Другая модель смешанного хозяйственного механизма, ко-
Прежде всего делом государства является обеспечение эконо-
торую мы рассмотрим, предполагает максимально допустимое
мики нужным количеством денег, которое должно предотвращать
государственное регулирование.
инфляцию.
Глава 21. Регуляторы национального хозяйства 21.4. Смешанная система управления национальным хозяйством
344 345

Государство регулирует социальные отношения. Особое вни-
Данная модель основывается на значительном развитии госу-
мание при этом уделяется отношениям между работодателями и
дарственного сектора экономики (до 40% ВНП находится под го-
трудящимися. Государство определяет размер минимальной зара-
сударственным контролем). Такое положение можно наблюдать в
ботной платы, следит за обязательным заключением коллектив-
Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.
ных договоров между предпринимателями и профсоюзами, а так-
В таком случае государство осуществляет ряд основных функ-
же проверяет условия труда на предприятиях. Разрабатываются и
ций (рис. 21.4).
проводятся в жизнь программы экологической безопасности на-
селения, принимаются меры к развитию образования, здравоох-
ранения. Создавая систему социальных «амортизаторов» (смяг-
Функции государства
чающих механизмов), государство стремится снизить остроту
социальных противоречий и тем самым укрепить господству-
ющий общественный строй.
Создание условий Регулирование социаль-
Стабилизация экономи-
Повышение эффективности государственного регулирования
для эффективного ных отношений
ческого развития
зависит от умения использовать научные методы прогнозирова-
хозяйствования
ния и планирования. К ним в первую очередь относится научно
обоснованный метод «затраты — выпуск», который разработал
Рис. 21.4. Максимально допустимые функции государства
американский экономист, лауреат Нобелевской премии Василий

<< Предыдущая

стр. 38
(из 45 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>